УДК 323.285:2-632
https://doi.org/10.24158/fik.2017.3.4
Излученко Татьяна Владимировна
кандидат философских наук,
старший преподаватель кафедры философии
Сибирского федерального университета
ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИСТСКОГО СОЗНАНИЯ ПОДХОДАМИ КОГНИТИВНОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Izluchenko Tatiana Vladimirovna
PhD, Senior Lecturer, Philosophy Department, Siberian Federal University
THE STUDY OF THE RELIGIOUS EXTREMIST CONSCIOUSNESS BY COGNITIVE SCIENCE OF RELIGION APPROACHES
Аннотация:
В статье обозначены механизмы, имеющие естественное происхождение и влияющие на возникновение экстремистских идей в религиозном сознании. Проанализированы подходы к религии как к функции когнитивной системы (П. Бойер), взаимосвязи индивидуальных когнитивных процессов и социального поведения (Х. Уайтхауз), демонстрации схожести форм деятельности (Т. Тремлин) и реакции на окружающий мир (М. Шахнович). Дано определение религиозного экстремизма как отклонения, имеющего патологический характер нормального развития и функционирования сознания индивида, мыслительных систем.
Ключевые слова:
когнитивное религиоведение, религиозный экстремизм, экстремистские идеи, религиозное сознание, свойства сознания, ментальные системы, сверхъестественные агенты, религия.
Summary:
The article identifies the mechanisms that have the natural origin and that influence on the occurrence of the extremist ideas in the religious consciousness. The paper analyzes approaches to religion as to the function of the cognitive system (P. Boyer), the relationship between individual cognitive processes and social behavior (H. Whitehouse), demonstration of forms of activities similarity (T. Tremlin) and a reaction to the world around (M. Shakhnovich). The author defines religious extremism as a deviation having pathological nature of normal development and functioning of the individual consciousness and mental systems.
Keywords:
cognitive science of religion, religious extremism, extremist ideas, religious consciousness, properties of consciousness, mental systems, supernatural agents, religion.
В современном мире наблюдаются изменения в социально-политической сфере, связанные с проявлением религиозности. Увеличение конфликтов на религиозной основе представляет опасность в связи с возможными проявлениями экстремизма и терроризма (теракты в Париже ноября 2015 г., в Брюсселе марта 2016 г. и в Берлине декабря 2016 г.). Экстремистская деятельность осуществляется людьми, разделяющими общество на «мы - они», устанавливающими отличное от существующего государственное устройство и применяющими насилие. Религиозные экстремисты являются носителями экстремистских идей, обоснованных нетрадиционными трактовками положений той или иной религии.
Религиозный экстремизм является научной проблемой, исследуемой с позиций увеличения миграционных потоков в Европе и усложнения социально-экономической ситуации, усиления глобализационных процессов и попыток национальной самоидентификации. В последнее время наблюдается интерес к экстремизму как к проявлениям особенностей психического развития. В связи с этим представляются востребованными исследования когнитивных религиоведов П. Бойера [1], Т. Тремлина [2], Х. Уайтхауза [3] и М. Шахнович [4] для определения сущности религиозного экстремистского сознания. Целью настоящей работы является выявление механизмов, влияющих на возникновение экстремистских идей в религиозном сознании, подходами когнитивного религиоведения. Обозначение основных характеристик религиозного сознания и факторов возникновения экстремистских идей, анализ положений когнитивного религиоведения применительно к указанной проблематике и определение влияния экстремизма на религиозное сознание в рамках когнитивистики представляются основными задачами исследования.
Религия есть система, включающая внутренние (вера, моральные нормы) и внешние (этические нормы, организационная структура) факторы воздействия на человека. Религия - связь мира «мирского» и мира «священного». Она представляет собой специфический способ осознания мира. Религиозное сознание - это форма сознания человека, функционирующая в рамках коммуникации с миром «священного» посредством персонификации представлений и проявляющаяся в общественной деятельности. Религиозность позволяет человеку расширить границы познавательной деятельности, направить сознание на познание сущности происходящих процессов и явлений, используя иррациональные методы. При этом человек ощущает свою причастность к специфиче-
скому знанию, недоступному широкому кругу лиц, которое он получает посредством взаимодействия со сверхъестественными агентами. Религиозное сознание формируется на основе базовых характеристик сознания, наделяя их соответствующим контекстом и корректируя их под взаимосвязь мира «мирского» с миром «священного», со сверхъестественными агентами.
Интенциональность сознания в контексте религиозности акцентируется на формировании представлений о мире «священного» посредством доступных методов познания. Религиозное сознание направлено на выявление проявлений «священного» в объективной реальности. Современные процессы глобализации и секуляризации способствуют ограничению внешнего контакта с миром «священного», усиливая внутриличностный аспект и направляя сознание на познание самого себя.
Символизм религиозного сознания проявляется в воплощении в материальных объектах мира религиозных положений и представлений. Религиозные символы содержат общедоступную информацию (наименования, эмблемы, знаки, предметы культа) и недоступные рациональному объяснению данные, обладающие сакральным смыслом, неоднозначностью, эзотеричностью и амбивалентностью. С. Лангер указала на процесс формирования символов посредством возможности «синтезировать, задерживать и модифицировать свои реакции... с помощью вербальных знаков и присоединять опыт других людей к своему собственному», что и является особенностью человека как биологического существа [5, с. 30].
Диалогичность сознания позволяет осуществлять коммуникационное общение с миром «священного», персонифицируя сверхъестественных агентов и наделяя их специфическими способностями, наличием «истинных» знаний. Диалогичность религиозного сознания обусловлена особенностью психики осуществлять общение с субъектами, отсутствующими в данный момент, но представления о которых сформированы целостным образом в сознании.
Также религиозному сознанию присуща специфическая вера. Религиозная вера основывается на убежденности в существовании мира «священного» и, как следствие, на регулировании эмоционального и волевого отношения со сверхъестественными агентами. Как отмечал Д. Угри-нович, «главным признаком религиозности индивида является его вера в сверхъестественное, причем предмет религиозной веры существует лишь в сознании субъекта в виде определенных образов, представлений и идей.» [6, с. 17-19]. Гносеологический аспект религиозной веры, познавательные возможности религиозного сознания актуализируют исследования в рамках когнитивного религиоведения [7, с. 3].
В настоящее время в исследовании религиозного сознания актуальными являются подходы когнитивистики, рассматривающие проявления религиозности как естественные процессы человеческого сознания. Когнитивными религиоведами осуществляется деятельность, направленная на установление механизмов религиозности в сознании и определение причин различных проявлений схожих процессов. Когнитивное религиоведение устанавливает связи между социальными явлениями и продуктами деятельности мозга человека, указывая на схожесть понятий и форм проявлений как ядра религиозной системы, обусловленного психологическими состояниями.
Концепция Т. Тремлина содержит указание на религию как компонент познавательной деятельности. В социальной действительности религиозная мысль, сосредоточенная на сверхъестественных агентах, выражается в соответствующих убеждениях (доктрина), поведении (ритуал) и социальной структуре (сообщество). «Когнитивный подход открывает нам количественную ограниченность, предсказуемость и взаимное соответствие представлений и практик, составляющих ядро любой религии. Вера в богов, духов, привидений, наряду с другими общими чертами религии, обнаруживается повсюду так же, как и практика ношения одежды или использования приправ в приготовлении пищи» [8, с. 27]. Для интерпретации религиозных идей необходимо изучение структуры мозга и антропогенеза. При этом мозг понимается как результат взаимодействий врожденных способностей к приобретению информации, психических способностей и когнитивных процессов, а религиозное сознание - как адаптационный продукт мозга. Оно детерминировано теми же факторами, что и иные формы сознания (политическое, экологическое, национальное).
П. Бойер утверждает, что объяснение повторяющихся религиозных феноменов находится в понимании работы когнитивной системы человека. Религиозные репрезентации есть совокупность эксплицитных контринтуитивных аспектов и имплицитных интуитивных аспектов. Различие в содержании репрезентаций делает одни идеи более востребованными и распространенными в сравнении с другими - так называемое «мнемоническое преимущество». Успешными религиозные представления становятся по причине нарушений в рамках одной онтологической категории и/или перестановки репрезентации из одной онтологической категории в другую. Сверхъестественными агентами становятся те представления, которые содержат элементы социальной заинтересованности с неограниченным доступом к информации. Они метарепрезентативны и оказывают влияние на окружающий мир. Сверхъестественные агенты обладают характеристиками, противоречащими интуитивным установкам (знание о будущем, изменение природных процессов): «Они наделены парадоксальными способностями - например, нестандартная биология (не питаются, не растут, не
умирают) и, как правило, нестандартные физические качества (беспрепятственно проникают через твердые поверхности, становятся невидимыми, меняют форму), которые объясняются с позиций человеческих характеристик, это и есть один из самых известных признаков религии» [9, р. 142].
Также П. Бойер охарактеризовал три важных компонента религиозности: наличие бестелесного компонента в человеке, отдельных людей в сообществе, обладающих специальными знаниями и способных коммуницировать со сверхъестественными агентами, и убеждений, что исполнение ритуала оказывает влияние на окружающий мир. В результате религия концентрирует внимание на иной, отличной от объективной реальности, отвечающей потребностям и представлениям людей, используя базовые принципы динамики человеческого мышления.
Целью когнитивного религиоведения Х. Уайтхауз обозначил исследование взаимосвязи индивидуальных процессов сознания и культурных паттернов поведения и структуры социальной группы. Исследователь понимает ритуал как основу существования сообщества. Он рассматривает его сущность исходя из утверждений о наличии в сознании семантической (доктринальной) и эпизодической памяти [10]. Усвоение религиозных норм участниками сообщества происходит посредством длительного и частого повторения ритуалов, направленных на усвоение доктрины (доктринальная память), активных насыщенных религиозных практик, которые выполняются редко и несут большой эмоциональный заряд (эпизодичная память), создают единое психологическое пространство между участниками.
М. Шахнович, анализируя концепции когнитивных религиоведов, приходит к выводу, что религия формируется побочными продуктами нормального функционирования человеческого сознания, в частности ментальными системами, в процессе антропогенеза человека. Ментальные системы, обрабатывая поступающую информацию различного характера, используются религией для преобразования ее в яркие, доступные и интуитивно правдоподобные понятия. Стремление к социальному обмену, биологические и психологические механизмы определения опасности, содержащейся в окружающих объектах, интуитивный страх и тревожность, способность к коалиционному мышлению, являясь вариантами ментальных систем, выступают вероятными результатами давления естественного отбора на когнитивную схему: «.Религиозное мышление приводит в действие возможности сознания, развившиеся для обработки нерелигиозной информации» [11]. В религиозном сознании могут возникнуть отклонения, проявляющиеся в неспособности регулировать определенные естественные нервные реакции в соответствии с наличием потенциальной опасности и в склонности делать необоснованные эмоционально окрашенные выводы. В этом и состоит побочный эффект продуктов некоторых функций нервной системы.
Когнитивное религиоведение, акцентируя внимание на биологическом происхождении религии, указывает направленность ментальных систем на выработку представлений о сверхъестественных агентах. Религиозные убеждения формируются в процессе эволюционного развития, усовершенствования работы ментальных систем и использования базовых установок сознания в несвойственных им формах. Религиозные объединения, распространяя и укрепляя определенные представления, стимулируют их развитие в сознании участников посредством ритуальных действий. При этом задействованными становятся функции памяти, которые формируют целостное представление человека о мире, сочетая эпизодический и семантический аспекты.
Идеи экстремизма в религиозном сознании ведут к возникновению крайних взглядов и проявляются в нетерпимости к представителям иных религиозных и мировоззренческих убеждений, в отказе от принятия компромиссных решений в социальных моментах, участниками которых являются лица, не разделяющие их религиозных убеждений. О.Р. Аверина и Д.Ю. Балацкий указывают, что религиозный экстремизм основан на отрицании «системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев», сопровождающемся агрессивной пропагандой идей [12, с. 174]. Позиция принятия религиозных установок, разделяемых человеком в определенный момент времени, которые полагаются истинными, не подлежащими сомнению и критическим замечаниям, является нормальным отношением представителей любых религий. Как отмечают С.С. Оганесян и В.К. Михайлов, «любая из. религий проповедует свое абсолютное превосходство над всеми остальными и настойчиво доказывает свою исключительность. из-за самой исторической сущности и предназначения религии как социально-экономического, культурного (духовного) и политического явления.» [13, с. 30-31]. Религиозный экстремизм является крайней формой нетерпимости к людям иных религиозных или мировоззренческих убеждений, сопровождающейся действиями, направленными на разжигание межрелигиозной розни и формирование межрелигиозной вражды.
Религиозный экстремизм в рамках подходов когнитивного религиоведения представляется отклонением нормального развития сознания и функционирования личности, в частности ментальных систем, имеющим патологическую природу. Основываясь на физико-биологических свойствах сознания и мозга, «естественных ресурсах», можно выдвинуть предположение, что экстремистские
идеи в религиозном сознании развиваются как защитный механизм в рамках адаптационной программы. На наш взгляд, с определенной долей вероятности религиозный экстремизм может быть рассмотрен как «вторичный» продукт эволюционной адаптации по отношению к религии, возникший на основе базовых установок работы ментальных систем и вырабатывающий под воздействием внешних факторов «негативные» понятия и представления, противоречащие общепринятым религиозным нормам, общественным и политическим положениям государства.
Согласно идеям Т. Тремлина, религиозный экстремизм представляет собой продукт человеческой адаптации, базирующийся на религии. По сущности и содержанию он не отличается от иных видов экстремизма, но имеет специфическую форму проявления, реализацию экстремистских идей в социальных действиях. При этом религиозный экстремизм содержит указание на причины возникновения и особенности деятельности, религиозно-политические, идеологические установки, ритуальные действия и структуру экстремистского сообщества. Это все является отражением религиозной экстремистской мысли.
Применяя концепцию П. Бойера, под религиозным экстремизмом можно понимать выражение представлений носителей экстремистских идей об иной реальности. При этом на некоторых участников экстремистского сообщества распространяются свойства сверхъестественных агентов, «истинное» комментирование и разъяснение священных текстов. Также вырабатывается установка необходимости совместного совершения согласованных действий, выражающихся в совершении культовой практики организации. Религиозный экстремизм является религиозной репрезентацией, которая противоречит интуитивным установкам и обладает «мнемоническим преимуществом». Ярким примером могут служить террористы-смертники, оправдывающие свою смерть лучшей жизнью бестелесной души.
С позиции Х. Уайтхауза, экстремистские объединения, стимулируя доктринальную и эпизодичную память, используют религиозность сознания для распространения своей идеологии, вовлечения в свою деятельность. В результате формируется коллектив, участники которого объединены эмоционально насыщенным переживанием, которое в том числе может быть вызвано мерами противодействия со стороны правоохранительных органов и постоянно повторяющимися религиозными практиками. Например, международное религиозное объединение «Нурджулар» использует уголовное преследование в отношении своих участников как редкое эмоционально насыщенное событие, переживаемое участниками на различных территориях и требующее совместных действий, а еженедельные собрания «дарсы», проходящие по установленному распорядку, применяются с целью обучения.
В рамках подхода М. Шахнович религиозный экстремизм представляется патологией развития религиозных идей, вызванной специфическими причинами и опирающейся на естественные установки, ментальные системы сознания. Религиозные идеи могут стать экстремистскими при радикализации их трактовок в политизированном контексте. Религиозные идеи, присущие сознанию и содержащие установку на дихотомию мира, используются как обоснование позиции «мы - они», где «мы» - это «истинные» люди, совершающие высокие дела, а «они» - еще не обретшие или уже утратившие «истину».
В связи с многоплановостью сознания, наличием многочисленных адаптационных программ и их взаимосвязей можно с определенной долей допущений утверждать, что религиозно-экстремистские идеи бывают как врожденные, то есть возникшие в процессе формирования основных механизмов сознания человека, так и приобретенные, то есть развившиеся в процессе социализации на основе свойств сознания. Среди участников религиозных экстремистских организаций имеют место люди, чьи личностные потребности направлены на разделение крайних позиций, и люди, которые осознанно обосновывают принятие и разделение данных идей. Когнитивное религиоведение основывается на утверждении, что разные люди по-разному реагируют на события, те или иные идеи. У одних сознание более ярко и болезненно воспринимает происходящее и, как следствие, проявляет возникшие идеи в крайних радикальных формах, в экстремистской деятельности.
Подводя итог, стоит отметить, что когнитивное религиоведение рассматривает религиозные идеи как продукты адаптивных программ, результат деятельности ментальных систем сознания. Религиозное сознание обладает естественными установками, используя в своей специфической деятельности базовые программы сознания человека. В результате внешних факторов, за редким исключением - врожденных предпосылок, в религиозном сознании формируются крайние взгляды, экстремистские идеи. Религиозный экстремизм для возникновения и развития своих радикальных установок, выражающихся в негативных явлениях социальной реальности, использует естественные установки сознания, работу ментальных систем. Для продуктивного противодействия религиозному экстремизму необходима разработка методик, направленных на
регулирование крайних идей и стимулирование выработки нормальной реакции сознания, ментальных систем на процессы и явления объективной реальности.
Ссылки:
1. Boyer P. Religion explained: the evolutionary origins of religious thought. N. Y., 2001.
2. Тремлин Т. Когнитивный и сравнительный подходы: как новое когнитивное религиоведение может помочь сравнительному религиоведению? // Религиоведческие исследования. 2013. № 1-2. С. 19-28.
3. Whitehouse H. Arguments and icons. N. Y., 2000.
4. Шахнович М.М. Современные проблемы когнитивного религиоведения [Электронный ресурс] : аналит. науч. обзор. URL: http://philosophy.spbu.ru/userfiles/science/reviews/Shahnovich%20M.M.%20Sovremennye%20problemy%20kogni-tivnogo%20religiovedeniya.%20Nauchnyi%20analiticheskii%20obzor.pdf (дата обращения: 20.12.2016).
5. Лангер С. Философия в новом ключе: исследование символики, ритуала и искусства. М., 2000.
6. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986.
7. Сергиенко Р.А. Когнитивные теории религиозного сознания: модели транскультурной репрезентации : дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2013.
8. Тремлин Т. Указ. соч. С. 27.
9. Boyer P. Ор. cit. P. 142.
10. Whitehouse H. Ор. cit.
11. Шахнович М.М. Указ. соч.
12. Аверина О.Р. Актуальные проблемы противодействия религиозному экстремизму // Власть и управление на Востоке России. 2015. № 4 (73). С. 172-178.
13. Оганесян С.С., Михайлов В.К. Проблемы правового содержания права на свободу совести и вероисповедания, а также определения религиозного экстремизма // Право и современные государства. 2015. № 3. С. 27-36.