вание и понимание подростками дефицитарности отношений взаимодействия «ребенок-взрослый» (46% от всех изученных детей, почти каждым вторым) способно повлиять на нормативность их личностного развития и взросления: в отдельных случаях, при частичном сохранении условно благополучными семьями гармоничности отношений, приводить ребенка к границам нормы поуровневого личностного развития, в других, когда дефицитарность четко устанавливается в диссоциальных семьях (13% случаев), личностное развитие приобретает аномальный характер.
Представленные позиции доказывают актуальность исследования и служат основанием
для определения его проблемы, заключающейся в поисках ответов на вопросы: как разворачивается во времени на протяжении подросткового возраста процесс взросления молодежи, какие основные этапы проходит взросление в процессе онтогенеза, каковы его структурно-содержательные характеристики, какие конкретно возрастные периоды являются более сензитивными для формирования взросления, каковы условия взросления растущих детей на этапе межпоколенческого перехода и каковы условия, содержание психолого-педагогического сопровождения взросления в реалиях современного образования.
Литература
1. Терещенко В.В. Современный подросток в системе отношений взаимодействия «ребенок-взрослый» / Психология обучения. 2013. №2. С.95-105.
2. Терещенко В.В. Теоретико-методологические основы личностного развития и взросления современного подростка / В.В. Терещенко // Психология обучения. 2014, № 9. С.55-63.
3. Терещенко В.В. Влияние нарушенных отношений «ребенок-взрослый» на личностное развитие подростка провинции / В.В. Терещенко /У Психология обучения. 2014. № 9. С.78-85.
4. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2010.
5. Фельдштейн Д.И. Мир детства в современном мире. Проблемы и задачи исследования. М.: МГ1СУ; Воронеж: МОДЭК, 2013.
ПРОБЛЕМА СЕКСУАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИНДИИ
Тищенкова Т. В.
Смоленский государственный медицинский университет,
Резюме. Статья посвящена проблеме полового воспитания в современной Индии, анализируются мнения представителей различных общественных, политических и медицинских структур. Ключевые слова: Сексуальное просвещение, СПИД, ранняя беременность, воспитание.
THE PROBLEM OF SEXUAL EDUCATION IN MODERN INDIA
Tischenkova Т. V.,
Smolensk State Medical University,
Abstract. The article is devoted to the problem of sexual education in modem India. There is an analysis of different meanings ofpolitical, social and medical representatives. Key words: Sexual education, AIDS, early pregnancy, upbringing.
Культура Индии всегда была самобытной и уникальной. Несмотря на культурное и религиозное многообразие, вся страна едина как цивилизация с древнейшим наследием. На протяжении веков в Индии складывались
традиции воспитания, которые главным образом опирались на религию и кастовую систему. Система воспитания современной Индии вобрала в себя все лучшее, что мог дать сплав индуистской, буддистской и мусульманской
традиций. Однако налицо и явные недостатки этой системы. В первую очередь речь идет о сексуальном просвещении.
В Индии слово «секс» является запретным. Его нельзя произносить в присутствии взрослых людей. Родители чаще всего не ходят обсуждать с детьми половые отношения, полагая, что это принесет только вред. Кроме того, они, как носители традиционных взглядов, крайне стеснительны, чтобы начинать разговор на эту тему. Это подталкивает подростков искать ответы в среде сверстников и в СМИ [2]. А эти источники сложно назвать надежными. Недостаток достоверной информации привел к тому, что каждая шестая индийская девушка в возрасте от пятнадцати до девятнадцати лет становится матерью [1]. Кроме того, Индия является одной из первых стран по количеству людей больных СПИДом. Агентство ООН - UN AIDS - недавно сообщило, что столь высокий уровень заболеваний СПИДом среди индийцев обусловлен «огромным недостатком знаний» у молодых людей. Доктор Лалит Сези, работающий с неправительственными изучающими вопросы в области СПИДа программами утверждает, что к СПИДу здесь относятся больше как к преступлению, а не к болезни. Серьезность ситуации стала еще более очевидной после получения результатов последнего опроса организации «Национальное Здоровье Семьи», где выяснилось, что 60% индийских женщин никогда не слышали о СПИДе. Почти 40% ответчиков сказали, что в школе им не дали сексуального образования. Большинство молодых индийцев получили информацию от своих друзей, с наглядной информации или медицинских работников - но не от своих родителей [3].
Таким образом, введение сексуального воспитания в школах Индии является необ-
ходимостью, однако все аргументы «за» отторгаются обществом. Множество женских организаций и религиозных групп, также как несколько политических деятелей считают, что обсуждение этой темы с детьми приведет к снятию «внутреннего запрета». Более 30% индийского общества отклонили федеральную правительственную программу сексуального воспитания. В одном из штатов ассоциация преподавателей угрожала сжечь книги, если уроки сексуального воспитания не будут отменены немедленно. И никакие аргументы, что с помощью образовательной программы, будут сформированы представления о ВИЧ не действуют. Одна женская общественная группа, протестуя против сексуального воспитания, заявила, что введение такого предмета, несомненно, вызовет у детей любопытство к вопросам секса[1].
Таким образом, налицо проблема неприятия обществом реалий современного мира. Это тот случай, когда традиции тормозят естественное развитие общественного сознания и препятствуют борьбе с различными формами девиантого поведения и лечению социальных болезней. Несомненно, что правительство Индии должно продолжать работу над различными образовательными программами по внедрению социального просвещения в школах и пытаться придти к компромиссу с организациями, родителями, преподавателями, которые выступают против. Сексуальное просвещение может быть эффективным только в том случае, если взаимодействуют все институты воспитания: школа, семья, медицинские учреждения, государственные институты, средства массовой информации. И, объективно рассуждая, Индия только в начале пути.
Литература
1. Индия против сексуального воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.hitlife.ua/26/ articie/view/1415 (дата обращения: 3.05.15).
2. Проблемы индийской молодёжи в 21 веке [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.mir-politika. ru/3105-problemy-indiyskoy-molodezhi-v-21-veke (дата обращения 3.05.15).
3. Индия: СПИД распространяется с небывалой скоростью [Электронный ресурс]. - Режим доступа http:// www.jesuschrist.ru/news/2002/11 /2/2317 (дата обращения: 3.05.2015).