Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ)'

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
199
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты колледжа / социально-профессиональные ценности / диагностика / мотивация / профессиональная успешность / социализация / педагогический коллектив / college students / social and professional values / diagnostics / motivation / professional success / socialization / teaching staff

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рыбина Я. Е.

Позитивная гражданская самоидентификация и мотивация к профессиональной успешности выпускников колледжа во многом зависят от принятых на сознательном уровне за годы учебы ценностей, определяющих мотивы их дальнейшей деятельности в социальной и профессиональной сфере. При этом формирование социально-профессиональных ценностей у молодых людей непосредственно связано с процессами их социализации, которая в современных условиях проходит очень неоднозначно. Целью статьи в этой связи является анализ социально-профессиональных ценностей студентов ГБПОУ «Колледж связи № 54» (2018/2019 уч. год), который можно рассматривать как своего рода срез настроений современной молодежи (в лице будущих выпускников колледжа) на уровне социального и профессионального самопозиционирования. При этом автором статьи обосновывается идея включения в понятие «ценности» (в связи с задачами исследования) таких компонент, как «духовно-нравственные предпочтения студента колледжа», «картина мира современного молодого человека», «ценностные установки личности». Это позволяет более определенно соотнести несколько абстрактное понятие «ценности» с основными направлениями опытно-экспериментальной работы. Основными методами исследования являлись анкетирование, письменные опросы, онлайн-опросы, тестирование, собеседования со студентами и преподавателями, а также целенаправленное педагогическое наблюдение, реализуемое в аудиторное и внеаудиторное время. Результаты исследования свидетельствуют о довольно заметном снижении духовно-нравственной составляющей «картины мира» современного студента колледжа, понимания им социальных ролей, ценностей профессионального развития и т. п. Это свидетельствует о необходимости поиска более современных технологий воспитания молодежи, в частности более активного педагогического содействия конструктивному гражданскому и профессиональному становлению выпускников колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рыбина Я. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ТHE PROBLEM OF SOCIAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF COLLEGE STUDENTS (BASED ON DIAGNOSTIC RESULTS)

Positive civic self-identification and motivation for professional success of College graduates largely depend on the values adopted at a conscious level over the years of study that determine the motives for their further activities in the social and professional sphere. At the same time, the formation of social and professional values in young people is directly related to the processes of their socialization, which in modern conditions is very ambiguous. The purpose of the article in this regard is to analyze the socio-professional values of students…, which can be considered as a kind of cross-section of the mood of modern youth (in the face of future College graduates) at the level of social and professional self-positioning. At the same time, the author of the article substantiates the idea of including in the concept of “values” (at the level of the research task) such components as “spiritual and moral preferences of a College student”, “the picture of the world of a modern young person”, “personal values”. This allows us to more clearly relate the somewhat abstract concept of “value” to the main directions of experimental work. The main research methods were questionnaires, written surveys (including online surveys), testing, interviews with students and teachers, as well as targeted pedagogical observation, implemented in classroom and extracurricular time. The results of the study indicate a fairly noticeable decrease in the spiritual and moral component of the “world picture” of a modern College student, their understanding of social roles, values of professional development, etc. This leads to the conclusion that it is necessary to search for more modern technologies for educating young people, in particular, more active pedagogical assistance to the constructive civil and professional development of College graduates.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ)»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 377

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ)

Позитивная гражданская самоидентификация и мотивация к профессиональной успешности выпускников колледжа во многом зависят от принятых на сознательном уровне за годы учебы ценностей, определяющих мотивы их дальнейшей деятельности в социальной и профессиональной сфере. При этом формирование социально-профессиональных ценностей у молодых людей непосредственно связано с процессами их социализации, которая в современных условиях проходит очень неоднозначно. Целью статьи в этой связи является анализ социально-профессиональных ценностей студентов ГБПОУ «Колледж связи № 54» (2018/2019уч. год), который можно рассматривать как своего рода срез настроений современной молодежи (в лице будущих выпускников колледжа) на уровне социального и профессионального самопозиционирования. При этом автором статьи обосновывается идея включения в понятие «ценности» (в связи с задачами исследования) таких компонент, как «духовно-нравственные предпочтения студента колледжа», «картина мира современного молодого человека», «ценностные установки личности». Это позволяет более определенно соотнести несколько абстрактное понятие «ценности» с основными направлениями опытно-экспериментальной работы. Основными методами исследования являлись анкетирование, письменные опросы, онлайн-опросы, тестирование, собеседования со студентами и преподавателями,

Я. Е. Рыбина

Преподаватель ГБПОУ «Колледж связи № 54 имени П. М. Вострухина», г. Москва

E-mail: 766-07-06@mail. ru

Yana E. Rybina

Teacher, College of Communications No. 54 named after P. M. Vostrukhin, Moscow, Russia

Как цитировать статью: Рыбина Я. Е. Проблема социального и профессионального самоопределения студентов колледжа (по результатам диагностики) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 1 (74). С. 91-99.

а также целенаправленное педагогическое наблюдение, реализуемое в аудиторное и внеаудиторное время. Результаты исследования свидетельствуют о довольно заметном снижении духовно-нравственной составляющей «картины мира» современного студента колледжа, понимания им социальных ролей, ценностей профессионального развития и т.п. Это свидетельствует о необходимости поиска более современных технологий воспитания молодежи, в частности более активного педагогического содействия конструктивному гражданскому и профессиональному становлению выпускников колледжа.

Ключевые слова: студенты колледжа, социально-профессиональные ценности, диагностика, мотивация, профессиональная успешность, социализация, педагогический коллектив.

Введение. Одной из основных целей современного образования признается всестороннее развитие личности, в том числе и формирование определенных гражданских, социальных, профессиональных и других ценностей. Большое влияние на воспитательный процесс в современных социокультурных условиях оказывает социализация молодежи, которая в Оксфордском словаре трактуется как процесс формирования у человека ценностных ориентаций и образа мысли, обеспечивающих стабильность внутри социальной группы, в которую он включен [17]. В связи с экономическими и социальными трансформациями в обществе социализация молодежи проходит достаточно неоднозначно, и ее влияние не может не сказываться на ценностях социального и профессионального самоопределения молодых людей, в том числе выпускников колледжа. Утверждение рыночных отношений в образовании (образование стало рассматриваться как сфера услуг) обусловило смену мотивации, приоритетов, ценностных установок молодежи.

Для исследования проблемы социального и профессионального самоопределения студентов колледжа важно подчеркнуть, что высокое понятие качественного и добросовестного труда для себя, на благо семьи, общества, государства стало заменяться утилитарно-прагматическими понятиями «конкурентоспособности», «успешность любой ценой», а нравственный смысл социального и профессионального «блага» стал соотноситься, как правило, с признанием приоритета материального благополучия. Это стало предметом серьезного обсуждения сначала у западных ученых, социологов, педагогов [12; 15; 16], а затем приобрело актуальность и для современного российского общества. Об этом,

к примеру, свидетельствуют проведенные в последние пять лет социологические опросы и научные исследования ценностных ориентаций российской молодежи, в которых констатировано снижение мотивации к получению нужных государству рабочих специальностей, отсутствие уважения к человеку труда, рост прагматизма, снижение чувства ответственности у молодых людей и т.п. [2; 4; 5; 10]

В этой связи автор статьи ставила своей целью проанализировать социально-профессиональные ценности студентов колледжа, что может дать представление о тенденциях и проблемах социального и профессионального самоопределения современных студентов колледжа. Это обусловлено суждением автора о том, что сформированные социально-профессиональные ценности определяют наличие или отсутствие у будущих выпускников колледжа позитивного видения своей профессии, проявления ответственности за свой труд, мотивации к профессиональной успешности, конструктивному социальному взаимодействию, правовому поведению и др. На взгляд автора, результаты проведенной диагностики можно рассматривать как своего рода срез устремлений обучающихся в системе среднего специального образования (далее — СПО), то есть, по сути, современной молодежи, уже сделавшей свой профессиональный выбор и определяющей в будущем техническое, технологическое, информационное развитие общества. В колледже обучаются по специальности «Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем», «Электроснабжение».

К основным методам проводимого исследования отнесены теоретический обзор научной литературы, анкетирование, онлайн-опросы, тестирование, собеседования со студентами, а также целенаправленное педагогическое наблюдение, проводимое как в аудиторное, так и во внеаудиторное время.

Результаты исследования. Анализ научной литературы показал, что утверждению понятия «ценность» способствовали работы Р. Лотце, который соотносил философскую категорию Geltung (нем.— «значимость») с ценностным осмыслением действительности [7]. Многие отечественные и зарубежные ученые признают важнейшей характеристикой человека как личности именно его способность быть носителем духовных ценностей, при этом понятие ценности связывается с такими гносеологическими категориями, как самость, идеал, установка, интересы, ценностные ориентации [1; 6; 9; 13]. Являясь основой мотивации соци-

ального и профессионального поведения людей, принятые личностью ценности определяют характер и перспективы развития любых общественных отношений, социальной и профессиональной деятельности.

Понимание данного факта способствовало становлению в России педагогической аксиологии, в развитие которой внесли свой вклад такие известные ученые, как Н. А. Бердяев, Б. С. Гершунский, В. В. Зеньковский, С. В. Иванова, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, В. В. Розанов, В. А. Сластенин, В. С. Соловьев, С. Л. Франк и др. Анализ их трудов позволил в рамках рассмотрения проблемы социального и профессионального самоопределения студентов колледжа охарактеризовать понятие «социально-профессиональные ценности» как совокупность мировоззренческих знаний, принципов, идеалов личности; духовно-нравственных предпочтений; принятых личностью норм социального и профессионального поведения, а также социальных и профессиональных потребностей и целей, которые определяют деятельность выпускника колледжа в социуме, профессиональном сообществе, в государстве (Рис. 1).

Рисунок 1. Содержание понятия «социально-профессиональные ценности

студентаколледжа»

Выявленное содержаниепонятия «социально-профессиональные ценности» служило ориентиром направленности исследования особенностей социального и профессионального самоопределения студентов колледжа.В этойсвязив рамкахопытно-экспериментальнойработы (2019-2020 гг.)автором былапроведенапервоначальнаядиагностика. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе ГБПОУ «Колледж связи № 54» в ней приняли участие 200 студентов колледжа, 30 преподавателей и сотрудников. Первоначальной диагностикой было охвачено78студентов.

Входепервоначальнойдиагностики авторомбылиспользован в пер-

вую очередь подразумевающий множественный выбор тест известного американского психолога М. Рокича, который привлек тем, что в нем студенты могут соотносить выбор из перечня утверждений с собственными жизненными ценностями, установками и устремлениями. Результаты теста позволили констатировать, что наибольшее количество ожидаемо получили такие жизненные ценности и установки, как здоровье, материальное обеспечение жизни, свобода и независимость, образованность, общественное признание. В то же время достаточно заметным оказался диссонанс между выбором параметров «высокие запросы» (59%), «активная деятельная жизнь» (57%), «эффективность в делах (54%) и теми ценностными ориентациями, которые по сути их обеспечивают. Так, к примеру, категорию «познание (учение исамообразование)» отмет или 27%) неегандентов; каплнореи «отедуктавнаяжоогь» и «з>аг витое» — соответственно 35% и 42% респондентов.

К сожалению, приходится констатировать, что у студентов, пришедших в ко»«е«жпооуч»оьпрефессстонаоьное обр азовениз, гоонсзке высоких завросов,эффективновен 1а деиен и маоериальнкооблагпнолучия не иор-релируется с понятиями «интересная работа» (43%), «ответственность» (4е%)»«широтаизглтежд» (13%)и «нворчество» (°8%). Результата про-вемсноонмое соированвя свидетельствую) также ндовжльно заметвом снчадеоои оуховно-нраасевен ные придоипо в и идe»еовcенpeменн«»о студента колледжа. Так, выбор позиции «честность» отмечен у 39% ре-спеиденеовишепрумофамость к недостаткам» выбрали 31% респондентов.

Воздержался Не согласен Согласен

Рисунок 2. Диаграмма, иллюстрирующая отношение студентов к сожительствукак оптимальнойформезаменысемейныхотношений

в социуме

Результаты теста свидетельствуюттакже о более свободном отношении студентов к традиционным социальным ролям в обществе. Так,

приверженцами ценности счастливой семейной жизни являются 57% молодых людей, но только 36% связывают это с любовью. Дополнительный онлайн-опрос, который выявлял отношение молодых людей к традиционному браку и сожительству (т.н. «гражданскому браку») показал, что большинство молодых людей (66%) согласны с мнением о том, что сожительство / гражданский брак / свободные отношения являются нормальной фор мой реализ ации социальных ролей в обществе (Рис.2).

Входе последующих собеоевоваисРынаправленшохнавыяененсе того, что именно оправдывает подобные отношения, получены ответы, сврщеоолнеа^ющие от сути о желании избежать ответственности за материальное обноудисниееемьии лозмажныы Хытлае1е оеурдиицы, а также за рождение и воспитание детей.

В рамках первичной диагностики нами была использована также развортутаяаикета. Нв имея возможносте прбеехии резульааиы ен аналиьб подросток», отмотин один из идьИыдыг проблемныхнспектов — несформированность позитивного понимания себя как будущего профессионала, человека труда.

Об риам нн воп-ос «Чемхли

кемобуслаылен Вашвыбоуполучееия оаофессие?», гдеиресеиж профессии отметили только 30% будущих выпускников (среди остальных хннии, фильио— шьсгыа, родители идаже «пыдхддали предмеды ХГЭ»). Во-вторыж. охл лтвето1 невoпpoо се роиможном желаиии пысле прыyчeниопoдеoтовки исспецсохыносте амбраш чодолeееивии ГНУ" гую профессию и, главное, о причинах, которые могут на это повлиять. Результаты предобытоенына оис.З.

Возмозажл. портить вьижооплачнЕаеяую

работу.

Возможность сделать карьеру.

Повысить свай социальный статус.

Увеличение шансов на трудоустройство, гарантии занятости

РисунокЗ. Диаграмма,отражающая выборстудентамиколледжа причин возможнойсмены профессии после выпуска

Результаты, полученные в ходе диагностики социально-профессиональных ценностей студентов колледжа, свидетельствуют об актуальности проблемы поиска новых подходов к организации педагогического содействия конструктивному социальному и профессиональному самоопределению студентов колледжа, важнейшим компонентом которого является формирование у будущих выпускников соответствующих социально-профессиональных ценностей.

Заключение. В статье рассмотрена проблема социального и профессионального самоопределения студентов колледжа. Вывод об актуальности проблемы обоснован анализом исследований в данном направлении зарубежных и отечественных ученых, а также проведенной автором первоначальной диагностикой социально-профессиональных ценностей студентов колледжа, реализованной в рамках опытно-экспериментальная работа на базе ГБПОУ «Колледж связи № 54» (2018-2020 гг.). Отмечено, что проблема конструктивного социального и профессионального самоопределения студентов колледжа в современных условиях усугубляется особенностями социализации молодежи, значительным влиянием на их мировоззрение и ценности изменений в современном обществе социально-профессиональных идеалов, отношения к людям труда и т.п. [2; 7; 11; 14]

Это предполагает поиск новых педагогических подходов к целенаправленному формированию профессиональных и социальных ценностей студентов колледжа, лежащих в основе социального и профессионального самоопределения молодых людей, получающих специальную профессиональную подготовку в образовательных организациях СПО. В этой связи необходимо, на взгляд автора, учитывать как особенности социализации современных студентов, так и идеи отечественных и зарубежных педагогов, социологов, психологов о признании студента субъектом образовательного процесса, в связи с чем приоритет отдается поиску и применению технологий педагогического содействия формированию социально-профессиональных ценностей студентов колледжа для достижения цели их позитивного социального и профессионального самоопределения.

Литература

1. Аркова Т. И. Духовно-нравственные ценности вузовского образования современного российского общества (социально-философский анализ): дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2017. 190 с.

2. Бегичева О. Л., Гришаева С. А., Поляков М. Б. и др. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования: монография / под общ. ред. С. В. Чуева. М.: Изд. дом ГУУ, 2017. 131 с.

3. Будущее в настоящем: человеческое измерение цифровой эпохи: мат-лы III Междунар. науч. конф. Гуманитарные Губкинские чтения» (Москва, 5-6 апреля 2018 г) / ред.: М. Б. Балычева, О. М. Смирнова. В 3-х ч. Ч. 3. М.: Изд. Рос. гос. ун-та нефти и газа им. И. М. Губкина, 2018. 290 с.

4. Бурняшева Л. А., Газгиреева Л. Х., Макаев Х. А.-А. Переоценка духовно-нравственных ценностей молодежи современного российского социума // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (04.03.2020, г. Иркутск) / отв. ред. А. А. Сукиасян. Уфа: OMEGA SCIENCE, 2020. С. 104-106.

5. Елишев С. О. Социальные последствия манипуляций молодежью // Труд и социальные отношения. 2019. № 1. С. 80-93.

6. Литвак Р. А., Жунусова К. С. Развитие духовно-нравственных качеств личности как основа формирования гражданской позиции студенческой молодежи // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12. № 3 (49). С. 131-138.

7. Лотце Р. Микрокосм. Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии. Душа / пер. с нем. М.: Либроком, 2012. 162 с.

8. Максимов В. В., Малахова Е. А. Цивилизационная идентичность российской студенческой молодежи в цифровом обществе // Вестник университета. 2020. № 3. С. 160-166.

9. Несова Н. М. Аспекты нравственного воспитания студентов через призму христианских ценностей // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2020. Т. 9, № 1. С. 72-78.

10. Осипова Н. Г., Елишев С. О., Прончев Г. Б. и др. Аналитический отчет МГУ им. М. В. Ломоносова по итогам социологического исследования по теме «Особенности процесса формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи и осуществления молодежной политики в Российской Федерации». М.: Изд-во МГУ 2015. 276 с.

11. Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сб. мат-лов. / сост. Е. В. Литвинов. СПб.: Международные образовательные проекты, 2019. 133 с.

12. Abes E. S., Jones S. R. Meaning-making capacity and the dynamics of college students' multiple dimensions of identity // Journal of College Student Development. 2004. No. 45. P. 612-632.

13. Oullette J. Ме, Myself and Why: Searching for the Science of Self. New York: Penquin Books, 2014. 348 p.

14. Pechenjova T. Strategies for the education of new ("digital") generation students // International Conference on research Trends in Social Sciences, Education, Humanities, Business and Management Studies: Proceedings, 30.03.2020. San Francisco, USA: Scientific Public Organization "Professional science", Lulu Inc., 2020. P. 20-26.

15. Putnam R. Making Democracy Work: Civic Tradition in Modern Italy. Princeton: Princeton University Press, 1993. 235 p.

16. Rokeach М., Ball-Rokeach S. J. Stability and change in American value priorities, 1968-1981 // American Psychologist. 1989. No. 5. P. 775-784.

17. The Oxford English Dictionary. 2nd Edition. Vol. XV. Oxford: Clarendon Press, 1989. 910 p.

THE PROBLEM OF SOCIAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF COLLEGE STUDENTS (BASED ON DIAGNOSTIC RESULTS)

Positive civic self-identification and motivation for professional success of College graduates largely depend on the values adopted at a conscious level over the years of study that determine the motives for their further activities in the social and professional sphere. At the same time, the formation of social and professional values in young people is directly related to the processes of their socialization, which in modern conditions is very ambiguous. The purpose of the article in this regard is to analyze the socio-professional values of students..., which can be considered as a kind of cross-section of the mood of modern youth (in the face of future College graduates) at the level of social and professional self-positioning. At the same time, the author of the article substantiates the idea of including in the concept of "values" (at the level of the research task) such components as "spiritual and moral preferences of a College student", "the picture of the world of a modern young person", "personal values". This allows us to more clearly relate the somewhat abstract concept of "value" to the main

I fl. E. Pbi6uHa

directions of experimental work. The main research methods were questionnaires, written surveys (including online surveys), testing, interviews with students and teachers, as well as targeted pedagogical observation, implemented in classroom and extracurricular time. The results of the study indicate a fairly noticeable decrease in the spiritual and moral component of the "world picture" of a modern College student, their understanding of social roles, values of professional development, etc. This leads to the conclusion that it is necessary to search for more modern technologies for educating young people, in particular, more active pedagogical assistance to the constructive civil and professional development of College graduates.

Keywords: college students, social and professional values, diagnostics, motivation, professional success, socialization, teaching staff.

References

• Abes E. S., Jones S. R. Meaning-making capacity and the dynamics of college students' multiple dimensions of identity // Journal of College Student Development. 2004. No. 45. P. 612-632.

• Arkova T. I. Duhovno-nravstvennye cennosti vuzovskogo obrazovaniya sovremennogo rossijskogo obshchestva (social'no-filosofskij analiz): dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.11. M., 2017. 190 s. [In Rus].

• Begicheva O. L., Grishaeva S. A., Polyakov M. B. i dr. Cennostnye orientacii rossijskoj molodezhi i real-izaciya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki: rezul'taty issledovaniya: monografiya / pod obshch. red. S. V. Chueva. M.: Izd. dom GUU, 2017. 131 s. [In Rus].

• Budushchee v nastoyashchem: chelovecheskoe izmerenie cifrovoj epohi: mat-ly III Mezhdunar. nauch. konf. Gumanitarnye Gubkinskie chteniya» (Moskva, 5-6 aprelya 2018 g) / red.: M. B. Balycheva, O. M. Smirnova. V 3-h ch. Ch. 3. M.: Izd. Ros. gos. un-ta nefti i gaza im. I. M. Gubkina, 2018. 290 s. [In Rus].

• Burnyasheva L. A., Gazgireeva L. H., Makaev H. A.-A. Pereocenka duhovno-nravstvennyh cennostej molodezhi sovremennogo rossijskogo sociuma // Sovremennye problemy i perspektivnye napravleni-ya innovacionnogo razvitiya nauki: sb. st. Mezhd. nauch.-prakt. konf. (04.03.2020, g. Irkutsk) / otv. red. A. A. Sukiasyan. Ufa: OMEGA SCIENCE, 2020. S. 104-106. [In Rus].

• Cifrovaya obrazovatel'naya sreda: novye kompetencii pedagoga: cb. mat-lov. / sost. E. V. Litvinov. SPb.: Mezhdunarodnye obrazovatel'nye proekty, 2019. 133 s. [In Rus].

• Elishev S. O. Social'nye posledstviya manipulyacij molodezh'yu // Trud i social'nye otnosheniya. 2019. № 1. S. 80-93. [In Rus].

• LitvakR. A., Zhunusova K. S. Razvitie duhovno-nravstvennyh kachestv lichnosti kak osnova formirovaniya grazhdanskoj pozicii studencheskoj molodezhi // Sovremennaya vysshaya shkola: in-novacionnyj aspekt. 2020. T. 12. № 3 (49). S. 131-138. [In Rus].

• Lotce R. Mikrokosm. Mysli o estestvennoj i bytovoj istorii chelovechestva. Opyt antropologii. Dusha / per. s nem. M.: Librokom, 2012. 162 s. [In Rus].

• Maksimov V. V., MalahovaE. A. Civilizacionnaya identichnost' rossijskoj studencheskoj molodezhi v cifrovom obshchestve // Vestnik universiteta. 2020. № 3. S. 160-166. [In Rus].

• Nesova N. M. Aspekty nravstvennogo vospitaniya studentov cherez prizmu hristianskih cennostej // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Social'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii. 2020. T. 9, № 1. S. 72-78. [In Rus].

• Osipova N. G., Elishev S. O., Pronchev G. B. i dr. Analiticheskij otchet MGU im. M. V. Lomonosova po itogam sociologicheskogo issledovaniya po teme «Osobennosti processa formirovaniya cennostnyh orientacij sovremennoj rossijskoj molodezhi i osushchestvleniya molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii». M.: Izd-vo MGU, 2015. 276 s. [In Rus].

• Oullette J. Me, Myself and Why: Searching for the Science of Self. New York: Penquin Books, 2014. 348 p.

• Pechenjova T. Strategies for the education of new ("digital") generation students // International Conference on research Trends in Social Sciences, Education, Humanities, Business and Management Studies: Proceedings, 30.03.2020. San Francisco, USA: Scientific Public Organization "Professional science", Lulu Inc., 2020. P. 20-26.

• Putnam R. Making Democracy Work: Civic Tradition in Modern Italy. Princeton: Princeton University Press, 1993. 235 p.

• Rokeach M., Ball-Rokeach S. J. Stability and change in American value priorities, 1968-1981 // American Psychologist. 1989. No. 5. P. 775-784.

• The Oxford English Dictionary. 2nd Edition. Vol. XV. Oxford: Clarendon Press, 1989. 910 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.