Научная статья на тему 'Идеология как фактор обеспечения национальной безопасности'

Идеология как фактор обеспечения национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1092
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / государство / Россия / идеология / политика / власть / национальная безопасность / концепция. / history / state / Russia / ideology / politics / power / national security / concept
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеология как фактор обеспечения национальной безопасности»

Самушия Я.Г.1

ИДЕОЛОГИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ключевые слова: история, государство, Россия, идеология, политика, власть, национальная безопасность, концепция.

Keywords: history, state, Russia, ideology, politics, power, national security, concept.

Понятие «идеология» было впервые предложено французским философом и политическим деятелем XVIII века А. Дестютом де Траси, который ввел данный термин как учение об идеях, возникающих из чувственного опыта человека. Дестют де Траси считал, что «идеология», как и естественные науки, должна быть точной наукой2.

По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, идеология сводилась к выражению интересов класса буржуазии, используемых для сокрытия существующих властных отношений. Тенденция критического отношения к понятию идеологии как инструмента социальной регуляции была подхвачена многими исследователями, в том числе западными социологами середины XX века Р. Ароном, Д. Беллом, С. Липсетом, К. Поппером, Э. Шиллзом и другими.

В 70-х годах проявилась тенденция к «реидеологизации», тем не менее, в настоящее время единого представления об идеологиях не существует3.

К числу важнейших функций, выполняемых идеологией, относятся: когнитивная (объясняющая смыслы человеческой деятельности); мобилизационная (обеспечивающая сплочение индивидов и социальных групп); интегратив-ная (осуществляющая политическую социализацию и объединение людей); амортизационная (ослабляющая социальную напряженность); легитимирующая (дающая обоснование наличию власти у правящего класса или же необходимости перемен). При этом выполнение данных функций обусловливается такими свойствами идеологии как догматичность и абсолютность. От сторонников идеологии требуется полная приверженность содержащимся в ней идеям и

4

ценностям .

Идеология является одним из факторов обеспечения национальной безопасности в контексте информационно-идеологического противостояния5. Отсутствие должным образом проработанной и общепринятой идеологии создает «идеологический вакуум», который заполняют «чужие» идеологии, цели которых могут противоречить целям национальной безопасности общества и государства6. Отсутствие идентификации индивида или социальной группы через идеологию с обществом в целом может привести к расколу, дестабилизации, «утечке мозгов», высокому уровню коррупции и т.д. вследствие того, что данный индивид или социальная группа ставят собственные интересы превыше национальных интересов. В то же время наличие и функционирование национальной идеологии обеспечивает возможность противостоять вредоносному влиянию «чужих» идеологий и поддерживать нормальное развитие общества, особенно в условиях кризисов и угроз.

В условиях глобализации и развития сети Интернет идеологическое воздействие перенеслось в новую информационную среду, в которой борьба за умы ведется в форме так называемых «информационных войн». Этот фактор, а также затяжной глобальный экономический кризис, крымский вопрос, террористические и другие угрозы Российской Федерации ускоряют необходимость поиска объединяющей общенациональной идеи и идеологии.

Попытки найти объединяющую национальную идею и идеологию в нашей стране предпринимались со времени формирования российской государственности. Правовая и политическая мысль того времени носила религиозный характер, а место России в международной системе координат рассматривалось исключительно через призму православной христианской религии. На этой духовной основе сформировались такие идеи как «Святая Русь», «Москва -Третий Рим», «Россия - преемница наследия Византии». Утверждается идея особой духовной миссии русского народа, «богоизбранности» России как истинного и последнего центра христианства. Именно так трактовались впоследст-

1 Самушия Яков Георгиевич - магистрант факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС, руководитель проекта «Национальная идея и идеология современной России» «РосИД». Email: gos.duma.rf@ mail.ru

2

Дестют де Траси А. Основы идеологии. - М.: Академический проект; Альма-Матер, 2013. - 336 с.

3

Сирота Н.М. Идеологии в современном мире. 2013. - С. 16.

4 Там же.

5 Морозов И. Л. Безопасность политических коммуникаций в современной России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2013. - № 1. - С. 128

6 Путин В.В.: Заключительное слово на заседании Государственного совета «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России» / Совет Безопасности РФ. - http://www.scrf.gov.ru/news/142.html

вии идеологические основы российской империи Н.Я. Данилевским, М.Н. Катковым, Л.А. Тихомировым, Н.А. Бердяевым и многими другими отечественными и зарубежными мыслителями1.

Данный подход преследовал цель легитимации власти, обоснования законности политических институтов, сплочения русского общества и сохранения его единства. Политическая идеология в своей основе была сформирована первым русским царем Иваном IV Грозным, который в своих посланиях духовным и политическим лидерам того времени аргументирует и обосновывает правомерность неограниченной верховной власти, обеспечивающей реализацию полного самовластья ее носителем2. Иван Грозный в своем послании Андрею Курбскому называет эту концепцию царской власти «православным истинным христианским самодержавием». Необходимо подчеркнуть, что со времени возникновения российской государственности концепция национальной идеи приобрела в нашей стране уникальный и отличный от западных подходов характер не только с точки зрения формы - в виде религиозно-философских суждений, положений и постулатов, но и по содержанию - как поиск особого духовного пути.

В XVII веке продолжается усиление централизованной системы управления страной и царской власти. Такие события как «Смута» начала XVII века вызвали в русском обществе сильные антизападные настроения и способствовали усилению национального начала. Избрание нового царя на Земском Соборе не могло не внести коррективы в концепцию династийности и «богоизбранности» верховной власти. Так, в «Утвержденной грамоте» 1613 года избрание Михаила Романова по воле народа объясняется как выбор, внушенный Божьей волей, при этом правитель должен был соответствовать определенным нравственным качествам и выполнять духовно-историческую миссию «служения России и Богу, Богу и России»3.

В середине XVII века происходит церковный раскол, который характеризуют как раскол в политической идеологии русской православной церкви, вызванный различными взглядами на историческое будущее России. Унификация церковных обрядов русской и греческой церкви преследовала цель отдалиться от римско-католической западной церкви и воплотить в жизнь концепцию «Москва - Третий Рим». Таким образом, эти реформы преследовали политические цели4. Церковный раскол наглядно продемонстрировал, что расхождение в политических идеалах может привести к острейшему социальному конфликту.

В XVIII веке Петр I принимает титул Императора, тем самым подчиняя себе православную церковь и объединяя в своем лице высшую церковную и светскую власть5. Желание и способность самодержца служить народу и «общему благу» он ставит выше права престолонаследия по крови, таким образом идея служения общему благу и народу впервые становится в один ряд с концепцией «богоизбранности». Идеологическую основу для таких нововведений дал архиепископ Феофан Прокопович, который определял монарха как просвещенного государя, заботящегося не только об общем благе, но и об искоренении предрассудков, устроении правосудия и организации эффективного управления страной. Ослабление церковной власти также находит у него обоснование в Духовном регламенте, в котором утверждается польза «соборного», а не патриаршего управления церковью6.

Во второй половине XVIII века складывается идеология так называемого «просвещенного абсолютизма», в разработке которого приняла участие императрица Екатерина II, которая оказавшись на престоле в результате государственного переворота, стремилась таким образом легитимировать свою власть.

В первой половине XIX века наиболее заметные противоборствующие идеологические течения того времени -славянофильство и западничество - по-разному трактовали вопросы о судьбе России, о ее месте в мире и приемлемости европейского пути. В среде славянофилов возникает понятие «соборности» - истинного братства, свободного союза единоверцев в противовес западному индивидуализму, рационализму и честолюбию; по их мнению, приверженность православной церкви позволит России встать во главе славянских народов и исполнить особую духовную миссию. В свою очередь западники считали, что Россия должна воспользоваться уроками всемирной истории, т.к. законы развития политических и общественных институтов являются универсальным для всех народов. Однако эти диспуты не выходили за рамки кружков и светских салонов.

В 1832 году С. С. Уваров формулирует идеологическую триаду «православие, самодержавие, народность» как противопоставление французской формуле «свобода, равенство и братство», как инструмент противостояния европейским освободительным идеям, являющийся общенациональной объединяющей платформой. Идея народности проникает во многие сферы культурной жизни России, подхватывается многими писателями, художниками и архитекторами.

В годы подготовки крестьянской реформы - в середине XIX века основным течением общественной мысли идеей становится либерализм, к тому времени уже утвердившийся в Европе и Америке. Тем не менее, российский либерализм носит национальные черты, он осуждает революцию и требует большего контроля общества со стороны самодержавной власти, что роднит его с консерватизмом.

1 Русская социально-политическая мысль. XI-XVII вв. Хрестоматия / Сост. С.В. Перевезенцев, подг. текстов: С.В. Перевезенцев, Г.В. Талина, Д.В. Ермашов, А.С. Ермолина, B.C. Зубова; под ред. А.А. Ширинянца, С.В. Перевезенцева. - М.: Издательство Московского университета, 2011. - С. 187-188.

2 История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. -4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. - С. 261.

Томсинов В. А. История русской политической и правовой мысли X-XVIII века. - М.: Зерцало, 2003. - С. 145.

4 Там же, с. 149.

5 Там же, с.169.

6 История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. - С. 431.

Большая часть XX века для России прошла под знаком коммунистической идеологии, которая вытеснила исторически сложившиеся религиозно-философские идеологические представления. Всеобъемлющей национальной идеей того времени стало «построение развитого социалистического государства». Коммунистическая идеология становится важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности и основой внешней политики страны. В этом качестве идеология показала свою эффективность как инструмент обеспечения защищенности территорий и граждан, мобилизации населения для стремительного индустриального развития, противостояния западным идеологиям.

С распадом Советского Союза марксистко-ленинская идеология утратила свою силу, в постсоветский период произошло «отторжение» феномена идеологии в целом, воспринимаемой как инструмент манипуляции. Отсутствие собственной национальной идеологии привело к равнению на Запад и к скептическому отношению к патриотизму, к собственным традициям и «корням»1.

Осознание данной ситуации как угрозы национальной безопасности впервые нашло свое выражение во второй половине 90-х годов - при разработке Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в которой одним из ключевых элементов был вопрос о национально-государственной идеологии, «национальной идеи» как фактора развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В настоящее время, особенно в условиях экономического кризиса, давления санкций, геополитических перемен и возрастания угроз извне вопрос национальной идеологии, а значит, и национальной безопасности стоит особенно остро. Отсутствие этого центрального объединяющего «стержня» остро ощущается в российском обществе, что выражается в многочисленных научных полемиках и спорах на различных уровнях, в научной среде, на открытых площадках, в патриотических клубах, а также собственно «в народе», где тема национальной идеи активно обсуждается и дискутируется.

Разумеется, новая идеология должна не только опираться на глубокие исторические традиции, но и учитывать современные реалии, особенности России как многонациональной страны, населенной множеством различных народов, имеющих собственную историю, культуру, менталитет.

Конфронтационная идеология, построенная по принципу противопоставления «своих и чужих», отражает дифференциацию и расслоение современного российского общества, является проявлением глобализационного воздействия, и, соответственно, вестернизации, имеющей безусловную антироссийскую направленность.

Идеология должна быть не только духоподъемной, но и конструктивной, нацеленной на решение важнейших задач и проблем, достижение общенациональных интересов и при этом обеспечивать конкурентоспособность, то есть успешное противодействие чуждым и враждебным идеологиям в условиях глобализации2.

Среди главных вызовов глобализации - возможность возникновения межцивилизационных конфликтов. Вследствие этого необходимость в цивилизационно-культурной самоидентификации государств обретает особое значение с точки зрения национальной безопасности. Политика государств должна быть направлена на сохранение своей культурно-исторической идентичности, чтобы противостоять глобальной тенденции к «размыванию» границ и унификации «правил игры» на мировом рынке. Объединяющая духовно-идеологическая платформа должна стать базовым компонентом общероссийской политики, которая обеспечивает целостность и эффективное функционирование государства в международной системе координат .

Разработка идеологии должна опираться на научную основу, учитывать исторические, социокультурные особенности российского народа, национальные интересы и задачи обеспечения национальной безопасности и развития Российской Федерации. При решении столь значимой сверхзадачи необходим симбиоз науки и политики, направленный на обеспечение потребностей и интересов российского народа. Именно в этом случае содержащиеся в идеологии ценности, идеи и символы могут быть восприняты и подхвачены народом.

Стремление к единству власти и общества позволит выработать полноценную жизнеспособную идеологию, способную функционировать в долгосрочной перспективе и оказывать мотивирующее, конструктивное воздействие, способствующее подъему национального самосознания и возрождению истинного величия сильной и независимой России.

1 Казеннов С.Ю., Кумачев В.Н. Национальная безопасность РФ: проблема идеологического обеспечения. - ukros.ru/wp-соп!еп1Уир1оа118/2015/06/Казеннов-С.Ю.-Кумачев.11ос

2 Там же.

3 Кокарева Ю.А. Глобализация и национальная безопасность: факторы взаимовлияния // Молодой ученый. 2015. - № 9. -С. 978-981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.