Научная статья на тему 'Проблема соотношения креативности и художественного творчества'

Проблема соотношения креативности и художественного творчества Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
557
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / CREATIVE POWER AS HIGH ARTISTIC VALUE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Яковлева Галина Николаевна

В статье рассматривается соотношение креативности и художественного творчества. Приводятся два диаметрально противоположных подхода, из которых обозначается суть проблемы. Автор высказывает свою точку зрения, разделяя понятия креативности и художественного творчества. Вектор художественного творчества направлен внутрь творца и работает по вертикали, вектор креативности — во внешнюю среду и устремлён по горизонтали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of this article examine correlation between the creativity and the creative power as high artistic value. He distinguished 2 approach, denote the essential part of the matter and oppose the creativity and the creative power as high artistic value. Vector art is directed into the creator and works on a vertical vector of creativity — the external environment, and directed horizontally.

Текст научной работы на тему «Проблема соотношения креативности и художественного творчества»

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 3 (47) май-июнь ^

РОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ТВОРЧЕСТВА

Г. Н. Яковлева

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

В статье рассматривается соотношение креативности и художественного творчества. Приводятся два диаметрально противоположных подхода, из которых обозначается суть проблемы. Автор высказывает свою точку зрения, разделяя понятия креативности и художественного творчества. Вектор художественного творчества направлен внутрь творца и работает по вертикали, вектор креативности — во внешнюю среду и устремлён по горизонтали. Ключевые слова: креативность, художественное творчество.

The author of this article examine correlation between the creativity and the creative power as high artistic value. He distinguished 2 approach, denote the essential part of the matter and oppose the creativity and the creative power as high artistic value. Vector art is directed into the creator and works on a vertical vector of creativity — the external environment, and directed horizontally. Key words: creativity; creative power as high artistic value.

Как отмечают исследователи, креативность — это самая загадочная черта человеческой психики, которая чрезвычайно важна как для отдельного индивида, так и общества в целом. Способность находить неожиданные решения и создавать новые, нужные обществу и ценимые им произведения интересовали людей всегда. В большинстве научных работ, посвящённых креативности, исследуются природа творческого мышления, отличительные черты креативной личности, динамика развития творческих способностей в течение всей жизни индивидуума и то социальное окружение, которое в наибольшей степени способствует творческой деятельности.

Некоторые исследователи рассматривают креативность исключительно как когнитивный процесс, другие видят в ней набор индивидуальных психических особенностей. Многие придерживаются мнения, что если человек проявляет высокую кре-

ативность, но не обладает такими характеристиками, как выносливость и независимость, он не может быть творчески продуктивным.

Современные психологи отмечают, что деятельность рассматривается как креативная, если она обладает такими характеристиками, как новизна, оригинальная когнитивная перестройка имеющейся информации, практичность, эффективное использование аналогий. Отмечается и подчеркивается частая бессознательность креативных инсайтов, при этом обязательной базой креативной деятельности служит общая информированность по той или иной проблеме, сильная мотивация и настойчивость в решении поставленной проблемы.

К понятию «креативность» существуют различные подходы, причём иногда они диаметрально противоположны. Так, в своей работе «Примитивные и креативные» Ю. Вагин отмечает, что говоря о креативно-

226 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 226-229

И

г

сти, он имеет в виду процесс субъективного познания индивидом феноменальной и смысловой сущности окружающего мира, объективной реальности, и здесь не идет речь о создании зримого, вещественного, материального продукта. Результатом креативного процесса, по его мнению, является само формирование личности, создание уникального микрокосмоса — человеческой индивидуальной психики, души.

А вот профессор МГУ Игорь Милославский считает, что словом «креативный» называется такое творчество, которое не только выдвигает идеи, но и доводит их до конкретного практического результата, в то время как слово «творчество» не различает деятельность результативную и безрезультатную.

Чтобы разобраться в разнополюсном подходе к понятию «креативность», обратимся к истории вопроса.

Зарубежные учёные отмечают, что первичной задачей в области изучения креативности было выявление детей, которым с наибольшей вероятностью пошли бы на пользу образовательные программы, нацеленные на развитие природных способностей, либо выявление взрослых, способных сделать нечто новое в науке, бизнесе, промышленности.

Здесь в самый раз уместно задаться вопросом: какое, собственно, отношение имеет креативность к художественному творчеству, если во многих случаях дети, показавшие при тестировании креативности высокие результаты, когда выросли, не создали ничего творчески значимого.

Три десятилетия назад Треффингер, Рензулли и Фельгусен (Treffinger, Renzulli, Feldhusen, 1971) высказали мнение, что в результате отсутствия общепринятой, унифицированной теории креативности ученые и педагоги «сталкиваются с несколькими трудностями, касающимися невозможности введения пригодного рабочего определения креативности, непонимания неочевидных, но существенных различий между тестами и процедурами их проведения и взаимоотношений креативности с другими способностями человека» (7, с.

^ Искусствознание

171).

Торранс, признавший, что «точное определение креативности ускользает от исследователей» (5, с 13), в своих трудах подходил к её анализу, основываясь на проблемно-ориентированной концепции, отмечая, что «... пытался описать творческое мышление как феномен, который возникает в тот момент, когда человек ощущает надвигающееся препятствие, сталкивается с какой-либо проблемой, замечает пробел в информации, какой-либо отсутствующий элемент; когда он строит догадки, формулирует гипотезы об этих несоответствиях, проверяет и перепроверяет их и, наконец, каким-либо образом оформляет результаты» (6, с. 8).

Другими словами, главное в креативной составляющей человеческой психики — не просто способность решить возникшую проблему, но и результативно оформить свою мыслительную деятельность.

В свете этого наша собственная позиция в подходе к вопросу креативности будет выражена так: результатом креативного (деятельного) процесса в художественном (созерцательном) творчестве должно являться не только формирование личности с созданием микрокосмоса души, но и выход этого внутреннего космоса в открытое социальное пространство с конкретным творческим продуктом.

Ю. Вагин делит всё человечество на две категории людей: примитивных (обыватели, которых большинство, и это норма, стандарт человечества) и креативных (относя туда всех остальных генераторов идей, не различая талант, гениальность, творчески одарённых и просто способных людей). По нашему мнению, говоря о творчестве, нельзя игнорировать эти понятия, поскольку мера таланта, в нашем понимании, оказывает влияние на креативную матрицу психологической конституции человека, заполняя её до определённого уровня и выдавливая мощью своего наполнения приспособительный механизм к условиям реальной жизни, что на наш взгляд, и является основной функцией креативности: врождённая способность к творчеству

И

Г

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 3 (47) май-июнь ^

(преображению внешней и внутренней среды человека) как механизм адаптации к жизненным реалиям и способность практического приспособления к более комфортному выживанию в социуме. А для этого необходимо умение идею довести до конечного, востребованного обществом продукта, неважно, в какой сфере — технической или гуманитарной, материальной или духовной, науке или искусстве, в трудовом быту или в сфере досуга.

Результативная деятельность позволяет человеку социализироваться и успешно адаптироваться в реальной жизни, что для творческой личности, в силу её особенных психологических характеристик в наше прагматичное время, весьма проблематично. В связи с этим на первый план выступает выявление конкретных личностных характеристик одарённого человека, той меры таланта, которая ему присуща в определённой области художественного творчества. И только после этого можно осуществлять педагогическую коррекцию, направленную на гармонизацию соотношения степени художественного дара и креативности.

С английского языка значение основы слова creativity — to create — переводится как «созидать, создавать, творить, создавать, порождать». Другими словами, это обозначение действия. И по своей сути creativity — это процесс или умение производить что-либо новое.

Когда на английском языке говорится о человеке, что он create, то понимается общая совокупность значений: и творческий, и креативный. Примером этого утверждения может служить высказывание Маршалла Маклюэна, в котором утверждается, что «только творческий, креативный взгляд даёт возможность сознавать присутствие нового в настоящем». Здесь оба слова выступают как синонимы.

Языковеды отмечают, что контексты, в которых употребляется понятие «креативный» в русском языке не дают ему возможности стать синонимом слову «творческий», поскольку в качестве одной из характеристик предприимчивого и ловкого

человека, часто встречается понятие «креативный». Представить креативного Ф.М. Достоевского или Л.Н. Толстого русский менталитет себе просто не может, хотя это творческие личности, гениальные литераторы. Создатель же финансовых пирамид печально знаменитый С. Мавроди представляет собой эталон постсоветской креативности, к хрестоматийным образцам этого же типа можно отнести литературных героев — Остапа Бендера из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, Чичикова из «Мёртвых душ» и Хлестакова из «Ревизора» Н.В. Гоголя, что говорит о неувядаемости и живучести этого типа человеческой личности, зорко подмеченного нашими выдающимися писателями, не ведавшими проблем с креативностью, а творящими бессмертные произведения, не теряющие своей актуальности с позиций общественной морали и человеческой нравственности, которая, в данном случае, и является критерием отграничения в обществе типа предпринимателя (креатива) от типа созерцателя (творца).

Творческие люди — это представители направлений, несущих в себе элементы искусства, художественного творчества — музыканты, художники, писатели. «Креативные» — это характеристика представителей бизнеса, дизайнеров, реклам-щиков, маркетологов, бренд-менеджеров.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход в любой ситуации («сварить кашу из топора»).

Творчество всегда первично и фундаментально. Креативность невозможна без творчества, по сути, это технология организации творческого процесса. Творческий процесс основывается на неосознанном внутреннем импульсе, на вдохновении автора и его способностях. Главной составляющей креативного процесса является прагматический элемент: изначальное понимание, что, зачем и для чего создаётся.

Давно замечено, что люди творческих профессий предрасположены к духовно возвышенным материям, недаром же существует выражение: «он в душе — худож-

И

Г

ник». Вектор творчества в этом случае направлен вовнутрь и вверх — по вертикали. А креативные люди реализуют себя с помощью утилитарно-бытовых, практических инновационных технологий, меняющих внешнюю среду обитания. В таком случае вектор творчества направлен вовне — по горизонтали.

Графически это можно представить так:

т в

о р

ч

Е

С

т

Л

о

Общее, что объединяет творцов, создающих как духовные, так и материальные блага, — созидательность. В переводе с латинского языка слово сгеа^о и есть «созидание». Стремление к созданию нового заложено в человеческой природе, внутренние процессы которой функционируют аналогично в каждом из нас. Разница существует лишь в степени и качестве дара, присущего генетически каждому отдельному индивидууму, и в нравственных аспектах личности, формируемых средой.

В 2008 и 2009 годах практическими психологами было проведено небольшое исследование, в ходе которого выявилась связь

^ Искусствознание

уровня «творческости», определяемой специальными тестами на креативность, с качеством продукта творчества. В качестве «продукта» выступали художественные прозаические произведения, качество которых оценивала группа литературных редакторов. По данным К.К. Алексеева, в исследовании приняли участие 57 писателей-прозаиков разного уровня, от новичков до профессиональных авторов. Результат показал, что уровень креативности никак не коррелирует с качеством текста. Рассказы, получившие высокую оценку, были написаны авторами, уровень креативности которых оказался ниже среднего. И, наоборот, у многих носителей очень высокого уровня креативности тексты не имели никакого отношения к художественному творчеству. Следовательно, делаем мы вывод, креативность и художественное творчество — это не есть одно и то же.

Психологи утверждают, что искусство — это проводник в бессознательное. Творцу, художнику или писателю куда важнее не умение генерировать множество идей, а увидеть уникальный мир «внутреннего человека», найти контакт со своим внутренним «я», со своими чувствами и научиться выражать их художественными средствами. А это уже привилегия таланта. И вот тут важно найти «золотую середину»: меру соотношений художественности и креативности, интуиции и сознания, образного и логического мышления, созерцательного и деятельностного подхода.

Примечания

1. Алексеев, К. К. Креативность и художественное творчество / К.К. Алексеев. — Режим доступа: http://ak.appme.ru/text

2. Вагин, Ю. Креативные и примитивные основы онтологической персонологии и психопатологии / Ю. Вагин. — Пермь, 2002

3. Милославский Игорь Креативный или Творческий. — Режим доступа: http://www.izvestia.ru/ news/347962

4. Теория креативности. — Режим доступа: http//www.brandmedia.ru

5. Parkhurst, H. B. Confusion, lack of consensus, and the definition of creativity as a construct / H. B. Parkhurst // Journal of Creative Behavior, 13.

6. Torrance, E. P. Rewarding creative behavior: experiments in classroom activity. Englewood Cliffs / E. P. Torrance. — N.-J.: Prentice-Hall, 8.

7. Treffinger, D. J. Problems in the assessment of creative thinking // D. J. Treffinger, J. S. Renzulli, J. F. Feldhusen // The Journal of Creative Behavior. — 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.