L. N. Polunina
HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL REMINISCENCES IN CONTEMPORARY EUROPEAN EDUCATION
The article deals with the historical and philosophical aspect of European education discourse, its representation in different historical periods and the key concepts formed during the discourse development. The article argues that these concepts make up the kernel of the unified discursive field of contemporary European education.
Key words: discourse, concepts formed during, European education.
УДК 65.0 (075.8)
С.Ю. Прохоров, проф.,(4872) 35-60-17, [email protected] (Россия, Тула, ФГОУ ТГКСТ) Ю.Н. Арсеньев, проф., 4872) 35-60-17, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
УПРАВЛЕ НИЕ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Трансформационная теория обучения позволяет различные стратегии активного овладения знаниями описывать конкретными зависимостями, связывающими эффективность и качество их деятельности с факторами сложности на базе экономико-математических методов и моделей. Система непрерывного образования реализует механизм опережающего удовлетворения потребностей личности в профессиональном и духовном росте, а общества и государства - в пополнении интеллектуального потенциала.
Ключевые слова: менеджмент качества, образование, интеллект
Трансформационная теория обучения позволяет различные стратегии активного овладения знаниями студентами в сфере среднего профессионального образования (СПО) описывать функциями вида Эi = f (Б^, где Эi - эффективность их деятельности, Fj - совокупность факторов сложности, а применение экономико-математических методов и моделей - оценивать качествоу изменений стратегий в деятельности субъектов образования с учетом множества факторов. В целом система СПО -механизм опережающего удовлетворения потребностей личности в профессиональном и духовном росте, общества и государства - в интеллектуальном потенциале.
Факторы сложности Б можно трактовать и измерять по-разному: параметры решаемых задач из областей науки, производства, техники, технологий, деятельности; уровень сложности решения интеллектуальных исполнительских задач и т.п. Однако в любом случае необходим подбор достаточного числа факторов i = 1,..., п},
статистически достоверно определяющих закономерности изменения Э =
f(Fj) качеств специалистов.
Необходимость СПО и совершенствования знаний будущего специалиста обусловливается непрерывным ростом сложности решаемых профессиональных задач. Специалист, имеющий к моменту ti на i-м этапе образования уровень эффективности 3imax своей деятельности, спустя время At достигает эффективности труда 3i(t1+At) < 3imax из-за того, xnj F(t1+At) < Э^опт]. Если на ^+1)-м этапе образования достигается 3(ti+1) < 3max производственной деятельности эффективность сначала будет повышаться какое-то время до уровня 3(i+1)max а затем начнет снижаться. Тогда новый этап непрерывного образования должен начинаться с учетом этого условия так, чтобы своевременно осуществить трансформацию текущей стратегии Si+1, в последующую S^-ю стратегию.
Научно-дидактический потенциал сферы СПО должен превышать интеллектуальные потребности хозяйства по критериям эффективности 3i = f(Fj). При этом перечень требующихся специальностей можно определить, декомпозируя весь интервал задач, присущих хозяйству страны, от Fmin(t1+At) до Fmax(t1+At) на ряд частных интервалов. Если за время At задачи некоторой сложности, решавшиеся ранее специалистами условно первой категории, становятся неактуальными, то их следует переучивать на вторую условную категорию, далее - вторую на третью и т.д. Такое смещение интервалов сложности задач, входящих в компетенцию каждой категории специалистов, позволяет осуществлять прогнозирование в момент времени t1 требований к подготовке специалистов на момент времени t1+At. Особенно трудно оценить верхнюю границу сложности задач Fmax(xc)(t1+At), адекватную приоритетным задачам научно-технического прогресса и инновационной стратегии развития страны.
Исходный параметр в оценке ширины профиля или интервала компетентности специалиста AFOT - минимально допустимый уровень эффективности (производительности, надежности, безопасности) его деятельности 3imin, требующейся хозяйству, а также реальный интеллектуально-инновационный потенциал сферы СПО. При прочих равных условиях интегральные затраты I на подготовку специалиста пропорциональны требуемой интегральной эффективности его труда:
1 3ттАРюп 3imin[Fmax(cH) - Fmin(cH)].
Реально интегральную эффективность конкретного специалиста можно рассчитать как I = 3iminAFi сп, где AFOT - интервал его компетентности. Множество задач, относительно эффективно решаемое в интервале AFOT, составляет профиль специалиста. Если I = const, то более широкий профиль специалиста соответствует его меньшей
эффективности Эсп, а более узкий специалист потенциально может достичь большей эффективности из-за уменьшения АБсп.
Социальный государственный заказ СПО можно интерпретировать как формирование требуемого «характеристического портрета» специалиста Э^п = f(FiCn) при учете комплекса критериев оптимизации (эффективность, надежность, творческий потенциал, общественно-политическая зрелость, уровень активности, умений руководства человеческими ресурсами, производством, экологическую грамотность и др.). Тогда основная задача сферы СПО - преобразование «характеристических портретов» его абитуриентов Эаб^) в требуемые «характеристические портреты» выпускаемых специалистов Эсп^) с учетом реальных потребностей хозяйства страны или региона, интенсивности применения специалистов на производстве, интеллектуально-ресурсных возможностей и сроков обучения.
При фиксированных сроках, динамике процесса обучения, способности обучаемых, квалификации педагогов, средств, методик и
F F F
^1max г2 max ^3max
технологий обучения имеем, что I = J31dF = J32dF = J33dF * const.
F1 min F2 min F3 min
Это требует поиска оптимального сочетания специализации фундаментальных знаний и фундаментализации специальных знаний будущих специалистов. Ширину интервала компетентности специалиста следует определять с учетом: точности распределения на производстве, резерва получаемых знаний и умений с учетом интеллектуально-инновационного роста личности, развития прогресса; времени на адаптацию к рабочему месту, взаимоотношениям с руководством и др.
В реальной квалификационной характеристике специалиста необходим учет комплекса: знаний, навыков и умений, необходимых и достаточных для профессиональной деятельности; профессионально важных качеств (ПВК) и способностей личности; уровня освоения рабочих профессий, скорости и точности решения задач; степени освоения коммуникаций с людьми, навыков управления трудовым коллективом и т.п. Тогда главный социально-экономический критерий квалификационной характеристики специалиста - реальная эффективность (Э) его практической деятельности, соотнесенная к затратам (З) на его образование, т.е. К = Э/З.
Средняя «ценность» специалиста M[I] равна М[1] = М[Э]-М[Б]-АЕ, где М - математическое ожидание случайной величины, М[Э] (М[1])-средняя эффективность (сложность задач); AF - интервал факторов сложности.
Максимальную «ценность» задачи (1с m£K) по критерию сложности задач, важных для науки и образования, определим как 1с m£K = Э^^). Для сферы производства более важна максимальная эффективность
специалиста в заданном интервале компетентности Б, т.е. 1э = Э^^Б).
Как же следует организовать процесс обучения и с минимумом затрат перевести характеристический портрет условно абитуриента сферы СПО в характеристический портрет специалиста и достичь Эаб
—>
Э ?
Известно, развитие обучения с большими трансформационными спадами идет быстрее, чем монотонное или с малыми спадами. Оно может быть как стихийным, естественно-эволюционным, так и управляемым, целенаправленным, что достигается сокращением числа и пропуском числа трансформаций осваиваемых стратегий. Пренебрежение личностных особенностей и способностей обучающегося студента ведет к серьезным образовательным рискам и негативным последствиям для личности и общества.
Менеджмент сферы СПО должен: вести поиск политик, стратегий, тактик, разных уровней обучения с учетом трансформационных и эволюционных периодов, постоянным их сравнением для создания адекватных характеристических моделей специалистов и оптимальных траекторий их обучения с учетом реальных условий и возможностей личностей; последовательно обучать специалистов со средними способностями
по сценарию Эаб — Э1 — Э2 — Эсп, а одаренных студентов по сценарию Эаб — Эсп, системно управляя учебным материалом как единым целым.
Посредством обучающих и контролирующих компьютерных программ следует прогнозировать, кому из студентов и что доступно? и пытаться осуществить индивидуальную адаптацию их процесса обучения в области создания формальных моделей для инженерно-технического, педагогического или эколого-экономического приложения. Возврат к предыдущим стратегиям в обучении позволяет закреплять знания, развивать творческие способности, овладевать известными стратегиями и порождать новые. Декомпозиция читаемых курсов на темы обеспечивает их четкую обозримость, а структуризация тем - глубину их познания и охват как единого целого [1-6].
Применение трансформационной теории обучения в сочетании со знаниями, возвратом к прежним стратегиям, порождением новых знаний позволяет реализовать обучение более эффективно, в сокращенные сроки и затраты. Обучение с широким применением информационных и телекоммуникационных технологий и средств дает эффект при условиях [1-6]:
- наличия прогноза развития психологической структуры деятельности в экономике, производстве, бизнесе, планировании, управлении;
- создания имитационных моделей, «характеристических портретов» требуемых специалистов;
- четкого определения профессиональных стратегий, перспектив использования информационных технологий и программных средств в формировании стратегий, разработке структур и средств взаимодействия студентов с компьютером;
- внедрения передового опыта преподавания, применения экономико-математических методов и решения оптимизационных, рутинных, типовых и творческих задач;
- формирования психологических портретов обучаемых студентов, выделения их склонностей и способностей, индивидуализации обучения с учетом мотивации.
Через обучение можно достичь оптимальных или устойчивых показателей качества, эффективности, надежности и жизнестойкости. Эффективность и сложность как интегральных индикаторов взаимной адаптации компонентов обучения обычно оценивают показателями: экономия - перерасход; безопасность - аварийность; производительность - ущерб; энергетические - психофизиологические ресурсы.
К интегрированным индикаторам обучения и их составных параметрам оценки содержания рабочих программ, учебных дисциплин отнесем:
- степень фундаментализации, интеллектуализации и гуманизации содержания учебных дисциплин образовательного учреждения (ОУ);
- способность содержания образования и технологий обучения обеспечить высокую профессиональную готовность специалиста;
- интеграцию содержания сфер высшего и среднего профессионального образования, гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний, учебных дисциплин и междисциплинарных программ;
- направленность образовательных программ на развитие профессионального творчества и опыта самообразовательной деятельности;
- личностную и индивидуально-психологическую направленность содержания сферы СПО, включая управление человеческими ресурсами;
- экологическую и природоохранную направленность содержания.
Нами выполнена оценка образовательных рисков студентов ОУ,
качества лекционных, практических и лабораторных занятий, в т.ч. на основе компьютерных программ (табл. 1, 2). Относительные показатели (Ру) и обобщенные скалярные оценки качества рассчитывались как
Ру = ау/а^т, если частный критерий качества стремится к максимуму,
Ру = а1эт/ау, если частный критерий качества стремится к минимуму,
п
Qj = ^ wi * P у, где ^^ вес показателя, Ру - относительный
г=1
показатель.
Оценка образовательных процессов в ОУ показала необходимость применения принципов научной организации труда и педагогического менеджмента. Любые попытки отойти от математических методов оценки учебно-познавательной и учебно-воспитательной деятельности ведут к расплывчатости и неопределенности. Считаем, что общество не может нормально функционировать и развиваться, не выражая результатов своей деятельности точным языком математики. Оценка эффективности учебных занятий по ряду читаемых в ОУ дисциплин, качества их учебно-методического обеспечения показала, что педагоги имеют значительные неиспользованные резервы в своей многогранной деятельности.
Таблица 1
Оценка рисков качества исполнения лабораторных работ
№ Частные критерии Эталон Относительные показатели Р;,
п/п качества оценки Бэт Рц Р2] Рз] Р4] Р5] Рб] Р7]
1 Сложность работы 0,5 0,5 1,0 0,63 0,55 0,55 0,71 0,63
2 Ход осмысления и
восприятие работы 0,6 0,75 0,75 0,86 1,0 0,86 1,0 1,0
3 Умение формализации
целевой функции 0,9 0,55 0,66 0,77 0,44 0,77 0,89 1,0
4 Умение постановки
задачи оптимизации 0,8 0,87 1,0 0,83 0,75 0,87 0,75 0,63
5 Умение составления
матем. моделей задачи 0,9 0,89 0,89 0,78 1,0 0,89 0,89 0,89
6 Умение выбора метода
решения задачи 0,8 0,5 0,63 0,87 0,87 1,0 0,75 0,87
7 Простота реализации
программы на ПК 0,4 0,44 0,5 0,5 0,66 1,0 0,66 0,44
8 Умение написания
прикладных программ 0,9 1,0 0,89 0,89 1,0 0,89 0,78 0,89
Обобщенная скалярная оценка 1,52 1,58 1,38
качества 2,20 1,80 0,99 1,44
Место работы в ряду сравниваемых
лабораторных работ VII IV VI V I II III
Уровень риска и качества создания 22,2 82,8 - 45,4
лабораторных работ, % 53,5 59,5 39,4
Таблица 2
Оценка риска и качества прикладных программ (ПП)
№ Частные критерии Sax Прог раммные средства* «Вес»
п/п качества 1 2 3 4 5 6 показателя
1 Содержание ПП 0,9 0,44 0,89 0,66 1,0 1,0 0,66 0,125
2 Наглядность
3 программы Удобство ,6 0,83 0,66 0,66 0,83 1,0 1,0 0,125
пользования ПП 0,6 0,66 0,5 0,5 0,83 1,0 0,66 0,125
4 Простота освоения ПП 0,3 1,0 0,37 0,6 0,43 0,43 0,5 0,125
5 Степень
воздействия на 0,7 1,0 0,71 0,71 0,86 0,86 0,71 0,125
6 субъект 0,3 1,0 0,43 0,75 0,5 0,83 0,6 0,125
7 Документация Педагогическая 0,7 0,57 0,86 0,71 1,0 1,0 0,86 0,125
8 ценность ПП
Методическое 0,4 1,0 0,67 0,8 0,57 0,5 0,8 0,125
сопровождение
Обобщенная скалярная оценка 1,31 2,54 2,28 1,73 1,21 1,33 1,000
качества Q1
Рейтинг разработанных II VI V IV I III
программ по критерию
сложности
Уровень риска качества программ, % 8,26 109,9 88,4 42,9 - 10,0 -
Список литературы
1. Венда В.Ф. Системы гибридного интеллекта.// Эволюция, психология, информатика. М.: Машиностроение, 1990.
2. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Системы гибридного интеллекта. Экономика. Управление. Образование. М.: Высшая школа, 2008.
3. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Моисеев А.В., Федотов В.А. Менеджмент персонала: в 2 т. Орел: изд-во ОРАГС, 2009.
4. Арсеньев Ю.Н., Киселев В.Д., Давыдова Т.Ю. Управленческие решения: в 2 т. М.; Орел: изд-во ОРАГС, 2009, 2010.
5. Арсеньев Ю.Н., Орлихина Н.Е., Давыдова Т.Ю. Система образования: экономика, информатизация, менеджмент качества. М.; Тула: Изд-во ИПК и ППРО ТО, 2009.
6. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Образование, экономика знаний и подготовка кадров. М.; Тула: Изд-во ВЗФЭИ, ТулГУ, 2011. 311 с.