4 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн ; под ред. Е. В. Шорохова. М., 1976. С, 127.
5 См.: Мяеищев В. Н. Личность и неврозы /
В. Н. Мяеищев. Л., 1960. С. 68—70.
6 Зимняя И. А. Указ. соч. С. 306.
7 См.: Зинченко В. П. Человек развивающийся : очерки российской психологии / Вг П. Зинченко. М., 1994. С. 393.
® Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы / Ю. Л. Азаров. М., 1973. С, 57.
9 См.: Немов Р. С. Общие основы психологии / Р. С* Немов. М., 1994. С, 85.
10 См.: Лысенкова С. Н. Конструктивное взаимодействие между субъектами воспитательного процесса / С. Н. Лысенкова. М, 1989.
С. 67.
11 Алюнашвили Ш. А, Психологические основы педагогики сотрудничества / Ш. А. Амонашви-ли. Киев, 1991. С, 128.
™ См.: Как организовать коллектив дошкольников : пер. с яп. М., 1991.
Поступила 10.01.06.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Л. И. Глазунова, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Белгородского государственного университета,
О. А. Поддубная, аспирант кафедры психологии Белгородского государственного университета
В статье рассматривается возможность интеграции таких наук, как психотерапия и педагогика. В качестве одного из способов реализации психотерапевтических функций: коррекции, реабилитации, адаптации, профилактики негативных переживаний — авторами предлагается музыкальная деятельность, осуществляемая в форме музыкально-психотерапевтического занятия.
Впервые термин «психотерапия» был использован в 1872 г. Д. Тьюком в книге «Иллюстрации влияния разума на тело». Одна из глав этой книги так и названа: «Психотерапия».
Поскольку в указанный период широкое развитие в медицинской практике получила техника лечебного гипноза, то психотерапия стала рассматриваться как часть медицины. Этот термин и сегодня в основном ассоциируется с медицинской практикой. Однако он не является однозначно медицинским. Современная психотерапия сопряжена с различными областями научного знания: медициной, физиологией, философией, психологией, лингвистикой, социологией, педагогикой.
С. Ледер, отмечая многоплановость психотерапии, указывает различные аспекты представления исследователей о ней:
— как о методе лечения, влияющем на состояние и функционирование организма в сферах психической и соматической деятельности, — медицинский;
— как о методе оказания влияния или воздействия, приводящем в движение процесс научения, — психологический;
— как о методе инструментальной манипуляции, служащей целям социального контроля, — социальный;
— как о комплексе явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения людей, — философский.
В настоящее время в психотерапии наблюдается смена ориентации от «но-зоцентрической» (установка на болезнь) через «антропоцентрическую» (установка на личность) к «социоцентрической» (установка на связь личности с окружающей средой). Другими словами, прослеживается четкая ориентация на личность. В таком случае психотерапия представляет собой сочетание различных областей научных знаний и практических подходов, направленных не столько на излечение от психических расстройств, сколько на стабилизацию психологического, физиологического и духовного состояний человека. Реализа-
© Л. И. Глазунова, О. А. Поддубная, 2006
ция такой ориентации предполагает выход за рамки деятельности узкого специалиста, осуществление междисциплинарных связей с науками, изучающими человека во всех его проявлениях, начиная от физиологии и заканчивая межличностными отношениями с другими людьми и социумом в целом.
В соответствии с общей характерной тенденцией общества — ориентацией на человека как высшую ценность, осознание и принятие самоценности личности, ее неповторимой индивидуальности, уникальности и творческой сущности — возможна и даже необходима интеграция психотерапевтических знаний в гуманитарные дисциплины.
Поле действия психотерапии достаточно широко и при соответствующих модификациях психотерапевтические методы могут быть использованы для решения психогигиенических, психопрофилактических, психокоррекционных и иных задач.
Рассмотрим возможность использования методов психотерапии в области педагогической науки и практики. Но прежде обратимся к генезису понятия «психотерапия».
Слово «психотерапия» происходит от двух греческих слов — «терапия» (thera-peia), что означает «лечение, забота, уход», и «психо» (psyche) — «душа».
Толкование термина «терапия» как «лечение» имеет смысл «избавление от чего-либо». Данная трактовка термина вполне, на наш взгляд, соответствует коррекционным и реабилитационным функциям не только медицины, психотерапии, психологии, но и педагогики.
Толкование термина «терапия» как «забота, уход» вполне отвечает функциям педагога.
Этимологически «психотерапия» — «забота о душе».
Рассматриваемый термин не противоречит педагогической направленности осуществляемой деятельности. Приоритетным значением становится забота о человеке. При этом лечение понимает-
ся как «социально-психологическое врачевание» — повышение адаптационных способностей и изменение стереотипов поведения личности.
Анализ научно-исследовательской литературы позволяет нам определить точки соприкосновения психотерапии и педагогики:
— в том и другом случае происходят (вербально и невербально) взаимодействие и взаимовлияние участников педагогического и психотерапевтического процессов;
— в педагогическом и психотерапевтическом процессах прослеживается аналогичная направленность на раскрытие способностей человека и совершенствование его возможностей;
— ив психотерапии, и в педагогике речь идет об определенных индивидуальных изменениях: в случае психотерапии эти изменения в большей степени связаны с личностной перестройкой, а в случае обучения — с интеллектуальной, хотя это разделение весьма условно.
На близость психотерапии и педагогических наук указывает глубокое сходство между ними: то и другое представляют специфическую форму общения, где педагог либо психотерапевт, пользуясь средствами общения, стремится оказать определенное влияние на человека: побудить его к усвоению тех или иных знаний, умений и навыков; укрепить или развить те черты его личности, которые помогают противостоять болезням и другим жизненным трудностям.
Педагог оказывает на своих учеников не только обучающее влияние, он также воздействует на них своей личностью, духовностью, эмоциональностью, получая соответствующий отклик, связанный с индивидуально-личностными особенностями учащихся и их эмоциональным состоянием в каждый конкретный момент.
С методической точки зрения психотерапия есть также воздействие на личность, направленное на помощь ей в осознании собственных мыслей, чувств,
желаний и способов поведения. В результате этого человек учится понимать и принимать себя, заботиться о себе, строить свой внутренний мир и отношения с окружающими на основе свободного выбора.
Целью обучения являются передача знаний, развитие умений и навыков. Эта цель так же, как и в психотерапии, достигается посредством определенного воздействия, влияния, без чего невозможно передать и воспринять никакую информацию. Следовательно, психотерапевтическое воздействие в широком смысле имеет общечеловеческую сферу распространения.
Таким образом, функции педагогики и психотерапии переплетаются: эффективное влияние педагога имеет косвенным результатом психотерапию, а умелое действие психотерапевта способствует перевоспитанию человека.
Необходимость реализации в педагогике психотерапевтической функции объективно возрастает в процессе взросления ребенка, и особенно в кризисные периоды его развития.
На возможность осуществления в образовании психотерапевтического подхода указывают многие исследователи. Так, Н. Е. Щуркова и С. И. Попова рассматривают психотерапевтическую функцию как большую активность педагога в снятии или ослаблении неблагоприятного состояния (агрессии, апатии и т. д.) в ситуации, когда это особенно важно как для ребенка, так и для окружающих. Она может осуществляться как непрерывный, постоянно обновляющийся синтез тех частных и кратковременных воздействий, совокупность которых можно объединить в понятие «оперативная психотерапевтическая функция». Ее объектом служит такое повседневное явление учебно-воспитательного процесса, как неблагоприятное состояние ребенка в конкретной ситуации, препятствующее его личностному развитию1. По мнению Ю. Е. Алешиной, реализация психотерапевтической функции в педагогике предполагает свободное проявление Я
субъекта, его способностей; назначение функции — помочь ребенку осознать свою уникальность и неповторимость как личности и пробудить потребность в самосовершенствовании и саморазвитии2.
С точки зрения данных авторов, в педагогике психотерапевтическая функция учителя предполагает снятие или ослабление неблагоприятного состояния ребенка (подавленность, усталость, озабоченность), тормозящего педагогически целесообразную деятельность ученика, во имя его личностного развития. Это «лечение ситуации», т. е. тех обстоятельств, в которых осуществляется педагогическое взаимодействие «взрослый — ребенок».
На наш взгляд, психотерапевтическая функция в педагогике не ограничивается только сферой неблагоприятных состояний, а также целью снять или уменьшить меру влияния неблагоприятного состояния. Психотерапевтическая функция, как нам представляется, реализуется посредством воздействия педагога (вербального и невербального) на личность ученика, направленного на осознание собственных мыслей, чувств, желаний и способов поведения, в результате чего в процессе обучения ребенок учится понимать и принимать себя, заботиться о себе, строить свой внутренний мир и отношения с окружающими на основе свободного выбора.
Терапевтическое отношение педагогов (безоценочное принятие, эмпатия, доброжелательное участие, позиция профессиональной заинтересованности, помощь, поддержка роста и позитивных изменений) позволяет ученику делать осознанный выбор, опирающийся на его реальный опыт. Данный подход не ориентирован на психическую болезнь или асоциальное поведение учеников, это не «лечение», а систематическая «профилактика».
Таким образом, логично предположить, что эффективность педагогического процесса будет тем выше, чем в большей степени в нем будут реализоваться
основные принципы и закономерности психотерапевтического взаимодействия.
Выделение нами музыкальной психотерапии в самостоятельное направление психотерапии в образовании обусловлено хорошо известным каждому человеку феноменом выраженного воздействия музыкального искусства на состояние человека. Это воздействие может быть как целительным, так и разрушительным. Соответственно использование музыки для стабилизации физиологического, психического и эмоционального состояния личности не следует рассматривать как суррогат психотерапии.
Литературные источники повествуют о широком применении музыки с древнейших времен в Шумеро-Вавилонии, Индии, Египте, Китае, Греции и др. Известно, что древнегреческие философы Гиппократ, Пифагор, Платон, Аристотель разработали целые системы воспитания подрастающего поколения и лечения человека средствами музыки. Эффективность использования направленного воздействия музыки получила подтверждение в многочисленных исследованиях.
Появление музыкальной терапии как области теоретического и практического знания на стыке искусства и науки относится примерно к 20—30-м гг. XX в.
В настоящее время целенаправленное применение музыки осуществляется в медицине, психиатрии, психотерапии, на производстве, в психологии, спорте, в педагогике. К сожалению, музыка во всех случаях выступает в качестве вспомогательного, дополнительного средства, но не основного метода коррекции, реабилитации, адаптации. Специалистами не используются в полной мере целительный потенциал музыкального искусства и музыкальной творческой деятельности. Эти возможности реализуются нами в процессе образования студентов педагогического факультета в рамках изучения курса по выбору «Музыкальная психотерапия» и в условиях их педагогической практики.
Приоритетные цели организуемых нами музыкально-психотерапевтических
занятий — терапевтическая, коррекционная, адаптационная в сочетании с воспитательной и развивающей. Эти цели определяют специфику музыкально-психотерапевтического занятия:
— отсутствие оценки уровня творческой реализации, суждений в плане «правильно — неправильно», «красиво — некрасиво» и т. п.;
— принятие участников в любом эмоциональном состоянии — плачущими или агрессивными, предоставление права на молчание;
— высокая степень свободы и самостоятельности в выборе видов музыкальной деятельности, меры участия в психокоррекционном процессе;
— искренность, открытость в общении, где педагог — равноправный партнер, фасилитатор;
— спонтанность в выражении своих чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения.
Среди позитивных феноменов, зафиксированных в процессе музыкальной психотерапии в различных областях ее применения как зарубежными, так и отечественными специалистами, отметим наиболее значимые:
— она создает положительный эмоциональный настрой в группе;
— облегчает процесс коммуникации со сверстниками, учителем, другими взрослыми. Совместное участие в музыкальной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;
— укрепляет культурную идентичность ребенка, помогает преодолению языкового барьера, особенно в многонациональных школах;
— позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально;
— дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме;
— позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять;
— развивает чувство внутреннего контроля.
Музыкальная психотерапия, как отмечают исследователи, эффективна при нарушенной адаптации, снижая утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления. Она позволяет получить доступ к переживаниям аутичных детей и корректно помочь им. Такие дети погружены в себя; как правило, любое вмешательство в их мир вызывает сильную тревогу, а нередко и агрессивные реакции. Исключением является коммуникация на символическом уровне посредством визуальных образов.
Доказаны преимущества музыкальной психотерапевтической работы с детьми и взрослыми, подвергавшимися насилию или имеющими какой-либо другой травматический опыт. Из-за диссоциации травмирующих воспоминаний у пострадавшего нарушается способность к словесному выражению чувств в силу мощной психологической защиты и особенностей нервных процессов, связанных с впечатлениями от драматических событий. Они могут быть воспроизведены лишь посредством визуального канала коммуникации, т. е. музыкальные средства предоставляют уникальную возможность для отражения, осознания и переработки травматических воспоминаний2.
Результаты проводимых нами исследований подтверждают эффективность использования музыкальной психотерапии в образовании: такие занятия помогают педагогу создать безопасную атмосферу, открыть доступ к внутреннему миру ребенка, обратиться к самым сокровенным его переживаниям и чувствам, сопровождать в трудном путешествии к истокам самого себя, при этом достичь определенного психотерапевтического эффекта.
Следует отметить широкий спектр возможных показаний для проведения музыкальной психотерапевтической работы — школа (причем не только с детьми, но и в педагогическом коллективе), комната школьника, спортивная школа и т. д. Сказанное также распространяется на высшую школу.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 СмЩуркова Н. Е. Воспитание детей в школе : Новые подходы и новые технологии / Н. Е. Щуркова. М., 1998.
* См.: Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. М., 1993. С. 34—72, Бахтин М. М. Человек в мире слова / М. М. Бахтин ; сост., предисл., примеч. О. Е. Осовского. М., 1995 ; Brooke S. L. Art Therapy : An Approach to Working with Sexual Abuse Survivors / S. L. Brooke // The Arts in Psychotherapy. 1995. Vol. 22, № 5. P. 447— 466.
Поступила 07.11.05.
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА-ПОДРОСТКА КАК СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. Ф. Филатова, доцент кафедры практической психологии Омского государственного педагогического университета
Автором рассматриваются инновационные преобразования в современном учебно-воспитательном процессе, выстраиваемом в соответствии с Положениями ЮНЕСКО об образовании XXI в. Приводятся примеры применения личностно ориентированного подхода, а также интерактивных методов в практической работе с подростками. Обозначаются особенности педагога как фасилитатора.
В современном образовании осуще- чения к личностно ориентированным тех-
ствляется переход от традиционной, нологиям. В условиях развития россий-
адаптивно-дисциплинарной, модели обу- ского общества школа призвана заложить
© А. Ф. Филатова, 2006