Научная статья на тему 'Внешнее естественное как фактор формирования религиозного сознания'

Внешнее естественное как фактор формирования религиозного сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
287
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / ГЕНЕЗИС / ФАКТОРЫ / NATURAL EXTERNAL / RELIGIOUS CONSCIOUSNESS / GENESIS / FACTORS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гаврилова Юлия Викторовна

В статье дается анализ движущих сил процесса генезиса религиозного сознания, действующих в области внешнего естественного. Условия, причины и механизмы, обладающие характером внешнего естественного, способны оказывать воздействие на формирование религиозных образов, представлений и верований. Исследование структурных элементов фактора внешнее естественное основывается на использовании современных подходов и результатов исследований, что способствует их детальному анализу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natural External as a Factor of Forming Religious Consciousness

The article contains the analysis of the driving forces of the process of religious consciousness genesis, which act in the field of natural external. Conditions, reasons and mechanisms, which have the traits of natural external, can influence the forming of religious images, ideas and beliefs. The research of the structural elements of the factor of natural external is based on the use of modern approaches and researches results, which contributes to its detailed analysis.

Текст научной работы на тему «Внешнее естественное как фактор формирования религиозного сознания»

УДК 211 ББК Э 210.0

Ю. В. Гаврилова

г. Чита

Внешнее естественное как фактор формирования религиозного сознания

В статье дается анализ движущих сил процесса генезиса религиозного сознания, действующих в области внешнего естественного. Условия, причины и механизмы, обладающие характером внешнего естественного, способны оказывать воздействие на формирование религиозных образов, представлений и верований. Исследование структурных элементов фактора внешнее естественное основывается на использовании современных подходов и результатов исследований, что способствует их детальному анализу.

Ключевые слова: внешнее естественное, религиозное сознание, генезис, факторы.

Yu. V. Gavrilova

Chita

Natural External as a Factor of Forming Religious Consciousness

The article contains the analysis ofthe driving forces ofthe process of religious consciousness genesis, which act in the field of natural external. Conditions, reasons and mechanisms, which have the traits of natural external, can influence the forming of religious images, ideas and beliefs. The research of the structural elements of the factor of natural external is based on the use of modern approaches and researches results, which contributes to its detailed analysis.

Keywords: natural external, religious consciousness, genesis, factors.

Религия является особым способом духовно-практического освоения индивидами действительности, основанным на религиозном сознании, которое детерминирует религиозное поведение индивидов и всю систему религиозных отношений в обществе. Однако понимание религии как самостоятельной социальной подсистемы, обладающей сложной структурой, позволяет говорить о наличии естественных оснований ее возникновения.

Н. Д. Субботина дает следующее определение: «под естественным понимаются природные системы и их свойства» [11, с. 92]

Естественное, подвергшееся воздействию социального, теряя частично свое естественное содержание, подчиняется социальному и входит в его структуру. Далее автор отмечает: «...социальная система включает в себя естественные элементы и закономерности, по-новому организует их и частично подчиняет» [9, с. 68]. В связи с этим возникает необходимость учитывать на-

личие естественного и социального, их взаимодействие и взаимовлияние в ходе становления не только общественных систем, но и их структурных элементов. Следовательно, в основании такой социальной подсистемы, как религия, находятся занимающие области естественного и социального предпосылки, причины, условия и механизмы, совокупность которых образует факторы генезиса и эволюции религии.

К ряду естественных факторов генезиса религиозного сознания следует относить внешнее естественное, сущность которого состоит в функционировании не подвергшейся антропо- и социогенному воздействию среды существования индивидов. Таким образом, природные системы, составляющие условия окружающей индивидов среды обитания, не включенные в процесс их производственной деятельности, лежат в основании структуры фактора «внешнее естественное» и служат «стержнем» для наполнения ее содержания.

В качестве естественной предпосылки зарождения религиозных образов, переживаний, идей и других составляющих религиозного сознания, то есть социального феномена, выступает наличие и функционирование естественно-географической среды обитания индивида и групп людей.

Кроме того, в структуру фактора «внешнее естественное», способствующего процессу генезиса религиозного сознания, правомерно включать в качестве самостоятельного элемента географические условия существования социума.

Данная составляющая структуры движущих сил зарождения религиозного сознания обладает характером как внешнего естественного, так и внутреннего естественного, функционируя в этих областях.

Обусловленность возникновения составных элементов религиозного сознания взаимодействием индивидов с географической средой не вызывает сомнений. В географическом энциклопедическом словаре окружающие индивидов географические условия характеризуются как «земное окружение человеческого общества, часть географической оболочки, в той или иной мере освоенная человеком и вовлеченная в общественное производство» [5, с. 50]. Таким образом, традиционная точка зрения на характеристику географической среды состоит в том, что она трактуется как часть земной природы, которая вовлечена в сферу человеческой деятельности [1; 3]. Такое понимание географических условий позволяет причислять их к ряду структурных элементов внутренних естественных факторов формирования религиозного сознания. Однако, на наш взгляд, географическая среда, играя роль одного из необходимых условий процесса возникновения религиозного сознания индивидов, включает определенную часть литосферы, гидросферы, атмосферы и органического мира, как не подвергшиеся воздействию человека, но представляющие среду его обитания, так и входящие в сферу его производственной активности. Следовательно, понятие географическая среда относится к области функционирования как внешнего, так и внутреннего естественного.

Не умаляя степень воздействия свойств «очеловеченной» природы на структурирова-

ние религиозного сознания, можно выявить значительное влияние на данный процесс природных систем, относящихся к области внешнего естественного.

Внешняя, «неочеловеченная» природа составляет естественную основу бытия людей. Следовательно, природная среда существования индивидов представляет фундамент, на основе которого формируется жизненный мир человека как социального субъекта. А. Г. Пырин вполне правомерно отмечает, что понятие «“окружающая среда” позволяет, во-первых, очертить рамки среды обитания людей и, во-вторых, установить ее основные компоненты» [8, с. 15].

В основе окружающей среды обитания лежит космосреда и геосреда, в рамках которых функционирует организм человека. Влияние географической среды на формирование специфических образов, чувств и представлений религиозного характера можно обнаружить во всех формах и типах религии в различные исторические периоды времени. Однако влияние на процесс генезиса религиозного сознания внешнего естественного, то есть космо- и геосистем, не входящих в процесс хозяйственной деятельности общества, наиболее интенсивно проявляется в доциви-лизационный период.

Безусловно, религиозное сознание не способно сформироваться только при наличии условий окружающей среды обитания индивидов. Исследуя функционирование внешнего естественного в ходе генезиса религиозного сознания, необходимо учитывать его тесное взаимодействие с внутренним естественным и с социальным. Основным механизмом формирования религиозного сознания, входящим в структуру фактора внешнее естественное, следует считать воздействие внешнего естественного на внутреннее естественное. Внутреннее естественное охватывает «.организм человека, его естественные потребности, психические закономерности, закономерности естественно-групповых отношений, естественные способы регуляции индивидуального поведения, естественные половозрастные отношения» [10, с. 83]. Кроме того, внутреннее естественное - это различные объекты природы, вовлеченные в процесс жизнедеятельности общества, оказывающие на него определенное влияние, но

сохраняющие свойство существовать, развиваться по естественным закономерностям и подчиняться им.

Процесс генезиса религиозного сознания неизбежно предполагает трансформацию биотических особенностей организма человека под воздействием природных систем, обладающих характером внешнего естественного. Иными словами, чем выше активность внешнего естественного, тем интенсивнее процессы развития, а зачастую и изменения внутреннего естественного, что вызывает зарождение и трансформацию социального. Природные условия посредством факторов окружающей индивидов среды обитания влияют на биотическое состояние их организмов, приводят к определенным изменениям на нейрофизиологическом уровне, вызывают процессы психической активности индивидов, приводя к формированию в их сознании специфических образов, наделенных сверхъестественными атрибутами.

Структурные элементы природных систем, по нашему убеждению, проецируются в сознании коллективов людей и отдельных представителей социума. Данный процесс выступает одним из естественных механизмов зарождения религиозного сознания и, следовательно, входит в структуру внешних естественных факторов его формирования.

Следовательно, анализ диалектически сложного процесса взаимовлияния внешнего естественного, внутреннего естественного и социального способен претендовать на попытку объяснения зарождения религиозного сознания как социального явления.

Функционирование социального неизбежно влечет включение внешнего естественного во внутреннее естественное. Общество, целенаправленно контролируя геосистемы, нарушает естественные закономерности их существования и развития, таким образом, вовлекая их в область внутреннего естественного. Данный контроль и подчинение социумом естественных закономерностей существования географической среды выражается в архаическую эпоху в определенных аспектах функционирования религиозного сознания и заключается в возникновении ритуальномагических обрядов, детерминированных данной формой сознания.

Относя к внешним естественным факторам формирования религиозного сознания природу, необходимо учитывать, что природные условия оказывают воздействие на человека не всей своей безграничной мощью, а определенной ее частью, зачастую пространственно ограниченной и непосредственно связанной с жизненным миром человека. Религиозные представления индивидов, возникающие в условиях естественных процессов окружающей природной среды, очерчивают определенный круг ее пространственных и содержательных рамок.

Природная среда обитания индивидов представляет своеобразный, ограниченный пространственно комплекс живой и неживой природы. Отдельные, территориально замкнутые области окружающей индивидов природной среды обладают определенной спецификой, накладывающей отпечаток на их сознательное бытие. Вследствие механизма воздействия внешнего естественного на внутреннее естественное сознание отдельных индивидов, находящееся в процессе становления его конкретных форм, способно проецировать объекты пространственно ограниченных природных систем. Кроме того, активность данного механизма способствует систематизации образов, идей и убеждений специфического религиозного характера в комплексы верований и представлений. Воздействие внешнего естественного на внутреннее естественное также позволяет учитывать процесс систематического расширения и наполнения содержания структуры религиозного сознания новыми составляющими компонентами.

Структурирование религиозного сознания обусловлено его причинной связью с процессами территориального изменения ареала обитания индивидов. Миграционные процессы населения, преимущественно древних обществ, неизбежно сопровождаются изменением окружающих природных условий жизни индивидов и их хозяйственнопроизводственной деятельности. Следовательно, религиозные образы, возникшие под влиянием климатических условий, специфических особенностей флоры и фауны одного региона обитания человека будут «наслаиваться» в его сознании на представления и верования, зародившиеся в другом природно-

территориальном комплексе. Таким образом, внешнее естественное «работает» на накопление материала, систематизирующегося в религиозные верования и представления как неотъемлемые компоненты религиозного сознания индивидов и общества.

Природная среда обитания индивидов может быть расчленена на различные элементы, каждый из которых определенным образом участвует в процессе формирования религиозного сознания. Известный географ А. Г. Воронов в работе «Биогеография», исследуя соотношения среды обитания и организма, пишет: «Под элементом среды понимается любая ее особенность. В том случае, если элемент среды оказывает то или иное воздействие на организм, его называют фактором среды» [4, с. 195].

Особенностями среды обитания человека, которые оказывают определенное влияние на внутреннее естественное, приводя к возможности зарождения социального, правомерно считать процессы космического и астрономического уровня, климатические условия и их изменения, специфические черты флоры и фауны того или иного региона.

В архаических обществах религиозное миропонимание и мироощущение базировалось на наличии различных упорядоченных рядов естественно-природных вещей и явлений, которые взаимопересекались и взаи-мосоответствовали. Следовательно, такие системы предметов и явлений окружающей природной среды приобретали наибольшую значимость, зачастую связанную с их полезностью для представителей данной исторической эпохи.

Растительные и животные объекты, стихийные природные процессы, климатические особенности, циклические погодные изменения, протекающие в том или ином природнотерриториальном комплексе, оказывались наиболее удобными рядами явлений и предметов, при помощи которых древние люди обозначали все разнообразие своего жизненного мира. Определенное явление человеческой жизни отождествлялось с явлениями, присущими растительному ряду, от результатов которых зависело существование не только отдельного человека, но, прежде всего, рода в целом. Такие явления, а следовательно, сами растения и целые растительные

комплексы олицетворялись, одухотворялись и, наконец, обожествлялись. Однако стоит отметить, что наличие свойства полезности растений для индивидов не является определяющим в процессе присвоения им сверхъестественных свойств.

Созерцание и любование красотой роста и цветения тех или иных растений, на наш взгляд, играет не последнюю роль в ходе оформления религиозных образов и предметов ритуального поклонения. Причем сами вышеназванные процессы становятся магико-ритуальной практикой. Так, например, современные исследователи древней японской культуры Л. М. Ермакова и А. Н. Мещеряков, отмечают: «В древности сакуру сажали только при храмах, и она считалась обителью душ покойных предков, а традиционный обряд любования цветами был призван обеспечить усмирение души цветов и выступал как магическое заклинание духа болезни» [6, с. 73]. Кроме того, стоит отметить, что само слово «сакура», появившись еще в архаический период, означает «обитель весеннего божества».

Таким образом, явлениям, входящим в растительный ряд, придавалось большое значение. Их использовали для обозначения хронологической и пространственной координации; воздействуя магико-ритуальными методами на данные растения и их свойства, индивиды пытались узнать, а иногда и формировать будущие события, корректировать настоящее. Для достижения данных целей представители древних обществ наделяли компоненты растительного мира сверхъестественным характером, то есть выходящим за пределы их возможностей и способностей.

Так, предметы, явления и процессы окружающего животного и растительного мира под влиянием религиозных представлений приобретают сверхъестественные качества. Священные существа наделяются качествами и обликом тех или иных животных или явлений природы от функционирования которых зависит нормальное существование человека, а зачастую и его жизнь. Кроме того, в роли священных животных выступают животные, наиболее распространенные в данной пространственно ограниченной природной среде. Например, фетишизация, то есть наделение предметов природы сверхчувственными

свойствами, связана с тем, что первоначально человек мог осознать только ближайшую чувственно-воспринимаемую среду, в которой ему приходилось жить и действовать, а появление тотемизма связано с наделением животных священными качествами, что в свою очередь привело к зооморфизму.

Геоокружение в потустороннем мире идентично географическим условиям реального мира и во многом определяется регионом возникновения и распространения данной религии. Так, «пламя ада» в христианском вероучении соотносится с жаркой, бескрайней пустыней, в то время как рай - это цветущий сад: «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке. <...> И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Эдема выходила река для орошения рая и потом разделялась на четыре реки» [7, с. 2]. Например, в представлениях древних скандинавских племен о местообитании богов, которым они поклонялись, отражаются климат, растительный и животный мир Скандинавского полуострова. Один из скандинавских мифов так описывает это священное место: «Крепость Асгард, возведенная на высокой скале, в центре земли, являлась обителью Богов. Мост в

форме радуги связывал Асгард с Мидгардом, землей смертных. Мидгард, в свою очередь, был окружен бескрайними просторами океана, а его дальние берега граничили с пустыней» [2, с. 101].

Географические условия, наиболее оптимальные или, напротив, не пригодные для жизни человека, наделяются им священными свойствами и переносятся в область сверхъестественного, наличие представлений о котором выступает одной из черт религиозного сознания. Наделение душой и обожествление феноменов окружающей индивидов природной среды, население гор, лесов, водоемов и других ландшафтных объектов духами и божествами представляло собой доминанту сознания народов доцивилизационного общества.

Таким образом, правомерно согласиться с А. Г. Пыриным в том, что среда «с одной стороны окружает, а с другой “питает” систему веществом, энергией и информацией» [8, с. 14].

Процесс выделения человека из природы и постепенное осознание им своего места в окружающем мире включал в себя процесс зарождения религии и ее определяющего структурного элемента - религиозного сознания.

Список литературы

1. Анучин В. А. Географический фактор в развитии общества. М.: Мысль, 1982. 334 с.

2. Боги и богини. М.: ТЕРРА, 1996. 144 с.: ил. (Зачарованный мир).

3. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: учеб. пособие. М.: Знание, 1998. 304 с.

4. Воронов А. Г. Биогеография. М.: Изд-во Московского ун-та. 1963. 339 с.

5. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. М.: Сов. Энциклопедия, 1988.

6. Ермакова Л. М., Мещеряков А. Н. Растения и животные в японской поэзии // Природа, 1988. № 11. С. 69-77.

7. Первая книга Моисеева. Бытие / / Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета / United Bible Societies, 1996. 1222 c.

8. Пырин А. Г. Природная среда (социально-философский анализ). М., 2004. 164 с.

9. Субботина Н. Д. Социальное в естественном. Естественное в социальном. М.: Прометей, 2001. 193 с.

10. Субботина Н. Д. Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке: дис. ... док. филос. наук. Улан-Удэ, 2002. 379 с.

11. Субботина Н. Д. Проблема «естественного состояния» в теории Томаса Гоббса и социальнофилософский анализ категории «естественное» // Философия науки. № 11. 2009. С. 88-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.