Научная статья на тему 'Проблема самореализации профессионала в образовании'

Проблема самореализации профессионала в образовании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
783
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛ / ФАКТОР / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛА / ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИИ / EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS OF THE PROFESSIONAL'S SELF-REALIZATION / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / PROFESSIONAL / FACTOR / POTENTIAL OF A PROFESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федосенко Екатерина Владимировна

В статье рассматривается проблема самореализации профессионала сферы образования в условиях современного российского общества. Делается акцент на факторах, оказывающих влияние на профессиональную самореализацию педагога. Предлагается новый взгляд на профессию педагога с учетом реалий современного общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the professional's self-realization in education

The problem of a professional's self-realization in the education sphere in the modern Russian society is considered. The emphasis is placed on the factors, influencing the teacher's professional self-realization. The new view on the teacher's profession is offered taking into account the realities of the modern society

Текст научной работы на тему «Проблема самореализации профессионала в образовании»

Е. В. Федосенко

(Санкт-Петербург)

ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛА В ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматривается проблема самореализации профессионала сферы образования в условиях современного российского общества. Делается акцент на факторах, оказывающих влияние на профессиональную самореализацию педагога. Предлагается новый взгляд на профессию педагога с учетом реалий современного общества

Профессиональная самореализация, самореализация профессионала изначально несет в себе созидательный аспект деятельности, направленный на преобразование социума и окружающего мира. Социум же не всегда (история знает бесчисленное количество примеров] может дать адекватную оценку творческому продукту профессионала. Одной из важнейших черт профессионала как раз и является способность творить, производить продукт, невзирая на мнение общественности.

Определяя внутренние факторы, способствующие профессиональной самореализации, мы ставим акценты на «системном», свободном мышлении профессионала. Без него невозможно «преобразование мира», «изменение бытия» (С. Л. Рубинштейн]. Необходимым условием любого творчества, в том числе и в структуре преобразующей деятельности, является внутренняя свобода. «Это свобода разума, заключающаяся в независимости мышления от ограничений, налагаемых авторитетами и социальными предрассудками, а также от шаблонных рассуждений и привычек вообще [10, с. 337].

Само понятие «профессионал» тоже неоднозначно и претерпело значительные изменения. В прежней системе с плановой экономикой профессионалами считались квалифицированные специалисты, это были по сути тождественные понятия.

Теперь в условиях рыночной экономики понятие «профессионал» включает не только высокое владение информационными, селективными, когнитивными компонентами профессиональной деятельности, но и способность победить в свободной конкурентной борьбе за оплачиваемое рабочее место. Профессионализм - это не только высшая форма владения мастерством, но и образ жизни,

менталитет, мировоззрение, чувство причастности к профессиональному сообществу [1].

На самореализацию профессионала оказывают влияние многочисленные факторы, а также самооценка рейтинговой значимости этих факторов для самого человека.

Фактор - движущая сила, причина какого-либо процесса, явления, существенное обстоятельство [5].

Теоретические разночтения просматриваются не только в концептуальных вопросах, касающихся природы самореализации и механизмов ее осуществления, но и условий, оказывающих влияние на ее продуктивность. Так, например, в исследовании, посвященном проблеме самореализации личности, Л. А. Ко-ростылева [3] отмечает две группы факторов, оказывающих влияние на самореализацию:

1. Зависящие от человека (ценностные ориентиры, готовность к самостроительству, гибкость мышления, воля и др.];

2. Не зависящие от человека (социальная ситуация, уровень жизни, материальная обеспеченность, влияние на человека средств массовой информации, состояние экологической среды [3].

С точки зрения И. П. Смирнова решающим фактором в реализации самого себя, своего потенциала являются не природные задатки человека сами по себе, а сформированные внешней средой личностные качества как продукт образования и воспитания, обучения труду. Е. В. Селезнева подчеркивает, что человек может самореализовываться как уникальная целостная личность только во встрече с другими [4].

По мнению С. Н. Катаева., основным условием самореализации личности является наличие у человека развитого самосознания и рефлексии с актуализированной способно-

стью познавать себя и окружающий мир, реальные и потенциальные способности и возможности, интересы и ценности, перспективы личностного и профессионального роста

[4].

Предметом комплексных исследований мы сделали две группы факторов, оказывающих влияние на профессиональную самореализацию специалиста:

- внешние факторы, связанные с объективными условиями окружающей специалиста среды;

- внутренние факторы, отражающие субъективные потенциалы человека

Внешние факторы, оказывающие влияние на профессиональную самореализацию специалиста, рассматриваются нами на двух уровнях взаимодействия человека с социумом как открытой системой (по Б. Г. Ананьеву]: макроуровне и микроуровне.

Макроуровень включает в себя три группы факторов: социально-политические, социально-экономические, социальные. Все эти факторы раскрывают влияние социума на человека и его профессиональную самореализацию. Они объективны, и в какой-то мере профессионал становится заложником того или иного социального устройства государства, политического строя, экономической политики. Однако не каждое общество и не на каждом этапе своего развития обладает высоким синергетизмом, в условиях которого, по словам А. Маслоу, «социальные институты организованы так, чтобы преодолевать полярность между личным интересом и альтруизмом, так, чтобы человек, добиваясь своих эгоистичных целей, заслужил награды для себя» [6].

Изменения, произошедшие в России за последние 20 лет, оказали колоссальное влияние на самореализацию профессионалов. Характерная черта настоящего времени - это парадоксальность отношений в системе человек - профессия - общество. Это, в частности, проявляется в нарастающей иррационализа-ции общественного сознания в ответ на пере-структурирование экономики и дестабилизацию профессионального баланса, которые приводят к деформации профессиональной роли. Человек оказывается в ситуации, требующей выхода из рамок привычных представлений о своем месте в производственном или трудовом процессе. Заново оцениваются потребности, цели, возможности, реальные

условия профессиональной карьеры. Если это приводит к смене характера трудовой деятельности, особенно когда она является радикальной, можно говорить о профессиональной мобильности. Однако и здесь не обходится без противоречий, ибо, как считал Плутарх, «без изменения невозможна перемена свойств, а кто изменяется, тот не тождественен самому себе» [1].

Таким образом, профессионал оказывается на пересечении противоречивых отношений. Его внутренняя потребность в поддержании постоянства и престижа профессионального «Я» вынуждена реализовываться в условиях, подвергающих это Я испытанию. Отношение к нему ближайшего окружения, для которого его профессия, как правило, выступает либо в качестве гаранта материального благополучия, либо как внешний статусный признак, расходится с его собственным мнением, более взвешенным и личностноценностным пониманием своей профессии. Высокие требования самой профессии часто не соответствуют ее низкому социальному статусу, что приводит к внутреннему конфликту при принятии субъектом социальной профессиональной роли. Наличие неоднозначных отношений профессионала с обществом, в котором он не всегда получает необходимые условия для того, чтобы успешно реализоваться как представитель своей профессии, создает психологическую основу для деструктивных форм социальной реализации, основанных на использовании профессии в корыстных целях [1].

Особенно актуальна сегодня это позиция в образовательной сфере, научной сфере, когда налицо несоответствие социального статуса профессии и ее материальной стороны, а также реального престижа в обществе, так как в современном российском обществе престижна все-таки та профессия, которая обеспечивает высокий материальный уровень, а не та, которая обладает высоким морально-нравственным содержанием. Профессия учителя, даже по самооценкам самих учителей, считается альтруистической и абсолютно непрестижной.

Творческая активность педагога определяется и её возрастным диапазоном. Психологи выделяют фазный характер развития социальной активности, который проявляется в смене состояний профессиональной творческой деятельности и может быть опре-

делен хронологически-биографическим методом. Каждая из фаз (подготовительная, старт, кульминация, финиш] характеризует структурные изменения субъекта деятельности. Так, по результатам нашего исследования [9], больший процент (56%) от общей выборки составляют педагоги в возрастных диапазонах 36-45 лет и 46-55 лет. По мнению многих исследователей, пик (кульминация] творческой активности приходится в среднем на 35-39 лет. В этой связи выделение «возможности творческой самореализации» как наиболее привлекательного фактора педагогического труда почти половиной (44%] опрошенных респондентов кажется вполне объяснимым.

Многими исследователями признается существование второй кульминации в более поздние годы, но в оценке её объема и значимости существуют большие расхождения. В связи с этим выявленная в результате исследования достаточно немалая группа педагогов (20% от общей выборки] старше 55 лет не может восприниматься только как негативная сторона современной структуры возрастного диапазона педагогической деятельности.

Вызывает опасения малый процент педагогов наиболее продуктивного, активного периода профессиональной деятельности - от 21 до 35 лет. Чем объясняются подобные результаты? Чтобы ответить на этот вопрос, мы исследовали корреляционные зависимости между возрастом и карьерой психолога. Результаты получились следующими.

Выявлена обратная корреляционная зависимость между возрастом и карьерой. На основе этой зависимости делается вывод о том, что педагоги наиболее активного, продуктивного возраста оставляют педагогическую деятельность вследствие отсутствия перспектив карьерного роста. Субъективная картина жизненного пути в самосознании человека всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографически-исторических датах. Наблюдения за изменениями моды в разных сферах жизни обнаружили быструю смену перцептивных установок людей в зависимости от хода исторического времени. Если в социалистическом обществе профессия педагога была престижной и значимой в сознании людей, то на сегодняшний день эта значимость обесценилась. Что и подтверждается

прямой корреляционной зависимостью между возрастом педагога и таким фактором привлекательности профессии, как «престиж деятельности».

Обобщая вышесказанное, приходим к неутешительному выводу о наличии двух основных факторов, препятствующих поступлению молодых специалистов в образовательные учреждения и ведущих к их уходу из педагогической сферы. К этим факторам относятся отсутствие перспектив карьерного роста и непрестижность педагогической деятельности.

Подобные проблемы заставляют задуматься над дальнейшей общегосударственной политикой в сфере образования. Ученые

- психологи, а так же психологи-практики, работающие в системе образования, могут внести ощутимый вклад в решение проблемы адаптации педагогов в профессиональной деятельности и их творческой самореализации [9].

Реализации профессионала, по словам Е. П. Ермолаевой, происходит в неустойчивом пространстве, которое рассматривается ученым как система человек-профессия-общест-во. Отличительной чертой этой системы является выделение социальных функций профессии и социальной идентичности профессионала по сравнению с традиционно изучаемыми психологией труда «инструментальными» функциями. Это дает новые качественные возможности для исследования стратегий реализации профессионала [1].

Каждая профессия имеет свой реализационный потенциал, который изменяется при смене профессиональных эпох. Исходя из реальностей нашей эпохи, классификация профессий должна быть более прагматической: следует учитывать заложенный в профессии коммерческий потенциал, а не только делить профессии по их психологическому содержанию и требуемым от человека качествам на творческие, исполнительские и т.п. В связи с этим выделяется такое качество как способность человека позиционировать себя в рамках профессии и давать ей оценку в системе рыночных отношений. В целом этот прагматический аспект ориентирован на анализ соотношения иерархии личностных ценностей и ценностных ориентаций в профессии. Второй прагматический аспект - соотнесение жизненных запросов с потенциалом удовлетворения их в рамках выбранной профессии.

Это очень важные аспект, игнорирование которого и приводит к возможным искажениям в самореализации профессионала. Человек «разрывается» между иерархией личностных ценностей, удовлетворенностью содержательной стороной профессии, любовью к ней и несоответствием жизненных запросов с потенциалом удовлетворения их в рамках выбранной профессии. Именно с этой проблемой связан, по результатам наших исследований [9], уход многих специалистов педагогической профессии, имеющих научную степень, в банковские структуры. Интересен и тот факт, что при удовлетворении своих жизненных запросов эти специалисты, однако, тяготятся инструментальными функциями своей новой профессиональной среды и стремятся расширить свое профессиональное пространство за счет дополнительных функций социальной активности. В частности, опрошенные нам сотрудники, активно занимаются благотворительной деятельностью, оказывают активную помощь детям-сиротам,

стремятся к непосредственному общению с ними. Это и объясняет так называемый «эффект замещения», позволяющий профессионалам реализовывать свои истинные профессиональные ценности, свой потенциал, но в иной профессиональной среде, обеспечивающей им удовлетворение их жизненных запросов.

На сегодняшний момент подобное несоответствие в нашем обществе мы считаем одной из важнейших проблем, препятствующих успешному развитию государства в целом, так как самый ценный потенциал государства - это его граждане.

Таким образом, самореализация профессионала, его продуктивное развитие - это важнейшая проблема, решение которой необходимо для всего социума и каждого человека в отдельности. От возможностей науки в этой области зависит как профессиональная самореализация отдельной личности, так и развитие России в целом.

Литература

1. Ермолаева Е. П. Психология социальной реализации профессионала. - М: Ин-т психологии РАН, 2008. - 345 с.

2. Карнеги Д. Как наслаждаться жизнью и получать удовольствие от работы. - Минск: Попурри, 2007.

3. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: Основные сферы жизнедеятельности : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01. - СПб., 2001. - 298 с.

4. Кудинов С. И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности. // Наука. Образование. Практика : сб. материалов регионал. межвуз. науч.-практич. конф. - Уфа : Восточный университет, 2007. - С. 37-41.

5. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 144 с.

6. Маслоу А. Мотивация и личность / перевод с англ. А. М. Татлы-баевой. - СПб.: Евразия, 2001. - 477 с.

7. Федосенко Е. В., Ягодкина М. В., Чернышева Л. Г. и др. Профессиональная самореализация личности в современном обществе : моногр. / под науч. ред. Е. В. Федосенко. - СПб: Речь, 2009. - 122 с.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 2. - 322 с.

9. Федосенко Е. В. Штрихи к социально-психологическому портрету педагога XXI века // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика : сб. науч. ст. / под общ. ред. И. И. Соколовой. - СПб.: ИПО РАО, 2008. - С. 345-352.

10. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. В 4 т. [пер.] / под ред. И. Е. Тамма [и др.]. - М.: Наука. Т. IV, 1967. - 599 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.