Научная статья на тему 'Диалектика естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания Работа выполнена при поддержке ФЦП по проекту нк72/п/32'

Диалектика естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания Работа выполнена при поддержке ФЦП по проекту нк72/п/32 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1026
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОЕ / СОЦИАЛЬНОЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / ГЕНЕЗИС / ФАКТОРЫ / NATURAL / SOCIAL / RELIGIONS CONSCIOUSNESS / GENESIS / FACTORS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гаврилова Юлия Викторовна

Генезис религиозного сознания подвержен активности естественных и социальных факторов, которые не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. В статье дается анализ диалектического единства факторов, участвующих в процессе формирования религиозного сознания. Показываются особенности воздействия на формирование религии внешних естественных и внутренних естественных факторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECTS OF NATURAL AND SOCIAL FACTORS OF FORMING RELIGIONS CONSCIOUSNESS

Genesis of religions consciousness is subjected to activeness of natural and social factors which cant be considered separately from one another. The article deals with the analysis of dialectical unity of the factors taking part in forming of religions consciousness. The peculiarities of influencing religions outer natural and inner natural factors are shown.

Текст научной работы на тему «Диалектика естественных и социальных факторов формирования религиозного сознания Работа выполнена при поддержке ФЦП по проекту нк72/п/32»

УДК 2-1

Ю.В. Гаврилова

ДИАЛЕКТИКА ЕСТЕСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ*

*Работа выполнена при поддержке ФЦП по проекту НК72/П/32

Генезис религиозного сознания подвержен активности естественных и социальных факторов, которые не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. В статье дается анализ диалектического единства факторов, участвующих в процессе формирования религиозного сознания. Показываются особенности воздействия на формирование религии внешних естественных и внутренних естественных факторов.

Ключевые слова.' естественное, социальное, религиозное сознание, генезис, факторы.

Yu.V. Gavrilova

DIALECTS OF NATURAL AND SOCIAL FACTORS OF FORMING RELIGIONS CONSCIOUSNESS

Genesis of religions consciousness is subjected to activeness of natural and social factors which can’t be considered separately from one another. The article deals with the analysis of dialectical unity of the factors taking part in forming of religions consciousness. The peculiarities of influencing religions outer natural and inner natural factors are shown. Keywords: natural, social, religions consciousness, genesis, factors.

Религиозное сознание, возникнув в конкретно-исторический период времени, развиваясь и функционируя на протяжении сотен веков, продолжает оставаться неотъемлемым элементом любой социальной системы, образуя одну из ее подсистем - религию.

Осмысление сущности религиозного сознания в качестве онтологического компонента определенной религии невозможно без исследования основ его формирования. Генезис религиозного сознания обусловлен активностью группы факторов, способствующих его возникновению, а в дальнейшем сохранению и воспроизводству. Данные факторы представляют организованную целостность, объединяющую комплекс причин, условий и механизмов, наиболее успешно характеризовать которые представляется возможным с позиции наличия естественной и социальной сторон и их соотношения, а также используя категории «естественное» и «социальное».

Согласно Н.Д. Субботиной, «социальное

строится на основе естественных предпосылок, включает их в свою структуру, частично снимая их естественное содержание» [11, с. 14]. Следовательно, религиозное сознание, выступающее общественным феноменом, имеет в своем основании не только социальные, но и естественные факторы, наделенные сложной структурой, компоненты которой, плотно связаны между собой. Однако говорить о движущих силах процесса формирования религиозного сознания, обладающих характером естественного, не представляется возможным в отрыве от социальных факторов, характеризующихся разной степенью ак-

тивности в условиях развития той или иной социальной системы. Есть основания полагать, что данные факторы находятся в диалектическом единстве и не могут функционировать изолированно друг от друга. Наиболее полно роль системы естественных и социальных факторов в процессе зарождения религиозного сознания проявляется во взаимодействии и взаимовлиянии социального с внешним естественным и внутренним естественным.

По мнению Н.Д. Субботиной, «естественное» трактуется, прежде всего, как природное, то есть относящееся к природным системам и выраженное в их свойствах и закономерностях, а «социальное» характеризует материально-идеальные общественные системы и «...то, что принадлежит обществу и порождается им.» [9, с. 8]. Однако изучая проблему естественных оснований социального, необходимо учитывать деление естественного на внешнее естественное и внутреннее естественное. Внешнее естественное состоит из не подвергшейся антропо- и социогенному воздействию среды существования индивидов. Внутреннее естественное охватывает «. организм человека, его естественные потребности, психические закономерности, закономерности естественно-групповых отношений, естественные способы регуляции индивидуального поведения, естественные половозрастные отношения.» [10, с. 83]. Кроме того, внутреннее естественное - это различные объекты природы, вовлеченные в процесс жизнедеятельности общества, оказывающие на него определенное влияние, но сохраняющие свойство сущест-

2011/6

вовать, развиваться по естественным закономерностям и подчиняться им. Исходя из этого, к естественным факторам формирования религиозного сознания правомерно относить природные условия в целом.

Географический фактор, занимающий область внешнего естественного, оказывает существенное влияние на процесс генезиса религиозного сознания. Сущность данного фактора состоит в функционировании природной среды обитания индивидов, то есть не подвергшейся их непосредственному воздействию естественно-географической среды, а именно растительного и животного мира, вод, почвы, климатических и территориальных особенностей.

Приоритетно на стадии первобытного общества географическая среда, пространственно ограниченная рамками местности, заселенной теми или иными людьми, во многом служила материалом для формирования у них религиозных представлений и ритуальных действий. Данное обстоятельство объясняется тем, что первичная зависимость человека от естественных факторов в наибольшей степени проявлялась на начальных стадиях становления социума.

Сакрализация среды обитания индивидов, то есть тех природных условий, в которых протекает процесс их жизнедеятельности и которые являются гарантией спасения, а зачастую зоной опасностей и риска, влекла за собой сакрализацию пространства - природного окружения индивидов. Это способствовало возникновению особой, пронизывающей повседневную жизнь людей, культуры общения с природой, наделяемой свойствами священного. Таким образом, возникновение уровня обыденного религиозного сознания, включающего комплекс религиозных чувств, привычек, норм, ценностных установок, состоит в причинной связи с феноменами природы, с их благотворным или разрушительным воздействием, оказываемым на человека и порождающим психические и эмоциональные реакции его организма. Следовательно, наличие внешнего естественного (географический фактор) обусловливает активность внутреннего естественного (биопсихические процессы) в организме человека, совместное функционирование которых лежит в основе оформления социального - религиозных верований.

Однако само понятие географическая среда относится к области функционирования не только внешнего естественного, но и внутреннего естественного. Внутреннее естественное, охватывающее природные системы, вовлеченные в процесс жизнедеятельности общества, оказыва-

ет не менее сильное воздействие на структурирование религиозного сознания. Это позволяет проследить действие основного механизма формирования религиозного сознания, входящего в структуру системы естественных факторов. Основной механизм заключается в воздействии внешнего естественного на внутреннее естественное, и наоборот, показывая диалектическое единство структурных элементов системы естественных факторов генезиса религиозного сознания.

К движущим силам не только зарождения, но также сохранения и распространения религиозного сознания, действующим в области соотношения естественного и социального, следует относить геополитические условия и механизмы. Зародившись в определенных условиях социального бытия на определенном уровне развития общественных отношений, религиозные верования на всем протяжении исторического развития то прочно закреплялись на том или ином территориальном пространстве, то трансформировались и интегрировались, меняя область распространения. Причем геополитические факторы оказывали значительное влияние не только на распространение, а в некоторых регионах на процессы замены одних религиозных верований другими, но и на оформление «новых», не специфичных для данного региона религиозных представлений и культов.

Естественные основания геополитического фактора выражены во внешнем естественном, точнее его части - территориальном пространстве. Воздействие территориального пространства на процесс генезиса религии проявляется в основном в наличии определенных природных границ. Так, А.А. Лобжанидзе отмечает: «В качестве подобных естественных границ могут выступать горные хребты, крупные реки, морские проливы, труднопроходимые участки суши пустыни, болота, леса» [6, с. 56].

Природные границы, то есть то территориальное пространство, в условиях которого протекает жизнедеятельность индивида и групп людей, объединяют политические, культурные, экономические особенности, выступающие

структурными элементами социальных факторов формирования религиозного сознания.

Ряд естественных основ, сопровождающих сложный процесс генезиса религии и находящихся в диалектическом единстве с социальными, продолжают биологические факторы, био-психические составляющие которых занимают область внутреннего естественного. Внутреннее естественное во многом обусловливает наличие

и активность социального. Несмотря на столь сильное воздействие социального на процессы, протекающие в организме человека, без биологических и биопсихических оснований не было бы возможным возникновение самого социального. Данное положение подтверждает наличие диалектического единства внутреннего естественного и социального, а также позволяет утверждать, что в основании процесса зарождения религиозных представлений и верований находятся, обусловленные функционированием социальных явлений и процессов, внутренние естественные факторы.

Биопсихические основания человеческого сознания опосредованно оказывают воздействие на формирование религиозных верований и представлений как неотъемлемых элементов религиозного сознания. Без способности человека абстрагировать и обобщать, возникновение религиозных представлений о сверхъестественных силах, духах, богах невозможно. Наличие данной способности биологически заложено в организме человека. Уже человек первобытнообщинного строя представлял некоторые абстрактные понятия самостоятельными, живыми существами, придав им форму духов.

Советский исследователь, занимавшийся изучением проблем возникновения и функционирования сознания индивидов, В. П. Тугаринов прав, говоря, что, сознание, являясь частью психики, «.присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни», но именно «природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую и физиологическую систему, без коей невозможно сознание.» [12, с.39-40]. Таким образом, природное биологическое обусловливает сознание генетически, создавая необходимые предпосылки его существованию.

Возникновение и функционирование неотъемлемого и главного элемента любой религиозной системы - религиозного сознания - во многом подчиняется закономерностям формирования сознания отдельных индивидов и общества в целом. Индивидуальное и общественное сознание имеют как социальные, так и естественные предпосылки, и их возникновение «. детерминировано как законами природы, так и законами общественных отношений» [9, с. 50]. В связи с этим, можно утверждать, что в основе религиозного сознания, занимающего определенную нишу в сознании того или иного индивида, лежат факторы как социального, так и естественного характера.

Безусловно, определенный уровень развития мозга, позволяющий зародиться и функциони-

ровать сознанию, является эволюционным приобретением человеческого организма. Соглашаясь с современными исследователями, в том что «.причиняющим мысли моментом <.> рассматривается не сам по себе мозг, а весь человек, все его тело.» [7, с. 185], необходимо все же отметить, что качества и свойства человеческого мозга, приобретенные в ходе эволюции, выступают внутренним естественным, на основе которого стало возможным появление религиозных верований и представлений.

Мы также вправе полагать, что религиозные верования способны зародиться в условиях психофизической активности организма, реализующей процесс адаптации к внешней среде. Информация, полученная человеком из внешней среды, зачастую геосреды, поступает в мозг, где подвергается обработке биопрограммами. Причем нам кажется, что сведения о неизвестных ранее человеку и необъяснимых в настоящий момент времени явлениях и процессах «включают» действие инстинкта самосохранения. Эту же мысль подтверждает и Роберт Орнштейн в своей классической работе «Психология сознания»: «Сознание индивида ориентировано вовне. Мне кажется, что основной целью, для которой оно развивалось, было гарантирование индивиду биологической сохранности. <.> Из массы достигающей нас информации мы, прежде всего, выбираем ту, которая соответствует сенсорной модальности нашего сознания. <.> Затем из данных, которые прошли процесс фильтрации, мы можем конструировать стабильное сознание» [1, с. 12]. Данное положение вполне применимо к процессу возникновения религиозного сознания и ритуального поведения. Стремление обезопасить себя, особенно на стадии первобытного общества, в период адаптации человека к условиям среды существования приводит к возникновению специфического поведения, основанного на вере в сверхъестественные свойства необъяснимого. «Человек способен приспособиться ко всему, с чем может справиться его воображение, но не способен иметь дела с хаосом. Поскольку основой его функционирования и его главным преимуществом является понимание, больше всего он опасается встречи с тем, что он не сможет истолковать, т.е. со “сверхъестественным”, как это обычно называют. <.> В простейших обществах ритуализируется как обычная деятельность -прием пищи, мытье, разведение огня и т. д., -так и собственно церемониальная, ведь утверждение норм поведения в племени и осознание космических условий его существования необходимы постоянно» [3, с. 117].

2011/6

Таким образом, природная среда оказывает определенное воздействие на организм отдельного человека и человеческие объединения, а биоритмы влияют на личностную сторону человека, формируя определенный специфический тип сознания индивида - религиозное сознание.

Безусловно, религиозные представления, религиозные чувства и эмоции, специфическое мироощущение - все то, что трактуется в качестве религиозного сознания, возникает, развивается и функционирует как на уровне отдельного индивида, так и социума в целом. Однако исследовать внутренние, естественные факторы формирования религии, относящиеся, прежде всего, к организму человека, его естественным потребностям и психическим закономерностям, необходимо исходя из особенностей психики того или иного индивида. Поэтому для выяснения действительной сущности внутреннего естественного, воздействующего на процесс генезиса религиозного сознания индивидов, на наш взгляд, возможно применение такого понятия, как «субъективное переживание» или «субъективный опыт».

Некоторые современные исследователи считают субъективный опыт «главной чертой сознания, его сутью» [2, с. 25]. На наш взгляд, религиозное сознание, будучи, прежде всего, сознанием отдельного субъекта тесным образом связано с проблемой субъективного опыта. Иными словами, изучая внутреннее естественное в процессе формирования религиозных представлений и верований, необходимо обратить внимание на то, каким образом «. физические процессы в мозге порождают субъективный опыт.», способный наделять те или иные образы, переживания и явления особым трансцендентным характером [5, с. 128]. Причем, по нашему убеждению, трансцендентная реальность, сформировавшаяся в сознании определенного индивида, будет наделяться им свойствами и характеристиками на основе присущего лишь ему субъективного опыта.

Проблема субъективного переживания, непосредственно относящегося, по нашему убеждению, к области соотношения внутренних естественных и социальных факторов возникновения религии, состоит в том, как и какие физические процессы в мозге порождают субъективное переживание. Поиски доказательств в пользу того, что субъективное переживание правомерно относить к области диалектического единства внутреннего естественного и социального, усложняются тем, что вышеназванная проблема

относится к нерешенным проблемам философии сознания. Однако, опираясь на теоретические изыскания современных исследователей философии сознания, нам представляется возможным отводить существенное место субъективному переживанию в процессе формирования религиозного сознания, а также показать естественные и социальные составляющие субъективного переживания, обусловливающие зарождение религии.

Согласно концепции Дэвида Чалмерса, субъективное переживание (субъективный опыт), безусловно, порождается физическими процессами в мозге. Однако нерешенным остается вопрос: как и почему физические процессы порождают переживание?

«Состояния-переживания» играют в религиозном сознании едва ли не главенствующую роль. Как отмечалось выше, современные исследователи именно «состояния-переживания» выделяют в качестве особенностей религиозного сознания. Переживание присутствия Бога или как-то иначе представляемой божественной реальности будет составлять религиозное сознание индивида, основанное на субъективном переживании.

Субъективные переживания, связанные с ощущением присутствия трансцендентной реальности, на наш взгляд, в отдельных случаях могут выступать в качестве измененных состояний сознания.

Основываясь на выводах трансперсаноли-стов, что измененные состояния сознания способны оказывать благотворное, даже целительное влияние на психику отдельного индивида, представляется возможным утверждать, что психические «излечения» в определенных условиях могут способствовать физическому исцелению того или иного индивида. Можно предположить, что так называемые религиозные исцеления больных - через рукоположение, пост, молитву, какие-либо ритуальные действия, сопровождаемые в отдельных случаях намеренно вызванными особыми состояниями сознания, возможны на психосоматическом уровне. «Использование необычных состояний сознания в ритуальных, религиозных и лечебных целях можно проследить в самой глубине веков, на заре человечества» [8, с. 19].

Комплекс внутренних естественных и социальных факторов возникновения религии, безусловно, обладает сложной структурой. Изучение сочетания функциональных и структурных особенностей данного комплекса позволяет увидеть процесс возникновения религии в его целостности.

H.Д. Субботина отмечает «. Природа всегда, а особенно в доцивилизованный период, воздействует на человеческое общество, не только извне как условие его существования, но и изнутри - в качестве естественных предпосылок его развития» [9, с. 81]. Как известно, первые признаки зарождения религиозного сознания ученые относят именно к периоду доцивилизован-ного общества, в условиях которого влияние естественного особенно велико. Внешнее естественное, в равной степени, как и внутреннее естественное, воздействующие на процесс формирования тех или иных структурных образований религии, наиболее активно проявляются в первобытно-общинную эпоху и в раннеклассовом обществе, по крайней мере, на начальной стадии его развития. В ходе усложнения общественных систем, воздействие естественного на социум ослабевает; естественное частично поглощается социальным.

Диалектическое единство факторов, принадлежащих как к области естественного, так и социального, по нашему убеждению, занимает определенное место в сложном процессе возникновения и функционирования такого общественного феномена, как религия.

Литература

I. Берснев П. Мозг и религиозный опыт. - М., 2005. -С. 50.

2. Блохина Н. А. Дэвид Чалмерс о прероде сознания и его месте в структуре мира. // Философия сознания: Аналитическая традиция. Третьи Грязновские чтения: материалы Международной научной конференции. - М.: Современные тетради, 2009. - С. 240.

3. Гирц К. Интерпретация культур / пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия. Серия «Культурология. XX век», 2004. - С. 560.

4. Зыбковец В. Ф. Человек без религии. У истоков общественного сознания. - М.: Политиздат, 1967. - С. 240.

5. Иванов Д. В. Является ли объяснение феноменального сознания сложной проблемой? // Философия сознания: Аналитическая традиция. Третьи Грязновские чтения: материалы Международной научной конференции. - М.: Современные тетради, 2009. - С. 240.

6. Лобжанидзе А. А. Этнография и география религий. Уч. пособ. - М.: Издательс, 2005. - С. 176.

7. Мареева Е. В. Проблема каузальной обусловленности ментального физическим и советский марксизм // Философия сознания: Аналитическая традиция. Третьи Гряз-новские чтения: материалы Международной научной конференции. - М.: Современные тетради, 2009. - С. 240.

8. С. Гроф, К. Уилбер, А. Веховски, Ч. Тарт. Практика холотропного дыхания. Методические рекомендации для слушателей курса «Трансперсональная психотерапия». -М.: Маркетинг, 2004. - С. 212.

9. Субботина Н. Д. Социальное в естественном. Естественное в социальном. - М.: Прометей, 2001. - С. 193.

10. Субботина Н. Д. Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке: дис......док.

филос. наук. - Улан-Удэ, 2002. - С. 379.

11. Субботина Н. Д. Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. Автореферат: дис. .док. филос. наук. - Улан-Удэ, 2002. - С. 42.

12. Тугаринов В. П. Философия сознания современные вопросы. - М.: Мысль. 1971. - С. 199.

Гаврилова Юлия Викторовна - аспирант кафедры философии ЗабГГПУ, г. Чита, e-mail: voitsuk@zabspu.ru.

Gavrilova Yuliya Victorovna - post-graduate of philosophy department of ZabSHPU, Chita, e-mail: voit-suk@zabspu.ru.

УДК 294.3

Д.В. Аюшеева

ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ НА ЗАПАДЕ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ*

* Работа выполнена при поддержке РГНФ по проекту № 11-13-03002аТ

В данной статье рассмотрены и проанализированы основные особенности и тенденции распространения и становления тибетского буддизма на Западе и выявлены перспективы его развития.

Ключевые слова: тибетский буддизм, западная культура, западный менталитет, духовный наставник, тантрические учения и практики.

D.V. Ayusheyeva

TIBETAN BUDDHISM IN THE WEST: PECULIARITIES AND PERSPECTIVES OF THE DEVELOPMENT

The paper deals with the analysis of the main peculiarities and tendencies of the dissemination of Tibetan Buddhism in the West. The author defines tendencies and perspectives of its development.

Keywords: Tibetan Buddhism, Western culture, Western mentality, spiritual teacher, tantric doctrine and practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.