Научная статья на тему 'Дифицитарность отношений со взрослыми в личностном развитии девиантных подростков'

Дифицитарность отношений со взрослыми в личностном развитии девиантных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНЫЙ ПОДРОСТОК / ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ / СИСТЕМА ВЗРОСЛЕНИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / PERSONAL KID'S DEVELOPMENT / DEVIANT TEENAGER / UPBRINGING INSTITUTION / INTERACTION OF PARENTS AND KIDS / SYSTEM OF FORWARDNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терещенко В. В.

В своей работе автор освящает проблему недостатка общения ребенка со взрослыми, причины и последствия данного явления. На основе анализа ранее проведенных научных исследований, результатов статистики автор обосновывает вывод о том, что именно на среднем этапе подросткового периода (14 лет) имеет место «излом» целостного процесса взаимодействия с родителями, проявляющийся в возникновении у детей двух типологических вариантов протестноагрессивного поведения гиперстеничного и гипостеничного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Терещенко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIPS DEFICIENCY WITH ADULTS IN PERSONAL DEVELOPMENT OF DEVIANT TEENAGERS

The author researches the kid's lack of communication with adults problem, it's reasons and consequences. The author concludes that teenagers mostly at the age of 14 have problems in interaction with their parents, which cause changes in kid's behaviour to 2 aggressive types hyperstenic and hypostenic.

Текст научной работы на тему «Дифицитарность отношений со взрослыми в личностном развитии девиантных подростков»

ДИФИЦИТАРНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ СО ВЗРОСЛЫМИ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

В.В. ТЕРЕЩЕНКО

Аннотация. В своей работе автор освящает проблему недостатка общения ребенка со взрослыми, причины и последствия данного явления. На основе анализа ранее проведенных научных исследований, результатов статистики автор обосновывает вывод о том, что именно на среднем этапе подросткового периода (14 лет) имеет место «излом» целостного процесса взаимодействия с родителями, проявляющийся в возникновении у детей двух типологических вариантов протест-но-агрессивного поведения — гиперстеничного и гипостеничного.

Ключевые слова: девиантный подросток, институт воспитания, взаимодействие родителей с детьми, система взросления, личностное развитие детей.

RELATIONSHIPS DEFICIENCY WITH ADULTS IN PERSONAL DEVELOPMENT OF DEVIANT TEENAGERS

V.V. TERESCHENKO

Annotation. The author researches the kid's lack of communication with adults problem, it's reasons and consequences. The author concludes that teenagers mostly at the age of 14 have problems in interaction with their parents, which cause changes in kid's behaviour to 2 aggressive types — hyperstenic and hypostenic.

Key words deviant teenager, upbringing institution, interaction of parents and kids, system of forwardness, personal kid's development.

Проблемы развития личности современно го подростка в системе и пространстве меняющегося социального мира определяются новыми для общества, не в полной мере проанализированными явлениями1. Одним из таких явлений, вызванных изменением понимания людьми ценностей, усилением межкультурных и межпоколенческих стереотипов2, выступает дефицитарностъ отношений взаимодействия «взрослый — ребенок». Ослабление необходимых для нормативного личностного развития детей связей со взрослыми на первой фазе онтогенеза, нарушение их ценностно-смыслового содержания выявляются на разных уровнях системы «ребенок — взрослый». Более всего эта тревожная тенденция затрагивает локальный уровень системы взросления ребенка (дошкольника, младшего школьника, подростка) — его отношения с родителями. Дефицитарность нормативных отношений межпоколенческого взаимодействия есть один из предиспонирую-щих факторов в формировании девиаций взрослеющего ребенка.

Негативное влияние дефицитарности отношений взаимодействия «взрослый — ребенок» особенно выражено в личностном развитии детей на подростковом периоде онтогенеза. В комплексном исследовании (801 школьник

от 10—11 до 16 лет) детально изучались особенности дефицитарности отношений взаимодействия «ребенок — взрослый». Взросление современных подростков определяется разрушением института семьи, а следовательно, воспитанием, характер которого у значительной части семей изменен. Так, в 2007—2008 гг. при изучении группы девиантных подростков («общ = 289) установлено, что в неполных семьях воспитываются 37,5% 12—13-летних подростков (п1 = 48), 46,26% 14-летних (п2 = 67). В таких же условиях растут и воспитываются 62,07% 15—16-летних подростков (п3 = 174).

Сравнивая эти данные с результатами опроса 2006 г. другой группы подростков (всего 512 человек), показавшими в то время, что 22,9% сельских школьников-подростков и 53,11% городских школьников проживают в неполных семьях, а также учитывая, что социальные институты воспитания (субъекты образования) ослабили свое внимание к проблеме формирования растущего человека как личности3, можно признать, что проблема воспитания ребенка-подростка в семье приобретает особую остроту. В разных по возрасту группах из опрошенных нами всех подростков не имеют в своей семье отца от 21 до 25% респондентов (т.е. каждый пятый).

В оценках особенностей межличностных отношений, самочувствия, самовыражения у де-виантных подростков в большей степени, чем у остальных опрошенных подростков, выявлена особая концентрация на эмоциональных проблемах. Так, в исследовании 2007—2008 гг. на наличие тревожащих их эмоциональных проблем и возникающие в связи с ними различные затруднения указали 77,78% опрошенных. Из них 64,58% 12—13-летних подростков признали, что в связи с этим они испытывают острое беспокойство в разных сферах индивидуальной организации отношений взаимодействия. Такие же ответы получены от 74,62% подростков 14 лет и от 85,63% 15—16-летних.

Количество подростков, отмечающих, что их развитие связано с эмоциональными проблемами, существенно увеличивается. Показательно, что в ходе индивидуальных собеседований с обучающимися в общеобразовательных школах Смоленска подростками выяснилось, что многие из них осознают усиливающуюся зависимость от вредных привычек, включающих наряду со многими такие, как проявления зависимости от ПАВ (в основном табакокурение, пивная зависимость). Но, как оказалось, эта зависимость у самого девиантного подростка вовсе не обязательно вызывает беспокойство и тревогу. На формирующиеся зависимости разного рода в беседах с нами указали 31,25% 12— 13-летних школьников, 41,79% 14-летних, 64,36% 15—16-летних, в то же время именно этими подростками курение, частое употребление алкогольных напитков в сочетании с тонизирующими (в основном 4—5 раз в неделю), тяготение к ним не рассматриваются именно как проявление зависимости.

Наличие девиаций поведения из всех 289 опрошенных признали только 14,5% подростков, но при этом в экспертных оценках количество школьников с отклоняющимся от нормы поведением, как следствие — дефицитарностью отношений, резко возрастает: доля приписываемых респондентам учителями и сверстниками девиаций увеличивается до 24,9%. В эту группу входят, за исключением трех случаев, подростки из семей с объективно не полной системой взаимоотношений в силу отсутствия одного из родителей, наличия искаженной системы воспитания, невнимания матери, педагогической запущенности и других причин.

В дефицитарности отношений на личностное развитие можно выделить следующие тенденции, объединение и взаимовлияние которых создает яркую симптоматическую картину нарушенного развития личности подростка. Во-первых, это наличие у подростков множественных остроэмоционально чувствительно

переживаемых проблем. Во-вторых, высокая готовность к конфликтам и конфронтации во взаимоотношениях с окружающими — взрослыми, сверстниками, более старшими и младшими по возрасту детьми, протестно-агрессив-ное по характеру реагирование на действия и оценки других, которые заведомо воспринимаются как угрожающие потере статуса среди окружающих.

В-третьих, высокая поисковая активность и устойчивая готовность к реализации своего стремления к самоутверждению среди других, сочетающаяся с незрелостью оценки и самооценки, чертами инфантилизма, готовностью к отказу от принятых обязательств, намерений, легкостью изменения личных взглядов. По методикам Л.Н. Собчик МЦВ и ИТДО4, в двух измерениях индивидуально-личностных свойств у девиантных подростков (26,35% всех респондентов) выявлены сложное сочетание активности и неустойчивости эмоциональных состояний, спонтанность действий по самореализации, непоследовательность поступков, потребность в ярких впечатлениях, неустойчивость и незрелость самооценки, при которой неуверенность в себе способна легко сменяться ничем не подкрепленной самоуверенностью.

В-четвертых, это поиск необычных и ярких впечатлений в сочетании с уходом в обсуждение нереалистичных, порой мистических тем, дающее возможность для самодемонстрации «Я» и не требующее реального действия. Подросткам, выбирающим такой способ самодемонстрации, самопредъявления, одновременно свойственна фиксация на теме смерти и смертности. С эти может быть связана формирующаяся у девиантного подростка суицидальная направленность личности. Анализ глобального самоотношения подростков показал, что к этой группе (по результатам методики ЦТО и собеседований с испытуемыми и их сверстниками, родителями) можно отнести 9,5% школьников с дефицитарностью отношений взаимодействия «взрослый — ребенок».

Наиболее подвержены существенным изменениям за короткий отрезок взросления склонного к девиациям подростка-школьника такие индивидуально-личностные свойства, как спонтанность, ригидность, интровертирован-ность, эмотивность. На изломе двух «блоков» взросления в подростковом возрасте — границе среднего и старшего этапов этого периода (14 лет) — резко возрастает, а затем снижается высокая поисковая активность школьника-подростка, воспитание которого во многом определяется дефицитарностью отношений взаимодействия. Ослабление поисковой актив-

ности у старших подростков связано с ростом анализа. Одно из них — исследование особен-

тревожности, которая снимается в противосто- ностей личностного развития 14-летних под-

янии слабости и силы, экстравертированности ростков, поскольку именно на этом среднем

и интровертированности, а также с подавлени- этапе подросткового периода зафиксирован

ем проявлений эмотивности, большей и посте- своеобразный «излом» целостного процесса,

пенно усиливающейся регуляцией эмоцио- проявляющийся в резкой дифференциации

нальных состояний. этой возрастной группы детей, возникновении

Показатели интровертированности устой- у них двух типологических вариантов протест-

чиво понижаются на дистанции онтогенеза от но-агрессивного поведения — гиперстеничного

13 до 16 лет. Это означает, что внешняя пассив- и гипостеничного. Подобной резкой диффе-

ность у взрослеющего подростка сменяется по- ренциации в группе младших подростков с на-

степенно иной картиной поведения, в которой рушенными родительско-детскими отношени-

изменяется нагрузка потребности в общении ями (их дефицитарностью) не выявлено.

с окружающими, серьезно ослабевает контроль _

общительности, действий-взаимодействий. 1 См. : Фелъдштейн Д.И. Человек в современной ситуации:

Таким образом, исследование позволяет тенденции и потенциальные возможности развития //

приблизиться к пониманию взросления под- мир жиогогш. 2005. № 1. с 15—17.

ростков, воспитание которых в семье наруше- 2 См.: БРатУ^ъ Б С. А^а™ шч^™. м., Ш8; Дозор-

но и определяется в своем содержании и сред- цева EL Аномальное развитие у подростков с

, „ „ противоправным поведением. М., 2004; Кондратенко В.Т.

ствах дефицитарностью отношений взаимодей- и

« ч- f « Девиантное поведение у подростков: социально-психоло-

ствия «взрослый — ребенок». В то Же время гические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.

материалы исследования позволяют наметить 3 См.: Фелъдштейн Д.И. Указ. соч.

ряд направлений, требующих углубленного 4 См.: Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. СПб., 2002.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

А.В. ТРОИЦКАЯ

Научный руководитель доктор педагогических наук И.Б. ЛЕБЕДЕВ

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемные моменты профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД. Автором представлено понятие соответствующей подготовки в ракурсе ключевых слагаемых: морально-психологическая подготовка, физическая и боевая подготовка, проанализированы основные компоненты подготовленности сотрудников, на этой основе сформулированы ее основные задачи. Полученные результаты нашли отражение в изложенных в статье выводах применительно к психологическим условиям формирования профессионально значимых качеств сотрудника.

Ключевые слова: профессионально-психологическая подготовка, сотрудник ОВД, морально-психологическая подготовка, физическая подготовка, боевая подготовка, психологические условия, профессионально значимые качества.

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF FORMING PROFESSIONALLY

IMPORTANT FEATURES

A.V. TROITSKAYA

Scientific supervisor Doctor of Psychology, professor I.B. LEBEDEV

Annotation. In this article we explore problems of policemen professional psychological training. The author gives it's definition which consists of psychological, physical and battle training. We also searched the components and basic tasks of the correct policemen training process. The results are given in the conclusion of the article.

Key words: professional psychological training, policeman, psychological, physical and battle training, psychological conditions, professionally important features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.