УДК 341
Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2014. Вып. 1
Д. З. Мутагиров
ПРОБЛЕМА СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ОБУЧАЮЩИХСЯ
Социализируя и просвещая молодое поколение, общества готовят свое будущее. Качественная учеба в высших учебных заведениях, как и любой другой труд, требует от обучающихся затрат физической и умственной энергии, которую необходимо восполнять. Но обучающиеся в большинстве своем еще не имеют собственных средств существования, они живут либо на средства родителей, либо на долгосрочные кредиты, возвращаемые после окончания учебы. В России зарплаты большинства работников еще низки, а процентные ставки по кредитам весьма высоки. В таких условиях общество, которое хочет получить высокообразованное и квалифицированное пополнение, должно взять обеспечение обучающихся на себя. Стипендии успешно овладевающих знаниями студентов должны быть не ниже прожиточного минимума с учетом проживания в общежитиях и проезда до места учебы и обратно.
Статья рассматривает права обучающихся в неразрывном единстве с их обязанностями, которые, как и права и обязанности профессорско-преподавательского состава и сотрудников вузов, являются условиями реализации прав человека на образование и выбор профессии. Библиогр. 15 назв.
Ключевые слова: общество, государство, права, свободы, обязанности, обучающиеся. D. Z. Mutagirov
RESPECT FOR THE RIGHTS AND FREEDOMS OF THE STUDENTS
By socializing and educating young generation the society is shaping its own future. Pursuing education of high-quality in institutions of higher education, like any other work, requires physical and mental energy, which, in return, requires its compensation. But the most part of the students is a category of population that still does not have its own means of subsistence. While gaining education, they live either on the means of their parents or the long-term loans at very low interest rates, returning after graduation. In Russia, the wages of most workers are still low, and the loans are very expensive. In such circumstances, the society, if it wants to get a highly educated and qualified generation, must cover these expenses. The grants of the successful students must not be below the subsistence level, taking into account their stay in halls of residence and travel to and from school. The article considers the rights of students in unbreakable unity with their duties, and their rights and duties, as well as the same of the professors and University staff, as only the preconditions for the realization of human rights to education and choice of profession.
Keywords: society, the State, rights, freedoms, duties, studying.
Каждый человек обладает определенными правами и свободами, под которыми понимается комплекс естественных и рукотворных условий, факторов и действий, необходимых для нормального функционирования индивидуума как человека и гражданина, творца и работника. Это — фундаментальные основы бытия, условия его оптимизации и рационализации, действие или акт, необходимый для поддержания жизни и возвышения ее статуса (качества), совершаемый в соответствии или в согласии с требованиями природы и нормами общественной морали. Право человека порождается жизненно необходимыми условиями. Некоторые исследователи законов природы и народов
Мутагиров Джамал Зейнутдинович — доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9
Mutagirov Dzhamal Z. — Doctor of Philosophy, Professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
119
понимали право человека как простейшее правило человеческого действия, которое ведет к его цели кратчайшим путем [1, p. 19].
Права и обязанности человека неразрывно связаны между собой и порождают друг друга. Под обязанностью понимаются поведение и действие, которыми любой человек должен наилучшим образом служить для своего и всеобщего блага [2, vol. 1, р. 44].
Как права, так и обязанности существуют у человека везде, где есть социум. Они объективны, но могут быть осознаваемы или не осознаваемы членами социума. Как отмечал один из первых исследователей данной проблемы С. Пуфендорф, эти моральные качества настолько взаимосвязаны и взаимообусловлены, что везде, где возникает то или иное обязательство человека, немедленно обнаруживается право другого человека или института общества [3, p. 324]1. По мнению другого исследователя законов природы и народов Ж.-Ж. Бурламаки, право и обязанность являются коррелятивными терминами; одно из них всегда предполагает другое, и невозможно понять право без соответствующей обязанности. Так, невозможно понять право отца формировать мудрость и достоинство своего ребенка посредством совершенного обучения без признания того, что ребенок со своей стороны обязан во всем следовать руководству отца, помогая ему в достижении поставленной цели. Никто не должен препятствовать человеку в реализации его разумного права; более того, все обязаны содействовать ему в этом деле [1, p. 54-55]. А И. Кант также рассматривал право человека всегда в единстве с его обязанностью, которую считал моральным аспектом права [4, p. 36].
То есть реализация прав и свобод человека невозможна без исполнения связанных с ними обязанностей. Так, право не быть голодным предполагает обязанность трудиться (если человек достиг трудоспособного возраста), право на здоровье предполагает одновременно и обязанность вести здоровый образ жизни, право на образование — обязанность прилежно учиться, право на обеспеченную старость — обязанность полноценно трудиться в трудоспособном возрасте с целью приумножения общественных богатств и т. д. В то же время человек становится полноправным субъектом прав и обязанностей только после достижения им возраста, делающего его разумным и осмотрительным, хотя многими правами он пользуется с момента рождения, а в некоторых странах — и с момента зачатия.
На всем протяжении жизни человека должны реализовываться, на том или ином уровне, почти все его права и обязанности с учетом возрастных особенностей. Но не всегда сами правообладатели способны сделать это в полном объеме самостоятельно. На всех этапах жизни человека его права реализуются в обществе и при покровительстве общества и государства, но особенно значимо покровительство общества и поддержка государства для молодых граждан.
Сторонами прав и свобод являются сами носители этих прав и свобод, общество и его политический институт — государство, особенно человек и государство, основным предназначением которого является защита прав человека и обеспечение его безопасности. На каждом этапе жизненного пути человека его права и обязанности имеют свою специфику и осуществляются по-разному. Вернее, степень прямого участия сторон в реализации прав человека на разных этапах человеческой жизни различна. Условно жизнь
1 «Платить своевременно жалование слуге или человеку, выполнившему для меня определенную работу, это не мое право, а обязанность, — писал Пуфендорф. — Мое право требовать от него или просить его оказать мне ту или иную услугу. Получать же вознаграждение за свой труд является правом исполнителя данного труда, которое я должен соблюдать» [3, p. 324].
120
человека делится на три крупных этапа: период взросления, социализации и подготовки к самостоятельной жизни; период активной трудовой деятельности и период завершения такой деятельности по причинам достижения преклонного возраста и утраты трудоспособности. Соответственно, первый этап — это закладывание основ будущего самих обществ и государств, второй — полная реализация способностей и дарований обществ и их членов с целью создания достойных условий жизни как для самих работников, так и для подготовки новой смены, а также вспомоществования поколениям, прекратившим активную трудовую деятельность. Субъектами права на этапе взросления, социализации и подготовки к самостоятельной жизни дети выступают лишь совместно с взрослыми — с родителями, опекунами, обществом и государством, каждый из которых имеет перед первыми определенные обязанности. Первый ряд их обязанностей перед детьми сводится к поддержанию их жизни на всем протяжении их подготовки к самостоятельной жизни. Эти обязанности — защита, кормление, обеспечение необходимыми для жизни условиями, подготовка к началу самостоятельной жизни. Второй ряд обязанностей семьи, общества и государства перед ребенком, а соответственно и прав ребенка, относится к интеллектуальной и моральной жизни детей, к образованию и обучению, подготовке их к исполнению обязанностей члена семьи, гражданина, отца, матери и т. д. [5, р. 104-105].
Главная отличительная особенность прав и свобод самого молодого поколения общества обусловлена его возрастом, физическими и умственными данными, тем, что оно еще не является самостоятельным субъектом всех общественных отношений. Если вся система прав и свобод человека основана на его правах на жизнь, свободу, равенство и стремление к счастью, то права и свободы ребенка основаны прежде всего на правах на жизнь, безопасность и на стремление к счастью.
Известный английский экономист и эссеист Д. С. Милль так писал о взаимоотношениях взрослых и детей и о правах последних: «После того как родители привели в этот мир человека, одна из наиболее священных их обязанностей состоит в том, чтобы дать ему образование, подготавливающее его к хорошему выполнению своей роли в отношении других и самого себя. Но в то время, когда все единодушно признают это, мало кто объявляет обязанностью отца исполнять это... Все еще остается непризнанным, что обрекать ребенка на существование без справедливой перспективы человечка не только быть обеспеченным продовольствием, необходимым для его тела, но и обучением и практикой для его сознания, является моральным преступлением как против несчастного потомка, так и против общества; и, если родитель не выполняет этого обязательства, государство должно видеть это и насколько возможно сделать это вместо него» [6, р. 92].
Очевидно, что с взрослением детей возрастают и расходы на их содержание и развитие, и не всем родителям, особенно в современной России, по силам нести эти расходы самостоятельно. Часть расходов должны взять на себя общество и государство, членами и гражданами, а соответственно, производителями и защитниками которых сегодняшние дети станут после их взросления и социализации. Поэтому все они должны быть заинтересованы в том, чтобы содействовать получению подрастающими поколениями наилучшего образования и квалификации, ибо, как верно было замечено известным просветителем Д. Дьюи, формируя молодые поколения, общество формирует свое собственное будущее [7, р. 23, 25, 93].
«Знание — это сила, знание это безопасность, знание это счастье», — писал Т. Джеф-ферсон. Оно улучшает мораль человека, расширяет его ум, делает более осмысленными его решения, развивает его профессии и повышает его материальное благополучие. При
121
этом он исходил из того, что образование как бы освещает все общество, изгоняя из него мглу и все связанные с нею явления [8, p. 56].
Образование — одно из основных человеческих прав и действенных средств достижения людьми большей свободы и равенства. Право на образование, традиционно относимое международными соглашениями преимущественно к сфере культуры, на самом деле является одновременно и социальным, и экономическим, и политическим, и культурным, а соответственно — и гражданским правом человека. Исходя из этого, ВДПЧ [1, статья 26], Европейская конвенция о правах человека и основных свободах [10, ст. 2 протокола 1], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [11, статьи 13 и 14], Конвенция о правах ребенка [12, ст. 29] провозглашают право каждого человека на образование. ЮНЕСКО рекомендует понимать образование как «целостный процесс социальной жизни, посредством которого индивидуумы и социальные группы учатся сознательно развивать, в рамках национальных и международных сообществ, все их личные способности, отношения, дарования и знания для своей пользы» [см.: 13]. Закон об образовании в Российской Федерации определяет образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства» [ 14, п. 1 статьи 2]. Через образование общества стремятся передавать подрастающим поколениям накопленные ими знания, системы своих ценностей, нормы и традиции жизни, культуру и многое другое. Оно призвано содействовать полному развитию человеческой личности, укреплению уважительного отношения к правам человека и фундаментальным свободам; улучшить понимание, терпимость и дружбу среди всех народов, расовых или религиозных групп и способствовать поддержанию мира.
Поскольку образование начинается с рождения человека, наиболее четко содержание процесса образования определено в конвенции «О правах ребенка». Образование ребенка, гласит ее статья 29, должно быть направлено на:
а) развитие индивидуальности ребенка, талантов и умственных и физических способностей в их самом полном объеме;
б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
д) воспитание уважения к окружающей природе.
Согласно Конвенции против дискриминации в образовании [5, ст. 4], подписавшие ее государства обязаны:
а) сделать первичное образование бесплатным и обязательным; сделать среднее образование в его различных формах доступным для всех; сделать высшее образование одинаково доступным для всех на основе их индивидуальных способностей; обеспечить согласие всех с обязательством посещать школу в соответствии с законом;
б) гарантировать, чтобы стандарты образования были одинаковыми во всех общественных учреждениях образования одного уровня и чтобы условия, обеспечивающие качество образования, также были эквивалентными.
122
Чтобы образовательный процесс осуществлялся эффективно, необходим огромный труд как обучающих, так и обучаемых, и всякий труд на благо общества и государства требует наличия соответствующих условий, в том числе и вознаграждения. Нормальная жизнь любого человека, в том числе студента и аспиранта, возможна только при наличии соответствующего стандарта, который всегда имеет национально-этнические, религиозные, индивидуальные и иные особенности. Три из них (пища, одежда и жилище) являются основными и общими для всех людей. Все потребности человека, в том числе и названные три, имеют не только количественные и качественные характеристики, но и масштабы или меры проявления и удовлетворения, отклоняющиеся в ту или иную сторону от оптимальных норм.
И соответственно, право человека на пищу является неразрывно связанным с его правом на жизнь и вытекающим из него. Если отсутствует данное право, все остальные права также сводятся на нет. Несколько перефразируя известную поговорку, можносказать что без хлеба не будет и песни, качественного умственного труда и тем более. Потребность людей в пище (в калориях) примерно одинакова. Различия обусловлены лишь характером труда, интенсивностью деятельности, образом жизни, особенностями организма, природной средой. Отсюда — право каждого человека на определенный стандарт жизни.
Под стандартом жизни понимается оптимально возможный в данный момент и (желаемый) уровень потребления человеком или группами людей предметов потребления и услуг с учетом специфики их деятельности, количества затрачиваемой энергии, структуры потребностей. Фактический уровень потребления может отличаться, и как правило отличается, от стандарта в ту или иную сторону, определяя реальный уровень жизни. Стоимость набора потребительских товаров и услуг (стоимость жизни), соответствующих научно установленному стандарту жизни, определяет прожиточный уровень. Стоимость минимального набора тех же товаров и услуг, необходимых только для поддержания жизни, обозначают как прожиточный минимум. Но это уже опасная черта, ниже которой начинается дисфункция организма с необратимыми для его здоровья последствиями.
Всеобщая декларация прав человека [9, ст. 25, п. 1] провозглашает право каждого человека «на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».
Право на адекватный стандарт жизни закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах [11, ст. 11]. Участвующие в этом Пакте государства, в том числе и Российская Федерация, признают право каждого человека на жизненный уровень, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Они обязуются принять «надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права».
Основным способом добывания и в то же время главным источником всех необходимых для поддержания жизни средств существования и услуг является труд человека. Но труд студента и аспиранта — это труд особого рода, труд по подготовке себя к будущей деятельности на благо не только самих себя, но и своего общества и государства. Этот труд по овладению знаниями, накопленными предыдущими поколениями людей на земле, может быть, с некоторыми оговорками, сопоставим с таковым военнослужащего для защиты отечества в случае необходимости. В то же время обучение солдата
123
и его умение могут остаться невостребованными (и чем дольше это будет продолжаться, тем лучше для общества!), а обучение молодых людей знаниям и специальностям всегда будет востребовано обществом для приумножения его богатств. Однако, в отличие от солдата, которого общество одевает и кормит в соответствии со стандартом жизни, студент и аспирант не обеспечиваются необходимыми для жизни средствами хотя бы на уровне прожиточного минимума, хотя во многих вузах страны студенты проходят и военную подготовку с присвоением офицерских званий. Размер их нынешней стипендии в России позволяет им очень скромно обедать лишь один раз в три дня. А если иметь в виду, что стипендии не хватает даже для оплаты проживания в общежитии, то и о разовом обеде в три дня приходится забывать. Между тем возрастные особенности учащихся и обучающихся в высших учебных заведениях (растущие организмы и интенсивная умственная работа) требуют ежедневного потребления калорий не ниже средней нормы. Поэтому и труд студента и аспиранта должен оцениваться не ниже хотя бы минимальной заработной платы работника. Пока что ни в одной стране мира этого нет.
Суждения о том, что родители должны помогать своим детям и что студенты из бедных семей сами способны зарабатывать себе на жизнь дополнительным трудом, лишены реальных оснований. Во-первых, потому, что средняя заработная плата в стране такова, что ее едва хватает на поддержание жизни самих работников. Во-вторых, после еженедельных 36-40 часов аудиторной работы и примерно такой же продолжительности самостоятельной работы, необходимой для того чтобы стать высококвалифицированным специалистом, студенту не останется времени на работу по совместительству. А в случае же совместительства институты по охране трудовых прав граждан обязаны поднять тревогу. Да и на качестве учебы будущего специалиста это, несомненно, скажется отрицательно.
Во многих странах выход находят в предоставлении студентам долгосрочного кредита под очень низкий процент, который он, получая достаточно приличную заработную плату, возмещает после завершения учебы. В современной России кредит предоставляется под грабительские проценты, а зарплата выпускника вуза долгое время остается низкой, что не позволяет ему рассчитаться с долгами. На протяжении многих десятилетий здесь существовала практика назначения успешно обучающимся студентам стипендий ближе к прожиточному минимуму, включая и плату за проживание в студенческом общежитии, и проезд до места учебы и обратно. Она, при стоимости комплексного обеда в университетской столовой в примерно 1,5 % и проживания в общежитии 7 % тогдашней студенческой стипендии, да еще при активной поддержке профкома, выделявшего своим малообеспеченным членам талоны на питание, позволяла студентам сводить концы с концами. Если рассуждения о прогрессе России за последние десятилетия соответствуют действительности, а не являются мифом, то положение обучающихся должно было улучшаться, а не ухудшаться.
Важно всегда помнить, что средства, вложенные в образование и охрану здоровья своих молодых поколений, — это самое надежное и выгодное вложение общества в самого себя.
После обретения молодым человеком статуса студента, аспиранта и докторанта, его общечеловеческие и гражданские права и обязанности конкретизируются, обретают новое содержание и дополняются новыми, специфическими правами и обязанностями, которые носят характер статусных. Их реализация происходит уже в конкретном учеб-
124
ном заведении — академии, институте или университете, а еще точнее — в одном из их подразделений — факультете, школе или отделении. Все они являются институтами общества и государства для решения специфических задач и как таковые наделяются соответствующими правами и обязанностями, а также необходимыми для их осуществления и исполнения зданиями и материальными средствами. Их главным призванием является подготовка высококвалифицированных специалистов в конкретных областях общественной жизни.
С момента получения удостоверения студента, аспиранта или докторанта, обучающиеся становятся членами соответствующих коллективов и получают право участвовать в организации их жизни. Они имеют право выбирать специализацию; быть обеспеченными необходимыми для этой специализации лекционными курсами и практическими занятиями, а соответственно, и дополнительными к общеобразовательным лекционным курсам специальными курсами; выбирать область и проблемы для своих рефератов, курсовых и дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций; иметь квалифицированное научное руководство при написании этих работ.
Обучающиеся в высших учебных заведениях имеют право посещать не только предусмотренные учебной программой лекционные курсы, но и таковые по проблемам междисциплинарным. Это право реализуется без ущерба для основных для специализации лекционных курсов и в свободное от последних время. Обучающиеся вправе обращаться с интересующими их вопросами к любому преподавателю и сотруднику учебного заведения и получать на них квалифицированные ответы. Они имеют право пользоваться всей учебно-научной инфраструктурой своего учреждения (библиотечными фондами, лабораториями, компьютерными классами, пунктами общественного питания и здравоохранения и т. д.). Важным правом обучающихся является право на уважительное к себе отношение со стороны профессорско-преподавательского состава и других сотрудников учебного заведения, а также на объективную оценку своего труда. В случае необъективности преподавателей обучающийся вправе обжаловать их решение перед руководством соответствующей кафедры, факультета и учебного заведения.
Естественно, что права обучающихся налагают на них соответствующие обязанности и реализуются только при условии точного исполнения последних. Прежде всего, это обязанности соблюдать внутренний распорядок учебного заведения, ответственно относиться к своей работе, посещать все лекционные курсы и готовиться к семинарским занятиям, вовремя представлять предусмотренные учебными планами рефераты, курсовые и дипломные работы, сдавать на максимально высоком уровне зачеты и экзамены. Обучающиеся обязаны вести себя на занятиях и вне вуза дисциплинированно и корректно, бережно относиться к имуществу и беречь честь учебного заведения.
Высшее учебное заведение обязано создавать нормальные условия для учебы и самостоятельной работы студентов в общежитиях, иметь в своей библиотеке всю предусмотренную учебными программами литературу и предоставлять обучающимся возможность бесплатно пользоваться ею.
К сожалению, правила внутреннего распорядка учебных заведений, как правило, акцентируют внимание на обязанностях обучающихся и мало говорят об их правах, путях их реализации, а также об обязанностях самого учебного заведения. Между тем реализация прав обучающихся на получение высоких знаний и квалификации специалиста являются целями, для достижения которых эти заведения создаются, а их обязанности,
125
как и права и обязанности вузов и их профессорско-преподавательского состава, — условиями, при соблюдении которых обозначенная выше цель может быть достигнута.
Литература
1. Burlamaqui J.-J. The Principles of Natural and Politic Law [1747]. Indianapolis: Liberty Fund, 2010.
2. Goodwin W. An Enquiry Concerning Political Justice, and its Influence on General Virtue and Happiness. London, 1793.
3. Pufendorf S. Of the Law of the Nature and Nations. Book III. London, 1905.
4. Kant I. The Philosophy of Law: An Exposition of the Fundamental Principles of Jurisprudence as the Science of Right. Indianapolis: Liberty Fund, 2004.
5. Fordyce D. The elements of moral philosophy. Indianapolis: Liberty Fund, 2003.
6. Mill J. S. On Liberty and subjection of women. Indianapolis: Liberty Fund, 2013.
7. Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. The University of Virginia, 2001.
8. Bruce Ph. A. History of the University of Virginia 1819-1919. The Lengthened Shadow of One Man. 1920.
9. Всеобщая декларация прав человека (принята ГА ООН 10 декабря 1948 г.).
10. Европейская конвенция о правах человека и основных свободах (подписана 3 ноября 1950 г. и вступила в силу 3 сентября 1953 г.).
11. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят ГА ООН 16 декабря 1966 г., вступил в силу 16 сентября 1976 г.).
12. Конвенция о правах детей (принята ГА ООН 20 ноября 1989 г.).
13. The Recommendation Concerning Education for International Understanding, Co-operation and Peace and Education Relating to Human Rights and Fundamental Freedoms, adopted by the General Conference of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO), at its 18th session, on 19 November 1974.
14. Закон об образовании в Российской Федерации (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. и вступил в силу 1 сентября 2013).
15. Конвенции против дискриминации в образовании (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 г.).
Статья поступила в редакцию 20 мая 2013 г.
126