КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 008
А. И. Голышев
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В статье с позиций культурологического подхода рассматриваются проблемы национальной идеи,ее важности в преодолении кризиса социально-культурной идентичности.
Ключевые слова: ценности культуры, русская идея, национальная идея, государственная идея, культурологические методы исследования, феноменология.
История вопроса позволяет отметить, что актуализация исследований национальной идеи чаще всего является ответом на проблемы консолидации общества, вызванные различными факторами: реформами, глобализацией, социальными и национальными катаклизмами и т. д. Объективным признаком неблагополучия является кризис социальной и культурной идентичности. Он возникает в переходные периоды модернизации общества при нарушении историко-культурной преемственности, размывании традиционных и современных ценностей, утрате целей и идеалов, векторов развития, моделей социальной самореализации. Вместе с тем социально-культурная динамика сегодня столь велика, что позволила А. С. Ахиезеру сделать вывод об усиливающемся кризисе, превращающем переходное положение в хроническое состояние. Определяющим выходом из складывающейся ситуации является формирование полицентрической многополисной структуры общества, эффективно обеспечивающей социальное и культурное равновесие, соединяющее традиции прошлого с постсоветской модернизацией и текущими процессами глобализации. Она позволяет преодолеть противоречия между антиномичным характером культуры и глобальной интеграцией, провести перенастройку компонентов идентичности, адаптировать личность к вызовам и новым ценностям. Следовательно, без личностного развития человека на основе национальной культуры, укрепления его культурной принадлежности и гражданской идентичности, осознания целей развития, национальной идеи не возможна консолидация российского общества и переход страны на инновационный путь развития.
Понятие «идея» общепринято обозначает мыслительный образ существующих форм, способов, перспектив и целей человеческой деятельности. Ее носитель — исторически конкретная нация, которая за длительное время своего существования выработала историософскую позицию, объясняющую свою историю, смысл существования и идеализированные цели своей будущности. Научное содержание понятия «нация» является предметом длительных дискуссий, однако наиболее разделяемой в обществознании остается ее понимание как реальной общности. Нация в этом случае (по В. А. Тишкову) рассматривается как коллективный индивид (или тело), обладающее базовыми потребностями, (само)сознанием, общей волей и способное на единое и целенаправленное коллективное действие. Глубочайшая мысль
И. А. Ильина о том, что «судьба народа сокрыта в его истории» всемерно отразилась в России. Исторически сложилось так, что русская нация не имеющая общего этнического происхождения с десятками, а то и сотнями народов, стала выразителем их общих ценностей, интересов и целей, всего Русского мира — глобального культурно-исторического феномена. В течение длительного времени разными путями шло формирование единого культурно-исторического, политико-экономического и христианско-православного государства, позволившее В. С. Соловьеву назвать Россию — семьей народов. «Национальная идея — отмечалось в докладе института философии РАН — изначально формируется из совокупности очень простых и понятных, по возможности лапидарных «истин» и установок, но воплощается через переориентацию практически всех основных систем духовной и практической жизнедеятельности общества» [10]. Формируя полиморфизм культуры, она выделяет при этом ее доминантные начала благодаря чему исполняет важнейшие социокультурные функции: аксиологическую (установление общих ценностей); телеологическую (определение «коллективного бессознательного»); коммуникативно-интегративную (сплочение людей, возможность общаться в русле единой идеи); компенсаторную (избавление от чувства неудовлетворенности) [4]. Национальной идее закономерно отводят главенствующую роль мобилизующего начала в периоды различных кризисов, в достижении духовного равновесия в обществе, в гармонизации человеческих взаимоотношений, в объяснении целеполаганий в действиях государства. В этом государство всегда является главным фактором. Ему необходима поддержка народа в выборе целей и принципов, на которых будет основываться вся его внутренняя и внешняя политика. Национальное и государственное настолько переплетаются в судьбе страны, что многие исследователи посчитали их синонимами, в то время, как их важно различать. Национальная идея — это исторически сложившиеся, трансформирующиеся, подчас латентные глубинные символы народного самосознания, которые пытаются воплотить в жизнь. В. С. Соловьев называл их «национальной совестью». Государственная — это технология, сумма гражданско-политических и идеологических устремлений и действий по их использованию. Если исследователей этого концепта, в основном философов, культурологов и психологов, более интересуют предпосылки формирования, динамика и содержание этой сакральной формы национального самосознания, то представителей государственных структур и их социальных институтов — практическое использование в государственной национальной и культурной политике, системе воспитания, достижении желаемой аксиологии бытия и т. д. В последнее время в публицистике часто говорится о важности государственной национальной идеи, ибо без нее оно не сможет достичь высот своего развития, реализовать свое историческое предначертание. Ошибочность подобных выводов коренится в расхождениях представлений между общественным и государственным статусом национальной идеи. Государственная идея, еще раз подчеркнем, инструментальное использование форм национального самосознания в практических целях, в определенных временем интересах, причем достаточно часто она подменяется идеологией, в отдельных случаях и национализмом. Национальная идея — категория надвременного бытия, она всегда была, есть и будет как определяющая объективная данность, подчас латентная, существующая на протяжении всей истории каждого народа. Являясь по своей сути регулятивной, она указывает направление цели, но не саму цель, так как ее выражение определяется историче-
ской ситуацией. Это обусловленный национальный код, сохраняемый и передаваемой генной, исторической памятью народа независимо от изменяемых желаний и курса государства. В исторической памяти удерживается все, что признается необходимым для ориентации во времени и пространстве. «Она отражает и закрепляет этнонациональную самоиндентификацию социального агента, особенности семейных и родовых институтов, институтов власти, религии и т. д.» [6, с. 78]. По глубокому убеждению В. В. Розанова. Россия начинается не с государства, а с семьи и брака, воспитания детей. Зрелость общества зависит от чуткости восприятия этого, от гуманистических устремлений, уровня содействия воспроизводству национального самосознания и культурной самоидентификации, условий передачи жизненных ценностей от одного поколения к другому, возможностей достижения гражданского согласия. Поэтому в силу закономерных исторических изменений государства, многослойности и многосубъектности общества, их наисложнейшей дифференциации, аффективности культурной регуляции духовной жизни и т. д. их совпадение просто невозможно. Идеальное и практическое не может быть идентичным. Более того, идея принадлежит к формам опережающего отражения действительности и принципиально недостижима в реальности. Мир веками сложившихся ценностей не может быть адекватен дню востребования. Бессмертие идеалу (по С. А. Емельянову) обеспечивает его принципиальная недостижимость.
Несмотря на многочисленные исследования проблем национальной идеи, в современной отечественной литературе ее осмысление носит концептуально разрозненный характер, отсутствует целостный научный подход, не определена ее роль в преодолении идентификационного кризиса общества. В связи с этим необходимо дальнейшее изучение этого важного концепта, который позволил бы обобщить достижения и создать новые предпосылки для выявления созидательного, интегратив-ного аспекта национальной идеи в процессе укрепления российской государственности. Национальная идея прошла длительный путь понятийных трансформаций. Она начиналась с концепций религиозных мыслителей XI века. Мысли о национальной независимости русских и историческом оптимизме Иллариона Киевского опирались (по В. В. Милькову) в онтологическом плане на сближение божественного и земного. Летописные размышления Нестора Печерского об истоках русского сознания и месте в мире русского народа стали началом русской историософии, веры в «богоизбранность» русского народа. Развивая их мысли, отображая внутренние мотивы народного самосознания, в самом начале XVI века Филофей Псковский, в своих посланиях сформулировал идею «Москва — Третий Рим». Она произвела огромное впечатление на современников. В ней с предельной ясностью выражалась особая миссия и богоизбранность русского народа. Эта историческая формула во многом определила направление русской духовно-религиозной и общественной жизни XVI-XVII вв. Она актуализировала процесс формирования духовных скреп, новых единых ценностей, создающих коммуникативную целенаправленность духовно-религиозного и историко-культурного единства. Идея «Москва — третий Рим» стала главным смыслопола-ганием народа и считается первой сформулированной национальной идеей, которая и сегодня не теряет своей актуальности. Победа России в Отечественной войне 1812 года, всенародный патриотический подъем, актуализировали проблемы духовно-культурной идентификации россиян, русского характера, русского духа, православного начала в жизни народа. Однако «национальное возрождение» было прерва-
но восстанием 14 (26) декабря 1825 года в Санкт-Петербурге, нацеленным на отмену крепостного права, упразднение или ограничение Самодержавия. В этот период была выработана государственная идея в сжатом выражении министра Просвещения С. С. Уварова: «Православие — Самодержавие — Народность». Это была охранительная и первая государственная идея, ставившая целью поставить на службу государства глубинные символы народного самосознания, которые уже в априори не были созвучны ожиданиям нации. Культурологический параллелизм в очередной раз наглядно показывает различие этих концептов. Как уже отмечалось, трактовки понятия «национальная идея» в современной литературе характеризуются многообразием и неоднозначностью. Однако большинство исследователей соглашается с тем, что в основе его постижения лежат концепции русской идеи как философско-культурологического осмысления миссии русского народа. У истоков понятия идеи
A. С. Хомякова — «соборного спасения во Христе». Становление русской идеи связано с именами В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, В. В. Розанова,
B. С. Соловьева, П. А. Сорокина, С. А. Франка, П. А. Флоренского и других. Сам термин «русская идея» в 1860 году был введен Ф. М. Достоевским. Его смысл он видел в христианском универсализме, вселенскости. Русских мыслителей интересовали проблемы «сакрального спасения» русского человека, его души и духа, мессианства, соборности, основополагающей роли православия в утверждении «истинно христианского». Они особо отмечали, что характерной чертой интеллектуальной жизни российского общества всегда был постоянный поиск обретения смысла существования, определения места России в мировой истории, ее высшем предназначении и т. д., но не утилитарное использование этих знаний. С. Л. Франк отмечал, что наиболее значительные идеи русских мыслителей были высказаны «не в систематических научных трудах, а в совершенно иных формах — литературных...» [12]. Их творческое наследие является мощным фундаментом всех последующих изысканий о духовной культуре россиян, тайнах русского характера, души и т. д. Завершая универсалистскую традицию истолкования русской идеи, начатую Ф. М. Достоевским и В. С. Соловьевым, Н. А. Бердяев отмечал, что его интересует не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько то, «что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идея» [2, с. 204]. Возникает вопрос: неужели целью и логическим итогом национальной идеи является только философско-теологическая рефлексия? А в чем же ее социальное преломление? Оно прежде всего в выявлении и использовании глубинных экспонентов культурной и цивилизацион-ной солидарности и консолидации, засвидетельствованных (по В. С. Соловьеву) религиозным характером народа, преобразованных и указанных важнейшими событиями и величайшими личностями нашей истории. Национальная идея дает нации цель сплотить и мобилизовать ее активность, она призвана вдохновлять нацию, быть действенной [8, с. 46]. В определенном предостережении современности от использования ее в политико-идеологических целях, формировании монопольной идеологии под видом ответов на модернизационные и глобалистические вызовы. Развитие современного дискурса о национальной идее началось в середине 1990-х гг., времени вторых президентских выборов Б. Н. Ельцина, когда появился его призыв «Требуется Идея для России!». На страницах «Независимой газеты» появился дискуссионный клуб для массового участия в нем населения. «Российская газета» организовала общенациональный конкурс «Идея для России». Участие в поиске национальной идеи
приобрело массовый, но бесперспективный характер. К этой проблеме были подключены институты РАН, научное сообщество, состоялись различные конференции, круглые столы, был проведен научно-общественный форум «Формирование гражданского общества как национальная идея России XXI века». Однако стала очевидной неуклюжесть этой политической кампании в стремлении занять умы населения, восполнить все разрастающийся духовный вакуум, хоть как-то консолидировать общество в условиях разрушительных процессов и конфликтов, охвативших страну, создать хоть какую-то приемлемую государственную квазиидеологию. Современный философский словарь дал первое и одно из немногих определений — «Национальная идея — это систематизированное обобщение национального самосознания в его надвременном бытии, представленное чаще всего в форме социально-философских или общественно-политических текстов, художественных произведений. Соответственно, национальная идея может иметь как рационализированный, так и образ-но-типизационный способ своего выражения. Суть Национальной идеи составляет проблема смысла бытия данного народа-этноса» [1, с. 555]. Это определение В. А. Алексеевой не вызвало особых споров. На фоне укрепляющегося государства тема перестала быть особо популярной. Ее дальнейшее изучение в основном реализуется в двух направлениях: философско-теологическом и политолого-социологиче-ском. В центре внимания православных философов — обобщающее изучение основных постулатов концепций «русской идеи». А. В. Гулыгой были обобщены и детально проанализированы основополагающие признаки «русской идеи», представленные постсовременной проблемой. Он особо отмечал, что современное мышление актуализирует прошлое на более убедительном уровне. Русскую идею он рассматривал частью общечеловеческой христианской идеи, изложенной в терминах современной диалектики [5]. А. В. Боханов с позиций православного универсализма обобщил и показал великие достижения русской историософической мысли [3]. По этой теме защищено несколько теолого-культурологических диссертаций. Н. В. Николаевой было рассмотрено экклезиологическое понимание специфических особенностей национальной ментальности. Она рассмотрела русскую идею как провиденциально осознаваемое призвание русского народа к перманентной актуализации в сознании и жизненном опыте личности и социума непреходящей универсальной христианской аксиологической системы [9, с. 23]. Политологи и социологи сосредоточили усилия на возможности заимствования ценностей русской идеи и трансформации ее в российскую.
Вместе с тем именно глубина и тщательность этих исследований показали определенную исчерпанность традиционных подходов к этой проблеме, не уменьшающуюся дискуссионность большинства выводов. Все большее внимание у исследователей стала вызывать стратегическая значимость культуры, сопряженность ее с национальной идеей. В период модернизации страны, неоптимального сочетания культуры прошлого и настоящего культурология стала активно играть инновационную роль в системе научного знания. Национальная идея как объект научного исследования стала областью культурологических исследований, где ее междисциплинарный потенциал и теоретические ресурсы обеспечивают их выход в социокультурную реальность. Культурологические методы исследования стали переходить от фрагментарного характера знаний к внутрисистемному, трансформируют установившиеся связи в науках о культуре. Исследование соотношений двух уровней культуро-
логического знания — фундаментального и прикладного, важным звеном которого является национальная идея, выдвигается в число важных тем социально-гуманитарного знания. Не в инструментальном плане, а в смысле важности изучения современных проблем духовного состояния общества, глубинных пластов национального сознания, трансформации непреходящих духовных национальных ценностей. Пространственно-смысловыми координатами формирования национальной идеи рассматриваются базовые ценности культуры, которые определяют и корректируют ее характер, содержание и выражение. Речь идет не столько о выделении понятия «национальная идея» в качестве единицы культурологического анализа сколько о содержании национальной идеи как ценности, стержневой категории всего культурологического знания. Ценность — это свойство общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы социального субъекта, индивида, различных сообществ, общества в целом. Она формируется в результате осознания субъектом своих потребностей с возможностями их удовлетворения, которые не возникают до тех пор, пока он не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения возникшей потребности. Как правило, чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей привлекательностью и ценностью она обладает для субъекта, тем активнее проходят процессы интериоризациии конвертации их в мотивации. Позитивные мотивации осваиваются и становятся ценностными ориентациями, направляющими сознание, поведение и действия. Ценности указывают на культурную, социальную или личностную значимость явлений и фактов действительности. Они выполняют роль регулятора как в целом на уровне общества, так и на уровне отдельной личности. Культурные ценности в широком смысле — это система жизненно значимых для человека и общества объектов, состояний, потребностей, целей на основе которых осуществляется регуляция человеческой жизнедеятельности, формирование отношения к окружающей действительности. Мир ценностей историчен, он вырабатывается обществом в процессе длительной социокультурной деятельности, обучения и воспитания, ориентирует человека в социальной действительности, направляет его и стимулирует. Будучи общепризнанными они определяют культурный модус, образцы, нормы и стандарты поведения. Их итогом является «совокупность общенациональных ценностей» — общепринятое у культурологов рабочее определение национальной идеи. Отрефлексированные общественным сознанием они максимально отражают сокровенные интересы и чаянья большинства населения, объясняют смысл и судьбу их существования, идеалистическую будущность в глобалистическом мире. Вся культурная регуляция человеческой деятельности, в том числе осознание своей роли в судьбе государства, а государства в мире — осуществляется через определенную систему ценностей. В одном случае она отображается четким лозунгом, правда сформулированным чаще всего задним числом, в другом — подразумевающейся идеей, в третьем — формирующимся поиском идеи. Культура как целостное явление сохраняет национальную идею, распространяет, обеспечивает ее передачу от одного поколения к другому, выполняет функции воспроизводства национального самосознания и культурной самоидентификации поколений, определяет ценностно-смысловые основания судьбы страны, ее миссию, роль и место в мировом пространстве. С этой ролью культуры, опираясь на известную сентенцию В. С. Соловьева: «Ибо идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» [11, с. 29], соглашается большинство исследователей. В силу этого многие солидарны и с тем, что
нет такого народа, у которого не было бы национальной идеи. Потому что нет такого народа, который бы не располагал «ценностями», имеющими позитивное, восторженно-таинственное, сакральное значение, возвышающее действия или состояния человека, цели окружающего мира.
Разработка концепта национальной идеи с позиций культурологии обеспечивается как суммой гуманитарного знания о сущности культуры, так и выявлением механизмов функционирования ее конкретных форм, в том числе латентных. Национальная идея как объект культурологии — это область исследований, связанных с обоснованием содержания духовного производства, отбора и сохранения ценностей, их воспроизводства, формированием особой формы общественного сознания благодаря которой происходит формирование представлений о сущности и судьбе нации, путях ее консолидации. Культурологические исследования последних лет отличаются возрастающим разнообразием предлагаемых подходов к анализу национальной идеи. Все чаще исследователи обращаются к наследию Эдмунда Гуссерля (1859-1938 гг.), основателя феноменологии, одного из самых влиятельных философских и культурологических учений XX века. Феномены (по Гуссерлю) — это реалии сознания, наделенные культурным смыслом, обеспечивающие единство идеального предмета и смысла, существующие в «чистом сознании». Гуссерль провозгласил культуру самостоятельной подсистемой бытия и смысловым началом человечества. Определил ее предметом ценностно-смысловой мир человека. Обосновал новое видение культурологии, для которой культура — глобальная сущность, феномен человеческого сознания, идеальный фактор его исторического развития, целепола-гания и творчества. Отказался от делений культуры на духовную и материальную, общественных явлений — на социальные и культурные. «Освободил» культуру от вторичности и зависимости от экономических и политико-идеологических факторов. В этом контексте «идея» создает теоретическую установку сознания, когда по отношению к практике производится «волевое эпохе». «Эпохе», объясняет Эдмунд Гуссерль, некая духовная аскеза, насилие над обычным мировосприятием, «поворот очей внутрь», когда сознание полностью совпадает с тем, что есть. В ходе своего развития феноменология создала целый спектр собственных интерпретаций, теорий, определила дальнейшие направления развития культурологии, которые во многом базируется на его четырех важнейших выводах:
- представление о сознании как об особом «регионе бытия», обладающем своей спецификой, во всем отличной от законов материальной действительности, изучаемой естественными науками;
- идея о сознании как смыслоусматривающем и смыслосозидающем начале, формирующем наш образ мира посредством интенциональности — особого рода направленности на объект;
- идея о принципиальной замкнутости, закрытости для нас чужого внутреннего мира, к которому надо искать пути;
- идея о «жизненном мире», который предпослан любому теоретическому знанию и составляет горизонт всех ведущих ценностей, смыслов и возможностей сознания [7, с. 58].
Эти идеи, обогащаясь в своем развитии, породили много теоретических концепций и конкретных практик, без которых невозможна современная культурология, а, следовательно, и дальнейшее изучение концепта национальной идеи.
Литература
1. Алексеева В. А. Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова М.: Панпринт. 1998.
2. Бердяев Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Русская идея. Т. 2. М., 1994.
3. Боханов А. Н. Русская идея от Владимира Святого до наших дней. М.: Вече. 2005.
4. Волкогонова О. Д. Русская идея: мечта и реальность [Электронный ресурс]: URL: htpp: // www philosophy/library/volk/idea.html
5. Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы. М.: Эксмо. 2003.
6. Грусман В. М. Музей в системе формирования национально-государственной идеи. СПб.: Деловая полиграфия, 2007.
7. Культурология. Учебное пособие под ред. Г. В. Драча. М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2006.
8. Коркмасова К. Д. Конституционные основы Российского Федерализма и общенациональная идея России. Ростов-н/Д.: ИУБиП, 2002.
9. Николаева Н. В. Русская идея в наследии Иоанна Кронштадтского: культурологический аспект: Автореферат дис. ... канд. культурологии. М.: Гос. академия славянской культуры, 2009.
10. Россия в поисках идеи // Доклад сектора междисциплинарных исследований общественного сознания Института философии РАН [Электронный ресурс]: URL: htpp: // www.sitnikov.ru/tempov/ index.php33pageID=451
11. Соловьёв В. С. Русская идея. СПб.: София, 1991.
12. Франк С. А. Русское мировоззрение [Электронный ресурс]: URL: ttp//www.patriotika.ru/religion/ frank_rus_mir_.html
Об авторе
Голышев Александр Иванович — доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой культурологии и музеологии, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: golyshev49@mail.ru
А. I. Golyshev
NATIONAL IDEA: CULTUROLOGICAL APPROACH
The article discusses the problems of the national idea, its importance in overcoming crisis of the social and cultural identity from the perspective of the culturological approach.
Key words: values of culture, Russian idea, national idea, State idea, culturological research methods, phenomenology.
About the Author
Aleksandr Golyshev — Doctor of Culturology, professor, Head of the Department of Culturology and Museology, Pskov State University, Russia. E-mail: golyshev49@mail.ru