Научная статья на тему 'Структура факторов формирования религиозного сознания'

Структура факторов формирования религиозного сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2266
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / ФАКТОРЫ / ЕСТЕСТВЕННОЕ / СОЦИАЛЬНОЕ / СИСТЕМА / ГЕНЕЗИС / RELIGIOUS CONSCIOUSNESS / FACTORS / THE NATURAL / THE SOCIAL / SYSTEM / GENESIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гаврилова Юлия Викторовна

В данной статье дается анализ структурных элементов, входящих в систему факторов формирования религиозного сознания. Движущие силы процесса генезиса религиозного сознания действуют как в области естественного, так и социального, а также в области соотношения естественного и социального. Детальный анализ структуры факторов формирования религиозного сознания проводится в рамках проблемы соотношения естественного и социального, а также на основе использования современных подходов и результатов исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of religious consciousness formation factors

The given paper deals with the analysis of structural elements entering the system of religious consciousness formation factors. Motivations of the processes of religious consciousness genesis are relevant both for the sphere of the natural or for the social, as well as for the sphere of contradiction of the natural and the social. Detailed analysis of the structure of religious consciousness formation factors is carried out within the bounds of the problem concerning the correlation of the natural and the social. Besides, the analysis is based on the contemporary approaches and results of investigations.

Текст научной работы на тему «Структура факторов формирования религиозного сознания»

Список литературы

1. Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. М.: Художественная литература, 1990. 576 с.

2. Бальмонт К. Д. Белые зарницы. Мысли и впечатления. СПб.: М. В. Пирожкова, 1908. 215 с.

3. Бальмонт К. Белый Зодчий. Таинство Четырех светильников. СПб.: Сирин, 1914. 324 с.

4. Бальмонт К. Избранное. М. : Правда, 1990. 608 с.

5. Бальмонт К. Солнечная пряжа. Стихотворения. Очерки. М. : Детская литература, 1989. 239 с.

6. Бонгард-Левин Г. М. Свет мой, Индия, святыня // Русская мысль. СПб.: Алетейя, 2002. С. 44-61.

7. Куприяновский П. В. , Молчанова Н. А. Кругосветное путешествие К. Д. Бальмонта 1912 года и его поэтическое «эхо» в книге «Белый Зодчий» // Вестник Иванов. гос. ун-та. Сер.: Филология. Иваново. 2003. Вып. 1. С. 17-29.

уДК 291.1

ББК Э210.0

Ю. В. Гаврилова

г. Чита

структура факторов формирования религиозного сознания1

В данной статье дается анализ структурных элементов, входящих в систему факторов формирования религиозного сознания. Движущие силы процесса генезиса религиозного сознания действуют как в области естественного, так и социального, а также в области соотношения естественного и социального. Детальный анализ структуры факторов формирования религиозного сознания проводится в рамках проблемы соотношения естественного и социального, а также на основе использования современных подходов и результатов исследований.

Ключевые слова: религиозное сознание, факторы, естественное, социальное, система, генезис.

Yu. V. Gavrilova

Chita

The structure of religious consciousness formation factors

The given paper deals with the analysis of structural elements entering the system of religious consciousness formation factors. Motivations of the processes of religious consciousness genesis are relevant both for the sphere of the natural or for the social, as well as for the sphere of contradiction of the natural and the social. Detailed analysis of the structure of religious consciousness formation factors is carried out within the bounds of the problem concerning the correlation of the natural and the social. Besides, the analysis is based on the contemporary approaches and results of investigations.

Key words: religious consciousness, factors, the natural, the social, system, genesis.

Религия, выступая составным элементом социальных систем и одним из необходимых условий их существования, возникла в ходе объективного процесса становления данных систем. Конструирование религии как совокупности взаимозависимых элементов обусловлено наличием системы факторов. Так, одним из неотъемлемых элементов религии выступает религиозное сознание индивидов, занимающее определенную нишу в структуре общественного сознания. Определение специфики факторов, формирующих религиозное сознание, позволяет их классифици-

ровать, используя определенные критерии, способствующие их объединению в те или иные системы. Данные системы факторов, обусловливающих не только религию в целом, но и составные ее элементы, обладают целостностью, структурностью и находятся в диалектическом единстве. Комплекс явлений и процессов, способствующих зарождению, а в дальнейшем и воспроизводству религиозного сознания, представляет активную организованную целостность определенных элементов и функциональных составляющих социальной реальности, обладающих нали-

1 Работа выполняется при поддержке ФЦП (проект НК72П/32 «Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке»).

чием плотных связей между собой. Данные факторы, на наш взгляд, обладают сложной системой связей, наиболее успешно характеризовать которые представляется возможным, обратившись к одной из логических оппозиций, включающих категории «естественное - социальное». Стоит отметить, что соотношение «естественного» и «социального», выраженное в их диалектическом единстве, также представляет особый интерес для выяснения специфики характера комплекса явлений и процессов, под воздействием которых возникают отдельные составляющие религии, складывающиеся в процессе своего развития в единое целое.

Система факторов, под влиянием которых возникает религиозное сознание, представлена наличием предпосылок, условий, возможностей и причин, включенных в области «естественного», «социального» и их соотношения.

На наш взгляд, правомерно выделять в качестве группы факторов, влияющих на процесс формирования религиозного сознания, природные условия. Внешняя природа, включающая в себя не подвергшуюся антропо- и социогенному воздействию среду существования индивидов, и внутренняя природа, к которой принадлежит организм человека, относятся к естественным основам социальных явлений и процессов.

Внешняя, «неочеловеченная» природа составляет естественную основу бытия людей. Следовательно, природная среда существования индивидов представляет фундамент, на основе которого формируется «... жизненный мир человека как социального субъекта» [12, с. 7].

Религиозное сознание отдельных индивидов складывается и развивается под влиянием природной среды, в рамках которой протекает процесс их жизнедеятельности. Нам представляется необходимым выделить в качестве структурного элемента фактора «природная среда» естественную «окружающую среду» обитания. Так, А. Г. Пы-рин вполне правомерно отмечает, что понятие «."окружающая среда" позволяет, во-первых, очертить рамки среды обитания людей, и, во-вторых, установить ее основные компоненты» [12, с. 15]. В основе окружающей среды обитания лежат космосреда и геосреда, оказывающие влияние на процессы жизнедеятельности человека. Традиционная точка зрения на характеристику географической среды состоит в том, что она трактуется как часть земной природы, которая вовлечена в

сферу человеческой деятельности [1; 5]. Однако, на наш взгляд, географическая среда, играя роль одного из необходимых условий процесса возникновения религиозного сознания индивидов, включает определенную часть литосферы, гидросферы, атмосферы и органического мира как не подвергшиеся воздействию человека, но представляющие среду его обитания, так и входящие в сферу его производственной активности.

Первичная зависимость человека от естественных факторов в наибольшей степени проявлялась на начальных стадиях становления социума. В условиях первобытнообщинного строя географическая среда, пространственно ограниченная рамками местности заселенной теми или иными людьми, во многом служила материалом для формирования у них религиозных представлений и ритуальных действий. Возникновение уровня обыденного религиозного сознания состоит в причинной связи с феноменами природы, с их благотворным или разрушительным воздействием, оказываемым на человека и порождающим его психические и эмоциональные реакции. Так, сакрализация среды обитания индивидов, т. е. тех географических условий, в которых протекает процесс их жизнедеятельности и которые являются гарантией спасения, а зачастую зоной опасностей и риска, влечет за собой сакрализацию пространства - природного окружения индивидов. Следовательно, возникает особая, пронизывающая повседневную жизнь людей культура общения с природой, наделенной свойствами священного. Так, еще древнегреческий философ Демокрит писал: «.древние, наблюдая небесные явления, как то: гром, молнии, перуны, сближение звезд, затмение Солнца и Луны, приходили в ужас и полагали, что виновники этого - боги» [7, с. 116]. Таким образом, многие непознанные и необъяснимые явления и процессы, протекающие в окружающей первобытного человека природной среде, включая геосреду и отчасти космосреду, представлялись ему живыми существами или актами их активности. Известный этнограф В. Г. Богораз-Тан писал: «Камни, деревья, холмы или облака, а также и явления природы (ветер, дождь, гром) считаются живыми <...>. Предмет движется; следовательно, он живой. Точно так же первобытный человек считает живыми деревья, которые шелестят, ветер, который проносится мимо <...> озера, реки, ручьи, холмы, которые возвышаются над равниной и отбрасывают на нее свою тень» [4, с. 56].

Такими представлениями, а впоследствии и сопутствующими им обрядами и ритуалами была пронизана вся повседневная жизнь человека.

Влияние географической среды на формирование специфических образов, чувств и представлений религиозного характера можно обнаружить во всех формах и типах религии в различные исторические периоды времени. Так, предметы, явления и процессы окружающего животного и растительного мира под влиянием религиозных представлений приобретают сверхъестественные качества. Священные существа наделяются качествами и обликом тех или иных животных или явлений природы, от функционирования которых зависит нормальное существование человека, а зачастую и его жизнь. Кроме того, в роли священных животных выступают животные, наиболее распространенные в данной пространственно ограниченной природной среде. Например, фетишизация, т. е. наделение предметов природы сверхчувственными свойствами, связана с тем, что первоначально человек мог осознать только ближайшую чувственно-воспринимаемую среду, в которой ему приходилось жить и действовать, а появление тотемизма связано с наделением животных священными качествами, что в свою очередь привело к зооморфизму.

Геоокружение в потустороннем мире идентично географическим условиям реального мира и во многом определяется регионом возникновения и распространения религии. Так, «пламя ада» в христианском вероучении соотносится с жаркой, бескрайней пустыней, в то время как рай - это цветущий сад: «.И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке <...>. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки» [10, с. 2]. Например, древние скандинавские племена считали, что местообитание богов, которым они поклонялись, по географическим условиям во многом напоминает территорию, климат, растительньш и животный: мир Скандинавского полуострова. Один из скандинавских мифов так описывает это священное место: «Крепость Асгард, возведенная на высокой скале, в центре земли, являлась обителью Богов. Мост в форме радуги связывал Асгард с Мидгардом, землей смертных. Мидгард, в свою очередь, был окружен бескрайними

просторами океана, а его дальние берега граничили с пустыней...» [3, с. 101].

Географические условия, наиболее оптимальные или напротив не пригодные для жизнедеятельности человека, наделяются им священными свойствами и переносятся в область сверхъестественного, наличие представлений о котором специфическая черта религиозного сознания.

Религиозные представления, религиозные чувства и эмоции, специфическое мироощущение - все то, что трактуется в качестве религиозного сознания, возникает, развивается и функционирует как на уровне отдельного индивида, так и социума в целом.

Религиозное сознание необходимо, прежде всего, считать формой общественного сознания. Общественное сознание как область духовной сферы - неотъемлемый многофункциональный элемент социальной системы. Формирование, существование, воспроизводство и функционирование данной формы общественного сознания на всем протяжении исторического развития общества во многом подчиняется закономерностям складывания сознания отдельных индивидов. Безусловно, сознание является эволюционным приобретением человеческого организма. Соглашаясь с современными исследователями, что «.причиняющим мысли моментом <...> рассматривается не сам по себе мозг, а весь человек, все его тело.» [9, с. 185], необходимо все же отметить, что качества и свойства человеческого мозга, приобретенные в ходе эволюции, выступают внутренней природой, внутренним естественным, во многом способствуя генезису религиозного сознания.

Так, вполне правомерно согласиться с советским исследователем В. П. Тугариновым, занимавшимся изучением проблем возникновения и функционирования сознания индивидов и отмечавшим, что «.сознание возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы психологические, подвластные двум указанным детерминаторам <...>. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений» [14, с. 39-41]. Исходя из этого, представляется возможным

ственным», как это обычно называют <...>. В простейших обществах ритуализируется как обычная деятельность - прием пищи, мытье, разведение огня и т. д., - так и собственно церемониальная, ведь утверждение норм поведения в племени и осознание космических условий его существования необходимы постоянно» [6, с. 117].

Таким образом, природная среда оказывает определенное воздействие на организм отдельного человека и человеческие объединения, а биоритмы влияют на личностную сторону человека, формируя определенный специфический тип сознания индивида, одну из форм общественного сознания - религиозное сознание.

Структура естественных факторов формирования религиозного сознания включает в себя природные условия, состоящие как из элементов внешней, так и внутренней природы. Активное воздействие внешней и внутренней природы на процесс возникновения религиозного сознания не подлежит сомнению и еще раз доказывает заключение, к которому приходит Н. Д. Субботина: «Природа всегда, а особенно в доцивилизованный период, воздействует на человеческое общество, не только извне как условие его существования, но и изнутри - в качестве естественных предпосылок его развития» [13, с. 87].

Говорить о факторах процесса формирования религии, обладающих характером естественного, не представляется возможным в отрыве от социальных факторов, характеризующихся не менее сложной структурой и разной степенью активности в условиях развития той или иной социальной системы.

В социальные факторы возникновения религиозного сознания правомерно включать объективные (стихийные) социальные процессы, которые «стоят над людьми» и входят как в материальную, так и духовную сферы, а также факторы субъективные -индивидуально-психологические, относящиеся к сознанию отдельного индивида, и общественно-психологические, охватывающие область отношений людей друг с другом, на уровне групп и общества в целом.

Формированию обыденного религиозного сознания индивидов во многом способствуют социальная среда и специфические для данной исторической эпохи социальные условия, предполагающие наличие определенного уровня развития экономических, политических, культурных и других составляющих социальной системы. «Внешние» по отношению к человеку, социальные условия

рассматривать естественные и социальные факторы формирования религиозного сознания в их диалектическом единстве и признавать в качестве равноправных начал процесса генезиса и эволюцию религии.

Для анализа естественных «движущих сил» формирования религиозного сознания индивидов, на наш взгляд, можно использовать гипотезу «информационного синтеза» исследования возникновения сознания. А. М. Иваницкий, придерживающийся данной гипотезы, характеризуя генезис сознания, писал: «.сознание возникает в результате сопоставления и синтеза в коре мозга сведений, поступающих из внешней среды, извлекаемых из памяти и приходящих из центров мотиваций» [8, с. 127]. Информация, полученная человеком из внешней среды, зачастую геосреды, поступает в мозг, где подвергается обработке соответствующими биопрограммами. Так, П. А. Берснев в своей работе «Мозг и религиозный опыт» отмечает: «Все биопрограммы нормального мозга нацелены на одну единственную цель - выживание, т. е. сохранение собственного вида.» [2, с. 11]. Причем, нам кажется, что сведения о неизвестных ранее человеку и необъяснимых в настоящий момент времени явлениях и процессах «включают» действие инстинкта самосохранения. Эту же мысль подтверждает и Роберт Орнштейн в своей классической работе «Психология сознания»: «Сознание индивида ориентировано вовне. Мне кажется, что основной целью, для которой оно развивалось, было гарантирование индивиду биологической сохранности <...>. Из массы достигающей нас информации мы прежде всего выбираем ту, которая соответствует сенсорной модальности нашего сознания. <...>. Затем из данных, которые прошли процесс фильтрации, мы можем конструировать стабильное сознание» [2, с. 12]. Данное положение вполне применимо к процессу возникновения религиозного сознания. Стремление обезопасить себя, особенно на стадии первобытного общества, в период адаптации человека к условиям среды существования, приводит к возникновению специфического поведения, основанного на вере в сверхъестественные свойства необъяснимого. «Человек способен приспособиться ко всему, с чем может справиться его воображение, но не способен иметь дела с хаосом. Поскольку основой его функционирования и его главным преимуществом является понимание, больше всего он опасается встречи с тем, что он не сможет истолковать, т. е. со «сверхъесте-

ставят последнего в зависимое, несвободное положение от них. Качество жизни человека во многом зависит от экономических, политических, культурных моментов условий существования. Данные социальные условия, в которых родился и живет индивид, как неблагоприятные, так и вполне удовлетворяющие его, не зависят от его волеизъявления, а функционируют благодаря закономерностям общественного развития. Так, неспособность человека справиться с имущественным неравенством, родовой принадлежностью к определенному классу или сословию, с политикой того или иного правителя приводит к популярному тезису об оправдании данных условий существования Божественной мудростью и Божественным провидением, что позволяет сохранять стабильность в обществе. Апостол Петр отмечает: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым <...>. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно (Богу), если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.» [11, с. 174].

Те же «внешние» социальные условия во многом способствуют формированию религиозного учения о благодатной вечной жизни в загробном мире.

Однако объективные социальные процессы, на наш взгляд, могут рассматриваться в качестве составляющих элементов структуры факторов генезиса и эволюции религиозного сознания только в случае их неразрывного взаимодействия с субъективными индивидуально- и общественно-психологическими детерминантами.

Психологическая индивидуальность личности, на которую накладывается получаемая индивидом информация из различных источников социальной среды, приводит к тому, что в сознании человека формируются собственные специфические, отчасти уникальные религиозные образы. Можно предположить, что человек по типу своего характера «слабый», легко входящий в сферу влияния «сильного», более предрасположен к формированию религиозного сознания даже в зрелом возрасте. Кроме того, такой человек, возможно, будет

представлять Бога в качестве тирана, судящего и карающего, которому нужно прислуживать.

Особенности психического и социального развития того или иного человека, духовные составляющие его внутреннего мира во многом оказывают воздействие на генезис религиозного сознания. Однако индивидуальные личностные особенности людей не могут рассматриваться в качестве основ формирования религиозного сознания в отрыве от общественно-психологических предпосылок. К общественно-психологическим предпосылкам генезиса религиозного сознания следует отнести кризисное состояние общественно-психологической атмосферы, характер общественного мнения, традиции и обычаи той или иной социальной общности, общение индивидов и практику внушения.

«Нездоровая» общественно-психологическая обстановка, разочарование в прошлом, а зачастую и тоска по нему, надежды, возлагаемые на будущее, и одновременно страх будущих перемен, расшатывание, а возможно и падение определенных общественных идеалов - все это представляет фундамент для прочного строительства религии. История свидетельствует о том, что многие религии зарождались именно в условиях общественного кризиса, причем не только в духовной сфере, но и, безусловно, в производственноматериальной.

Религиозное сознание возникает, функционирует и развивается в процессе деятельности и взаимодействия индивидов, одновременно выступая как отражение ими социальной реальности и как ее производство. Условия диалектического единства индивида и общества, влияние ряда объективных и субъективных факторов делают возможным процесс генезиса и эволюции религиозного сознания, включающий в себя его конструирование, а в дальнейшем и трансформацию. Таким образом, общий механизм формирования религиозного сознания построен на диалектическом единстве между человеческим вкладом в конструирование социальной реальности и воздействием данной реальности на общественное сознание, одной из форм которого выступает религия.

1.

2.

3.

4.

Список литературы

Анучин В. А. Географический фактор в развитии общества. М.: Мысль, 1982. 334 с.

Берснев П. А. Мозг и религиозный опыт. М., 2005. 50 с.

Боги и богини. М.: ТЕРРА, 1996. 144 с. ; ил. (Зачарованный мир).

Богораз-Тан В. Г. Материальная культура чукчей / АНСССР, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Арх. АН СССР. М.: Наука, 1991. 222 с.

5. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: учеб. пособие. М. : Знание, 1998. 304 с.

6. Гирц К. Интерпретация культур / пер. с англ. М. : Рос. полит. энциклопедия. Сер: Культурология. XX век, 2004. 560 с.

7. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М. : Социально-экономическое изд-во, 1935. 383 с.

8. Иваницкий А. М. Проблема «сознание-мозг» и искусственный интеллект // Нейроинформатика-2006 (Научная сессия МИФИ-2006): материалы VIII Всерос. науч.-техн. конф. М.: МИФИ, 2006. 142 с.

9. Мареева Е. В. Проблема каузальной обусловленности ментального физическим и советский марксизм // Философия сознания: Аналитическая традиция. Третьи Грязновские чтения: материалы междунар. науч. конф. М.: Современные тетради, 2009. 240 с.

10. Первая книга Моисеева. Бытие // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. United Bible Societies, 1996. 1222 c.

11. Первое соборное послание Святого Апостола Петра // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. United Bible Societies, 1996. 1222 c.

12. Пырин А. Г. Природная среда (социально-философский анализ). М., 2004. 164 с.

13. Субботина Н. Д. Социальное в естественном. Естественное в социальном. М. : Прометей, 2001. 193 с.

14. Тугаринов В. П. Философия сознания (современные вопросы). М.: Мысль, 1971. 199 с.

ББК с.50

уДК 577.4

Е. Ю. Захарова

г. Чита

Особенности взаимодействия естественного и социального в экологии1

В статье рассматриваются теоретические основы социальной экологии, объектом изучения которой является взаимодействие природы и общества. Качественно особый процесс взаимодействия естественного и социального имеет специфическую структуру, основан на существовании генных процессов и является объектом изучения социальной экологии. Способом существования взаимодействия природы и общества является очеловеченная природа. Социальная экология, являясь комплексной наукой, также изучает особенности естественного и социального как компонентов системы «природа - общество». Конечной целью социальной экологии является формирование экологической культуры человека (общества) и, как следствие, оптимизация социоприродного взаимодействия.

Ключевые слова: социоэкологическое образование, экология, социальная экология, экологическое взаимодействие, естественный и социальный уровни системы «природа - общество», очеловеченная природа.

E. Yu. Zakharova

Chita

The Peculiarities of the Interaction of the Natural and Social in Ecology

The paper deals with the fundamentals of social ecology. The object of its study is the interaction of nature and society. Peculiar process of interaction of the natural and social has a specific structure; it is based on the existence of genic processes and appeared to be the object of study of social ecology. Hominized nature becomes the mode of realization of nature and society interaction. Social ecology as a complex science studies the peculiarities of the social and natural, the latter two being the components of the "nature - society" system. The long-run objective of social ecology is the formation of ecological culture of man (society) and as a consequence - the optimization of socionatural interaction.

Key words: socioecological education, ecology, social ecology, ecological interaction, natural and social levels of the system "society-nature", hominized nature.

1 Работа выполняется при поддержке ФЦП (проект НК72П/32 «Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.