Научная статья на тему 'Почему нужна государственная идеология в России (полемические рассуждения)'

Почему нужна государственная идеология в России (полемические рассуждения) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1517
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / НАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ЦЕННОСТИ / NATION / VALUES / NATIONAL IDEA / POLITICAL IDEOLOGY / EDUCATION / GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мощелков Евгений Николаевич

В статье поднимаются проблемы взаимосвязи национальной идеи и государственной идеологии. С этих позиций уточнены определения понятий «национальная идея», «национальный идеал», «государственная идеология» и описаны три принципиально различные исторические модели государственной идеологии в России допетровского, имперского и советского периодов. При рассмотрении комплекса проблем, связанных с формированием национальных идеалов в современный период особое внимание уделяется сфере образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Why Russia Needs a State Ideology (Polemical Reasoning)

Recently, we have seen a marked increase in interest of social scientists, journalists, politicians and the broad group of Russian citizens to searching and justification of the national idea and state ideology. These two interrelated concepts are the subjects of my research, for analyzing which I use comparative, historical, structural and functional, and system methods. For my research goals, I suggest a few definitions. I define national idea as a ‘single’ essence of a particular nation and its government in this historic development context. Under such approach, national ideal is formulated as a perfect image of the future of this nation and its state, which crystallizes universal and specific national characteristics, features, quality and the most perfect rational unit of civil and political life. Finally, I define state ideology as a prescribed system of postulates, rules, values, united by the key idea, which gives a very clear understanding to the majority of citizens about the existence of Russia and justification of geopolitical, economic reasons, the determinants of the Russian state unity within the present territory of the real historical context. I distinguish three fundamentally distinct models of state ideology in Russian political history. In the period before Peter the Great, there was the specific ideology of the feudal-monarchist-communal state with idea of the organic unity of the Orthodox religion, and way of life of the local agro-production process. In an empire era, ideology of centralized autocratic states, which based on the idea of an organic combination of national Orthodox monarchism (authoritarianism) and local democracy dominated. Ideology of the Soviet Union I define as pseudo-communist etatistic state aimed at centralized mass non-economic forcing to accelerated realization of certain (primarily economic) models of ideal social order. I suppose deep essence of the modern stage it is a hidden support of the political elite in Russia etatistic idea of formation the economy by strengthening the state base in terms of conservation in public and on the mental levels of the key features of the Soviet system. One of the main conclusions of my article is following: throughout the history of the Russian state, ideology played the role of one of ‘braces’ for Russian huge and multi-layer state space. However, today there is not really any new idea, which expresses the essence of nation in Russian society in the modern conditions. State-construction goals require the development of such idea, and the necessary condition for this is organic combination of ideological construction and the actual state of the state and society, because the actual working state strategy reflects the actually existing in this society interests and values. I also formulate another important conclusion: the need for a radical strengthening of the educational component in the Russian education system because now its place is occupied by foreign actors through its educational programs being implemented in the consciousness of the Russian youth western values and attitudes that undermine trust and love for the Fatherland.

Текст научной работы на тему «Почему нужна государственная идеология в России (полемические рассуждения)»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 9. Вып. 1 • 2015 ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА.

К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.С. ПАНАРИНА

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

on the Occasion of 75th anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Band 9, Ausgabe 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin

Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Современные цивилизации и Россия

Modern Civilizations and Russia / Moderne Zivilisationen und Rußland

УДК (316.75:323.2:37)(470)

Мощелков Е.Н.

Почему нужна государственная идеология в России

(полемические рассуждения)

Мощелков Евгений Николаевич, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой философии, политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

E-mail: enm@inbox.ru

В статье поднимаются проблемы взаимосвязи национальной идеи и государственной идеологии. С этих позиций уточнены определения понятий «национальная идея», «национальный идеал», «государственная идеология» и описаны три принципиально различные исторические модели государственной идеологии в России допетровского, имперского и советского периодов. При рассмотрении комплекса проблем, связанных с формированием национальных идеалов в современный период особое внимание уделяется сфере образования и воспитания.

Ключевые слова: воспитание, государство, государственная идеология, нация, национальная идея, ценности.

В действующей Конституции Российской Федерации содержится положение, которое в настоящее время вызывает в различных кругах российского общества все большее количество критических суждений. Речь идет о п. 2 статьи 12: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Таким образом, в Российской Конституции, причем в главе об основах конституционного строя, постулируется отрицание необходимости государственной идеологии.

Споры в обществе вокруг данной конституционной нормы, по сути, сводятся к одному вопросу: «Может ли успешно развиваться и даже просто существовать такое государство как Россия без национальной государственной идеологии?».

Сразу отметим, что в научном сообществе все более громко и твердо звучат голоса тех, кто на данный вопрос отвечает категорически отрицательно:

«Удел тех, у кого нет идеологии, — пикник на обочине истории» (А.И. Фурсов) [Медведева 2014]

«Без идеологии в принципе не может существовать никакое государство, поскольку в идеологии концентрируются идеалы, цели и ценности тех или иных социальных групп современного общества» (А.А. Прохожев) [Прохо-жев 2013, с. 161].

Остается только пока без ответа вопрос: «Что нужно сделать, чтобы у современной России появилась государствен-

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Мощелков Е.Н. Почему нужна государственная идеология в России (полемические рассуждения)

ная (национальная) идеология и может ли она вообще появиться на данном историческом этапе развития российского общества?».

Суть государственной идеологии и ее место в общей системе приоритетов государственной жизни

В рамках указанного спора в политологических и философских журналах в последнее время стало появляться все больше статей по проблемам идеологии. Специалисты обращают внимание на то, что в конце XVIII — начале XIX в. в революционной Франции термин «идеология» начинает употребляться, прежде всего, как ключевое понятие новой социальной теории, новой системы знаний, призванной восстановить единство наук, то есть как, говоря современным языком, междисциплинарное знание1.

1 Недавно была даже переведена на русский язык и издана в России книга французского мыслителя Антуана Де-стют де Траси, который, как считается, в 1796 году первым в научном контексте употребил термин «идеология» — (см. [Дестютде Траси 2013]).

Многие мыслители XIX века (в частности, К. Маркс) термину «идеология» придают негативный оттенок. Идеология понимается ими как ложное, иллюзорное или даже «превратное» сознание (см. подробнее [Буянов 2014, с. 11—13]).

В современной философско-политической науке и политической практике «идеология» понимается как некая система идей, идейных ценностей, которая формируется в головах отдельных интеллектуалов (идеологов). Это составная часть общественного сознания, в которой детерминируются реально существующие на данном историческом этапе интересы отдельных социально-политических групп или общностей (см., например: [Келле 1983, с. 199]). Когда какая-то система идей получает господствующее положение в рамках отдельных государств, то она становится идеологией этих государств, т.е. государственной идеологией.

Таким образом, идеологий может быть много, а государственной (в рамках определенного государства) идеология может быть только одна.

Для того, чтобы концептуализировать содержание идеологии, ее основные постулаты нужно четко понимать и представлять себе историко-логическую цепочку становления и упрочения данного общественного феномена.

Изначально должна быть сформулирована основная идея национального бытия. Это особенно необходимо для больших и долгоживущих общественных систем. В последние годы в отечественной литературе сломано много копий вокруг «русской идеи». Ожесточенные споры идут по поводу содержания этой идеи в XIX веке, по поводу возможности и необходимости ее возрождения в современной России. Чаще всего эта «русская идея» подается как некий исторический феномен, как уникальная идея уникального социума, аналога которому в истории не существует.

На самом деле это не так. В 2007 г. Институт социологии РАН выпустил в свет коллективную монографию под названием «Национальная идея: страны, народы, социумы». В этом издании ведущие специалисты раскрывают содержание и историческую эволюцию национальной идеи в ведущих мировых державах — Франции, США, Англии, Германии, Италии и Испании, — а также в ряде стран Латинской Америки, Азии, Восточной Европы. В заключительной статье книги ее редактор Ю.Г. Оганисьян подводит итог проведенного исследования:

«Представленный в книге дискурс убедительно показывает: нет в мире страны и народа, которые не обладали бы своей национальной идеей, отражающей коренные интересы данной общности» [Национальная идея... 2005, с. 409].

Но что вообще понимается в гуманитарной наук под словом «идея»?

В русском научном языке выработалось два представления (дефиниции) слова «идея». Условно их можно назвать филологическим и философским. Согласно первому представлению, «идея» — это 1) «понятие о вещи» [Даль 2003, с. 10] или 2) «мысль, общее понятие о предмете или явлении; ... определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, ... мировоззрения» [Современный словарь иностранных слов 1992, с. 223]. Философский подход к интерпретации слова «идея» сформулировал еще в середине XIX в. профессор Московского университета П.Д. Юркевич.

«Идея, — писал он, — в отличие от понятия и в значении самостоятельном, употребляется вообще там, где мысль возвышается над механической стороной предмета и прозревает в его разумную и единичную сущность» [Юркевич1990, с. 10].

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Мощелков Е.Н. Почему нужна государственная идеология в России (полемические рассуждения)

Отталкиваясь от такого философского представления о слове «идея» можно адекватно интерпретировать производное от него слово «идеал». По мнению современных философов, слово «идеал» — это «высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления; ... совершенство в отношениях между людьми или — в форме общественного идеала — такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство» [Апресян 2001, с. 71].

Исходя из таких философских определений «идеи» и «идеала» получаем следующие определения «национальной идеи» и «национального идеала».

Национальная идея — это «единичная» сущность данной нации и данного национального государства на конкретном историческом этапе развития, а точнее — в данном историческом контексте развития. Национальных идей не может быть много, их не может быть даже две. Она всегда одна, отражающая главную характеристику, сущностную черту данного национального бытия. По большому счету — это общепринятая идея единого, целостного существования национального государства.

Отсюда только и вытекает, формулируется национальный идеал как совершенный образ будущего данной нации, данного национального государства, образ, в котором кристаллизуются как общечеловеческие, так и специфические национальные характеристики, черты, качества наиболее совершенного и рациональном устройства гражданской и государственной жизни.

Только из таких конкретизированных и актуализированных представлений о национальной идеи и национального идеала могут произойти формулировки национальной (государственной) идеологии. Из самой этимологии этого слова ясно, что оно включает в себя «логос», «логию», т.е. учение, предписание должного. Идеология — это предписанная система постулатов, правил, ценностных установок. В ее основе может быть много идей, представлений, понятий, но когда идеология становится государственной, все эти идеи нанизываются на одну — стержневую, которая должна дать ясный и предельно понятный большинству граждан вопрос: зачем должно существовать такое гигантское государство, как Россия, дать духовно-нравственное обоснование как геополитических, так и материальных, экономических причин, детерминант российского государственного единства именно в рамках нынешних территорий, в реальном историческом контексте.

Ответы на такие вопросы, понятные абсолютному большинству граждан, в конечном итоге, и создают цементирующий базис взаимовыгодного и взаимозависимого сосуществования различных частей огромного государства.

А уже на основе четко сформированной национальной идеи и национального идеала могут уже строиться адекватные инструменты государственной стратегии и, прежде всего, концепция национальной безопасности, военная доктрина, стратегия внешней и внутренней политики и др.

Получается такая цепочка:

национальная идея (национальный идеал) — национальная (государственная) идеология — национальные концепции, доктрины, стратегии обеспечения и развития страны и народа.

Это может действовать только в такой последовательности (первое определяет второе, второе — третье), звенья нельзя переставить местами, так же как нельзя удалить какое-то звено.

Государственная идеология в истории России

В предшествующие века российской истории можно выделить три принципиально отличных друг от друга модели национальной государственной идеологии:

1) Допетровский период: идеология удельно-монархического феодально-общинного государства , основанная на идее об органичном единстве православной религии, местного быта и аграрно-производственного процесса (цикла).

2) Императорская Россия: идеология централизованного самодержавного государства, основанная на идее об органичном сочетании общегосударственного православного монархизма (авторитаризма) и местной (в основном — земской) демократии («народности»).

3) Советский Союз: идеология псевдокоммунистического этатистского госуда рства, основанная на идее о необходимости и целесообразности централизованного массового внеэкономического принужде-

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения АС. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Мощелков Е.Н. Почему нужна государственная идеология в России (полемические рассуждения)

ния для форсированной реализации определенных (прежде всего, экономических) моделей идеального общественного устройства.

Сравнивая выделенные выше три модели государственной идеологии России, которые, в свою очередь, отражали — или служили обоснованием — трех исторических типов общественной системы, можно констатировать следующее: первая модель (идеология удельно-монархического феодально-общинного государства) окончательно сменилась на вторую модель (идеология централизованного самодержавного государства) в период системной революции Петра I в первой четверти XVIII в.; последняя модель, в свою очередь, была заменена третьей моделью (идеология псевдокоммунистического этатизма) во время системной революции большевиков в 1917—1920-х гг.

Необходимо отметить, что идеология (и практика) Советской России, хотя она и называлась «коммунистическая» или «социалистическая», имела мало общего с идеологическими и идейно-теоретическими принципами классического коммунизма. Маркс и Энгельс исходили из того, что равная, всеобщая и достаточная доступность к материальным и духовным благам «гармоничного» индивида в «гармоничном» обществе возможна только в коммунистической системе, понимаемой как посткапитализм, т.е. когда мировой коммунизм естественным путем придет на смену мировому капитализму.

На всех исторических этапах нашей истории государственная идеология играла роль одной из скреп огромного и многослойного (полиэтнического и поликонфессионального) государственного пространства. Как только эта скрепа ослабевала или, тем более, разрывалась, так сразу же разрывалось и это пространство.

Так произошло в 1917 году, так и спустя 74 года Советский Союз распадался не только одновременно с распадом центральной власти, но и одновременно с распадом системы советско-коммунистических принципов и ценностей, то есть системы советско-коммунистической государственной идеологии. Трудно даже определить, что было первичным, а что вторичным в этом процессе — распад системы власти или распад государственной идеологии.

Возникает вопрос: переживаем ли мы сейчас смену этой третьей модели государственной идеологии на какую-то новую, четвертую? Пожалуй, что нет!

Новизны много, но суть, основа старая. Этой сутью является сохранение очень слабого гражданского общества при сильном (или усиливающемся) государстве как на федеральном, так и на региональном уровнях при очень неясных, постоянно меняющихся стратегических ориентирах развития общества. Не случайно многие аналитики уже давно констатировали одну из метаморфоз современного политического и идеологического развития: наряду с процессами демократизации общественной жизни происходит усиление массовых настроений и требований наведения порядка в стране путем установления сильной власти, «железной руки»2.

2 Так, по данным ВЦИОМ, только 3% россиян хотят видеть свою страну демократическим государством [Демократия нужна 3% россиян 2012]. С этими данными созвучны и исследования американского социологического центра Pew Global Attitudes: на вопрос, что эффективнее решит проблемы России — «сильная рука» или демократическое правительство — 55% граждан в возрасте 18—39 лет и 63% в возрасте старше 40 лет склонились в пользу первого варианта [Институты сильнее реформ... 2010]. Тяга к «сильной руке» устойчиво сохраняется у российского населения в течение многих лет. Так, в 1995 г. (т.е. 20 лет назад) на вопрос: «Являетесь ли Вы сторонником введения режима «жесткой руки» в экономических целях?» утвердительно ответили 55% респондентов [Клямкин и др. 1995 с. 80].

Как в политической, социально-экономической, так и в идеологической сфере мы отказались только от внешних атрибутов старой советской системы, сохраняя и на социальном, и на ментальном уровнях системообразующие ее признаки.

Этатистская идея экономикостроительства посредством усиления государственного начала в скрытой, неявной форме становится все более доминирующей в сознании и действиях правящей элиты современной России. Остановить этот процесс невозможно, потому, что он связан не с субъективным началом, а с объективным этапом многовековой социальной динамики, на котором находится сейчас страна.

Думается, что в этом глубинная, скрытая суть современного этапа, хотя на поверхности мы сталкиваемся с, казалось бы, совершенно другими явлениями.

Такая ситуация характерна для русской истории. Внешне кардинальные реформы (вспомним каскад кардинальных по форме реформ 60-х—70-х гг. XIX в., политико-административные реформы 1905—1907 гг., которые некоторые общественные деятели поспешили назвать переходом к конституционализму), тем не менее, по сути, не приводили к системным революционным преобразованиям.

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Мощелков Е.Н. Почему нужна государственная идеология в России (полемические рассуждения)

Общий вывод состоит в том, что третья системная революция (первая — петровская, вторая — большевистская) пока не состоялась. И это не потому, что плохо старались «революционеры» из «ельцинско-гайдаровской» команды, а потому, что для такого кардинального динамического сдвига время еще не подошло.

Государственная идеология в современной России

В 2012 году Литературная газета на своих страницах провела дискуссию под названием: «Какая идеология нужна России?». В редакционном анонсе этой дискуссии содержалось следующее обращение:

«У многих из нас существует страх перед какой-либо идеологией вообще. Ну да, понятно, наследие тоталитарных времен, господства необсуждаемых догм и лозунгов, раз идеология — значит, гнет, интеллектуальное насилие ... Однако давайте вспомним, что идеология — это система взглядов и идей, в которой выражены отношения людей к действительности и друг к другу. И задумаемся: неужели нет взглядов, идей и позиций, с которыми мы все могли бы согласиться, которые все могли бы принять? Чтобы не разрушать каждый раз до основанья, чтобы не строить всякий раз с нуля? Ну что-то же нас объединяет, коли живем мы на одной земле, в одном государстве!» [Славин 2012].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Почти все материалы данной дискуссии объединяет одна характерная особенность: в них содержаться довольно содержательные и смелые суждения по самым разным вопросам — партийно-политический спектр, традиции российской ментальности, какие-то исторические традиции и т.д., есть интересные и смелые суждения по многим вопросам, но нет, ответа на ясный и конкретный вопрос, поставленный в начале дискуссии: «Какая идеология нужна России?». Почему? Потому, что ясно и конкретно ответить на этот вопрос ответить сегодня нельзя. Сегодня такого ответа просто объективно не существует.

Как правильно отметил один из участников дискуссии Л. Бызов,

«нет и не может быть одной идеологии на все времена. История развивается циклами, одни идеи овладевают массами на какое-то время, уходят, теряют актуальность» [Бызов 2012].

Все правильно. История государств развивается циклами и каждому циклу соответствует своя государственная идеология. Но на каком этапе этой циклической истории находится сейчас Россия? Пришло ли историческое время для выработки новой модели государственной идеологии?

Да и, как показано выше, не с идеологии нужно начинать. Сначала должна появиться идея, идеал.

Конечно, любая идеология как продукт человеческой мысли должен быть детерминирован обстоятельствами, но он не может появиться вдруг и внезапно. Нужна большая подготовительная работа3.

3 Правда, есть сторонники ускорения этого процесса даже революционным путем. М. Антонов: «В тех условиях, какие сложились в России, для каждого ее патриота возможна только одна идеология — идеология национально-освободительной борьбы ... Именно сейчас России остро необходима революция, но не с оружием в руках, а идеологическая» [Антонов 2012]. Цель, может быть и благородная, но невыполнимая, потому что идеологии революциями не создаются.

Серьезную попытку разработки теоретических основ новой государственной идеологии в России недавно предпринял Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. В 2012 г. этот Центр собрал довольно солидный состав авторов, которые выпустили в свет фундаментальное многотомное научное исследование под названием «Национальная идея России» [Национальная идея России 2012], в котором подробно рассматриваются исторические и современные аспекты российской государственности во всем комплексе и многообразии ее характеристик: национальная идея, государственная идеология, система национальных интересов, национальная безопасность, стратегия и программы внутренней и внешней политики. Понятие же национальной идеи в этом исследовании употребляется как эквивалент понятию «государственная идеология» [Национальная идея России 2012, т. VI, с. 4095]

Квинтэссенция проведенного в данном издании анализа — это критический разбор действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. и разработка научного макета новой Конституции России.

В критическом анализе следует обратить внимание на комментарий к статье 13. Авторы исследования считают, что

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Мощелков Е.Н. Почему нужна государственная идеология в России (полемические рассуждения)

конституционная норма о фактическом запрете государственной идеологии в России далеко не безобидна. Они полагают, что эта «простая односложная фраза в Конституции РФ приобретает значение смертельной мины замедленного действия, заложенной под жизнеспособностью Российского государства [Национальная идея России 2012, т. VI, с. 4095]4.

4 Здесь авторы ссылаются на одну из работ В.И. Якунина, который входит и в авторский совет шеститомника.

В научном макете новой Конституции России авторы вводят понятие «государственная идеология» в состав основных конституционных понятий. Определяется это понятие так:

«...государственная идеология — основанная на высших ценностях России и мировоззрении Народа России идеология, мотивирующая деятельность человека, общества, Народа России и государства, формируемая, поддерживаемая и защищаемая государством» [Национальная идея России 2012, т. VI, с. 4283].

Конечно, вряд ли такое определения можно назвать удачным. Во-первых, оно тавтологично. Во-вторых, оно опирается на два основания — «Высшие ценности России» и «Мировоззрение Народа России». Но если первое рассмотрено в специальной Главе 2 «Ценности России», то смысл и содержания второго нигде не раскрывается. Более того, — в статье 8 «Идеология» говорится:

«В России признается многообразие идеологий, отражающих мировоззрение отдельных групп граждан» [Национальная идея России 2012, т. VI, с. 4287].

Но если мы фиксируем наличие разных мировоззрений отдельных групп граждан, то что такое тогда «Мировоззрение Народа»?. Механическая совокупность этих отдельных мировоззрений?

Думается, нечеткость формулировок научного проекта в разделах, касающихся государственной идеологии, свидетельствует о том, что даже такой мощный научный коллектив по объективным причинам не может решить эту задачу. Время, видимо, еще не пришло.

Авторы проекта сами констатируют подобное положение вещей, правда, применительно к ситуации 1993 г. В комментарии к статье 13 они пишут:

«Большая ошибка Конституции РФ [1993 г. — Е.М.] заключается в отказе от государственной идеологии и национальной идеи, их провозглашении и пропаганды. Такой отказ — только лукавство ... Возможно оно имеет место именно потому, что связи с устойчивостью и развитием страны у имеющейся идеологии нет, что и затрудняет ее официальное провозглашение» [Национальная идея России 2012, т. VI, с. 4095].

Иными словами, могут и существовать какие-то идеологические конструкции и модели, но они не увязываются органично с реальным состоянием государства и общества. Ключевая и очень точная мысль: нужна связь государственной идеологии и развития страны.

Государственную идеологию (как и вообще любую идеологию), конечно, можно придумать за письменным столом, но реально работающей стратегией, целеполагающим началом она станет только как отражение не придуманных, прогнозируемых, а действительно существующих в данном обществе интересов и ценностей основных социальных групп.

Именно поэтому не стала государственной идеология «суверенной демократии», которая была придумана в недрах кремлевской администрации. Это была выдуманная конструкция, не опирающаяся на конкретные интересы, которые просто еще не кристаллизовались. Так называемый «креативный класс», например, как социальный базис этой идеологической модели, еще не осознал своих интересов. Судя по тому, какие гигантские масштабы приняли в последнее время такие процессы, как вывод капиталов и активов за рубеж, приобретение там недвижимости, устройство там на обучение своих детей и т.п., этот «креативный класс» даже еще не знает, будет ли он вообще жить в России.

Сейчас опять же сверху стимулируется разработка различных идеологических моделей консервативного толка, в том числе и с привлечением богатейшего наследия отечественных мыслителей-консерваторов прошлого. Такие изыскания, безусловно, ценны и полезны, но основой для реальной государственной идеологии они (или какие-то другие) могут стать только в конкретно историческом пространстве и времени. Идеи должны органично состыковаться с реальным контекстом.

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Мощелков Е.Н. Почему нужна государственная идеология в России (полемические рассуждения)

В настоящее время Россия блуждает в духовно-идеологических потемках. Ждать того, что придет какой-то гений или

и и I u u u II

пророк и даст ей спасительный фонарь, который поможет найти верный путь, — это наивно и непродуктивно. Не от отдельных людей это зависит. В российском массовом сознании вообще присутствует какая-то излишняя вера в историческую силу отдельных людей и уверенность в появлении таких людей.

Сейчас много говорят о том, что большой проблемой является отсутствие «образа будущего». Но, на мой взгляд, еще большей проблемой является отсутствие четкого представления о том, что собой представляет наше общество на современном этапе развития. С вопроса: «В какой стране мы живем?», помнится, начинал свою реформаторскую деятельность в 1983 г. лидер СССР Ю. Андропов. Он, как опытнейший государственный деятель, да и просто умный человек, прекрасно понимал, что для того, чтобы рисовать «образ будущего», надо прежде разобраться и понять настоящее. Похоже, и через 33 года мы стоим перед тем же самым вопросом.

Конечно, мы не можем просто ждать нужного цикла социальной динамики, совпадения в определенном времени и пространстве различных глобальных и локальных трендов общественного развития. Эти циклы и тренды можно и нужно вычислять, предвидеть их траекторию и быть готовыми и духовно, и научно к определенному моменту «зрелости». Но ускорять ничего не надо, это просто невозможно и вредно.

Государственная идеология и современная образовательная стратегия России

Государственная идеология — это не просто система взглядов и идей. Чтобы стать работающей идеологией в конкретном обществе и на конкретном историческом этапе, она должна быть понятой и принятой большинством населения этой страны. Произойти это может только через национальную систему образования и воспитания. Есть ли такая система у нас в стране сейчас.

Наша нынешняя система образования имеет целый ряд изъянов. Но наиболее серьезным из них является отсутствие в системе образования воспитательной компоненты.

Когда-то образование было органично увязано с воспитанием и у нас. Причем речь идет не только о советском времени. Это имеет гораздо более глубокую историческую традицию. В 1802 г. (213 лет назад) Александр I создал новое министерство, которое было названо Министерством народного просвещения, и в сферу которого вошла вся система образования, включая и университеты. Так вот, в соответствующем Манифесте (от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении министерств») об этом министерстве было сказано, что оно создается для «воспитания юношества и распространения наук» (см.: [ПСЗРИ, собр. 1-е, т. 27, N 20406, с. 246, позиция VII]). В Именном указе Сенату от 24 января 1803 г. «Об устройстве училищ» говорится, что система образования («училища», в число которых включались училища приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты) необходима «для нравственного образования граждан соответственно обязанностям и пользам каждого состояния» [ПСЗРИ, собр. 1-е, т. 27, N 20597, с. 438, глава I, п. 1]. Следует отметить, воспитание здесь вообще ставиться на первое место: воспитание и образование («распространение наук»). Не говорю уже о термине «нравственное образование».

Как для и царской, так и для советской системы образования было аксиомой, что образовывается, обучается гражданин Отечества для последующего служения этому Отечеству, что нужно дать не только знания в определенной области знания, выучить определенной профессии, но и сделать так, чтобы эти знания и профессия оказалась в руках гражданина своей страны, чтобы он употребил их, прежде всего, на благо своей страны. И не важно, каким именно дисциплинам мы обучаем — математике, биологии, философии или строительному делу.

В горбачевско-ельцинскую эпоху от этой очевидной аксиомы в образовании фактически отказались. В новых образовательных стандартах о воспитании нет ни слова. В минимальных объемах даже на гуманитарных факультетах присутствуют такие дисциплины как отечественная история, русский язык и литература, языки и литература других народов, веками проживающих в исторической России, обзор достижений российской науки и культуры, то есть то, что и должно составить базис нравственного воспитания.

В этих условиях мы сталкиваемся с небывалой активностью зарубежных спонсоров по привлечению нашей молодежи к участию в различных образовательных программах по разным каналам: бесплатное обучение в зарубежных университетах (см., например, [Study-in-Germany... 2015]), онлайн-курсы через системы глобального образования (например, Coursera [Coursera... Интернет-ресурс без даты размещения]), различные школы и курсы у нас в стране (при этом государ-

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Мощелков Е.Н. Почему нужна государственная идеология в России (полемические рассуждения)

ственную (!) программу «Глобальное образование» поддерживают Министерство образования и науки Российской Федерации, Московская школа управления «Сколково», Агентство стратегических инициатив и образованное в 2012 г. англоавстралийское международно-правовое агентство Herbert Smith Freehills [Официальный сайт Государственной программы «Глобальное образование»... Интернет-ресурс без даты размещения; Бесплатно пройти обучение в иностранных вузах... 2014]).

Конечно, может возникнуть вопрос: а что, собственно, во всем этом плохого? Что плохого во внедрении новых форм обучения, в том числе и через Интернет? Что плохого в том, что наша молодежь на английском языке будет обучаться за границей или в зарубежных школах у нас? Что плохого в познании истории, традиций других стран?

Казалось бы, ничего плохого нет.

Но не все так просто. Плохо здесь то, что, в отличие от нас, образование в США и Западной Европе имеет обязательную и довольно мощную воспитательную компоненту5. Поэтому хотим мы этого или не хотим, но граждане России будут

5 Разумеется, мы в данном случае не умаляем тех духовно-идеологических проблем, с которыми в настоящее время столкнулись некоторые страны Западной Европы в связи с перегибами политики мультикультурализма.

целенаправленно не только обучаться — они будут так же целенаправленно воспитываться в рамках западных (прежде всего, американских) идеологических и ценностных моделей, которые, к сожалению, в современном политическом контексте имеют не только, да и не столько общечеловеческую, а антироссийскую, русофобскую направленность.

В Москве и в других городах России работают школы по изучению английского языка (см., например, [English International School, Moscow, n.d.]). Чему и как учат в этой школе? Понятно — английскому языку. Но на каком материале? Конечно, на материалах истории, традициях Великобритании. Подспудно в сознании учеников (набор детей от 3 до 11 лет) закладываются определенные представления не только об их истории, традициях, но и о современном западном мире, западном образе жизни, западных ценностях. Понятно, в каком свете все это подается. О России, конечно, ни слова. Во всяком случае, любви к России в этой школе не учат. А подобные школы существуют не только в Москве, но и в других городах.

В начале 1990-х гг. Украину накрыла плотная сеть различных западных (главным образом, американских) школ, центров, фондов. Чему там за 20 с лишним лет научили украинскую молодежь, кроме английского языка, мы сейчас наблюдаем. Откуда, например, у наших славянских братьев взялась чудовищная русофобия, какая-то звериная ненависть к России, ко всему русскому?

Можно констатировать, что целый ряд процессов в российском высшем образовании, которые происходят в связи со вступлением России в болонскую систему, только на первый взгляд кажутся безобидными и даже полезными. На самом деле эти изменения, их вектор, да уже и некоторые результаты, свидетельствуют о том, что против нас работает хорошо продуманная, хорошо про плаченная и спланированная на длительную перспективу разрушительная стратегия в области образования. Нашей молодежи (да и людям не совсем молодым) в красивых упаковках подсовывают конфетки с ядом замедленного действия. Это губительно для молодых людей и это губительно для страны.

Разумеется, что при такой постановке системы образования и воспитания в нашей стране внедрять в сознании наших граждан каких-либо моделей национальной идеи, национального идеала, национальной государственной идеологии будет чрезвычайно трудно.

В этом и заключается основа трагического конфликта прошлого и настоящего государственной идеи и государственной идеологии России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов М. Спуститесь на землю! [Электронный ресурс] / / Литературная газета. 2012. 20 июня. № 25. Ре-

жим доступа: http: / / lgz.ru/ article / N25--6373—2012-06-20-/Spustit% D0 % B5sy-na-z % D0 % B5mlyu!19215/.

2. Апресян Р.Г. Идеал / / Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 2001. С. 71 — 72.

3. Бесплатно пройти обучение в иностранных вузах — такой шанс появится у россиян в 2014 году [Электрон-

ный ресурс] / / Magistrategy: Обучение в лучших бизнес школах, полный курс MBA, подготовка к экзаменам TOEFL, GMAT и IELTS. 2014. Режим доступа: http://magistrategy.ru/news/besplatno-proyti-obuchenie-v-inostrannykh-vuzakh /.

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. Я, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Мощелков, Е. Н. Почему нужна государственная идеология в России (полемические рассуждения) [Электронный ресурс] / Е.Н. Мощелков // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 9. — Вып. 1: Цивилизации в эпоху глобализма. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина. Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast6-1.2014.41.

Мощелков Е.Н. Почему нужна государственная идеология в России (полемические рассуждения)

4. Буянов В. Идеологии возвращаются / / Вестник аналитики. 2014. № 3(57). С. 11 — 18.

5. Бызов Л. Где искать идеологию большинства? [Электронный ресурс] // Литературная газета. 2012. 18 апреля.

№ 16. Режим доступа: http://lgz.ru/article/N16--6366---2012-04-18-/Gd%D0%B5-iskaty-id%D0%B5ologiyu-bolyshinstva_18804/.

6. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 2. M.: Русский язык-Mедиа, 2003.

7. Демократия нужна 3% россиян [Электронный ресурс] / / Известия. 2012. 9 июня. Режим доступа:

http://izvestia.ru/news/527011.

8. Дестют де Траси А.-Л.-К. Основы идеологии. Идеология в собственном смысле слова. M.: Академический

проект; Альма Mатер, 2013.

9. Институты сильнее реформ [Электронный ресурс] / / Новая газета. 2010. 27 января. № 8. Режим доступа:

http: / / www.novayagazeta.ru/ politics / 5187.html.

10. Келле В.Ж. Идеология / / Философский энциклопедический словарь. M.: Советская энциклопедия, 1983.

C. 199 — 201.

11. Клямкин ИМ., Лапкин В.В., Пантин В.И. Mежду авторитаризмом и демократией / / ПОЛИС. 1995. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C. 57—87.

12. Национальная идея России: В 6 т. / Под общ. ред. С.С. Сулакшина. M.: Научный эксперт, 2012.

13. Национальная идея: страны, народы, социумы: Сб. ст. / Отв. ред. Оганисьян Ю.С. M.: Наука, 2007.

14. Об устройстве училищ. Именной указ Сенату от 24 января 1803 г. // ПСЗРИ. Собр. 1-е. Т. 27. № 20597. СПб.:

Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. С. 437—442.

15. Об учреждении министерств Mанифест от 8 сентября 1802 г. // ПСЗРИ. Собр. 1-е. Т. 27. № 20406. СПб.:

Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. С. 243 — 248.

16. Официальный сайт Государственной программы «Глобальное образование» [Электронный ресурс]. Ре-

жим доступа: http://educationglobal.ru/.

17. Прохожев А.А. Национальная идеология и национальная безопасность России. M.: ОАО MПK, 2013.

18. Славин Б. Какая идеология нужна России? [Электронный ресурс] / / Литературная газета. 2012. 7—13 марта.

№ 9. Режим доступа: http://lgz.ru/article/N9--6360---2012-03-07-/Kakaya-id%D0%B5ologiya-nuzhna-Rossii_18455/.

19. Современный словарь иностранных слов. M.: Русский язык, 1992.

20. Юркевич П.Д. Философские произведения. M.: Правда, 1990.

21. Coursera. Каталог бесплатных онлайн-курсов для дистанционного обучения от университетов и образо-

вательных организаций мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.coursera.org/.

22. Study-in-Germany: Поступление в университеты Германии. Языковые курсы [Электронный ресурс]. Ре-

жим доступа: http://www.study-in-germany.ru/.

23. English International School, Moscow. N.p., n.d. Web. <http://www.englishedmoscow.com/>.

24. Helleman W.E., ed. The Russian Idea: In Search of a New Identity. Bloomington, IN: Slavica Pub., 2004.

25. Tsygankov A.P., Tsygankov P.A. "National Ideology and IR Theory: Three Incarnations of the 'Russian Idea'."

European Journal of International Relations 16.4 (2010): 663 — 686.

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Мощелков Е.Н. Почему нужна государственная идеология в России (полемические рассуждения)

WHY RUSSIA NEEDS A STATE IDEOLOGY (POLEMICAL REASONING)

Evgeny N. Moshchelkov, D.Phil. (Political Science), Professor, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University, Head of the Chair of Philosophy of Politics and Law

E-mail: enm@inbox.ru

Recently, we have seen a marked increase in interest of social scientists, journalists, politicians and the broad group of Russian citizens to searching and justification of the national idea and state ideology. These two interrelated concepts are the subjects of my research, for analyzing which I use comparative, historical, structural and functional, and system methods.

For my research goals, I suggest a few definitions. I define national idea as a 'single' essence of a particular nation and its government in this historic development context. Under such approach, national ideal is formulated as a perfect image of the future of this nation and its state, which crystallizes universal and specific national characteristics, features, quality and the most perfect rational unit of civil and political life. Finally, I define state ideology as a prescribed system of postulates, rules, values, united by the key idea, which gives a very clear understanding to the majority of citizens about the existence of Russia and justification of geopolitical, economic reasons, the determinants of the Russian state unity within the present territory of the real historical context.

I distinguish three fundamentally distinct models of state ideology in Russian political history. In the period before Peter the Great, there was the specific ideology of the feudal-monarchist-communal state with idea of the organic unity of the Orthodox religion, and way of life of the local agro-production process. In an empire era, ideology of centralized autocratic states, which based on the idea of an organic combination of national Orthodox monarchism (authoritarianism) and local democracy dominated. Ideology of the Soviet Union I define as pseudo-communist etatistic state aimed at centralized mass non-economic forcing to accelerated realization of certain (primarily economic) models of ideal social order.

I suppose deep essence of the modern stage it is a hidden support of the political elite in Russia etatistic idea of formation the economy by strengthening the state base in terms of conservation in public and on the mental levels of the key features of the Soviet system.

One of the main conclusions of my article is following: throughout the history of the Russian state, ideology played the role of one of 'braces' for Russian huge and multi-layer state space. However, today there is not really any new idea, which expresses the essence of nation in Russian society in the modern conditions. State-construction goals require the development of such idea, and the necessary condition for this is organic combination of ideological construction and the actual state of the state and society, because the actual working state strategy reflects the actually existing in this society interests and values.

I also formulate another important conclusion: the need for a radical strengthening of the educational component in the Russian education system because now its place is occupied by foreign actors through its educational programs being implemented in the consciousness of the Russian youth western values and attitudes that undermine trust and love for the Fatherland.

Keywords: nation, values, national idea, political ideology, education, government.

References:

1. Antonov M. "Get Real!." Literaturnaya Gazeta [Literary Newspaper] [Moscow] 20 June 2012. Web. <http://lgz.ru/

article/N25--6373—2012-06-20-/Spustit%D0%B5sy-na-z%D0%B5mlyu! 19215/>. (In Russian).

2. Apresyan R.G. "Ideal." New Encyclopedia of Philosophy. Moscow: Mysl Publisher, 2001, volume 2, pp. 71 — 72. (In

Russian).

3. Buyanov V. "Ideologies Are Returned." Herald of Analytics 3 (2014): 11 — 18. (In Russian).

4. Byzov L. "Where To Look For The Ideology Of Majority?." Literaturnaya Gazeta [Literary Newspaper] [Moscow] 18

Apr. 2012. Web. <http://lgz.ru/article/N16--6366---2012-04-18-/Gd%D0%B5-iskaty-id%D0%B5ologiyu-

bolyshinstva_18804/>. (In Russian).

ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 1 Civilizations in the Age of Globalism.

On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 9, Ausgb. 1

Zivilisationen in der Ära des Globalismus. Zum 75. Geburtstag von A.S. Panarin Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls für Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultät der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversität

Cite MLA 7:

Moshchelkov, E. N. "Why Russia Needs a State Ideology (Polemical Reasoning)." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time. Civilizations in the Age of Globalism. On the Occasion of 75th Anniversary of the Birth of Alexander S. Panarin. Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University] 9.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast6-1.2014.41>. (In Russian).

Мощелков Е.Н. Почему нужна государственная идеология в России (полемические рассуждения)

5. Coursera. Catalog of Free Online Courses for Distance Learning from Universities and Educational World Organizations.

Coursera Inc., n.d. Web. <https://ru.coursera.org/>. (In Russian).

6. Dal' V. Explanatory Dictionary of Russian Language. Moscow, 2003, volume 2. (In Russian).

7. "Democracy Is Necessary for 3% of Russians." Izvestia [Moscow] 9 June. 2012. Web. <http://izvestia.ru/news/

527011>. (In Russian).

8. Destutt de Tracy A.L.C. Elements of Ideology. Ideology Strictly Defined. Moscow: Akademichesky proekt Publisher,

Alma Mater Publisher, 2013. (In Russian).

9. "Edict of His Imperial Majesty issued to the Directing Senate 'On Establishment of Schools', January 24, 1803."

Complete Collection of Laws of the Russian Empire, 1st Collection. Volume 27: 1802 — 1803. St. Petersburg: Typography of Second Section of His Imperial Majesty's Own Chancellery Publisher, 1830, no. 20597, pp. 437-442. (In Russian).

10. English International School, Moscow. N.p., n.d. Web. <http://www.englishedmoscow.com/>.

11. Helleman W.E., ed. The Russian Idea: In Search of a New Identity. Bloomington, IN: Slavica Pub., 2004.

12. "Institutions Are Stronger Than Reforms." Novaya Gazeta [New Gazette] [Moscow] 27 Jan. 2010. Web.

<http://www.novayagazeta.ru/politics/5187.html>. (In Russian).

13. Kelle V.Zh. "Ideology" Philosophical Encyclopedic Dictionary. Moscow, 1983. (In Russian).

14. Klyamkin I.M., Lapkin V.V., Pantin V.I. "Between Authoritarianism and Democracy." POLIS (Political Studies) 2

(1995): 57-87. (In Russian).

15. "Manifesto 'On Establishment of Ministries', September 8, 1802." Complete Collection of Laws of the Russian Empire,

1st Collection. Volume 27:1802 —1803. St. Petersburg: Typography of Second Section of His Imperial Majesty's Own Chancellery Publisher, 1830, no. 20406, pp. 243-248. (In Russian).

16. Modern Dictionary of Foreign Words. Moscow: Russky yazyk Publisher, 1992. (In Russian).

17. Official Website of the State Program " Global Education". Russian Ministry of Education and Science, Moscow Man-

agement School Skolkovo, Russian Agency for Strategic Initiatives, Herbert Smith Freehills, n.d. Web. <http://educationglobal.ru/>. (In Russian).

18. Oganisiyan Yu.S. National Idea: Countries, People, Societies. Moscow: Nauka Publisher, 2005. (In Russian).

19. Prokhozhev А.А. National Ideology and National Security of Russia. Moscow: JSC Mozhaysk Printing Mill Publish-

er, 2013. (In Russian).

20. Slavin B. "What Ideology Does Russia Need?." Literaturnaya Gazeta [Literary Newspaper] [Moscow] 7—13 March 2012.

Web. <http://lgz.ru/article/N9--6360---2012-03-07-/Kakaya-id%D0%B5ologiya-nuzhna-Rossii_18455/>. (In Russian).

21. Study-in-Germany: Admission to German Universities. Language Courses. N.p., n.d. Web. <http://www.study-in-

germany.ru/>. (In Russian).

22. Sulakshin S.S., ed. Russian National Idea. Moscow: Nauchny ekspert Publisher, 2012. (In Russian).

23. Tsygankov A.P., Tsygankov P.A. "National Ideology and IR Theory: Three Incarnations of the 'Russian Idea'."

European Journal of International Relations 16.4 (2010): 663 — 686.

24. Yurkevich P.D. Philosophical Works. Moscow: Pravda Publisher, 1990. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.