Научная статья на тему 'Проблема сотрудничества как межсубъектного взаимодействия в психолого-педагогических исследованиях'

Проблема сотрудничества как межсубъектного взаимодействия в психолого-педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1331
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпушкина Л. В.

В статье определяется взаимосвязь понятий взаимодействия, общения, отношения. Выделяются основные характеристики взаимодействия: активность, системность. Обосновывается необходимость формирования у дошкольников готовности к сотрудничеству в образовательном пространстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation as Interpersonal Interaction in Psychological and Pedagogical Research

The article defines the interrelation of interaction, communication. It determines the major characteristics of interaction: activity, consistency. It explains the necessity to form the readiness of preschool children to cooperate within educational environment.

Текст научной работы на тему «Проблема сотрудничества как межсубъектного взаимодействия в психолого-педагогических исследованиях»

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА КАК МЕЖСУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ*

Л. В. Карпушкина, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МГПИ им. М. Е. Евсевъева

В статье определяется взаимосвязь понятий взаимодействия, общения, отношения. Выделяются основные характеристики взаимодействия: активность, системность. Обосновывается необходимость формирования у дошкольников готовности к сотрудничеству в образовательном пространстве.

Взаимодействие является одним из базовых понятий философии, психологии, педагогики. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных субъектов, объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, на другие субъекты, объекты. Любое явление, субъект, объект, состояние может быть понято (познано) только в связи и отношении с другими, так как все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Взаимодействие предполагает действие друг на друга, как минимум, двух субъектов или объектов и в то же время означает, что каждый из них находится во взаимном действии с другими.

В социальной психологии взаимодействия классифицируются следующим образом: гармония и конфликт; взаимная поддержка и подавление одного другим; заинтересованность и безразличие, содействие и противодействие (А. Л. Журавлев и др.).

Выделяются следующие социальнопсихологические типы взаимодействия:

— сотрудничество — оба партнера активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общей цели в совместной деятельности;

— противоборство — оба участника противодействуют друг другу; препятствуют достижению индивидуальных целей каждого, общая цель отсутствует;

— уклонение от взаимодействия — оба стараются избегать активного взаимодействия;

— однонаправленное содействие — один способствует достижению индивидуальных целей другого, второй уклоняется от взаимодействия с ним;

— контрастное взаимодействие — один содействует достижению цели, второй противодействует;

— компромиссное взаимодействие — оба партнера проявляют элементы как содействия, так и противодействия.

А. А. Леонтьев, рассматривая категорию взаимодействия, подчеркивает его специфику в органическом мире живой материи. Жизнь он представляет как процесс особого взаимодействия особым образом организованных тел. Чем выше организация тел, тем сложнее это взаимодействие1.

Одной из основных характеристик взаимодействия учеными признается активность. Чем сложнее организация активности, тем разнообразнее формы ее проявления. У человека как высшей формы развития живой материи в условиях Земли активность обнаруживается на всех уровнях организации: интеллектуальном, моторно-эффекторном и общеповеденческом2, И. А. Зимняя указывает, что в условиях взаимодействия всегда есть активность обеих сторон, хотя мера ее проявления различна3. Для социального взаимодействия людей активность может быть преобразующей, сохраняющей, созидающей, развивающей, разрушающей, возможна активность принятия — непринятия, организации ответ-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ 2006 «Волжские земли в истории и культуре России» № 06-06-23603а/В.

©Л. В, Карпушкина, 2006

ного воздействия, противостояния нежелательному воздействию или участия в совместном действии. Личность — это интегрирующая индивидуальность, поэтому активность личности многие ученые (К. А. Абульханова, В. С. Мерлин и др.) рассматривают как функционально-динамическое качество, которое интегрирует ее потребности, способности, сознание и волю и тем самым обеспечивает личности возможность по-своему структурировать жизнедеятельность: общение, деятельность, познание.

По мнению многих отечественных психологов, сферы деятельности, познания, общения и отношений тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Так, Б. Г. Ананьев справедливо отмечал, что личность формируется как субъект деятельности, познания и общения. Он поставил проблему освещения зависимостей, связывающих отдельные внешние и внутренние характеристики взаимодействия людей с содержательными проявлениями психических процессов, состояний и свойств участвующих в общении людей. В. Н. Мясищев выделял взаимосвязь социальной перцепции, отношений и взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. А. А. Бодалев подчеркивал связь отношений и социальной перцепции, проявляющуюся в общении людей, и указывал, что в ней происходит сложнейшее переплетение отношений общающихся друг с другом, а также отношений к совместной деятельности, ее результатам, к самим себе, одновременно возникает умение понять и объективно оценить друг друга. Общение с окружающими людьми выступает для большинства авторов как особого рода деятельность. Акты этой деятельности становятся основой для формирующихся между партнерами взаимоотношений. Взаимоотношения составляют базу для познания человеком самого себя. «Для всего моего существования как человека, — говорит С. Л. Рубинштейн, —фундаментальным

является существование другого человека, то, что я существую для него, каким я ему представляюсь»4. Общение — деятельность, имеющая свои «долговременные» продукты. В качестве ближайшего такого продукта можно рассматривать отношения, складывающиеся между партнерами по общению. Конечным продуктом является образ других людей и самого себя у субъекта общения.

Таким образом, межличностные отношения рассматриваются как мотива-ционно-потребностное ядро поведения, деятельности и общения, как их содержательная сторона (В. Н. Мясищев), внутренняя личностная основа взаимодействия (Н. Н. Обозов), а само общение — как внешний феномен взаимоотношений и способ актуализации (В. Н. Мясищев). Особенно часто отождествляются понятия «отношение» и «взаимодействие». Е. В. Субботский определяет взаимодействия маленького ребенка со взрослыми и сверстниками как «отношения партнерства». С. Г. Якобсон понимает под взаимоотношениями «взаимодействие индивидов». Понятие «общение» относится к числу многозначных в философии, социологии и психологии. Одни ученые полагают, что это интеракция, обмен деятельностью, которая обеспечивает кооперативную взаимопомощь и координацию действий (Т. Шибутани). Другие рассматривают общение как речевую коммуникацию, выделяя взаимодействие в совместной деятельности как самостоятельную категорию, или как процесс реализации и вместе с тем формирования отношений (А. В. Киричук, Я. Л. Коломинский, П. Ф. Ломов и др.).

Многообразные отношения, возникающие между людьми в процессе длительного взаимного общения, составляют две основные системы: деловых и личных отношений. Деловые отношения связывают людей как исполнителей определенных производственных, общественных, учебных функций. Исполняя какую-либо общественную или производственную функцию, человек не переста-

ет быть личностью, которая избирательно относится к другим личностям, к другим людям, точно так же, как и другие небезразличны к ней. Деление отношений на деловые и личные характерно для любого организованного коллектива. Две основные системы взаимоотношений, которые складываются внутри коллектива, взаимодействуют между собой определенным образом.

Огромный вклад в разработку теории отношений личности внес В. Н. Мяси-щев. Он обосновал положение о том, что личность со времени детства и в течение всей жизни, будучи включенной в систему общественных отношений, постепенно их усваивает и они становятся ее собственными отношениями к различным сторонам окружающей действительности. Задача воспитательных институтов, по его мнению, состоит в том, чтобы культивировать вокруг личности такие отношения и в таком сочетании, которые давали бы субъективное богатство усваивающей эти отношения личности в форме ее потребностей, интересов, склонностей5.

Итак, активность есть способ самовыражения личности в той или иной сфере жизнедеятельности, при котором сохраняется индивидуальность личности, ее субъектность, и обеспечивается возможность ее развития. Активность самого субъекта выступает одним из важных показателей успешного взаимодействия и проявляется в виде таких личностных особенностей, как инициативность, толерантность, коммуникабельность и т. п., наличие которых способствует процессу взаимодействия.

По И. А. Зимней, «взаимодействие есть основа и условие установления самых разнообразных связей между объектами, включая причинно-следственные, каузальные»6. Взаимодействие составляет основу любой системы, которая, как известно, всегда предполагает связь в форме взаимодействия ее элементов. Отсюда вторая основная характеристика взаимодействия — системность как

представленность взаимодействия объектов во всех связях и отношениях.

Во взаимодействии людей выявляются такие его существенные характеристики, как осознанность и целеполо-женность, определяющие формы взаимодействия. В. П. Зинченко выделяются две основные формы взаимодействия: сотрудничество (в игре, учении, труде, творчестве) и общение. Эти формы связаны между собой, проявляясь в образовательном процессе. Взаимодействие в форме сотрудничества предполагает и общение как его идеальную форму. Первое не может быть без второго, тогда как второе может быть без первого, что свидетельствует об их относительности и условной автономии7.

Общение — это не просто ряд последовательных действий (деятельностей) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения — это воздействие человека на человека, а именно их взаимодействие. Процесс общения строится в виде системы сопряженных актов взаимодействия. Общение характеризуется как социальный процесс, осуществляется внутри определенной социальной общности (в группе, классе, обществе в целом); выражает или реализует общественные отношения. Оно выступает как специфическая форма взаимодействия субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностями индивидов, в которых фокусируются идеи, интересы, чувства, установки, приемы, результаты. Общение охватывает особый класс отношений между субъектами, где обнаруживаются содействие и противодействие, согласие или противоречие, сопереживание или эмоциональная глухота.

В зависимости от уровня развития общения выделяются следующие его виды:

— примитивное, субъект-объект-ное, когда партнер по общению рассматривается лишь как средство решения тех

или иных задач. Такое общение нередко используется в общении родителей и маленьких детей, в условиях воинской службы, в отдельных организациях. Его можно условно представить формулой: подай, принеси,сделай;

— маттулятивное, при котором субъект ставит те или иные условия для партнера по общению, последний с ними соглашается и потому действует соответствующим образом. Общий смысл такого общения может быть представлен следующим образом: если сделаешь, то получишь награду (либо наказание). Оно может быть представлено схематически: субъект—стимул—объект;

— паритетное, субъект-субъект-ное, когда в партнере по общению человек видит личность, имеющую право на свою позицию, точку зрения. На основе такого общения возникает «педагогика сотрудничества».

Ю. П. Азаров утверждает: «Мы воспитываем вовсе не примером, как принято считать, а отношением, собеседни-чеством, сотрудничеством. Педагогика занимается именно вопросами сотрудничества с частью человечества, называемой словом „дети“. Педагогика — наука об искусстве сотрудничества»8.

Сотрудничеством принято называть такие отношения между людьми, в основе которых лежат общность интересов и целей и обусловленные этим солидарность, взаимное уважение и доверие. Оно обогащает связи, которые устанавливаются между людьми, выступает одним из выражений коллективизма, обеспечивающих личности поддержку, нравственную и психологическую защищенность9.

Человек живет среди людей, и его умение сотрудничать проявляется только во взаимоотношениях с людьми. Этим сотрудничество отличается от других сторон личности. Человек не может жить, развиваться вне человеческого общества. При этом он не просто «функционирует» рядом с другими людьми. Для его собственного развития и расцвета личности ему нужно, чтобы это были полноценные взаимоотношения.

Понятие «сотрудничество» включает в себя постоянную заботу участников деятельности об ее успехе, стремление противостоять тому, что ей мешает и разобщает. Сотрудничество также способствует развитию добрых традиций, уверенности людей друг в друге, решению вопросов сообща, при общем согласии.

Педагогические исследования обращены к изучению процесса межличностного взаимодействия и воздействия, в ходе которых воспитывается, развивается детская личность, усваивающая социальные нормы. С. Н. Лысенкова считает, что направленное воспитание детей, стремление к конструктивному взаимодействию и в то же время становление личности каждого отдельного ребенка может произойти лишь в процессе познавательной, преобразующей, нравственно-этической деятельности, протекающей в коллективах, социально мотивированных индивидуальных формах ее организации. Учить детей может не только воспитатель, но и каждый ребенок в группе. Для того чтобы это стало реальностью, используется методика комментированного управления, когда, мысля вслух, объясняя свои действия^ каждый ребенок «ведет за собой» остальных, вступает во взаимодействия с другими, учит их. При этом происходит развитие не только речи и мысли, но и чувства ответственности перед товарищами и самим собой за свои слова и действия10.

«Ребенок, — отмечает Ш. А. Амо-нашвили, — целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми жизненными устремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворение своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей. Стремление к конструктивному взаимодействию станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готов-

ность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению»11. Перед педагогом поставлена важная задача — научить ребенка быть человеком, внимательным, корректным, добрым во взаимодействиях с окружающими. Для этого нужен целенаправленный, воспитывающий, обучающий, развивающий педагогический процесс, отвечающий потенциальным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Автором подчеркивается исключительная значимость гуманистической атмосферы образовательной среды, рассмотрения формирующих знаний у детей на примерах, взятых из жизни своего народа. С его точки зрения, развитие ребенка происходит только тогда, когда педагогический процесс наполнен чуткостью и заботливостью, отзывчивостью и доброжелательностью, переживанием успеха и утверждением достоинства и воспитанника, и взрослого.

Японские педагоги придают большое значение воспитанию детей в коллективе. Они считают, что можно говорить о формировании коллектива уже в группе детей в возрасте до одного года. Сторонники этой точки зрения выделяют две стадии в развитии коллектива: коллектив-сочувствие (дети до 3 лет) и автономный коллектив (дети от 3 до 6 лет). На первом этапе педагоги направляют свои усилия на воспитание у детей сочувствия друг к другу, взаимопомощи. На втором этапе у детей воспитывается самостоятельность, которая должна проявляться в самоуправлении. Кроме того, внимание педагога сосредоточено на организации совместной трудовой деятельности.

Детский коллектив — это модель общества. Воспитатели и учителя Японии формируют ту систему отношений, которую они считают образцом свободного общества для страны конца XX — начала XXI в. Своей задачей они видят создание таких отношений в группе или классе, чтобы индивидуальные способности получили полное развитие, чтобы каждый ребенок приобрел опыт испол-

нения любой роли в коллективе сверстников (член бригады, ведущий, дежурный, ответственный за определенную часть работы и т. д.)12.

Целью народной педагогики, отражающей мудрость народа в области воспитания подрастающего поколения, бережно сохраняемую и передаваемую от поколения к поколению в устном народном творчестве(пословицах, поговорках, афоризмах, песнях, сказках, потешках и т. п.), в народных праздниках и обрядах, детских играх и через игрушки, в труде, семейном воспитании, организации быта и досуга, является воспитание идеальной и совершенной личности, нравственность которой тесно связана с умением преодолевать трудности, выполнять определенные обязанности, проявлять волевые черты характера — упорство, терпеливость, настойчивость, трудолюбие, сотрудничество. Большинство пословиц и афористических изречений — результат развития народной педагогической мысли — формирует ценностную ориентацию детского сознания, выполняет функции стимула к сотрудничеству, наставления о пользе дружбы. Многие исследователи считают, что широкое бытование пословиц и афоризмов на тему сотрудничества в фольклоре народа свидетельствует о высоком уровне его педагогической культуры.

Мы рассмотрели взаимосвязь взаимодействия, общения, отношения, взаимоотношения, что дает возможность определить практические стратегии формирования у старших дошкольников и младших школьников готовности к сотрудничеству в образовательном пространстве.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Леонтьев А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. 2-е изд.,, ::испр. и: доп. М., 1997. С, 160.

См.: Асмолов А. Г. Психология личности /

А. Г. Асмолов. М., 1990. С, 22.

3 См.: Зилтяя И. А, Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М., 2002. С. 54.

4 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн ; под ред. Е. В. Шорохова. М., 1976. С, 127.

5 См.: Мяеищев В. Н. Личность и неврозы /

В. Н. Мяеищев. Л., 1960. С. 68—70.

6 Зимняя И. А. Указ. соч. С. 306.

7 См.: Зинченко В. П. Человек развивающийся : очерки российской психологии / Вг П. Зинченко. М., 1994. С. 393.

® Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы / Ю. И. Азаров. М., 1973. С, 57.

9 См.: Немов Р. С. Общие основы психологии / Р. С* Немов. М., 1994. С, 85.

10 См.: Лысенкова С. Н. Конструктивное взаимодействие между субъектами воспитательного процесса / С. Н. Лысенкова. М, 1989.

С. 67.

11 Алюнашвили Ш. А, Психологические основы педагогики сотрудничества / Ш. А. Амонашви-ли. Киев, 1991. С, 128.

™ См.: Как организовать коллектив дошкольников : пер. с яп. М., 1991.

Поступила 10.01.06.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Л. И. Глазунова, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Белгородского государственного университета,

О. А. Поддубная, аспирант кафедры психологии Белгородского государственного университета

В статье рассматривается возможность интеграции таких наук, как психотерапия и педагогика. В качестве одного из способов реализации психотерапевтических функций: коррекции, реабилитации, адаптации, профилактики негативных переживаний — авторами предлагается музыкальная деятельность, осуществляемая в форме музыкально-психотерапевтического занятия.

Впервые термин «психотерапия» был использован в 1872 г. Д. Тьюком в книге «Иллюстрации влияния разума на тело». Одна из глав этой книги так и названа: «Психотерапия».

Поскольку в указанный период широкое развитие в медицинской практике получила техника лечебного гипноза, то психотерапия стала рассматриваться как часть медицины. Этот термин и сегодня в основном ассоциируется с медицинской практикой. Однако он не является однозначно медицинским. Современная психотерапия сопряжена с различными областями научного знания: медициной, физиологией, философией, психологией, лингвистикой, социологией, педагогикой.

С. Ледер, отмечая многоплановость психотерапии, указывает различные аспекты представления исследователей о ней:

— как о методе лечения, влияющем на состояние и функционирование организма в сферах психической и соматической деятельности, — медицинский;

— как о методе оказания влияния или воздействия, приводящем в движение процесс научения, — психологический;

— как о методе инструментальной манипуляции, служащей целям социального контроля, — социальный;

— как о комплексе явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения людей, — философский.

В настоящее время в психотерапии наблюдается смена ориентации от «но-зоцентрической» (установка на болезнь) через «антропоцентрическую» (установка на личность) к «социоцентрической» (установка на связь личности с окружающей средой). Другими словами, прослеживается четкая ориентация на личность. В таком случае психотерапия представляет собой сочетание различных областей научных знаний и практических подходов, направленных не столько на излечение от психических расстройств, сколько на стабилизацию психологического, физиологического и духовного состояний человека. Реализа-

© Л. И. Глазунова, О. А. Поддубная, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.