УДК 211
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИНКРЕТИЧЕСКИХ
РЕЛИГИОЗНЫХ СИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ КОМПЕНСАТОРНОЙ ФУНКЦИИ)
Ю.В. Гаврилова
Аннотация. В статье раскрываются особенности функционирования синкретических религиозных систем на современном этапе развития социума. Отмечается, что религиозные системы синкретического характера способны выполнять комплекс социальных функций присущих «чистым», не синкретическим формам религиозных систем. Однако ввиду синкретического характера некоторых религий социальные функции приобретают специфическую направленность, трансформируются, либо могут полностью утрачиваться. Особое внимание уделяется анализу компенсаторной функции, которая приводит к изменениям индивидуального религиозного сознания, выступающего фундаментом любой религиозной системы.
Ключевые слова: синкретизм, религиозные системы, синтез, функции, социальная реальность.
OPERATION FEATURES OF SYNCRETIC RELIGIOUS SYSTEMS
(AN EXAMPLE OF COMPENSATORY FUNCTION)
Y. Gavrilova
Abstract. The article reveals the peculiarities of syncretic religious systems at the present stage of the development of society. It is noted that religious systems of syncretic character can perform complex social functions peculiar to a «pure», not syncretic forms of religious systems. However, due to the syncretic nature of some religions the social functions acquires a specific focus, transforms, or may be completely lost. Particular attention is paid to the analysis of compensatory function which leads to changes in the religious consciousness of an individual seen as a foundation of any religious system.
Keywords: syncretism, religious systems, synthesis, functions, social reality.
На протяжении всего периода существования социума религия оказывала огромное влияние на процессы конструирования и эволюции социальной реальности. Посредством выполнения целого комплекса функций она во многом определяла специфику социального и духовного бытия на том или ином этапе исторического развития. Одновременно, под воздействием социальных условий религия сама подвергалась эволюции и трансформациям. Данные процессы характеризовались гибелью одних и формированием на их основе других, более крепких, устойчивых религий, синтезом отдельных религий и целых религиозных систем разной функциональной, стадиальновременной, этнонациональной, культурноисторической специфики, что приводило к образованию религий и религиозных систем ярко выраженного синкретического характера. В результате современное общество оказалось охваченным сетью многообразных
религиозных учений, концепций, систем и комплексов с синкретически содержательной спецификой, которая способствует их особому воздействию на общество и человека.
Находясь в условиях взаимодействия разнородных религиозных систем, социальные
общности зачастую утрачивают
формировавшиеся веками традиционные религиозные представления, верования, практики. Религиозный синкретизм «стирает», трансформирует либо заменяет новыми, религиозные идеи, обряды, обычаи и традиции, которые могут оказаться чуждыми для определенных социальных групп. В результате возможно обострение религиозных и даже национально-культурных
противоречий, приводящих к социальным конфликтам.
Однако необходимо отметить, что вектор воздействия синкретических религий на человека и общество обладает не только негативной направленностью. При
определенных условиях взаимодействие
разнородных религиозных систем вызывает стабилизирующие процессы в обществе, способствует обогащению и развитию индивидуального и общественного сознания. Поэтому в целях сохранения культурной, духовной и социальной безопасности
возникает необходимость выявления и исследования особенностей
функционирования современных
синкретических религиозных систем. Достичь данной цели возможно посредством
451
функционального анализа религиозных систем, наделенных как «чистым», традиционным характером, так и обладающих синкретической сущностью. При этом можно предположить, что социальные функции разного рода религиозных систем неодинаковы и обладают комплексом специфических черт и особенностей.
Благодаря работам таких известных исследователей, как Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Э. Дюргейм, М. Вебер, У. Джеймс, Д.М. Угринович, И.Н. Яблоков, Е.А. Торчинов, современная наука к социальным функциям религии относит
мировоззренческую, компенсаторную,
регулятивную, коммуникативную,
интегрирующую, дезинтегрирующую,
легитимирующую, разлегитимирующую и некоторые другие. При этом социальные функции синкретических религиозных систем на современном этапе развития социума, на наш взгляд, отличаются целым рядом особенностей, которые требуют особого социально-философского осмысления.
Одной из социальных функций религии является функция компенсации, то есть восполнения, преодоления бессилия и ограниченности человека на психологическом и практическом уровнях его существования. Характеризуя роль данной функции, И.Н. Яблоков пишет: «Религиозная система дает действительную компенсацию дефицитов в бытии человека и общества
(перераспределение доходов,
благотворительность, милосердие, призрение и проч.). Вполне реальна компенсация и в сфере сознания, психологии: снятие стресса,
утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение и проч.» [3, стр. 209]. Таким образом, значение данной функции для человека и общества, бесспорно. Однако в условиях функционирования синкретических религиозных систем компенсаторная функция религии может претерпевать определенные трансформации. Её компенсирующие, восполняющие силы ослабевают. Иногда возможно образование векторов разрушающей направленности, действие которых затрагивает фундамент любой религиозной системы -индивидуальное и общественное религиозное сознание. В таком случае синкретические религиозные системы полностью утрачивают функцию компенсации.
Наиболее чувствительным к действию компенсаторной функции синкретических религиозных систем оказывается
индивидуальное религиозное сознание. В
условиях проявления религиозного
синкретизма отдельные индивиды легко воспринимают и усваивают синтезированные религиозные идеи, образы и представления, которые являются понятными и «близкими» для них. Это связано с тем, что такие синкретические элементы религиозных систем формируются посредством субъективного религиозного опыта и под влиянием
окружающей человека повседневной
социальной реальности. Следовательно,
отношение к богам, духам и прочим проявлениям сверхъестественного здесь более личное; ощущается и переживается компенсация, либо полное удовлетворение бытийно-практических и личностнопсихологических потребностей верующих. Это указывает на повышенную активность компенсаторной функции синкретических религиозных систем.
Однако в условиях искусственного «сращивания», соединения разнородных религий, возможно неприятие и даже сопротивление новым идеям, образам и представлениям со стороны сознания верующих. Синкретичные элементы религий, либо становятся для некоторых индивидов чуждыми, ненужными, либо отвергаются ими вовсе. В результате, возможно возникновение кризиса индивидуального и общественного религиозного сознания, сопровождающегося утратой прежних, привычных для человека и социальных групп представлений о сверхъестественной реальности и отрицанием новых, синкретичных идей и образов. Возникающий в религиозном сознании «вакуум» может заполняться экстремистскими идеями, причем, не всегда религиозного характера, либо приводить к ощущению духовной изолированности и отверженности. В этой связи нельзя не согласиться с американским исследователем Р. Селлерсом, который пишет: «Совместное проживание
различных конфессиональных групп иногда приводит к большему взаимопониманию и взаимодействию, но пока еще чаще возникают конфликты и отчужденность. Иммигранты в гораздо большей степени готовы овладеть новым языком и приобщиться к новой культуре, чем отказаться от своей веры. Внутри “глобальной деревни” сохраняются локальные деревни по конфессиям» [5, стр. 23]. В таких условиях компенсаторная функция синкретических религиозных систем оказывается полностью либо частично утраченной.
452
Проявление активности либо, напротив, «бездействие» компенсаторной функции синкретических религиозных систем зависит от того, что процессы синкретизации затрагивают самые глубины религиозного сознания, и, прежде всего, субъективный религиозный опыт, который, формируясь в течение жизни человека, является достаточно прочным основанием религиозного сознания.
Значение субъективного религиозного опыта для функционирования синкретических религиозных систем определяется его включенностью в область «феноменального сознания», о котором пишет современный исследователь проблем сознания Д. Чалмерс [4]. В своей концепции структуры сознания Чалмерс противопоставляет
«психологическое» сознание
«феноменальному». К «психологическому» сознанию он относит самосознание, внимание, самоконтроль, знание и другие функциональные аспекты, посредством которых происходит объяснение тех или иных явлений. К «феноменальному» сознанию, по мнению Чалмерса, принадлежит субъективный опыт. Как отмечает представитель современной аналитической философской мысли Д.В. Иванов, «... фактически феноменальное сознание предстает как фоновое сознание, <...> оно насыщает нашу жизнь различного рода оттенками, ароматами, делая наш опыт каким-то, формируя его качественные аспекты» [1, стр. 105].
«Психологическое» сознание и
«феноменальное» сознание находятся в неразрывном единстве и в одинаковой степени ощущают функционирование синкретических религиозных систем. Однако наиболее восприимчивым к насаждаемым искусственно религиозным идеям, образам, представлениям и религиозно-практическим действиям
синкретического характера, оказывается «психологическое» сознание индивида.
Именно на уровне «психологического» сознания верующие достаточно легко
Литература:
1. Иванов Д.В. Является ли объяснение
феноменального сознания сложной проблемой? // Философия сознания: Аналитическая традиция. Третьи Грязновские чтения: материалы
Международной научной конференции. - М.: Современные тетради, 2009. - 240 с.
2. Ильин И.А. Собрание сочинений: Аксиомы религиозного опыта. - М.: Русская книга, 2002. -143 с.
усваивают новые знания о новых,
синтезированных духах и богах. Со стороны «феноменального» сознания можно встретить сопротивление, так как оно сформировано
посредством субъективного религиозного
опыта, а также присущих только конкретному индивиду переживаний и все новое,
синкретичное, «внесубъективное» отвергается им либо воспринимается не в полной мере. Так, известный русский философ И.А. Ильин, справедливо отмечает, что «. религиозный опыт у всех людей самобытен и своеобразен -в силу одного того, что он состаивается и накапливается в самобытной, своеобразной душевной ткани и потому разделяет ее свойства. Этот опыт вынашивается каждым из нас на протяжении всей нашей жизни, самой этой жизнью - каждым из нас, самим собой, своими самобытными силами, про себя и для себя. Этот опыт есть создание и результат всей той сложной и тонкой организации, которую надо обозначить как «мое самобытное духовное существо» [2, стр. 24]. Таким
образом, религиозные представления и верования, возникшие под воздействием субъективного религиозного опыта, оказываются наиболее «близкими» и
понятными верующим. В таких условиях действие механизмов компенсаторной
функции синкретических религий будет более ощутимым.
Итак, посредством выполнения комплекса социальных функций синкретические
религиозные системы оказывают огромное влияние на общество и человека. На современном этапе развития социума функции синкретических религиозных систем обладают рядом специфических черт. Так, особое значение приобретает компенсаторная
функция, действие которой в определенных условиях, может прекращаться либо усиливаться. Это зависит от степени воздействия синкретизма на религиозное сознание индивидов и, прежде всего, на его «феноменальную» сферу.
3. Яблоков И.Н. Понятие и функции религии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2011. - №1. - С. 204-211.
4. Chalmers D. The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory. Oxford: Oxford University Press, 1997. - 414 p.
5. Sellers R. Nine global trends in religion // Futurist. - Wash., 1998. - Vol. 32. - № 1. - P.20-25.
References:
1. Иванов Д.В. Является ли объяснение феноменального сознания сложной проблемой? //
453
Философия сознания: Аналитическая традиция. Третьи Грязновские чтения: материалы
Международной научной конференции. - М.: Современные тетради, 2009. - 240 с.
2. Ильин И.А. Собрание сочинений: Аксиомы религиозного опыта. - М.: Русская книга, 2002. -143 с.
3. Яблоков И.Н. Понятие и функции религии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2011. - №1. - С. 204-211.
4. Chalmers D. The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory. Oxford: Oxford University Press, 1997. - 414 p.
5. Sellers R. Nine global trends in religion // Futurist. - Wash., 1998. - Vol. 32. - № 1. - P.20-25
Сведения об авторе:
Гаврилова Юлия Викторовна (г. Чита, Россия), кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Забайкальский государственный университет, e-mail: [email protected]
Data about the author:
Y. Gavrilova (Chita, Russia), candidate of philosophical sciences, associate professor at Department of Philosophy, Transbaikal State University, e-mail: [email protected]
454