Научная статья на тему 'Права детей как учащихся и основные проблемы их защиты (анализ положений уставов образовательных учреждений)'

Права детей как учащихся и основные проблемы их защиты (анализ положений уставов образовательных учреждений) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
326
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ДЕТЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / RIGHTS OF CHILDREN / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сураев Александр Сергеевич

Анализируются положения уставов различных образовательных учреждений с целью выявления и регламентации прав детей в данной сфере. Автор обращает внимание на проблемы, возникающие при реализации прав, закрепленных в локальных актах образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIGHTS OF CHILDREN AS PUPILS AND MAIN PROBLEMS OF ITS PROTECTION (ANALYSIS OF CHARTERS’ PROVISIONS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS)

In the article it is analyses the provisions of Charters of various educational institutions for the purpose of identification and regulation of children’s rights in this sphere. The author pays attention to the problems arising from realization of the rights, fixed in local acts of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Права детей как учащихся и основные проблемы их защиты (анализ положений уставов образовательных учреждений)»

УДК 347.63

ПРАВА ДЕТЕЙ КАК УЧАЩИХСЯ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИХ ЗАЩИТЫ (АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ УСТАВОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)

А. С. Сураев

RIGHTS OF CHILDREN AS PUPILS AND MAIN PROBLEMS OF ITS PROTECTION (ANALYSIS OF CHARTERS’ PROVISIONS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS)

А. S. Surayev

Аннотация. Анализируются положения уставов различных образовательных учреждений с целью выявления и регламентации прав детей в данной сфере. Автор обращает внимание на проблемы, возникающие при реализации прав, закрепленных в локальных актах образовательных учреждений.

Ключевые слова: права детей, образовательные учреждения, образование.

Abstract. In the article it is analyses the provisions of Charters of various educational institutions for the purpose of identification and regulation of children’s rights in this sphere. The author pays attention to the problems arising from realization of the rights, fixed in local acts of educational institutions.

Key words: rights of children, educational institutions, education.

Право на образование является одним из основных и фундаментальных прав человека, предусмотренных в международно-правовых актах и гарантируемых Конституцией РФ. Содержание конституционного права на образование вытекает из ст. 43, 44, 26 Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании», ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В детском возрасте происходят важные процессы воспитания. На данном этапе закладываются основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности. С одной стороны, предусматривается обязательность основного общего образования на конституционном уровне. Закон РФ «Об образовании» также закрепляет положение о том, что требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. С другой стороны, устанавливая обязанность получения основного общего образования и предъявляя требования к базовым стандартам образованности каждого человека, государство гарантирует свободное развитие каждой личности в виде получения литературных, художественных, научных, интеллектуальных, спортивных и иных навыков. Гарантируется право на участие в культурной жизни. Такие возможности реализуются детьми путем посещения различных образовательных, культурных, спортивных и иных учреждений.

Отметим, что нормативной базой многих локальных актов в сфере прав учащихся являются Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах

ребенка, Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

На основе анализа положений уставов различных образовательных учреждений предлагаем классифицировать права учащихся следующим образом.

1. Права учащихся, касающиеся общих принципов образования.

Данная категория прав охватывает общеправовые принципы, которые

являются руководящим началом при организации любого образовательного процесса. Прежде всего это право на свободу мысли, совести и религии, свободное выражение собственных мнений и убеждений, свободу получения информации, уважение человеческого достоинства и защиту от вмешательства в личную жизнь, а также защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может послужить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью. Важной гарантией также является право ребенка на защиту от применения методов физического и психического насилия. В целом школа должна обеспечивать условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.

2. Права учащихся, непосредственно касающиеся процесса образования.

Такие права занимают ключевую позицию в системе прав учащихся, так как они подробно регламентируют особенности образовательного процесса в школе. Самым важным из них является право учащегося на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами и выбор формы образования. Также предусматривается право школьников на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

В качестве гарантии получения образования всеми учащимися с учетом их особенностей существует право на обучение в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам, в том числе обучение на дому по медицинским показаниям, а также ускоренный курс обучения.

Вопрос платных образовательных услуг также является проблемным аспектом во многих образовательных учреждениях. В уставах речь идет о праве на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, которое вытекает из п. 4 ст. 50 Закона РФ «Об образовании». Однако необходимо учитывать, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» платные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию учащегося и только за рамками основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами.

Многие уставы общеобразовательных учреждений закрепляют право учащегося на получение оценки исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями, которое дополняется правом знать о поставленных оценках как за устные, так и за письменные ответы. В ряде случаев предусматривается конфиденциальность сообщения оценки за письменные работы.

Вопросы учебной нагрузки разрешаются путем предоставления учащимся права на отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время,

а также дополнительные недельные каникулы в первом классе. В целях обеспечения надлежащего образовательного процесса во всех уставах закрепляется право на бесплатное пользование библиотечными и другими информационными ресурсами образовательного учреждения.

Наконец, в некоторых случаях уставы предусматривают дополнительные права учащихся в виде материальных поощрений, к примеру, право на получение стипендии из средств образовательного учреждения в установленном порядке.

3. Права учащихся, касающиеся вопросов участия в управлении образовательным учреждением и защиты своих прав.

Такие права закладывают основы взаимодействия между учащимися и администрацией образовательного учреждения. Несмотря на то, что права и законные интересы детей представляют и защищают их родители, несовершеннолетние должны обладать самостоятельными средствами защиты своих прав, а дополнительные права в области управления позволяют администрации школы учитывать мнения и интересы учащихся. В частности, уставы предусматривают право учащихся на отстаивание своих взглядов и убеждений при обсуждении спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме, изложение классному руководителю, директору школы, другим учителям своих проблем и получение от них помощи, объяснений и ответов.

Важно также учитывать право на открытое высказывание своего мнения, предложений об изменениях в образовательной деятельности, качестве образовательного процесса на Совете школы.

В общем, право на управление образовательным учреждением закрепляется на федеральном уровне в п. 4. ст. 50 Закона РФ «Об образовании» и в Типовом положении об общеобразовательном учреждении.

Многие уставы также дублируют нормы ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и закрепляют право учащихся самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией школы о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников школы, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Также с 8 лет учащиеся вправе добровольно вступать в общественные организации, создавать в школе детские общественные организации, различные общественные объединения, если они не противоречат уставу школы.

В соответствии с п. 44 Типового положения об общеобразовательном учреждении участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, а также родители (законные представители) обучающихся. Помимо этого, согласно ст. 63, 64 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, на них возлагается обязанность по защите прав и интересов детей. Поэтому представляется необходимым исследовать права родителей, которые предусматриваются уставами образовательных учреждений.

Так же как и дети родители имеют право на участие в управлении школой. Указанное право реализуется родителями путем участия в различных попечительских советах и родительских комитетах. Что касается процесса образования, то в целях контроля за обучением своих детей родители имеют

право на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей. Многие уставы особо подчеркивают право родителей на обсуждение спорных вопросов с учителями и администрацией школы и дополнительные встречи с учителем, если родитель считает, что на то есть основания.

Помимо этого, ряд локальных нормативных актов образовательных учреждений предусматривает специальное право родителей, проживающих отдельно от ребенка, на посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке. Также особо отмечается право родителей на добровольные пожертвования и целевые взносы школе в форме, предусмотренной уставом, и ознакомление с материалами об их использовании. Наконец, предусматривается право родителей требовать от органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ по обращению в указанный орган на основании решения общего собрания родителей учащихся школы.

Анализ положений уставов иных учреждений (спортивных, творческих, художественных) показывает, что, помимо закрепления базовых прав в сфере образования, права учащихся в таких учреждениях детализируются в зависимости от специфики выбранного рода деятельности, к примеру, право выбора вида спорта, право пользования спортивными сооружениями, инвентарем и т.п.

В ст. 5 Закона РФ «Об образовании» закрепляются гарантии права граждан на образование. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социальноэкономических условий для получения образования, а также гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. В силу возраста учащиеся, не достигшие совершеннолетия, не могут самостоятельно воспользоваться доступными средствами защиты своих прав. Их права и законные интересы представляют и защищают их родители (законные представители). Так, например, родители школьника при поступлении ребенка на обучение в общеобразовательное учреждение знакомятся с документами, регламентирующими образовательный процесс в данном учреждении, дают согласие на привлечение детей к труду, не предусмотренному учебным процессом, на перевод ребенка в группу компенсирующего обучения в случае неуспеваемости, оставлении на второй год, решают иные вопросы, связанные с обучением ребенка в школе. Родители обязаны защищать права и интересы своих детей. В связи с этим представляется необходимым выделить основные нарушения прав ребенка в школе.

Во-первых, это игнорирование прав и свобод ребенка. Проявления таких нарушений заключаются в пренебрежении основополагающим понятием прав человека и уважением его достоинства, в полном игнорировании детской индивидуальности, пренебрежении равенством возможностей учащихся и равным ко всем отношением. Существуют также определенные проблемы с гарантиями на бесплатное образование. Бесплатность образования порой лишь декларируется, на деле многие образовательные учреждения требуют вложения больших финансовых средств в виде добровольных пожертвований.

Во-вторых, в системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство. К их числу относятся физическое, психологическое, психическое насилие, выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету, отчисление из учебного заведения детей, не достигших 15 лет. Отметим, что согласно п. 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании» исключение обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, допускается по решению органа управления образовательного учреждения только за совершенные неоднократно грубые нарушения устава. Такая мера применяется, если иные меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения. Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Следует подчеркнуть, что современная модель прав учащихся, закрепленных в локальных нормативных актах образовательных учреждений, в большинстве случаев заключается в дублировании норм федерального законодательства. Представляется, что уставы и иные локальные акты таких учреждений должны детализировать и развивать права учащихся, устанавливая дополнительные гарантии для их реализации и эффективной защиты.

Считаем, что в результате отсутствия регламентации прав детей как учащихся в едином правовом акте происходят различные нарушения в этой сфере из-за их незнания большинством родителей и детей. Представляется необходимым обобщить эти права на основе анализа уставов образовательных учреждений и локальных нормативных актов либо в качестве раздела в едином Кодексе прав ребенка, либо путем внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении».

Список литературы

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - № 3. - Ст. 150.

3. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» // Собрание законодательства РФ. - 26.03.2001. - № 13. - Ст. 1252.

Сураев Александр Сергеевич студент,

Национальный исследовательский университет -Высшая школа экономики E-mail: [email protected]

Surayev Alexander Sergeyevich student,

National research university -the Higher school of economy

УДК 347.63 Сураев, А. С.

Права детей как учащихся и основные проблемы их защиты (анализ положений уставов образовательных учреждений) / А. С. Сураев // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 2 (6). - С. 241-246.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.