Научная статья на тему 'Онтологические характеристики исторического события: структура и функции'

Онтологические характеристики исторического события: структура и функции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
966
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / СОБЫТИЯ / ФУНКЦИИ / СТРУКТУРА / HISTORY / EVENTS / FUNCTIONS / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Киселева Надежда Анатольевна

Онтологический статус исторического события проявляется, прежде всего, в его природе так как любое историческое событие есть часть бытия, его фрагмент. Само слово «событие» заключает в себе бытийный смысл, то есть событие было, происходило в действительности. Главные же онтологические характеристики исторического события заключены в его структуре и функциях, которые событие выполняет в процессе социального развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontological characteristics of the historical event: structure and functions

The ontological status of the historical event finds its expression in the first place in its nature, as any historical event is a part of objective reality, its fragment. The word "event" is directly related to the word "occur", i.e. it is about something that occurred. Basic ontological characteristics of the historical event lie in its structure and functions which are inherent to this event in the process of social evolution.

Текст научной работы на тему «Онтологические характеристики исторического события: структура и функции»

УДК 111

ББК Ю21

Н.А. Киселева

г. Чита

Онтологические характеристики исторического события: структура и функции

Онтологический статус исторического события проявляется, прежде всего, в его природе — так как любое историческое событие есть часть бытия, его фрагмент. Само слово «событие» заключает в себе бытийный смысл, то есть событие было, происходило в действительности. Главные же онтологические характеристики исторического события заключены в его структуре и функциях, которые событие выполняет в процессе социального развития общества.

Ключевые слова: история, события, функции, структура.

N.A. Kiselyova

Chita

Ontological characteristics of the historical event: structure and functions

The ontological status of the historical event finds its expression in the first place in its nature, as any historical event is a part of objective reality, its fragment. The word "event” is directly related to the word "occur”, i.e. it is about something that occurred. Basic ontological characteristics of the historical event lie in its structure and functions which are inherent to this event in the process of social evolution.

Key words: history, events, functions,

structure.

В научной литературе прочно укрепилось понимание категории «историческое событие» в гносеологическом плане как основы исторического факта и практически не уделяется внимание его онтологической стороне. Между тем, исследование онтологического статуса исторического события позволяет обнаружить его роль в реальном историческом процессе, выявить его структуру и функции.

Социальная философия в исследовании общества традиционно использует два среза: «горизонтальный» (тот, что О. Конт обозначил как «социальная статика») и «вертикальный» (соответственно, по Конту — «социальная ди-

намика»). Первый позволяет изучать структуру общества, второй — структуру общественного развития или структуру истории.

Традиция «горизонтального» среза проявляется не только в попытке обнаружить крупные элементы структуры общества, но и в поисках его первоэлемента, «первокирпичика», из множества которых и строится общественная система. Например, Ф. Теннис такими первоэлементами называл людей (материя социального) [12, с. 78]. А для Г. Зиммеля такими первоэлементами были влечения, интересы, цели, стремления, психическое состояние людей [5, с. 486]. В современной отечественной философии В.С. Барулиным выдвигается идея об антропологическом кванте, как о своеобразном перводвигателе или элементе общественной жизни [2, с. 222]. Традиция же среза «вертикального» ограничивается выделением крупных структурных элементов истории — формаций, этапов, эпох, периодов, культур, культурно-исторических типов и т.п. Поиски первоэлемента структуры истории приводят к выводу, что таковым как раз и является историческое событие. Главное отличие исторических событий как первоэлементов структуры реальной истории состоит в том, что к ним относятся не только известные, зафиксированные, изученные исторические события, становящиеся основой исторических фактов, а все события, происходящие в истории, независимо от того, знаем ли мы о них, так как каждое из них внесло свою лепту, большую или малую, в реальный процесс развития общества.

Любое историческое событие предполагает действие, и это действие совершается общественным субъектом и направлено на изменение существующего положения в какой-либо сфере общественной жизни людей. Таким образом, историческое событие выступает социальным действием, имеющим свою определенную структуру. Посредством структуры исторического события можно обнаружить, насколько сложна и многогранна его сущность как социального действия и как основного элемента процесса социального развития общества.

В обыденном понимании любое историческое событие, его структура представлена привычной многим триадой: причина — ход — следствие (результат). Эта триада обычно дополняется такими понятиями, как условия, приведшие к событию, следствия, движущие силы, субъекты исторического события. Такая триада позволяет рассматривать любое историческое событие как нечто цельное, имеющее начало и конечную точку, которая есть завершение действия. Причем, даже если событие обозначено одним словом, сознание человека всегда может

достроить, развернуть образы триады. Однако на абсолютность данная триада претендовать не может. Мы намеренно не использовали понятие «результат», говоря о конечной точке события, в связи с тем, что причины и результаты исторических событий при более глубоком рассмотрении не входят в структуру самого события-действия. Причина и результат исторического события представляют собой связь данного события с прошлым и будущим, а наличие этой связи делает историю в нашем понимании непрерывной и единой. По мнению В. Буданова, «событие разрывает временную ткань здесь и сейчас, но время заживляет ее рубцами смыслов, примиряет событие с бытием прошлого и будущего мириадами нитей — контекстов» [3, с. 45].

Так как событие представляет собой действие, или, если это «сложное» событие, — то множество действий, мы обратимся к рассмотрению его структуры. Основу структуры события составляют субъект-объектные отношения. Ведь действия реализуются субъектами в отношении какого-то объекта, способом воздействия на который с целью его изменения и выступает в итоге событие-действие.

В зависимости от сложности структуры события можно выделить одноступенчатые и многоступенчатые действия. Например, событием, имеющим одноступенчатую структуру, можно назвать визит американского президента Р. Рейгана в Москву в 1988 г., который положил конец «холодной войне». В данном событии мы определим двух субъектов — это главы двух государств — СССР и США, объектом же будет выступать мировая политика. Это пример действия-акта. Примером события с многоступенчатой структурой может выступать Смута в России в начале XVII в. В этом событии можно выделить несколько субъектов — русское крестьянство, русские бояре, русская церковь, шведское войско, польские военные отряды. Можно выделить отдельные личности как субъекты — В. Шуйский, К. Минин, Д. Пожарский, польский король Сигизмунд, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Филарет Романов и др. В этом событии помимо главного объекта — русского государства, можно говорить о таких объектах, как международные отношения, государственная власть, экономика, внутренняя политика, русское общество. Можно предложить еще пример — такое событие как Великая Отечественная война распадается на множество событий, одним из которых выступает битва за Москву, но и оно состоит из нескольких событий, примером которого является подвиг героев — памфилов-цев. Историческое событие — Отечественная

война 1812 г. включает в себя множество событий, как, например, Бородинское сражение, в котором тоже можно выделить отдельные события — к примеру — бой за батарею генерала Раевского.

Таким образом, специфика многоступенчатого действия, в отличие от одноступенчатого, состоит в том, что в нем могут присутствовать несколько субъектов и объектов, субъекты могут взаимодействовать друг с другом и одновременно с разными объектами.

Объектом исторического события-действия может выступать как отдельная сфера общественной жизни людей, так и сама общественная система. В широком понимании структуры исторического события, субъектом общественного развития является общество, объектом также может выступать общество. Само человеческое общество является одновременно и субъектом в широком смысле, и объектом, то есть, объект и субъект слиты. Таким образом, общество, благодаря событиям-действиям, осуществляет изменения в самом себе, в своей жизни. Следовательно, посредством исторических событий-действий реализуется социальное развитие. Соответственно, историческое событие, являясь элементом социального процесса, выступает в качестве катализатора социальных изменений и социального развития. В данном случае мы разграничиваем понятия «изменение» и «развитие» относительно общественной жизни, поскольку не каждое изменение есть развитие.

«Всякий процесс развития предполагает наличие определенного субстрата, системы, или носителя, в рамках которых он осуществляется или происходит» — считает Г.И. Рузавин [9, с. 67]. Категория субъекта исторического процесса на протяжении существования исторической науки по-разному трактовалась историками, философами и социологами. К однозначному ответу ученые не пришли до сих пор. Одни считают субъектом исторического процесса все человеческое общество, другие — отдельные общества и государства, третьи — этносы и суперэтносы, четвертые рассматривают деятельность отдельных индивидов. В целом же философы называют субъектами общественно-исторического развития классы, нации, этносы, массы, элиту, группы людей и отдельные личности.

Таким образом, на основе вышесказанного можно утверждать, что существуют разного рода субъекты общественно-исторического развития, которые в рамках какого-либо события (действия) могут вступать не только в субъект-объектные, но и определенные субъект-субъектные отношения, являющиеся

одной из составных частей структуры исторического события.

Продолжая анализ структуры исторического события, мы должны рассмотреть еще одну грань в этом вопросе. Яркое выражение в происхождении исторических событий имеет проблема соотношения социального и естественного в процессе социального развития.

Выше мы определили историческое событие как социальное действие, совершаемое каким-либо общественным субъектом с целью изменения общественной, политической или экономической ситуации. Таким образом, можно заключить, что главную роль в исторических событиях играет социальное. Такое утверждение без сомнения является верным, но, на наш взгляд, оно не совсем полно раскрывает сущность человеческой деятельности и течение общественно-исторического процесса в целом. Дело в том, что в основе почти всех исторических событий, наряду с социальным, присутствует естественная составляющая. Естественное имеет непосредственное влияние на социальное в происходящих событиях и явлениях.

На наш взгляд, на протяжении всей истории человечества происходит взаимодействие естественного и социального, и осуществляется оно как единый процесс. В философии существуют общие представления относительно этих категорий: так, по мнению Н.Д. Субботиной, «под естественным понимается природа и то, что относится к природе и порождается ею, под социальным понимается общество, то, что принадлежит обществу и порождается им» [11, с. 8]. Проблема соотношения естественного и социального многогранна и очень сложна. Между социальным и естественным в обществе существует диалектическая связь. Кроме того, социальное испытывает и внешнее и внутреннее воздействие естественного, ведь и общество в целом, и каждый отдельный индивид испытывают на себе влияние космоса, естественной окружающей среды (внешнее воздействие) и естественных потребностей (внутреннее воздействие). Исторический процесс дает нам хорошую возможность увидеть и проследить эту связь.

Конкретизируя данную проблему, хотелось бы отметить, что в исторических исследованиях главную роль отводят, как правило, социальной стороне исторического события, опуская естественную. Безусловно, влияние социальных факторов в историческом событии является определяющим. Но, однако, не следует забывать, что в глубине любой социальной причины скрыта естественная составляющая. Мы имеем в виду не только человека, его деятельность, его

неудовлетворенность в каких-то потребностях, но и природные явления и катаклизмы, — в истории известны случаи, когда природные стихийные бедствия были причинами социальных потрясений и изменений в обществе. Можно сказать, что в основе практически любой народной революции лежат естественные причины, проявившиеся в невозможности удовлетворения человеком своих естественных потребностей — будь то пища, одежда, или инстинкт самосохранения.

В русле данной проблемы работали русский социолог П.А. Сорокин и французский историк

Э. Ле Руа Ладюри. Сорокин пишет, что «предпосылкой всякой революции всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения» [10, с. 272]. Он выделяет несколько базовых инстинктов человека, неудовлетворение которых неминуемо ведет к взрыву недовольства: голод или пищеварительный инстинкт, инстинкт самосохранения, половой инстинкт, инстинкт свободы и самовыражения, из которых голод стоит на первом месте, как основная причина недовольства. Ле Руа Ладюри в своей лекции «Застывшая история», анализируя историю Франции XШ — XVШ вв., приходит к выводу, что основными причинами демографического упадка и экономического кризиса, ведущими к недовольству народа, являлись голод и многочисленные эпидемии. Еще одним фактором, влияющим на демографию и экономический рост, Ладюри называет половые ограничения — табу [5, с. 166—167]. В конце своей работы он делает вывод: «Экономические изменения зависят от биологических факторов и ритма микробной агрессии» [5, с. 170].

Нельзя полностью отрицать, на наш взгляд, влияние внешних природных факторов на общественно-историческое развитие (но нельзя и абсолютизировать их). С этой точки зрения интерес представляют работы А.П. Чижевского. Он выдвигает и доказывает теорию существования прямой зависимости активности солнца и исторических событий на Земле, причем события эти происходят одновременно на всей, поверхности Земли. Он объясняет это тем, что «физико-химические агенты внешней среды (энергия Солнца), повышая возбудимость нервно-психического аппарата, колеблют степень "социальной раздражимости” человечества» [13, с. 287]. Таким образом, он обнаруживает зависимость: чем выше активность Солнца в тот или иной период времени, тем выше активность масс, проявляющаяся в экономических преобразованиях или кризисах, военных действиях или политических событиях. Сходной является теория Л.Н. Гумилева о взаимозависи-

мости выброса энергии Солнца и поглощением ее каким-либо этносом из окружающей среды, вследствие чего происходит качественное изменение в развитии этого этноса [4, с. 81—86].

Не станем отрицать, что возможно существует определенная взаимосвязь и влияние явлений природного характера (энергия солнца, приливы и отливы, солнечные и лунные затмения, изменения климата) на характер и поступки человека, однако признание однозначной детерминации общественного развития такими явлениями есть недопустимый редукционизм.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что историческое событие как социальное действие заключает в себе как социальную (экономика, политика, культура, межэтнические отношения) сторону, так и естественную, проявляющуюся в потребностях человека, его психологии, опосредованном влиянии на человека геологических и биологических явлений. Таким образом, по мнению Н.Д. Субботиной, «функционирование и развитие общества обусловлено сложным взаимодействием естественных, социально-естественных и социальных законов» [11, с. 188].

Таким образом, в структурном отношении исторические события представляют собой не только субъект-объектные отношения, но и взаимосвязь естественного и социального. Раскрывается эта взаимосвязь в социальных действиях, совершаемых общественными субъектами и направленных на изменение определенной сферы человеческого общества, будь то экономические реформы, крестьянские мятежи, революции, войны, события в социальной и культурной сфере. Общественный субъект, руководствуясь естественным желанием улучшения жизни и потенциальной возможностью реализации своих потребностей, совершает определенные действия и поступки. Эти действия мы определяем как события, являющиеся элементами процесса социального развития.

Итак, человеческие поступки, как мы выяснили, обусловлены социальной и естественной составляющей его природы. Эти естественная и социальная стороны сущности человеческой природы определяют интересы, потребности и, как следствие, поступки человека. Таким образом, они же выступают своеобразным импульсом, двигателем человеческих действий.

Человек воздействует на окружающую его социальную среду посредством определенных действий и поступков, объективируя, таким образом, для себя окружающую социальную реальность. В результате деятельности человека,

а, стало быть, и социальных действий происходят изменения в какой-либо отдельно взятой

общественной сфере, или же изменения затрагивают несколько сфер общественной жизни человека одновременно. Не все, но определенное большинство этих изменений лежат в основе общественно-исторического развития.

Как мы уже сказали, социальное развитие реализуется посредством происходящих социальных действий — исторических событий. Помимо этого, историческое событие выполняет определенные функции в процессе социального развития.

В качестве функций исторического события в обществе можно определить следующие: во-первых — роль исторического события в формировании исторического процесса; во-вторых — функция преемственности и изменения общественного развития; в-третьих — функция открытия и закрытия альтернатив в процессе социального развития; в-четвертых — роль исторических событий в формировании ценностного восприятия истории обществом, и, наконец, — прагматическая функция исторических событий. Кроме этих нами названных функций исторического события в обществе и общественном развитии, мы предлагаем выделить отдельно еще одну, своеобразную функцию исторического события, которая требует особого подхода — мы говорим о переломности, о переломных исторических событиях.

На наш взгляд, исторические события и есть проявление бытия общества, человеческой жизнедеятельности. Их появление, происхождение, череда и последовательность, пространственно-временная соотнесенность и формируют исторический процесс. Они выступают не только фундаментом для исторической науки в форме исторических фактов, но и являются своеобразными «кирпичиками», из которых складывается исторический процесс. История имеет два измерения: с одной стороны, она может пониматься как наука о происхождении и развитии человеческого общества, с другой — как реальный процесс общественного развития. Именно функция формирования исторического процесса является первостепенной для исторических событий, так как они участвуют в построении реального процесса развития человеческого общества.

Вторая функция исторических событий состоит в том, что они осуществляют преемственность общественно-исторического развития. Такая преемственность выражается в сохранении традиций. На наш взгляд, для данной функции характерно проявление диалектики устойчивости и изменчивости: если историческое событие выступает как отрицание старого, то оно неизбежно несет в себе изменение в обще-

ственном развитии, а, следовательно, может проявляться в изменении традиций развития общества. Но если историческое событие происходит путем частичного отрицания прежнего состояния, можно предположить, что традиционные основы жизнедеятельности общества сохраняются. Таким образом, преемственность исторических событий тесно связана со степенью и масштабами общественных изменений. Следует отметить тот факт, что общественноисторическое развитие в целом происходит двояким образом: во-первых, может происходить ломка главных сфер общественной жизни; во-вторых, развитие может происходить путем частичного отрицания одних условий жизнедеятельности общества и частичного сохранения других. В данном случае функция преемственности будет связана с направленностью и целями общественных изменений.

Следующая функция исторических событий — функция изменения общественного развития. Эта функция имеет определяющую роль в процессе развития общества и непосредственным образом связана с проблемой прогресса в социальном развитии. Исторические события происходят с целью изменения какой-либо сферы общества, либо результат их происшествия сказывается в дальнейшем на изменении развития общества.

Ярче всего функция изменения общественного развития представлена в бифуркационных исторических событиях. Прежде всего, такие события определяют выбор пути социального развития. Состояние системы, в нашем случае — человеческого общества, в точке бифуркации предполагает наличие определенного набора путей выхода системы из этого состояния и переход ее на новый уровень развития. Однако сам выбор пути изначально предполагает изменение. Но изменения в результате носят различный характер — одни оказывают положительное воздействие на общество, и как следствие, способствуют его развитию, качественно влияют на социальное развитие. Другие — не оказывают положительного влияния на общество, но меняют некоторые стороны человеческой жизнедеятельности. Однако развитие и в этом случае может идти на основе традиций, существующих в обществе.

Исторические события могут вызывать качественные изменения всей общественной системы или отдельной сферы общества. Качественные изменения в одной сфере общества иногда влекут за собой очень существенные изменения в другой сфере. Или одно качественное изменение в определенной сфере влечет за собой другое изменение в этой же сфере. Таким об-

разом, можно проследить, что в общественном развитии происходит диалектический переход от одного качества к другому. Мы можем наблюдать и другой процесс — определенное количество изменений, проводимых в обществе, начинает оказывать большое воздействие на саму общественную систему и, как следствие, приводят к качественному изменению определенной сферы общественной жизни или всей системы целиком. Таким образом, мы наблюдаем диалектический переход определенного количества мелких изменений в качественное изменение более крупного порядка. На наш взгляд, функция изменения социального развития присуща если не всей массе исторических событий, то большинству из них.

Историческим событиям свойственна еще одна функция — функция открытия и закрытия альтернатив развития общества, которая тесным образом связана с рассмотренной выше функцией. Функцию открытия и закрытия альтернатив можно разбить на две самостоятельные, так как в онтологическом плане открытие альтернатив и закрытие разнятся. Впервые эту особенность исторических событий отметил Ю.М. Лотман — «каждое "великое” событие не только открывает новые дороги, но и отсекает целый пучок вероятностей будущего. Если это помнить, то описание этих потерянных путей становится для историка уже отнюдь не благими размышлениями на необязательные темы» [8, с. 23].

Историческое событие, осуществляя функцию открытия альтернатив, способствует появлению изменений в общественно-историческом процессе. Тот или иной выбор, который осуществляют общественные субъекты, может не играть большой роли для развития общества, но к определенным изменениям привести может. Однако иногда, несмотря на имеющиеся альтернативы, изменения не происходят, и общественный процесс идет по пути традиционного развития. Одни исторические события могут открывать альтернативы для развития общества, а другие, мы предполагаем, могут закрывать их: — такое историческое событие как провозглашение НЭПа открыло путь для развития различных сфер общества, появились альтернативы выхода из кризиса, но провозглашение курса на индустриализацию и коллективизацию уничтожило все имеющиеся альтернативы развития. Или смерть П.А. Столыпина, хотя и мелкое по масштабам истории событие, но привело к тому, что закрылись главные альтернативные пути для развития России вследствие свертывания столыпинских реформ.

На наш взгляд, в любых ситуациях одно и то же историческое событие может открывать одни альтернативы и закрывать другие. Таким образом, событие соединяет в себе эти две функции. В целом же функция закрытия и открытия как одна общая выступает для всех исторических событий.

Следующей функцией исторического события в общественно-историческом развитии является их прагматическая функция. Впервые о прагматическом характере исторических событий говорил еще Аристотель. По его мнению, правителям нужно извлекать выводы и учиться на прошлых событиях, чтобы в будущем не совершать ошибок [1, с. 871].

Н.И. Кареев исторические события определял как «крупные прагматические факты, влекущие за собою более или менее важные исторические перемены» [6, с. 168]. По его мнению, «прагматический процесс истории заключается в порождении событиями событий, как следствий их причинами. Человеческие действия, из которых складываются события, совершаются небеспричинно, и в числе причин отдельных поступков часто бывают поступки других людей» [6, с. 169]. В данном случае Кареев говорит о причинно-следственной или каузальной связи в историческом процессе как проявлении прагматической функции исторических событий. На наш взгляд, это не совсем верно. Думается, что прагматическая функция исторических событий заключается не столько в причинноследственной их связи, сколько в возможности извлечения общественно-полезных результатов и выводов из событий прошлого, используя метод аналогии. Хотя общественно-исторический процесс подвержен изменениям, он развивается, но существуют характерные тенденции в развитии, являющиеся определенными традициями. Эти тенденции имеют свойство проявляться на протяжении всего процесса общественного развития или в определенные его периоды. В таком случае, благодаря истории, общество имеет возможность обратиться к опыту прошлого. Используя метод сравнения и сопоставления прошлой общественной ситуации и современной, общество получает возможность увидеть, к каким возможным результатам приведет в итоге та или иная ситуация, то или иное событие.

Но весь вопрос заключается в том — применять или нет знания о прошлом для решения проблем настоящего? Прежде всего, необходимо отметить, что хотя в общественном развитии сохраняются некоторые тенденции, все же появляются новые и начинают порой играть определяющую роль. Поэтому в каждой кон-

кретной ситуации необходимо учитывать массу специфических моментов, присущих данной ситуации, данному периоду развития общества, и принимать решения, совершать действия сообразно существующим условиям. Кроме этого, прагматическая функция находит свое применение в том случае, когда при изучении событий или истории другой страны мы узнаем нечто новое, касающееся нашей собственной истории, и можем сделать выводы о возможном будущем.

Прагматическая функция может быть присуща всем историческим событиям, но свое проявление она находит только в человеческом опыте.

Исторический процесс мы можем определить не только как социально обусловленный, но и ценностно нагруженный. Многие исторические события представляют собой ценность для общества, точнее общество определяет их таковыми. Следовательно, исторические события можно рассматривать еще в ценностном аспекте общества. Прежде всего, отметим, что данная проблема связана с процессом познания исторических событий и их оценкой. На наш взгляд, исторические события являются той основой, на которой формируется отношение человека к истории, они имеют ценностное содержание и участвуют в формировании национальной культуры и истории. Именно ценностная и культурная составляющие исторического события являются определяющими для восприятия человека, а также сохранения и передачи знания об этих событиях из поколения в поколение. Кроме этого, исторические события несут в себе определенную воспитательную функцию, помогают в формировании гражданского самоутверждения и самоопределения личности и, в определенном смысле, лежат в основе менталитета народа.

Последняя из выделенных нами функций исторических событий в общественноисторическом развитии — это функция переломности, связанная с переломными историческими событиями.

Переломные исторические события — это события, которые изменяют направление и траекторию развития социальной системы и общества. Такие события подготавливаются широким спектром проблем, назревшим в обществе. В общественной жизни на протяжении определенного периода времени может происходить накопление нерешенных проблем в различных сферах общества и, как следствие, в результате происходит событие, имеющее воздействие на все стороны жизнедеятельности общества. Такое событие может начаться в одной сфере

общества и потом послать свой импульс в другие таким образом, что большинство сфер общества будут находиться на стадии перемен в развитии.

Появление переломных исторических событий во многом связано с синхронизацией, одновременностью различных социальных процессов и изменений. Как правило, в переломных точках исторического развития одновременно сходится, пересекается целый ряд социальных процессов, изменений и трансформаций. Так, к примеру, в октябре 1917 г. в России сошлись одновременно Первая мировая война, аграрный кризис, политический и экономический кризисы. В СССР в 1991 г. произошло пересечение таких процессов, как перестройка, крушение системы социализма в Восточной Европе, экономический кризис, межнациональные конфликты в союзных республиках и многое другое. В результате всех этих процессов возникли переломные исторические события.

Одними из самых ярких переломных событий в общественно-историческом развитии являются Французская буржуазная революция 1789 г. и социалистическая революция в России 1917 г. Прежде чем произошли сами события революции, им предшествовало длительное вызревание, проявляющееся в различного рода кризисах, довольно быстрое наступление и масштабные или, пользуясь термином

В.И. Пантина, лавинообразные последствия для социального-исторического развития, для общества.

Переломные исторические события в социальном развитии имеют вероятностный характер, и в прогнозе следует указывать не точный момент их наступления, а примерный интервал времени. Так, переплетение различных кризисов и утрата управляемости социальными процессами неизбежно приведет к переломному событию, и если мы наблюдаем подобные процессы, то возможность происхождения переломного события в ближайшем будущем сильно возрастает.

Применительно к историческим событиям, функция переломности социального развития тесно связана с функцией изменения в развитии общества. Но отождествлять эти две функции, на наш взгляд, неправомерно. Изменения, происходящие в обществе, не всегда носят характер переломности социального развития, поэтому данная функция присуща не всем историческим событиям.

В целом каждому историческому событию присущи все проанализированные нами функции, за исключением функции преемственности и переломности. Первая может проявляться частично или вовсе не проявиться; вторая же функция характерна не для всех исторических событий, а лишь для тех, которые коренным образом меняют устои общественной жизни. Обе эти функции тесно связаны со степенью и масштабами изменений в общественном развитии.

Итак, функции исторических событий являются необходимыми проявлениями их онтологической сущности. Функции, которые заключают в себе исторические события, находят непосредственное выражение в социальном бытии человеческого общества, они оказывают влияние не только на отдельные сферы общества — политику, экономику, международные отношения, но и имеют отношение к формированию ценностного содержания истории, ее актуально-значимому смыслу.

Подводя итог вышесказанному, следует заключить, что природа исторического события онтологическая, и раскрывается она, прежде всего, в действиях людей, общественных субъектов по реализации своих определенных целей, а результатом этих действий являются изменения в общественно-историческом развитии. Изучая онтологические характеристики исторического события, мы, прежде всего, раскрываем особенности структуры и функций исторических событий. Именно определение их структуры и функций позволяет намного глубже и многосторонне изучить роль исторических событий в процессе социального развития общества.

Библиографический список

1. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. — Минск, 1998.

2. Барулин, В.С. Человек и общественный мир как система // Личность. Культура. Общество. — 2005. - Вып. 2 (26).

3. Буданов, В. Когнитивная психология или когнитивная физика. О величии и тщетности языка событий // Событие и смысл. (Синергетический опыт языка). — М., 1999.

4. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — М., 1996.

5. Зиммель, Г. Созерцание жизни. Четыре метафизические главы // Избранное. — М., 1996. — Т. 2: Созерцание жизни.

6. Кареев, Н.И. Историология (теория исторического процесса). — Петроград, 1915.

7. Ле Руа Ладюри, Э. Застывшая история // Тезис. — 1993. — Вып. 2.

8. Лотман, Ю.М. Клио на распутье // Наше наследие. — 1988. — № 5.

9. Рузавин, Г.И. Введение в философию истории. — М., 2001. — С. 67.

10. Сорокин, П.А. Социология революции // Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. —

С. 272.

11. Субботина, Н.Д. Социальное в естественном. Естественное в социальном. — М., 2001.

12. Теннис, Ф. Община и общество. — М., 1994. - С. 78.

13. Чижевский, А.П. Космический пульс жизни: земля в объятиях солнца. Гелиотарак-сия. - М., 1995. - С. 287.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.