TECHNOLOGY OF FORMATION OF THE MANAGEMENT CULTURE OF A MANAGER IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING
T.P. Veys, S. N. Pilyukova
The article presents the technology of implementation of the didactic model of the formation of management culture in the system of higher professional education, which allows to ensure the quality of specialist training. There was developed a system of principles of educational process optimization, determining the efficiency of this technology.
Key words: management culture of a manager, educational process, educational technology, vocational training, system of higher professional education.
Veys Tatyana Pavlovna, PhD (Sociology), Associate Professor, _ [email protected], Russia, Tula, Tula Institute of Management and Business named after N.D. Demidov.
Pilyukova Svetlana Nikolaevna, Senior Lecturer, [email protected], Russia, Tula, Tula Institute of Management and Business named after N.D. Demidov.
УДК 37.026.1
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ
«ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»
А. А. Володин, Н. Г. Бондаренко
На основе междисциплинарного подхода проведен анализ понятия «организационно-педагогические условия». Данное понятие раскрывается через понятийную систему: условие, организация, организационные условия, педагогические условия, пространственная среда, образовательная среда, пространственнообразовательная среда, образовательные отношения.
Ключевые слова: условие, организация, организационные условия,
педагогические условия, пространственная среда, образовательная среда, пространственно-образовательная среда, образовательные отношения.
Анализ научно-педагогической источников показывает, что единой конвенционально принятой дефиниции понятия « организационно -педагогические условия» не существует, несмотря на то, что это понятие часто используется в педагогической литературе и диссертационных исследованиях. Очевидно, что термин «организационно-педагогические условия» состоит из двух смысловых частей: «организационные условия» и «педагогические условия». Раскроем их содержание подробнее.
Согласно философскому энциклопедическому словарю, под «условием» понимают то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование
данного явления. Совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, от которой зависит действие законов природы и общества [20, С. 707-708]. Под условием будем понимать существенный компонент комплекса объектов, явлений или процессов, от которых зависят другие, обусловливаемые феномены (объекты, явления или процессы), и влияющий на формирование среды, в которой протекает феномен.
Исследуем понятие «организационные условия». Из этого понятия важным на данном этапе представляется выделить и охарактеризовать понятие «организация». Согласно философскому энциклопедическому словарю, под «организацией» понимается (франц. - organisation, от позднелат. -organize: сообщаю стройный вид, устраиваю):
1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;
2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.
Различают два аспекта организации: упорядоченность и направленность. Упорядоченность определяется количественно как величина, обратная энтропии системы. Направленность организации характеризует соответствие (или несоответствие) системы условиям окружающей среды, целесообразность данного типа организации с целью поддержания нормального функционирования системы и т.п. [21, С. 463-464].
Исходя из раскрытых выше определений понятий «условие» и «организация» сформулируем понятие «организационные условия». Под организационными условиями будем понимать существенный компонент комплекса объектов, явлений или процессов, от которых зависят другие, обусловливаемые феномены (объекты, явления или процессы), и влияющий на направленное и упорядоченное формирование среды, в которой протекает феномен.
Можно выделить три основных подхода при анализе понятия «педагогические условия».
Первый подход отражает точку зрения, согласно которой педагогические условия - это совокупность каких-либо мер педагогического воздействия и возможностей материальнопространственной среды. Находясь в контексте первого подхода, авторы под педагогическими условиями понимают: В.И. Андреев - «комплекс мер, содержание, методы, приемы и организационные формы обучения и воспитания» [1]; В. А. Беликов - «совокупность объективных
возможностей содержания, форм, методов и материальнопространственной среды, направленных на решение поставленных в
педагогике задач» [3]; А.Я. Найн - «совокупность объективных
возможностей содержания, форм, методов, средств и материальнопространственной среды, направленных на решение поставленных задач» [12, с. 44-49].
Второй подход связывает педагогические условия с проектированием и конструированием педагогической системы, в которой условия выступают компонентом. Так Н.В. Ипполитова в своем исследовании утверждает, что педагогические условия - это компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующих реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих её эффективное функционирование и дальнейшее развитие [9]. Близкую по смыслу позицию занимает М.В. Зверева. Согласно ее точке зрения, педагогические условия есть содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками [7, с. 29-32].
Согласно третьему подходу педагогические условия - это планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научно-педагогического исследования [11, с. 101-104].
Проведя анализ позиций различных исследователей относительно определения понятия «педагогические условия», Н. Ипполитова и Н. Стер-хова выделяют ряд важных положений:
1) условия выступают как составной элемент педагогической системы;
2) педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной (целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания, программно-методическое оснащение образовательного процесса) и материально-пространственной (учебное и техническое оборудование, природно-пространственное окружение образовательного учреждения и т.д.) среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование;
3) в структуре педагогических условий присутствуют как внутренние (обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса), так и внешние (содействующие формированию процессуальной составляющей системы) элементы;
4) реализация правильно выбранных педагогических условий обеспечивает развитие и эффективность функционирования педагогической системы [8, с. 8-14].
Таким образом, мы под педагогическими условиями понимаем характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечит эффективное функционирование и развитие педагогической системы.
Охарактеризуем соотношение организационных и педагогических условий. Выделим два основных подхода. Согласно первому подходу организационно-педагогические условия выступают как разновидность педагогических условий, т.е. организационные условия включены в содержание понятия «педагогические условия» [8, с. 11].
Исследователи, придерживающиеся первого подхода рассматривают организационно-педагогические условия в двух основных контекстах. Во-первых, как совокупность каких-либо возможностей, обеспечивающая успешное решение образовательных задач. Так, организационнопедагогические условия, с точки зрения Е.И. Козыревой, представляют собой совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач [10, с. 4-9]; В.А. Беликов характеризует их как совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности [2, с. 235].
Во-вторых, организационно-педагогические условия не только представляются как совокупность каких-либо возможностей, способствующих эффективности организации образовательной среды, но и обладают направленностью. По мнению С.Н. Павлова, организационнопедагогические условия - это совокупность объективных возможностей обучения и воспитания, организационных форм и материальных возможностей, а также обстоятельств взаимодействия субъектов педагогического процесса. Эти условия являются результатом целенаправленного, планируемого отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов) для достижения цели педагогической деятельности [15, с. 14]. А.В. Сверчков отмечает, что организационно-педагогические условия выступают принципиальным основанием для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессионально-педагогической культуры личности [17, с. 279-282].
Н. Ипполитова и Н. Стерхова выделяют следующий ряд признаков, характеризующих понятие «организационно-педагогические условия»:
1) данный вид условий рассматривается учеными как совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), способствующих успешному решению задач педагогического процесса;
2) совокупность мер воздействия, отражающих рассматриваемые условия, лежит в основе управления педагогической системой (образовательным процессом или его составляющими) в той или иной ситуации;
3) указанные меры характеризуются взаимосвязанностью и взаимообусловленностью, обеспечивая в своем единстве эффективность решения поставленных образовательных задач;
4) основной функцией организационно-педагогических условий является организация таких мер воздействия, которые обеспечивают целенаправленное, планируемое управление развитием целостного педагогического процесса, то есть управление процессуальным аспектом педагогической системы;
5) совокупность организационно-педагогических условий подбирается с учетом структуры реализуемого процесса [8, с. 11-12].
Второго подхода придерживается Г.А. Демидова, которая считает, что организационные условия выступают внешними обстоятельствами для реализации педагогических условий. Организационно-педагогические условия - это совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей образовательной деятельности, обеспечивающих сохранение целостности, полноты образовательного процесса, его целенаправленности и эффективности [5, с. 32-38].
Мы соглашаемся со вторым подходом и отмечаем, что организационные и педагогические условия представляют собой единое целое, выступая как его равноценные части. Организационные условия осуществляют поддержку возможности и сопровождение реализации педагогических условий, т.е. выступают пространственной средой для образовательной среды. Таким образом, в контексте настоящего исследования мы под организационно-педагогическими условиями понимаем характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей пространственнообразовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное функционирование, а также развитие педагогической системы.
Анализ понятия «пространственно-образовательная среда» требует рассмотрения понятия «среда», которое является предметом изучения многих наук, таких, как философия, антропология, психология, социология, педагогика и др. В самом общем смысле понятие «среда» трактуется как окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов [13]. В современной педагогической науке «среда» рассматривается, с одной стороны, как условия, в которых протекает жизнь человека, его окружение, совокупность людей, связанных общностью этих условий, обстановки; с другой - как окружающее человека социальное пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия, а также включает в ее
структуру феномены социальной и личной жизни человека: опыт прошлой жизни, опыт общения, влияние средств массовой информации и т.п.
Анализируя понятие «среда», Т.Г. Егорова приходит к заключению, что в педагогическом аспекте среда понимается как окружение человека, условия, при которых он взаимодействует с этим окружением. Данные условия оказывают определенное влияние на развитие личности и могут активизировать или тормозить данный процесс [6].
Понятие «среда» является родовым к понятию «образовательная среда», которое получило сегодня широкое распространение в педагогике. Обобщая педагогические исследования, касающиеся разработки проблемы образовательной среды, отметим, что понятие «образовательная среда» раскрывается с позиции взаимодействия личности с окружающей средой, которая определена совокупностью различных условий:
1) системой влияний и условий, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей, творческого потенциала, обеспечивающих удовлетворение потребностей учащегося, использование образовательных технологий в соответствии с возрастными особенностями обучающихся [14, с. 85];
2) педагогически организованной системой условий, влияний и возможностей для удовлетворения иерархического комплекса потребностей личности и трансформации этих потребностей в жизненные ценности, что обеспечивает активную позицию учащихся в образовательном процессе, обусловливает их личностное развитие и саморазвитие» [16, с. 41];
3) совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности [19, с. 4];
4) системой влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [22, с. 28].
С «образовательной средой» тесно связана среда образовательного учреждения нового типа - непрерывного образования, которая является:
- социальной системой, функционирующей в соответствии с законами общественного развития;
- культурной системой, способной к преобразованию и развитию задатков, возможностей и творческих способностей личности;
- динамической и развивающей системой;
- целенаправленной системой (цель играет роль системообразующего и системоинтегрирующего фактора);
- деятельностной системой (формируется и развивается в процессе взаимодействия объектов и субъектов образовательного процесса);
- ценностно-ориентированной системой (цели воспитательной деятельности личностно значимые как для студентов, так и для преподавателей и сотрудников вуза);
- целостной системой (ее составляющие позволяют системе функционировать как единое целое и обладать системными интегрированными качествами);
- открытой системой (приспасабливается к внешней среде и на определенном уровне своего развития сама изменяет и совершенствует внешнюю среду) [4, с. 77];
Обобщая выделенные точки зрения, отметим, что под «образовательной средой» будем понимать совокупность условий, создающих возможности для развития познавательных потребностей и личностного развития и саморазвития обучающихся; обеспечивающих активное взаимодействие субъектов образовательных отношений.
Раскрывая сущность понятия «пространственная среда» К.Г. Силанян, отмечает, что это фрагмент пространства, познаваемый, конструируемый и обустраиваемый субъектами в процессе жизнедеятельности. Пространственная среда - внутренне противоречива, что обусловлено высокой динамикой ее развития, неравномерностью ее освоения субъектами, неравноценностью отдельных ее фрагментов в сознании проживающих в ней людей, использованием разных подходов к ее организации. Пространственная среда структурируется, организуется, познаются субъектами в процессе ее освоения. Освоение субъектами пространственной среды подразделяется на социальное, информационное, утилитарное, семиотическое, культурное; каждое из них осуществляется собственными средствами, решает собственную задачу, имеет собственные результаты, используемые в социальной практике. Чем выше освоенность пространственной среды, тем больше адекватность ее понимания и переживания субъектами [18]. Соглашаясь с мнением К.Г. Силаняна, сделаем выводы о том, что, во-первых, пространственно-образовательная среда есть специфическая форма пространственной среды; во-вторых, в целях эффективного освоения субъектами пространственная среда нуждается с их стороны в целенаправленном проектировании, внедрении и регулировании.
К.Г. Силанян указывает, что пространственная среда состоит из предметно-пространственной и социокультурной структур. Предметнопространственная структура базируется на взаимодействии материальных объектов, наполняющих пространственную среду, их утилитарном назначении, выполнении функций. Социокультурная структура пространственной среды опирается на результаты семиотического, культурного ее освоения субъектами и выражается иерархией ценностных значений, придаваемых субъектами той или иной дифференцированной части пространства [18].
Развивая идеи К.Г. Силаняна и интерпретируя их в контексте настоящего исследования, отметим, что предметно-пространственная структура как часть пространственной среды представляется в виде
материально-технической базы реализации образовательных отношений субъектов (преподавателей и обучающихся). Сущностью социокультурной структуры пространственной среды выступают потребности и воплощенные возможности субъектов осуществлять образовательные отношения с использованием предметно-пространственной структуры. При этом возникающая и передаваемая между субъектами образовательных отношений специфическая информация представляет собой содержание образования.
Согласно п. 30 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», под образовательными отношениями понимают совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ [20].
Резюмируя сказанное выше, сделаем следующие выводы:
1. Целостная система реализуемых организационных и педагогических условий формирует педагогическую систему. Организационные условия определяют пространственную среду в целом, а педагогические условия придают особенность пространственной среде, преобразуя ее в специфический формат - образовательную среду.
2. Формирование организационных условий создает возможности для реализации педагогических условий.
3. Пространственная среда включает предметно-пространственную и
социокультурную структуры. Предметно-пространственная структура воплощается в виде материально-технической базы, опосредующей реализацию образовательных отношений субъектов. Социокультурная структура пространственной среды, с одной стороны, отражает потребности и воплощенные возможности субъектов осуществлять образовательные отношения с использованием предметно-
пространственной структуры, а с другой - формирует предпосылки для возникновения в предметно-пространственной структуре информации. Информация в предметно-пространственной структуре воплощается в виде содержания образования.
4. Образовательная среда рассматривается нами как специфическая форма социокультурной структуры пространственной среды, формируемой в ходе образовательных отношений субъектов.
Список литературы
1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 238 с.
2. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. М.: Владос, 2004. 357 с.
3. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность: монография. М.: Академия Естествознания, 2010. 310 с.
4. Вейс Т. П., Фуртаева Е. И. Проблема социализации личности студента в учреждениях профессионального образования // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 77.
5. Демидова Г. А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ч. I. (31 октября 2012 г.). Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультан -тов», 2012. 200 с.
6. Егорова Т. Г. Образовательная среда как педагогический феномен
[Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. №2 (18). Режим доступа:
http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/ 2013-2-10.pdf (дата обращения: 15 02. 2014 г.).
7. Зверева М. В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика. 1987. №1. С. 29-32.
8. Ипполитова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. №1.
С. 8-14.
9. Ипполитова Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2000. 383 с.
10. Козырева Е. И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры // Методология и методика естественных наук: сб. науч. тр. Вып. 4. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. 24 с.
11. Куприянов Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2001. №2. С. 101-104.
12. Найн А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. 1995. №5. С. 44-49.
13. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов/ под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: Оникс: Мир и образование, 2007. 640 с.
14. Осипова Т. А. Социально-личностное самоопределение учащихся в условиях художественно-эстетической среды: дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2006. 188 с.
15. Павлов С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. 23 с.
16. Панов В. И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие // Педагогика. 2001. №4. С. 30-44.
17. Сверчков А. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов // Молодой ученый. 2009. №4. С. 279-282.
18. Силанян К. Г. Пространственная среда как социокультурный феномен: дис. ... канд. фил. наук. Краснодар, 2002. 162 с.
19. Тарасов С. В. Образовательная среда и развитие школьника. СПб.: ЛОИРО, 2003. 139 с.
20. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа : httpV/минобрнауки.рф (дата обращения: 15.02.2014).
21. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
22. Ясвин В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде/ под ред. В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. 176 с.
Володин Александр Анатольевич, д-р пед. наук, ioyful13@ yandex.ru, Россия, Подольск, Московский гуманитарный институт.
Бондаренко Наталья Григорьевна, старший преподаватель, ioyful13@, yan-dex.ru, Россия, Тула, Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д. Демидова.
ANALYSIS OF ”ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS” CONCEPT
A.A. Volodin, N.G. Bondarenko
The analysis of ”organizational and pedagogical conditions” concept made in the article on the basis of interdisciplinary approach. The conceptual system helps us reveal this very concept: condition, organization, organizational conditions, pedagogical conditions, spatial environment, educational environment, spatial and educational environment, and educational relations.
Key words: condition, organization, organizational conditions, pedagogical conditions, spatial environment, educational environment, spatial and educational environment, educational relations.
Volodin Alexander Anatolievich, Doctor of Pedagogical Sciences, ioyful13@, yan-dex.ru, Russia, Podolsk, Moscow Regional Institute of Humanities.
Bondarenko Natalia Grigorievna, Senior Lecturer, ioyful13@, yandex.ru, Russia, Tula, Tula Management and Business Institute named after N.D. Demidov.