Bibliography
1. Berdyaev, N.A. Russkiyj putj. - SPb., 1994. - Kn. 1.
2. Rossiyjskiyj patriotizm: istoki, soderzhanie, vospitanie v sovremennihkh usloviyakh. - M., 2010.
3. Saranov, A.M. Innovacionnihyj process kak faktor samorazvitiya sovremennoyj shkolih: metodologiya, teoriya, praktika: monografiya. - Volgograd, 2000.
4. Vlasova, T.I. Pedagogika dukhovnosti. Dukhovno orientirovannoe vospitanie shkoljnikov i studentov. - M., 2009.
5. Boritko, N.N. Pedagog v prostranstve sovremennogo vospitaniya: monografiya / nauch. red. N.K. Sergeev. - Volgograd, 2001.
Статья поступила в редакцию 24.06.14
УДК 378
Taran V.A., Shcherbina V.A. THE ROLE OF MOTIVATION IN SPORTS ACHIEVEMENTS. Competition activity of sportsmen is taking place in the atmosphere of high psychological tension. Only the sportsmen with high developed potential and properties of a personality can achieve success in such struggle. In this research the background and motives aiding sportsmen to achieve the top level of sportsmanship are considered.
Key words: issues, actualization, background, problems, motive, sportsmanship, sportsman, coach, role.
В.А. Таран, канд. пед. наук, доц. каф. физвоспитания, ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону, г. Таганрог, Email: [email protected]; В.А. Щербина, канд. пед. наук., доц. каф. физ. воспитания ЮФУ, г. Таганрог, E-mail: [email protected]
РОЛЬ МОТИВАЦИИ В СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ
Соревновательная деятельность спортсменов протекает на фоне высокой психологической напряженности. Успеха в такой борьбе могут достичь лишь спортсмены, обладающие высоким уровнем развития личности. В работе рассмотрены, мотивы позволяющие спортсмену, при прочих равных условиях достичь вершин спортивного мастерства.
Ключевые слова: проблемы, актуализация, цель, задачи, мотив, мастерство, спортсмен, тренер, роль.
Проблема мотивации в спорте поставила перед исследователями важнейшие задачи изучения ее теоретических и практических аспектов. В научной литературе не найдено однозначной трактовки понятия «мотив». В ряде работ мотив рассматривается только как продукт мозговой деятельности, а не реально существующий психологический феномен.
А.Н. Леонтьев [1] подчеркивал, что работы по проблеме мотивации почти не поддаются систематизации. Он рассматривает соотношение потребностей, мотивов и цели в структуре деятельности. Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы, приемы деятельности, цель, предмет, средства осуществления, результат. Мотивами называются внутренние побудительные силы человека. Они могут быть различных типов: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели. Мотивы и цели деятельности носят обобщенный, интегрированный характер, выражая общую направленность личности, которая в ходе деятельности не только проявляется, но и формируется.
Обычно выделяют два типа мотивации и соответствующие им два типа поведения: внешняя мотивация и соответственно внешне мотивированное поведение; внутренняя мотивация и соответственно внутреннее мотивированное поведение. Мотивы делятся также на позитивные и негативные: первые - понуждают к действию, вторые - избегают действия. Классифицируются потребности и мотивы по времени актуализации (постоянные, устойчивые, циклические, ситуативные), процессуальные и результативные, предметные и функциональные (А.Н. Леонтьев), первичные и вторичные (Г. Халл), органические и надор-ганические, висцерогенные и психогенные (Г. Мюррей), дефицита и роста (А. Маслоу), влечения к жизни и влечения к смерти (3. Фрейд), стремление к власти, превосходству и стремление к принадлежности, общности (А. Адлер) и др. [2]
По нашему мнению следует выделить следующие мотивы:
• физического совершенствования;
• дружеской солидарности;
• необходимость посещать занятия по физической культуре;
• соперничества;
• подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно -спортивной деятельности;
• спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;
• процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;
• игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;
• комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.
В монографии «Психология спорта» Е.П. Ильин [3] раскрывает динамику формирования и развития мотивов занятий спортом на разных этапах спортивной карьеры, подчеркивая, что на начальном этапе выступают, прежде всего, мотивы стремления к самосовершенствованию, к самовыражению и самоутверждению, а также мотивы, связанные с социальными установками и удовлетворением духовных потребностей. На стадии специализации мотивация к занятиям спортом обусловливается повышением интереса к самому виду спорта, стремлением к получению высоких результатов, потребностью в физических нагрузках. Отношения с тренером имеют важное место в поддержании мотивации занятий спортом на данной стадии. На стадии спортивного мастерства основными мотивационными факторами являются стремление поддержать и развить свои достижения, завоевать славу в спортивном мире, способствовать развитию данного вида спорта, содействовать прославлению города, страны, а также обеспечение своего материального благополучия. Четвертая стадия (завершения активного выступления на соревнованиях) проявляется в снижении результативности.
Что же движет спортсменом? Ради чего вообще он стал заниматься? Здесь мы касаемся очень важной проблемы - мотивации.
Разработано большое количество теорий мотивации: когнитивная, гедоническая, теория инстинктов, влечения, социальные теории мотивов и др. Каждая из них пытается дать ответ на то, что движет человеком в его деятельности. Существует множество классификаций мотивов, но отсутствует одна всеобъемлющая.
Некоторые классификации дополняют друг друга. Некоторые рассматривают проблему с разных позиций. На наш взгляд, большого внимания заслуживает мнение специалистов Германии, которые на первое место в классификации мотивов выводят желание быть первым, желание прославить свой клуб, город, страну, а уже затем - удовлетворение жизненных запросов. При проведении отбора для продолжения занятий тенни-
сом в специализированном центре в Ганновере уже в 70-е годы у теннисистов-юниоров определялась структура мотивов. Продолжать тренировки в центре могли лишь имеющие соответствующую структуру мотивов. Так, в свое время были отобраны ставшие известнейшими теннисистами, не один год возглавлявшими мировую классификацию - Ш. Граф и Б. Беккер и др. [4]
Анализируя индивидуальные особенности спортивных мотивов, Е.П. Ильин [5] раскрывает зависимость мотивации от направленности личности и индивидуально-типологических особенностей спортсменов. Выделяет две группы спортсменов: коллективистов, с доминированием общественных, моральных мотивов и индивидуалистов, с преобладанием мотивов самоутверждения, самовыражения личности. Достижение высоких спортивных результатов возможно при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов.
Одним из наиболее часто встречающихся мотивов, побуждающих человека заниматься спортом, является мотив самоутверждения, который обычно связан с объективным чувством неудовлетворенности своими физическими данными. Адлер определяет два чувства: неполноценности и стремления к превосходству как источника энергии личности, мотиваторы для личностного роста и самосовершенствования. Чувство неполноценности вызывает желание преодолеть свой недостаток, а стремление к превосходству побуждает быть лучше других. Знакомство с мотивами компенсации позволяет выяснить оптимальные условия компенсации и сверхкомпенсации в спортивной жизни, которые определяются, прежде всего, чувством общности, умением сотрудничать, стремлением к раскрытию своего творческого потенциала. В тоже время раскрываются факторы, способствующие появлению уродливых, и антисоциальных форм компенсации (агрессивности, жестокости, мстительности, подозрительности). Такие формы порождают дисгармонию личности спортсмена, приводят, не только к внутреннему конфликту личности, но и к проблеме взаимоотношений с тренером, к постоянным конфликтам между спортсменами в команде.
Спортивные достижения непосредственно связаны с мотивацией в достижении. В психологической литературе мотивацию достижения рассматривают как разновидность мотивации деятельности человека, обусловленную стремлением добиваться успехов и избегать неудач. Впервые ее выделил Мюр-рей всего лишь как одну из двадцати потребностей. Удалось обнаружить, что индивидуальные различия в выраженности мотива могут быть весьма большими и могут затрагивать как содержание мотивации достижения, так и силу мотива и его устойчивость.
Спортсмены, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для победы, чем спортсмены, испытывающие сомнения в своих возможностях. Высокая самоэффектив-
Библиографический список
ность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к положительному результату, способствует самоудовлетворению, самоуважению. Низкая самоэффективность, связанная с ожиданием провала, приводит к неудаче и, таким образом, снижает самоуважение. А. Бандура предложил четыре возможных приобретения самоэффективности: способность выстроить поведение, косвенный опыт, вербальное убеждение, состояние физического (эмоционального) возбуждения.
Соревновательная деятельность спортсменов протекает на фоне высокой психологической напряженности. Успеха в такой борьбе могут достигнуть лишь спортсмены, обладающие высокоразвитыми качествами и свойствами личности, которые позволят реализовать, изученные технико-тактических приемы в условиях нелегкого противостояния. Некоторые авторы [6; 7; 8] выделяют в связи с этим особенности мотивации это свойства нервной системы, уровень притязаний, тревожность, общеэмоциональную устойчивость, устойчивость в стрессе.
Исследователи отмечают, что по мере усложнения спортивной жизни происходит рождение новых мотивов, способствующих появлению новых целей. Возникает постоянная взаимосвязь мотивационных и эмоциональных факторов. Когда спортсмен ставит новую цель, стремление достичь ее сопровождается конструктивной эмоцией неудовлетворенности; когда цель достигается, наступает состояние эмоциональной удовлетворенности и т.д. Тренеру необходимо не упускать из виду динамику мотивации поступков воспитанников, особое внимание уделять направленности мотивов, ибо это определяет поведение подопечного; необходимо постоянно анализировать эмоциональную деятельность спортсмена, делая личностно значимыми то одни, то другие мотивы.
К общим свойствам личности относят свойства темперамента, эмоционально-волевые качества, свойства, связанные с социальными взаимосвязями, и ряд других. В качестве одного из важнейших свойств, определяющих надежность деятельности спортсмена, выделяют силу нервной системы.
К важнейшим специальным свойствам личности спортсмена относят:
- соревновательную и эмоциональную устойчивость, проявляющуюся в адекватной эмоциональной оценке ситуации;
- спортивную саморегуляцию, которая проявляется в способности произвольно регулировать изменения в различных функциональных системах;
- соревновательную мотивацию, отражающую состояние внутренних побудительных сил;
- стабильность, которая характеризуется устойчивостью функционального состояния двигательных компонентов, основным компонентом этого качества является степень сформиро-ванности системы действий, которую необходимо реализовы-вать в экстремальных ситуациях.
1. Леонтьев, А.П. Лекции по общей психологии. - М., 2005.
2. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения. - М., 2006.
3. Ильин, Е.П. Психология спорта. - СПб., 2008.
4. Макаренко, Т.М. Повышение эффективности соревновательной деятельности теннисисток на основе учета их индивидуально-психологических особенностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1996.
5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2004.
6. Макклелланд, Д. Мотивация человека. - СПБ., 2007.
7. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПБ., 1999.
8. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность. - СПб., 2003.
Bibliography
1. Leontjev, A.P. Lekcii po obtheyj psikhologii. - M., 2005.
2. Gordeeva, T.O. Psikhologiya motivacii dostizheniya. - M., 2006.
3. Iljin, E.P. Psikhologiya sporta. - SPb., 2008.
4. Makarenko, T.M. Povihshenie ehffektivnosti sorevnovateljnoyj deyateljnosti tennisistok na osnove ucheta ikh individualjno-psikhologicheskikh osobennosteyj: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Volgograd, 1996.
5. Iljin, E.P. Motivaciya i motivih. - SPb., 2004.
6. Makklelland, D. Motivaciya cheloveka. - SPB., 2007.
7. Maslou, A. Motivaciya i lichnostj. - SPB., 1999.
8. Khekkhauzen, X. Motivaciya i deyateljnostj. - SPb., 2003.
Статья поступила в редакцию 30.06.14