Научная статья на тему 'Проблема соотношения социального и естественного в историческом процессе'

Проблема соотношения социального и естественного в историческом процессе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
300
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ / ЕСТЕСТВЕННОЕ / СОЦИАЛЬНОЕ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Киселева Надежда Анатольевна

В данной статье рассматриваются некоторые подходы к проблеме соотношения естественного и социального в историческом процессе и поднимается вопрос о соотношении естественной и социальной сторон в происхождении и природе исторических событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема соотношения социального и естественного в историческом процессе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х

ли в основе его коренной концепции, будто освобождение от воли возможно исключительно посредством представления.

Как мы видели, известный аскетизм, твердое и веселое добровольное воздержание относится к благоприятным условиям высшей духовности, равно как и является одним из её естественных последствий: таким образом, нечего удивляться, что именно философы всегда относились с некоторым пристрастием к аскетическому идеалу. Одновременно со стремление к аскетическому идеалу возникает отказ в собственном я. Отрицание своей самости уже является большим триумфом-насилие и жестокость над собой. Таким образом, абсентируются первичные признаки к переходу перспективного зрения. Есть только перспективное зрение, существует только перспективное познавание; и чем больше аффектов будет участвовать в обсуждении предмета, чем больше глаз, различных глаз, сумеем мы пустить в дело для восприятия его, тем полнее будет наше понятие об этом предмете, тем больше будет наша объективность. Но мы не можем полностью удалить волю из этого рассуждения, так как это подобно лишению разума. Священник-аскет-это воплощенное желание быть другим, быть где-нибудь в другом месте, и притом высшая степень этого желания, его пламенение и страсть, но именно мощь этого желания и является оковами, связывающими его здесь. Именно аскетическая болезненность человека помогает ему понять свою дурную мораль, и начать стремиться к совершенному познанию. Таким образом, мы приходим к выводу, что аскетизм является необходимым условием для прогресса человека в обе стороны его бытия. Список использованной литературы:

1.Ницше,Фридрих.Так говорил Заратустра:[перевод с немецкого]/Фридрих Ницше.-Москва:АСТ,2014-314,[6] с.-(Зарубежная классика).

2.Радеев А.Е. Ницше и эстетика.-Х.:Изд-во Гуманитарный центр,2013.-304 с.

3.Ницше Ф. Утренняя заря.Предварительные работы и дополнения к Утренней заре.Переоценка всего ценного.Весёлая наука:Пер. с нем./Ф.Ницше.-М.:АСТ,Минск:Харвест,2008.-912 с.

4.Ницше Ф. Генеалогия морали/Фридрих Ницше;пер. с нем.В.А.Вейнштока;под ред. В.В.Битнера.-СПБ.:Азбука,Азбука-Аттикус,2015.-224 с.

© Киселёв С.А., 2016

УДК 116

Киселева Надежда Анатольевна

канд. филос. наук, доцент ЗабГУ г. Чита, РФ E-mail: kiseleva-chita@mail.ru

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ЕСТЕСТВЕННОГО В ИСТОРИЧЕСКОМ

ПРОЦЕССЕ

Аннотация

В данной статье рассматриваются некоторые подходы к проблеме соотношения естественного и социального в историческом процессе и поднимается вопрос о соотношении естественной и социальной сторон в происхождении и природе исторических событий.

Ключевые слова: историческое событие, естественное, социальное, исторический процесс

Динамичность исторического процесса, раскрывающегося в рамках пространственно-временного континуума, прослеживается в тех изменениях, которые происходят в человеческом обществе в целом, либо в определенных его сферах. В той или иной степени, основаниями для подобных изменений могут выступать события, которые мы интерпретируем как исторические. Но события не происходят сами по себе, их

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

совершают общественные субъекты - группы, классы или отдельные личности. Таким образом, историческое событие - это определенное социальное действие, совершаемое общественным субъектом с целью изменения общественной, политической, экономической ситуации и многих других. Исходя из данного определения и из самой природы исторических событий можно сформулировать вывод о том, что главную роль в них играет социальное. Такое утверждение без сомнения является верным, но оно не совсем полно раскрывает сущность человеческой деятельности и течение общественно-исторического процесса в целом. Дело в том, что в основе исторических событий, наряду с социальным, пусть и не явно, но присутствует естественная составляющая, оказывающая непосредственное влияние на социальный компонент.

История человечества как нельзя лучше позволяет нам проследить процесс взаимодействия естественного и социального. В философии существуют общие представления относительно этих категорий: так, по мнению Н.Д. Субботиной, «под естественным понимается природа и то, что относится к природе и порождается ею, под социальным - понимается общество, то, что принадлежит обществу и порождается им» [6, с. 8].

На раннем этапе развития философии еще не употреблялись категории естественного и социального для описания и объяснения каких-либо процессов, в основном оперировали такими понятиями как «общество» и «природа». В классических работах античной философии анализируется не только структура общества, но и его отличие от природы, а также генетическая и функциональная связь общества и природы. Например, для Платона характерна идея о производности социального от естественного, так как государство, как социальное, порождается необходимостью удовлетворять естественные потребности человека.

В философии Нового времени предметом изучения становятся природные условия, выступающие факторами общественных процессов. Так, Монтескье утверждал, что - климат предопределяет политический режим государства. Г. Спенсер отмечал, что история любого народа подобна жизни человека с ее определенными жизненными периодами [5, с. 29], а система организма человека подобна общественной системе. Последователи географического детерминизма в России - С.М. Соловьев и Л.И. Мечников признавали, что развитие общества связано с условиями окружающей среды. Идею о большом влиянии естественной психики на социальное поведение людей развивали в своих работах Т. Гоббс, Д. Юм, А. Шефтсбери, Т. Пейн. Гегель отводил большую роль в историческом и общественном развитии человеческим потребностям [1, с. 27], а наряду с ним Маркс рассматривал проблему возникновения общества из природы и говорил о приоритете человеческих потребностей в процессе жизнедеятельности общества.

На рубеже XIX - ХХ вв ученые продолжали исследование этого вопроса, так З.Фрейд в своих работах даже преувеличивал роль естественного в социальном; Ж. Пиаже писал о большой зависимости развития социального от естественных законов взаимодействия систем; А. Тойнби утверждал о существовании закона вызова-и-ответа как способа взаимодействия общества с естественной средой обитания; К. Ясперс развивал идею зависимости социального от естественного и сверхестественного.

В отечественной науке ХХ века можно выделить два основных направления по этому вопросу - в психологии разрабатывали теорию культурно-исторического развития и функционирования человеческой психики Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия; второе направление, уделявшее большое внимание связи общества с окружающей природой и космосом, представлено работами Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.П. Чижевского. Современные ученые (Э.В. Гирусов, В.А. Кобылянский, Н.Д. Субботина и др.) продолжают исследование соотношения социального и естественного в общественном развитии.

Проблема соотношения естественного и социального многогранна и очень сложна. Между социальным и естественным в обществе существует диалектическая связь. Социальное испытывает и внешнее и внутреннее воздействие естественного, ведь и общество в целом и каждый отдельный индивид испытывают на себе влияние космоса, естественной окружающей среды (внешнее воздействие) и естественных потребностей (внутреннее воздействие). Исторический процесс, и события, его заполняющие дают нам возможность увидеть и проследить эту связь. Однако, в исторических исследованиях главную роль отводят, как правило, социальной стороне исторического события, опуская естественную. Безусловно, влияние

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

социальных факторов в историческом событии является определяющим. Но, не следует забывать, что в глубине любой социальной причины скрыта естественная составляющая. Мы имеем в виду не только человека, его деятельность, его неудовлетворенность в каких-то потребностях, но и природные явления и катаклизмы, - в истории известны случаи, когда природные стихийные бедствия были причинами социальных потрясений и изменений в обществе. Можно сказать, что в основе практически любой народной революции лежат естественные причины, проявившиеся в невозможности удовлетворения человеком своих естественных потребностей - будь то пища, одежда, или инстинкт самосохранения.

П. Сорокин утверждал, что «предпосылкой всякой революции всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения» [4, с. 272] и выделял несколько базовых инстинктов человека, неудовлетворение которых неминуемо ведет к взрыву недовольства: голод или пищеварительный инстинкт, инстинкт самосохранения, половой инстинкт, инстинкт свободы и самовыражения, из которых голод стоит на первом месте, как основная причина недовольства. Э. Ле Руа Ладюри, анализируя историю Франции XIII-XVIII вв., приходит к выводу, что основными причинами демографического упадка и экономического кризиса, ведущими к недовольству народа, являлись голод и многочисленные эпидемии, и в итоге делает вывод о том, что «экономические изменения зависят от биологических факторов и ритма микробной агрессии» [3, с. 170].

Не стоит полностью отрицать влияние внешних природных факторов на общественно-историческое развитие (как нельзя и абсолютизировать их). Так А.П. Чижевский доказывал теорию существования прямой зависимости активности солнца и исторических событий на Земле, причем события эти происходили одновременно на всей ее поверхности. Он объяснял это тем, что «физико-химические агенты внешней среды (энергия солнца), повышая возбудимость нервно-психического аппарата, колеблют степень "социальной раздражимости" человечества» [7, с. 287]. Таким образом, он обнаруживал зависимость: чем выше активность солнца в тот или иной период времени, тем выше активность масс, проявляющаяся в экономических преобразованиях или кризисах, военных действиях или политических событиях. Сходной является теория Л.Н. Гумилева, о взаимозависимости выброса энергии солнца и поглощением ее каким-либо этносом из окружающей среды, вследствие чего происходит качественное изменение в развитии этого этноса [2, с. 85 - 86].

Можно согласиться с тем, что существует определенное воздействие явлений природного характера (энергия солнца, приливы и отливы, солнечные и лунные затмения, изменения климата) на характер и поступки человека, однако признание однозначной детерминации общественного развития такими явлениями есть недопустимый редукционизм.

По мнению Н.Д. Субботиной, «функционирование и развитие общества обусловлено сложным взаимодействием естественных, социально-естественных и социальных законов» [6, с. 188]. Поэтому историческое событие как социальное действие заключает в себе как социальную (экономика, политика, культура и др.) сторону, так и естественную, проявляющуюся в потребностях человека, его психологии, опосредованном влиянии на него геологических и биологических явлений. Обе эти стороны, взаимодействуя друг с другом формируют такой уникальный феномен как историческое событие.

Список используемой литературы:

1. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. - М., 1935. - Т.8.

2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1996.

3. Ле Руа Ладюри Э. Застывшая история // Тезис. 1993, вып. 2.

4. Сорокин П.А. Социология революции // Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

5. Спенсер Г. Социология как предмет изучения. - СПб., 1996.

6. Субботина Н.Д. Социальное в естественном. Естественное в социальном. - М., 2001.

7. Чижевский А.П. Космический пульс жизни: земля в объятиях солнца. Гелиотараксия. - М., 1995.

© Киселева Н.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.