Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ'

ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
201
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ "Я" / РЕБЕНОК / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОЗНАНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА / THE CONCEPT OF "I" / CHILD / PRESCHOOL / COGNITION / RESEARCH / SELF-AWARENESS / CHILD PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кодирова Маликахон Кахрамоновна

В статье рассматриваются закономерности психологического развития дошкольников, проблема самовосприятия у детей, а также исследования, проводимые учеными в этой связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ»

ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ

Кодирова Маликахон Кахрамоновна

старший преподаватель Джизакский государственный педагогический институт

Узбекистан

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются закономерности психологического развития дошкольников, проблема самовосприятия у детей, а также исследования, проводимые учеными в этой связи.

ANNOTATION

The article examines the patterns of psychological development of preschoolers, the problem of self-perception in children, as well as research conducted by scientists in this regard.

Ключевые слова: Понятие «Я», ребенок, дошкольный возраст, познание, исследование, самосознание, личность ребенка.

Key words: The concept of "I", child, preschool, cognition, research, self-awareness, child personality.

Дошкольное учреждение - особый период в жизни человека. Этот период - время активного познания окружающего мира, смысла отношений между людьми, развития самосознания и восприятия в системе объективного и социального мира.

Особенностью развития дошкольников (3-6 лет) является формирование у них представлений об окружающей среде, окружении и предметах. За это время у ребенка развивается речь, самосознание и самостоятельные действия.

Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми начинается с формирования представлений о себе, по мнению большинства психологов.

Исследователи отмечают, что с раннего возраста дети проявляют особый интерес к себе -своему телу, движениям, внешнему виду, а также к окружающим людям и их отношениям. Самостоятельно сформированные идеи влияют на развитие всех видов детской деятельности, в том числе на формирование взаимоотношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками).

Психология фокусируется на проблеме самосознания. Психологи К.А. Абулханова, Б. Ананьева, А. Арсентьева, Р. Бернс, А.А. Бодалева, А. Иващенко, И. Кон, К. Левин, А. Маслоу, К. Роджерс, С.А. Рубинштейн, А. Славской, Е. Эльконин и другие исследовали эту проблему.

По словам Эльконина, дошкольник переходит от изолированности к пониманию себя, к открытию своей внутренней жизни. Короче, он начинает понимать себя.

Известно, что сформированная на ее основе концепция самосознания и самовосприятия - это процесс понимания самого человека, его мотивов, качеств, характеристик и личности, устойчивости и других проявлений, характеризующих изменение структуры во времени.

Представление о самом человеке или понятие «я», являющееся продуктом этого процесса, изменяется и развивается во времени от прошлого к будущему.

Идея формирования самосознания основана на идее Дж. Мида о том, что с момента рождения каждого человека другие люди в первую очередь

являются объектом отношений между его или ее родителями.

Поэтому первые формы самосознания и самосознания каждого ребенка, по сути, бессознательно синтезируются им в процессе общения и взаимодействия со взрослыми.

Его образ формируется в контексте взаимодействия индивидуального опыта ребенка и опыта общения с другими людьми. К трем годам многие дети будут иметь очень четкое представление о своих способностях, поэтому индивидуальный опыт будет иметь решающее значение только во взрослом возрасте и будет играть незначительную роль в дошкольном возрасте. Уже есть дошкольники, которым уже 3-4 года, способные самостоятельно оценивать одни свои возможности и правильно прогнозировать результаты своих действий без посторонней помощи, работая только на основе индивидуального опыта.

Согласно Эриксону, межличностные отношения особенно важны для формирования отношений, специфичных для ребенка, и существует ряд ограничений при выборе критериев их важности. Критерии самооценки с детства поддерживают человека на протяжении всей жизни, и отказаться от них очень сложно.

С точки зрения Эриксона, второй этап в развитии концепции самосознания длится от полутора до трех-четырех лет. В этот период ребенок знает свое личное происхождение и себя как активное существо.

Потому что окружающая среда, отношения, взаимодействия, которые ребенок развивает по разному. Понимание таких концепций важно для жизни ребенка.

Главный положительный результат развития ребенка - это обретение чувства независимости. Ребенок пытается освободиться от полной зависимости от взрослых и обрести некоторую самостоятельность, поэтому отказывается от любой помощи и все делает сам.

Взрослые в значительной степени ограничивают детскую деятельность из соображений безопасности, порядка и целесообразности. Если ребенок сопротивляется

требованиям взрослых, это приводит к чувству незащищенности в собственных силах.

Р. Бернс указал, что в этом возрасте ребенок особенно нуждается в доброжелательной поддержке и поощрении со стороны других. Возникающее в нем чувство желания необходимо поощрять, чтобы конфликты из-за запретов взрослых не привели к тому, что ребенок стал чрезмерно застенчивым и неуверенным. Такая незащищенность снижает восприятие окружающей среды, событий.

Можно сказать, что у дошкольников есть не только ожидание и стремление к надвигающимся личным изменениям (например, быть школьником), но также и самосознание и самосознание (каким школьником я буду).

Эриксон отмечает, что общение со сверстниками также улучшает восприятие ребенка. Информируя других детей о себе и о том, как они воспринимают «свою личность», ребенок значительно расширяет свой образ «я».

Самым важным источником для формирования у ребенка собственного понимания является образ тела, его объективные характеристики и его субъективное восприятие. С раннего возраста у ребенка складывается представление о красивых и некрасивых вещах. С точки зрения собственного тела внешние признаки определяют степень самоудовлетворенности или неудовлетворенности ребенка и оказывают существенное влияние на формирование его достоинства.

Самоуважение связано с отношением к себе или индивидуальным качествам; это аффективная оценка представления человека о самом себе. Он может иметь разную интенсивность, потому что особенности изображения - я могу вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Предметом самооценки и самосознания может быть, в частности, человеческое тело, его способности, социальные отношения и многие другие личные проявления.

Таким образом, уровень развития чувства собственного достоинства человека отражает положительное отношение к своей личности. Отрицательный, следовательно, подразумевает самоотречение от самооценки, отказ от всего, что попадает в сферу «я»; это снижает уровень устремлений человека, ограничивая его или ее жизненные перспективы.

Таким образом, рассматривая особенности развития самосознания и восприятия, следует отметить, что формирование концепции самосознания происходит в первую очередь под влиянием окружающих, в целом концепции самосознания. Жизненный опыт формируется прежде всего под влиянием детско-родительских отношений. Для этого необходимо обратить внимание на восприятие всех понятий у детей с дошкольного возраста.

Литература:

1. Романова И.О. Особенности формирования образа Я у детей дошкольного возраста // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. - с. 162-164-стр.

2. Юсупова П. Педагогика дошкольного образования. - Т .: Педагог, 2013.

3. Кодирова М.В. Роль тренинга в развитии познания детей. Ребенок и время. №3. 2019, с.61.

4. Кадырова М.К. Рол занятий в формировании и развитии и способностях размышления у детей. Путь науки. 2020. № 1 (71). 64-65-стр.

5. Кадырова М.К. Восприятие «Я» у детей. Джизак 2020. № 1

6. Каршибаева Г.А. Язык и формирование высших психологических функций. Междисциплинарная академия наук Украины. Междисциплинарные исследование науке и образовании. 2017

5. Каршибаева, Г. А., Абдукадырова, Н. Х., Абдукаримова, Э. И. Педагогические конфликты-неизбежные спутники школьной жизни. I Международной научной конференции «Аспекты и тенденции педагогической науки» Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОК К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ЕЁ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Уктамова Умида Сунатуллаевна

преподаватель

Джизакский государственный педагогический институт

Узбекистан

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены вопросы домашнего насилия и его причин, последствий насилия, предотвращения домашнего насилия в процессе достижения семейной стабильности студенток.

Ключевые слова: домашнее насилие, физическое, психическое, сексуальное, финансовое насилие, оскорбления, дискриминация, несправедливость, агрессия, недоверие, суицидальное поведение, самоуничтожение, вина. чувство, протест.

Сегодня в нашей стране очень высоко уважают женщин и для них созданы соответствующие условия. В частности, мы видим это в решениях и указах президента Ш. Мирзиёева, который уделяет

внимание женщинам. Например, Постановление от 2 сентября 2019 года «О гарантиях равных прав и возможностей женщин и мужчин» [1] и Закон Республики Узбекистан «О защите женщин от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.