between the subscribers and (or) subscriber's devices". In the article are presents the main stages of the investigations, practical recommendations are given.
Key words: receipt of information on connections between the subscribers and (or) subscriber's devices, forensic tactics, investigative action, evidences, subscriber, subscriber's device, telephone communication.
Starichkov Maksim Vladimirovich, Cand. jurid. in Science, Assoc., Deputy Head of the Department of Criminalistics, [email protected], Russia, Irkutsk, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
УДК 347:378.014.542:378.342
К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СОЦИАЛЬНЫХ СТИПЕНДИЙ
Э.С. Темнов, М.А. Берестнев, Е.Д. Малахвей
Рассмотрена правоприменительная практика по предоставлению гражданам Российской Федерации, реализующим конституционное право на бесплатное высшее образование, государственных социальных стипендий в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 312-Ф3 «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Проанализирован пример установления барьеров для получения студентами высших учебных заведений государственной социальной поддержки, введенный на уровне законодательства субъектов Российской Федерации, а также способ его преодоления. Автором предложено применить данный опыт в других регионах, а также скорректировать формы правоприменения на уровне федеральных органов исполнительной власти.
Ключевые слова: право на образование, государственная социальная стипендия, законодательство субъектов Российской Федерации.
В Российской Федерации гарантируется право каждого на образование, что закреплено в части 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации [1]. Согласно статье 2 Федерального закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2] (далее - Закон Об образовании), образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Право на образование относиться к числу основных прав и свобод
107
человека и гражданина, что соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, статья 13 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966, ратифицированного Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 № 4812-УШ, признает право каждого человека на образование [3].
Правоотношения в сфере образования по предмету правового регулирования условно можно разделить на две группы:
1) правоотношения в сфере получения образовательной услуги;
2) правоотношения в сфере создания условий для реализации права на образование.
Способности и знания обучающегося, прошедшего конкурсный отбор в высшее учебное заведение, могут не соответствовать экономическому положению его семьи получить высшее образование, что является существенным препятствием для реализации рассматриваемого конституционного права. Поэтому важность создания условия для реализации права на образование является для Российской Федерации не менее важной задачей, чем создание условий для получения образовательных услуг.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 3 Закона Об образовании, в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования. Указанная поддержка реализуется через механизмы социальной помощи граждан, среди которых одно из ключевых мест занимает государственная социальная стипендия. В части 5 статьи 36 Закона Об образовании закреплено, что указанный вид стипендии выплачивается:
- детям-сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя;
- детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидами с детства;
- студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
- студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий;
- студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и федеральных государственных органах, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных
воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» - «г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и подпунктами «а» - «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [4];
- студентам, получившим государственную социальную помощь.
Согласно исследованию, проведенному в Тульском государственном университете в 2016 году, в среднем по России - 13,4% стипендиального фонда высшего учебного заведения тратится на выплату государственных социальных стипендий. При этом студенты, имеющие право на получение государственной социальной помощи, составляют 69,4% от общего количества лиц, получающих государственную социальную стипендию [5]. Таким образом, можно говорить о большом количестве студентов высших учебных заведений, прошедших конкурсный отбор для обучения за счет бюджетных ассигнований, которым требуется государственная поддержка для реализации права на образования в виде государственной социальной стипендии.
Согласно изменениям в Закон Об образовании, вступившим в силу с 01.01.2017 года, государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи [6].
Таким образом, в 2016-2017 году большое количество студентов, являвшихся получателям государственной социальной стипендии, обратились за документом, подтверждающим назначение государственной социальной помощи, который им необходимо получать ежегодно. Указанный документ, выдают органы государственной власти субъекта на основании нормативных правовых актов регионального уровня, которые не всегда соответствуют законодательству Российской Федерации.
Например, подпунктом «д» пункта 2 Положения о порядке предоставления социального пособия малоимущим гражданам в республике Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 января 2008 года № 9 «О порядке оказания адресной социальной помощи населению в Республике Башкортостан» [7] (далее -Положения о порядке предоставления социального пособия), установлено, что право на социальную помощь имеют учащиеся общеобразовательных организаций или студенты профессиональных образовательных организаций,
обучающиеся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в Республике Башкортостан очной формы обучения в возрасте с 18 до 23 лет. На основании указанной нормы права студентам, зачисленным в образовательные учреждения, расположенные вне границ Республики Башкортостан в предоставлении социальной помощи, отказывалось в предоставлении социальной помощи и, как следствие, в выдаче соответствующего документа, дающего право на государственную социальную стипендию.
Еще одним барьером, установленным Правительством Республики Башкортостан, для студентов вузов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований и нуждающихся в государственной социальной стипендии, является требование о том, что все члены его семьи (мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины - от 16 до 55 лет) должны работать или учиться в образовательной организации по очной форме обучения, за исключением инвалидов и детей-инвалидов; беременных женщин с 20 неделями беременности; трудоспособных членов семьи, признанных в установленном порядке безработными; трудоспособных членов семьи, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо престарелым, достигшим 80-летнего возраста; трудоспособных членов многодетных семей, проживающих в сельской местности.
Таким образом, нормативные правовые акты любого субъекта Российской Федерации в сфере социальной помощи способны создать препятствия к реализации гражданами Российской Федерации своего конституционного права на образование. Следует отметить, что в рассматриваемом случае после получения обращения граждан, чьи права были нарушены, прокуратура Республики Башкортостан обратилась с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим пунктов 2, 6 Положения о порядке предоставления социального пособия.
Действия региональных органов исполнительной власти Республики Башкортостан основаны на части 1 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [8], где предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи. Однако применение данной нормы в рассматриваемом случае не соответствует системному толкованию законодательства о социальной помощи во взаимосвязи с нормами федерального законодательства.
Положения Конституции Российской Федерации относят социальную защиту к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» части 1 статьи 72), что предусматривает
принятие по данным вопросам и федеральных, и региональных законов. В то же время согласно часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В преамбуле Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» указано, что он устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Частью 1 статьи 7, частью 2 статьи 8 данного нормативного правового акта закреплено, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
При этом частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что региональные органы власти принимают нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными этим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Таким образом, субъекты Российской Федерации могут самостоятельно определять размер, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, но не круг лиц, имеющих право на ее получение. Указанная правовая позиция подтверждена решением Верховного суда Республики Башкортостан от 25 июля 2017 года по делу № 3га-668/2017, которым иск прокуратуры Республики Башкортостан был удовлетворен и пункты 2, 6 Положения о порядке предоставления социального пособия признаны не соответствующими федеральному законодательству и недействующими [9].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
- государственная социальная стипендия - востребованный вид государственной гарантии реализации конституционного права на бесплатное высшее образование отдельными категориями граждан Российской Федерации, что подтверждается статистикой расходования средств стипендиального фонда в вузах Российской Федерации;
- с 01.01.2017 согласно изменениям, внесенным в часть 5 статьи 36 Закона Об образовании, студенты имеют право претендовать на получение государственной социальной стипендии, если они получают государственную социальную помощь, порядок предоставления которой регулируется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- субъекты Российской Федерации могут в своих нормативных правовых актах устанавливать дополнительные барьеры гражданам Российской Федерации, реализующим на конкурсной основе свое конституционное право на бесплатное высшее образование;
- корректировка законодательства субъекта Российской Федерации о государственной социальной помощи не всегда происходит в добровольном порядке, что, вероятно, связано с расширением категорий граждан, являющихся получателями указанной помощи и, как следствие, дополнительными расходами бюджетных средств.
По мнению автора указанная ситуация на системном уровне может быть разрешена двумя способами:
1) массовой проверкой органами прокуратуры Российской Федерации законодательства субъектов Российской Федерации по вопросу предоставления государственной социальной помощи;
2) совершенствованием правоприменительной практики назначения и выплаты государственной социальной стипендии путем принятия на уровне федеральных органов исполнительной власти инструктивных материалов по оказанию органами социальной защиты исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по подтверждению статуса лиц, получавших государственную социальную помощь, для целей назначения государственной социальной стипендии. При этом, на наш взгляд, целесообразно разъяснить, что статус лица, «получившего» государственную социальную помощь, имеют члены малоимущей семьи, если хоть один из них получил государственную социальную помощь.
Указанные способы корректировки правоприменительной практики должны сочетаться и взаимодополнять друг друга.
Публикация выполнена в рамках реализации научно-исследовательской работы 27.4345.2017/5.1 в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета от 31.12.2012. №2 303.
3. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966, ратифицированном Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 № 4812-VIII // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.
4. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, № 13, ст. 1475.
5. Эффективность расходования средств стипендиального фонда в вузах РФ (сборник аналитических материалов): монография / Грязев М.В. и др. Тула, 2015.
6. Федеральный закон от 03.07.2016 № 312-ФЗ «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.07.2016, № 27 (часть II), ст. 4245.
7. Положения о порядке предоставления социального пособия малоимущим гражданам в республике Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 января 2008 года № 9 «О порядке оказания адресной социальной помощи населению в Республике Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, № 4 (274) от 26 февраля 2008 г., ст. 244.
8. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699.
9. Решение по делу № 3га-668/2017 // официальный сайт Верховного суда Республики Башкортостан, URL: http://vs.bkr.sudrf.ru/ (дата обращения 10.09.2017).
Темное Эдуард Сергеевич, канд. техн. наук, проректор по учебно-воспитательной работе, etemnov@gmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Берестнев Михаил Александрович, канд. юрид. наук, доц., директор Института права и управления, berestnev@,bk.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
Малахвей Елизавета Дмитриевна, магистрант, [email protected], Россия, Тула, тульский государственный университет
TO THE PROTECTION OF RIGHTS OF STA TE SOCIAL SHOLARSHIP RECIPIENTS E.S. Temnov, M.A. Berestnev, E.D. Malakhvey
This article analyzes the law enforcement practice in the sphere of providing state social scholarships to Russian citizens in connection with the entering into force of the Federal Law №. FZ-312 of 03.07.2016 "On amending article 36 of the Federal Law «On education». Author has examined the examples of barriers for getting the state social scholarship by university students which were implemented on the level of Russian regional laws, as well as the ways to overcome these. Author proposes to extend the analyzed approach into other regions, and to correct the forms of law enforcement at the level of federal executive authorities.
Key words: right to education, state social scholarship, regional laws of the Russian Federation
Temnov Eduard Sergeevich, Cand. tech. Science, Vice-rector for teaching and educational work, etemnov@gmail. com, Russia, Tula, Tula State University,
Berestnev, Michael Aleksandrovich, Cand. jurid. Science, Associate Professor, Director of the Institute of Law and Management, berestnev@,bk. ru, Russia, Tula, Tula State University
Malakhvey Elizaveta Dmitrievna, graduate student, emalakhvey@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 343.137.5
ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШЕННЫМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Е.И. Третьякова
Рассматриваются некоторые особенности возбуждения уголовных дел в отношении несовершеннолетних, возникающих на этапе осуществления проверки сообщения о преступлении. Анализируется порядок назначения судебно-медицинской и психолого-психиатрической экспертизы.
Ключевые слова: несовершеннолетний, возбуждение уголовного дела, судебно-медицинская экспертиза, возраст уголовной ответственности.
Преступность несовершеннолетних стабильно имеет высокие показатели как по стране в целом, так и в Иркутской области. В 2016 году в России всего зарегистрировано 2160063 преступлений, из них раскрыто 1189770 преступлений. Из 1015875 выявленных лиц, совершивших преступления, 48589 являются несовершеннолетними. В Иркутской области в 2016 году из 47009 преступлений несовершеннолетними и при их соучастии совершено 1605 (-17,5%, АППГ-1946) [1]. За период январь-июль 2017 г. в целом по стране из 577513 выявленных лиц, совершивших преступления 23249 являются несовершеннолетними. В Иркутской области за аналогичный период зарегистрировано 26152 преступлений, 13508 выявлено лиц, совершивших преступления. Иркутская область в данном аспекте сохраняет свои лидирующие позиции, если в 2016 г. область занимала шестую позицию среди регионов с наибольшим удельным весом несовершеннолетних, совершивших преступления, то по данным за январь-июль 2017 г. уже четвертое место, и удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления составляет 6,8 % [2].
Совершенно очевидно, что это ситуация вызывает серьезную
114