Научная статья на тему 'Проблема «Смерть мозга» в современном законодательстве Российской Федерации и в суждениях православных богословов'

Проблема «Смерть мозга» в современном законодательстве Российской Федерации и в суждениях православных богословов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
632
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
смерть мозга / законодательство Российской Федерации / «Инструкция по констатации смерти» / смерть человека / священник Сергий Филимонов. / death of the brain / legislation of the Russian Federation / «Instruc- tion on stating the death» / death of a person / priest Sergiy Filimonov.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Андрианов

В статье предлагается характеристика современного законодательства Российской Федерации и суждения православных богословов касательно смерти мозга. Данная проблема непосредственно связана с определением наступления смерти человека и допустимости трансплантации жизненно важных органов. Законодательство имеет ряд недочетов, которые обсуждаются правоведами и православными богословами. Православная традиция свидетельствует о том, что не только к умирающему, но и умершему человеку должно быть благопристойное отношение. Не исключены ошибки при констатации биологической смерти человека. Тем большая их вероятность может быть при попытках оценки наступления смерти мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF «DEATH OF THE BRAIN» IN THE MODERN LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND IN THE JUDGMENTS OF THE ORTHODOX THEOLOGIANS

The article defines the statements of the current legislation of the Russian Federation and the judgments of Orthodox theologians regarding the death of the brain. This problem has a direct relation to the definition of сoming of death of a person and the permissibility of transplantation of vital organs. Legislation has a number of shortcomings, which are discussed by lawyers and Orthodox theologians. The Orthodox tradition testifies that a decent attitude should be given not only towards a dying person, but also to a dead one. There may be not excluded mistakes in ascertaining the biological death of a person. There may be even greater mistakes when trying to assess the approaching death of brain.

Текст научной работы на тему «Проблема «Смерть мозга» в современном законодательстве Российской Федерации и в суждениях православных богословов»

УДК 343.6:281.93

DOI: 10.24411/2309-5164-2019-17819

Священник Андрей Андрианов,

кандидат богословия, проректор по учебной работе КоДС E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА «СМЕРТЬ МОЗГА» В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУЖДЕНИЯХ ПРАВОСЛАВНЫХ БОГОСЛОВОВ

В статье предлагается характеристика современного законодательства Российской Федерации и суждения православных богословов касательно смерти мозга. Данная проблема непосредственно связана с определением наступления смерти человека и допустимости трансплантации жизненно важных органов. Законодательство имеет ряд недочетов, которые обсуждаются правоведами и православными богословами. Православная традиция свидетельствует о том, что не только к умирающему, но и умершему человеку должно быть благопристойное отношение. Не исключены ошибки при констатации биологической смерти человека. Тем большая их вероятность может быть при попытках оценки наступления смерти мозга.

Ключевые слова: смерть мозга, законодательство Российской Федерации, «Инструкция по констатации смерти», смерть человека, священник Сергий Филимонов.

Положения законодательства РФ. Основополагающим положением в законодательстве РФ по данной проблеме является утверждение о том, что «смерть мозга есть полное и необратимое прекращение всех функций головного мозга, регистрируемое при работающем сердце и искусственной вентиляции лёгких. Смерть мозга эквивалентна смерти человека»1.

Действующая в настоящее время инструкция Минздрава2 о констатации момента смерти человека не предоставляет ясности понятия «смерть мозга». Нет достоверных сведений о том, что данное состояние может быть соотнесено с пониманием смерти как разлучение души от тела, указанного в Священном Писании (Пс. 145; Лк. 12, 20).

1 Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга (Приложение к Приказу МЗ РФ от 20 декабря 2001 г. № 460) // Сайт: Справочная система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_35071/. (дата обращения 2017-12-15).

2 Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга (Приложение к Приказу МЗ РФ от 20 декабря 2001 г. № 460) // Сайт: Справочная система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_35071/. (дата обращения 2017-12-15).

Следующая проблема, которая имеется в «Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга», нравственное оправдание довольно сложных медицинских манипуляций с умирающим, цель которых состоит не в продлении его жизни, а в наиболее раннем установлении смерти мозга. Речь идёт об исследованиях окуловестибулярных рефлексов с помощью двусторонней калорической пробы (медленный поворот глаз после введения во внешний слуховой проход 10 мл ледяной воды в сторону, куда вводится вода, с последующим возвращением глаз в первоначальное положение), двукратной панангиографии (рентгеноскопического исследования) сосудов магистральных артерий головы.

«Учитывая сложность определения смерти мозга и намечающуюся в последние годы, судя по многочисленным сообщениям в средствах массовой информации, тенденцию к коммерциализации отношений, связанных с трансплантацией органов, повышающую возможность различных злоупотреблений, остается непонятным, почему данная «Инструкция по констатации смерти» не предусматривает обязательное включение врача - судебно-медицинского эксперта в состав комиссии по установлению смерти»1.

Таким образом «Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга»:

1. Не предоставляет точности в определение момента смерти человека.

2. Содержит несколько спорных утверждений.

3. Не в полной мере защищает доктора от возможной врачебной ошибки.

4. Не уделяет возможность злоупотребления, которая может привести к искусственному ускорению процесса наступления смерти. Здесь имеется связь с проблемой правильной констатации смерти и вопросом о допустимости эвтаназии2.

Кроме инструкций, вопроса о смерти мозга касается Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (с изменениями от 20 июня 2000 г., 16 октября 2006 г., 9 февраля, 29 ноября 2007 г. и 23 мая 2016 г.). В статье 9 настоящего закона указывается: «Органы и (или) ткани могут быть изъяты у трупа для трансплантации, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей-специалистов. Заключение о смерти даётся на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга), установленной в соответствии с процедурой, утверждённой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития»3.

1 Филимонов Сергий, священник. Спорные и нерешенные проблемы социальной доктрины Русской Православной Церкви в области охраны здоровья граждан, биомедицинской этики. -Спб. 2004. // Сайт: Православный медицинский сервер orthomed.ru [Электронный ресурс]. -URL: http://orthomed.ru/news.php?id=9380. (дата обращения: 2018-04-15).

2 См.: Там же.

3 Федеральный закон от 22 декабря 1992 г. №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (ред. от 23 мая 2016 г.) // Сайт: Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.rU/136366/#friends (дата обращения: 2018-02-09),

Оговоренная в законодательных актах констатация смерти мозга не даёт гарантии, что речь идёт о необратимом процессе у 100% пациентов. Данный метод определения смерти по сути допускает врачебную ошибку. «Если органы для трансплантации будут изъяты обоснованно у девяноста девяти больных, а у сотого - когда он мог выжить, но вместо этого погиб в результате изъятия органов, - кто за это будет отвечать? Врач-реаниматолог превращается, таким образом, в потенциального убийцу. В этом случае нарушается не только клятва Гиппократа, но и заповедь Божия «Не убий» - замечает д.м.н. протоиерей Сергий Филимонов1.

Суждения православных специалистов по проблеме смерти мозга. Официальный документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» не акцентирует внимания на вопросе о смерти мозга. Проблема состоит в том, что смерть, с точки зрения православной церкви, является исхождением бессмертной по благодати, но не по существу души человека из смертного и подверженного уничтожению тела. Пытаясь решить вопрос, в какой же момент душа покидает человека, при совмещении богословских размышлений и современной медицины, приходится указать на определенные трудности. Душой человек наделяется с момента объединения мужской и женской клеток. При этом нервная система человека разумеется ещё не оформлена. Поэтому говорить о том, что медицинский термин «смерть мозга» совпадает по содержанию с богословским «исходом души», крайне затруднительно. «Отождествление смерти мозга и смерти человека является абсолютно неприемлемым для православного врача. Место пребывания бессмертной души у человека, находящегося в глубокой и длительной коме, неизвестно. Описаны многочисленные случаи исхождения души у святых подвижников во время молитвы. Подобные ситуации описаны и у людей, перенесших клиническую смерть или терминальные состояния. Необходимо отметить, что этот феномен всегда носит характер временный. Пока тело не умерло, душа пребывает в нём. Таким образом, состояние человека, находящегося в длительной и глубокой коме, с протезированием витальных функций можно трактовать как затянувшееся умирание»2.

Отношение к пациенту. Врач должен предоставить информацию родственникам, касающуюся прогноза болезни и целесообразности поддержания искусственным путём лечения. «Во многих ситуациях следует уповать на милость Божию, а не на дорогостоящие препараты, ибо наука не всесильна»3.

Кроме оказания соответствующей медицинской помощи, состоящей в обычном уходе за коматозными больными и протезировании их витальных функций, следует учесть также ряд практических рекомендаций для врача анестезиолога-реаниматолога:

1 Филимонов Сергий, священник. Спорные и нерешенные проблемы социальной доктрины Русской Православной Церкви в области охраны здоровья граждан, биомедицинской этики. -Спб. 2004. // Сайт: Православный медицинский сервер orthomed.ru [Электронный ресурс]. -URL: http://orthomed.ru/news.php?id=9380. (дата обращения: 2018-04-15).

2 Смерть мозга. Православный взгляд на проблему. // Под общей ред. Свящ. Сергия Филимонова. - Спб.: Общество свт. ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, 2003. - С. 18.

3 Там же. - С. 9.

1. При поступлении больного в реанимационное отделение необходимо узнать у него или у его родственника, крещён ли он, когда исповедовался и причащался.

2. Если выясняется, что больной не крещён, реаниматолог или медсестра имеют право крестить пациента страха ради смертного.

3. К больному как можно быстрее должен быть вызван священник.

4. Если человек долго не умирает, то священник по просьбе врача реаниматолога читает «О долгостраждующем».

5. Над пациентом, находящемся при смерти, реаниматолог имеет право сам прочитать канон на отход души либо отходную молитву1.

Незнание церковных правил не освобождает реаниматолога от ответственности за души людей, которые умерли некрещёнными или без церковного напутствия2.

Со стороны родственников помощь состоит в молитве о страждущем. По их просьбе священник может прочитать специальную молитву на облегчение отхождения души от тела. Духовная поддержка священника требуется, конечно, и родственникам больных, находящихся в длительной коме.

Священное Писание и агиографическая литература дают материал для размышления по разбираемому вопросу. Так, автор «Деяний» описывает воскрешение апостолом Петром праведной Тавифы на три дня для того, чтобы она окончила дела благочестия и утешения бедных (Деян. 9, 36-43).

Во время правления императора Декия (249-251) семь отроков Ефес-ских3 умерли, а точнее, волей Божией заснули на значительный период времени, с тем чтобы пробудиться, пожить и вновь умереть при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450)4.

Известен случай с Клавдией Устюжаниновой, произошедший в 1965 г. в Барнауле. Она «воскресла» в морге, пролежав там достаточное количество времени.

В 2011 г. из коматозного состояния вышел 21-летний американец Сэм Шмидт всего за час до отключения его от аппаратов искусственного поддержания жизни и дальнейшего использования его тела для получения органов для пересадки реципиентам5.

Это говорит о том, что не только к умирающему, но и к умершему человеку должно быть благопристойное отношение. Не исключены ошибки

1 См.: Там же. - С. 20.

2 Там же. - С. 21.

3 Святые Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин. Память 4 августа и 22 октября по старому стилю.

4 См.: Семь ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин. Память 4 августа по старому стилю (17 августа по новому стилю). Православный календарь // Сайт: Православие. ру. [Электронный ресурс]. - URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4375.htm (дата обращения: 2018-04-15).

5 См.: Врачи уже предложили родителям Сэма извлечь внутренние органы их сына // Сайт: Информационный православный вестник «Русь-фронт». [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.rusfront.ru/2833-vrachi-uzhe-predlozhili-roditelyam-sema-izvlech-vnutrennie-organy-ih-syna.html. (дата обращения: 2011-12-30).

при констатации биологической смерти человека. Тем большая их вероятность может быть при попытках оценки наступления смерти мозга.

Инструкция о смерти мозга не может быть принята православным врачом, поскольку отсутствует 100% гарантия точного определения момента смерти и имеется опасность убить.

По вопросу о смерти мозга с позиции другого православного исследователя имеется противоположное мнение. В статье д.м.н. Кондратьева Ф. В. «Православно-этические аспекты эвтаназии» говорится о том, что признаком смерти является необратимая гибель всего головного мозга. Сказанное позволяет считать, что, по мнению автора статьи, медицинская констатация смерти по критерию смерти мозга не может противоречить христианскому пониманию смерти. «Действительно, порог, за которым наступила смерть, это - смерть мозга. Мозг не является «седалищем» души, но это тот орган, посредством которого она осуществляет связь жизни человека с духовной сферой. Говоря современным языком, мозг - это биокомпьютер, при остановке которого прекращается всякая работа информационных, аналитических, управляющих и других программ, он, как и неработающий компьютер, всего лишь мертвая материя, не способная осуществлять смысловые (духовные) связи со своим Создателем»1.

При отсутствии жизнедеятельности мозга происходит разрыв с т.н. «смысловыми» связями. «Смерть мозга символизирует момент разъединения тела и души, даже если сердце еще бьется»2.

Кондратьев Ф. В., хотя и принимает инструкцию о смерти мозга, тем не менее осторожно говорит лишь о символическом отходе души от тела. Почему? Потому что данный процесс не поддаётся научному исследованию. Если смерть мозга всего лишь «символизирует» отход души от тела, то зачем проводить точную диагностику смерти мозга посредством специальной аппаратуры? Кондратьев Ф. В. поясняет, что это необходимо для того, чтобы в значительной степени снять необходимость обращения врачей к пассивной эвтаназии в форме умерщвления больных в стойком вегетативном состоянии путем прекращения жизнеподдерживающих процедур. То есть, если пациенту поставлен диагноз смерть мозга, его необходимо отключить от искусственного поддержания жизни, поскольку он уже, следуя «Инструкции» уже мертв.

Позиция Кондратьева Ф. В., хотя и заслуживает пристального внимания, но говорить, что данное мнение выражает отношение к вопросу Русской Православной Церкви, ввиду вышеуказанных доводов, будет не верно. В свою очередь, мнение прот. Сергия Филимонова имеет богословское основание, строящееся на Священном Писании и Предании Церкви, а также вполне применимо в плане практических рекомендаций адресованным православным врачам реаниматологам.

1 Кондратьев Ф. В. Православно-этические аспекты эвтаназии // Православие и проблемы биоэтики. Вып. 1. (1998-1999). - М.: Православный медико-просветительский центр «ЖИЗНЬ», 2001. - С. 31.

2 Там же. - С. 32.

Вывод. Достижения медицины по проблеме определения момента смерти человека не остаются без внимания со стороны православных специалистов. Традиционному пониманию наступления кончины, отождествляемого с прекращением сердцебиения и прекращения дыхания, в настоящее время ввиду наличия современных методов, многими специалистами отводится не более как почетное место в истории развитии медицины.

Тем не менее вероятность создания новых подходов к проблеме в медицине и опровержение существующих, не дают с достаточной силой и уверенностью утверждать ту или иную позицию в отношении объективности современного способа определения смерти.

Исходя из предложенного рассмотрения проблемы, можно предложить следующую краткую характеристику вопроса определения момента смерти мозга:

1. Благоговейное отношение к смерти;

2. Признание религиозными деятелями прогресса в области реанимационных мероприятий;

3. Исходя из решения вопроса об определении момента смерти человека решается и проблема пересадки жизненно важных органов. Если смерть мозга не принимается религиозным сообществом, то следовательно и трансплантация таких органов как сердце или печень не может рассматриваться как приемлемый метод лечения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смерть мозга. Православный взгляд на проблему // Под общей ред. свящ. Сергия Филимонова. - СПб.: Общество свт. ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, 2003.

2. Врачи уже предложили родителям Сэма извлечь внутренние органы их сына // Сайт: Информационный православный вестник «Русь-фронт». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusfront.ru/2833-vrachi-uzhe-predlozhili-roditelyam-sema-izvlech-vnutrennie-organy -ih-syna.html. (дата обращения: 2011-12-30).

3.Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга (Приложение к Приказу МЗ РФ от 20 декабря 2001 г. № 460) // Справочная система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_35071/. (дата обращения 2017-12-15).

4. Кондратьев Ф. В. Православно-этические аспекты эвтаназии // Православие и проблемы биоэтики. Вып. 1. (1998-1999). - М.: Православный медико-просветительский центр «ЖИЗНЬ», 2001.

5. Православный календарь // Православие. ру. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4375.htm (дата обращения: 2018-04-15).

6. Федеральный закон от 22 декабря 1992 г. №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (ред. от 23 мая 2016г.) // Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base. garant.ru/136366/#friends. (дата обращения: 2018-02-09)

7. Филимонов Сергий, свящ. Спорные и нерешенные проблемы социальной доктрины Русской Православной Церкви в области охраны здоровья граждан, биомедицинской этики. - СПб. 2004. // Сайт: Православный медицинский сервер orthomed.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// orthomed.ru/news.php?id = 9380. (дата обращения: 2018-04-15).

Priest Andrey Andrianov, candidate of theology, vice-rector for academic affairs E-mail: [email protected]

THE PROBLEM OF «DEATH OF THE BRAIN» IN THE MODERN LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND IN THE JUDGMENTS OF THE ORTHODOX THEOLOGIANS

The article defines the statements of the current legislation of the Russian Federation and the judgments of Orthodox theologians regarding the death of the brain. This problem has a direct relation to the definition of coming of death of a person and the permissibility of transplantation of vital organs. Legislation has a number of shortcomings, which are discussed by lawyers and Orthodox theologians. The Orthodox tradition testifies that a decent attitude should be given not only towards a dying person, but also to a dead one. There may be not excluded mistakes in ascertaining the biological death of a person. There may be even greater mistakes when trying to assess the approaching death of brain.

Keywords: death of the brain, legislation of the Russian Federation, «Instruction on stating the death», death of a person, priest Sergiy Filimonov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.