Научная статья на тему 'Национальная идея и идеология государства в Конституции российской Федерации'

Национальная идея и идеология государства в Конституции российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5295
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / NATIONAL IDEA / ИДЕОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА / IDEOLOGY OF THE STATE / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / ПРЕЗИДЕНТ / PRESIDENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Радченко Василий Иванович

В статье рассматривается вопрос о роли, цели и значении идеологии государства сути национальной идеи для конституционного строительства и развития российской государственности. Автором называется ряд глав и норм Конституции России, которые, по его мнению, отражают идеологию государства и выражают ее национальную идею по позиционированию нашего государства в мировом сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The National Idea and Ideology of the State in the Constitution of the Russian Federation

Discusses the role, purpose and importance of the ideology of the state the essence of the national idea for constitutional construction and development of the Russian statehood. The author refers to the set number of chapters and forms of the Russian Constitution, which in his opinion reflect the ideology of the state and Express its national idea on the positioning of our country in the global community.

Текст научной работы на тему «Национальная идея и идеология государства в Конституции российской Федерации»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

В.И. Радченко

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И ИДЕОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается вопрос о роли, цели и значении идеологии государства сути национальной идеи для конституционного строительства и развития российской государственности. Автором называется ряд глав и норм Конституции России, которые, по его мнению, отражают идеологию государства и выражают ее национальную идею по позиционированию нашего государства в мировом сообществе.

Ключевые слова: Конституция, национальная идея, идеология государства, демократия, президент.

V.I. Radchenko

THE NATIONAL IDEA AND IDEOLOGY OF THE STATE IN THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Discusses the role, purpose and importance of the ideology of the state the essence of the national idea for constitutional construction and development of the Russian statehood. The author refers to the set number of chapters and forms of the Russian Constitution, which in his opinion reflect the ideology of the state and Express its national idea on the positioning of our country in the global community.

Keywords: the Constitution, National idea, ideology of the state, democracy, President.

Растерянность, царившая на протяжении нескольких лет в умах многих россиян после распада СССР, а также последующие события, когда значительная часть народных масс за лозунгами и практическими действиями либеральной интеллигенции по деидеологизации и деполитизации общества, всей системы органов государственной власти и управления, учреждений науки, образования и культуры, навязывание идей отрицания, и опошления исторического прошлого России, чувств патриотизма не могли не заставить задуматься здравомыслящую часть нации 90-х гг. прошлого столетия о том как, на каких основах, какими правовыми механизмами и гарантиями, в какой форме и на каких ценностях должен быть выстроен и работать новый Основной Закон страны - Конституция РФ.

Видимо, как это не раз бывало в истории нашего государства, только спустя десятилетия мы поймем и осознаем, то гражданское мужество, тот гражданский подвиг «отцов-основателей» Конституции РФ 1993 г., которые вложили не только в ее текст и содержание программу строительства новой российской государственности, а может быть, сами того не подозревая, какими мощными «сухими» правовыми нормами (языком права) закрепили систему идеологии государства - национальную идею.

© Радченко Василий Иванович, 2015

Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и международного права 110 (Саратовская государственная юридическая академия)

Конституционалисты, философы, историки выделяют, как правило, в соответствии с функциями национальной идеи три ее основополагающие начала. Это: осознание своей общенациональной идентичности, закрепление ее в массовой психологии граждан; обоснование предназначений и смысла существования нации; конструирование своего национального идеала, связывающего воедино прошлое, настоящее и будущее1.

На наш взгляд, концентрированно суть национальной идеи выражена в преамбуле Конституции РФ: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Как видим, в преамбуле Конституции перечислены основополагающие цели, начала, которые лежат в основе строительства и развития государства. Это: утверждение и приоритет прав и свобод человека и гражданина; незыблемость гражданского мира и согласия в Российской Федерации; сохранение исторически сложившегося государственного единства; возрождение суверенной государственности России; установление незыблемости демократических основ нашего государства; обеспечение благополучия и процветания России. е

С точки зрения структурных элементов национальной идеи как системы в и первую очередь необходимо выделить конституцию как основу формальной со- а ставляющей и закрепляющей правовыми нормами национальную идею. В ка- о

в

честве обязательных структурных элементов национальной идеи необходимо о назвать следующие: з

место России в мире, т.е. геополитическая составляющая; 1

с

политическая составляющая как доктрина или идеология; е

приверженность национальной культуре, т.е. ментальная составляющая; о

желание процветания России, т.е. патриотическая составляющая. р

Дефиниции «идеология» и «идеология государства» далеко не тождествен- |

ч

ны, но соотносятся, на наш взгляд, как общее и части целого. Идеология (от к

о

греч. l5s0^0YÍa, от греч. 15еа — прообраз, идея; и 1оуо< — слово, разум, учение) К

- это все-таки система концептуально оформленных взглядов и идей, выражаю- М

щая интересы различных обществ, социальных классов и групп, в которой осо- и

знаются и оцениваются отношения людей к действительности и к друг другу, 2

а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и 00

власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования 2

(радикальные, революционные идеологии). 5

В то же время идеология государства всегда является совокупностью, прежде всего, исторических, мировоззренческих принципов, целей, ценностей, идеалов и убеждений, основывающихся на экономических и политико-правовых условиях жизни социума, которые обеспечивают самопознание, воспитание и коммуникацию людей внутри государства и между государствами как взаимосвязанном

глобализирующемся мире. 111

За минувшие 100 лет имя нашей страны менялось три раза: Российская империя, Союз Советских Социалистических Республик, Российская Федерация. Менялось не только наименование страны, но и идеология государства, мировоззренческие подходы к тем или иным событиям как внутри страны, так и во вне. Одно оставалось неизменным на протяжении столетий - дух нации, личности, которым мы дорожим. Эти ценности не имеет ни одна другая нация, ни одно другое государство. Почему?

Есть ключевые, очевидные константы, которые пронизывают всю историю нашего государства. Все народы являются великими, не похожими друг на друга, у каждого из них свой способ вхождения в мир, свой способ интеграции других культур, народов, цивилизации, веры. Некоторые народы склонны к торговой колонизации, другие - к мирному апартеиду - разделенному существованию господ и колоний.

Англосаксы - классика сепарации - разделение на рабов и господ. Отсюда их идеология, их «ценности», отсюда - родина «двойных стандартов» в миропонимании и мироощущении, в понимании добра и зла, демократии и права других народов.

Совсем иной подход российского народа к этим вопросам. Он всегда проявлялся и проводился в государственной политике. Исторически Россия показала себя как государство, способное удерживать мир от глобального зла, обуздывать это зло. Это и есть идеология нашего государства, наши национальная идея и цель.

Главный принцип, который пронизывает всю историю и идеологию нашей государственности - это принцип служения ему (государству) по отношению к а территориальной целостности, его единству как государственной организации ? и социума. Речь не идет об унитаризме, а о новых схемах федеративного устрой-

т

3 ства, о совершенствовании Федерации как «мягкого» аппарата управления

территориями и страной в целом. I На наш взгляд, формулировка, содержащаяся в ч. 2 ст. 13 Конституции

1 России о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве го-

го

| сударственной или обязательной, является спорным. Отказ от государственной

| идеологии - это тоже идеология, признание отсутствия целей и задач Россий-

| ского государства, которые, тем не менее, четко прописаны в Основном Законе

2 страны, во всех его главах, в т.ч. и в ч. 3-5 ст. 13.

° Исходя из вышеизложенного возникает ряд вопросов.

« Первое. Отвечает ли ныне действующая Конституция тем критериям, которые

| позволяют формировать правовые основания национальной идеи, идеологию

0 Российского государства или нет? На наш взгляд, ответ может быть только один -

1 положительный, поскольку только Конституция является основным механизмом,

0

° консолидирующим общество, государство для разрешения назревших проблем.

го

Сама по себе Конституция - это не только «абсолютная норма» государства,

1 не только продукт национальной культуры, философии бытия, но и набор идей, | отражающихся в Основном Законе и близких по силе нормативных актах - федеральных конституционных и федеральных законах. «Обычно это (идеи. - Р.В.) свободное общество; свободная личность, обладающая широким набором прав и свобод»2.

Обязательно в перечень этих идей, по мнению указанного автора, должны входить: демократическое общество и государство, политическое свободомыслие, 112 плюрализм и демократия3.

Как совершенно справедливо отмечают многие видные ученые-юристы, сегодня среди населения, ученых, практиков нет слова, которое бы так часто присутствовало в политическом лексиконе и которое является столь неопределенным, как демократия, поскольку она служит основным фактором, определяющим социальную и политическую жизнь в мире. В зависимости от понимания дефиниции «демократия» англо-саксонской школой права, то она во многом определяется политическими интересами и конфликтами правящих элит, т.к., по их мнению, простые люди не компетентны в политических и экономических вопросах. Для нашего государства признание в Конституции народа верховным носителем всей власти означает выражение народного суверенитета, который неделим и имеет одного субъекта - народ. В связи с этим для нас представление о народе как об исходном и конечном пункте демократической легитимации власти является базовым в понимании демократии. Поэтому если в период начала конституционной реформы (мы бы сказали «ранний романтический период», этап ее становления) считали что это «высшая и конечная форма политико-юридической организации социума, обеспечивающая его благополучие и стабильность, сегодня приходит понимание того, что демократия не есть панацея, но именно форма, причем не застывшая...»4. Это может и должно, на наш взгляд, означать, что демократия представляет собой процесс поиска идей, взглядов, убеждений, открывающих дорогу развитию экономической, политической и социальных сфер и интересов государства. Еще раз подчеркнем: никто не может отрицать того факта, что указанные положения существуют, они отражены и закреплены в Конституции РФ.

Второе. Является ли глава государства в конституционном строе России тем движителем, который обеспечивает и гарантирует осуществление не только прямых е

п

своих конституционных обязанностей, но и на практике осуществляет и прово- и дит идеологию государства, выражает его национальную идею? Считаем, что да. а

Т5

Анализируя роль и значение института Президента для нашей страны, ком- о

в

петенция и полномочия которого четко и исчерпывающе изложены не только §

в гл. IV Конституции, мы приходим к ключевому выводу национальной идеи а

- сильный Президент, сильная верховная власть - основа государственного Р

единства и территориальной целостности страны. е

Для России роль главы государства будет всегда велика. Именно ему Консти- о

туцией предписана задача обеспечения его целостности. Отечественный опыт не р

раз доказал, что единство и верховенство центральной власти по отношению к Ч

его частям являются составляющими целостности и нормального функциони- |

рования государства. К

Исторически государственное строительство России шло «сверху» централь- м

ная власть в лице царя, императора, генерального секретаря ЦК КПСС, Прези- I

дента «допускала» и «допускает» создание земель, губерний, государственно- ¡§

м

подобных образований. От центральной власти зависело административно- 00 территориальное устройство, а также разумный подход к обеспечению этниче- 22 ских прав и включение национальных верхов в процесс управления страной. 5

Президент РФ согласно Конституции формально не выходит в систему исполнительной власти, он - глава государства. Оставаясь вне пределов трех традиционно вычленяемых ветвей единой государственной власти, он интегрирует российскую государственность. Кроме того, Президент, которого Конституция наделила значительными полномочиями, контролирует исполнительную власть, выполняет некоторые квазисудебные функции в качестве арбитра между орга- 113

нами государственной власти, определяет эффективность и действенность всех институтов власти в Российской Федерации. В этом смысле он персонифицирует российскую государственность. Речь идет не о режиме личной власти, гарантией от установления которой должна служить Конституция РФ, а о выявлении демократического потенциала российской президентуры как одного из институтов государственной власти, действительно представляющего интересы всего общества. В этих условиях обязанность главы государства не связывать себя с той или иной политической силой или интересами отдельного социального слоя, быть олицетворением всего государства и представлять всех своих сограждан приобретает особое значение.

В связи с этим мы не разделяем точку зрения тех авторов, которые недооценивают роль главы государства как основного носителя и гаранта государственной целостности и единства нации. Поскольку роль Президента чрезвычайно велика в условиях федеративного государства, само устройство которого направлено на разрешение двух главных и тесно взаимосвязанных задач: гармонизацию межнациональных отношений и рационализацию власти, гарантирующей защиту государства как от конфедерализации, так и от унитаризации. В связи с этим Президент РФ концентрирует интересы всего общества и является, как уже говорилось, его олицетворением.

Третье. Опираются ли на поддержку подавляющего большинства народных масс императивные законы нашего государства по моральному понуждению тех субъектов правоотношений, которые действуют не в рамках норм, установленных и декларируемых Конституцией? Отражают ли они идеологию государства? а Представляется, что и первая, и вторая глава Основного Закона дают положи? тельный ответ и на этот вопрос.

т

3 В связи с этим речь идет не только о реализации ч. 3 ст. 17 Конституции РФ

о правах и свободах человека, но и их обязанностях перед государством и обще-

1 ством как необходимом условии формирования гражданского общества. Как | известно, современное видение прав человека не укладывается в ее конститу-

го

| ционную формулу: «Разрешено все, что не запрещено законом».

| Типология прав человека в ее современном понимании разграничивается, как

| правило, на два аспекта: негативный и позитивный. Негативный аспект предпо-

2 лагает полное отсутствие ограничений государства по отношению к личности, ° т.е. отсутствие принуждения и возможность личности действовать по своему ж усмотрению. Позитивный аспект подразумевает свободу выбора, достижения | поставленных целей, проявление способностей человека и обязанность государ-о ства, его органов, должностных лиц предоставлять требуемые блага, защищать ° их, но в этом случае гарантией пользования этими благами все-таки является

0

° уровень социально-экономического развития государства.

го

3 Следовательно, идеология государства по Конституции, его институты власти

1 подчинены одной цели — безопасности личности, которая и предусматривает | защищенность условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод личности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

возможности для ее саморазвития. Вместе с тем государство устанавливает путем принятия жестких правил поведения для тех субъектов правоотношений, которые ведут или могут привезти к расколу общества (в т.ч. и со стороны самого государства) теми индивидами, точнее, тому «подавляющему меньшинству» населения, для которых понятие «демократия» равнозначно понятию народо-114 правство как «самодержавие народа»5.

«Таким образом, для демократического государства в его интерпретации Конституцией России ... пронизывающей организацию и функционирование власти, суверенитета, свободы и прав личности и должны учитываться. как в ходе законодательной, так и правоприменительной деятельности норм Основного Закона страны»6.

Четвертое. Как часть глобального, взаимосвязанного и взаимозависимого миропорядка может ли наше государство функционировать в национальной, международно - правовой системе, тех норм международного права, которые дополняют, защищают и гарантируют социуму варианты выбора защиты своих прав и свобод? Норма Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) также положительно отвечает на этот вопрос, т.к. не может идеология государства, закрепленная в Основном Законе страны, отвечать только подавляющему числу индивидов. Человек, гражданин должен видеть и видит, что государство дает ему (меньшинству) не только право, но и возможность защищать свои права и интересы не только в собственной стране, но и в международных судебных органах.

И пятое. Для гражданина России осознание себя частью великой, сильной, суверенной державы, территория и богатства которой являются самыми значительными в современном мире, придает ему объективное чувство гордости и в то же время сопричастности, личной ответственности и непринятия иррационального управления этим наследием. Это означает, что общенациональная идея должна стать формулой жизни подавляющего числа россиян. Таким образом, национальная идея должна и может выступать как сдерживающая духовная сила реальных и возможных в будущем центробежных тенденций началом, способствовать выработке и укреплению в сознании каждого из нас национальных интересов и национальных приоритетов России. В поступательном развитии нашей страны неоспорима роль главы государства - Президента РФ как гаранта стабильности политической системы, территориальной целостности и единства, которому необходимо «сформулировать такое видение развития страны, которое предполагало бы долгосрочную программу созидания»7.

Одной из стержневых программ созидания является и «объединяющая идея, которая придавала бы осмысленность поступкам. Однако такую идею нельзя выдумать, изобрести, а потом навязать обществу»8.

В самом начале третьего тысячелетия в апреле 2000 г., патриарх Московский и всея Руси Алексей II говорил: «России нужно вновь обрести моральный стержень, воскресить осознание своей благой миссии в мире. Здание государства не утвердится и не устоит, если будет построено на песке сиюминутных выгод. Духовное, нравственное возрождение Отчизны должно стать непременной заботой не только для власти, но и для школы, культуры, средств массовой информации, для всего нашего общества»9.

Представляется, что реализация национальной идеи послужит дальнейшему укреплению российской государственности.

1 См.: Иванова С.Ю. Национальная идея в культуре современной России // Юридический мир. 2006. №12.

2 См.: Авакьян С.А. Конституционализм и публичная власть: конституция и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11. С. 28.

3 См.: Там же.

4 Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России. Опыт синтетического исследования. М., 2014. С. 3.

5 Там же. С. 189-191.

6 Там же.

7 Православие и духовное возрождение России. Екатеринбург, 2003. С. 408.

8 Там же. С. 409.

9 Там же. С. 407-409.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.