университет имени Владимира Даля.
OBJECTIVES APPELLATE REVIEW IN THE ARBITRATION PROCESS
E.A. Talykin
The article investigates the problems of appellate review stage in the arbitration proceedings in Russia. In view of the global and domestic experience analyzed the raw data to determine the functional-purpose appellate review. It turns out a role as a court of appeal and influence of appellate review of arbitration to resolve disputes. The conclusion about the need to define objectives in line with the appellate review to ensure the accuracy and uniformity of judicial enforcement.
Keywords: arbitration procedural form, the appeal, the arbitration court review.
Talykin Evgeniy PhD, associate professor of the department of economic and customs law, [email protected], Ukraine, Lugansk, Lugansk State University of Volodymyr Dahl
УДК 342.734:378.34:364
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СТИПЕНДИЯ КАК МЕРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Э.С. Темнов, М.А. Берестнев
Рассмотрена государственная социальная стипендия как одна из гарантий реализации конституционного права на высшее образование. Анализ норм международного права и законодательства Российской Федерации позволил выделить категории граждан, обладающих правом на социальную поддержку при получении высшего образования. Авторами проанализирована проблема назначения отдельным категориям обучающихся государственной социальной стипендии, а также выдвинуты предложения по ее устранению.
Ключевые слова: право на образование, высшее образование, стипендия, государственная социальная стипендия.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе высшее образование, что закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации [1]. Право на образование относиться к числу основных прав и свобод человека и гражданина, что соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. В статьей 13 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966, ратифицированного Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 № 4812-УШ, закреплено право каждого человека на образование, которое должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее
285
достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам [2].
В отличие от дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, получение высшего образования за счет средств государства гарантируется в Российской Федерации на конкурсной основе (часть 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации). Аналогичная норма, закреплена частью 1 статьи 10 Европейской социальной хартии, определяющей выделение средств на доступ к бесплатному высшему образованию исключительно на основе критерия личных способностей [3, с. 7].
Личные способности гражданина, прошедшего конкурсный отбор для бесплатного получения высшего образования, могут быть ограничены его финансовым возможностям или финансовыми возможностями его семьи, что может являться препятствием для реализации рассматриваемого конституционного права. Для разрешения данной проблемы в Российской Федерации создан механизм поддержки лиц, получающих высшее образование, из числа нуждающихся граждан. Социальные гарантии реализации права на образования социально не защищенным категориям граждан, поступившим в высшие учебные заведения, включают в себя право на получение государственной социальной стипендии, право на первоочередное получение жилых помещений в специализированном жилищном фонде образовательной организации, право на получение материальной помощи и т.д. Выделение стипендий является общепринятой мировой практикой, например, во Франции предоставление стипендий является составной частью гарантии обеспечения равного доступа кандидатов к обучению [4, с. 19].
По мнению некоторых авторов, необходимость государственной социальной поддержки студентов очной формы обучения образовательных организаций высшего образования обусловлена тем, что данная категория граждан наиболее подверженных риску бедности [5, с. 39-40]. С подобной точкой зрения нельзя согласиться. Лица, реализующие свое право на бесплатное высшее образование, являются в большинстве случаев трудоспособными гражданами, способными обеспечить себе достойный уровень жизни. Однако при реализации конституционного права на высшее образование их возможность реализации конституционного права на свободное распоряжение своими способностями к труду, закрепленного в части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации, ограничена в силу объективных причин, обусловленных особенностями учебного процесса. Поэтому меры государственной социальной поддержки студентов образовательных организаций высшего образования следует рассматривать как социально -компенсационные, т.е. направленные на обеспечение минимальных потребностей обучающегося, не способного обеспечить их самостоятельно.
При этом следует отметить, что все лица, реализующие свое конституционное право на высшее образование, ограничены в реализации способности к труду, но не все они имеют право на получение социальной помощи от государства. Дифференцированный подход к мерам социальной
поддержки учащихся высших учебных заведений соответствует принципам международного права. Так, согласно пункту «с» Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года [6], Российская Федерация взяла на себя обязанность не допускать в том, что касается предоставления стипендий и любой другой помощи учащимся, никаких различий, кроме различий, основанных на их успехах или потребностях.
Ограничение в удовлетворении потребностей при получении высшего образования обусловлено индивидуальными особенностями граждан и финансовыми возможностями его семьи. Подобная позиция базируется на положениях статьи 38 Конституции Российской Федерации, согласно которым семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание -равное право и обязанность родителей. Как в своем определении отметил Конституционный суд Российской Федерации, эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют - исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, - многоплановую роль публичной власти в этой сфере [7].
Базируясь на принципах и нормах конституционного права, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон «Об образовании») [8] в пункте 2 части 1 статьи 36 выделил в качестве одного из видов стипендий государственную социальную стипендию. Данная выплата производится только студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Граждане, обучающиеся на договорной (коммерческой) основе, право на получение государственной социальной стипендии не имеют, что соответствует положениям части 3 статьи 36 Закона «Об образовании».
Анализ норм законодательства Российской Федерации в области образования и социальной защиты населения позволяет классифицировать студентов высших учебных заведений, имеющих право на получение государственной социальной стипендии, на две группы:
1. Обучающиеся, относящиеся к категориям граждан, которым государство оказывает меры социальной поддержки:
- студенты, относящиеся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- студенты, относящиеся к категории людей с ограниченными возможностями;
- студенты, подвергшиеся воздействию радиации;
- студенты, получившие травму на военной службе или ветераны боевых действий;
- студентам из числа бывших военнослужащих.
2. Граждане, семьи которых не способны их содержать при реализации ими своего права на образование. В данную группу, согласно части 5 статьи 36 Закона «Об образовании», входят студенты, имеющие право на получение
государственной социальной помощи.
Если порядок отнесения гражданина к первой группе получателей государственной социальной стипендии урегулирован различными нормативными правовыми актами, то процедура отнесения студентов ко второй группе в настоящее время содержит пробелы в нормативно-правовом регулировании.
Порядок назначения государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержден приказом Минобрнауки России от
28.08.2013 № 1000 [9]. Данный нормативный правовой акт, определяя общие принципы назначения государственной социальной стипендии, не раскрывает критерии отнесения лица к студенту, имеющему право на её получение.
Ранее пунктом 25 Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 № 487 (далее - Типовые положения о стипендиальном обеспечении) [10], единственным критерием отнесения студента к лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, является справка органа социальной защиты населения. При этом имела место ситуация, когда студенты, обучающиеся в одном регионе с более высоким уровнем прожиточного минимума, например, в г. Москва, не получали социальную стипендию, так как их семья проживала в другом регионе, например, в г. Тула, где уровень их достатка не позволял получить соответствующую справку.
Хотя решением Верховного суда РФ от 24.04.2013 № АКПИ13-210 в признании пункта 25 Типового положения о стипендиальном обеспечении недействующим было отказано, в своем поручении Президент Российской Федерации В.В. Путин к Правительству РФ потребовал уточнить критерии отнесения студентов к категории нуждающихся. Указанное поручение появилось по итогам встречи со студентами МИФИ, которые обратили внимание главы государства на наличие правовой коллизии, заключающейся в том, что семьи, которые в своем городе считаются обеспеченными, не способны обеспечить получение высшего образования в г. Москва, где прожиточный минимум значительно выше. Как заявил В.В. Путин: «Закон говорит о том, что на месте администрация вуза вместе со студентами должна исходить из реальной ситуации, а не из формальных справок. Это право самого вуза - с участием студентов. Закон не требует, чтобы обязательно вы у себя в регионе попадали в разряд социально необеспеченных» [11].
После указанного поручения Постановлением Правительства РФ от
29.03.2014 № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [12] типовые положения о стипендиальном обеспечении признаны утратившими силу в части
стипендиального обеспечения и других форм материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и аспирантов (документ остается действующим только в части стипендиального обеспечения и других форм материальной поддержки докторантов). Таким образом, исходя из логики правоприменения, сделана попытка нормативного закрепления возможности высшего учебного заведения самостоятельно определять наличие у студента права на получение государственной социальной помощи.
Однако следует отметить, что отмена нормы права, закрепляющей обязательное предоставление в образовательную организацию высшего образования решения органа социальной защиты населения, выданной по месту нахождения семьи студента, для назначения обучающемуся государственной социальной стипендии, не урегулировала данную проблему, а лишь создала правовой вакуум.
Согласно пункту 12 Порядка назначения стипендий, государственная социальная стипендия назначается обучающемуся с даты представления документа, подтверждающего соответствие одной из категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной стипендии. При этом нормативными правовыми актами высшему учебному заведению не предоставлена возможность самостоятельно определять форму подтверждения данного права, тогда как частью 1 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [13] определено, что государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Соответственно, при установлении юридического факта, определяющего право на получение государственной социальной помощи, можно исходить только из решения органа социальной защиты населения, который проводит анализ представленных гражданином документов по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» [14].
Таким образом, ранее существовавшая обязанность обучающегося получить справку из органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина для получения государственной социальной стипендии не изменена. Следует отметить, что отмена обязанности обучающегося предоставлять в образовательную организацию высшего образования решение органа социальной защиты нецелесообразна. Реализация указанного варианта усложнит процедуру назначения государственной социальной стипендии и приведет к возложению на образовательную
организацию высшего образования непрофильной функции по анализу и проверки документов о доходах студента и членов его семьи. Передача вузу обязанности по расчету среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина является нецелесообразным дублированием государственной функции, возложенной в настоящее время на орган социальной защиты населения.
На основании изложенного, можно сделать следующие выводы.
1. Право на бесплатное высшее образование, получаемое гражданами Российской Федерации на конкурсной основе, гарантировано Конституцией Российской Федерации, соответствует нормам и принципам международного права. Реализация данного права отдельными категориями граждан может происходить только при наличии мер социальной поддержки со стороны государства, среди которых можно выделить государственную социальную стипендию.
2. Категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной стипендии, можно разделить на две группы: граждане, которым государство оказывает меры социальной поддержки, и граждане, семьи которых не способны их содержать при реализации ими своего права на образование. Механизм отнесения граждан ко второй группе требует совершенствования.
3. Проблема отнесения студента к лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, при получении высшего образования за пределами региона проживания его семьи, может быть разрешена при реформировании механизма назначения государственных социальных стипендий. Предлагается нормативное закрепление Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации типовой формы документа (справки), подтверждающего право на получение социальной помощи на определенный период времени. Такой документ должен выдаваться органами социальной защиты населения по месту жительства обучающегося в соответствии с положениями нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об оказании государственной социальной помощи.
Реализация данного предложения будет способствовать совершенствованию механизма назначения государственной социальной стипендии.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
2. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966, ратифицированном Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 № 4812-УШ // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.
3. Европейская социальная хартия (пересмотренная), принята в г. Страсбурге 03.05.1996 (ратифицирована Федеральным законом от 03.06.2009 № 101 -ФЗ) // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. С. 17 - 67.
4. Филатова М.А. Современные вопросы позитивной дискриминации в
контексте практики конституционных судов // Журнал конституционного правосудия. 2014. № 4. С. 19 - 28.
5. Менкенов А.В. Правовые проблемы оказания государственной социальной помощи студентам очной формы обучения государственных вузов / А.В. Менкенов // Социальное и пенсионное право. 2014. № 4. С. 39 - 42.
6. Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года // Ведомости ВС СССР. 2 ноября 1962 г. N 44. Ст. 452.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П // Собрание законодательства РФ. 29.05.2006. N 22. ст. 2375.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. N 53 (ч. 1). ст. 7598.
9. Приказ Минобрнауки России от 28.08.2013 № 1000 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» // Российская газета от 11.10.2013. № 229.
10. Постановление Правительства РФ от 27.06.2001 № 487 «Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов» // Российская газета от 04.07.2001. № 125.
11. Латухина К. Правительство займется стипендиями // Опубликовано на сайте Российской Газеты 21 февраля 2014 г., http://www.rg.ru/2014/02/21/stipendii-site.html.
12. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2014 № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 07.04.2014. № 14. ст. 1636.
13. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ от 19.07.1999. № 29. ст. 3699.
14. Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ от 07.04.2003. № 14. ст. 1257.
Темпов Эдуард Сергеевич, канд. техн. наук, проректор по учебно-воспитательной
291
работе, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Берестнев Михаил Александрович, канд. юрид. наук, зав. кафедрой гражданского и земельного права, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
STATE SOCIAL GRANTAS A MEASURE OF SOCIAL SAFETY NET OF STUDYING EDUCATIONAL ESTABLISHMENT OF HIGHER EDUCATION M.A. Berestnev, E.S. Temnov In this article, the state social grants as one of the guarantees of the constitutional right to higher education. An analysis of international law and the laws of the Russian Federation allowed to identify a category of citizens who have the right to social support in higher education. The authors analyzed the problem of the appointment of students to certain categories of state social grants, and also put forward proposals for its elimination.
Keywords: right to education, higher education, state grant, state social grant.
Temnov Eduard Sergeevich, PhD. tehn. Sciences, Vice-rector for educational work, [email protected], Russia, Tula State University
Berestnev Mikhail Aleksandrovic, PhD. jurid. Science, Head. Department of Civil and Land Law, [email protected], Russia, Tula State University
УДК 343
ОТГРАНИЧЕНИЕ ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗОЛЯЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВА, ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
И.Б. Ускачева, А.В. Щербаков
Рассматривается порядок квалификации действий, дезорганизующих деятельность в отношении субъектов исправительных учреждений. Рассматривается сепарация осужденных как одно из условий обеспечения нормальной деятельности исправительных учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
Ключевые слова: дезорганизация деятельности исправительных учреждений; тюремная стратификация; насилие, обусловленное должным поведением потерпевшего; уголовная ответственность за противодействие законной деятельности сотрудников мест лишения свободы или мест содержания под стражей.
Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, имеет сходство с составом преступления, предусмотренного частью 2 ст. 296 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Сказанное отличается непосредственным объектом, а также субъективным составом, в который сотрудник исправительного учреждения не входит. Так в интересующем нас аспекте в ст. 296 УК РФ подлежит охране
292