Научная статья на тему 'Барьеры продуктивной профессиональной самореализации педагога'

Барьеры продуктивной профессиональной самореализации педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / БАРЬЕРЫ ПРОДУКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / SELF-REALIZATION / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / BARRIERS OF PRODUCTIVE PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / PROFESSIONAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосенко Екатерина Владимировна

В статье рассматривается проблема педагогической профессии в современном российском обществе. Приводятся результаты исследования барьеров продуктивной самореализации педагога. Предложен иной подход к анализу профессиональной мотивации педагога, ценностей профессии с учетом реалий современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Barriers of a Teacher’s Productive Professional Self-Realization

In the article the problem of a pedagogical profession in the modem Russian society is considered. Results of the research about barriers of a teacher’s productive self-realization are presented. Another approach is offered to the analysis of a teacher’s professional motivation, values of the profession taking into account realities of the modern Russian society.

Текст научной работы на тему «Барьеры продуктивной профессиональной самореализации педагога»

УДК 37.013

Е. В. Федосенко

Барьеры продуктивной профессиональной самореализации педагога

В статье рассматривается проблема педагогической профессии в современном российском обществе. Приводятся результаты исследования барьеров продуктивной самореализации педагога. Предложен иной подход к анализу профессиональной мотивации педагога, ценностей профессии с учетом реалий современного российского общества.

Ключевые слова: самореализация, профессиональная самореализация, барьеры продуктивной профессиональной самореализации, профессиональная мотивация.

Е. V. Fedosenko

Barriers of a Teacher's Productive Professional Self-Realization

In the article the problem of a pedagogical profession in the modern Russian society is considered. Results of the research about barriers of a teacher's productive self-realization are presented. Another approach is offered to the analysis of a teacher's professional motivation , values of the profession taking into account realities of the modern Russian society.

Key words: self-realization, professional self-realization, barriers of productive professional self-realization, professional motivation.

В современном российском обществе остро встает проблема профессиональной самореализации педагога. Педагог в современной России часто рассматривается в отрицательной плоскости, отмечается снижение уровня его профессиональной компетентности, снижение общего престижа профессии, а также большое количество субъективных и объективных факторов, мешающих продуктивной самореализации современного педагога.

Чтобы выяснить отношение людей к своей работе, американские исследователи провели серию опросов. Выяснилось, что на вопрос: «Стали ли бы Вы работать, если бы в этом не было финансовой необходимости?» около 65 % респондентов ответили, что в принципе бы оставили работу.

«Почему Вы хотели бы продолжать работу?» - такой вопрос задавался в другом обследовании. Наиболее частыми ответами были: «Чтобы избавиться от скуки», «Мне было бы не по себе, если бы я не работала», «Сошел бы с ума без работы» Лишь 12 % стали работать потому, что их удовлетворяла работа, которую они выполняли, или вообще нравилось работать.

В результате исследований очевидно, что удовлетворенность работой вносит в показатель общей удовлетворенности более низкий вклад, чем удовлетворенность браком и семьей. Было

установлено, что наиболее значимым источником счастья является счастье в семейной жизни, а несчастья - неудовлетворенность работой [1, 1990].

С целью оптимизации педагогической деятельности, создание системы психологического сопровождения профессиональной самореализации педагога нами было проведено исследование барьеров профессиональной самореализации педагогов. По результатам наших исследований педагогов (более 600 педагогов школ, лицеев, гимназий, профессиональных колледжей и училищ Санкт-Петербурга и Ленинградской области) были выявлены барьеры продуктивной профессиональной самореализации (табл. 1).

Приведенные факты свидетельствуют о том, что наиболее остро перед педагогами стоит вопрос о должном техническом обеспечении педагогического процесса. Даже такой значимый экономический фактор, как достойная заработная плата занимает второе ранговое место среди факторов, препятствующих продуктивной педагогической деятельности. Безусловно, что в век новых информационных технологий и педагогических инноваций отсутствие должного технического обеспечения не дает возможности педагогам идти в ногу со временем, преподавать свой предмет на высоком уровне.

© Федосенко Е. В., 2012

Таблица 1

Барьеры продуктивной профессиональной самореализации педагога (п=600)

№ п/п Факторы, препятствующие продуктивной профессиональной деятельности педагога Ранг Кол-во ответов (%)

1 Низкая заработная плата 2 40

2 Сложные отношения с администрацией 6,5 12

3 Нездоровая атмосфера среди коллег 8 8

4 Отсутствие должного технического обеспечения 1 52

5 Большая учебная нагрузка 4 20

6 Постоянное ухудшение контингента учащихся 3 32

7 Меняющиеся учебные программы - -

8 Непоследовательная политика администрации 6,5 12

9 Трудности личного, семейного характера 5 16

Экономический же фактор не требует дополнительных комментариев, так как лежит за пределами компетенции ученых-психологов. А вот фактор «постоянное ухудшение контингента», замыкающий «тройку» самых значимых по оценке педагогов социально-психологических барьеров, осложняющих их профессиональную деятельность, требует более детального рассмотрения. По результатам нашего исследования можно утверждать, что ухудшение контингента учащихся воспринимается педагогами как препятствие к их творческой самореализации и продуктивной деятельности. С одной стороны, это вполне объяснимо и говорит об объективных социально-психологических причинах, не позволяющих поднять учащихся на тот уровень знаний, умений и навыков, развить тот перечень компетенций, который так необходим сегодняшнему молодому специалисту. Однако, с другой стороны, актуальность подобного фактора для большинства педагогов свидетельствует о недостаточном уровне их педагогического мастерства.

Для того, чтобы быть объективными в своих выводах, мы использовали корреляционный анализ и выявили, что фактор «постоянное ухудшение контингента учащихся» связан с либеральным стилем педагогической деятельности (г=0,234; р<0,05). Таким образом, можно утверждать, что ухудшение контингента учащихся является препятствием продуктивной педагогической деятельности для педагогов, отдающих предпочтение либеральному стилю деятельности.

По результатам нашего исследования данный стиль деятельности был выявлен лишь у 16 % педагогов. Большая же часть опрошенных приверженцы авторитарно-демократического (44 %) и демократического (40 %) стилей педа-

гогической деятельности. Подобные результаты, на первый взгляд, входят в противоречия со сделанными нами выше выводами относительно связи фактора «постоянное ухудшение контингента учащихся» с либеральным стилем педагогической деятельности. Мы предполагали подобные расхождения, поэтому для изучения стиля деятельности использовали не только тестовый метод, основанный на самооценивании, дающий возможность испытуемым ориентироваться на социально-желательные ответы, но и метод проективного вопроса. Так, педагогам был задан вопрос: «Какой стиль педагогической деятельности был свойственен Вашей любимой учительнице?» Выбор подобного вопроса был основан нами на вывяленной многими исследователями взаимосвязи между стилем деятельности любимого педагога и последующим выбором собственного стиля педагогической деятельности. Результаты получились следующими: 54 % опрошенных отметили демократический стиль (что полностью совпадает с результатами тестирования), а вот 23 % - авторитарный и 22 % педагогов определили стиль своего любимого учителя как либеральный.

Таким образом, результаты исследования говорят сами за себя. Подобное расхождение свидетельствует о том, что в сознании учителя публичное признание себя авторитарным, а уж тем более либеральным педагогом равносильно признанию своей недостаточной профессиональной компетентности. Корни подобной проблемы лежат намного глубже, чем может показаться при первичном рассмотрении. Неконгуэртный, неассертивный педагог не может обладать достаточным уровнем самосознания. Такой педагог часто прибегает к чрезмерному использованию деструктивных видов психологической защиты, что искажает как общее самовосприятие собст-

венной личности, своего «Я» так и, субъективное отражение своей объективной профессиональной деятельности. Подобная серьезная проблема требует обязательных мероприятий психологической коррекции личности педагога.

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что профессиональная деятельность значительной части педагогов омрачается трудностями личного, семейного характера. Выше уже отмечалось, что благополучная семейная обстановка положительно влияет на продуктивность профессиональной деятельности педагога. Тем не менее по результатам исследования было выявлено больше половины (56 %) педагогов никогда не состоявших в браке или разведенных. В связи с этим нас заинтересовал вопрос: влияют ли трудности семейного характера на профессиональную деятельность педагога? На первый взгляд ответ очевиден, но тем не менее ученые должны опираться на факты. Так, по результатам корреляционного анализа была установлена зависимость между авторитарным стилем педагогической деятельности и личными, семейными трудностями педагога (г=-0,343; р<0,01). Опираясь на подобные результаты, мы можем предположить, что таким учителям свойственно проецировать свои личные проблемы на учащихся и как следствие выбирать жесткий стиль педагогического воздействия.

Среди факторов, препятствующих продуктивной профессиональной деятельности, не последнее место занимает сфера межличностных отношений. Так, сложные отношения с администрацией и ее непоследовательная политика как барьеры продуктивной педагогической деятельности занимают шестое место, а нездоровая атмосфера среди коллег - седьмое. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что в некоторых учебных заведениях проблеме психологического микроклимата в учительском (педагогическом) коллективе уделяется слишком мало внимания. А ведь высокий морально-нравственный психологический микроклимат является сопутствующим фактором удовлетворенности педагогической профессией.

Каковы же перспективы служебного роста опрошенных нами педагогов? Большая часть педагогов (42 %) отметили, что будут плодотворно трудиться, как и ранее; продолжить свой карьерный рост планируют 30 % опрошенных. А вот 18 % учителей хотели бы найти работу по специальности, но более высокооплачиваемою,

и лишь 10 % педагогов признались, что всерьез задумываются о смене профессии.

Перед нами предстает мало оптимистичная картина портрета современного педагога и его профессионального пути. Несмотря на то, что около половины опрошенных настроены на продуктивную профессиональную деятельность, вторая половина - обладает несколько искаженной профессиональной направленностью. Безусловно, не стоит сбрасывать со счетов и реалии сегодняшнего дня, направленные в первую очередь на финансовую составляющую. В связи с этим современного педагога необходимо воспринимать в ином контексте, нежели несколько десятилетий назад [3].

По мнению Е. П. Ермолаевой, исходя из реальностей нашей эпохи, классификация профессий должна быть более прагматической: следует учитывать заложенный в профессии коммерческий потенциал. Этот прагматический аспект ориентирован на анализ соотношения иерархии личностных ценностей и ценностных ориента-ций в профессии. Второй прагматический аспект - соотнесение жизненных запросов с потенциалом удовлетворения их в рамках выбранной профессии [2]. Это крайне необходимо учитывать при рассмотрении современного педагога-профессионала.

Ситуация в нашей стране на сегодняшней день такова, что мотивация труда существенно изменилась в сравнении с прошедшими десятилетиями. Если раньше декларировались ценности труда как такового и нигде не работающий человек - тунеядец - подвергался строгому общественному порицанию, то теперь, по данным исследований, 2/3 выпускников средней школы видят в труде неприятную обязанность или исключительно источник заработка [4].

Так, в СССР происходило навязывание профессионального выбора со стороны власти (первые пятилетки - это производственный рабочий, затем - ИТР). В некоторых случаях, человек сам отслеживает и фиксирует эти тенденции в своем сознании, а иногда становится «жертвой» непроизвольного, само собой разумеющегося выбора, подчиняясь вынужденным обстоятельствам (например, в колхозе надо было быть колхозником).

Сейчас другая ведущая тенденция в любой профессиональной сфере - это кормление на местах, стремление использовать профессию, прежде всего, для личной наживы, а уж потом -по ее прямому назначению. Чаще всего личная

нажива выступает условием того, будет ли профессия вообще использована по своему прямому социальному заказу, или социальная функция ее вовсе будет проигнорирована. Самореализация профессионала в обществе потребления - это не только самореализация личности, но и встраивание в ряды членов общества потребления (в социальном плане глобализация - это тотальный диктат принципов общества потребления). В таком обществе нужда в самоактуализируемой в профессии личности отсутствует. Это провоцирует внутренние и социальные конфликты профессионалов и ментальный антиглобализм (курсив наш - Е. Ф.). В этом, на наш взгляд, главная проблема самореализации профессионала в нашей стране.

Таким образом, в мотивации пребывания и самореализации в профессии есть 2 стороны: личная и социальная. Эти 2 стороны могут находиться в состоянии разной соподчиненности:

- может преобладать личная мотивация, подчиняя себе социальную;

- может быть наоборот: социальная диктует то, какой должна быть личность в данной профессии;

- оптимальным можно считать явление гармонии, динамического равновесия личности и ее социального назначения в профессии, то есть состояния профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность, по определению Е. П. Ермолаевой, «сущностная психосоциальная структура, в которой сфокусированы основные отношения профессионала в меняющейся системе человек - профессия - общество. Это характеристика сложившегося психологического соответствия и устойчивого самоотождествления личности с профессией» [2, с. 16].

Критерием социальной приемлемости профессии является взаимное соответствие трех компонентов:

- качества выполнения функций;

- запросов общества;

- стоимости профессиональных услуг.

Несоответствие любой пары этих характеристик - это уже основа для социальной неприемлемости профессии. Социальная приемлемость и социальная опасность профессии связаны меду собой, но не обратно пропорциональной, а сложной неоднозначной зависимостью: социальная приемлемость низкого уровня профессиональных услуг, обеспеченная нетребовательностью потребителя или невысокой стои-

мостью услуг, может стать социально опасной.

В современном российском образовании мы наблюдаем именно такую тенденцию и это вызывает у нас серьезные опасения. Проблема профессиональной самореализации педагога, его профессиональная идентичность является для нас ключевой.

Невыполнение социальной функции профессии при наличии профессиональных знаний, умений, навыков ученый определяет как действующий профессиональный маргинализм, если должностное лицо продолжает оставаться на рабочем месте. Тогда его прерогативой становятся теневые функции профессиональной роли, то есть обращение своих профессиональных умений, знаний и навыков на цели, часто прямо противоположные социальному назначению профессии. Социально опасными неадекватные (или ошибочные) действия профессионала становятся при условии, если они изменяют ролевую функцию профессии в индивидуальном или массовом сознании, либо сдвигают мировоззренческие координаты общества в целом [2].

Мы можем наблюдать подобные «сдвиги» в массовом сознании профессии «учитель», которая ранее обладала огромным уважением и престижем в обществе. Сейчас же образ учителя по многим исследованиям очень далек от его идеального образа. Причем распространение подобных представлений о современном учителе не только «заслуга» общества, социально-экономической политики государства, но и самого современного учителя, появление которого является следствием общественных катаклизм. Его портрет в период перестройки нашего общества стал отражать все черты профессионального маргинализма. В настоящее время положение немного улучшилось, учитывая рассогласование отмеченных выше компонентов социальной приемлемости профессии, а также неприемлемость коммерческого потенциала в этой профессии. Современное общество, общество потребления, несмотря на тотальную глобализацию, продолжает оценивать профессию учителя с точки зрения коммунистической морали. В обществе продолжает приветствоваться политика низкой стоимости профессиональных услуг педагога, низкий уровень его жизни и ориентация на идеологическую составляющую профессии (то есть «работа за идею»). Однако необходимо отметить, что единичные профессионалы, обладающие высочайшим уровнем

квалификации, могут гармонично сочетать в профессии соотношение иерархии личностных ценностей и ценностных ориентаций и соотнесение жизненных запросов с потенциалом удовлетворения их в рамках выбранной профессии.

Библиографический список:

1. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл // Психология зрелости / редактор-составитель Д. Я. Райгородский. - Самара : БАХ-РАХ-М, 2003.

2. Ермолаева, Е. П. Психология социальной реализации профессионала [Текст] / Е. В. Федосенко. -М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.

3. Профессиональная самореализация личности в современном обществе [Текст] : монография / под ред. Е. В. Федосенко. - СПб. : Речь, 2009.

4. Федосенко, Е. В. Ценностные ориентации и мотивационные установки учащихся начальной профессиональной школы [Текст] / Е. В. Федосенко // Сб. научно-методических материалов «Этнокультурный компонент в профессиональной подготовке учащихся». - Петрозаводск, 2007. - С. 133-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.