Научная статья на тему 'Социальная институализация биомедицинской этики в современном российском обществе - опыт православных этических комитетов'

Социальная институализация биомедицинской этики в современном российском обществе - опыт православных этических комитетов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
778
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ / БИОЭТИКА / БИОМЕДИЦИНА / ЭТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / МОРАЛЬ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / INSTITUALISATION / BIOETHICS / BIOMEDICINE / ETHICS COMMITTEE / A SOCIAL INSTITUTION / THE MORAL / RELIGIOUS CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Добродеева Ирина Юрьевна, Низова Анна Владимировна

В статье обсуждается проблема социальной институализации биомедицинской этики в современном российском обществе на примере православных этических комитетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social institualisation of biomedical ethics in contemporary Russian society - the experience of Orthodox ethics committees

The article deals with the problem of social institualisation of biomedical ethics in contemporary Russian society as an example of Orthodox ethics committees.

Текст научной работы на тему «Социальная институализация биомедицинской этики в современном российском обществе - опыт православных этических комитетов»

УДК 177

И. Ю. Добродеева, А. В. Низова

СОЦИАЛЬНАЯ ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ - ОПЫТ ПРАВОСЛАВНЫХ ЭТИЧЕСКИХ КОМИТЕТОВ*

В статье обсуждается проблема социальной ин-ституализации биомедицинской этики в современном российском обществе на примере православных этических комитетов.

The article deals with the problem of social institualisation of biomedical ethics in contemporary Russian society as an example of Orthodox ethics committees.

Ключевые слова: институализация, биоэтика, биомедицина, этический комитет, социальный институт, мораль, религиозное сознание.

Keywords: institualisation, bioethics, biomedicine, ethics committee, a social institution, the moral, religious consciousness.

В рамках современных биоэтических дискуссий определить статус биоэтики как интегральной области исследования достаточно трудно. Сегодня биоэтика выступает не только как область знания в рамках прикладной этики, но и существенно выходит за ее пределы и оформляется в особую институциональную структуру, способную разрешать конфликты и противоречия, возникающие в рамках биомедицинских исследований. В связи с этим в современной литературе биоэтика рассматривается как развивающийся и функционирующий социальный институт, формирующий моральные регулятивы социального взаимодействия, характеризующие современное состояние общества.

Религиозное сознание сегодня выступает одним из полноправных участников процесса социальной институализации биоэтического знания, в котором православная церковь заняла свое определенное место. Широкий отклик в среде православных богословов получили многие биоэтические проблемы, и в первую очередь те из них, которые непосредственно связаны с внедрением биомедицинских технологий в человеческую жизнь - от репродуктивных методик до паллиативных процедур, направленных на обеспечение поддержания жизнедеятельности терми-

* Работа НИР выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы»

© Добродеева И. Ю., Низова А. В., 2010

нальных больных. Одной из форм подобного социального взаимодействия в рамках институа-лизации биомедицинской этики является работа православных этических комитетов (организаций, центров, советов, служб), деятельность которых связана, в первую очередь, с возрастающей потребностью в религиозно-нравственной оценке тех проблем, относительно которых нет точных и четких указаний в традиционной религиозной литературе (проблемы клонирования, генных технологий, пренатальной диагностики, трансплантации органов и тканей, медицинского критерия смерти и мн. др.).

Ответы на некоторые конкретные вопросы, связанные с проблемами биомедицинской этики, содержит принятый Юбилейным Архиерейским Собором Русской православной церкви 13-16 августа 2000 г. официальный документ - «Основы социальной концепции Русской православной церкви», в котором РПЦ сформулировала свое отношение ко многим биоэтическим проблемам. Среди них - проблемы регулирования деторождения, и в частности аборта, а также проблемы контрацепции и стерилизации, применения различных биомедицинских методов в лечении бесплодия; генной терапии, клонирования, проблемы трансплантологии, констатации или определения смерти, эвтаназии, а также гомосексуализма и транссексуализма. В статье Х1.3 «Основ...», в частности, говорится, что Церковь «призвана в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни» [1]. Одной из форм подобного взаимодействия является деятельность специальных медицинских отделов, первый из которых открылся в ноябре 2003 г. в Сыктывкарской и Воркутинской епархии, руководитель -игумен Филипп (Филиппов).

На сегодняшний день медицинские отделы стали неотъемлемой частью епархиальных структур, основной функцией которых является сотрудничество Церкви с медицинскими и социальными учреждениями. Одной из первостепенных задач деятельности епархиальных медицинских отделов стало привлечение широкой общественности к проблемам безнадежно больных, в частности в онкологии. В связи с этим деятельность медицинских отделов сконцентрирована в рамках объединения усилий специалистов в деятельности по улучшению качества паллиативной помощи. Результатом подобной работы стало осуществление программ обучения сестер милосердия, ориентированных на работу

в том числе и в хосписах. Первым в современной России православным медицинским учебным заведением, возродившим деятельность сестринских общин, стало Московское Свято-Дмитри-евское училище сестер милосердия, основанное в 1992 г. по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Большинство выпускников училища составляют так называемое Свято-Дмитриевское сестриче-ство, члены которого работают в московских больницах и детских домах. На базе училища проходят обучение и сестры Марфо-Мариинской обители милосердия, основанной Великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1907 г. и возобновившей свою деятельность в 1992 г., когда территория обители была передана Московской патриархии. Согласно уставу, основной целью деятельности Марфо-Мариинской обители милосердия является помощь больным и бедным в духе православной церкви, а также оказание помощи и утешения страждующим и находящимся в горе и скорби. С 2009 г. в рамках концепции «Всероссийского центра милосердия», который должен стать своеобразным информационным, методическим, практическим, научным ресурсным центром по социальному служению Русской православной церкви, осуществляется разработка конкретных программ и проектов по развитию внешних связей с организациями и учреждениями социальной и благотворительной направленности [2].

Организация больничного служения - одна из важнейших сфер социальной деятельности Церкви. На сегодняшний день одной из крупнейших социальных служб Русской православной церкви является православная служба «Милосердие», учрежденная комиссией по церковной социальной деятельности при епархиальном совете г. Москвы и действующая по благословле-нию Патриарха. На специальном православном портале о благотворительности и социальной деятельности Милосердие.ги перечислены одиннадцать социальных проектов, осуществляемых службой с 1991 г., среди которых - «Патронажная служба», включающая первичную (доврачебную) медико-санитарную помощь, доврачебную медицинскую помощь, медицинский патронаж взрослых и детей как на дому, так и в московских больницах; «Автобус милосердия», задачей которого является поиск людей, находящихся в положении, угрожающем жизни и здоровью в холодное время года, и оказание им первой помощи; «Служба помощи бездомным», действующая во многих московских больницах; «Работа с детьми-инвалидами», направленная на уход за детьми с тяжелыми пороками развития, особенно лежачими, которую осуществляют сестры милосердия в двух московских интернатах, а так-

же «Служба помощи инвалидам в ПНИ № 11», осуществляющая индивидуальный уход за лежачими больными отделения милосердия психоневрологического интерната; «Помощь брошенным больным», осуществляемая сестрами Свято-Дмит-риевской общины в 1-й Градской больнице г. Москвы, «База данных по социальному служению Русской Православной Церкви», которая представляет собой перечень социальных учреждений, проектов и инициатив РПЦ, позволяющий получить полную информацию обо всех церковных социальных объектах [3].

В 1994 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна была основана православная община «Сестри-чество во имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы», которая сформировалась из сотрудников и добровольцев первого в России хосписа в Лахте (Санкт-Петербург). Лахтинский хоспис был открыт в 1990 г. по инициативе английского журналиста Виктора Зор-зы, автора известной книги «Путь к смерти. Жить до конца», рассказывающей об умирающей от рака 25-летней дочери Джейн [4], а также при участии врача-психиатра А. В. Гнезди-лова. Служение сестер милосердия в Лахте предполагает уход и духовную помощь умирающим онкобольным, обеспечение возможности их участия в церковных таинствах, а также работу с родственниками больных, нуждающихся в медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации.

В апреле 1993 г., с целью противодействия абортам и информатизации населения по вопросам семейно-брачных отношений и ключевых биоэтических проблем, был создан православный медико-просветительский центр «Жизнь» при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке г. Москвы (руководитель - протоиерей М. Обухов). Основным направлением деятельности Центра является распространение просветительской литературы об абортах и их последствиях, издание материалов по различным аспектам современной медицины и биомедицины, в частности их духовно-нравственному осмыслению, а также о семье и воспитании детей. Центр «Жизнь» осуществляет лекционную деятельность в школах, училищах, вузах. Главной идеей деятельности центра «Жизнь» является создание всероссийского движения против абортов [5]. При участии и поддержке Центра сегодня осуществляются многие проекты, среди которых «Родительский комитет» - некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья, созданное по инициативе и при участии родителей и педагогов Москвы и Московской области, задачами которого являются «сохранение и ук-

репление нравственных устоев семьи; содействие охране прав детей и родителей в области образования, здравоохранения, средств массовой информации и рекламы; охрана и обеспечение условий, гарантирующих соблюдение достоинства личности, прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией РФ» [6]; «Благотворительный фонд защиты семьи, материнства и детства», основными направлениями деятельности которого является информационная поддержка мер, направленных на повышение рождаемости, защита материнства, помощь детям-сиротам [7] и многие другие. С 2006 г. на базе Центра выходит в свет ежемесячный просветительский журнал «Вестник-Жизнь», в котором освещаются актуальные вопросы демографии, семейного воспитания, медицины и биомедицины, а также многие другие. Центр «Жизнь» на сегодняшний день имеет свои отделения во многих регионах России. В 2003 г. было организовано Санкт-Петербургское отделение центра «Жизнь», основными направлениями деятельности которого является работа с беременными женщинами, решившимися на аборт, в частности, «Служба помощи беременным в кризисной ситуации» осуществляет работу кабинетов по консультированию и социально-психологической поддержке беременных женщин в нескольких женских консультациях Санкт-Петербурга, а также «Телефон доверия в кризисных ситуациях» для беременных женщин и женщин, сделавших аборт, их родственников и знакомых [8].

В июле 1998 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил деятельность Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской патриархии, основными целями деятельности которого являются: изучение состояния биомедицинских исследований в России; морально нравственная и правовая экспертиза экспериментальной и научно-практической деятельности в области биомедицины; представительство в международных общественных движениях и организациях по этическим проблемам современной биомедицины; информирование и консультирование широких слоев православной и российской общественности по этическим проблемам современной медицины [9]. Результатом деятельности Совета стал ряд официальных заявлений, отражающих позицию Русской православной церкви по целому ряду проблем, в частности «О современных тенденциях легализации эвтаназии в России», «О нравственных проблемах, связанных с развитием репродуктивных технологий», «Об этической недопустимости клонирования человека», «О фетальной терапии», «О праве врача отказаться от производства абортов», «О пренатальной диагностике», «О грехе детоубий-

ства», «О недопустимости использования эмбриональных тканей», «Об этических проблемах современной психиатрии и психотерапии» и мн. др. Одно из последних заявлений Совета носит название «О правовой регламентации методов искусственного размножения человека» (от 4 января 2010 г.) и посвящено рассмотрению проекта федерального закона «Об охране репродуктивного здоровья населения РФ», многие положения которого, по мнению авторов заявления, вступают в противоречие и с традиционными нравственными ценностями, и с современными представлениями о правах человека, в частности, применение методик экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) с последующим уничтожением «лишних» эмбрионов или использование их в экспериментах и в качестве сырья для извлечения стволовых клеток, а также применение ЭКО для лиц, не состоящих в браке. На официальном сайте Совета постоянно публикуются работы современных ученых и богословов, затрагивающие биоэтическую проблематику, среди которых - архиепископ Верейский Евгений (ректор Московской духовной академии и семинарии), архиепископ Курганский и Шадринский Константин (с 1996 по 2008 г. - ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии), протоиерей Дмитрий Смирнов (проректор Свято-Тихоновского гуманитарного университета), игумен Анатолий (Берестов) (руководитель Ду-шепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского), протоиерей Николай Балашов (замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата), священник Максим Обухов (руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь»), Ф. В. Кондратьев (заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского), И. В. Силуянова (доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета им. Н. И. Пирогова, член всемирной ассоциации биоэтики и международного комитета по этическому образованию), А. В. Недоступ (доктор медицинских наук, профессор Московской медицинской академии им. И. Н. Сеченова, председатель Общества православных врачей), Л. Ф. Курило (доктор биологических наук, профессор, академик РАЕН), В. И. Сабурова (кандидат биологических наук, доцент кафедры биомедицинской этики РГМУ им. Н. И. Пирогова), иеромонах Дмитрий (Першин) (старший преподаватель кафедры биомедицинской этики РГМУ им. Н. И. Пирогова, руководитель информационно-издательского управления Синодального

отдела по делам молодежи Московского Патриархата) и мн. др.

По решению представителей 49 епархий Русской православной церкви, участвовавших в I Всероссийском съезде православных врачей, который проходил в Белгороде 29-30 сентября 2007 г., было образовано «Общество православных врачей России имени святителя Луки (Вой-но-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского» (далее - ОПВР), целью которого является «объединение существующих и вновь возникающих региональных обществ православных врачей в единую организацию, главным направлением деятельности которой будет являться привнесение христианских ценностей в российскую медицину и улучшение качества здоровья граждан Российской Федерации» [10]. В официальной программе ОПВР указывается на особое значение изучения Обществом тенденций развития биомедицинской этики и осмысления ее проблем в свете православного вероучения, а также участие в обсуждении этих проблем в соответствующих инстанциях и средствах массовой информации. В различных субъектах Российской Федерации действуют так называемые региональные общества православных врачей, а также их местные отделения, которые входят в общую структуру ОПВР.

Московское общество православных врачей началось с небольшой группы православных специалистов, объединившихся в 1995 г. в Общество при II Московском медицинском институте им. И. Н. Сеченова под руководством профессора А. В. Недоступа. Сегодня Московское общество православных врачей активно занимается обсуждением животрепещущих проблем современной медицины, и в частности биомедицины, участвует в обсуждении законопроектов Государственной Думы в области здравоохранения, помогает страждущим и больным. Среди известных специалистов, связанных с деятельностью Общества, необходимо отметить академика Н. А. Мухина, профессоров Ф. В. Кондратьева, Л. Ф. Курило, С. И. Городецкого, И. В. Силуянову, а также православных врачей-священников А. Бабурина, М. Обухова, В. Жохова и многих других. Московское общество православных врачей является учредителем православного медицинского сервера orthomed.ru, который представляет собой объединенный сервер нескольких организаций, включая Общество православных врачей, Совет по биомедицинской этике при Московской Патриархии, православный медико-просветительский центр «Жизнь» и др. Основными задачами сервера являются сбор и распространение информации о социальной деятельности Церкви в области медицины; объединение информационных ресурсов церковных организаций, связанных с

медициной и биомедициной; информационная поддержка православной медицины и мн. др. [11]

Общество православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) было организовано в феврале 1999 г. по инициативе отдела благотворительности Санкт-Петербургской и Ладожской епархии, Покровского Сест-ричества милосердия и Сестричества святой мученицы Татианы. Основателем Общества и его первым председателем стал протоиерей Сергий Филимонов - настоятель больничного прихода св. великомученика и целителя Пантелеимона на ручье, а ныне - профессор, доктор медицинских наук, практикующий врач высшей категории. Согласно уставу Общества, одной из его главных целей является интеграция врачей различных специальностей и содействие развитию медицинской деятельности на основе православного вероисповедания и христианской нравственности [12]. На базе Общества на сегодняшний день действует несколько служб: душепопечи-тельский центр, диспетчерско-информационная служба, научно-методический центр церковной медицины и православной биоэтики, курсы повышения квалификации православных врачей-специалистов и психологов, паломническая служба.

Душепопечительский центр (ДПЦ) был создан в феврале 2000 г. для оказания консультативно-диагностической и психологической помощи алко- и наркозависимым, пострадавшим от оккультизма и тоталитарных сект людям. В Центре работают православные врачи-специалисты, оказывающие благотворительную консультативно-диагностическую помощь всем желающим на базе клинической больницы Российской Академии наук. В отчете о работе ДПЦ, размещенном на сайте Общества православных врачей России, приводится статистика, отражающая число обращенных и количество прошедших реабилитацию в Центре, а также их медико-социальную характеристику. В частности, согласно приведенной статистике, за 2002-2003 гг. в ДПЦ прошел реабилитацию 351 человек, за этот же период в справочно-информационную службу Душепопечительского центра обратилось 3 352 человека. Среди обратившихся было 74,4% женщин и 25,6% мужчин в возрастных категориях: до 20 лет - 6,4%; 21-30 лет - 22,2%; 3140 лет - 17,6%; 41-50 лет - 26,1%; 51-60 лет -19,1%; 61-70 лет - 6,9%; 71-80 лет - 1,7%. Структура выявленных диагнозов у пациентов ДПЦ выглядит следующим образом: оккультное поражение - 35,4%, оккультное поражение плюс психическое заболевание - 16,2%, оккультное поражение плюс соматическое заболевание -7,8%, соматическое заболевание - 2,2%, патологическое развитие личности - 2,2%, неврозы -

2,2%, наркозависимость - 2,2%, алкогольная зависимость - 3,2%, игровая и компьютерная зависимость - 1,4%, нервно-психическое состояние из-за семейных проблем - 19,7% [13]. Дис-петчерско-информационная служба (ДИС), созданная в 2001 г., служит связующим звеном в деятельности Общества православных врачей, Душепопечительского центра, Сестричества святой мученицы Татианы и прихода св. великомученика и целителя Пантелеимона на ручье. ДИС информирует о деятельности ОПВР, о деятельности ДПЦ, о сестричествах Санкт-Петербурга и социально значимых объектах (богадельнях, хосписах, ночлежках, детских домах, приютах, психоневрологических диспансерах). Основные задачи научно-методического центра церковной медицины и православной биоэтики при Обществе православных врачей Санкт-Петербурга и больничном приходе св. великомученика и целителя Пантелеимона на ручье следующие: перевод святоотеческой литературы с греческого на русский язык; перевод фундаментальных и периодических зарубежных научных трудов в области биомедицинской этики как православной, так и других конфессий; научный анализ и обобщение архивных данных, касающихся истории отечественной православной церковной и монастырской медицины; научный анализ и обобщение трудов современных православных врачей, сестер милосердия и священнослужителей, касающихся медицины; подготовка материалов для книг, брошюр на тему «Церковь и медицина», журнала-альманаха «Церковь и медицина». Курсы повышения квалификации православных врачей-специалистов и психологов при ОПВР Санкт-Петербурга предполагают занятия по пяти программам: психология с курсом христианской антропологии; курс православной психотерапии; психиатрия с курсом христианской антропологии; православное душепопечение наркологических больных; современная медицина, организация управления с курсом социальных основ Русской православной церкви. Паломническая служба Общества православных врачей Санкт-Петербурга осуществляет поездки к святым местам для врачей и больных Душепопечи-тельского центра, а также членов их семей [14].

С 1993 г. в России функционирует один из крупнейших международных общественных форумов - Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС). Главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси, под его председательством проводятся ежегодные соборные заседания, в которых принимают участие не только представители высшего духовенства традиционных религий России, но и представители всех ветвей власти, лидеры общественных объединений и партий, представители силовых ведомств,

ученые, представители молодежи и мн. др. Со времени создания Всемирного Русского Народного Собора состоялось четырнадцать соборных съездов. С 5 по 7 мая 1997 г. проходил IV Всемирный Русский Народный Собор «Здоровье нации», на котором одной из центральных тем была проблема физического и духовного здоровья населения. С декабря 2006 г. на основании решения Бюро президиума ВРНС создан Правозащитный центр, одним из основных направлений деятельности которого является сотрудничество с государственными, общественными и иными организациями в области охраны прав, свобод и достоинства человека, а также содействие практическому выполнению Декларации о правах человека и достоинстве личности, принятой на X Всемирном Русском Народном Соборе 6 апреля 2006 г. в г. Москве [15]. Этот документ является своего рода первой попыткой создания религиозно-общественной концепции прав человека со стороны РПЦ.

На Архиерейском Соборе, прошедшем 2429 июня 2008 г. в Москве, был принят официальный документ «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», который явился важным шагом в дальнейшей разработке социального учения РПЦ, основы которого были заложены в вышеупомянутой социальной концепции Церкви, принятой на Архиерейском Соборе в августе 2000 г. Становится очевидным, что православная церковь сегодня активно включается в общественную дискуссию по правам человека, полемизируя со светским правозащитным сознанием и заявляя свою позицию, основанную на нормах и ценностях христианской морали, рассматривающей ценность жизни и ее достоинство в онтологической связи с ее Творцом.

В апреле 2009 г. в Дрэмском университете (Великобритания) состоялась международная конференция «Биоэтика: восточно-православные и западно-христианские перспективы», в которой приняли участие ученые кафедры биомедицинской этики РГМУ им. Н. И. Пирогова, а также представители католической, англиканской, лютеранской, реформистской церквей. На этой конференции специалистам по православной биоэтике была предоставлена уникальная возможность вступить в богословско-этический диалог с известными зарубежными учеными и богословами, занимающимися проблемами биоэтики, и в частности христианской биоэтики. Среди таких ученых Тристрам Энгельгардт - доктор философии и медицины, главный редактор журнала «Christian Bioethics», один из ведущих мировых специалистов по биоэтике, которого по праву считают одним из основоположников современной христианской биоэтики. Профессор Энгельгардт выс-

тупил с докладом «Христианская биоэтика: некоторые фундаментальные отличия между православной и секулярной биоэтикой», многие его положения подробно описываются автором в фундаментальной работе «Основы христианской биоэтики», вышедшей в свет в 2000 г. [16] Опыт подобной конференции оказался чрезвычайно плодотворным и знаковым, так как открыл перспективу для внутрицерковного взаимодействия в осмыслении и решении основных биоэтических проблем.

Следует отметить, что этические основы проведения биомедицинских исследований были заложены в принятой Всемирной медицинской ассоциацией в 1964 г. Хельсинской декларации, которая легла в основу законодательства в области медицины и охраны здоровья многих стран. Сегодня этические комитеты выступают в качестве реальных механизмов общественного регулирования биомедицинских исследований в ряде европейских стран, где действует единый стандарт этической экспертизы. В нашей стране существует несколько этических комитетов при профессиональных медицинских ассоциациях и ведомствах, а также общественные объединения, самым известным из которых является Российский комитет по биоэтике при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Православные этические комитеты (организации, советы, центры, службы) становятся сегодня полноправными действующими органами общественного контроля над клиническими исследованиями в области биомедицины. Обращение православной общественности к проблемам биомедицинской этики в современном российском обществе становится особо актуальным именно потому, что позволяет объединить исследовательский потенциал в решении особенно острых в нравственном отношении проблем.

Примечания

1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. С. 115.

2. URL: http://www.mmom.ru - официальный сайт Марфо-Мариинской обители милосердия.

3. URL: http://www.miloserdie.ru - Православный портал о благотворительности и социальной деятельности.

4. Зорза Р., Зорза В. Путь к смерти: Жить до конца. М.: Прогресс, 1990. 248 с.

5. URL: http://life.orthomed.ru/zhizn/ - официальный сайт Православного медико-просветительского центра «Жизнь».

6. URL: http://www.r-komitet.ru - официальный сайт Некоммерческого партнерства «Родительский комитет».

7. URL: http://semya.org.ru - официальный сайт Благотворительного фонда защиты семьи, материнства и детства.

8. URL: http://www.lifecenter.spb.ru - официальный сайт Санкт-Петербургского отделения православного медико-просветительского центра «Жизнь».

9. URL: http://bioethics.orthodoxy.ru - официальная страница Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии.

10. URL: http://www.opvr.ru - официальный сайт Общества православных врачей России.

11. URL: http://orthomed.ru - Православный медицинский сервер.

12. URL: http://www.opvspb.ru - официальный сайт Общества православных врачей Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого).

13. URL: http://www.opvr.ru - официальный сайт Общества православных врачей России.

14. URL: http://www.opvspb.ru - официальный сайт Общества православных врачей Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого).

15. URL: http://www.vrns.ru/ - официальный сайт Всемирного Русского Народного Собора, http:// pravovrns.ru/ - официальный сайт Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора.

16. Tristram Engelhardt H., Jr. The Foundation of Christian Bioethics. Netherlands: Swets & Zeitlinger, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.