^ Образование в сфере культуры
Социально-психологические
подходы к проблеме креативности личности
Ж. Б. Хохлова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье изложены научные подходы к проблеме креативности как способности человека к инновационным преобразованиям.
Ключевые слова: креативность, познание, творчество, активность.
The article describes academic approaches to the problem of creativity as the human ability for
innovative transformations
Key words: creativity, knowledge, activity.
Современное жизненное пространство человека существенно видоизменилось. Знания, умения и навыки, некогда игравшие первостепенную роль в профессии, карьере, в век информации и новых технологических процессов сами по себе уже не в полном объеме соответствуют общественным потребностям. Компетентность человека все больше соотносится с его креативностью, мобильностью, динамичностью, самостоятельностью, умением делать правильный выбор, готовностью решать сложные задачи и другими аналогичными качествами, практическая значимость которых очевидна для сферы управления, бизнеса, модернизации и экономического роста страны. Как отмечает Г. Алдер, «креативность - уникальное состояние человеческого ума - станет в первой половине нового столетия ресурсом, от "критической массы" которого будет зависеть все» (1, с. 117).
Во все времена виднейшие мыслители и философы пытались разгадать креативность, приходя к тому, что конечному от-
вету на вопрос: «Что такое креативность?», должен с неизбежностью предшествовать ответ на вопрос: «Что такое личность человека?» Динамика изменений социально-философского отношения к понятию «креативность» во взглядах выдающихся философов и мыслителей, в контексте развития способов восприятия мира, очевидна своей прогрессивностью и поступательностью, поскольку творческая активность человека несет в себе не просто его личностное развитие, но и прогресс, создает культуру человека. Люди всегда чувствовали свою особую творчески активную роль в окружающей действительности, в отношении к этой действительности. В разные исторические эпохи развития историко-философского процесса социально-философское отношение человека к феномену креативности присутствовало в разных видах: древних мифологических, философских и, в дальнейшем, в виде научных знаний и представлений. Все они, так или иначе, вытекают из научного познания природы и человека, прин-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 169-172 169
и
г
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^
ципов отражения человеком окружающей действительности.
Творческая активность познающего человека раскрывается также в актах продуктивного воображения, фантазии, в поисковой деятельности, направленной на раскрытие истины путем формирования гипотезы и ее проверки, в создании теории продуцирования новых идей, замыслов, целей.
В философии неклассической теории познания основной доминантой в исследованиях становится иррационализм - представление о том, что решающий фактор в поведении людей, познании - это не рациональное, а иррациональное, бессознательное начало. Ведущим началом духовной жизни становятся воля, чувство, интуиция, бессознательное, воображение и т.д. Философская мысль все больше стала склоняться к исследованию «дела», человеческой активности, жизни, практики, отдавая этому приоритет, по сравнению с созданием завершенных теорий, основанных на строгой логике.
В работах И.Т. Касавина, например, вводятся понятия о познавательной и креативной установке человека, но не делается ощутимого различия между ними. Творчество вообще есть не однократный индивидуальный акт, а цепь мыслей и поступков, которые осознаются некоторым сообществом в качестве целостного культурного архетипа (2, с. 87). Модель креативности, основанную на идее взаимных отражений содержания внутреннего и внешнего мира, предлагает Д.В. Реут, согласно которой «объекты внешнего мира и содержание подсознания, отражаясь в сознании, могут образовывать случайные цепочки ассоциаций. Эти цепочки, в свою очередь, могут воплощаться во внешнем мире в виде действий человека, устанавливаемых им социальных институтов» (4).
Интересы ученых переместились с анализа феномена креативности и знаний на механизмы его формирования и развития, что привело к погружению проблематики и методов теории познания в социальный контекст. В философском энциклопедическом словаре 2010 года «креативность» представлена как способность творить, способность
к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в созданных ими произведениях искусства и иных продуктах материальной и духовной культуры.
Таким образом, можно сделать предварительный вывод, что представленные выше социально-философские теории креативности, образуют устойчивый базис для специального психолого-педагогического исследования, поскольку в каждой из них в той или иной плоскости по-своему определены важные факторы креативности как феномена и как важнейшего средства развития личности. А современные методы познания позволяют избежать чисто метафизических размышлений о феномене креативности и обосновать сущность феномена креативности как особого общественного явления, имеющего свое выражение в восприятии человеком окружающей реальности в его конкретной духовно-эмоциональной и мыслительной деятельности.
В современной педагогике и психологии существует множество не только определений креативности, но и теорий развития личности. Каждое из них по-своему «креативно». По словам С.С. Степанова, еще сорок лет назад было описано более 60 определений креативности, а к настоящему моменту их уже невозможно сосчитать. При этом некоторые исследователи иронично отмечают: «Процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия».
В психолого-педагогической научной литературе сформулированы различные взгляды на понятие «креативность», рабочее определение этого понятия каждый раз формулируется научной гипотезой авторов и принадлежностью к исследуемой области науки. Вместе с тем в этом понятии ученые выявляют и общие свойства, позволяющие говорить об уже устоявшихся представлениях, свойствах и технологиях развития креативности личности. К наиболее распространенным определениям креативности мы относим следующие. Креативность - это
И
Г
j
уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющие относительно устойчивую характеристику личности. Креативность - это умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми. Креативность
- способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативность - это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности. Креативность -это глубинное личностное свойство, которое выражается в оригинальной постановке проблемы, наполненной личностным смыслом. Креативность является естественным процессом, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности; данный процесс, включает следующие стадии: 1) появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т.д.; 2) фиксации проблем; поиска их решений, выдвижения и провер-кии гипотез; 3) формулирования и сообщения результата решения. Креативность
- это некоторое особое устойчивое свойство индивидуума, обусловливающее способность проявлять социально значимую творческую активность; способность индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки, то есть способность к творчеству. В работе «Педагогика» В.А. Сластенин рассматривает креативность как способность, отражающую глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. Креативность представляет собой множество процессов, которые следует рассматривать в едином контексте; один или несколько из этих процессов привносят новизну в привычные действия, в том числе и при выявлении и формулировке задачи, выработке и оценке всевозможных решений; в понятии креативности объединяются необычное или уникальное и качественное
^ Образование в сфере культуры
или полезное. Креативность характеризует возможность личности избежать рутинных путей мышления и поведения и производить большое количество оригинальных, новых и полезных идей. Креативность -это успешный шаг в неизвестность, ломка характера, открытость в получении нового опыта; разложение, раскомбинирование идей или видение новых взаимоотношений между идеями. Креативность - способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах; данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер. Креативность можно охарактеризовать как отсутствие боязни перемен, готовность принять новое, умение импровизировать; умение не бороться с переменами, а предвосхищать их.
Изложение определений креативности в разных интерпретациях можно продолжать, но простое перечисление их только усиливает представление об их многообразии, не проясняя, а лишь усложняя понимание ее сущности. Современной психолого-педагогической науке только еще предстоит до конца выяснить, например, проблемы соотношения креативности и творчества, взаимодействия креативности и интеллекта, роль и значение креативности в общественной, художественной, научной и других видах деятельности.
В условиях современных модернизаци-онных процессов, трансформаций современной социокультурной реальности, распространения новейших информационных технологий, формировании и распространении особого типа умонастроения и мироощущения, концептуализированного в ряде философских, социально-психологических, культурологических теориях и получивших название «постмодернизм», сформировалась среда ориентации современного общества на креативного человека.
и
Г
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^
Креативность реально обрела способы существования не только в формах «креативного человека», но и «креативного бизнеса», «креативной медицины», «креативного дизайна», «креативных коммуникаций», «креативной среды», «креативной группы», «креативного менеджмента», «креативной фирмы», «креативности эффективных людей» и т.д. Сформировалась особая стратегия креативов. Для многих людей думать нестандартно, выходя за привычные рамки мышления, стало главным в жизни. На самом деле, если мы перестанем это делать, то мы перестанем быть кому-то
интересными. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент.
Исходя из этого, мы полагаем, что более точным определением креативности будет не умозрительное, отстраненное от конкретного вида деятельности креативного субъекта представление о креативности как феномене, а представление о креативности определенного субъекта, погруженного в ситуацию деятельности.
Примечания
1. Алдер, Г. ^ или мускулы творческого интеллекта / Г. Алдер. - М.: Изд-во Гранд, 2004.
2. Касавин, И. Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания / И.Т. Касавин. - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1999.
3. Ленин, В. И. Полн. собр. соч. / В.И. Ленин. - Т. 18.
4. Реут, Д. В. Динамика взаимных отражений или шесть интервенций трансавангарда / Д.В. Реут // Методологический фронтир 90-х. V чтения памяти Г.П. Щедровицкого. - М.: Путь, 2000. - С. 46-55.
ктивизации творческой деятельности подростков на уроках тематического рисования
А. А. Титов
Московский городской педагогический университет
В статье идетречь о развитии творческой активности подростков на урокахтематического рисования в детской изостудии. На примере блока занятий по космической тематике показаны методы, формы, принципы и средства, которые помогут дать устойчивый результат в развитии творческой активности учеников, стимулировать учащихся преодолевать трудности, способствовать развитию творческого мышления и воображения на занятиях изобразительным искусством. Ключевые слова: активность, творческая деятельность, художественный образ, композиция, изобразительное искусство, воображение, тематическое рисование, подростки. In given article there is a speech about development creative activity of teenagers at lessons of thematic drawing in a children's fine art studio. On an example of the block of the employment devoted to space subjects, methods, forms, principles and means which will help to yield steady result in development of creative activity of pupils are resulted, to cause a great interest to study, to stimulate pupils to overcome difficulties, to promote faster development of creative thinking and imagination on employment by the fine arts.
Key words: activity, creative activity, an artistic image, a composition, the fine arts, imagination, thematic drawing, teenagers.
172 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 172-176
И
г