Список литературы
1. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ от 29.12. 2010 // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011. № 1. ет. 48.
2. Теоретические основы компьютерной безопасности / П.Н. Девянин [и др.]. М.: Радио и связь. 2001.
3. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2008.
4. Саттарова Н.И. Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук. СПб. 2003.
5. Полат Е.С. Проблема информационной безопасности в образовательных сетях рунет [Электронный ресурс] // URL: http://www.ioso.ru/distant/library/publication/infobez.htm.
6. Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2005. 50 с.
A.NPrivalov, J.I. Bogatyreva
INFORMATION SECURITY THREATS OF THE EDUCATION PROCESS
For efficient operation of the information security the constituent entities of the educational process necessary to implement the identification and classification of threats to the student. In this article the essence and core of information security threats.
Key words: information security, methodical system, protection of information, teachers, information society, learning content.
Получено 15.10.12
УДК 65.0 (075.8)
С.Ю. Прохоров, зам. директора, 8-4872- 48-38-78, tat68@pochtamt.ru ( Россия, Тула, МУ «МЦ «Родина»), Ю.Н. Арсеньев, д-р тех. наук, проф., 8- 4872- 39-67-82, tat68@pochtamt.ru ( Россия, Тула, Тульский филиал финансового ун-та при Правительстве РФ)
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ И ИННОВАЦИЯМИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрены инновации в сфере среднего профессионального образования на примере ФГОУ СПО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум», способствующие развитию интеллектуального потенциала коллектива.
Ключевые слова: профессиональное образование, инновации, менеджмент качества, подготовка кадров.
В период 1999-2012 гг. преподавательский коллектив ФГОУ СПО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум» (ТГКСТ), наряду с направлениями образовательной деятельности, активно
реализовал инновации, формировал компетенции будущих специалистов, совершенствовал свой интеллектуальный потенциал, реализовал требования работодателей, осуществляя подготовку студентов по специальностям:
- 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;
- 270837 «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения»;
- 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»;
- 130108 «Гидрогеология и инженерная геология»;
- 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»;
- 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (в строительстве)»;
- 120714 «Земельно-имущественные отношения»;
- 230401 «Информационные системы (в строительстве)».
Преподавательский коллектив ТГКСТ постоянно стремился [1-4]:
- отражать в содержании профессиональных дисциплин современные тенденции подготовки кадров, формирования их компетенций, базы знаний, овладения практическими навыками и умениями;
- соблюдать баланс и адекватность структуры и величин подготовки специалистов реальным потребностям рынка труда в Тульском регионе;
- овладевать новыми практическими знаниями и умениями, производственными технологиями, реализовать главное требование современного специалиста «учиться через всю жизнь»;
- растить активных патриотов и граждан, специалистов, знающих свое дело, желающих трудиться на благо Отечества.
Опыт создания инноваций в ТГКСТ выявил стремление преподавательского коллектива к лидерству в сфере среднего профессионального образования (СПО), поиску эффективных инноваций в учебном процессе, научной, учебно-методической, организационно-управленческой деятельности, мобильность в освоении и разработке новых образовательных программ, востребованных на рынке труда, воспитании у молодежи толерантности, любви к своему дому и профессии. В ТГКСТ приняты следующие приоритеты совершенствования развития [1-4]:
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Это направление обусловливает освоение и внедрение проектно-исследовательских технологий, создание современных аудиторий с экранами, применение средств мультимедиа, компьютерной базы, дистанционного обучения и консалтинга, создание официального сайта как портала, на котором происходит обмен опытом между преподавателями, их общение со студентами и родителями. Осуществляется создание, апробация и внедрение в учебный процесс электронных учебных пособий, содержащих методические рекомендации для студентов, исходный учебный материал по изучаемому предмету, хрестоматии, рабочую тетрадь, глоссарий, банк тестовых заданий и т.п. Опыт показал, что образовательные ИКТ стимули-
руют развитие творчества, трансформируют традиционные технологии обучения молодежи, помогают формировать профессиональную компетентность, внедрять инновационные технологии обучения.
2. Повышение качества преподавания учебных дисциплин. Остановимся на некоторых дисциплинах и их роли в повышении качества.
Развитие математики и физики всегда имело, имеет и будет иметь огромное значение. Они создают фундамент воспитания молодого поколения. Математика является неотъемлемой важной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса в обществе и развитии личности. Качество математического образования во многом определяет качество всего образования. Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессии, которые связаны с естественными науками, техникой и экономикой. Для достижения высокого уровня подготовки студентов необходимо обеспечить возможность получения ими глубоких фундаментальных знаний при улучшении организации самостоятельной работы. Для улучшения качества знаний и умений на занятиях по математике используется индивидуально-дифференцированная методика обучения, помогающая становлению будущих специалистов, формулированию и уточнению целей и задач, стоящих перед группой и каждым студентом, учитывая то, что у них есть внутренняя мотивация к учению. Педагог как источник опыта принимает каждого студента таким, каков он есть в реальности.
Главными ценностями в моделях жизни и поведения студентов служат ценности Бытия, Добра, Истины, Красоты, Гармонии, Гражданственности, Труда, Свободы, Природы и Отечества. Отношение к ценностям выступает основным механизмом развития культурных новообразований личности. Ценности переживаются эмоционально, превращаясь в ценностные ориентации индивидуального сознания личности, основы развития духовности и социальной зрелости, способа ориентации в историческом опыте, осмысления прошлого на уровне мировоззрения личности или картины мира. Способ ориентации личности состоит из когнитивного, операционно-деятельностного и ценностно-смыслового компонентов.
Для качественной подготовки будущих специалистов через личностно-ориентированные технология в ТГКСТ создана цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин. Ее целями являются: адаптация студентов групп нового набора к учебному процессу; создание условий для максимального развития личности; подготовка студентов к самореализации в жизни с перестройкой стереотипов поведения в учебной деятельности, группе и в профессии. Личностно-ориентированные технологии преподаватели проектируют, опираясь на механизмы и методы развития личности: игру, диалог, сотрудничество, рефлексию. Дополнительные и секционные занятия, внеклассные мероприятия лишь развивают сотрудничество с центрами досуга, клубами по интересам студентов.
Научно-методическая проблема ТГКСТ «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» органично соотносится с проблемой цикловой комиссии «Повышение качества обучения через использование личностно-ориентированных технологий». Организация диалогового взаимодействия ориентирована на индивидуальные особенности и специфику личностного моделирования мира. Внимание акцентируется на личностном развитии всех субъектов деятельности, освоении новых технологий управления на основе сочетания системного, ситуационного и рефлексивного подходов, на создании системы мотивации участников педагогического процесса. Ориентир на личностно-ориентированный, ресурсосберегающий подход в управлении помогает в диагностике и педагогическом мониторинге образовательного процесса.
В ТГКСТ постоянно ведется индивидуально-групповая работа со слабоуспевающими и одарёнными студентами, идет коррекция знаний студентов на основе диагностики их способностей. В личностно-ориентированном обучении преподаватели применяют психодиагностику, средства поддержки мотивации обучения профессии, дискуссии, ор-ганизационно-деятельностные, ролевые и имитационные игры и др. Таким образом, совершенствуется самообразование, саморазвитие, самовыражение студентов в ходе овладения знаниями.
Переход на стандарты нового поколения вызывает ряд сложностей. Преподавательская профессия совершенствуется, необходимо постоянно искать новые пути, концепции и методы повышения эффективности учебного процесса. содержание и формы образования. Это присуще и предметам гуманитарного цикла. Так, в процессе его изучения дисциплины «Право» у студента создается представление о законодательной базе государства, что ускоряет процесс социализации личности, формирования законопослушного гражданина, дает целостное представление о правовом регулировании общественных отношений, делает гражданина более ответственным и грамотным в правовом отношении. В системе инновационных подходов в ТГКСТ доминируют активные и интерактивные формы уроков. Весьма результативны в правовом обучении т.н. технологии ПОПС-формул, используемых при организации споров, дискуссий.
3. Интеграция ТГКСТ в региональное образовательное пространство. Эта интеграция связана с участием коллектива ТГКСТ в научных исследованиях, опытно-проектных разработках, всероссийских и региональных выставках и ярмарках с презентацией своих достижений. За 2000-2012 гг. на выставках и ярмарках России и Тульского региона студенты ТГКСТ представляли свыше 100 инновационных проектов, получивших много дипломов и грамот победителей и призеров.
Инновации проводятся Центром содействия занятости молодёжи и трудоустройства выпускников ТГКСТ. Он создан в 2001 г. для социальной
и профессиональной адаптации своих выпускников на рынке труда, обеспечения условий их успешного карьерного старта. В марте 2011 года на ежегодной Международной московской выставке «Образование и карьера - XXI век» ТГКСТ был успешно представлен, а руководитель центра С.В. Прохорова в рамках мастер-класса выступила с поэтизированным докладом.
Инновации в работе Центра ведется по следующим направлениям:
- информирование о трудоустройстве выпускников на «Днях открытых дверей» абитуриентов и их родителей; сбор и анализ направлений абитуриентов и студентов на целевую форму обучения;
- организация и методика содержания курса «Выпускник в условиях рынка»; организация временной занятости студентов; участие в федеральных, региональных и муниципальных отраслевых форумах, выставках, ярмарках;
- разработка с партнёрами рекламных имиджевых материалов о специальностях техникума; мониторинг карьерного роста выпускников; проведение конференций по итогам практик и стажировок, ярмарок выпускников, конкурсов профессионального мастерства с участием потенциальных работодателей;
- обмен информацией в рамках договора о сотрудничестве с Центром занятости населения города Тулы и Тульской области; участие в мероприятиях по содействию трудоустройству выпускников техникума и других образовательных учреждений, организованных органами исполнительной власти и органами по труду и занятости населения;
- участие в ежегодной Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России»; разработка собственных методических материалов по вопросам трудоустройства выпускников.
На занятиях по факультативной дисциплине «Выпускник в условиях рынка» (инновационная разработка ТГКСТ) студенты выпускных групп: приобретают знания о состоянии и перспективах рынка труда Тулы, Тульской области; вырабатывают умения и навыки определения круга потенциальных работодателей; используют разные формы самопрезентации, проходят тренинги по собеседованию с работодателем, участвуют в ярмарках вакансий. Для успешного решения этой задачи в техникуме разработано электронное учебное пособие «Технология эффективного трудоустройства».
Для ТГКСТ одна из важнейших задач - развитие долгосрочных связей с социальными партнерами, число которых превышает 80 организаций. Совместно с нашими партнерами мы выстраиваем продуманную кадровую политику, оценивая перспективы своего развития. ТГКСТ регулярно получает отзывы организаций, в которых работают выпускники разных лет. Чем больше стаж работы в организации, тем успешнее карьерный рост вы-
пускников, что говорит о качестве подготовки специалистов, их востребованности и успешном карьерном росте на рынке труда. Опыт ТГКСТ по содействию трудоустройству выпускников отмечен в апреле 2011 года дипломом Тульской областной выставки «Тульское качество-2011».
Необходим поиск более тесного взаимодействия органов управления образованием и работодателей по определению профилей, объемов и качества подготовки кадров, схем взаимодействия социальных партнеров, заинтересованных в решении проблем трудоустройства молодёжи. Для сбалансирования потребностей рынка труда и трудоустройства выпускников необходимо создание межведомственной группы с участием служб занятости, маркетинга образования с наделением ее полномочиями коррекции объемов, профиля обучения.
В 2000-2012 гг. ТГКСТ - базовая площадка двух региональных педагогических мастерских (РПМ) Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области (ИПК и ППРО ТО). Результаты их работы отражены в научных сборниках материалов: «Сайтостроительство и компьютерные коммуникации в образовании», 2002 и «Компьютерная квалиметрия», 2003.
ТГКСТ - активный организатор и участник 6 международных, одной всероссийской и более 10 межрегиональных и областных научно-практических конференций. В их материалах преподаватели ТГКСТ опубликовали свыше 100 научных работ, что говорит о высоком инновационном, интеллектуальном и образовательном потенциале преподавателей. ТГКСТ вел хоздоговорную НИР с Тульским филиалом финансового университета при Правительстве РФ по теме ««Управление качеством в деятельности сферы среднего профессионального образования (на примере ГОУ СПО «ТГКСТ»): методы, алгоритмы, программы».
4. Контроль и оценка результатов освоения профессиональных модулей (ПМ). Введение ПМ в ФГОСы позволяет объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты ПО, теоретико-прикладные аспекты; совместить в одной организационно-методической структуре дидактические цели, логически завершенные единицы учебного материала, методическое руководство и систему контроля, что позволяет оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, качество профессиональной подготовки студентов ТГКСТ. Модульная система обучения дает преподавателю свободу и гибкость в выборе форм и методов обучения, снижает затраты времени на практическую подготовку.
Для проверки усвоения общих и профессиональных компетенций ТГКСТ разрабатывает по каждому ПМ комплект оценочных средств. Формой аттестации по ПМ является квалификационный экзамен, а его итогом -решение: «вид профессиональной деятельности освоен/ не освоен».
Объектами оценки на квалификационном экзамене выступают: а) продукт практической деятельности (критерий - эталон качества); б) про-
цесс практической деятельности (критерий - соответствие усвоенных алгоритмов деятельности заданному нормативу); в) объём профессионально значимой информации (когда важно установить, что студент владеет достаточным количеством информации, необходимой для формирования определённой компетенции). Перечень показателей составляют с учетом имеющихся в структуре ОПОП умений и знаний, Компетенция несводима к отдельному умению или знанию, поэтому показатели ее сформированно-сти должны носить комплексный характер.
Для оценки общих компетенций в программе ПМ определяется:
- какой вклад изучение профессионального модуля вносит в формирование каждой общей компетенции, какие общие умения он формирует;
- какие показатели оценки общих умений должны применяться с учетом специфики содержания профессионального модуля и времени его изучения.
Разработка типовых заданий для квалификационного экзамена по профессиональному модулю ведется с учетом проверки профессиональных и общих компетенций, комплексной проверки профессиональных и общих компетенций. Перед началом формирования заданий общие и профессиональные компетенции группируют комплексно. Квалификационный экзамен представляется в виде: защиты курсового проекта (оценка ведется сопоставлением продукта, проекта с эталоном и демонстрацией на защите знаний); выполнения комплексного практического задания (оценка ведется сопоставлением усвоенных алгоритмов с заданным эталоном деятельности); защиты портфолио (оценивается сравнением установленных требований с набором документов и показаний, входящих в портфолио). Инновации в ТГКСТ подразделяются на внутри- и общепредметные и идеологические. Чем сильнее внедрены педагогические инновации, тем развитее студенты и их конкурентоспособность.
5. Воспитание лидерских качеств студентов в процессе самоуправления. В ТГКСТ большое внимание уделяется воспитанию полноценной, активной, социально развитой личности будущего специалиста. При этом важны как ресурсная база, новое содержание образования и воспитания, так и применение прогрессивных управленческих технологий в образовании и воспитании. В ТГКСТ с 2000 года работает студенческое правительство. Во главе правительства стоит президент, избираемый конференцией. Последние четыре года наши студенты-активисты занимают призовые места в региональном конкурсе «Лучший выпускник года». В результате системной работы ТГКСТ занял призовое место в региональном конкурсе на лучшую модель студенческого самоуправления среди ОУ СПО Тульской области (июнь 2010 года). Студенты участвовали в Тульском городском молодежном форуме «Поехали!» (октябрь 2011 года), где заняли первое место в конкурсе социальных проектов. Студент Иванов Н. (октябрь-ноябрь 2011 г.) стал участником Всероссийского форума студен-
тов в г. Барнауле, на котором представлял студенческий проект «МИР творчества. Молодежь. Инициатива. Реализация»» В декабре 2011 г. ТГКСТ стал дипломантом конкурса «Волонтер года», получил грамоту за участие в городском конкурсе на лучшую организацию гражданско-патриотической работы.
Система студенческого самоуправления как система педагогических ситуаций воспитывает у студентов готовность к организации собственной жизни, управлению всем студенческим коллективом. Делегирование студентам функций управления и контроля деятельности обеспечивает их равноправное сотрудничество с преподавателями.
Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Они требуют масштабных структурных, институциональных, организационно-экономических изменений, обновления и адекватности содержания образования требованиям времени и задач России, в т.ч. новым требованиям к специалисту, изменениям в экономике, возрастающей роли знаний, информационно-коммуникативных технологий, глобального рынка труда. В.В. Путин на расширенном заседании Госсовета «О стратегии развития России до 2020 года» указывал: «Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет... От мотивации к инновационному поведению граждан, и от отдачи, которую будет приносить труд каждого человека, будет зависеть будущее России». И педагоги реализуют это своим нелегким ежедневным трудом.
Список литературы
1. Арсеньев Ю.Н., Прохоров С.Ю. Управление имиджем, постоянными улучшениями образовательного учреждения как субъекта рынка // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. Т. 10. Одесса: Черноморье, 2010. С. 28-31.
2. Арсеньев Ю.Н., Прохоров С.Ю. Качество объектов, процессов, управленческих решений: содержание, семантика и рекомендации // Подготовка учителя и повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования: сб. матер. межвуз. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Тула: ГОУ ДПО ИПК и ППРО ТО, 2011. Ч. II. С. 3-11.
3. Арсеньев Ю.Н.. Прохоров С.Ю. Модульная реализация системы управления знаниями в образовательном учреждении системы среднего профессионального образования // Проблемы образования, инновации и менеджмент знаний в подготовке компетентных кадров: матер. междунар. науч.-практ. конф. / под науч. ред. проф. Ю.Н. Арсеньева. М. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 317-327.
4. Прохоров С.Ю., Арсеньев Ю.Н. Управление качеством обучения студентов в сфере среднего профессионального образования // Изв. ТулГУ. «Гуманитарные науки.» 2011. Вып. 3. Ч. 2. С. 295-302.
S. Yu. Prochorov, Yu. N. Arsenjev INNJVATIONIN THE SPHERE OF SECONDARE PROFESSIONAL EDUCATION The considered innovations in activity of the subject education. Decisions on their optimization are offered. Innovations in the sphere of secondary professional education on an example of the Tula State municipal and construction technical school are considered.
Key words: innovation, quality management and knowledge, training, intelligence.
Получено 15.05.2012
УДК 378.147
В. А. Романов, д-р пед. наук, проф., 8-4872- 35-20-90, romanov-tula@mail.ru (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого), В.Н. Кормакова, канд. пед. наук, доц., 8-4722- 30-13-11, kormakova@bsu.edu.ru (Россия, Белгород, НИУ «БелГУ»)
КОУЧИНГ-ТЕХНОЛОГИЯ В ТЬЮТОРСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ специалистовВН^Н^ННН
Рассмотрены вопросы использования коучинг-технологии в тьюторском сопровождении учебно-профессиональной самореализации будущих специалистов в вузе. Определены основные задачи, условия и принципы тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации студентов в вузе и выявлены особенности реализации технологии коучинга.
Ключевые слова: высшее учебное заведение, коучинг, сопровождение, тьютор, учебно-профессиональная самореализация.
Статья опубликована в рамках научно-исследовательского проекта Департамента приоритетных направлений науки и технологий Министерства образования и науки РФ, № 613872011.
Интеграционные процессы, происходящие в России, свидетельствуют о том, что система высшего образования вновь вступила на путь модернизации в целях обеспечения саморазвития личности на основе гуманистических общественных идеалов. Поэтому одним из направлений в реализации гуманизации высшего профессионального образования является формирование в вузе личностно-развивающей образовательной среды, в основе которой лежит организация личностно-ориентированного образовательного процесса как особый тип индивидуализированного образования, основывающийся на организации взаимодействия обучаемого и обучающего, при котором создаются оптимальные условия для развития у субъектов обра-