УДК 340.1
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Елена Сергеевна ТОЛМАЧЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории
государства и права; секретарь судебного заседания Тамбовского районного суда Тамбовской области, e-mail: [email protected]
Проанализировано российское законодательство в области национальной идеи и перспективы его дальнейшего реформирования. Представлены мнения ученых и государственных деятелей о национальной идее и ее роли в осуществлении правового регулирования различных сфер общественной жизни в Российской Федерации.
Уделено внимание рассмотрению основам государственной идеологии, существующей и реализующейся в направлениях национальной идеи. Рассмотрены исторические концепции потери, а также отсутствие форм национальной идеологии. Прослежены предпосылки ее зарождения и существования. Справедливо отмечен тот аспект, что национальная идея в настоящее время представляет собой сложноструктурированное звено, состоящее из цивилизационных процессов под тяжестью исторического бремени. Уделено внимание и трактовке сущности национальной идеи, а именно ее признакам, которые отчетливо выделяют основополагающие черты и ее характеристику. Проанализированы многочисленные мнения ученых по поводу самого термина национальной идеи, проводится их объективный анализ и изучение.
Ключевые слова: национальная идея; государственная идеология; ценности; правовое регулирование; глобализация.
После распада Советского Союза, вот уже на протяжении почти 30 лет, в Российской Федерации наблюдается ситуация, характеризующаяся отсутствием четкой позиции, касающейся национальной идеи нашего государства, ее места и роли в обеспечении национальной безопасности, предупреждения конфликтов, возникающих на национальной почве. Согласно содержанию нормативно-правовых актов (главным образом, конечно, Конституции Российской Федерации [1], как основного закона страны) какая-либо государственная идеология, а следовательно, и национальная идея в стране запрещена. Действующий в то время президент Б.Н. Ельцин утверждал, что для «единства российского народа нам необходима национальная идея» [2, с. 24].
Очевидно, что данная норма появилась не в результате четкой, последовательной законодательной политики, а выступила в качестве борьбы против коммунистической идеологии советского государства, как попытка преодолеть разрыв между Россией и европейскими государствами. При этом произошла просто регламентация факта о невозможности утверждения господствующей идеологии в нашей стране, но при этом внут-
ренняя ситуация не оценивалась и не учитывалась. Все это является результатом глобализации, когда границы между государствами стираются, законодательства унифицируются. Но между тем невозможно не учитывать исторических предпосылок формирования каждого конкретного государства, благодаря которым и формируется индивидуальность, выражающаяся в России в характере и менталитете, патриотизме и гражданственности, которые сыграли положительную роль в сложные периоды истории нашего государства.
Национальная идея существовала в нашей стране на протяжении многих веков. А.Н. Вырщиков, К.М. Никонов утверждают, что в основе российской национальной идеи после принятия на Руси при князе Владимире православной религии в 988 г. лежала идея славянской солидарности [3, с. 5]. Ее истоки уходят в глубь веков. Еще в эпоху средневековья возникает идея о том, что «Москва - третий Рим», т. е. Россия является закономерной преемницей великой Византии и именно ей отведена особая мессианская роль в развитии человечества. Филофей подчеркивал преемственность русского самодержавия от Владимира Святого и Ярослава
КБЫ 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 12 (128), 2013
Мудрого, обосновывая деятельность Ивана IV как духовного наследника государственного строительства, начатого ими. Но он, обращаясь к царю, писал, что власть нужна самодержцу не сама по себе, а чтобы стать щитом веры, защищать православие, сохранять ценности русской цивилизации от попыток разрушить их со стороны Запада. В далеком прошлом в основе «русской идеи» было государственно-религиозное мессианство - стремление быть главной, если не единственной носительницей подлинно христианских ценностей, а после падения Византии - и православной государственности. На протяжении веков силы российской государственности были направлены на сохранение русского народа, развитие у него национального самосознания и высших патриотических чувств. С расширением границ Русского государства, присоединением к нему новых народов «русская идея» трансформировалась в идею российскую. Многочисленные нерусские народы, получая от русской нации экономическую, культурную и иную помощь, военную защиту от врагов, стали считать Россию своей общей исторической родиной. Вследствие этого идея о роли и предназначении русского народа, т. е. русская идея, «...стала общей для всех наций, народностей, этнических и национальных групп, населявших огромную Российскую империю» [4, с. 6]. Именно данная трактовка национальной идеи, по нашему мнению, должна применяться в современном российском законодательстве, т. к. она не предусматривает привилегированного положения русского народа, а предполагает равенство всех национальностей в государстве. Характерно, что термин «русская идея» родился из-под пера Ф.М. Достоевского в 1862 г., через год после отмены крепостного права, когда Россия начала задумываться о новых принципах своего существования. Вслед за ним о русской идее почти сто лет писали крупнейшие мыслители - В. Соловьев, братья Трубецкие, И. Ильин, Н. Бердяев.
Сама национальная идея России в настоящее время представляет собой особую разновидность цивилизационных идей, для которых характерны следующие признаки:
1) надэтнический характер, который сближает их с имперскими идеологиями, хо-
тя последние делают больший акцент на государственном начале;
2) выдвижение в качестве главной задачи - построение единого цивилизационного пространства, при этом задачи национально-государственного строительства отодвигаются на второй план;
3) утверждение общности исторической судьбы и единства государственно-политической традиции;
4) представление о единстве веры и культурной традиции как основе цивилиза-ционного строительства;
5) представление о языке как об объединяющем факторе;
6) церковь выступает как самостоятельный общественно-политический организм, не подавляемый государством,
7) стремление к преодолению националистического дискурса [5, с. 267].
Содержание национальной идеи не оставалось одинаковым, каждый следующий этап ее развития был отражением определенного периода, предыдущей истории и стратегий будущего, содержание корректировалось в зависимости от исторических (смена одного исторического типа государства другим), политических (нахождение у власти той или иной политической силы: естественно, что в период царизма национальная идея отличалась от идеи коммунистов), экономических (уровень производственных отношений, материальные ресурсы самого государства в тот или иной период), правовых (закрепление в законодательстве возможности существования национальной идеи, выражение ее в господствующей правовой идеологии), организационных (создание условий для реализации национальной идеи путем использования различных правовых и неправовых средств и методов), культурных (осознание, понимание гражданами целей и задач проведения политики в области национальной идеи), международных (международная обстановка, наличие или отсутствие международных конфликтов, образование и деятельность международных организаций, непосредственно влияющих на деятельность отдельных государств), социальных (уровень жизни населения) условий.
В настоящее время высказываются различные точки зрения по поводу национальной идеи. По мнению М. Телемпаева, «на-
циональная идея - это форма познания жизни народа, не только отражающая устройство жизни народа, но и направленная на преобразование устройства жизни. Она отражает мечты о будущем предыдущих и живущих поколений, а также доступные живущим поколениям возможности преобразований. В качестве формы познания, направленной на преобразование жизни народа, национальная идея содержит основной принцип будущего устройства жизни народа» [6].
B.М. Межуев в статье, специально посвященной анализу феномена национальной идеи, определяет ее как «наличие у каждой нации системы ценностей, имеющей для нее более универсальный смысл, чем ее национальные интересы» [7, с. 5].
Национальная идея, по мнению К.А. Воробьева, это внутренне присущая русской цивилизации стратегия сохранения, поддержания и развития ее миссии в виде открытого множества признаков изменяющихся со временем, но существующих и действующих в рамках традиций и цивилизационных и моральных ценностей, сложившихся в течение тысячелетий ее жизни в условиях евразийской внутриконтинентальной срединности, идентифицируемая в таком состоянии приверженными ей народами и странами, а также внешними для нее национальными и ци-вилизационными сообществами [8, с. 64].
C.С. Сулакшин утверждает, что национальная идея - это устойчивое представление индивида о прошлом, настоящем и будущем своей страны, мобилизующее его на жизненные усилия, а также состояние общественного сознания [9, с. 63].
В.И. Якунин под национальной идеей понимает базовую общественную идею, которая принимается всеми слоями социума, проявляется в открытой или латентной форме во всех сферах социального функционирования (экономике, политике, социальной изменчивости). Таким образом, в самом обобщенном смысле под термином «национальная идея» следует понимать комплекс основополагающих нравственно-этических идей, длительное время занимающих центральное место в истории народа, служащих для максимально длительного сохранения идеологической самобытности этого народа [10, с. 7].
23 января 2012 г. В. Путин опубликовал в «Независимой газете» свою статью, посвященную анализу национального вопроса в России. «Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации - русский народ, русская культура... Мы многонациональное общество, но мы единый народ. Это делает нашу страну сложной и многомерной. Дает колоссальные возможности для развития во многих областях... Задачи, которые мы ставим и внутри страны (создание новой экономики с эффективной занятостью, воссоздание профессиональных сообществ, равномерное развитие производительных сил и социальной инфраструктуры на всей территории страны), и задачи евразийской интеграции - это ключевой инструмент, благодаря которому можно ввести миграционные потоки в нормальное русло. По сути, с одной стороны, направить мигрантов туда, где они будут в наименьшей степени вызывать социальное напряжение. А с другой - чтобы люди в своих родных местах, на своей малой родине могли чувствовать себя нормально и комфортно. Надо просто дать возможность людям работать и нормально жить у себя дома, на родной земле, возможность, которой они сейчас во многом лишены. В национальной политике нет и не может быть простых решений. Ее элементы рассыпаны во всех сферах жизни государства и общества - в экономике, социалке, образовании, политической системе и внешней политике. Нам надо выстроить такую модель государства, цивилизационной общности с таким устройством, которая была бы абсолютно равно привлекательна и гармонична для всех, кто считает Россию своей Родиной. Мы будем укреплять наше «историческое государство», доставшееся нам от предков. Государство-цивилизацию, которое способно органично решать задачу интеграции различных этносов и конфессий» [11].
Проанализировав различные точки зрения, касающиеся национальной идеи, необходимо выделить ее существенные признаки: - опирается на принципы, идеалы и ценности, которые являются общими для населения России, например, патриотизм, религия (неважно, православная, католическая, мусульманская), нравственность, свобода, равенство, гражданственность;
ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 12 (128), 2013
- распространяет свое влияние на все население страны, которое составляют граждане Российской Федерации, в т. ч. находящиеся за рубежом, вне зависимости от принадлежности к определенному народу, вероисповеданию;
- не подразумевает умаления внутренних культурных и традиционных ценностей народностей;
- проявляется во всех сферах жизни общества.
В заключение необходимо отметить, что, несмотря на процессы глобализации, которые в настоящее время играют огромную роль при определении стратегических направлений внутренней и внешней политики российского государства, нельзя забывать и о внутренней идентификации, которая подразумевает наличие в каждом государстве ци-вилизационной идентичности, выраженной в форме национальной идеи России. На всех этапах развития государства России была свойственна эмоциональность, ориентация и страстная вера в идеалы, внутреннее ощущение правильности или неправильности, несправедливости. Этим во многом объясняется и тот факт, что в России тяжело идет построение гражданского общества и правового государства. Россия не копирует западный образец, отдавая дань специфике исторического опыта, основанного на сильных патриархальных началах, сильной государственной власти (по нашему мнению, к подобным периодам относятся период нахождения у власти Ивана III, Петра I, Екатерины II, а также Сталина в советский период). Причем важно отметить, что сильная государственная власть, выраженная в деятельности конкретного правителя, не противоречит демократическим принципам государственности, если целью ее деятельности не является нарушение прав и свобод человека. История российского государства демонстрирует тот факт, что обществу не страшны никакие перемены и потрясения, если они сплочены доминирующей идеей развития. Наличие стабильно функционирующей национальной идеи, определяющей устойчивые ценности государства, наличие выстроенной, непротиворечивой системы представлений о целях и перспективах общественного развития - все
эти условия необходимы для поддержания стабильности социальных систем.
Наличие национальной идеи не означает, что Россия не участвует в процессах мировой интеграции, не подразумевает, что нашей стране не место в международных организациях, целью деятельности которых является обеспечение и поддержание мирового правопорядка и международной безопасности. Напротив, создание общенациональной идеи, являющейся необходимым элементов для формирования достаточно определенных мировоззренческих, социокультурных и прочих установок, позволит обеспечить национальную безопасность нашей стране.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.
2. Богатырев К.А. Конституционные основы государственной идеологии и национальной идеи России // Право и безопасность. 2010. № 2.
3. Вырщиков А.Н., Никонов К.М. Российская национальная идея. Некоторые суждения о государственности, демократии и культуре, свободе и человеческом достоинстве. Волгоград, 1998.
4. Троицкий Е.С. О русской идее: Очерк теории возрождения нации. М., 1994.
5. Петрунина O.E. «Великая идея» и геополитическая ситуация на Балканах на рубеже XX-XXI вв. // Национальная идея. Страны, народы, социумы. М., 2007.
6. Телемтаев М. Национальная идея российского народа. М., 2004. URL: http: //www. gumer. info/bibliotek_Buks/Polit/Article/telem_nac.php. (дата обращения: 11.02.2012).
7. Межуев В.М. О национальной идее // Вопросы философии. 1997. № 12.
8. Воробьев К.А. К вопросу о русской национальной идее // Российская общенациональная идея. М., 1996. Вып. 19.
9. Сулакшин С.С. Национальная идея России: программа действий (постановка задач) // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектировании. 2009. Т. 2. № 5.
10. Якунин В.И. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход // Государство и право. 2007. № 5.
11. Путин В. В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 янв.
Поступила в редакцию 23.09.2013 г.
UDC 340.1
FEATURES OF LEGAL REGULATION OF NATIONAL IDEA IN RUSSIAN FEDERATION Elena Sergeyevna TOLMACHEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory of State and Law Department; Secretary of judicial session of Tambov district court, e-mail: [email protected]
The Russian legislation in the field of national idea and to prospects of its further reforming is analyzed. The opinions of scientists and statesmen on national idea and its role in implementation of legal regulation of various spheres of public life in the Russian Federation are presented.
The attention is paid to consideration to bases of the state ideology which exist and being realized in the directions of national idea. The historical concepts of loss, and also lack of forms of national ideology are considered. Preconditions of its origin and existence are traced. That is marked fairly out aspect that the national idea represents now the difficult structured link consisting of civilization processes under weight of historical burden. The attention and treatments of essence of national idea, namely to its signs which distinctly mark out fundamental lines and its characteristic is paid. The numerous opinions of scientists, concerning the term of national idea are analyzed, the objective analysis and studying is carried out. Key words: national idea; state ideology; values; legal regulation; globalization.