УДК 291.16
Гаврилова Юлия Викторовна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Забайкальского государственного университета
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КАК ФАКТОР СИНКРЕТИЗМА РЕЛИГИЙ [1]
https://doi.org/10.24158/fik.2017.11.6 Gavrilova Yulia Viktorovna
PhD, Associate Professor, Philosophy Department, Transbaikal State University
SOCIAL CHANGES AS A FACTOR OF RELIGIOUS SYNCRETISM [1]
Аннотация:
Синкретизм сопровождает эволюцию религий на протяжении всей многовековой истории их существования. Зарождение религий, их гибель либо трансформации во многом объясняются синкретизмом. Под синкретизмом религий в статье понимается объективный процесс слияния элементов различных религий и религиозных систем в целостную, единую, активно функционирующую культовую систему. Отмечая ведущую роль синкретизма в процессах эволюции религий, необходимо исследовать особенности синкретизма, закономерности его возникновения и протекания. Это возможно в ходе изучения факторов и причин син-кретизации религий. В системе факторов синкретизма религий особое место принадлежит социокультурным факторам, среди которых важнейшими являются социальные изменения. Для определенного исторического периода характерно наличие своеобразного спектра социальных отношений, которые находятся в постоянной динамике и накладывают отпечаток на формирование особого рода религиозных идей, учений, ритуалов, лежащих в основе различных форм и видов религий. Однако синкретизм религий не только зависит от социальных условий, но также способен приводить к возникновению некоторых социальных практик и влиять на их изменение. Поэтому участие индивидов в социальных практиках, формируемых синкретическими религиями, вызывает трансформации некоторых компонентов социальной реальности.
Summary:
Syncretism has followed the evolution of religions throughout their long history. The origin, collapse or transformations of religions are largely explained by syncretism. Religious syncretism is considered as an objective process of merging the elements of various religions and religious systems into an integrated, unified, intensive cult system. Since syncretism plays a leading role in religious evolution, it is necessary to investigate the patterns of syncretism based on factors and reasons for syncretizing religions. Social and cultural factors, including social changes, are the major components of religious syncretism. A certain historical period is characterized by a set of social relations that are dynamically changed and have an impact on specific religious ideas, doctrines, rituals which are the basis for different forms and types of religions. On the one hand, religious syncretism depends on social conditions; on the other hand, it produces and changes social practices. Therefore, the involvement of individuals in social practices generated by syncretic religions leads to the transformation of the social reality.
Ключевые слова:
синкретизм, религия, религиозное сознание, общество, социальные изменения, трансформация, факторы.
Keywords:
syncretism, religion, religious consciousness, society, social changes, transformation, factors.
Религии, возникнув сотни веков назад, не утратили своего значения и на современном этапе развития социума. Повсеместное распространение религий и столь прочные позиции, которые они занимают в социуме, во многом обусловлены их непрерывной динамикой и синкретизмом. Специфика синкретизма религий определяется их включенностью в общественно-историческое развитие, предполагающее наличие непрерывных социальных изменений. Так, известный исследователь религий Востока Л.С. Васильев, отмечая роль социальных изменений для синкретизма религий, писал: «Изменяющиеся условия бытия оказывают корректирующее влияние на формы и методы религиозной активности, на сущность верований и культов, характер религиозных организаций» [2, с. 14]. Таким образом, можно предположить, что изменения в обществе и уровень социального развития определяют особенности и интенсивность синкретизма религий, а также влияют на прочность и длительность существования религий. Замедленные либо ускоренные темпы общественного развития тех или иных регионов приводят к возникновению и функционированию различных форм религий. Так, например, религиозные представления народов Африки, Австралии, Севера России демонстрируют крайне низкий уровень развития общественного бытия, поэтому для данных регионов характерны примитивные, «отсталые» религиозные верования, с низкой интенсивностью процессов синкретизма. Таким образом, правомерно говорить о зависимости синкретизма религий, предполагающего определенные, зачастую радикальные, перемены в религиях, от изменений социальной реальности.
Религиозный синкретизм как явление возник под влиянием социальных изменений, одновременно оказывая определенное воздействие на духовную и социальную сферы бытия, тем самым изменяя социальные практики. Причем в различные периоды исторического развития общества влияние религиозного синкретизма на социальную реальность было неодинаковым.
В связи с тем, что религиозный синкретизм - многогранное явление, а его сущность трактуется исследователями по-разному, в современной науке до сих пор нет единого, устоявшегося определения данного феномена. На наш взгляд, наиболее полным следует считать определение, сформулированное исследователем эволюции религии Н.С. Капустиным. В своей работе «Особенности эволюции религии (на примере древних верований и христианства)» ученый отмечает, что религиозный синкретизм - это «объективный процесс своеобразного объединения различных религиозных элементов, слияния разнородных иррациональных компонентов в целостную мировоззренческую и культовую систему» [3, с. 4]. Кроме того, данный процесс имеет многовековую историю, развивается и эволюционирует вместе со своим носителем - религиями.
Несмотря на большое количество работ по проблемам возникновения и функционирования религиозного синкретизма, исследований, посвященных влиянию социальной реальности на религиозный синкретизм, недостаточно. Также не в полной мере изучены процессы, связанные с функционированием религиозного синкретизма, в том числе неизученными остаются различные аспекты проявления религиозного синкретизма в условиях социальной динамики.
Однако значительный интерес для анализа роли социальных изменений как фактора религиозного синкретизма представляют исследования ученых в области взаимовлияния религиозного синкретизма и различных сфер социальной реальности. В этих исследованиях накоплен большой материал, освещающий векторы воздействия религиозного синкретизма на материальное и духовное бытие отдельного человека и общества в целом. Особый интерес представляют работы Х.Л. Рихарда, Р.Л. Джонстона, Т.В. Бернюкевич, Ю.В. Гавриловой, М.В. Приваловой [4].
Некоторые исследователи считают, что решающая роль во взаимодействиях синкретических религий и общества принадлежит обществу. Такие известные исследователи, как С.К. Сандерсон и М.А. Спика, пишут, что религиозный синкретизм лишь приспосабливается к социальным условиям, следовательно, не может влиять на них и изменять их [5]. Религия при помощи своих средств «подгоняется» к изменяющимся условиям жизни и тем самым неизбежно преобразуется [6]. Однако, на наш взгляд, религиозный синкретизм не только зависит от социальных условий, находя воплощение в новых религиозных идеях и обрядах, он также способен влиять на изменение некоторых социальных практик. Согласно П. Бурдьё, «практика - это все то, что социальный агент делает сам и с чем он встречается в социальном мире, это изменение социального мира, производимое агентом» [7]. Поэтому участие индивидов в социальных практиках, формируемых синкретическими религиями, приводит к изменениям некоторых компонентов социальной реальности.
Наиболее верной, на наш взгляд, является точка зрения исследователей, которые, изучая социальную роль синкретических религий, пришли к выводу, что синкретизм, в том числе религиозного характера, - это один из факторов конструирования и эволюции социума. К. Кристиано, У. Сватос, П. Кивисто отмечают, что религиозный синкретизм, воздействуя на социум, определяет социально-исторический прогресс [8]. При этом следует учитывать, что вектор воздействия синкретических религий на человека и общество обладает не только положительной, но и негативной направленностью. Поэтому религиозный синкретизм может способствовать как социальному прогрессу, стабильности и сохранению безопасности, так и стагнации. Некоторые исследователи, например Р.Л. Джонстон и Дж.Ф. Маккаули, считают, что религиозный синкретизм может вызывать деструктуризацию социальной реальности [9].
Таким образом, сформировавшаяся в настоящее время комплексная система знаний о религиозном синкретизме не может рассматриваться как исчерпывающая и достаточная для всестороннего видения такого сложного и многогранного явления, как религиозный синкретизм. В современном обществе количество синкретических религий увеличивается, одновременно с этим усиливается их влияние на человека и общество, что вызывает необходимость исследования взаимовлияния синкретизма религий и социальных изменений.
Социальные изменения, выступающие как исторически обусловленный «переход социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое», сущность которого заключается в определенных «модификациях в структуре общества, сферах его жизни, образцах поведения и мышления составляющих его социальных групп и индивидов», - неотъемлемый элемент социального процесса [10, с. 970]. Социальные изменения, протекающие не только на микроуровне, включающем отдельных индивидов, социальные группы и общности, но и на макро-и мезоуровнях, объединяющих международные системы, нации, государства, социальные институты, зависят как от внешних по отношению к социальной системе, так и от входящих в нее, внутренних составляющих элементов. Таким образом, в различные периоды истории социально-историческое бытие конструируется взаимодействием индивидов, одновременно обусловливая и
организуя деятельность и сознание последних, начиная с возникновения форм «субъект-объектных» отношений, которые приводят к процессу объективации. Способность сознания к объективации, т. е. превращение каких-либо наблюдаемых явлений и событий в мысленный объект, обдумывание и наделение смыслом объектов и явлений окружающей реальности, делает возможным зарождение и эволюцию религий. В ходе общественно-исторического развития под влиянием динамики социальных условий религии синкретизируются, определенным образом взаимодействуют и подвергаются преобразованиям, в свою очередь оказывая модифицирующее воздействие на общественное бытие.
Изменения социальных условий существования индивидов, как и их сознания, от которого неотделимо самосознание, обусловлены как «естественными» - природными, так и социальными факторами. Социальная реальность, формируясь и находясь в состоянии постоянной динамики, является продуктом взаимодействия индивидов, а процесс развития их сознания обеспечивает прогресс в развитии самого общества. Также религиозное сознание, выступая итогом религиозной деятельности, представляет совокупность веры, моральных норм, особого мировосприятия в соответствии с ритуалами, применяемыми той или иной религиозной организацией, и выступает базовым элементом сложной структуры любой религии. Синкретизм прежде всего охватывает религиозное сознание, а в дальнейшем через него распространяется на все другие элементы религий. В ходе исторического процесса содержание религиозного сознания меняется в зависимости от содержания знания, полученного в результате практической деятельности, в том числе и религиозного, ритуального характера.
Синкретизм религий представляется сложным противоречивым процессом, приводящим к тому, что те или иные религии в течение определенного периода времени зарождаются, эволюционируют, распространяются, исчезают, уступая место другим, подчас резко отличающимся по содержанию. Кроме того, те или иные религиозные верования могут легко утвердиться в сознании индивидов, занимающих определенную нишу социального развития, но не иметь успеха у других, находящихся на ином этапе конструирования социальной реальности.
Синкретизм религий предполагает слияние различных религиозных доктрин, вероучений, заимствование, преемственность, преобразование составляющих как концептуального, так и обыденного компонентов религиозного сознания. Стоит отметить, что процессы видоизменения в той или иной степени затрагивают все компоненты религий. Изменения протекают на уровне как религиозной идеологии, так и обыденных представлений верующих, включающих комплекс чувств, привычек, норм, ценностных установок, порождаемых определенными социальными условиями. Видоизмененные «старые» и вновь возникающие «новые» религиозные концепции становятся таковыми и получают широкое распространение лишь при соответствии их представлениям, настроениям индивидов и условиям их социального бытия.
Обыденное религиозное сознание в конкретно-исторические периоды времени сосуществует и тесно переплетается с бытовыми, культурными, национальными и этническими особенностями и традициями того или иного народа, с господствующими в определенные исторические периоды идеями и взглядами, выраженными в категориях морали, философии, права, политики, а также с ранее существовавшими религиозными концепциями. Таким образом, «для обыденного сознания характерен синкретизм, мозаичное соединение образов и представлений из различных религиозных систем» [11, с. 22].
Синкретизму обыденного религиозного сознания индивидов во многом способствуют социальная среда и специфические для данной исторической эпохи социальные условия, предполагающие наличие определенного уровня развития экономических, политических, культурных и других составляющих социальной системы. Кроме того, психологическая индивидуальность личности, на которую накладывается получаемая индивидом информация из различных источников функционирования социальной среды, приводит к тому, что в сознании верующего формируется синкретический, «собственный» образ религии, отчасти уникальный.
Экономическая, политическая, культурная ситуация, присущая тому или иному обществу, исторически изменяясь, сопровождается трансформацией отдельных религиозных установок и норм, способствующих процессу формирования всех структурных элементов религии, что в свою очередь приводит к упадку и отмиранию тех или иных религий, которые не отвечают потребностям конструирования, существования и нормального функционирования социальной реальности. Одновременно идет постепенный процесс новообразований в религиозном сознании на уровне как религиозной идеологии, так и обыденного сознания. Причем трансформирование может осуществляться на собственной, присущей той или иной религии идейной основе и может быть привнесено извне в процессе как мирного, так и насильственного распространения религий и даже политических идеологий. Изменения религиозного сознания, а следовательно, эволюция и синкретизм религий практически всегда совпадали с коренными изменениями социальной реальности и во многом зависели
от данных изменений. Так, первые религиозные верования, характерные для первобытно-общинной эпохи, - фетишизм, тотемизм, анимизм - как известно, представляли собой процесс отражения ран-неродового бытия человека, а их развитие всегда зависело от форм общественно-исторической деятельности индивидов, связанной с удовлетворением своих потребностей.
Трансформационные процессы в религиях могут выступать стимулятором социальных изменений, оказывая определенное влияние на становление тех или иных социальных отношений. Причем религиозная доктринальность, способная повлиять на изменение окружающей индивида социальной реальности, должна быть полностью или частично основана и переплетена с существующими и активно функционирующими политическими, экономическими, духовными установками и достаточно прочно укоренившимися в обществе обыденными представлениями и переживаниями индивидов. В противном случае она будет обречена на гибель, так и не встретив поддержки среди ее потенциальных сторонников. «История свидетельствует, что старые традиционные воззрения всегда привлекаются для обоснования новой системы мировоззрения» [12, с. 51].
Наиболее отчетливо взаимовлияние религий и социальных изменений проявилось в период становления капиталистического строя в странах Западной Европы.
Протестантизм, выступая обновленной формой религиозного сознания христианского толка, носивший достаточно яркую антифеодальную, антикатолическую направленность, сопровождал раннебуржуазные революции в качестве идейных основ деятельности наиболее прогрессивных общественных слоев периода генезиса капитализма. Основные требования буржуазии -разрушение средневекового цехового строя, развитие частной инициативы и предпринимательства, бережливость и многие другие - были выражены в виде религиозных принципов и доктрин, основанных на спасении личной верой.
Следует подчеркнуть, что протестантизм не был единым, целостным учением, принимая своеобразные формы в различных странах. Хорошим примером двуединого процесса воздействия религии на общество и изменения самой религии под воздействием социальных факторов является Англия периода генезиса капитализма, в которой обновленное религиозное сознание приняло форму протестантизма пуританского толка.
Известный социолог Макс Вебер, изучавший влияние религии на экономическую и социальную сферы в разных культурах, в частности вклад протестантизма в развитие стран Запада, отмечает: «Повсюду, где утверждалось пуританское мироощущение, оно при всех обстоятельствах способствовало установлению буржуазного, рационального с экономической точки зрения образа жизни... <...> Пуританизм стоял у колыбели современного "экономического человека"» [13, с. 202]. Провозглашение английскими протестантами принципа рационального использования богатства, приоритета на достижение практических, полезных человеку и обществу целей и одновременное осуждение роскоши, характерной для королевских дворов феодальной эпохи, способствовало формированию и активному распространению особого мировоззрения, «.которое мы здесь определили как "дух" капитализма» [14, с. 201]. Причем данное мироощущение, столь прочно укоренившееся в сознании индивидов, носило явно религиозную окраску. Стремление к богатству, трудолюбие, накопление материальных средств и удачное вложение последних в экономический сектор трактовались как Божье благословение. Оправдание же социального и материального неравенства Божественной мудростью и Божественным провидением позволяло сохранять определенную стабильность в обществе и привлекало на сторону новой для Англии того периода времени религиозной идеологии значительное число последователей. Новое религиозное сознание в условиях падения монополистической промышленности Англии, находившейся под покровительством официальной католической идеологии, способствовало развитию новых отраслей английской промышленности, основанной на рациональном предпринимательстве протестантов. Одновременно формировавшиеся новые социально-экономические отношения порождали отличные от предшествующего исторического периода потребности индивидов, социальных групп и общества в целом. Возникали новые виды экономической, политической, духовной деятельности, которые способствовали формированию специфических для данной эпохи идеалов, убеждений, представлений, эмоциональных переживаний и чувств индивидов, основанных на религиозной вере и новой догматической структуре, что характеризует процесс трансформации религиозного сознания в период изменения социального бытия - генезиса, а в дальнейшем и успешного развития капитализма.
Однако, исследуя религию в качестве фактора, способствующего социальному прогрессу, стоит отметить ее консервативность, приводящую к тому, что изменение религиозных представлений не всегда происходит параллельно с эволюцией общественного бытия. Изменение последнего не всегда приводит к коренным трансформациям религиозного сознания, поэтому взаимодействие данных процессов не должно определяться как механическое. Формирование но-
вого религиозного сознания возможно лишь на основе существовавших ранее религиозных представлений и норм, что часто приводит к достаточно устойчивому сохранению тех или иных, иногда не отвечающих требованиям времени, уровню и характеру современного сознания религиозных традиций, канонов, основ вероучений и других не менее значимых составляющих религии. Это является серьезным препятствием на пути к изменениям и модернизации социальной реальности, что позволяет трактовать религии, в частности стран Востока, в качестве барьера на пути общественного прогресса.
Исследование синкретизма религий невозможно без анализа религиозного сознания, эволюции религий, в ходе которой протекают процессы трансформации, приводящие к отмиранию отдельных компонентов религиозного сознания, утрате возможности его функционирования в конкретных общественно-исторических условиях и формированию новых форм.
Возникнув на заре человечества и складываясь веками на основе отражения в мышлении людей реальных объективных процессов в природе и обществе, религии выступают одной из сфер духовной жизни общества, групп, индивидов и являют собой способ практически-духовного освоения мира, функционируя как продукт взаимодействия человека с действительностью. Синкретизм религий возникает, действует и развивается в процессе деятельности индивидов. Таким образом, общий механизм синкретизма религий построен на диалектическом единстве человеческого вклада в конструирование социальной реальности и воздействия данной реальности на общественное сознание, одной из форм которого выступает религия.
Ссылки и примечания:
1. Статья публикуется при поддержке гранта совета по научной и инновационной деятельности Забайкальского государственного университета № 228-ГР на тему «Человек в социокультурном пространстве российской провинции (на примере Забайкальского края)».
2. Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). М., 1983. 368 с.
3. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и христианства). М., 1984. 222 с.
4. Бернюкевич Т.В. Рецепция буддизма в России и вопросы становления российской культуры // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. 2016. Т. 11, № 3. С. 56-61 ; Gavrilova Y.V., Privalova M.V. Tanatophobia: Systemic Analysis // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 18. P. 11505-11514 ; Johnstone R.L. Religion in Society: A Sociology of Religion. N. Y., 2015. 448 p. ; Richard H.L. Religious Syncretism as a Syncretistic Concept: The Inadequacy of the "World Religions" Paradigm in Cross-Cultural Encounter // International Journal of Frontier Missiology. 2014. Vol. 31, no. 4. P. 209-215.
5. Sanderson S.K. Religious Evolution and the Axial Age: From Shamans to Priests to Prophets. L., 2017 ; Spica M.A. Language, Belief and Plurality: A Contribution to Understanding Religious Diversity // International Journal for Philosophy of Religion. 2017. P. 1-13. https://doi.org/10.1007/s11153-017-9626-1.
6. Капустин Н.С. Указ. соч.
7. Бурдьё П. Практический смысл / пер. с фр. А.Т. Бикбов, К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко ; отв. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. СПб., 2001. 562 с.
8. Christiano K.J., Swatos W.H. Jr., Kivisto P. Sociology of Religion: Contemporary Developments. 3rd ed. L., 2015. 410 p.
9. Johnstone R.L. Op. cit. ; McCauley J.F. The Logic of Ethnic and Religious Conflict in Africa. N. Y., 2017.
10. Социология : энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск, 2003. 1312 с.
11. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971. 176 с.
12. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977. 208 с.
13. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 805 с.
14. Там же. С. 201.