Научная статья на тему 'Национальная идеология и ее роль в управлении российским обществом в условиях глобализации'

Национальная идеология и ее роль в управлении российским обществом в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2497
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РУССКАЯ ИДЕЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ролдугина Ольга Юрьевна

В статье рассматривается вопрос о значении национальной идеологии как фактора развития страны в условиях глобализации. Отмечается, что роль национальной идеологии, как и идеологии вообще, в современном мире неуклонно возрастает. Автор подчеркивает, что национальная идеология современной России должна опираться на Русскую идею, духовный потенциал и социальную конструктивность которой, ее мировое значение обосновывали русские философы XIX-XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL IDEOLOGY AND ITS ROLE IN THE MANAGEMENT OF RUSSIAN SOCIETY IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

The article discusses the importance of national ideology as a factor of development of the country in the conditions of globalization. It is noted that the role of national ideologies as well as ideology in general, in the modern world is steadily increasing. The author emphasizes that national ideology of modern Russia should rely on the «Russian idea». Its spiritual potential and social constructivism were justified by the Russian philosophers of the XIX-XX centuries.

Текст научной работы на тему «Национальная идеология и ее роль в управлении российским обществом в условиях глобализации»

УДК 323.2:316.75-027.541(470+571)

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ РОССИЙСКИМ ОБЩЕСТВОМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о значении национальной идеологии как фактора развития страны в условиях глобализации. Отмечается, что роль национальной идеологии, как и идеологии вообще, в современном мире неуклонно возрастает. Автор подчеркивает, что национальная идеология современной России должна опираться на Русскую идею, духовный потенциал и социальную конструктивность которой, ее мировое значение обосновывали русские философы XIX-XX вв.

Ключевые слова: идеология, национальная идеология, управление, глобализация, Русская идея.

NATIONAL IDEOLOGY AND ITS ROLE IN THE MANAGEMENT OF RUSSIAN SOCIETY IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Abstract. The article discusses the importance of national ideology as a factor of development of the country in the conditions of globalization. It is noted that the role of national ideologies as well as ideology in general, in the modern world is steadily increasing. The author emphasizes that national ideology of modern Russia should rely on the «Russian idea». Its spiritual potential and social constructivism were justified by the Russian philosophers of the XIX-XX centuries. Keywords: ideology, national ideology, management, globalization, the Russian idea.

Несмотря на многочисленные заявления отдельных представителей политической и культурной элиты (по преимуществу западной и в определенной мере отечественной) о вреде идеологии и о необходимости «очистить» общественную и государственную жизнь от ее вмешательства и диктата как мешающей становлению глобального мира и объединению человечества, роль идеологии в современном мире не падает, а неуклонно возрастает. На это обращает внимание член-корреспондент РАН В.Н. Кузнецов, который отмечает, что глубокие технологические, структурные и институциональные преобразования, которые происходят в мире в ходе формирования постиндустриального общества, сопровождаются изменением движущих сил общественного развития. Ключевым ресурсом развития этого общества становятся нематериальные факторы. В ближайшем будущем, по мнению В.Н. Кузнецова, в жизни общества именно «...нематериальные составляющие (особенно идеологические) будут занимать все больший удельный вес» [3, с. 12-13].

В современной научной литературе идеология рассматривается как система идей, которая формирует у ее носителей определенный тип мировоззрения, особый «набор» ценностей, идеалов и норм социального поведения. Идеология получает свое философское и научное обоснование и вносится в общественное сознание посредством деятельности различных государственных и социальных институтов. Объектом идеологического воздействия выступает отдельная социальная группа или все общество в целом. В силу своей природы (способность формировать, «задавать» сознанию человека идеалы-цели) она становится идейно-смысловым фундаментом всей социальной жизнедеятельности.

Следует разводить понятия «политическая», «государственная» и «национальная идеология». Под политической идеологией понимается совокупность представлений той или иной группы людей, выражающая и призванная защищать их интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на нее (ее субъектами выступают отдельные политические организации). Идеология государственная - это совокупность идей, стоящих на страже и защите государственных интересов, формирующих у населения страны представление о направлении движения общества и государства, о

О.Ю. Ролдугина

Olga Roldugina

© Ролдугина О.Ю., 2014

смысле государственной политики. В отличие от этих двух типов идеологии, национальная идеология представляет собой систему идей, в которых отражаются духовные и нравственные ценности, особые, связанные с его прошлым и будущим, исторические интересы народа. Она задает цели культурной и социальной деятельности нации, политического поведения людей на основе их национальной идентификации, координирует реализацию этих целей, обеспечивает мировоззренческие основания самой деятельности.

Современное человечество в лице философов, ученых, деятелей культуры осознает возрастающую роль идеологических факторов в общественной жизни и в разработке общей идеологии, способной объединить человечество перед угрозой глобальной катастрофы, видит одну из наиболее актуальных и важных задач, от решения которой зависит будущее, возможно, судьба человечества. Вопрос не в том, нуждается ли общество в идеологии. Ответ на него однозначно утвердительный. Вопрос в том: какая эта будет идеология? По этому поводу известный русский ученый и философ А.В. Гулыга отмечает: «Весь мир тянется к объединению. Вопрос только в том, каким будет это объединение - «империей зла» с масонской звездой в качестве символа власти, с группой избранных пенкоснимателей, навязывающих свою волю всем остальным, или исполнится «русская идея» - мечта о соборном единстве человечества»? [2, с. 8].

Наибольшую опасность для формирующегося (в настоящее время в соответствии со «сценарием», предлагаемым евро-атлантической цивилизацией) нового глобального порядка представляют национальные идеологии. Они стоят на защите особых политических, хозяйственных и культурных интересов наций, защищают их культурную идентичность и самобытность. В этом смысле современная глобализация, как отмечает А.С. Панарин, посягает на «основы коллективной судьбы и идентичности и предполагает тотальную приватизацию, исключающую саму постановку вопроса о национальной идее, национальных интересах, приоритетах, безопасности и т.п.» [5, с. 128].

В период радикальной трансформации, обусловленной глобализационными процессами, общество находится в состоянии крайней неустойчивости [8]. Чем более размытыми становятся политические и хозяйственные, а подчас и культурные границы социума, тем в большей степени возрастает значение духовных скреп, объединяющих представителей конкретной национально-культурной общности. В условиях социальной неустойчивости и нестабильности, возникающей как следствие нарастания глобализационных процессов, именно национальные интересы и национальные идеи все чаще оказываются цементирующим общество фактором.

Приходится признать, что в начале третьего тысячелетия содержание и ход исторического процесса определяют те же факторы, что и сотни лет назад - национальные взаимоотношения, прочнейшим образом связанные с национальной культурой и определяемые ею. По этому поводу один современный исследователь замечает, что глобализация, возможно, и «шагает по планете», но она пока не смогла отменить роли наций и национальных государств, национальных культурных и духовных традиций в социальном процессе [4, с. 15-16]. Пока существуют нации (а ничто не предвещает их скорого схождения с исторической сцены), будут существовать и государственно-национальные идеологии, и «скрепляющие» и воодушевляющие представителей конкретных обществ национальные идеи.

Наличие национальной идеологии, ее государственная и общественная поддержка, одобрение и развитие как востребованного самим обществом (отнюдь не только государством) инструмента организации и управления общественными процессами, оказывает реальное влияние на темп, качество, смысл общественной жизни, определяет вектор развития страны. Напротив, национальная деидеоло-гизация в условиях существования сложившегося общества-нации и национального государства, развитого национального самосознания его граждан становится причиной дезориентации людей и социального хаоса.

Возможность «воспроизводства» и развития национальной идеологии, а также восприятие ее предполагает наличие комплекса установок в сознании человека. Эти установки имеют культурно-историческую природу, а также в определенной степени обусловлены национальным менталитетом. Быть восприимчивым к содержащимся в идеологических концептах смыслам и значениям, воспринимать их как основание своей социальной деятельности может только человек или социальная общность, для которых эти смыслы являются жизненно важными. Эффективность идеологического воздействия со стороны субъектов власти и управления зависит в этом случае от учета характера и «силы действия» архетипов национального сознания, степени их влияния на поведение современных людей. Это воздействие должно подчиняться требованиям закона ментальной идентичности, который указывает на существование древних архетипических форм в сознании современного человека, проявляющихся в том, как он осознает и оценивает происходящее [7, с. 363-364].

Управлять людьми, связанными духовно-нравственными узами (такая связь существует между представителями любого народа), значит учитывать существование в их деятельности общего ценностно-смыслового ядра», в которое входят их идеалы. Управление современным обществом должно исходить из наличия такого ядра и учитывать, что ответная реакция общества-нации является адекватной воздействию субъекта власти или управления на то, что является ценностно-значимым для него.

Сегодня Россия, чтобы сохраниться как государство, вынуждена укреплять национальное самосознание и чувство национальной идентичности своих граждан, возрождать и заново осмыслять свою национально-государственную идеологию. Как отмечает современный исследователь В.А. Шу-кер, как бы мы ни относились к попыткам подчас искусственного и политизированного реанимирования национальной идеологии, «совсем не исключено, что России действительно придется искать свой путь, причем, именно тогда, когда она совершенно к этому не готова. Впрочем, сами эти попытки имеют смысл, если Россия стремится занять хоть сколько-нибудь достойное место в мире» [9, с. 8].

Если главной целью социального управления в национально-государственном масштабе является развитие и процветание общества, т.е. национальностей и народностей, его составляющих, то невозможно признать социально эффективным управление, следствием которого становится его духовная и культурная деградация и вымирание. Именно таковы во многом результаты государственного управления российским обществом последних двух десятилетий, субъектами которого были властные элиты, испытывающие к стране и к народу, ее населяющему, «страх и ненависть» [6, с. 253].

Российское общество сможет решить стоящие перед ним стратегические задачи не столько через проведение модернизационных мероприятий в сфере экономики, реструктуризации политических институтов, системы образования, сколько благодаря возрождению национального самосознания народа, который и является главным участником всех модернизационных процессов и от которого, его сознания и воли в первую очередь зависит, будут ли эти задачи решены. И, конечно, если общество (субъекты власти и народ) будут едины в понимании стоящих перед страной целей и путей, ведущих к их достижению.

Общенациональная идеология современной России должна опираться на Русскую идею, духовный потенциал и конструктивность которой, ее мировое значение обосновали русские философы Х1Х-ХХ вв. При этом не должно произойти консервации старой Русской идеи. Обновленная идеология должна представлять собой плодотворный синтез традиционных российских ценностей и модер-низационных установок, которые должны помочь современному российскому обществу справиться с вызовами, которые бросает глобализация.

Национально-государственная идеология современной России должна стать ориентиром, указывающим общее направление и цель движения Российского государства и общества; определять

ценности, разделяемые большинством современных россиян и соответствующие духовно-нравственному коду русского народа; нацелить его на решение актуальных задач поступательного и устойчивого развития России как уникальной цивилизации и народов ее населяющих в условиях происходящей радикальной трансформации внутренней жизни российского общества и той глубинной трансформации, которая происходит с мировым сообществом, вступившим в век глобализации; обеспечить динамику государственного развития, повысить тонус жизни общества, снять социальную анемию и напряженность, преодолеть кризис национальной идентичности [1, с. 199].

Библиографический список

1. Головченко В.И. Партийно-идеологический фактор трансформации постсоветской России / В.И. Головчен-ко. - Саратов: Наука, 2009. - 237 с.

2. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы / А.В. Гулыга. - М.: ЭКСМО, 2003 - 448 с.

3. Кузнецов В.Н. Идеология развития России / В.Н. Кузнецов. - М.: Книга и бизнес, 2010. - 500 с.

4. Кузнечевский В.Д. Русская нация в условиях глобализации, или почему либеральная идеология не смогла справиться с вызовом времени в постсоветской России: Аналитические обзоры РИСИ. - М.: РИСИ, 2011. -№ 1(28). - 46 с.

5. Панарин А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин. - М.: ЭКСМО; Алгоритм, 2003. - 415 с.

6. Панарин А.С. Народ без элиты / А.С. Панарин. - М.: Алгоритм; ЭКСМО, 2006. - 350 с.

7. Попов В.Д. Закон ментальной идентичности в контексте российских реформ // Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа. - М.: Наука, 2005. - С. 357-372.

8. Ролдугина О.Ю. Социальная трансформация и задачи социального управления в современную эпоху // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 10. - С. 159-162.

9. Шукер В.А. Россия в глобализированном мире: альтернативы развития // Вопросы философии. - 2008. -№ 12. - С. 3 - 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.