Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования национальной идеологии России'

Некоторые аспекты формирования национальной идеологии России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
454
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / ИДЕЯ / IDEA / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / NATIONAL / ЦЕННОСТИ / VALUES / ИНТЕРЕСЫ / INTERESTS / РЕЛИГИЯ / RELIGION / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / НАРОД / PEOPLE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пусько В.С.

В статье рассматривается реальный процесс становления национальной идеологии Российской Федерации, исследуются наиболее общие проблемы ее формирования, сделан краткий анализ некоторых распространенных идеологий в нашей стране, проведено осмысление общенациональной цели создания сильного Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examins the real process of forming national ideology in Russian Federation, the most common problems of its shaping, views on brief analysis widespread ideologies in our country, reflects the national aims on establishment of powerful Russian state.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования национальной идеологии России»

Пусько В.С.

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры политологии МГТУ имени Н.Э. Баумана

Некоторые аспекты формирования национальной идеологии России

История становления и развития цивилизаций показывает, что эти процессы тесно связаны с наличием и признанием центральной идеи, отражающей высшие национальные ценности, общую цель, стратегию и перспективу созидания, а отсутствие такой идеи приводит к упадку, или гибели социального образования. В современном мире совокупность таких ценностей, принципов, традиций, норм морали, права, духовности называют национальной идеологией.

Понятие «идеология» в научный, политический и обыденный оборот ввел впервые французский ученый-идеолог А. Дестют де Траси в своей работе «Этюд о способности мыслить». Он считал, что это в первую очередь концепция (наука) об идеях. Несколько позже в фундаментальном труде «Элементы идеологии» де Траси раскрывает механизм возникновения и формирования идей, отражение их в человеческом сознании. Со временем идеология стала главным образом мировоззренческой позицией людей, определяющим компонентом их сознания и поведения. Всем известно изречение «когда идеи овладевают массами, они готовы отстаивать их даже ценой своей собственной жизни». В современном мире существуют различные идеологии, которые реально, а иногда и виртуально, отражают существующие характеристики определенных сфер жизни общества.

С наступившим в конце прошлого века отрицанием социалистической (коммунистической) идеологии, которая на значительной части нашей планеты признавалась единственно верной классовой наукой, претендующей на абсолютную истину, к слову идеология стали относится зачастую как к ругательному и неприемлемому понятию.

Вместе с тем, абсолютное большинство мирового сообщества, особенно политическая элита, высшее руководство государств, научная когорта поняли, что без идеологии, без национальной идеи, которая всегда скрепляла общество, формировала его сознательную компоненту, была его доминантой

и одним из главных ориентиров в деятельности и поведении как каждого гражданина, так и отдельных социальных групп (классов), всего населения и сегодня и в будущем не обойтись. То есть, идеология, национальная идея должна быть концентрацией, определенной кристаллизацией доминирующих социальных интересов, ценностей и ориентаций каждого человека и общества в целом как в современных условиях, так и на перспективу развития конкретного социально-политического субъекта.

А как же нам, российским гражданам ориентироваться на какую то идеологию развития страны, когда в Конституции Российской Федерации в статье 13 четко обозначено: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Это что же, что хочу, то и проповедую? Может потому и развелось в стране нескончаемое число проповедников многих видов идеологического воздействия на сознание огромной массы населения страны.

В этом плане очень созвучна мысль профессора О. Кришта-новской о том, что одна из причин, почему нет солидарности в нашем обществе - это отсутствие национальной идеологии. Существовавшая более 70 лет идеология была разрушена. Эта, сложно сказать правильная или неправильная, идеология давала ответы на простые и сложные вопросы: что первично, а что вторично, в каком обществе мы живем, кто наш враг и кто наш добросовестный сосед, на кого мы может рассчитывать, а кому не доверять?

Величайший опыт человечества показывает, что для формирования определенной идеологии, как правило, существуют идеологическая инерция

(для нашей страны особенно характерно, так как она потеряла некий импульс инерционного развития); идеологическое время как одна из форм существования в потерянном, неосознанном состоянии и поиск адекватных сложившимся условиям идей, ценностей; идеологическое пространство как место реализации идеологических явлений, процессов и событий, в которых заинтересованы большинство индивидов, социальных групп (классов) и институты власти.

Наличие множества идеологий особенно характерно сегодня для России. Возьмем, например, только религиозные идеологии: идеологию православия, идеологию ислама, идео-

. логию католицизма, идеологию буддизма, идеологию иудаизма. Нельзя сказать, что в умах значительного числа людей они являются превалирующими. По данным социологов в великие христианские праздники - Рождество Христово, Пасху церковь посещают около шести-семи миллионов россиян. Цифра внушает. Но от ста сорока шести миллионов населения страны - это примерно 4,5 %. Вот и задумаешься, а является ли православие единственной религиозной идеологией у нас в стране?

С распадом Советского Союза и отрицанием социалистической идеологии, свободную нишу стали занимать: идеология либерализма, идеология консерватизма, социал-демократическая идеология, идеология монархизма, идеология европеизма, идеология глобализма, корпоративная идеология и др.

В этом плане думается целесообразно обратиться к рассуждениям А.А. Зиновьева и его публикации «Философия как часть идеологии». Обозначив проблему конкретно - «идеологическая сфера России», А.А. Зиновьев считает, что надо найти такую идеологию, которая бы способствовала объединению россиян в единое целое и которая могла бы служить новой системе власти эффективным средством управления страной и выработки социально-политической стратегии в происходящем процессе глобализации. Причем такая идеология должна быть по эффективности сопоставимой с той, которую страна имела в советские годы. Такая идеология не может быть религиозной, считает Зиновьев, ибо в ХХ1 веке удержаться на высотах современного уровня развития общества со средневековой идеологией также невозможно как на телеге лететь в космос.

Современному российскому обществу иногда реально, а иногда наивно предлагается множество идеологических концепций, которые могут вывести страну на реально прогрессивный путь развития.

Одной из самых распространенных сегодня является идеология патриотизма. Сущность идеологии патриотизма составляет система взглядов, норм, ценностей основной массы населения, доказывающих свою любовь к Родине, преданность России, Отечеству. Об этом пишет главный разработчик идеологии патриотизма Р.Г.Яновский в его монографии «Патриотизм: о смысле созидающего служения Человеку, народам . России и Отечеству». Думается автор идеологии патриотизма

явно заузил смысл жизненности этого явления. Патриотизм, . видимо, надо понимать как устойчивое отношение и осознанную любовь к своей семье, нации, национальной и культурной идентичности, Отечеству в его прошлом и настоящем, готовность служить ему, отстаивать и защищать его цели, идеалы и ценности, уважать интересы, идеалы и ценности других народов, их семей и граждан (т.е. быть еще и толерантными). Сегодня можно утверждать о реально идущем в России процессе становления российской объединяющей патриотической идеологии ХХ1 века и вызвано это, в первую очередь, процессом возрождения Отечества и тем шквалом угроз, опасностей, санкций, которые обрушиваются на страну в целом и на отдельные ее структуры в частности.

Это возрождение строится на исторической памяти народа, на идеологии русского и советского патриотизма, который явился цементирующей основой экономического, научно-технического, социального и культурного прогресса как России, так и Советского Союза, одержавших великие победы над войсками Карла XII, Наполеона, других агрессоров и спасших мир от нацисткой чумы в годы Великой Отечественной войны. И сегодня подъем патриотизма, национального самосознания, национальной гордости становится среди многих слоев населения духовно-нравственным ответом агрессивно-либеральным силам Запада и США, которые клевещут на нашу страну, на ее историю, пытаются стереть нашу национальную память.

В это неспокойное время крайне важно, чтобы поколение молодых людей, тех кому сегодня 20-30 лет, помнило об исконно российских ценностях, национальных традициях, великой русской культуре, о стремлении народов России к защите суверенитета, национальных интересов, о создании могучей, гордой и прекрасной страны.

Вызывает тревогу и другая сторона идеологии патриотизма. Связана она с возникающим у огромной массы россиян вопросом: а какую идеологию проповедуют десятки тысяч миллионеров и миллиардеров, акул шоу-бизнеса, которые нажили несметные богатства не всегда праведным путем, вывозят их в оффшоры, в страны, которые сегодня проводят открытую антироссийскую политику, а на российские деньги развивают свою экономику. Не подменили ли эти люди идею патриотизма, любви преданности своей стране другими цен- .

ностями - «ценностями» наживы, стяжательства, обогащения, воровства, эгоизма, цинизма, лицемерия, неуважения к народу и Отечеству, в котором родились, выросли, получили бесплатно образование и которое, в конечном счете, обманули. Вряд ли кто-то из них не только откликнется на призыв Президента страны В.В. Путина вернуть в страну вывезенные за рубеж капиталы, но и реально сделает этот шаг.

В ответ на это в сознании людей все больше формируется идеология социальной справедливости. Игнорировать факт социального неравенства в российском обществе становится все труднее. Особенно сегодня, когда цены на самое необходимое - продукты питания стали зашкаливать. Все чаще можно слышать из уст пожилых людей, малоимущих слоев населения слова: «В магазин идешь как в музей, только посмотреть». Поэтому идеал социальной справедливости для большой части народа является намного ближе, чем декларируемые демократические свободы. Основное понимание идеологии социальной справедливости сформулировал Президент России В.В. Путин. «Главное, считает он, мы должны совестными усилиями сделать жизнь людей экономически благополучной, их достаток - весомым, а условия работы - стабильными и предсказуемыми». Такой глобальный шаг в поступательном развитии страны можно сделать, подчинив все силы идее их консолидации и компромисса, возродив основы социального равенства, справедливости, всечеловеческой отзывчивости русской души. Эта отзывчивость красноречиво подтверждается отправкой за шесть месяцев более двадцати гуманитарных конвоев для населения юго-востока Украины.

После августовских событий 1991 года и объявленной де-идеологизации российского общества политическая элита сделала акцент на внедрение либеральных ценностей, причем крен был сделан на западный вариант либерализма. Механический, бездумный перенос западных либеральных ценностей на российскую почву, ориентированных на приоритет материального богатства над духовным, грабительские акты ваучеризации и приватизации созданного трудом много миллионного народа богатства и привели общество к деморализации и деградации. В стране фактически был создан режим либерального тоталитаризма. Либеральная идеология . фактически стала государственной, хотя и не вписывалась в

-1шГ

рамки Основного Закона. .

Либеральная идеология безоговорочно господствовала во всех сферах общественной жизни, рекламировала прозападные реформы, оправдывала разграбление России. Создание институтов законодательной, исполнительной, судебной и местной власти якобы из представителей народа стала грубым обманом народа. Выборы не стали демократическими, правила их постоянно менялись. Люди фактически не знали, кого они выбирали в те или иные институты власти. Во главе государственных структур оказывались люди с невысоким нравственным уровнем, ловкие дельцы с эластическими убеждениями, не принадлежавшие к цвету нации. Население страны не могло назвать партии, которые попали во власть, знали только некоторых их руководителей, и только потому, что их лица часто мелькали на экранах телевизоров, причем чаще всего в различных шоу-тусовках. Потеряв места в высоких кабинетах власти, они быстро переметнулись в клан оппозиционеров, критиканов и лгунов.

Либеральная идеология западного толка оказалась абсолютно неприемлемой, ущербной для нашей страны. Россия должна идти своим путем, учитывая менталитет российского народа. Хотя от некоторых прогрессивных идей, выработанных мировым сообществом, отказываться также нецелесообразно.

В истории России значительную роль играла консервативная идеология. Многие столетия наш народ ориентировался на религиозную и коллективную духовность, сильную власть, социальную ответственность. Соединение этих трех начал было основой создания Великого Российского государства, его мощи и непобедимости, процветания и занятия достойного места в мире.

Развитие страны показывает, что консервативная идеология - не идеология застоя, а идеология верности и сохранения основных принципов социального прогресса, которая модернизируется с изменением ситуацию Сегодня духовным фундаментом жизни российского общества становится коллективная воля людей, хорошо отлаженный механизм самоуправления, демократизация политики и социальных отношений. Современный консерватизм сочетает реальную оценку внутригосударственной и международной ситуации с ориентацией на сохранение, укрепление и развитие традиционных .

. общественных ценностей, которые служат гарантией стабильности экономического, политического и социального строя. Вместе с тем, идеология консерватизма по-прежнему ориентируется на элитарное и аристократическое толкование власти, на государственное вмешательство в экономические отношения, на формирование институтов гражданского общества по рекомендациям «сверху».

В условиях наличия политических, социальных, национальных и религиозных противоречий, низкого жизненного уровня значительной части населения, несовершенства системы государственного управления, слабой социальной защиты народа - одним из главных факторов консервативной идеологии является концепция сильного государства. Исходя из традиций русской консервативной мысли, сильное государство базируется на авторитете власти, устойчивости политической системы, национальной самобытности российского населения, незыблемости прав и свобод народа, постепенности (без скачков) перемен во всех сферах общественной жизни.

Важность сильной государственной системы определяется и природно-географическими условиями России, необходимостью сохранения целостности ее территории, охраны самых протяженных в мире границ, обеспечения четкой работы системы транспорта, связи, всей структуры жизнеобеспечения на всем пространстве, особенно в суровых климатических районах страны. Исторически сильное русское государство всегда держалось на единстве власти и народа, на их взаимном доверии и поддержке, высокой нравственности.

В этом плане весьма показателен пример беззаветного служения Отечеству русским казачеством. Казачье общество (круг, землячество, объединение) всегда включала казаков, служивших всей душой и всем помышлением православному народу своему. Идеология казачества построена на обязанностях каждого казака служить Отечеству, строго соблюдать традиции наших славных предков, быть храбрым, правдивым, терпеливо и охотно, с доброй волей переносить тяготы службы, воспитывать в себе и своих близких высокую культуру, любовь к вере Христианской, Отчизне, уважать национальные чувства других народов, соблюдать

. форму одежды, любить ее, гордиться ею, быть безупречным

гражданином, примером нравственности в быту и на службе, беречь обычаи и традиции своих народов. Вступивший в казачье общество каждый казак ответственен перед знаменем, иконой и священником, памятью предков, родителями и стариками, женщиной, инвалидами. Страшнейшим наказанием казака является бесчестие его имени. Эти, проверенные столетиями принципы и традиции казачества, могут вполне занять достойное место в современной национальной идеологии России.

Сильное государство всегда опирается на мощные, оснащенные самым современным оружием и техникой, обученные ведению всех видов боевых действий вооруженные силы. Сегодня мир сотрясают локальные, региональные, гражданские, информационные войны. Не ушло общество и от риска возникновения глобального военного конфликта. Создать боеспособную армию, развитой военно-промышленный комплекс, которые всегда в состоянии защитить страну от любой агрессии, может только сильное государство и любящий свою страну народ. Проблемы обеспечения защиты и безопасности личности, общества и государства в экономической, политической, идеологической, гуманитарной, социальной, духовной, информационной и военной сферах имеют сложный, комплексный характер. Они достаточно четко сформулированы в новой концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Разговоры на всех уровнях о национальной идеологии ведутся уже около двух десятков лет. Свое отношение к проблеме не раз высказывали такие ученые как Ю.Г. Волков, М.К. Горшков, А.К. Дегтярев, В.И. Добреньков, Т.И. Заславская, А.А. Зиновьев, С.Г. Кара-Мурза, В.Н. Кузнецов, Ю.А. Левада, В.П. Макаренко, В.С. Малицкий, Н.Н. Моисеев, В.С. Степин, В.Г. Тахтамышев, Ж.Т. Тощенко, А.Р. Тузиков и многие другие. Предлагаются самые различные проекты, некоторые из них кратко рассмотрены в статье. Но, как показывает исторический опыт, использование принудительных, силовых форм навязывания идеологических ценностей народу в конечном итоге приводит к краху такой идеологии и разрушению общественной системы, которая базировалась на этой идеологии. Примеры тому есть: нежизнеспособность коммунистической идеологии и распад Советского Союза, крах нацистской идеологии и гибель фа-

. шистского государства.

Видимо, не нужно выдумывать какую-то национальную идеологию. Моральные, нравственные, общечеловеческие ценности у народов формируются веками. Крайне важно эти идеологические ценности вовремя заметить и ненавязчиво вносить в сознание людей, используя для этого все понятные формы литературы, искусства, культуры, печати, религии, средств массовой информации.

Подводя итог сказанному, можно констатировать, что современная национальная идеология России - это формирующаяся совокупность понятых и принятых людьми личных, общественных, государственных и цивилизационных ценностей, идеалов, интересов, целей, которые соответствуют сознанию каждого человека, отражают его историческую память, уважительное отношение к истории своей страны и других народов, стимулируют добросовестную деятельность по умножению благосостояния России.

Список литературы:

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ. 4 декабря 2014 года. Российская газета, 2014 5 декабря.

2. Громовик В.Г. Консервативная идеология в современном мире. М.: РИЦ ИСПИ РАН. 2005.

3. Зиновьев А.А. Идеология партии будущего М.: Алгоритм. 2003.

4. Кузнецов В.Н. Социология идеологии. М.: Книга и бизнес. 2008.

5. Кузнецов В.Н. Российская идеология 21 века. М.: Книга и бизнес, 2004.

6. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. М.: Ростов н/Д. Феникс. 2000.

7. Малицкий В.С. Идеология: история и современность. М.: Социально-гуманитарные знания. 2005.

8. Россия: конфликт идеологий: «Круглый стол» в редакции «Завтра», 2004, № 40. Сентябрь-октябрь.

9. Савельев Е.П. Древняя история казачества. Тайны земли Русской. М.: «Вече». 2006.

10. Смирнов А. За кем пойдут казаки? //Альманах казачество. 2014. № 9.

11. Страдзе А.Э. Социальная активность в Российском обществе: структурно-дея-тельностное измерение. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013.

12. Чадаев А. Путин. Его идеология. М.: Изд. «Европа». 2006.

13. Яновский Р.Г.Патриотизм: О смысле созидающего служения Человеку, народам России и Отечеству. М.: Книга и бизнес. 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.