http: //www.gks .ru/bgd/regl/b 10 14p/IssWWW.exe/Stg/d01/05-02. htm (дата
обращения: 28.02.2012).
5. Регионы России. Социально-экономические показатели -2010 г. Транспорт. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием населения / Федеральная служба государственной статистики. Банк готовых документов. URL:
http://www. gks.ru/bgd/regl/b10 14p/IssWWW.exe/Stg/d02/18-12.htm (дата обращения: 28.02.2012).
Бобровский Олег Викторович, соискатель, bobrovski-ol-67@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
MATERIAL AND PROPERTY CRITERIA OF DIFFERENTIATION OF THE ALL-
RUSSIAN AND REGIONAL SOCIAL STRUCTURE OF MODERN SOCIETY
O.V.Bobrovsky
The comparative analysis of the All-Russian and regional structure of society found reflection in this article by material and property criteria which include financial position, income level, existence of accumulation and savings, structure of expenses, living conditions, car existence. The analysis showed that inhabitants of area, generally fill up those social groups in structure of the Russian society which can be carried to pressed for money, to bottoms of middle class or needy.
Key words: social and stratification structure, social stratification, social inequality, social groups, meaterialno-property criteria, financial position, income level, existence of accumulation and savings, structure of expenses, living conditions
Bobrovsky Oleg Viktorovich, competitor, bobrovski-ol-67@yandex.ru, Russia, Tula, Tula state university.
УДК 316
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т.П. Вейс, Е.И. Фуртаева
Всемирная глобализация постепенно проникает во все сферы социальной и экономической жизни общества, требует решения проблема создания новой инновационной экономической модели развития страны. Это охватывает все сферы жизни общества, в том числе и сферу образования. Это касается целей, содержания, средств и форм образования, различных типов учебных заведений, которые должны стать инновационными.
Ключевые слова: социализации личности, профессиональное образование, инновационный процесс, социокультурная среда.
«Понятие «инновация» тесно связано с понятием «инновационный процесс» как последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализа-
ции в конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение нововведения. Инновация - это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей. В образовани - это искусственно организованный процесс, направленный и управляемый для достижения определенного результата - воспроизводство компетентных, конкурентоспособных профессиональных кадров» [2].
Создание универсальных интегрированных университетов как образовательных комплексов нового типа свидетельствует о вхождении России в мировое образовательное пространство, которое обозначает совокупность всех образовательных и воспитательных учреждений, научнопедагогических центров, правительственных и общественных организаций по просвещению в разных странах, геополитических регионах и в глобальном масштабе, их взаимовлияние и взаимодействие. Социализация - один из процессов, который необходим для нормального функционирования и развития общества. Понятие «социализация» в научной литературе определяется как процесс усвоения социальных норм, формирующий толерантное общество и поддерживающий связь между поколениями; процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей; процесс вхождения индивида в социум, порождающий изменения и в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактором социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.
Проблема социализации личности есть проблема изучения установленных и действующих в обществе механизмов передачи социального опыта от поколения к поколению, соотношение процессов и институтов социализации. Профессиональная социализация формирует потенциал успешного включения индивида в процесс трудовой деятельности и поддержания высокого уровня профессиональной мобильности в течение всей жизни.
Профессиональная социализация - это развитие и самореализация человека в процессе усвоения и воспроизводства профессиональной культуры, которая наряду с профессиональными знаниями, умениями, опытом творческой деятельности в профессиональной сфере включает совокупность норм и поведения и взаимоотношений, определенную систему ценностей, соответствующих назначению и смыслу профессии.
Социокультурная среда образовательного учреждения - совокупность ценностей и принципов, социальных структур, людей, технологий, создающих особое пространство, взаимодействующее с личностью, формирующее его профессиональную и мировоззренческую культуру; это протекающее в условиях образовательного учреждения взаимодействие субъектов, обладающих определенным культурным опытом, подкрепленное ком-
плексом мер организационного, методического, социологического характера.
Социокультурная среда образовательного учреждения нового типа -интегрированного университетского комплекса непрерывного образования - является:
- социальной системой, функционирующей в соответствии с законами общественного развития;
- культурной системой, способной к преобразованию и развитию задатков, возможностей и творческих способностей личности;
- динамической и развивающейся системой;
- целенаправленной системой (цель играет роль системообразующего и системоинтегрирующего фактора);
- деятельностной системой (формируется и развивается в процессе взаимодействия объектов и субъектов образовательного процесса);
- ценностно-ориентированной системой (цели воспитательной деятельности личностно значимые как для студентов, так и для преподавателей и сотрудников вуза);
- целостной системой (ее составляющие позволяют системе функционировать как единое целое и обладать системными интегрированными качествами);
- открытой системой (приспосабливается к внешней среде и на определенном уровне своего развития сама изменяет и совершенствует внешнюю среду).
Для того, чтобы студент получил столь необходимые ему сегодня новые возможности профессиональной социализации, образовательное учреждение должно уже сейчас вплотную заниматься проектной деятельностью в образовании, направленной на пересмотр существующей практики подготовки будущих специалистов, т.к. возникает необходимость:
- в возрождении престижа студента вуза как представителя интеллигенции, носителя культурной, исторической памяти народа;
- в новых концептуальных и теоретико-методологических подходах к проектированию содержания вузовского образования и адекватных ему технологий освоения;
- в поиске новых технологий воспитательного воздействия на формирование ключевых, в том числе и социальных, компетенций вузовской молодежи, возможности саморазвития личности студента, создание материальных условий для их реализации;
- в совершенствовании системы управления учебно-воспитательным процессом и разработке вузами критериев оценки эффективности воспитательной работы.
Высшее образование на современном этапе становится все более универсальной и всеобщей потребностью, которая затрагивает все социальное пространство и в то же время вузы испытывают внешние воздействия в
связи с глубокими социально-экономическими и политическими изменениями. Важнейшей проблемой является поиск оптимального соотношения между традиционной функцией образования (передачей знания, его воспроизводства) и функцией, связанной с инновациями в высшем образовании, вызванными глубокими социальными преобразованиями, созданием новых образцов и элементов культуры. Получение высшего образования -непременное условие профессиональной социализации личности, и чем выше качество данного образования, тем больше перспектив открывается перед выпускниками образовательных учреждений.
Профессиональное образование надо рассматривать как важнейшую составляющую развития экономики, приспособленную для удовлетворения потребностей индивида и общества. Также профессиональное образование, являясь составной частью образовательной системы, предусматривает подготовку квалифицированных работников различных уровней: рабочих, специалистов среднего и высшего звена, кадров высшей квалификации [1].
В интегрированных образовательных комплексах на каждом уровне образования будущие специалисты получают конкретные стандартизированные умения и навыки, складывающиеся в конечном итоге в профессиональные компетенции, которые делают отдельного индивида востребованным на рынке труда и рынке образовательных услуг, ибо образование и повышение квалификации происходит практически в течение всей жизни. Причем более благоприятные условия для успешной профессиональной социализации складываются в крупных центрах. Определенная часть выпускников региональных вузов (по опросу выпускников НОУ ВПО «Тульский институт управления и бизнеса» - 32 % опрошенных) стремится трудоустроиться в столичные организации, большинство начинают работать в смежных с полученной специальностью сферах деятельности. В связи с этим меняется вектор профессиональной социализации в регионах.
В опросе по проблемам профессиональной социализации участвовало 46 % выпускников очной, заочной и заочной сокращенной форм обучения НОУ ВПО «Тульский институт управления и бизнеса» в возрасте от 23 до 42 лет. Согласно полученным результатам планируют трудоустроиться или уже работают по специальности 58,4 % и 41,1 % выпускников предполагают возникновение проблем на новом этапе профессиональной социализации - при трудоустройстве. Условием успешной профессиональной социализации 36 % опрошенных считают получение дополнительных рабочих или родственных профессий в интегрированной системе профессионального образования (в училищах, лицеях, техникумах, колледжах, в т.ч. в колледже при НОУ ВПО «Тульский институт управления и бизнеса»), 83 % участников опроса считают, что обладают или скорее обладают всеми необходимыми знаниями и навыками для работы в современной организации. Это свидетельствует о достаточно высокой оценке выпускни-
ками своего профессионального уровня. Выпускники считают, что для большего соответствия требованиям, предъявляемым современными организациями к молодым специалистам, необходимо усилить подготовку по ряду дисциплин (иностранный язык, компьютерные технологии, реклама, деловое общение).
Для того, чтобы предоставить студентам новые возможности социализации, каждый вуз должен позиционировать свои способности и преимущества. Для абитуриента - студента - выпускника важно:
- положение вуза в регионе, отрасли;
- научный потенциал профессорско-преподавательского состава и престиж вуза;
- наличие научно-педагогических школ по всем направлениям подготовки специалистов отрасли;
- многоуровневое образование (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура);
- достаточный уровень материально-технической базы обучения и социальной инфраструктуры;
- наличие послевузовской системы повышения квалификации и переподготовки кадров для отрасли;
- договорные отношения и постоянно действующие каналы корпоративной связи с руководством и персоналом крупнейших компаний;
- дополнительные возможности повышения культурного и интеллектуального уровня, открывающиеся при обучении.
В условиях формирования инновационной экономики особое значение приобретает конкуренция. Роль государства в формировании конкурентного преимущества российского высшего образования заключается в создании условий для качественного проведения лицензирования, государственной аккредитации и мониторинга учреждений высшего образования. Однако реальную оценку дают не только специалисты системы образования в процессе названных процедур, но и другие субъекты, заинтересованные в развитии сферы образования, в частности представители науки и бизнеса, формирующие спрос на молодых специалистов на рынке труда
[3].
В единых интегрированных образовательных учреждениях нового типа выпускники имеют возможность, получая квалификацию, переходить с одного уровня образования на другой по желанию, приобретая более высокий уровень квалификации, возможно с перерывом в обучении или совмещая образование с профессиональной деятельностью. Это, безусловно, создает новые возможности для успешной профессиональной социализации личности, позволяет ей быстрее адаптироваться в профессии и позиционировать себя в новом качестве на рынке труда и рынке образовательных услуг.
В современном мире образование является важнейшим фактором формирования нового качества экономики и общества в целом. Прогресс общества обеспечивается повышением в каждом новом поколении, вступающем в жизнь, уровня и качества образованности, профессиональной квалификации и личностного развития в соответствии с новыми требованиями социума.
Список литературы
1. Волкова Я.Ю. Роль высшего образования в развитии российской экономике/«Демидовские чтения: История и современность»: материалы ежегодной науч.-практ. конф. с международным участием. Тула, 2011. 372 с.
2. Кезин А.С. Генезис понятия инновации в профессиональном образовании: обретение сущности // Профессиональное образование. 2008. №3. С.40.
3. Рубин Ю. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования // Высшее образование в России. 2007. № 1. С.37.
Вейс Т.П., канд. социол.наук, Veys@mail.ru, Россия, Тула, НОУ ВПО «Тульский инсти тут управленияи бизнеса им.Н.Д.Демидова».
Фуртаева Е.И., канд. пед. наук, Furtaeva@mail. ru, Россия, Тула, НОУ ВПО «Тульский институт управленияи бизнеса им.Н.Д. Демидова».
SOCIALISATION PROBLEM OF A STUDENT’S PERSONALITY AT INSTITUTIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION
Veis T.P., Furtaeva E.I.
Universal globalisation gradually penetrates all the spheres of social and economic life. It requires solving the task of creating a new innovative economic model for the development of a country. This embraces all the spheres of society, including education. It is true for aims, contents, means, and forms of education, different types of educational institutions, which are to become innovative.
Key words: socialisation of personality, professional education, innovation process, social cultural sphere.
Veis T.P., Ph.D., sociology, Veys@mail.ru, Russia, Tula, NSEIHPE «Tula institute of management and business after N.D. Demidov».
Furtaeva E.I., Ph.D., pedagogy, Furtaeva@mail.ru, , Russia, Tula, NSEI HPE «Tula institute of management and business after N.D. Demidov».