Антонова Галина Валерьевна, ст. преподаватель, gvaler@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого,
Левченко Наталия Валерьевна, канд. пед. наук, доц., natai-levche@,mail.ru, Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,
Маслов Сергей Ильич, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, massi56@yandex.ru, Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского.
SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS UPON STUDY OF TEACHING DISCIPLINES AT UNIVERSITY G.V. Antonova, N.V. Levchenko, S.I. Maslov
The article deals with the essence of spiritual and moral education as a joint ascent of a teacher and students to the designated ideal, substantive component of spiritual and moral education, which includes humanistic, intellectual, social, aesthetic, professional values. Spiritual and moral education is considered as a process to facilitate the ascent of students to the moral ideal, through the development of moral values, revival and development of the moral sense, emergence of moral will, and motivation for moral behavior. The author outlined the basic components for the evaluation of spiritual and moral education of students.
Key words: spiritual and moral education, education, values, feelings and behavior.
Antonova Galina Valerievna, Senior Lecturer, gvaler@yandex.ru, Russia, Tula, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University,
Levchenko Natalia Valerievna, PhD (Pedagogy), Associate Professor, natai-levche@,mail.ru, Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky,
Maslov Sergei Ilyich, Doctor of Education Sciences, Professor, massi56@yandex.ru, Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky.
УДК 378.1
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
И.А. Батанина, А.А. Лаврикова, О.Е. Шумилова
Состояние и тенденции развития системы образования в той или иной стране определяются историческими, экономическими, политическими и социокультурными факторами. Российская система образования, в том числе и профессиональная, начиная с 90-х гг. XX века претерпевает значительные изменения структурного, содержательного, функционального характера, связанные с трансформацией всей социальной системы.
Ключевые слова: система образования, профессиональное образование, закон об образовании, образовательная среда, динамика образовательного уровня.
Профессиональное образование имеет целью дать знания и умения в какой-либо профессиональной области, обеспечить подготовку
специалистов соответствующей квалификации. Его содержание составляют специальные дисциплины, хотя наряду с ними изучаются и общеобразовательные предметы, направленные на повышение общего уровня развития будущего специалиста. По уровням профессиональное образование делится на среднее и высшее (с 2012 г.). До 2012 г. данный уровень включал также начальное и послевузовское образование.
В последние годы, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, после окончания полной средней школы значительная часть выпускников ориентируется, прежде всего, на поступление в высшие учебные заведения. Число студентов высших учебных заведений возросло с 40 % в 1990 г. до 70 % в 2010 г. (от общего числа обучающихся в учреждениях профессионального образования) (табл. 1).
Таблица 1
Динамика основных показателей системы профессионального
образования [1,2,3]
1990 1995 2000 2005 2010
Число образовательных учреждений, всего
Начальное профессиональное образование 4328 4166 3893 3392 2356
Среднее профессиональное образование 2603 2634 2703 2905 2850
Высшее профессиональное образование 514 762 965 1068 1115
Численность обучающихся, всего - тыс. чел.
Начальное профессиональное образование 1867 1689 1679 1509 1007
Среднее профессиональное образование 2270,0 1929,9 2360,8 2590,7 2125,7
Высшее профессиональное образование 2824,5 2790,7 4741,4 7064,6 7049,8
Численность обучающихся на 10000 человек населения, чел.
Начальное профессиональное образование 126 114 115 106 70
Среднее профессиональное образование 153 130 162 181 149
Высшее профессиональное образование 190 188 324 495 493
Желание значительной части молодежи получить высшее образование негативно сказывалось на системе начального профессионального образования и, как следствие, в Федеральном законе № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. данный уровень не предусмотрен. Количественный показатель
профессионального потенциала страны (число обучающихся на 10000 населения) достаточно высок, что демонстрирует стремление общества охватить профессиональным образованием как можно большую часть молодежи.
При переписи населения 2010 г. учтено 110,6 млн человек в возрасте 15 лет и более, имеющих образование основное общее и выше, что составляет 91 % этой возрастной группы. По сравнению с 2002 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 1,2 млн человек (1,1 %).
Динамика уровня образования населения в возрасте 15 лет и более представлена в табл. 2.
Таблица 2
Динамика уровня образования населения
Количество человек, млн Указавшие уровень образования, на 1000 человек
2002 2010 2002 2010
Все население в возрасте 15 лет и более 121,3 121,1
В том числе:
Население в возрасте 15 лет и более, указавшее уровень образования: 119,9 117,6 1000 1000
Профессиональное образование
Высшее 19,4 27,5 162 234
Из него послевузовское 0,4 0,7 3 6
Неполное высшее 3,7 5,4 31 46
Среднее 32,9 36,7 275 312
Начальное 15,4 6,6 128 56
Ощее образование
Среднее (полное) 21,3 21,5 177 182
Основное 16,7 12,9 139 110
Начальное 9,3 6,3 78 54
Не имеют начального общего образования 1,2 0,7 10 6
Не указавшие уровень образования и лица, по которым сведения получены из административных источников 1,4 3,5
Из общей численности лиц с высшим профессиональным образованием степень бакалавра имеют 1,1 млн. человек (4,3 %), специалиста (при переписи лица, получившие высшее образование в советский период, учитывались как специалисты) - 25,1 млн человек (93 %) и магистра - 0,6 млн. человек (2,3 %). Среди специалистов с высшим профессиональным образованием 707 тыс. человек имеют послевузовское образование (в 2002 г. -369 тыс. человек). В России насчитывается 596 тыс. кандидатов наук и 124 тыс. докторов наук. Среди кандидатов наук женщины составляют 265 тыс. человек (44 %), среди докторов наук - 41 тыс. человек (33 %). По возрасту
среди кандидатов наук преобладают лица в трудоспособном возрасте (65 %), среди докторов наук - лица старше трудоспособного возраста (51 %). Увеличилась численность лиц с неполным высшим образованием (на 44 %), при этом 68 % из них продолжают обучение.
Незначительно выросла численность лиц, имеющих среднее (полное) общее образование (на 189 тыс. человек, или на 0,9 %). В то же время уменьшилась численность лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.
Следует отметить уменьшение доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более. Если в 2002 г. доля неграмотных в этой возрастной группе составляла 0,5 %, то в 2010 г. - 0,3 %. Среди неграмотного населения 42 % - это лица в возрасте 60 лет и более (в 2002 г. - 67 %).
Таким образом, современная система образования России создает условия для непрерывного образования посредством реализации преемственных основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования последующих уровней [5,6].
Целенаправленное претворение в жизнь основных положений концепции непрерывного образования обеспечивает совершенствование процесса формирования профессиональной и социально-компетентной личности, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию, способной к творчеству и самоопределению в ситуации динамичных экономических, социально-психологических и социокультурных процессов.
Возникла необходимость формирования новой образовательной среды, способствующей личностно-профессиональному росту будущего специалиста; принятый в 1992 году базовый законодательный акт системы образования - Закон Российской Федерации «Об образовании» оказался не достаточен для регулирования отношений в сфере предоставления услуг в области образования (обозначилось противоречие между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, обусловленное процессами модернизации системы образования; неоднократное обновление законодательства в области образования привело к неустойчивости норм федерального законодательства).
В 2012 г. в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования был принят новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», прошедший публичное обсуждение.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» направлен на:
- создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования, расширение образовательных возможностей граждан;
- комплексную модернизацию законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования;
- обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.
В сравнении с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4] предусматривает: сохранение существующих базовых принципов и норм (в том числе в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, правовых гарантий доступности и качества образования и др.); определение принципов общедоступности и бесплатности образования в России, закрепленных действующим законодательством; исключение начального профессионального образования, послевузовского профессионального образования; предоставление среднего профессионального образования не на конкурсной основе; внесение изменений в структуру системы образования; уточнение системы видов и уровней образования; упорядочение типологии образовательных организаций (более четко разграничены различные типы образовательных организаций, снято избыточное дробление образовательных организаций на типы и виды, создающее необоснованные административные барьеры, трудности при лицензировании и государственной аккредитации); закрепление деления образовательных организаций на типы - по уровням реализуемых образовательных программ, отнесенным к основному виду деятельности образовательной организации, исходя из того, что образовательная организация может реализовывать также основные образовательные программы других уровней образования, дополнительные образовательные программы; с учетом требований практики и рынка труда, а также изменения уровней образования систематизацию и расширение видового разнообразия образовательных программ; закрепление современных требований к образовательному процессу, связанных с внедрением новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения; уточнение и дополнение перечня прав, которыми обладает обучающийся; детальную разработку мер социальной поддержки обучающихся, предусмотренных действующим законодательством в сфере образования и др.
Трансформация нормативного обеспечения системы образования способствует оптимизации деятельности по реализации планов Министерства образования и науки РФ [5] (табл. 3).
Таблица 3
План деятельности Министерства образования и науки
Российской Ф Федерации на 2013-2018 годы
Основные цели Основные показатели
Обеспечить доступность дошкольного образования для каждого ребенка в возрасте от трех до семи лет на базе нового ФГОС дошкольного образования Размер очереди на места в дошкольных образовательных организациях по состоянию на конец соответствующего календарного года: в 2013 г. - 329 тыс. мест; в 2015 г. и далее - 0 мест
Обеспечить соответствие школьного образования способностям и жизненным планам школьников и их семей, перспективным задачам развития России Повышение результатов участия российских школьников в международных сопоставительных исследованиях качества образования (по сравнению с результатами предыдущих раундов исследований): на 3 % в каждом следующем раунде исследований
Создать эффективную систему социализации детей и молодежи, выявления и развития молодых талантов Удельный вес численности детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи от 5 до 18 лет: в 2013 г. - 59 %; в 2018 г. - 71 %
Обеспечить соответствие качества подготовки и структуры программ профессионального образования потребностям российского общества и экономики Число российских университетов, входящих в топ-200 ведущих мировых университетов согласно одному из глобальных рейтингов: в 2013 г. - 2 университета, в 2018 г. - 8 университетов. Удельный вес численности обучающихся по федеральным
Обеспечить доступное образование для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Удельный вес числа образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем их числе: в 2013 г. - 8 %, в 2018 г. - 20 % государственным образовательным стандартам высшего образования прикладного бакалавриата: в 2013 году - 0 %, в 2018 году -25 %
Значительно снизить число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет их устройства в семьи российских граждан Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: в 2013 г. - 121 тыс. человек, в 2018 г. - 60 тыс. человек
Повысить кадровый потенциал и преодолеть разрыв поколений в российской науке Средний возраст исследователей участников ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы: в 2013 г. - 49 лет, в 2018 г. - 44 года
Повысить международную конкурентоспособность и результативность российской науки и ее вклад в развитие российской экономики Доля публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science): в 2013 г. - 2,05 %, в 2018 г. - 2,75 %
Сформировать точки роста в сфере науки через создание современной инфраструктуры научных исследований Число созданных при ведущих российских вузах инжиниринговых центров для развития и коммерциализации научных разработок: в 2013 г. - 0 центров, в 2018 г. - 25 центров
Подводя итоги необходимо подчеркнуть следующее. Согласование традиционной и инновационной составляющих требует определения целей, содержания, средств и форм образования (и, как следствие, создание новых типов образовательных учреждений), способных удовлетворять потребности открытого общества, осуществляющего процесс модернизации экономики.
Изменения в системе образования проходят, с одной стороны, в рамках интеграции России в мировое образовательное пространство, что способствует расширению академической мобильности субъектов образовательного процесса, приобщению их к научным школам мира, с другой стороны, в условиях сохранения преимуществ и приоритетов российского образования и, прежде всего, профессионального образования.
Анализ динамики образовательной среды в современной России, определяющей уровень образования и образовательного статуса молодежи, позволил выявить следующие тенденции: развитие вариативности образования, обновление структуры и содержания образования с целью более полной реализации функций социальной адаптации и воспитания учащихся, рост интереса к образованию вообще и профессиональному в частности, оптимизация числа образовательных учреждений в соответствии с демографической структурой, достижение баланса между профессионально-квалификационным и количественным составом подготавливаемых кадров и потребностями рынка труда и др.
Список литературы
1. Образовательные учреждения начального профессионального образования. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/population/obraz/np-obr1.htm [Загл. с экрана].
2. Образовательные учреждения среднего профессионального образования. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/population/obraz/sp-obr1.htm [Загл. с экрана].
3. Образовательные учреждения высшего профессионального образования. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/population/obraz/vp-obr1.htm [Загл. с экрана].
4. Батанина И.А., Лаврикова А.А. Проблема формирования гражданской компетентности в высших учебных заведениях // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2011. № 3-2. С. 35-40.
5. Батанина И.А., Шумилова О.Е. Траектории интеграционных процессов в системе профессионального образования // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2011. № 3-2. С. 40-44.
6. Батанина И.А. Реализация основных образовательных программ гуманитарного профиля по ФГОС ВПО: проблемы и перспективы // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2011. № 3-2. С. 31-35.
7. Сравнительный анализ Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации (нововведения). URL: http: //mo. mosreg.ru/userdata/242362. doc
8. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2014-2016 годы. Москва, 2013. URL:
http://минобрнауки.рф/%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%8B-%D0%B8D0%BE%D 1 %82%D 1 %87%D0%B5%D 1 %82%D 1 %8B/314/%D 1 % 84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/2074/%D0%94%D0%A0%D0%9E%D0%9D %D0%94-2014.pdf [Загл. с экрана].
Батанина Ирина Александровна, д-р полит. наук, проф., hataninaamail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Лаврикова Анастасия Александровна, канд. полит. наук, доц., elava mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Шумилова Ольга Евгеньевна, канд. полит. наук, доц., helgashHQamail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM DEVELOPMENT GIVEN THE TRANSFORMATION OF MODERN RUSSIAN SOCIETY
I.A. Batanina, А.А. Lavrikova, О.Е. Shumilova
The condition and development trends of education system in any country are determined hy historical, economic, political and sociocultural factors. Since the 90s of the 20th century, the Russian system of education, including the professional education, have undergone considerable structural, intensional and functional changes due to the transformation of the whole social system.
Key words: education system, professional education, education act, education environment, education level dynamics.
Batanina Irina Aleksandrovna, Doctor of Political Sciences, Professor, Director of Institute, hatanina@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Lavrikova Anastasia Aleksandrovna, PhD (Political Sciences), Associate Professor, elav@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Shumilova Olga Evgenievna, PhD (Political Sciences), Associate Professor, hel-gashHQ a mail. ru, Russia, Tula, Tula State University.