Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАЛИ В МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ'

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАЛИ В МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
119
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ / МАЛИ / ТЕРРОРИЗМ / ЮНЕСКО / ТОМБУКТУ / WORLD POLITICS / CULTURAL HERITAGE / PRESERVATION OF THE WORLD HERITAGE SITES / MALI / TERRORISM / UNESCO / TIMBUKTU

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Булатова Алина Сергеевна

В настоящей статье автором рассматривается проблема сохранения объектов культурного наследия в зоне вооруженного конфликта. Разрушение культурных ценностей террористическими группами представляется весьма актуальной проблемой в современных международных отношениях. Печально осознавать, что уничтожение исторического наследия народа сейчас активно используется в качестве инструмента мягкой силы, а число объектов культурного наследия, находящихся под угрозой, увеличивается год за годом. В качестве наглядного примера в статье рассматривается ситуация в Республике Мали, где в ходе начавшегося в 2012 г. вооруженного конфликта был разрушен ряд объектов историко-религиозного наследия в городе Томбукту. Уникальность данного примера заключается в решении Международного уголовного суда в 2016 г., признавшего уничтожение культурных памятников военным преступлением. Наметившаяся положительная тенденция в этом вопросе не перекрывает собой всех имеющихся проблем, и сохранение объектов культурного наследия по-прежнему требует комплексного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRESERVING CULTURAL HERITAGE PROBLEM IN THE REPUBLIC OF MALI FROM AN INTERNATIONAL POLITICS PERSPECTIVE

In this paper, the author considers the problem of preserving cultural heritage in the zone of armed conflicts. The destruction of cultural values by terrorist groups is a very urgent problem in modern international relations. It is sad to realize that the destruction of historical heritage of the world is now actively used as a tool of soft power. Thus, the number of cultural heritage sites under threat is increasing year after year. As a prime example, the work considers the situation in the Republic of Mali, where a number of historical and religious heritage sites in the city of Timbuktu were destroyed during the armed conflict that began in 2012. The uniqueness of this example lies in the decision of the International Criminal Court in 2016, which recognized the destruction of cultural heritage as a war crime. The emerging positive trend in this issue, however, does not cover all the problems. Preservation of cultural heritage sites still requires a comprehensive approach.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАЛИ В МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ»

УДК 327(662.1)

Булатова Алина Сергеевна

аспирант кафедры мировой политики, Санкт-Петербургского государственного университета

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАЛИ В МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Bulatova Alina Sergeevna

PhD student, World Politics Department, St. Petersburg State University

THE PRESERVING CULTURAL HERITAGE PROBLEM IN THE REPUBLIC OF MALI FROM AN INTERNATIONAL POLITICS PERSPECTIVE

Аннотация:

В настоящей статье автором рассматривается проблема сохранения объектов культурного наследия в зоне вооруженного конфликта. Разрушение культурных ценностей террористическими группами представляется весьма актуальной проблемой в современных международных отношениях. Печально осознавать, что уничтожение исторического наследия народа сейчас активно используется в качестве инструмента мягкой силы, а число объектов культурного наследия, находящихся под угрозой, увеличивается год за годом. В качестве наглядного примера в статье рассматривается ситуация в Республике Мали, где в ходе начавшегося в 2012 г. вооруженного конфликта был разрушен ряд объектов историко-религиозного наследия в городе Том-букту. Уникальность данного примера заключается в решении Международного уголовного суда в 2016 г., признавшего уничтожение культурных памятников военным преступлением. Наметившаяся положительная тенденция в этом вопросе не перекрывает собой всех имеющихся проблем, и сохранение объектов культурного наследия по-прежнему требует комплексного подхода.

Ключевые слова:

мировая политика, культурное наследие, сохранение объектов всемирного наследия, Мали, терроризм, ЮНЕСКО, Томбукту.

Summary:

In this paper, the author considers the problem of preserving cultural heritage in the zone of armed conflicts. The destruction of cultural values by terrorist groups is a very urgent problem in modern international relations. It is sad to realize that the destruction of historical heritage of the world is now actively used as a tool of soft power. Thus, the number of cultural heritage sites under threat is increasing year after year. As a prime example, the work considers the situation in the Republic of Mali, where a number of historical and religious heritage sites in the city of Timbuktu were destroyed during the armed conflict that began in 2012. The uniqueness of this example lies in the decision of the International Criminal Court in 2016, which recognized the destruction of cultural heritage as a war crime. The emerging positive trend in this issue, however, does not cover all the problems. Preservation of cultural heritage sites still requires a comprehensive approach.

Keywords:

world politics, cultural heritage, preservation of the world heritage sites, Mali, terrorism, UNESCO, Timbuktu.

На протяжении тысячелетий человечеством было создано огромное количество культурных и религиозных объектов, вобравших в себя все традиции, знания и общую историю многих народов. Это наследие представляет собой огромную ценность для исследования, равно как и духовную значимость для населения. Зачастую при вооруженных конфликтах противостоящие стороны стремятся вывезти (чтобы получить знания и материальные блага) либо уничтожить (чтобы деморализовать население) объекты культурной ценности.

Важной проблемой XXI века стало изменение характера и состава участников вооруженных конфликтов. В современных реалиях открытое столкновение национальных государств отходит на второй план. При этом происходит усиление влияния на мировые процессы негосударственных акторов, образуются нестабильные зоны, привлекающие преступные и террористические группы [1]. Данная тенденция отчетливо прослеживается на территории стран Африки и Ближнего Востока. Осложняет ситуацию то обстоятельство, что такие конфликты государств и негосударственных акторов не подпадают под юрисдикцию международного права.

В ходе вооруженных конфликтов очень часто происходит уничтожение объектов культурного наследия, расположенных на территории военных столкновений. Приведем только некоторые примеры. В 2001 г. террористическая организация «Талибан» разрушила статуи Будды в Бамианской долине на территории Афганистана. В 2003 г. был подвержен разграблению музей истории в Багдаде (Ирак). За время войны в Сирии пострадало огромное число памятников куль-

туры различных исторических эпох, в 2015 г. была уничтожена Пальмира. Преступная деятельность запрещенной на территории РФ террористической организации «Исламское государство» на территории Ирака привела к разрушению культовых сооружений, музеев, библиотек, древних городов и памятников [2].

Отметим, что за последние годы суммарное количество объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, находящихся под угрозой, увеличилось с 30 (2000 г.) до 53 (2019 г.). При этом на долю территории стран Арабского Востока приходится 40 % всех подлежащих охране историко-культурных памятников, а на территорию Африки - 30 % [3].

Разрушение террористическими группировками культурных ценностей представляет собой значительную гуманитарную проблему. Сохранение объектов культурно-религиозного наследия в условиях вооруженных конфликтов - актуальная задача для деятельности современных международных организаций.

Цель настоящей работы можно сформулировать как выявление процессов, происходящих в мировой политике в отношении сохранения объектов наследия в ходе вооруженных конфликтов в аспекте концепции устойчивого развития, для реализации которой необходима разработка условий и схемы осуществления передачи культурного и природного наследия грядущим поколениям. Методологически необходимо при анализе данной проблемы опираться на историко-сравнительный подход. Это позволяет определить основные характеристики объекта исследования, под которым мы понимаем культурное наследие. В основу данной статьи был положен метод case-study, как раз и позволяющий освятить глубину исследуемого примера. При этом кейсом послужила проблема сохранения объектов культурного наследия, находящихся на территории Республики Мали.

Стоит отметить, что данный вопрос в отечественной науке исследован незначительно. Институт Ближнего Востока РАН активно занимается изучением проблем стран Арабского Востока и Африки, но в основном уделяет внимание вопросам безопасности, исключения вооруженных конфликтов и поддержки экономики на территории данных стран. В литературе юристами-международниками немного была затронута правовая сторона вопроса, связанная с решениями МУС. Тем не менее мирополитический аспект сохранения объектов культуры на данный момент разработан слабо, что подтверждает новизну текущего исследования.

Республика Мали расположена в Западной Африке и граничит с такими государствами, как Алжир, Нигер, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гвинея, Сенегал и Мавритания. С 2012 г. на ее территории активизировалась деятельность Национального движения за освобождение Азавада (НДОА), вылившаяся в вооруженный конфликт его сторонников с властями. Нестабильность региона и неясность ситуации способствовала развитию террористической группировки «Ансар ад-Дин», связанной с североафриканским отделением террористической сети Аль-Каиды. Вооруженные действия террористов привели к разрушению ряда объектов культурного и исторического наследия региона. Рассмотрим основные из них.

Исторический город Томбукту (распространен также вариант Тимбукту) является населенным пунктом в северной части Мали во внутренней дельте реки Нигер. Исторический центр его был включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в 1988 г. по критериям (ii), (iv) и (v). Этот город на протяжении веков оставался источником распространения ислама в Африке, ее духовной и интеллектуальной столицей. В Томбукту находятся крупнейшие медресе и мечети, среди которых выделяются Сиди Яхья, Санкоре и Джингеребер. С 1990 по 2005 гг. исторический город Томбукту входил в Список объектов, находящихся под угрозой в связи с наступлением пустыни. С 2012 г. он вновь был внесен в этот список уже по причине нахождения в центре вооруженного конфликта. По свидетельствам доклада комиссии ЮНЕСКО от 2019 г., за период военных действий было повреждено (помимо библиотек, жилых помещений, памятников и кладбищ) 3 мечети и разрушено 14 мавзолеев на территории Томбукту. При этом, несмотря на усилия Мали, ЕС и МИНУСМА (Многопрофильной комплексной миссии Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали) по восстановлению культурного исторического наследия и охране древних рукописей, объекты культуры города до сих под остаются под угрозой [4].

Гробница императора Аския-Мохамеда (город Гао) была внесена в Список объектов наследия ЮНЕСКО в 2004 г. по критериям (ii), (iii) и (iv). Империя Сонгай существовала на территории современного Мали в XV-XVI вв. Процветанию ее способствовала торговля солью и золотом по транссахарским путям. Гробница императора Мохамеда I Аския была воздвигнута в XV в. Она представляет собой 17-метровую глинобитную постройку в традиционном для запада Сахары стиле и является одним из крупнейших сооружений доколониального периода региона, сохранившихся до настоящего времени. В 2012 г. объект был внесен в Список наследия, находящегося под угрозой. В настоящий момент сохраняется риск обрушения постройки. Кроме того, остается открытым вопрос ежедневной охраны и управления объектом [5].

Дженне внесен в Список объектов всемирного наследия в 1988 г. по критериям 0И) и (м), а в Список объектов, находящихся под угрозой, - в 2016 г. Он представляет собой один из древнейших городов Африки, расположенный южнее Сахары. Во времена империи Сонгай Дженне являлся торговым и культурным центром Африки наряду с Томбукту. До наших дней сохранились его традиционные жилые постройки, а также Большая мечеть из прессованного кирпича. Сейчас, по докладам комиссии ЮНЕСКО, наблюдается серьезный износ конструкций и материалов зданий, отмечаются следы неуместных вмешательств в архитектурный стиль [6].

Стоит отметить, что ЮНЕСКО приняла активное участие в восстановлении разрушенных объектов в Мали при широкой поддержке ряда государств, ЕС и миссии ООН в Мали, а также местного населения и правительства Республики Мали.

К настоящему времени разработан целый ряд нормативных актов, направленных на защиту культурных и природных ценностей. Укажем основные международные договоры: Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954 г.); Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.); Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.); Декларация ЮНЕСКО, касающаяся преднамеренного разрушения культурного наследия (2003 г.). В 2017 г. СБ ООН принял резолюцию 2 347, в пункте 4 которой помимо прочего отмечается, что преднамеренное разрушение объектов культурного наследия при определенных обстоятельствах можно рассматривать как военное преступление. Но основная ответственность за сохранение данных объектов возлагается все же на государство [7].

Уникальным фактом в истории сохранения объектов культурного наследия в Мали является рассмотрение одного из преступлений, совершенного в отношении исторических памятников, в Международном уголовном суде в Гааге. В 2016 г. МУС приговорил Ахмада аль Махди Аль Факи к 9 годам тюрьмы за разрушение мавзолеев и мечети в Томбукту. Это решение стало поистине беспрецедентным, так как впервые в истории уничтожение объектов культурного наследия было признано военным преступлением [8].

Более того, в 2018 г. стало известно о передаче в Международный уголовный суд второго дела в отношении малийца Аль Хасана аг Абдул Азиз аг Мухаммеда аг Махмуда. Он также обвинялся в преступлениях против человечности и разрушении ряда культурных объектов города Томбукту в 2012-2013 гг. [9].

Наметившаяся тенденция не может не радовать. Безусловно, принимаемые конвенции и декларации создают необходимую правовую базу для сохранения и защиты историко-культурных памятников. Однако данных мер все еще недостаточно. Как показывает практика, включение объекта культурной ценности в Список всемирного наследия не гарантирует его неприкосновенности.

Когда речь заходит о вооруженных конфликтах, в плане защиты приоритетными всегда остаются жизни и здоровье людей. Это правильно и понятно. Тем не менее и вопросу сохранения культурных ценностей необходимо уделять должное внимание. Ведь процесс их уничтожения обуславливает достижение террористами ряда целей: запугивания и деморализации населения (явное проявление работы «мягкой силы»), разграбления и продажи ценностей (финансирование операций), культурного геноцида.

Сегодня по-прежнему остается много проблем, требующих решения в ближайшем будущем. Так, например, неясно: если террористам все же удалось разрушить объект наследия, как следует поступить дальше: восстанавливать его или оставить как есть? Какие превентивные меры может предпринимать мировое сообщество, чтобы избежать самой возможности разрушения памятников истории? Роль координатора подобных проектов выполняет ЮНЕСКО.

Следует отметить, что необходимо продолжать деятельность по распространению информации о культурном наследии, повышать общую грамотность населения, развивать региональное и международное сотрудничество, привлекать к решению задач неправительственные организации, разрабатывать новые международные документы. Одним из возможных направлений работы могла бы стать разработка соглашения по подобию Конвенции ООН по морскому праву, которая успешно регулирует деятельность государств по разработке и совместной защите морского пространства и его обитателей.

В условиях дестабилизации мирового порядка, увеличения количества конфликтов с участием негосударственных акторов и террористических формирований объекты всемирного культурного наследия становятся еще более уязвимы перед угрозой уничтожения. Они оказываются заложниками решений акторов мировой политики, превращаются в объекты направленной агрессии по отношению к людям другой национальности, расы, религии. Их уничтожение видится одним из рычагов давления на ответственных за принятие политических решений. Очевидна важность реализации комплексного подхода к проблеме сохранения объектов культурного наследия со стороны всего мирового сообщества. Необходима скоординированность действий ЮНЕСКО,

ООН и мировых держав по пресечению деятельности террористических формирований для ликвидации условий, в которых культурное наследие подвержено угрозе.

Ссылки:

1. Веселовский С. Войны будущего [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 2013. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/voyny-budushchego/ (дата обращения: 20.05.2020).

2. Наследие, которое мы потеряли: памятники культуры, унесенные современными войнами [Электронный ресурс] // RT на русском. 2016. URL: https://ru.rt.com/6ma5 (дата обращения: 20.05.2020).

3. List of World Heritage in Danger, Statistics, 2019 [Электронный ресурс] // UNESCO. URL: https://whc.unesco.org/en/dan-ger/ (дата обращения: 29.01.2020).

4. State of Conservation. Timbuktu (Mali), 2019. [Электронный ресурс] // UNESCO. URL: https://whc.unesco.org/en/soc/3888 (дата обращения: 20.05.2020).

5. State of Conservation. Tomb of Askia (Mali), 2019. [Электронный ресурс] // UNESCO. URL: https://whc.unesco.org/en/soc/3889 (дата обращения: 20.05.2020).

6. State of Conservation. Old Towns of Djenne (Mali), 2019 [Электронный ресурс] // UNESCO. URL: https://whc.unesco.org/en/soc/3887 (дата обращения: 30.04.2020).

7. Резолюция 2347 (2017) принятая Советом Безопасности на его 7907-м заседании 24 марта 2017 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. URL: https://www.unodc.org/documents/organized-crime/mandates_on_traffick-ing_in_cultural_property/resolution_2347/N1707908_R.pdf (дата обращения: 20.05.2020).

8. Al Mahdi Case. The Prosecutor v. Ahmad Al Faqi Al Mahdi, ICC-01 /12-01/15 [Электронный ресурс] // International Criminal Court. URL: https://www.icc-cpi.int/mali/al-mahdi (дата обращения: 20.05.2020).

9. Куделев В.В. Ситуация в зоне Сахеля: апрель 2018 г. [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока. 2018. URL: http://www.iimes.ru/?p=44273 (дата обращения: 25.04.2020).

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.