Научная статья на тему 'Причины формирования религиозных синкретических систем'

Причины формирования религиозных синкретических систем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1288
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНКРЕТИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / ПРИЧИНЫ / ФАКТОРЫ / СИНТЕЗ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / SYNCRETISM / RELIGIOUS SYSTEMS / INTEGRITY / CAUSES / FACTORS / SYNTHESIS / MENTALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гаврилова Юлия Викторовна

В статье раскрываются закономерности и причины формирования религиозных систем синкретического характера. На основе системного подхода исследуется специфика проявления ряда факторов, причин и условий, способствующих синтезу и интеграции подчас «антагонистических» религий. Отмечается, что синкретизм такого рода религий возможен при соприкосновении родственных, близких по содержанию компонентов религиозных систем либо при наличии единой ментальной основы, причем не всегда религиозного характера. В ходе рассмотрения комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых причин формирования религиозных синкретических систем особое внимание уделяется внутрисистемным причинам, среди которых важное значение имеет исследование проблем нарушения целостности системы. Однако не меньшую роль для формирования синкретических религий играют такие факторы, как особенности геополитического расположения регионов, военные столкновения носителей различных религий, миссионерская деятельность, культурные контакты, межэтнические браки и пр. Обращается внимание на то, что синкретизм религий может выступать, с одной стороны, фактором трансформации и эволюции определенных религиозных систем, с другой фактором зарождения качественно новых религий. Акцентируется внимание на том, что синкретизм религиозных систем необходимо рассматривать одновременно и как процесс, и как результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS FOR FORMATION OF SYNCRETIC RELIGIOUS SYSTEMS

The article describes the objective laws and causes of formation of religious systems of the syncretic nature. On the basis of systematic approach, the author studies the specific manifestations of some factors, causes and conditions which promote synthesis and integration of sometimes «antagonistic» religions. It is noted that the syncretism of such religious systems is possible either when related, similar in content components of religious systems come into contact or if it has a common mental framework though it is not always of religious one. When considering the complex of interrelated and interdependent causes of the syncretic religious systems formation, the author focuses on intra system reasons, among them a great value is given to the study of problems of violating the system integrity. But such factors as peculiarities of the region’s geopolitical location, military conflicts between people of different religions, missionary activity, cultural contacts, and interethnic marriages also play an important role for the formation of syncretic religions. The attention is drawn to the fact that the syncretism of religions can be on the one hand as a factor of transformation and evolution of certain religious systems, and on the other hand as a factor of originating of qualitatively new religions. The emphasis is made to the fact that the syncretism of religious systems should be considered both as a process and as a result.

Текст научной работы на тему «Причины формирования религиозных синкретических систем»

УДК 211

ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ СИНКРЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

© Гаврилова Юлия Викторовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Забайкальского государственного университета.

Россия, 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30. E-mail: julia.voitsuk@yandex.ru

В статье раскрываются закономерности и причины формирования религиозных систем синкретического характера. На основе системного подхода исследуется специфика проявления ряда факторов, причин и условий, способствующих синтезу и интеграции подчас «антагонистических» религий. Отмечается, что синкретизм такого рода религий возможен при соприкосновении родственных, близких по содержанию компонентов религиозных систем либо при наличии единой ментальной основы, причем не всегда религиозного характера. В ходе рассмотрения комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых причин формирования религиозных синкретических систем особое внимание уделяется внутрисистемным причинам, среди которых важное значение имеет исследование проблем нарушения целостности системы. Однако не меньшую роль для формирования синкретических религий играют такие факторы, как особенности геополитического расположения регионов, военные столкновения носителей различных религий, миссионерская деятельность, культурные контакты, межэтнические браки и пр. Обращается внимание на то, что синкретизм религий может выступать, с одной стороны, фактором трансформации и эволюции определенных религиозных систем, с другой - фактором зарождения качественно новых религий. Акцентируется внимание на том, что синкретизм религиозных систем необходимо рассматривать одновременно и как процесс, и как результат.

Ключевые слова: синкретизм, религиозные системы, целостность, причины, факторы, синтез, ментальность.

REASONS FOR FORMATION OF SYNCRETIC RELIGIOUS SYSTEMS

Gavrilova Yulia V., PhD in Philosophy, Associate Professor, department of philosophy, Zabaikalsky State University.

30, Aleksandro-Zavodskaya, Chita, 672039, Russia.

The article describes the objective laws and causes of formation of religious systems of the syncretic nature. On the basis of systematic approach, the author studies the specific manifestations of some factors, causes and conditions which promote synthesis and integration of sometimes «antagonistic» religions. It is noted that the syncretism of such religious systems is possible either when related, similar in content components of religious systems come into contact or if it has a common mental framework though it is not always of religious one. When considering the complex of interrelated and interdependent causes of the syncretic religious systems formation, the author focuses on intra system reasons, among them a great value is given to the study of problems of violating the system integrity. But such factors as peculiarities of the region's geopolitical location, military conflicts between people of different religions, missionary activity, cultural contacts, and interethnic marriages also play an important role for the formation of syncretic religions. The attention is drawn to the fact that the syncretism of religions can be on the one hand as a factor of transformation and evolution of certain religious systems, and on the other hand as a factor of originating of qualitatively new religions. The emphasis is made to the fact that the syncretism of religious systems should be considered both as a process and as a result. Keywords: syncretism, religious systems, integrity, causes, factors, synthesis, mentality.

Религия с момента своего возникновения оказалась прочно вплетенной во все явления и процессы социального и духовного бытия. На протяжении всего исторического развития общества некоторые особенности функционирования политической, экономической, культурной и социальной сфер во многом определялись влиянием тех или иных религиозных систем. С течением времени религия не только не утратила своего значения, но приобрела еще большее распространение, влияние и стабильность. Это привело к тому, что современное общество оказалось охваченным сетью многообразных религиозных учений, концепций, систем и комплексов разнородного характера. Такого рода жизнеспособность и устойчивость религии может быть объяснена действием синкретизма, который во все периоды общественно-исторического развития сопровождает процессы генезиса и эволюции отдельных религий и целых религиозных систем.

Религиозный синкретизм представляет собой процесс взаимодействия и взаимовлияния различных религий, характеризующийся соединением, смешением, «переплетением» структурно-содержательных компонентов религиозного сознания (образов, идей, представлений, верований), культово-обрядовых практик и доктрин, входящих в область функционирования различных культурно-религиозных комплексов. Действие механизмов синкретизма также проявляется в трансформациях, гибели одних и формировании на их основе других, более крепких, устойчивых религиозных систем. Данные религиозные системы, сформированные в результате синтеза религий разной функциональной, стадиально-временной, этнонациональной, культурно-исторической специфики, приобретают синкретический характер и носят название религиозных синкретических систем. Поэтому синкретизм необходимо рассматривать как процесс и одновременно как результат данного процесса, их единство представляет сложный социокультурный феномен. Исследование его структуры, специфики проявления и функционирования представляет особый интерес. Однако изучение синкретизма как социокультурного феномена невозможно в отрыве от выявления и рассмотрения факторов и причин его порождающих.

Особое внимание необходимо уделить исследованию причин возникновения религиозных систем синкретического характера.

Формирование синкретических религиозных систем происходит под воздействием комплекса диалектически взаимосвязанных факторов и причин, важнейшей из которых следует назвать действие механизмов синкретизма. Необходимо отметить, что некоторые факторы и причины, вызывающие религиозный синкретизм одновременно в качестве процесса и в качестве результата, совпадают. Однако такое совпадение возможно не всегда и проявляется при определенных условиях. Кроме того, необходимо учитывать, что формирование религиозных систем синкретического характера происходит под воздействием нескольких групп факторов. Во-первых, значительное влияние на генезис синкретических религиозных систем оказывают факторы, зародившиеся и функционирующие внутри данных взаимодействующих систем. Во-вторых, значительную роль играют причины, внешние по отношению к взаимодействующим религиозным системам. Данные причины оформились и функционируют за пределами религиозных систем, но оказывают непосредственное влияние на их генезис и эволюцию.

Выявление и исследование причин формирования синкретических религиозных систем необходимо для всестороннего понимания структурных особенностей данных систем, возможности прогнозирования их трансформаций, дальнейшей эволюции и предотвращения, негативных воздействий на индивида и социальные группы.

Действие внутрисистемных причин образования синкретических религиозных систем нарушает связи между важнейшими структурными компонентами системы, что в целом способствует ее неустойчивости, приводит к трансформациям и подготавливает систему к запуску механизмов синкретизма. В системе, дестабилизированной действием внутрисистемных факторов, возникают предпосылки к обновлению содержания структуры, ее усовершенствованию, усложнению, переходу на новый уровень развития.

Среди внутрисистемных причин формирования синкретических религиозных систем основными следует назвать низкий уровень организации культа, слабые связи между структурными элементами религиозной системы, беспорядочное многообразие внутреннего содержания элементов системы. Действие всех вышеназванных причин способно нарушить целостность религиозной системы, которая, по справедливому замечанию Ю. В. Осокина, является базовым принципом существования любых систем. Он пишет: «...целостность здесь считается первичным, определяющим свойством, - в отличие, например, от математического понятия множества» [4, с. 42]. Поэтому целостность любой религиозной системы определяется стабильным взаимодействием всех составляющих ее элементов. Нарушение данной целостности приводит к ослаблению и трансформациям религиозных систем, либо полному или частичному «растворению» одних религий в других.

Нарушение целостности религиозной системы, как, впрочем, и сохранение ее стабильности и устойчивости, во многом зависит от структурных, содержательных и функциональных особенностей системообразующего элемента любой религии - религиозного сознания.

Внутреннее содержание религиозного сознания включает религиозные образы, идеи, религиозные представления и убеждения, которые могут обладать противоречивым характером, выполнять разнородные функции и представлять собой беспорядочную совокупность. В таком случае содержание религиозного сознания оказывается незащищенным строгими догматами и доктринами и достаточно легко попадает в сферу влияния других религиозных систем или целых культурно-

религиозных комплексов. Образы богов, духов, представления об их назначении и функциях и т.д. могут трансформироваться и изменяться под воздействием такого влияния, что влечет за собой реконструкцию тех или иных религиозных систем и вызывает либо их эволюцию, либо уничтожение.

Так, религиозные системы политеистического характера со сложным и противоречивым содержанием религиозного сознания, с обширным пантеоном многообразных божеств и сопутствующих им культово-ритуальных практик представляют пример систем наиболее восприимчивых к проникновению чужеродных элементов.

Религиозные образы, идеи, представления, убеждения и верования составляют содержание различных уровней религиозного сознания, специфика развития которых также играет важную роль в процессе образования синкретических религиозных систем.

Как известно, религиозное сознание функционирует на уровнях индивидуального и общественного сознания. Кроме того, оно делится на уровни обыденного и концептуального характера, каждый из которых отличается своеобразием: временными рамками возникновения, внутренним содержанием, степенью распространения и закрепления в индивидуальном и общественном сознании. Можно предположить, что степень сформированное™ и развития различных уровней религиозного сознания, функции, которые они выполняют для индивида и общества и определенное место, которое занимают в структуре религиозного сознания, в совокупности будут оказывать непосредственное влияние на устойчивость и сохранение религиозных систем.

В некоторых религиозных системах политеистического характера структурные особенности религиозного сознания заключаются в доминировании уровня обыденного религиозного сознания над концептуальным уровнем, который либо отсутствует вовсе, либо находится на начальных стадиях формирования. Обыденное религиозное сознание, как на индивидуальном, так и на общественном уровнях, проявления характеризуется повышенной «чувствительностью» и интенсивной изменчивостью. Этому способствуют, во-первых, наличие большого разнообразия подчас противоречивых религиозных образов, идей, представлений и верований, прочно вплетенных посредством магико-ритуальных действий в повседневную обыденную реальность; во-вторых, особенности социальных условий существования индивидов, специфика их психического и психологического развития, субъективный опыт, причем, не только религиозного характера. Поэтому синкретические, новые религиозные образы, представления и идеи, сформированные под воздействием личного религиозного опыта, а также под влиянием повседневной социальной реальности, легко воспринимаются и усваиваются сознанием индивидов, так как являются наиболее понятными и близкими для них.

Например, характеризуя политеизм Древнего Рима, Е. М. Штаерман пишет: «Отношение к богам здесь более личное. Их и любят, и боятся, их призывают во всех случаях, ощущают их близость, их как бы большую человечность» [6, с. 123]. Это указывает на повышенную активность компенсаторной функции религии, которая непосредственно влияет на конструирование обыденного уровня религиозного сознания. Иными словами, изменения бытийно -практических и личностно-психологических потребностей индивидов и общества вызывают неизбежные трансформации обыденного уровня религиозного сознания. Новые индивидуальные и общественные потребности наделяют богов новыми свойствами и функциями, которые зачастую перенимаются и «впитываются» из других религиозных систем.

Доминирование концептуального уровня религиозного сознания в строго организованных монотеистических системах приводит в активность консервативную функцию религии, заключающуюся в ее способности ограждать религиозное сознание от проникновения и интеграции внешних инородных религиозных элементов. Хорошо разработанная религиозная доктринально-концептуальная догматика, прочно закрепившаяся в индивидуальном и общественном религиозном сознании, не допускает влияние чужеродных для данной религии элементов, способных существенно трансформировать структуру религиозной системы в целом. Однако концептуальный уровень религиозного сознания может быть искусственно подвержен действию механизмов синкретизма посредством целенаправленного синтеза с чужеродными верованиями и доктринами. В таком случае к синкретизму наиболее устойчивым оказывается индивидуальное религиозное сознание, сопротивляющееся принятию ненужных и лишних для него идей и представлений.

Ярким примером этого может служить описание А. С. Фаминцыным искусственного насаждения христианства у литовских народов: «Следы языческого поклонения деревьям и камням долго сохранялись в Пруссии между народом. После принятия христианства долго еще оказывали уважение к священному у язычников дубу близ Ромова. Когда для искоренения языческих суеверий Эрмеланд-

ский епископ Аисельм приказал его срубить, то никто из некрепких в вере христиан не осмелился поднять на него топора, и сам Ансельм срубил его» [5, с. 99].

Таким образом, специфика структурно-содержательной стороны обыденного и концептуального уровней религиозного сознания, а также прочность связей между ними во многом определяют готовность и способность тех или иных религиозных систем к синкретизму. Однако необходимо отметить, что формирование синкретичных религиозных систем зависит не только от особенностей религиозного сознания как базового компонента религии. Прежде всего, следует учитывать возможность ослабления связей, либо их утрату между структурными компонентами религиозной системы в целом, что способствует переходу системы на относительно низкий уровень организации, приводит к «структурной напряженности» системы. В результате ослабление и утрата связей между отдельными компонентами структуры способны если не нарушить целостности всей системы то, по крайней мере, дестабилизировать ее. Одновременно процессы восстановления и стабилизации структуры религиозной системы возможны в результате синтеза отношений элементов подчас разнородного характера, что приводит к формированию синкретических религиозных систем.

Наиболее выражено синкретизм проявляется при соприкосновении родственных, единых в своем основании, либо близких по содержанию религиозных системах. Тождественность исходных для синкретизма компонентов выступает своего рода катализатором их синтеза и может быть объяснена наличием общего родственного основания религиозных систем, которому не всегда присущ религиозный характер.

Определенное единство в содержании образов, идей и представлений, сходство в действиях культово-обрядовых практик, близкий смысл и похожее изображение символики, а также соответствие многих других структурных компонентов различных религиозных систем вызывают действие процессов синкретизма, облегчают и ускоряют их протекание. Кроме того, на данной основе формируются прочные и наиболее устойчивые синкретические религиозные системы. Такого рода тождественность отдельных структурных компонентов разнородных религий приобретается ими в ходе эволюции и в результате взаимодействий с различными этнокультурными системами.

Примером синкретизма религиозных систем такого рода может служить возникновение монолитности шаманизма и буддизма на территории Бурятии и Забайкальского края. По справедливому замечанию Т. В. Бернюкевич, «буддизм и шаманизм - две стадиально и формационно разные религиозные системы» [2, с. 21], значит, они разнородны в своем содержании и направлены на выполнение различных функций. Однако глубокий и устойчивый синкретизм данных религиозных систем стал возможен как раз по причине общности некоторых религиозных идей, представлений и ритуальных практик. Прежде всего, «первоначальный», «чистый» буддизм прошел длительный путь «адаптации к этнокультурным реалиям и традиционным народным верованиям близких или родственных бурятам народов Центральной Азии (тибетцев, монголов). В Бурятию буддизм проник уже в виде трансформированной центрально-азиатской культурно-исторической вариации» [1, с. 167]. Следовательно, синкретическая слитность шаманизма и трансформировавшегося буддизма образовалась безболезненно в виду того, что эти религиозные системы в ходе эволюции приобрели определенное структурно-содержательное единство.

Особый интерес для изучения механизмов и результатов синкретизма систем шаманизма и буддизма у народов Центральной Азии представляют исследования М. И. Гомбоевой. В своих работах она правомерно отмечает, что интеграция шаманизма и буддизма, их мирное сосуществование и особая монолитность возможны, прежде всего, на светской, а не на религиозной основе. Несодержательное тождество некоторых структурных компонентов религиозных систем способствовало образованию синтеза традиционных дошаманистских верований, шаманизма и буддизма, а «единая мета-мировоззренческая основа» бурятского народа, которая «конструируется из культа предков, культа Неба, трансцендентной природы человека и мировоззренческого принципа взаимообусловленности всего со всем - тэнгризма» [3, с. 105]. Такое мировоззрение с точки зрения М. И. Гомбоевой является холистическим - целостным, единым. Поэтому «холизм как монистическое (но изначально нетеистическое) мировоззрение не противоречит, а может быть источником исторических трансформаций в виде и шаманского, и буддийского способов дифференциации и структурирования образа мира» [3, с. 121].

Идеи, изложенные М. И. Гомбоевой, могут успешно применяться в процессе выявления общей, единой «метамировоззренческой основы» религиозного и светского характера, составляющей особое миропонимание и мироощущение у народов, населяющих определенные территории, а также для изучения формирования на данной основе религиозных синкретических систем.

Таким образом, при исследовании причин формирования религиозных систем синкретического характера необходимо учитывать воздействие целого ряда условий, причин и факторов, вызревающих как внутри структурных компонентов религии, так и занимающих внешнюю по отношению к взаимодействующим религиозным системам область. Причинами формирования синкретичных религиозных систем могут выступать не только их структурно-содержательные особенности, но и геополитическое положение регионов, войны, этнокультурные контакты и т.д. Причины формирования синкретических религиозных систем находятся в диалектическом единстве и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.

Литература

1. Абаева Л. Л. Буддийская культура: инновации и традиции в эволюции религиозных верований монгольских народов // Мир Буддийской культуры: духовное наследие и современность: материалы междунар. конф., посвящ. 195-летию Агинского дацана, г. Чита, 7-8 сентября 2006 г. - Улан-Удэ, 2006. - С. 164-169.

2. Бернюкевич Т. В. Об особенностях взаимодействия буддийских и добуддийских верований у народов России в контексте концепции религиозного синкретизма // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер. Философия. Культурология. Социология. Социальная работа. - 2010. - №4. - С. 17-27. -URL: http://cyberleninka.ru/journal/n/uchenye-zapiski-zabaykalskogo-gosudarstvennogo-universiteta-seriya-filosofiya-sotsiologiya-kulturologiya-sotsialnaya-rabota

3. Гомбоева М. И. Образ мироустройства хори-бурят. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. - 189 с.

4. Осокин Ю. В. Введение в теорию системных исследований искусства. - М.: Алетейя, 2003. - 398 с.

5. Фаминцын А. С. Божества древних славян. - СПб., 1884. - 331 с.

6. Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. - М.: Наука, 1987. - 319 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.