Научная статья на тему 'Политическая, государственная и национальная идеология в контексте современной России'

Политическая, государственная и национальная идеология в контексте современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
115
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / РУССКАЯ ИДЕЯ / NATIONAL IDEA / POLITICAL / STATE IDEOLOGY / NATIONAL IDEOLOGY / RUSSIAN IDEA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вольтер Ольга Владимировна

Проблема национальной идеологии в современной России поднималась в различных понятийно - терминологических интерпретациях, таких как «российская национальная идеология», «русская идея», «национальная идея» и др. Отличие в терминах отражало и различия в трактовке проблемы, разницу в аспектах анализа. В настоящее время политические элиты и СМИ в дискуссиях используют данные понятийно - терминологических интерпретации, зачастую подменяя одно понятие другим. Поэтому необходимо провести дефиницию между этими категориями и дать их определение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL, STATE AND NATIONAL IDEOLOGY IN THE CONTEXT OF MODERN RUSSIA

The problem of the national ideology in modern Russia was raised in different notional - terminological interpretations such as "Russian national ideology", "Russian idea", "national idea" and others. A difference in the termsalso reflected the differences in the interpretation of the problem, a difference in the aspects of the analysis. At present the political elites and mass media representatives in their debatesuse these notional - terminological interpretations often substituting one notion foranother. Therefore, it is necessary to makea definition between these categories and give their description.

Текст научной работы на тему «Политическая, государственная и национальная идеология в контексте современной России»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОЦЕССЫ

УДК 32.0195

ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

POLITICAL. STATE AND NATIONAL IDEOLOGY IN THE CONTEXT OF MODERN RUSSIA

О. В. Вольтер

О. V Voltaire

Ключевые слова: национальная идея, политическая, государственная идеология, национальная идеология, русская идея Key words: national idea, political, state ideology, national ideology, Russian idea

Проблема национальной идеологии в современной России поднималась в различных понятийно - терминологических интерпретациях, таких как «российская национальная идеология», «русская идея», «национальная идея» и др. Отличие в терминах отражало и различия в трактовке проблемы, разницу в аспектах анализа. В настоящее время политические элиты и СМИ в дискуссиях используют данные понятийно - терминологических интерпретации, зачастую подменяя одно понятие другим. Поэтому необходимо провести дефиницию между этими категориями и дать их определение.

The problem of the national ideology in modem Russia was raised in different notional - terminological interpretations such as "Russian national ideology’", "Russian idea", "national idea" and others. A difference in the termsalso reflected the differences in the interpretation of the problem, a difference in the aspects of the analysis. At present the political elites and mass media representatives in their debatesuse these notional - terminological interpretations often substituting one notion foranother. Therefore, it is necessary to makea definition between these categories and give their description.

История всех существовавших цивилизаций, государств и политических режимов доказывает, что не было стабильных, развивающихся сообществ без ясно выраженных целевых установок, определения своего места в мировом историческом процессе, системы ценностей, моральных Критериев как гарантов сохранения своей целостности и идентичности. Они были зафиксированы в религиозных воззрениях, государственных актах, общественном сознании, в целевых установках воспитания и образования. Поэтому человек вполне адекватно воспринимал свой мир, специфические признаковые элементы своего физического и социального пространства, вполне адекватно ориентировался в нем. Общество вырабатывало идеальные модели поведения людей, взаимодействия власти и общества. Государство ревностно следило за уровнем духовного самочувствия общества, поддерживало его членов оптимистичными целевыми установками и идеалами.

Проблема национальной идеологии достаточно актуальна в современной России. Дискуссии по данной проблеме велись в нашей стране в течение нескольких десятилетий, продолжаются они и в наши ДНИ. Эта проблема поднималась В различных ПОНЯТИЙНО - терминологических интерпретациях, таких как «российская национальная идея», как «национальная идеология России», как «русская идея», «национальная идея» и др. Отличие в терминах отражало и различия в трактовке Проблемы, разницу' в аспектах анализа. В настоящее время политические элиты и СМИ в дискуссиях о перспективах идеологии государства, используют данные понятийно-терминологических интерпретации этой проблемы, зачастую подменяя одно понятие другим, путая идеологию как основу государствен-

ной ценности России и философские категории, отражающие систематизированное обобщение национального самосознания в его надвременном бытии, вопросы бытия нации, ее духа и судьбы, объединенные в философском термине «Русская идея», применяющемся для «интерпретации русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России». На наш взгляд, необходимо провести дефиницию между такими понятиями как национальная идея, политическая, государственная и национальная идеология, национальная идея, русская идея и дать их определение.

Идеология Политическая — совокупность преимуществу систематизированных представлений той или иной группы граждан, выражающая и призванная защищать их интересы и цели, с помощью политической власти или воздействия на нее [1].

Идеология Национальная — система идей, выражающая и защищающая интересы и ценности наций сфере государственной власти Она высту пает духовной основой национальных политических движений. Это разновидность идеологических течений, предполагающая постановку властно значимых проблем в качестве составных частей решения национального вопроса. Вырабатывает программу обеспечения культурной самостоятельности и свободы наций, задает цели политического поведения граждан на основе их национальной идентификации[2]. Национальная идеология включает в себя совокупность идей, ценностей и представлении, в которой определяющая себя в качестве особой нации общность людей осознает свое положение в существующей действительности, выражает свои потребности и интересы, определяет формы организации своего бытия, формулирует свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения. Если нация есть государственно или политически организованное сообщество людей, то понятие «национальная идеология» и «государственная идеология» совпадают.

Государственная идеология — вид политической идеологии, относительно систематизированная совокупность идей, ценностей, целей и представлений, посредством которых образующая государство общность - народ, нация - осознает себя, свои потребности и интересы, выражает свое отношение к существующей социально-политической действительности, определяет формы организации своего бытия, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути и средства их достижения с помощью государственной власти [3]. Основная задача государственной идеологии — обслуживать интересы данного государства, которое, в свою очередь, согласно М. Веберу, является формой совместной жизнедеятельности людей, политически организованным сообществом. Освещенная авторитетом нации и государства, идеология способствует мобилизации всех находящиеся в распоряжении государства средств для осуществления развития общества и государства.

Ценностный смысл государственной идеологии заключается в ряде факторов. Во-первых, она дает представление населению о направлении движения общества и государства, о смысле государства, так как предполагает формирование общих принципов существования государства, его политики. разделяемым большинством данного общества. Таким образом, идеология становится движущей силой общественного развития, выступает как инструмент политической мобилизации общества. В этом ее ключевой прикладной аспект. Во-вторых, государственная идеология связана с легальностью власти. Идеи, находящие поддержку у населения, повышают ее легитимность, усиливают государственную власть и, соответственно, увеличивают эффективность общественных и государственных преобразований. Идеология — это мощное объединяющее средство, без которого любое государство разваливается, теряет свою монолитность, поэтому никакое государство не может быть неидеологическим длительный период. В-третьих, идеология нужна не только государству, но и населению. Идеология не просто совокупность определенных идей. Это система воззрений на мир, общество, государство и человека, система, определяющая ту или иную ценностную ориентацию и линию поведения. Ее отсутствие ведет к утрате координат, позволяющих человеку ориентироваться в обществе и, как следствие, социальная реальность для некоторых оказывается лишенной смысла, а будущее выглядит неопределенно.

Формируется идеология различными способами, которые определяются политическим режимом. В демократических режимах каждая общественная сила вырабатывает свою систему взглядов и идей, которые конкурируют между собой и доказывают свою правоту на политической арене. Сама по себе идеология — лишь часть общественной жизни, основную массу которой составляют социальные, экономические, политические и иные воззрения общественных групп, классов, сословий. Та сила, которая в ходе политической борьбы доказала свою перспективность, прогрессивность на данном этапе развития данного общества, приходит к власти, а ее идеология также на данный момент становится официальной идеологией и ориентирует государственную деятельность. Это означает, что

экономические и социальные программы в обществе принимаются и реализуются исходя из ее постулатов.

Вопрос о необходимости создания в современной России новой государственной идеологии ведется на протяжении последних десятилетий. Мнения участников этой дискуссии разделились. Одни полагают, что в обществе, основанном на принципах политического и идейного плюрализма, никакой идеологии, претендующей на роль государственной, не должно быть. Напротив, приверженцы создания государственной идеологии видят в ней важный инструмент консолидации российского общества. Сторонники первой позиции ссылаются на Конституцию РФ, которая запрещает государственную идеологию (п.2.ст. 13 «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной») [4]. Однако закрепление «деидеологизации» в обществе на уровне Конституции страны преследовало, как представляется, скрытую цель смены идеологии.

События 1991 г. и последующих лет разрушили преемственность российской национально - государственной идеологии, которая изменялась в зависимости от политических и исторических задач, стоявших перед страной на протяжении столетий, но всегда являлась основой государственной целостности России, и тем самым спровоцировали крушение советской идеологической системы. Это. В свою очередь, явилось одной из причин развала сверхдержавы СССР. Радикальные реформаторы отвергали правомерность сосуществования национально- государственной идеологии и демократии, соглашаясь с мнением Р. Пайпса, утверждавшего еще в 1993 г., что Россия не нуждается в государственной идеологии. Они утверждали, что государство должно быть нейтральным по отношению к идеологии, что государственная идеология несовместима с демократическими устоями, а стремление к демократическому обществу предполагает плюрализм идеологий. Основной задачей, стоящей перед страной, была необходимость «изменить устройство социально-экономической системы и перейти с «восточного» на «западный» путь» [5]. При этом у руководства страны не было ни стройной идеологии, ни четко прописанных в интересах государства и общества программ реформирования государства. Таким образом, социалистическая идеологическая система, как духовно-политическая основа государственной целостности страны была уничтожена, а «деидеологизация» закреплена в обществе на уровне Конституции РФ. Однако ожидаемой смены идеологии не произошло: взамен уничтоженной советской системы ценностей обществу попросту ничего не было предложено. Единая, приемлемая для общества в целом идеология является сегодня жизненно важной. Без нее общество расслаивается, теряет единство. В такой ситуации прогресс, В ТОМ числе И на демократическом пути развития ставится под сомнение.

Восприятия субъектом той части окружающей действительности, которая связана с политикой, и в которую включен он сам, его действия, связанные С ПОЛИТИКОЙ, отражено в категории политического сознания.

Политическое сознание — это отражение в сознании людей политических реальностей, это система знаний, идей, ценностей индивида, группы, общества. В его структуру включаются политические нормы ценности, политические убеждения и представления, теоретические и эмпирические знания. Оно формируется в процессе политической социализации И зависит от условий ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ, социальной группы, нации, и определяется, с одной стороны, социальным статусом личности, степенью образованности, социальной средой, с другой, — его формируют политические институты, политические и общественные организации, СМИ. Существуют индивидуальный, групповой, национальный уровни политического сознания. Индивидуальное политическое сознание формируется в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и действовать в ней. Групповое сознание- идеологически однородное сознание, в основе которого — выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых граждан определенных ориентаций и установок. Носители группового сознания — политические партии и организации. Массовое политическое сознание динамично, и формируется под влиянием социальных потрясений, конкретной исторической ситуации и множества др. факторов. Кроме групповых или национальных интересов, оно включает в себя межгрупповые, общечеловеческие идеи, представления. Степень влияния общечеловеческих, групповых и индивидуальных воззрений в политическом сознании индивида отражают способность к восприятию чужого социального опыта, ценностей и традиций. Постепенное сползание к сугубо эмоциональному видению политики, прав и свобод ведет к полной деиндивидуализации личности, на основе которой постоянно рождаются национализм и экстремизм. Политическое сознание распадается на два уровня. Идеологический уровень — это политические теории, убеждения и идеалы, эмоционально- психологический уровень — это политические чувства, ценностные ориентации, уста-

новки. Политическое сознание проявляется в политической культуре, и отражается в политическом поведении, в их возможности и способности оказывать влияние на политику.

Национальный менталитет — определенный способ восприятия окружающего мира и совокупность типичных образцов социального действия, регулирующих поведение данного народа и определяющих особенности его истории. Ментальные структуры, определяющие характер мышления, мировосприятия и поведения народа, формируются на протяжении долгого времени и охватывают почти всю историю данного народа. Конкретные черты ментальности народа складываются в зависимости от его традиций, культуры, социальных структур, внешней, природной среды обитания. В свою очередь, будучи социально-психологическим феноменом, сама ментальность выступает как порождающее сознание, задавая определенные образцы мышления и поведения народа.

Совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и иных взглядов, характеризующих содержание и особенности духовного развития народа отражено в категории национального сознания. Его формой является обыденное национальное сознание. Обыденное национальное сознание — это низший уровень национального сознания. Это синтез природно-биологического и социального опыта поколений, продукт социализации национального характера. Структурно оно включает три слоя: 1) повседневные потребности, бытовые интересы, ценности и установки, 2) стереотипные представления, нормы, образцы поведения, а также обычаи и традиции, 3) эмоциональные элементы и детерминированные ими формы выражения в образах, звуках, красках.

Национальная идея — систематизированное обобщение национального самосознания в его надвременном бытии, представленное чаще всего в форме социально-философских или общественно-политических текстов. Суть Национальной идеологии составляет проблема смысла бытия данного народа-этноса. Смысложизненная проблематика конкретизируется рядом вопросов, характеризующих содержание Национальной идеи. Среди них вопросы о «начале» исторической судьбы народа» о его генетических истоках, об историческом будущем, о целях его существования, об исторической и культурной миссии, о его месте в мире, об отношениях с соседями, об основаниях его уникальности,

об особенностях национального характера и др. Национальная идея имеет религиозный аспект, поскольку вероисповедание всегда выступает ОДНИМ из МОЩНЫХ этноконсолидирующих факторов. В этом плане сформулированные выше проблемы осмысливаются как промысел Божий в отношении того или иного народа, и «...идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» [6]. Поэтому ее инвариантом является мессианская идея, основанная на тезисе о богоизбранности данного народа и о его особой роли в истории человечества, хотя сама концепция богоизбранности имеет различные инварианты- в зависимости от особенностей религиозной догматики, от культурно-исторической традиции. Так русская православная традиция обусловливает идею О ТОМ, что русский народ является единственным хранителем и проповедником православной веры, призванным к страданию во имя очищения всего человечества. Национальная идея от своих философско-религиозных оснований всегда переходит к социально-ситуативному И к конкретнополитическому аспекту своего существования. В таком виде она формулируется уже не как идея о вневременном смысле бытия народа-этноса, а как вопрос о конкретно-историческом предназначении тех социально-культурных форм (общественных систем, институтов), которые созданы народом в ходе его исторической судьбы. Так возникает идея державности (например, «Москва - третий Рим» в русской культуре), идея национального миссионизма как «экспорта» этносом своей культуры. Как правило, происходит своеобразное «включение» идеи нации в контекст геополитических теорий. На этом уровне осуществляется осмысление места данного народа и его государственности в системе стратегических интересов государств того или иного региона или общемировых. Таковым было обращение русских мыслителей различных направлений (от славянофильских до западнических) к конкретной политической ситуации второй половины XIX в , к месту' России в системе европейских держав, к проблеме Константинополя. Известный тезис о России как своеобразном «щите», разделяющем Восток и Запад, и в то же время — как о начале, объединяющем в себе Восток и Запад, имеет не только философский, социокультурный, но и конкретный геополитический смысл. Если сама Национальная идея носит вневременной характер, то конкретные формы ее выражения всегда историчны. Так мы можем проследить временную трансформацию, например, российского славянофильства от классических его форм, содержащих сильные ориентации на традиционную православную культуру и традиционные (времен представительной монархии) общественные структуры, до современных, весьма идеологизированных, «патриотических» концепций.

Вопросы бытия нации, ее духа и судьбы извечно актуальны, особенно в переходные периоды национальной истории. Эти вопросы объединены в философском термине «Русская идея», применяющемся для «интерпретации русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества». Считается, что термин этот был предложен и детально объяснен в 1888 г. В. Соловьевым, но впервые он встречается в 1888 г. у Ф. Достоевского. Становление национального самосознания, сформировавшегося в XIX в. в Русскую идею, имеет свою историю. Как писал И. Ильин, «возраст русской идеи есть возраст самой России» Началом разработки национальной идеологии принято считать «Слово о Законе и Благодати»(Х1 в.), явившегося доктриной национальной независимости и исторического оптимизма, представившей первое своеобразно русское понимание христианства и места в нем Руси Эти идеи были закреплены и оформлены в виде учения «Москва — третий Рим», утверждавшего мысль о преемственности власти великого московского князя и византийского императора, которая подтверждается династическим браком Ивана III с греческой царевной Софьей. После падения Константинополя (второго Рима) Русь становилась единственной православной страной («Святой Русью») — хранительницей восточно-христианских традиций. В оформлении Филофея эта мысль звучит так: «Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать». Пройдя через века своего оформления и утверждения, она отразилась в отечественной духовно-политической мысли. Русская идея является понятием сложным и многогранным, отражающим многовариантность исторического пути России. Обращение к русской идее, как смыслообразующему понятию, происходит в первой половине XIX в., когда Россия, впервые из страны, постоянно борющейся за выживание (выход к морям, преодоление континентальной изоляции), превратилась (после победы над Наполеоном, создания «священного союза»), в своеобразную сверхдержаву XIX в. Это изменение позиции России в мире вызвало рефлексию по поводу новых конституционных оснований ее социально-политического и общественно-культурного бытия. В конечном итоге эта рефлексия приобрела форму русской идеи СО своим проблемным полем и направлениями ее исследования. Таких направлений выявляется три. Первое рассматривает русскую идею в соответствии с формулировкой Соловьева и Бердяева как метафизическую реальность («Замысел Бога о России»), никогда не совпадающий с реальностью исторической. Последняя дает предпосылки, обеспечивает условия их воплощения. Это направление опирается на христианское миропонимание, его представления о мире, человеке, обществе. Второе рассматривает русскую идею как определенный интеллектуальный комплекс идей, тем и проблем, одинаковых по содержанию, но разными мыслителями по-разному трактуемых При этом русские мыслители с ТОЙ ИЛИ ИНОЙ долей полноты обладают одинаковой формальной структурой МЫСЛИ, ТИПОМ мышления, ментальностью, относящих их именно к русской общественной мысли. Третье рассматривает русскую идею, скорее, как политическую, выражающую воинствующий антиевро пейс кий национализм. В конечном счете, русская идея здесь выступает символом обреченности России, предпринимающей попытки создать новую цивилизованную модель.

В проблемном поле русской идеи важнейшими понятиями были понятия сборности, как единства всех слоев русского общества для блага Отечества православия, понимаемого не только как религия, но и как представление о смысле жизни, добре и зле, милосердии, любви и т. п., всемирной отзывчивости, тяги к единству народов, национальной самокритики. Основные проблемы, объединенные понятием «Русская идея» включили в себя: 1. Любовь к России, к Родине - характер русского, российского патриотизма. Патриотизм как пробуждение национального самосознания, его исторические фазы и роль в «национальной идентификации» россиян. 2. Историческая миссия России и ее народа. Утверждение о русском народе-мессии, возрождение идеи о России как «третьем Риме».3.Исторический путь России, его своеобразие и его пересечение с путями других народов, стран, регионов. А) Россия и Запад. Б) Россия и Восток. Россия как Евразия 4. «Русская душа», или специфика национального характера российского народа. 5. Своеобразие российской национальной культуры. Национальные ценности и ценности общечеловеческие. 6. Российская государственность. Специфика решения проблем государства, свободы, права, демократии, реформ и революции в России Русская идея, пройдя долгий путь формирования, сегодня приобретает значение важнейшей проблемы, поскольку' и сегодня актуальна мысль о всеобщем спасении, восстановлении утраченных ценностей, выхода России из цивилизационного тупика «...народ, выносивший идею всеобщего братства, был вовлечен в кровавый катаклизм, в котором... он оказался ограбленным, раздавленным и поставленным на грань уничтожения. Сегодня русская идея звучит как призыв к национальному возрождению и сохранению материального и духовного возрождения России. Русская идея актуальна сегодня как никогда, ведь человечество (а не только Россия) подошло к краю бездны» [7].

Надия не может совершенствоваться без социально-нравственной системы ценностей, с которой надо сверять практические действия, тем более в условиях коренной перестройки общественных и идеологических отношений, выработка ДОСТОЙНЫХ ориентиров является в настоящее время насущной необходимостью, так же, как и очищение русской души от всего вредного и отжившего. Жесткий запрет на государственную идеологию, закрепленный на конституционном уровне, заморозил на некоторое Время ПОИСК НОВОЙ системы ценностей в нашей стране. Убедившись. ЧТО без такой системы не обойтись, что она — начало и фундамент государственной и общественной жизни, высшее руководство России в лице президента Б. Ельцина поставило в 1996 г. задачу сформулировать национальную идею, которая вероятно должна была компенсировать отсутствие государственной идеологии. С момента постановки этой задачи было предложено много вариантов таких идей, но ни одна из них так и не была объявлена национальной.

Безуспешность поисков национальной идеи побудила президента В.Путина в начале своего правления в одном из интервью сказать, что национальную идею России не надо изобретать, она уже есть, ибо такая великая страна не может существовать без национальной идеи; важно лишь понять эту идею. В выступлении с посланием Федеральному Собранию РФ 08.07.2000 г. В.Путин заявил: «Демократическое устройство страны, открытость новой России миру не противоречат нашей самобытности и патриотизму... И не нужно специально искать национальную идею, она сама уже вызревает в нашем обществе. Главное понять, в какую Россию мы верим, и какой хотим мы эту Россию видеть» [8]. Президент не уточнил, какая это национальная идея «сама уже вызревает в нашем обществе» и каковы «контуры новой общенациональной идеологии», которые сейчас уже определяются; не ясно также, что вызревает в нашем обществе — национальная идея или национальная идеология. Одно ясно: ни прежнее политическое руководство России, ни то, которое пришло ему на смену, не представляют себе, что такое национальная идея и национальная идеология и как они соотносятся друг с другом. Спустя несколько дней, в своем интервью газете «Известия» В. Путин сказал: «Написание национальной идеи, или, как вы выразились идеологии - ее внедрение, считаю совершенно бессмысленным. Ее нельзя нарочно выдумать. Моральные и нравственные ценности народа складываются веками. В России, как в любом уважающем себя государстве, есть база, на которой мы можем строить свое... нравственное здание. Но для этого нам нужно укреплять государство, экономику, институты демократии. Если общество будет готово следовать базовым общим целям - это и будет означать успех реформ» [9]. И в этой цитате, как и в предыдущей, нельзя найти ответ на вопрос, каково соотношение национальной идеи и национальной идеологии. Между тем содержание и соотношение следующее. Идея — это некий замысел, реализация которого должна привести к предполагаемому, желаемому определенному результату', или же «логический принцип, лежащий в основе теоретической системы». Идеология — это система концептуально оформленных представлений, идей И ВЗГЛЯДОВ на политическую жизнь, которая отражает интересы, мировоззрение, идеалы, намерения людей, классов, наций, общества, политических партий, Общественных движений и других субъектов политики. В научной литературе существуют ряд определений данных понятий, но какие бы дефиниции мы не взяли, в каждом мы найдем, что идеология — это система взглядов и идей. Эта система охватывает не только политическую жизнь, но и все другие сферы общественной жизни. Политическая идеология создается идеологами, в роли которых выступают, как правило, ученые, некоторые политики, партийные деятели. Поиск и формирование НОВЫХ идеологий происходит в разных сферах, НО

прежде всего в партийной, политической и научной. Создание идеологии----ЭТО ТОЛЬКО первый этап В

ее становлении. До превращения ее в мировоззрение большого количества людей, а тем более до ее трансформации в идеологию государства или обществ — огромная дистанция. Для этого идеология должна сначала овладеть сознанием партии или иной политической организации, а затем уже политического класса, наконец, государства и общества. Основу политической идеологии составляют: национальные интересы, национальный менталитет, исторический ОПЫТ существования нации и решение главных проблем развития, конкретная внутренняя и внешняя ситуация. По мере того, как меняются эти составляющие, должна меняться и идеология. Определяя национальную идеологию современной России. Алексий II сказал: «Часто раздаются голоса, что нужно найти национальную идею. Наш национальный опыт...является такой национальной идеей.... Для государства его история является фундаментом» [10].

Ни одно цивилизационное общество, ни одна политическая система не обходятся без идеологии. Такие общечеловеческие ценности, как свобода и демократия, имеют неоднозначное толкование во всех уголках мира. Именно идеология устанавливает связь между мировоззрением и нормами поведения людей, придает смысл изменениям, происходящим в обществе, объясняет и оправдывает

возникающие общественные реалии через соотнесение ИХ С ВЫСШИМИ самодовлеющими ценностями С помощью идеологии данная территориальная и политическая общность возвышается до осознания себя как народа, до уяснения своего места и своей роли в истории данного региона и человечества в целом. Идеология способствует рационализации мира и жизни, позволяет человеку найти устойчивые ориентиры для своей деятельности. Не случайно в основе кризиса любых цивилизаций и общественных систем лежит, в конечном счете, идеологический кризис, но и любое общественное возрождение также начинается с очищения и обновления общественных идеалов, с утверждения новой системы ценностей.

Необходимым условием стабильного, устойчивого развития страны является общественное согласие. Современная трансформация в России, в отличие от ряда других постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы, осуществлялась в состоянии политического и духовного раскола общества. Этот раскол явился не просто проявлением некоторых субстанциональных характеристик российской ментальности. НО И отражением ТОГО. ЧТО общество вступило в переходный период без четко выраженного вектора происходящих перемен. Несомненно, нельзя отрицать значимость прагматических изменений, но хотелось бы подчеркнуть, что реформы будут иметь достаточно бессодержательный характер без определения стратегии реформ, сообразной с системой национальных интересов. Это важно еще и потому, что проблема формирования национальных интересов непосредственно связана с созданием механизмов ценностно-консолидированной социальной интеграции.

Россия является многонациональным и много конфессиональным государством, в котором каждый народ имеет свой менталитет, обычаи и традиции сложившиеся в течение столетий и отразившиеся в национальных идеологиях, как системе духов но-нравственных ценностей. Однако в России, по словам В. В. Путина, «при всем обилии взглядов, мнений... у нас были и есть общие ценности, ценности, которые сплачивают и позволяют называть нас единым народом» [9]. Задача государства на современном этапе развития создать российскую национально-государственную идеологию, которая смогла бы объединить общество на основе общих духовно-нравственных ценностей, разделяемые большинством населения. Она должна явиться ориентиром, указывающим общее направление и цель движения Российского государства и общества, прояснить смысл исторического и политического развития его народов, стать оправданием сложного и противоречивого пути России. Российская национально-государственная идеология на настоящем этапе развития страны должна явиться духовнополитической основой государственной целостности Российского государства.

Список литературы

1. Категории политической науки. - М., 2002.

2. Мельник В. А. Политические идеологии. — Минск. 2009.

3. Политическая энциклопедия В 2 т Т. 1. - М., 1999.

4. Конституция Российской Федерации (12.12. 1993). - М., 1998.

5. Гайдар Е. Т. Государство и эволюция. - М., 1995.

6. Соловьев В С Сочинения в 2-х томах. Т.2. - М., 1990.

7 Гулыга А В. Русская идея.

8. Послание Президента РФ Путина В Федеральному собранию РФ: «Государство Россия Путь к эффективному государству» от 8. 07. 2000. // Российская газета. 11,07.2000.

9. Известия. - 2000. - 14 июля.

10 Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Церковь и народ на путях духовного возрождения // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №3.

Сведения об авторе

Вольтер Ольга Владимировна, д. полит, н., к. ф. н., г. Армавир. Краснодарский край, тел.: 8918492732, e-mail: volterl7@list.ru

Voltaire О. V., Doctor of Political Sciences. Candidate of Sciences in Philosophy, Armavir. Krasnodar Territory, phone: 8918492732, e-mail: vo!terl7(d}list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.