Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ, НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ, НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
109
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ, НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

духовного возрождения // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 3.

Вольтер О. В., кандидат философских наук, доктор политических наук ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ, НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Проблема национальной идеологии довольно актуальна в современной России. Эта проблема поднималась в различных понятийно -терминологических интерпретациях, таких как «национальная идеология России», «русская идея», «национальная идея» и др. Отличие в терминах отражало различия в трактовке проблемы, разницу в аспектах анализа. В настоящее время политические элиты и СМИ в дискуссиях о перспективах идеологии государства, используют данные терминологические истолкования этой проблемы. При этом нередко подменяя одно понятие другим, путая идеологию как основу государственной ценности России и философские категории, отражающие систематизированное обобщение национального самосознания в его надвременном бытии, вопросы бытия нации, ее культуры, объединенные в философском термине «Русская идея». Поэтому нужно провести дефиницию между такими понятиями как национальная идея, государственная и национальная идеология,«русская идея»и дать их определение.

Идеология Национальная - система идей, выражающая и защищающая интересы и ценности наций сфере государственной власти. Она выступает духовной основой национальных политических движений. Это - вид идеологических тече-ний, предполагающий постановку властно значимых проблем в качестве составных частей решения национального вопроса. Вырабатывает программу обеспечения культурной самостоятельности и свободы наций, задает цели политического поведения граждан на основе их национальной идентификации[1]. Национальная идеология включает в себя совокупность идей, ценностей и представлении, в которой определяющая себя в качестве особой нации общность людей осознает свое положение в существующей действительности, выражает свои потребности и интересы, определяет формы организации своего бытия, формулирует свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения. Если нация есть государственно, или политически, организованное сообщество людей, то понятие «национальная идеология» и «государственная идеология» совпадают.

Государственная идеология - вид политической идеологии, систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, посредством которых образующая государство общность -народ, нация -осознает себя, свои потребности и интересы, выражает свое отношение к существующей социально- политической действительности, определяет формы организации своего бытия, формулирует свои цели и устремления и

обосновывает пути и средства их достижения с помощью государственной власти[2]. Основная задача государственной идеологии - обслуживать интересы данного государства, которое в свою очередь, согласно М.Веберу, является формой совместной жизнедеятельности людей, политически организованным сообществом[3]. Освещенная авторитетом нации и государства, идеология способствует мобилизации всех находящиеся в распоряжении государства средств для осуществления развития общества и государства.

Ценностный смысл государственной идеологии заключается в ряде факторов. Во-первых, она дает представление населению о направлении движения общества и государства, о смысле государства, так как предполагает формирование общих принципов существования государства, его политики, разделяемым большинством данного общества. Таким образом, идеология становится движущей силой общественного развития, выступает как инструмент политической мобилизации общества. В этом ее ключевой прикладной аспект. Во-вторых, государственная идеология связана с легальностью власти. Идеи, находящие поддержку у населения, повышают ее легитимность, усиливают государственную власть и, соответственно, увеличивают эффективность общественных и государственных преобразований. Идеология-это мощное объединяющее средство, без которого любое государство разваливается, теряет свою монолитность, поэтому никакое государство не может быть неидеологическим длительный период. В-третьих, идеология нужна не только государству, но и населению. Идеология не просто совокупность определенных идей. Это система воззрений на мир, общество и человека, государство и человека, система, определяющая ту или иную ценностную ориентацию и линию поведения. Ее отсутствие ведет к утрате координат, позволяющих человеку ориентироваться в обществе, таким образом, социальная реальность для некоторых оказывается лишенной смысла, а будущее выглядит неопределенно.

Формируется идеология различными способами, которые определяются политическим режимом. В демократических режимах каждая общественная сила вырабатывает свою систему взглядов и идей, которые конкурируют между собой и доказывают свою правоту на политической арене. Сама по себе идеология - лишь часть общественной жизни, основную массу которой составляют социальные, экономические, политические и иные воззрения общественных групп, классов, сословий. Та сила, которая в ходе политической борьбы доказала свою перспективность, прогрессивность на данном этапе развития данного общества, приходит к власти, а ее идеология также на данный момент становится официальной идеологией и ориентирует государственную деятельность. Это означает, что экономические и социальные программы в обществе принимаются и реализуются исходя из ее постулатов.

Вопрос о необходимости создания в современной России новой государственной идеологии ведется на протяжении последних десятилетий. Мнения участников этой дискуссии разделились. Одни полагают, что в обществе, основанном на принципах политического и идейного плюрализма, никакой идеологии, претендующей на роль государственной, не должно быть. Напротив, приверженцы создания государственной идеологии видят в ней важный инструмент консолидации российского общества. Сторонники первой позиции ссылаются на Конституцию РФ, которая запрещает государственную идеологию (п.2.ст.13 «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной») [4] Однако закрепление «деидеологизации» в обществе на уровне Конституции РФ преследовало, как представляется, скрытую цель смены идеологии. Однако ожидаемой смены идеологии не произошло: взамен уничтоженной советской системы ценностей обществу попросту ничего не было предложено. Единая, приемлемая для общества в целом идеология является сегодня жизненно важной. Без нее общество расслаивается, теряет единство. В такой ситуации прогресс, в том числе и на демократическом пути развития ставится под сомнение.

Национальная Идея - систематизированное обобщение национального самосознания в его надвременном бытии, представленное в форме социально- философских или политических текстов. Суть Национальной идеологии составляет проблема смысла бытия данного народа. Проблематика Национальной идеи включает в себя вопросы о «начале» исторической судьбы народа, о его генетических истоках, об историческом будущем, о целях его существования, об исторической и культурной миссии, о его месте в мире, об отношениях с соседями, об основаниях его уникальности, об особенностях национального характера и др. [5].

Национальная Идея неизбежно имеет религиозный аспект, поскольку вероисповедание всегда выступает одним из мощных этноконсолидирующих факторов. В этом плане сформулированные выше проблемы осмысливаются как промысел Божий в отношении того или иного народа, и «...идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности»[6].Отсюда инвариантом национальной идеи всегда является мессианская идея, основанная на тезисе о богоизбранности данного народа и о его особой роли в истории человечества, хотя сама концепция богоизбранности имеет различные инварианты- в зависимости от особенностей религиозной догматики, от культурно-исторической традиции. Так, русская православная традиция обусловливает идею о том, что русский народ является единственным хранителем православной веры, призванным к страданию во имя очищения всего человечества. Национальная идея от религиозно-философских оснований переходит к социально- политическому аспекту своего существования, и формулируется уже не как идея о вневременном смысле

бытия народа-этноса, а как вопрос о конкретно-историческом предназначении тех социально-культурных форм, которые были созданы народом в ходе его исторической судьбы. Так возникает идея державности («Москва - третий Рим»), идея национального миссионизма как «экспорта» этносом своей культуры, а идея нации рассматривается в контексте геополитических теорий. На этом уровне осуществляется осмысление места данного народа и его государственности в системе стратегических интересов государств того или иного региона или общемировых. Таким было обращение русских мыслителей различных направлений (от славянофильских до западнических) к конкретной политической ситуации второй половины XIX века, к месту России в системе европейских держав, к проблеме Константинополя. Концепция о России как своеобразном «щите», разделяющем Восток и Запад, и в то же время- как о начале, объединяющем в себе Восток и Запад, имеет не только философский, но и конкретный геополитический смысл. Если сама Национальная идея носит вневременной характер, то конкретные формы ее выражения всегда историчны. Примером этого может стать трансформация российского славянофильства от классических его форм, ориентированных на традиционную православную культуру и традиционные (времен представительной монархии) общественные структуры, до современных идеологизированных, «патриотических» концепций.

Вопросы бытия нации, ее духа и судьбы извечно актуальны, особенно в переходные периоды национальной истории. Эти вопросы объединены в философском термине «Русская идея», применяющемся для «интерпретации русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества» [7]. Становление национального самосознания, сформировавшегося в XIX в. в «Русскую идею», имеет свою историю. Как писал И. Ильин, «возраст русской идеи есть возраст самой России»[8]. Началом национальной идеологии принято считать «Слово о Законе и Благодати»(Х1в.), явившегося доктриной национальной независимости и представившего первое своеобразно русское понимание христианства и места в нем Руси. Эти идеи были закреплены и оформлены в концепции Филофея «Москва -третий Рим»( «Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать»), утверждавшего мысль о преемственности власти великого московского князя и византийского императора, которая подтверждается династическим браком Ивана III с греческой царевной Софьей. После падения Константинополя (второго Рима) Русь становилась единственной православной страной («Святой Русью»)-хранительницей восточно-христианских традиций. Пройдя через века своего оформления и утверждения, «русская идея» отразилась в отечественной духовно-политической мысли. «Русская идея» является понятием многогранным,

отражающим многовариантность исторического пути России. Обращение к «русской идее», как смыслообразующему понятию, происходит в первой половине Х1Хв., когда Россия, впервые из страны, постоянно борющейся за выживание (выход к морям, преодоление континентальной изоляции), превратилась, (после победы над Наполеоном, создания «священного союза»), в своеобразную сверхдержаву XIX века. Это изменение позиции России в мире вызвало рефлексию по поводу новых конституционных оснований ее социально-политического и общественно-культурного бытия. В конечном итоге эта рефлексия приобрела форму «русской-идеи» со своим проблемным полем и направлениями ее исследования.

Таких направлений выявляется три. Первое рассматривает русскую идею в соответствии с формулировкой Соловьева и Бердяева как метафизическую реальность («Замысел Бога о России»), никогда не совпадающий с реальностью исторической. Это направление опирается на христианское миропонимание, его представления о мире, человеке, обществе. Второе рассматривает«русскую идею» как определенный интеллектуальный комплекс идей, тем и проблем, одинаковых по содержанию, но разными мыслителями по-разному трактуемых. При этом русские мыслители с различной долей полноты обладают одинаковой формальной структурой мысли, типом мышления, ментальностью, относящих их именно к русской общественной мысли. Третье рассматривает «русскую идею» как политическую, выражающую воинствующий антиевропейский национализм. В конечном счете, русская идея здесь выступает символом обреченности России, предпринимающей попытки создать новую цивилизованную модель.

В проблемном поле русской идеи важнейшими понятиями были понятия сборности, как единства всех слоев русского общества для блага Отечества, православия, понимаемого не только как религия, но и как представление о смысле жизни, добре и зле, милосердии, любви и т. п., всемирной отзывчивости, тяги к единству народов, национальной самокритики.

Основные проблемы, объединенные понятием «Русская идея» включили в себя: 1.Любовь к России, к Родине - характер русского, российского патриотизма. Патриотизм как пробуждение национального самосознания, его исторические фазы и роль в «национальной идентификации» россиян. 2.Историческая миссия России и ее народа. Утверждение о русском народе-мессии, возрождение идеи о России как «третьем Риме». З.Исторический путь России, его своеобразие и его пересечение с путями других народов, стран, регионов. А)Россия и Запад. Б) Россия и Восток. Россия как Евразия. 4.«Русская душа», или специфика национального характера российского народа. 5.Своеобразие российской национальной культуры. Национальные ценности и ценности общечеловеческие. б.Российская государственность. Специфика решения

проблем государства, свободы, права, демократии, реформ и революции в России.

«Русская идея», пройдя долгий путь формирования, сегодня приобретает значение важнейшей проблемы, поскольку и сегодня актуальна мысль о восстановлении утраченных ценностей, выхода России из цивилизационного тупика. Задача государства на современном этапе развития создать российскую национально- государственную идеологию, основанную на историческом опыте и национальных ценностях, которая смогла бы объединить общество на основе общих духовно-нравственных приоритетов, разделяемых большинством населения и явиться духовно-политической основой государственной целостности России.

Использованные источники: 1.Мельник В.А. Политические идеологии. Минск.2009.Стр.290 2 Категории политической науки. М., 2002. С133.

3.Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.С.367.

4.Конституция Российской Федерации (12.12. 1993).М., 1998. С. 6.

5. Словарь философских терминов. М., 2004. С.157.

6. Соловьев В. С. Сочинения в 2-х томах. Т.2. М.,1990. С.115.

7.Русская философия. Словарь. М., 1995. С. 421

8.Ильин И. А. О русской идее // Русская идея. М., 1992. С.18.

Гапонова С.Н., д.э.н. Давыдова Е.Ю., к.э.н. проф. ВГУИТ, доц. ВЭПИ Россия, ¿.Воронеж ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Модернизация социально-экономической системы - не самоцель, а средство достижения цели - повышения уровня жизни всего населения страны в целом. Использование комплексной информационной системы также подчинено этой цели, т.к. в конечном счете, обеспечивает более эффективную и качественную работу всем структурам предприятия, позволяя получать им достойное материальное вознаграждение. Если данное положение вещей будет характерно не для одного, а для всех предприятий, то количество не только переходит в качество, но и поднимается на новый уровень - социально-экономическую систему.

Создание и функционирование любой социотехнической системы направлено на достижение поставленных целей. Работа указанной системы может осуществляться с разным успехом. Для измерения успешности ее функционирования вводится понятие эффективности. На сегодняшний день сложилось устойчивое представление о том, что эффективность - это относительная величина, отражающая определенное соотношение результата с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.