Научная статья на тему 'Целевой характер как правовая характеристика стипендий, выплачиваемых обучающимся в Российской Федерации'

Целевой характер как правовая характеристика стипендий, выплачиваемых обучающимся в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
218
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИПЕНДИЙ / КРИТЕРИИ НАЗНАЧЕНИЯ СТИПЕНДИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СТИПЕНДИЯ / A LEGAL CHARACTERISTIC OF EDUCATIONAL / THE CRITERIA FOR THE APPOINTMENT OF EDUCATIONAL GRANTS / STATE SOCIAL GRANTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Берестнев Михаил Александрович, Темнов Эдуард Сергеевич

Рассмотрен целевой характер стипендий, выплачиваемых обучающимся в Российской Федерации, как элемент юридической природы правового явления. Классификация, проведенная по данному основанию, позволила выделить стимулирующие и поддерживающие стипендии. Анализ норм права, регулирующих общественные отношения в образовательной сфере, позволил выделить критерии первого и второго уровня, используемые для назначения и выплаты стипендий, относящихся к разным группам. Авторами также проведена систематизация оснований для выплаты государственной социальной стипендии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Берестнев Михаил Александрович, Темнов Эдуард Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PURPOSE CHARACTER AS A LEGAL CHARACTERISTIC OF EDUCATIONAL GRANT IS PAID TO EDUCATIONAL IN RUSSIAN FEDERATION

In this article the authors reviewed the purpose character of educational grant is paid to students in the Russian Federation, as part of the legal nature of the legal phenomenon. The classifications has made under this basis, allowed to allocate stimulating and supporting educational grants. Analysis of the legal rules regulating public relations in the educational sphere, allowed to distinguish the criteria for first and second level, used for the appointment and payment of grants, belonging to different groups. The authors also carried out the systematization of causes for the payment of state social grants.

Текст научной работы на тему «Целевой характер как правовая характеристика стипендий, выплачиваемых обучающимся в Российской Федерации»

The authors consider the characteristics of organizers and members of organized criminal groups. The main characteristics of age, criminal records, employment and education, citizenship of organizers and members of criminal groups are given in the article.

Key words: assaults related to robbery on the highways, organized criminal group, organizer, members of criminal groups.

Berestnev Mikhail Aleksandrovic, PhD. jurid. Science, Head. Department of Civil and Land Law, berestnev@,bk. ru, Russia, Tula State University.

УДК 342.734.5:378.34(470)

ЦЕЛЕВОЙ ХАРАКТЕР КАК ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИПЕНДИЙ, ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ ОБУЧАЮЩИМСЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.А. Берестнев, Э.С. Темнов

Рассмотрен целевой характер стипендий, выплачиваемых обучающимся в Российской Федерации, как элемент юридической природы правового явления. Классификация, проведенная по данному основанию, позволила выделить стимулирующие и поддерживающие стипендии. Анализ норм права, регулирующих общественные отношения в образовательной сфере, позволил выделить критерии первого и второго уровня, используемые для назначения и выплаты стипендий, относящихся к разным группам. Авторами также проведена систематизация оснований для выплаты государственной социальной стипендии.

Ключевые слова: правовая характеристика стипендий, критерии назначения стипендий, государственная социальная стипендия.

Стипендиальный фонд - часть средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, выделяемая на стипендиальное обеспечение обучающихся. Основным источником формирования данного фонда являются бюджетные средства. Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, целевой характер выделения бюджетных средств является одним из ключевых признаков бюджетной системы нашей страны [1].

Мы согласны с мнением, что, будучи по своей юридической природе субъективным правом, расходы бюджетов и составляющие их бюджетные ассигнования носят ограниченный характер, связанный с их целевым предназначением [2, с. 9-12]. Расходам бюджетов для выплаты стипендий, как виду бюджетных расходов, также присуща целевая ограниченность, продиктованная особенностями юридического режима бюджетных средств.

На основании изложенного можно сделать вывод о целесообразности классификации стипендий по целевому признаку. Согласно части 1 статьи 36

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон Об образовании), стипендия - денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ [3]. Из буквального толкования этого определения можно сделать вывод о соблюдении бюджетного принципа, предполагающего целевую природу выплаты.

Механизм назначения и выплаты стипендий должен способствовать достижению одной из следующих целей:

- поддержки освоения обучающимися образовательной программы;

- стимулирование освоения обучающимися образовательной программы.

Целевой характер стипендиального обеспечения обучающихся можно

отнести к принципам правового регулирования отношений в сфере образования. Хотя данный принцип прямо не зафиксирован в части 1 статьи 3 Закона «Об образовании», но он однозначно вытекает из норм права, закрепленных в статье 36 того же нормативного правового акта и принятых во исполнение его подзаконных нормативных актов и Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Анализ видов стипендий, выплачиваемых образовательными организациями Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 36 Закона «Об образовании», позволяет классифицировать их относительно цели назначения и выплаты на две группы:

1. Выплачиваемые для стимулирования обучающегося (стимулирующие стипендии):

- государственная академическая стипендия студентам;

- стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации;

- государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам;

- именные стипендии.

2. Выплачиваемые для поддержки обучающегося (поддерживающие стипендии):

- государственная социальная стипендия студентам;

- стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение;

- стипендии слушателям подготовительных отделений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Критерием начисления стипендий, относящихся к первой группе, является юридический факт, подтверждающий успехи обучающегося в освоении образовательной программы. Например, критерием выплаты стимулирующей стипендии является:

- отсутствие по итогам промежуточной аттестации оценки «удовлетворительно»;

- отсутствие академической задолженности;

- наличие признанных обществом достижений (подготовленные и опубликованные научные работы, изобретения и т.п.).

Согласно нормативным правовым актам в сфере образовательной деятельности, размер стипендий стимулирующего характера может отличаться в зависимости от критериев, не имеющих прямого отношения к освоению обучающимся образовательной программы. Например, пунктом 6 Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 28.08.2013 № 1000, (далее - Порядок) предусмотрена увеличенная в размере государственная академическая стипендия за особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности [4].

Считаем, что дифференциация размера стипендий стимулирующего характера не изменяет правовую природу её целевого характера, а лишь позволяет стимулировать обучающегося к всестороннему развитию, что, безусловно, способствует подготовке квалифицированных специалистов и свободному развитию личности.

Отнесение выплат ко второй группе возможно в случае отсутствия в качестве основного критерия их назначения успехов в освоении образовательной программы. В этом случае основание назначения стипендии может являться отнесение обучающегося к определенной группе, которая в соответствии с действующими нормативными правовыми актами требует государственной поддержки. Установление и выплата данных стипендий базируется на конституционном принципе, закрепленном в части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, определившим нашу страну как социальное государство, в котором обеспечивается свободное развитие человека [5]. Например, государственная социальная стипендия назначается обучающемуся после подтверждения им своего специального правового статуса. Перечень, документов, способных подтвердить данный юридический факт, а также период, на который назначается государственная социальная стипендия, систематизированы в Таблице 1.

Согласно нормативным правовым актам в сфере образовательной деятельности, размер стипендий, выплачиваемых для поддержки обучающихся, может отличаться в зависимости от критериев, не имеющих прямого отношения к их специальному правовому статусу. Например, пунктом 8 Порядка предусмотрена увеличенная в размере государственная социальная стипендия студентам первого и второго курса, имеющим оценки успеваемости

«отлично» или «хорошо» или «отлично и хорошо». На наш взгляд, данная дифференциация в начислении и выплате стипендий поддерживающего характера обусловлена строением части 1 статьи 36 Закона Об образовании. В указанной правовой норме при перечислении целей выплаты стипендии используется союз «и (или)». Данная правовая конструкция позволяет устанавливать критерий освоения образовательной программы в качестве вспомогательного при назначении стипендии, поддерживающей обучающегося.

На основании изложенного, можно сделать следующие выводы.

1. Стипендия - целевая выплата обучающемуся. Целями выплаты стипендии являются:

- поддержка освоения обучающимся образовательной программы (стимулирующие стипендии);

- стимулирование освоения обучающимся образовательной программы (поддерживающие стипендии).

Выплата стипендий на иные цели не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации

2. Существующие в Российской Федерации стипендии можно классифицировать по целевому назначению. Критерием отнесения стипендий к стимулирующим является основание ее назначения, которым может выступать только юридический факт, определяющий успехи обучающегося в освоении образовательной программы. Критерием отнесения стипендий к поддерживающим является установление в качестве основания её выплаты отнесение обучающегося к группе лиц, которым государство установило специальные меры социальной поддержки.

Данные критерии можно отнести к критериям первого уровня, определяющим основание назначения, но не размер выплаты.

3. Помимо критериев первого уровня нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены критерии второго уровня. Данные критерии позволяют определять размер стимулирующей и поддерживающей стипендий. Перечень критериев второго уровня достаточно широк.

Критерием второго уровня для стимулирующей стипендии, например, выступают достижения обучающегося в других сферах, кроме освоения образовательной программы, что способствует всестороннему развитию личности, например, в спорте, культурной и общественной жизни. Критерием второго уровня поддерживающей стипендии могут выступать успехи в освоении образовательной программы, что соответствует юридическим конструкциям, используемым в Законе «Об образовании».

Перечень критериев второго уровня, закрепленный в нормативных правовых актах, не является исчерпывающим. Данные критерии, кроме органов публичной власти, могут устанавливать образовательные организации самостоятельно.

Таблица 1.

ОСНОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СОЦИАЛЬНОЙ СТИПЕНДИИ

№ Социальная группа Подтверждающие документы Период назначения

1. Дети-сироты - свидетельство о рождении; -свидетельство о смерти матери и отца или свидетельство о смерти единственного родителя (матери) и справка учреждения ЗАГСа о внесении сведений об отце ребенка со слов матери. На срок обучения

2. Дети, оставшиеся без попечения родителей - решение суда о лишении обоих или единственного родителя родительских прав, об ограничении обоих или единственного родителя родительских прав, о признании отца и матери безвестно отсутствующими или объявлении единственного родителя умершим, об ограничении дееспособности отца и матери или единственного родителя, о признании отца и матери или единственного родителя недееспособными; - обвинительный приговор суда с назначением наказания в виде лишения свободы отца и матери или единственного родителя - свидетельство о смерти одного из родителей и письменный (нотариально заверенный) отказ другого родителя (отказ обоих родителей); - свидетельство о рождении. На срок обучения

3. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - свидетельство о смерти матери и свидетельство о смерти отца или свидетельство о смерти единственного родителя (матери) и справка учреждения ЗАГСа о внесении сведений об отце ребенка со слов матери. - решение суда о лишении обоих или единственного родителя родительских прав, об ограничении обоих или единственного родителя родительских прав, о признании отца и матери безвестно отсутствующими или объявлении единственного родителя умершим, об ограничении дееспособности отца и матери или единственного родителя, о признании отца и матери или единственного родителя недееспособными; - обвинительный приговор суда с назначением наказания в виде лишения свободы отца и матери или единственного родителя; - свидетельство о смерти одного из родителей и письменный (нотариально До достижения возраста 23 лет, затем до момента отчисления.

заверенный) отказ другого родителя (отказ обоих родителей); - свидетельство о рождении.

4. Дети-инвалиды (ребенок-инвалид) - справка учреждения медико-социальной экспертизы. До достижения возраста 18 лет или на срок действия справки

5. Инвалиды I и II групп - справка учреждения медико-социальной экспертизы. На срок действия справки

6. Инвалиды с детства - справка учреждения медико-социальной экспертизы, в которой указано что причина инвалидности -инвалид с детства. До окончания обучения или действия справки.

7. Подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф 1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; 2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в - справка учреждения медико-социальной экспертизы. До окончания обучения или действия справки.

этой связи инвалидности;

8. Подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф 1) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений; 2) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий - специальное удостоверение единого образца для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. До окончания обучения

чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения; 3) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения; 4) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития 5) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

9. Подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф: 1) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение; 2) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы; 3) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. - специальное удостоверение единого образца для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; - документ, подтверждающий место жительства (паспорт) или работу (справка о работе и трудовая книжка) на территории, подвергшейся воздействию радиации на ЧАЭС (Список территорий изменен Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»). До момента изменения места проживания или работы (выезд с указанных территорий).

10. Подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на - документ, подтверждающий работу (справка о работе и трудовая книжка) До момента изменения места

Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф: граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне). на территории, подвергшейся воздействию радиации на ЧАЭС. работы (выезд с указанных территорий).

11. Подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. - документ, подтверждающий место жительства (паспорт) или работу (справка о работе и трудовая книжка) на территории, подвергшейся воздействию радиации на ЧАЭС. До момента изменения места проживания или работы (выезд с указанных территорий).

12. Подвергшиеся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне граждане, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). - удостоверение единого образца выдаваемое гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. До окончания обучения

13. Подвергшиеся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне дети в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, которые проживали в 1949 -1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей. - заключение экспертного совета по установлению причинной связи заболевания с радиационным воздействием. До окончания обучения

14. Инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы - справка учреждения медико-социальной экспертизы, в которой указано что причина инвалидности -военная травма или заболевание получено в период военной службы. До окончания обучения или действия справки.

15. Ветераны боевых действий - удостоверение ветерана боевых действий. До окончания обучения.

16. Имеющие право на получение государственной социальной помощи - документ из органов социальной защиты населения о праве на получение социальной помощи. На срок действия документа.

17. Граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах

исполнительной власти и в спасательных воинских

формированиях федерального органа исполнительной власти,

уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки

органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих

замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным

подпунктами «б» - «г» пункта 1 , подпунктом «а» пункта 2 и подпунктами «а» - «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Военный билет.

До окончания обучения

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 03.08.1998. № 31. ст. 3823.

2. Голубев А.В. Юридическое выражение целевого характера расходов бюджетов // Финансовое право. 2012. № 6. С. 9-12.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. N 53

(ч. 1). ст. 7598.

4. Приказ Минобрнауки России от 28.08.2013 № 1000 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего

образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» // Российская газета. № 229. 11.10.2013.

5. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. № 31. ст. 4398.

Берестнев Михаил Александрович, канд. юрид. наук, зав. кафедрой гражданского и земельного права, berestnev@,bk. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Темнов Эдуард Сергеевич, канд. техн. наук, проректор по учебно-воспитательной работе, etemnov@gmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

THE PURPOSE CHARACTER AS A LEGAL CHARACTERISTIC OF EDUCATIONAL GRANT IS PAID TO EDUCATIONAL IN RUSSIAN FEDERATION

M.A. Berestnev, E.S. Temnov In this article the authors reviewed the purpose character of educational grant is paid to students in the Russian Federation, as part of the legal nature of the legal phenomenon. The classifications has made under this basis, allowed to allocate stimulating and supporting educational grants. Analysis of the legal rules regulating public relations in the educational sphere, allowed to distinguish the criteria for first and second level, used for the appointment and payment of grants, belonging to different groups. The authors also carried out the systematization of causes for the payment of state social grants.

Keywords: a legal characteristic of educational, the criteria for the appointment of educational grants, state social grants.

Berestnev Mikhail Aleksandrovic, PhD. jurid. Science, Head. Department of Civil and Land Law, berestnev@,bk. ru, Russia, Tula State University,

Temnov Eduard Sergeevich, PhD. tehn. Sciences, Vice-rector for educational work, etemnov@gmail. com, Russia, Tula State University.

УДК 343

ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАССЛЕДОВАНИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

А.А. Бибиков

Представлен авторский подход к систематизации тактических приемов преодоления противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений.

Проанализированы основные виды таких приемов и задачи их применения.

Ключевые слова: противодействие расследованию преступлений, дорожно-транспортные преступления, тактические приемы.

Тактика преодоления противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений представляет собой установление направлений и наилучшей последовательности мероприятий по адекватному реагированию на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.