НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
I В. М. Подгорнев
Аннотация. В статье проанализированы сущностные основы процесса художественно-творческого развития личности, дано понятие «творчества» как психолого-педагогической категории, описаны факторы, определяющие генезис художественно-творческого развития.
Ключевые слова: творчество, художественно-творческое развитие, художественная одаренность, творческая личность.
Summary. The article analyzes the foundations of the process of a person's artistic and creative development, presents the concept of "creativity " as a psychological and pedagogical category, describes the factors defining genesis of artistic and creative development.
Keywords: creativity, artistic and creative development, artistic gift, creative personality.
84
Художественно-творческой деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие. Однако только художественные способности способны обеспечить создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес. Вот почему особое внимание сегодня приобретает вопрос художественно-творческого развития учащихся.
Для понимания природы творчества известный интерес представляет весьма перспективная гипотеза, согласно которой творчество в самом широком смысле выступает как механизм развития. Такое рассмотрение включает вопрос о природе творчества в уже довольно исследованную область знаний - область феномена развития - и тем самым облегчает последующую ориентацию в его частных формах. Творчество как механизм развития выступает
в качестве атрибута материи, ее неотъемлемого свойства. Стало быть, диалектика творчества выступает как частный случай диалектики развития.
Такой механизм может быть представлен в виде принципа, согласно которому этапы развития явления трансформируются в структурные уровни его организации, выступающие затем в качестве функциональных ступеней дальнейших продуктивных взаимодействий. Потребность в новых продуктивных об-разованьях подготавливается на высших структурных уровнях организации явления; средство к ее удовлетворению складывается на низших уровнях. Эффект воздействия данного средства на высших уровнях приводит к удовлетворяющим потребность новообразованиям.
Творчество - необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникнове-
Преподаватель
ЕК
1 / 2011
Образование и художественное творчество
нием которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека -лишь одна из таких форм.
В творчестве (в самом широком смысле, в том числе в творческом чтении книг, в одухотворенно-творческой слесарной работе и т.д.) человек ощущает себя поистине самим собой. «Особенная, высокая радость встречи с самим собой в творчестве есть вдохновение» [1, с. 99]. Творчество в широком смысле (как выполнение по-своему чего-либо общественно полезного) обнаруживает, укрепляет самобытность личности. Творческое углубление в себя действует положительно на эмоциональное состояние человека, вытесняя чувство неопределенности, беспомощности, поддерживающее болезненную напряженность, всякое расстройство настроения [там же].
Художественно-творческого развитие - это сложный процесс. Еще Кант говорил: «...Ньютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первых начал геометрии до своих великих и глубоких открытий, мог представить совершенно наглядно не только себе самому, но и каждому другому и предназначить их для преемства; но никакой Гомер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого» [2, с. 324-325]. А. С. Пушкин писал: «Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? -
Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею...» [3, с. 380-381].
Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность -одаренность - талантливость - гениальность. Художник, находящийся на более высокой ступеньке этой творческой лестницы, сохраняет те положительные качества, которые присущи тем, кто расположен на низших ее ступенях, но непременно должен обладать еще рядом дополнительных высоких достоинств.
Личность, способная к художественному творчеству, обладает рядом развитых духовно-мыслительных особенностей. Американские ученые отмечают шесть склонностей способного художника: беглость мышления, ассоциативность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационная гибкость или оригинальность, умение придавать художественной форме необходимые очертания.
Художественная одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображение. Человек художественно одаренный создает произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное и общественное значение. Гений создает высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость
85
1 / 2011
Преподаватель |_
наука, образование, технологии
86
на все времена. Другими словами, гениальность художника проявляется в силе его восприятия мира и глубине его воздействия на человечество.
Природу художественного обобщения хорошо проясняет воображаемая экспериментальная ситуация, описанная А. Н. Толстым: «Вас, писателя, выбросило на необитаемый остров. Вы, предположим, уверены, что до конца дней не увидите человеческого существа, и то, что вы оставите миру, никогда не увидит света. Стали бы вы писать драмы, романы, стихи? Конечно - нет. Для потока творчества нужен второй полюс - внимательный сопережива-тель, круг читателей, класс, народ, человечество» [4, с. 63]. Создавая произведение, художник «мыслит» зрителем, писатель - читателем. Художественное обобщение начинается с акта художественного творчества, первым звеном которого является замысел. В известном смысле можно сказать, что парадокс художественного творчества состоит в том, что оно начинается с конца или, вернее, конец неразрывно соединен с началом; воздействие на реципиента - с замыслом. Конец влияет на начало, цели воздействия - на замысел.
Факторами, определяющими генезис художественно-творческого развития, являются внутренние связи и особенности личности: 1) ее фундаментальный креативный слой, определяющий устойчивое ядро всех порождаемых творческих работ, которые образуются в результате пересечения мировоззрения и опыта личности с его фундаментальными личностными качествами, что и определяет характер преломления и понимания впечатлений бытия; общекультурные и общехудожественные (другие виды искусства) традиции, воспринятые и усвоенные личностью, соб-
ственные традиции данного вида искусства, усвоенные ею; 2) структура и стиль мышления личности; 3) характер активности личности и характер ее духовных потребностей и способностей воздействовать на людей и на общество.
Творчество - это процесс воплощения замысла и вырастающая на его основе система образов, процесс объективации художественной мысли в художественном изображении, процесс передачи замысла через художественное изображение.
Художественно-творческое развитие начинается с обостренного внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления» (Гете), умение их удержать в памяти и осмыслить. Важным психолого-педагогическим фактором художественного творчества является память, которая избирательна и носит творческий характер. Художественная одаренность сказывается в выборе объектов, достойных художественного внимания, в избирательности памяти, в умении извлекать из нее впечатления и включать в систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением. Другой важный элемент творческого процесса - воображение, которое позволяет творчески и комбинаторно воспроизводить хранящиеся в памяти представления и впечатления. При этом весь творческий процесс нацелен и ведется во имя воздействия на личность и формирования системы ее ценностных ориентаций.
Вдохновение делает творческий процесс особенно плодотворным. Вдохновение - специфически творческое состояние ясности мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накопленного в подсознании жиз-
Преподаватель |_
1 / 2011
образование и художественное творчество
ненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество, обостренная виртуозность в чувствовании формы. Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, оно почти синоним творчества.
В психологическом механизме творчества существенную роль играет момент внутреннего освобождения, которым разрешается потребность творческой индивидуальности в публичной исповеди или проповеди, желание поделиться глубоким переживанием, ярким впечатлением, существенной идеей. Художественный образ, как результат творчества, представляет собой единство мысли и чувства, рационального и эмоционального.
Воображение играет большую роль и в осуществлении человеком творческой деятельности, является ее психологической основой. Развитие творческого мышления немыслимо без развития воображения. По признанию многих ученых, творчество является сложной структурой, включающей как интеллектуальные, так и эмоционально-мотивационные и волевые факторы в самых различных сочетаниях и соотношениях.
Результаты современных психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что творческий потенциал человека зависит не только от особенностей когнитивной сферы, но и от свойств его личности. В результате в педагогической науке сформировался личностный подход к изучению творческой деятельности. Согласно мнению многих исследователей, личностные образования, интегрирующие в себе влияние внутренних и внешних факторов, являются ведущими в актуализации творческого потенциала человека [5].
Очевидно, что современное обще-
1 / 2011
ство стоит перед проблемой воспитания творческой личности, от которой зависит будущее человечества. Творческая личность, генерируемые и реализуемые ею новые идеи - основной показатель духовного богатства общества. Такая личность, как указывают исследователи, должна обладать суммой следующих качеств:
- наличием достойной, значимой, новой и общественно-полезной целью;
- высочайшей работоспособностью и собранностью;
- способностью системно творчески мыслить;
- умением отстаивать свои позиции, быть независимой;
- владением методами и средствами решения творческих задач;
- способностью преодолевать психологическую инерцию мышления, обладать гибкостью ума;
- готовностью к генерированию новых идей.
Проблема воспитания творческой личности является одной из актуальнейших и сложнейших педагогических проблем в системе современного гимназического образования, так как только такая личность является в современном обществе, во-первых, нравственно здоровой, во-вторых, конкурентоспособной.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. - М., 1999.
2. Кант И. Соч.: В 6 т. - Т. 4. - М., 1965.
3. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. -Т. 6. - Л., 1978.
4. Толстой А. Н. Собр. соч.: в 10 т. - Т. 10.
- М., 1961.
5. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей // Вопросы психологии. - 1975. - Вып. 5. - С. 166-176. |
Преподаватель
87
ЕК