Коваль Татьяна Ивановна
ДОСТИЖЕНИЯ БИОМЕДИЦИНЫ В ОЦЕНКЕ ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЙ
Статья рассматривает подходы главных христианских конфессий к неоднозначным достижениям современной биомедицины и их оценке на основе анализа обширного перечня литературы, в том числе официальных церковных документов. Автор выявляет общие для протестантизма, католичества и православия позиции и показывает ключевые различия между ними, обусловленные философско-историческими факторами. Констатируется наличие расхождений между массовой общественной моралью и нравственными постулатами христианства.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/3-2/25.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 3(65): в 2-х ч. Ч. 2. C. 87-91. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/3-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
как совокупность средств производства, рабочей силы и производственных отношений, а постмодернистская версия общества воспроизводится посредством фактора потребления. Однако маятник, который движется от утопии к гибели, не способствует нормализации общественной жизни. Если учесть тот фактор, что процесс воспроизводства современного общества нельзя помыслить со стороны, поскольку каждый из современников, так или иначе, вовлечен в него, ни радикальное стремление к построению очередного социального идеала в пределах жизни одного поколения, ни пассивное отношение к деградации и уничтожению человечества не отвечают таким критериям жизни общества, как стабильность, самодостаточность, солидарность, развитие.
Головокружение от раскачивания маятника может быть снято посредством фокусировки на «золотой середине», которая находится между утопическими и катастрофическими крайностями. Такая середина в воспроизводстве может быть обозначена термином «нормативность». Можно предположить, что акцентуация внимания на социальной нормативности как ключевом факторе общественного воспроизводства, трансляция данной идеи через систему образования будут способствовать тому, что наше общество сохранит способность воспроизводиться в расширенном варианте, но при этом не покинет пространства меры, оставаясь пусть и не идеальным, но пригодным для проживания и развития каждого человека.
Список литературы
1. Бурдьё П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение, 2007. 267 с.
2. Коваль Е. А. Нормативность как атрибутивное свойство нравственного самосознания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 8 (22). Ч. 1. С. 95-98.
3. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории [Электронный ресурс] / пер. с нем. И. Д. Газиева; общ. ред. Н. А. Головина. СПб.: Наука, 2007. 648 с. URL: http://yanko.lib.ru/books/sociology/luman-soc+sist_ocherk-2007-1984-a.htm (дата обращения: 10.01.2016).
4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50-ти т. Изд-е 2-е. М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1960. Т. 23. 908 с.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50-ти т. Изд-е 2-е. М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1961. Т. 24. 648 с.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50-ти т. Изд-е 2-е. М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1962. Т. 25. Ч. 2. 552 с.
7. Сёрль Дж. Онтология социального мира [Электронный ресурс]. URL: http://iph.ras.ru/page31304216.htm (дата обращения: 10.01.2016).
8. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир, 1998. 204 с.
9. Foucault M. Surveiller et punir: Naissance de la prison. P.: Gallimard, 1975. 318 p.
SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF SOCIAL REPRODUCTION FACTORS
Koval' Ekaterina Aleksandrovna, Ph. D. in Philosophy Middle Volga Institute (Branch) of the Russian Law Academy of the Ministry ofJustice of the Russian Federation in Saransk nwifesc@yandex. ru
The article is devoted to the peculiarities of the subject matter of social reproduction beyond economic or sociological contexts, which may be called traditional ones to the full extent. Socio-philosophical analysis and generalization have been used for the examination of social reproduction from the perspective of social normativity. The author assumes that social normativity is a key to the society stabilization, a mechanism of the society reproduction, though not an ideal one, but suitable for the life and development of all its members.
Key words and phrases: social reproduction; social normativity; development; autopoiesis; limit.
УДК 001.126; 241 Философские науки
Статья рассматривает подходы главных христианских конфессий к неоднозначным достижениям современной биомедицины и их оценке на основе анализа обширного перечня литературы, в том числе официальных церковных документов. Автор выявляет общие для протестантизма, католичества и православия позиции и показывает ключевые различия между ними, обусловленные философско-историческими факторами. Констатируется наличие расхождений между массовой общественной моралью и нравственными постулатами христианства.
Ключевые слова и фразы: биомедицина; биоэтика; протестантизм; католичество; православие; автономия личности; рациональность; моральная ответственность.
Коваль Татьяна Ивановна, к. филос. н., доцент
Российский государственный социальный университет koti-89@mail. т
ДОСТИЖЕНИЯ БИОМЕДИЦИНЫ В ОЦЕНКЕ ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЙ
Развитие современного общества отмечено небывалыми возможностями стремительно прогрессирующих научных технологий, объектом исследований в которых становится сам человек. Область, в которой они
проявляются наиболее ярко, вступая в конфликт с традиционными мировоззренческими ценностями, - современная биомедицина. Биомедицинские технологии расширили реальные возможности контроля и вмешательства в естественные процессы рождения, протекания и завершения человеческой жизни и создали обширный перечень нравственно-этических проблем, поскольку, по справедливому замечанию К. А. Багаевой, «социальные преобразования вызывают значительные трансформации общественного сознания» [1, с. 28]. Подобную позицию разделяют и другие исследователи [2; 9].
Происходящие процессы находятся в центре внимания современного направления философско-прикладной этики, именуемого биоэтикой. Очевидно, что медицинские технологии, связанные уже не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью, вступают в неминуемое противоречие с многовековыми культурно-религиозными ценностями. Поскольку значительная часть человечества и российского общества придерживается христианских этических норм, важно определить, насколько совместима современная медицина с христианским отношением к человеку.
История становления врачебной профессии в недрах христианства подробно исследована в трудах И. В. Си-луяновой [8, с. 9-10]. Новый Завет повествует о целительстве Иисуса Христа и заповедовании этого его ученикам. Как известно, врачом был апостол Лука. Врачеванием же занимались первые христиане Косма и Да-миан, мученик Пантелеймон, жившие в III-IV вв. н.э. и почитаемые ныне как святые. Удивительно, но современные медицинские технологии также берут начало в христианской культуре. Так, например, первый известный науке эксперимент по искусственному оплодотворению был произведен в 1780 г. в христианском монастыре аббатом Спаланцани. Основоположником генетики считается австрийский монах Г. Мендель. В Университетской библиотеке Лондона хранится картина ХУ1 в. «Святые Косма и Дамиан пересаживают ногу», на переднем плане которой ангел, держащий свечу во время этой операции. Все это свидетельствует о том, что врачебная деятельность освящена христианством, и христианская мораль направлена не против самих биомедицинских технологий, а на поиск решений порождаемых ими многих этически-правовых спорных ситуаций. Анализ широкого перечня богословской литературы позволил определить основные подходы христианских конфессий к биотехнологическим вмешательствам в человеческую природу.
Католическую Церковь отличает давнее (со второй половины 50-х годов ХХ в.) пристальное внимание к появляющимся возможностям современной медицины и целый перечень этических рекомендаций относительно происходящих там процессов. Широкую известность получил ряд официальных церковных документов, постановлений, папских энциклик (например, изданная в 1968 г. энциклика Humanue vitae, выразившая категорически отрицательное отношение к методикам контрацепции, прерывания беременности, эвтаназии, клонирования). В наиболее обобщенном и систематизированном виде позиция католицизма представлена в работе Э. Сгречча и В. Тамбоне «Биоэтика» 2002 г. [7]. Сами католические теологи свою попытку создать христианскую биоэтику рассматривают как реализацию томистского принципа гармонии веры и разума. Но единственным и обязательным регулирующим основанием для Католической Церкви является свод официальных документов.
Что касается протестантизма, то, как известно, исторически он стал реакцией на крайности средневекового католицизма, ставя задачу спасения христианской свободы от рабства папизма. Особенностью протестантского подхода является отказ от какого бы то ни было императивного понимания морали, провозглашение принципа моральной автономии. По мнению специалистов, протестантская этика сводится главным образом к этике ответственности. Протестантская Церковь существует как община и представляет собой место, где формируется и определяется доля ответственности каждого. Существует большое количество богословских трудов, не выражающих официальную точку зрения, а соображения Протестантской Церкви не имеют статуса обязательности и отличаются многообразием.
Православие также не осталось в стороне от технологических вызовов, происходящих в медицине и биологии. В августе 2000 г. Юбилейный Архиерейский Собор принял «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», один из 16 разделов которых посвящен отношению к обозначенной проблематике (XII. Проблемы биоэтики) [4]. Согласно православной доктрине, бурное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в жизнь человека от рождения до смерти, а также невозможность ответа на порождаемые этим нравственные проблемы в рамках традиционной медицинской этики приводят к пастырской озабоченности, вызванной как тем, что развитие биомедицинских технологий опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их применения, так и тем, что в самих биотехнологиях заложено богоборческое стремление поставить человека на место Бога, произвольно изменяя и улучшая его творение. В настоящее время неоднозначные возможности биомедицины по-прежнему в центре внимания РПЦ, о чем свидетельствует анализ ряда материалов последних лет, использованных в данной работе.
Рассмотрим отношение различных христианских направлений к наиболее обсуждаемым сферам современной биомедицины.
В настоящее время в мире активно применяются репродуктивные методы, делающие возможным использование донорских половых клеток. По оценке представителей Международного комитета по мониторингу вспомогательных репродуктивных технологий, за 35 лет их использования на свет появилось более 5 миллионов детей [6]. Данные методы представлены следующими направлениями: а) искусственное оплодотворение, предполагающее введение спермы непосредственно в матку; б) оплодотворение in vitro, когда оплодотворение производят вне организма в пробирке и через 48 часов имплантируют яйцеклетку в организм матери.
Протестантская Церковь исходит из того, что прежде всего должны учитываться интересы будущего ребенка и его гарантированное право на родственные отношения. Исходя из этого, протестантская этика, не отрицая возможности гетерологического оплодотворения, в целом и не рекомендует его.
Католическая Церковь в целом отрицательно относится к искусственному оплодотворению, различая в супружестве акт деторождения и союз, и считает еще более аморальным гетерологическое оплодотворение, усматривая в нем противоречие цельности брака и праву ребенка быть зачатым и рожденным в браке.
Православная Церковь отказывается считать нравственно оправданными пути к деторождению, «не согласные с замыслами Творца». С позиций православия, если терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие и рассмотреть возможность усыновления ребенка. Допустимым средством помощи считается лишь искусственное оплодотворение половыми клетками супруга, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза. Употребление репродуктивных методов вне контекста семьи рассматривается как форма богоборчества. По мнению представителей Православной Церкви, «социальные» и «биологические» родители должны принести явное покаяние в содеянном [5].
Распространенной практикой в настоящее время стало суррогатное материнство - помещение оплодотворенной яйцеклетки в матку другой женщины для вынашивания ею ребенка.
С точки зрения протестантской морали, этот метод неприемлем как нарушающий права ребенка на включение в родственные отношения и низводящий человека до уровня товара. Католическая Церковь, приравнивая данный способ к оплодотворению in vitro, считает его преднамеренно нарушающим единственное место зачатия и вынашивания ребенка - лоно семьи. Православие занимает сходную позицию, оценивая суррогатное материнство противоестественным и морально недопустимым даже в случаях осуществления его на некоммерческой основе в силу разрушения глубокой эмоциональной и духовной близости, связывающей мать и ребенка уже во время беременности. Синодальная библейско-богословская комиссия, обсуждая проблемы суррогатного материнства, отметила реальную опасность его превращения в уродливый вид бизнеса, поскольку количество потенциальных матерей, готовых предложить свои услуги, в 10 раз превышает количество заказов, и признала вопрос о пастырской практике, касающейся отношения к крещению младенцев, рожденных суррогатной матерью, неоднозначным [Там же]. Отражением позиции православия стала критика подходов современной медицинской практики, противоречащих традиционным нормам нравственности, прозвучавшая в представленном протоиереем Дм. Смирновым докладе «Духовная составляющая продолжения рода» на Международном форуме, прошедшем в 2015 г. при участии представителей медицины [3].
Революционный характер носят совершаемые сегодня исследования в области генетики человека. По оценке протестантизма, рассматривая себя как объект возможных исследований, человечество само становится объектом исследования и утрачивает то главное, что делает его человеческой цивилизацией. Католическая мораль утверждает, что генетическое вмешательство допустимо только в случае восстановления здоровья или спасения человека как целого. Любые попытки нетерапевтического вмешательства в код человека являются посягательством на его достоинство и индивидуальность. Еще в 1994 г. Иоанн Павел II заметил, что уже в скором будущем «геномное секвестирование откроет новые пути исследования для лечебных целей» [11, p. 359], но в то же время заявил, что «в своей мистической природе человек выходит за пределы суммы его биологических характеристик» [Ibidem, p. 360], четко определив тем самым негативное отношение Церкви к вопросу клонирования. Подобную позицию занимал и Бенедикт XVI, отмечавший, что «человек способен создать другого человека в лаборатории, но этот человек тем не менее не будет больше являться Даром Божьим и порождением природы» [12].
Православная Церковь приветствует усилия медиков, направленные на врачевание наследственных болезней и осуществляемые только с согласия пациентов (их законных представителей) и исключительно по медицинским показаниям. Клонирование клеток и тканей организма признается полезным в медицинской практике. Клонирование (получение генетических копий) животных неминуемо ведет к возможности клонирования человека, что расценивается православием как недопустимая претензия исследователей на роль Творца и несомненный вызов самой природе человека.
Во второй половине ХХ в. (после первой пересадки почек в 1954 г. и первой пересадки сердца в 1967 г.) начались этические дискуссии по проблемам трансплантации органов. В настоящее время в мире существуют два подхода к разрешению на изъятие донорских органов: испрошенное согласие и презумпция согласия. Испрошенное согласие предусматривает, что либо разрешение на изъятие донорских органов дают родственники умершего, либо в соответствующем регистре зафиксировано прижизненное волеизъявление погибшего. Этот подход действует в государствах, население которых традиционно исповедует католичество и протестантизм - США, Испания, Франция, Германия и др. Неслучайно признанным лидером в области трансплантологии является Испания, Церковь которой активно поддерживает подобную медицинскую практику при неукоснительном соблюдении критериев констатации смерти, прав донора и реципиента, недопустимости коммерческого подхода. В России действует презумпция согласия, в соответствии с которой врачи будут считать умершего пациента потенциальным донором, если тот при жизни не заявил обратного, и иметь право изъять его органы и пересадить другому пациенту. Православная Церковь считает использование органов человека без его согласия нарушением человеческой свободы, не поддерживая тем самым закрепленную в действующем законодательстве презумпцию согласия на посмертное изъятие органов. Вместе с тем она призывает всех граждан России дать прижизненное добровольное согласие на посмертное изъятие органов для трансплантации, поскольку от этого решения может зависеть чья-то жизнь [10].
Особое место в современной биомедицинской практике занимает проблема эвтаназии и возможного вмешательства человека в процесс умирания и смерти. В условиях превращения смерти в контролируемый врачами процесс, который может продолжаться неопределенно длительное время, в ряде государств (Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Швеция, Дания, несколько северо-американских штатов) были приняты законы, легализирующие эвтаназию в пассивной или активной форме. Основная часть населения этих стран исповедует протестантизм, многие сторонники которого рассматривают эвтаназию необходимым условием реализации свободного выбора пациента и не считают противоречащей христианству помощь в прекращении страданий безнадежного больного. Часто утверждается, что в ряде случаев эвтаназия является благом, поскольку избавляет тяжелобольного человека от страданий и позволяет ему умереть достойно и без мучений.
И католичество, и православие полностью отрицают идею эвтаназии, предполагающую свободу выбора человеком собственной смерти и оказание ему в этом помощи со стороны врачей. По оценке Католической Церкви, «эвтаназия, будучи намеренно и нравственно неприемлемым убийством человеческой личности, является грубым попранием Закона Божия» [7, с. 356]. Православие не может признать нравственно приемлемыми попытки легализации эвтаназии, определяя ее формой убийства или самоубийства в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент, но в любом случае - как тяжкий грех. Просьба больного об ускорении смерти может быть обусловлена состоянием депрессии, а признание законности эвтаназии повлечет извращение профессионального долга врача, призванного к сохранению, а не пресечению жизни. С точки зрения православия, главный смысл достойного умирания - в том, чтобы человек сумел подготовиться к кончине и осмыслить пройденный путь. Вместе с тем использование современных способов реанимации для продления жизни, когда действуют лишь отдельные органы человека, «порой только продлевает мучения больного, лишая человека права на достойную, непостыдную и мирную кончину» [4].
Таким образом, анализ воззрений основных направлений христианства на возможности современной медицины приводит к выводу об определенной общности их подходов при сохранении некоторого своеобразия. Позиция протестантизма, зачастую пропитанная духом утилитаризма и совпадающая с нормами права западного общества, более либеральна и снисходительна, чем католическая и православная. Позиции этих двух ветвей христианства близки или совпадают, хотя иногда вступают в противоречие с нормативными актами, регулирующими сферу использования современных биомедицинских технологий, и массовой общественной моралью. Но если протестантизм в основном ориентирован на идеи автономии личности, а документы Римско-Католической Церкви, демонстрируя известную рациональность, четко констатируют, что разрешено, а что запрещено, то, с точки зрения православия, недостаточно определить, можно или нельзя использовать ту или иную технологию, важно возбудить чувство моральной ответственности (совести, благоговения перед жизнью) у всех участников этих взаимодействий - пациентов, врачей, юристов, общественных и политических деятелей, исследователей.
Список литературы
1. Багаева К. А. Социокультурный диалог светского и духовного // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 10 (60): в 3-х ч. Ч. 2. С. 26-28.
2. Евреева О. А., Кузьменко Г. Н. Духовность как философское понятие и феномен человеческого бытия // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (30 апреля 2015 г.): в 14-ти т. Тамбов, 2015. Т. 14. С. 31-32.
3. Международный форум, посвященный актуальным вопросам утверждения семейных ценностей, прошел в Москве при участии священнослужителей Русской Церкви [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4151832.html (дата обращения: 14.11.2015).
4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422 (дата обращения: 14.11.2015).
5. Проблему суррогатного материнства обсудили на заседании расширенного президиума Синодальной библейско-богословской комиссии [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/3369207.html (дата обращения: 14.11.2015).
6. Родился пятимиллионный «ребенок из пробирки» [Электронный ресурс]. URL: http://www.probirka.org/newsflash/ 2231.html (дата обращения: 05.02.2016).
7. Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика: учебник. М.: Библейско-богословский институт Св. Апостола Андрея, 2002. 434 с.
8. Силуянова И. В. Современная медицина и православие. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. 202 с.
9. Скородумова О. Б. Информационная революция и трансформации национально-культурной идентичности // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2010. № 4. С. 18-20.
10. Совместное заявление Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата о проекте федерального закона о донорстве органов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/3036261 .html (дата обращения: 14.11.2015).
11. John Paul II. Address to the Working Group on the Subject "Human Genome; Alternative Energy Sources for Developing Countries; the Fundamental Principles of Mathematics; and Artificial Intelligence" 28 October 1994 // Papal Addresses to the Pontifical Academy of Sciences 1917-2002 and to the Pontifical Academy of Social Sciences 1994-2002. Vatican City, 2003. P. 358-363.
12. Mitchell L. Pope Benedict XVI's Bioethics: Philosophical Foundations [Электронный ресурс]. URL: http://www.academia. edu/4074369/Pope_Benedict_XVI_s_Bioethical_Philosophical_Foundations (дата обращения: 14.11.2015).
ACHIEVEMENTS OF BIOMEDICINE IN ASSESSMENT OF CHRISTIAN CONFESSIONS
Koval' Tat'yana Ivanovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Russian State Social University koti-89@mail. ru
The article deals with the approaches of the main Christian confessions to the ambiguous achievements of modern biomedicine and their assessment basing on the analysis of the extensive list of literature including official church documents. The author identifies common for Protestantism, Catholicism and Orthodoxy viewpoints and shows the key differences between them conditioned by philosophical and historical factors. The existence of divergences between mass public morality and the moral precepts of Christianity is stated.
Key words and phrases: biomedicine; bioethics; Protestantism; Catholicism; Orthodoxy; personal autonomy; rationality; moral responsibility.
УДК 930.1(549.1):327(5-191.2)"1940/1990" Исторические науки и археология
Статья посвящена рассмотрению процесса формирования и развития отечественной и зарубежной школ пакистановедения. Были выделены научные центры и исследования ученых, которые заложили основу формирования национальных школ по изучению внешнеполитического курса Пакистана. Проведен анализ основных работ по изучению истории внешней политики Пакистана с момента обретения независимости до конца второй половины XX века.
Ключевые слова и фразы: Пакистан; пакистановедение; историография; научные школы; внешняя политика. Крыжко Евгений Владимирович, к.и.н.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского jeyson1030@gm ail. com
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСТОРИОГРАФИИ ИСТОРИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ПАКИСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В.
Изучению истории Пакистана посвящен широкий круг зарубежных, советских, а позднее - российских научных исследований. Первые работы по истории и внешней политике Пакистана появились в 40-е гг., а в 50-е гг. XX в. возникло пакистановедение как самостоятельное направление востоковедных исследований. В 60-70-е гг. в ведущих государствах мира сложились основные научные центры по изучению Пакистана, многие из которых существуют и сегодня.
Особое место в историографии проблем исторического, политико-экономического и культурного развития Пакистана занимают материалы ведущих западных исследовательских центров: Кембриджского и Оксфордского университетов, Международного института стратегических исследований (Великобритания), Университета Саутгемптона (Великобритания), Гуверовского института войны, революции и мира Стэндфордского университета (США), Американского института изучения Пакистана (США), Института исследования мира и конфликтов (Индия).
В Пакистане ведущими исследовательскими центрами по проблемам национальной истории, экономики и политики выступают: Институт региональных исследований, Институт стратегических исследований, Исламабадский политический научно-исследовательский институт. Институт региональных исследований (IRS) является независимым научно-исследовательским центром, который занимается изучением таких регионов, как Южная и Юго-Западная Азия, Китай, Центральная Азия, а также стран бассейна Индийского океана. Институт стратегических исследований, образованный в 1960-х гг., занимается анализом региональных и глобальных проблем. Исламабадский политический научно-исследовательский институт, который был создан в качестве полуавтономного «мозгового центра» премьер-министра Пакистана в июне 1999 г., занимается исследованием стратегических вопросов, а также событий регионального значения.
Ведущими отечественными научными структурами, занимающимися исследованием вопросов взаимоотношения Пакистана и стран Центральной Азии, являются: Институт востоковедения РАН, Институт Ближнего Востока РАН, Институт стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова, Институт мировой экономики и международных отношений РАН.
Материалы этих научных центров являются основополагающей базой для развития пакистановедения как отдельной отрасли науки. Работа ученых на базе этих научных центров по изучению внешнеполитического курса Пакистана определила формирование национальных школ.
В первую очередь, следует выделить английскую школу пакистановедения: работы по изучению истории ИРП в первые годы существования государства были написаны Р. Саймондсом [25] и П. Спиаром - английским