Научная статья на тему 'Особенности моделей профессиональной самореализации педагогов общеобразовательных школ России и Испании'

Особенности моделей профессиональной самореализации педагогов общеобразовательных школ России и Испании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ / МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА / МАКРОВЕРШИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА / МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF THE TEACHER OF A SECONDARY SCHOOL / A MODEL OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF THE TEACHER / MACRO TOP PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF THE TEACHER / THE MOTIVES OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кухарчик Е. Н., Федосенко Е. В.

В статье рассмотрены модели профессиональной самореализации педагога на основе акмесинергетических исследований, описаны особенности самооценки моделей профессиональной самореализации педагогов общеобразовательных школ России и Испании. Анализируются макровершины профессиональной самореализации российских и испанских педагогов. Приводятся диагностические исследования и сравнительный анализ мотивов профессиональной самореализации педагогов общеобразовательных школ России и Испании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF THE MODELS OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION TEACHERS IN SECONDARY SCHOOLS IN RUSSIA AND SPAIN

The article considers the model of professional self-realization of the teacher on the basis of acme synergetics research, described the features of the self-assessment models of professional teacher of secondary schools of Russia and Spain. Analyzed macro top professional selfrealization, Russian and Spanish teachers. Provides diagnostic studies and comparative analysis of the motives of professional teacher of secondary schools of Russia and Spain.

Текст научной работы на тему «Особенности моделей профессиональной самореализации педагогов общеобразовательных школ России и Испании»

Библиографический список

1. Болотов, В.А. Теория и практика реформирования педобразования в условиях социальных перемен. - Волгоград, 1989.

2. Кривых, С.В. Теоретические основы проектирования основной образовательной программы и учебного плана вуза в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов // Академия профессионального образования. - 2012. - № 4.

3. Никитин, В.Я. Интеграция России в европейское единое образовательное пространство // Академия профессионального образования. - 2012. - № 4.

4. Сластенин, В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В.А. Сластенин, А.И. Мищенко // Современная педагогика. - 2001. - № 10.

5. Слободчиков, В.И. Психология развития человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 2000.

Bibliography

1. Bolotov, V.A. Teoriya i praktika reformirovaniya pedobrazovaniya v usloviyakh socialjnihkh peremen. - Volgograd, 1989.

2. Krivihkh, S.V. Teoreticheskie osnovih proektirovaniya osnovnoyj obrazovateljnoyj programmih i uchebnogo plana vuza v usloviyakh realizacii federaljnihkh gosudarstvennihkh obrazovateljnihkh standartov // Akademiya professionaljnogo obrazovaniya. - 2012. - № 4.

3. Nikitin, V.Ya. Integraciya Rossii v evropeyjskoe edinoe obrazovateljnoe prostranstvo // Akademiya professionaljnogo obrazovaniya. - 2012. -№ 4.

4. Slastenin, V.A. Professionaljno-pedagogicheskaya podgotovka sovremennogo uchitelya / V.A. Slastenin, A.I. Mithenko // Sovremennaya pedagogika. - 2001. - № 10.

5. Slobodchikov, V.I. Psikhologiya razvitiya cheloveka / V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. - M., 2000.

Статья поступила в редакцию 20.06.13

УДК 378.12

Kukharchik E.N., Fedosenko E. V. THE FEATURES OF THE MODELS OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION TEACHERS IN SECONDARY SCHOOLS IN RUSSIA AND SPAIN. The article considers the model of professional self-realization of the teacher on the basis of acme synergetics research, described the features of the self-assessment models of professional teacher of secondary schools of Russia and Spain. Analyzed macro top professional selfrealization, Russian and Spanish teachers. Provides diagnostic studies and comparative analysis of the motives of professional teacher of secondary schools of Russia and Spain.

Key words: professional self-realization, professional self-realization of the teacher of a secondary school, a model of professional self-realization of the teacher, macro top professional self-realization of the teacher, the motives of professional self-realization of the teacher

E.H. Кухарчик, учитель химии, Международная школа Гзрценовского университета (МШГУ),

г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]; Е.В. Федосенко, канд. психол. наук, директор РОО

«Научный центр развития личности «Акме», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ РОССИИ И ИСПАНИИ

В статье рассмотрены модели профессиональной самореализации педагога на основе акмесинергетичес-ких исследований, описаны особенности самооценки моделей профессиональной самореализации педагогов общеобразовательных школ России и Испании. Анализируются макровершины профессиональной самореализации российских и испанских педагогов. Приводятся диагностические исследования и сравнительный анализ мотивов профессиональной самореализации педагогов общеобразовательных школ России и Испании.

Ключевые слова: профессиональная самореализация, профессиональная самореализация педагога общеобразовательной школы, модели профессиональной самореализации педагога, макровершины профессиональной самореализации педагога, мотивы профессиональной самореализации педагога.

Процесс профессиональной самореализации на протяжении всего жизненного пути человека мы рассматриваем с позиций акмесинергетического исследования В.П. Бранского и С.Д. Пожарского [1]. Если условно представить процесс самореализации специалиста как движение самоорганизующейся системы к вершине, т.е. акме (как высшей ступени совершенства), можно составить классификацию моделей процессов этого движения: одновершинная, многовершинная, макровершинная и безнизинная.

Мы использовали методику «Модель непрерывной самореализации профессионала» (Е.В. Федосенко) [2]. Цель этой методики заключается в самоанализе непрерывного процесса самореализации специалиста. Испытуемому предлагалось выбрать ту модель, которая субъективно соответствует его профессиональному пути. По варианту выбора модели специалистом можно судить о характере его собственной профессиональной самореализации на протяжении всего жизненного пути (рис. 1).

Нетрудно заметить, что многовершинная модель является частным случаем (фрагментом) макровершинной модели, так же, как и безнизинная модель является частным случаем (фрагментом) макровершинной модели. В этой модели имеется несколько акме, но среди них есть доминирующая вершина, господствующая над другими.

Одновершинная и многовершинная модели являются частными случаями макровершинной модели. Но и безнизинная модель является тоже частным случаем (представляет собой восходящую ветвь одновершинной модели, обрывающуюся на вершине). Таким образом, при анализе классических акмеологичес-ких моделей необходимо подчеркнуть, что все они являются частным случаем макровершиной модели, которая характеризуется принципом восхождения вверх от одной точки совершенства до другой; их условно можно назвать восходящими моделями [3; 4]. Достигнув акме, система продолжает функционировать, приближаясь к своему концу. Однако финал процесса самореализации профессионала может быть различным: от профессиональной стагнации до, наоборот, высшей точки профессиональной самореализации.

С помощью методики «Модель непрерывной самореализации профессионала» нами было обследовано специалисты общеобразовательных учреждений обоих выборок. Большинство обследуемых российской выборки отдавало предпочтение мак-ровершинной модели (рис. 2.), в испанской выборке наблюдалась склонность к безнизинной модели (не имеющей точек спада), которая отечественными педагогами практически не выбирается. Причем выявлена интересная зависимость - чем боль-

і 1 ^ /

Рис1. Олновеошинная модель творческой самореализации, позволяющая проанализировать Ваш путь профессиональных достижений Рис 2. Многовершинная модель. характеризующая достижения множественного результата в профессиональной деятельности (Пики совершенства на одной линии развития)

/ 3 І 1 \ 1 • ^ і 1 ^ / * /1 у/ і

1

Рис. 3 Макровспшиннан модель. Среди всех вершин достижения преобладает одна, главная, которая является высшей точкой развития Вас, как Рис.4 Безнизинная модель

Рис. 1. Модели профессиональной самореализации педагога

Рис. 2. Особенности выбора моделей профессиональной самореализации педагогов России и Испании

ше стаж педагогической деятельности, тем выше выраженность выбора многовершинной модели (г = 0,354; р < 0,05).

Далее мы предлагали на выбранной модели отметить точку, на которой специалист находится на данный момент (за точку отсчета предлагалось принимать период выбора профессии). В результате было установлено, что половина (50% от выборки) обследуемых российских педагогов находятся в процессе профессиональной самореализации. Однако оставшаяся половина обследуемых разделилась на две равные группы. Представители первой группы (30%) полагали, что они уже самореали-

зовались, их процесс профессиональной самореализации окончен, так как достигли своего пика в развитии. Причем этот пик в большинстве случаев был связан с административной должностью (заместитель директора или директор учреждения). Во второй группе обследуемые (15%) отмечали, что пик их профессиональной самореализации уже позади и сейчас они двигаются в направлении профессиональной стагнации. Мы склонны связывать такие результаты в первую очередь с возрастными особенностями испытуемых, а также с особенностями их профессиональной деятельности. Ведь профессиональное выгорание

Профессиональное развитие, Заработная плата

обучение через всю жизнь

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Профессиональное

развитие

Повышение профессиональной категории (высшая, первая)

Повышение по карьерной лестнице (директор, зам директора)

Мотивы российских педагогов

Рис. 3. Условные основные мотивы профессиональной самореализации педагогов России и Испании

по результатам самоанализа

у людей, выбравших профессию в системе «человек - человек», значительно выше, по сравнению с другими специальностями.

В этом плане показательны сравнительные исследования особенностей самооценки процесса профессиональной самореализации испанскими коллегами. Так, около 90% от общей выборки специалистов отмечают, что они еще не самореализовались, не достигли своего пика и находятся на середине пути к пику профессиональной самореализации. Около 10% педагогов отмечают, что их пик профессиональной самореализации уже позади, и они чувствуют, что карьера идет на спад, часто это отмечают специалисты, отработавшие более 31 года в педагогике, что вполне объяснимо. Нам не удалось увидеть в результатах по испанской выборке группы специалистов, еще достаточно молодых (от 45 лет и старше), но считающих, что они уже самореализовались, что они на пике и им, принципе, уже учиться и стремиться не к чему, так они уже достигли - должности директора, зама директора или высшей категории. Таким образом, мы можем сделать вывод, что эта группа специалистов считает, что будет оставаться на пике еще долгие годы профессиональной самореализации как бы само собой, недооценивая тот факт, что остановка в движении - это чаще всего, откат назад в профессиональном и личностном развитии. У испанских коллег мы не увидели подобных результатов, можно условно выделить два типа мотивации испанских коллег, находящихся в процессе профессиональной самореализации:

1) к профессиональному развитию, обучения и самореализации через всю жизнь;

2) к профессиональному развитию с целью все большего повышения материального достатка.

В этом плане очень показательны комментарии испанских коллег (данные в конце методики) относительно своей профессиональной самореализации. Учитывая первый тип мотивации, можно отметить содержательный комментарий Даниэля (35 лет, учитель иностранного языка): «Самореализация для меня -это процесс, посредствам которого я стремлюсь к достиже-

нию моего потенциала как учителя и исследователя. Это постоянное стремление к совершенствованию и оно не иссякает никогда. Являясь человеком, который верит в обучение через всю жизнь, я никогда не остановлюсь на своем пути достижения целей. Хотя, скорее всего вершина, к которой стремлюсь, я не буду ставить ее на недостижимый уровень. Пик моей карьеры (еще не настал) будет, когда я приобрету известность (как преподаватель) на международном уровне. Сейчас я на середине пути к вершине». Даниэль пишет докторскую диссертацию в Великобритании и его мнение можно назвать не единичным, а достаточно часто встречающимся у педагогов, стремящихся к личностному и профессиональному росту, многие специалисты отмечают написание докторской и получение международной известности как высококлассного продуктивного педагога главной вершиной профессиональной самореализации, к которой они стремятся. К сожалению, среди отечественных специалистов мы не встретили столь ясного понимания и толкования своего уровня профессиональной самореализации, педагоги часто более скудно и формально комментируют свой выбор модели профессиональной самореализации и своего пути, ограничиваясь фразами типа: «Самореализация - это реализация себя в профессии», «реализация себе через работы моих учеников» и т.п., дают социально желательные формальные ответы.

Второй условный тип мотивации испанских коллег можно прокомментировать ясным высказыванием Сергио (34 года): «Основных моментов особо не могу отметить, т.к. работать пошел из-за высокой зарплаты, т.к. долго на одном месте не работаю (работаю в разных городах), поэтому к микровершинам профессиональной самореализации на графике могу отнести любой переезд в новую школу и повышение заработной платы. Но вне графика они будут иметь для меня одинаковую значимость». Сергио активно посещает курсы повышения квалификации, семинары, конференции, но все это он делает в первую очередь ради повышения материального благосостоя-

Таблица 1

Особенности самооценки макровершин, пика профессиональной

само реализации педагогов Испании и России

№ п/п Макровершины профессиональной самореализации педагога России Рейтинг Макровершины профессиональной самореализации педагога Испании Рейтинг

1. Административная должность (директор, завуч) 2 Докторская диссертация 1

2. Высшая категория 1 Успешная сдача экзамена учениками на международные сертификаты 2

3. Знания учеников и их внимание к педагогу после окончания учебы у него на долгие годы 3 Международная известность как педагога-новатора, мастера 3

ния, в интервью отмечает, что ушел бы из педагогики без сожалений, если вдруг его не устроил материальный уровень.

Из приведенных выше даже двух высказываний испанских коллег, прослеживается искреннее, неформальное объяснение своей профессиональной позиции и четкое понимание профессиональных целей, процесса собственной профессиональной самореализации. Так, Е.Н. Ермолаева в своем исследовании профессиональной идентичности отмечает, что для многих отечественных специалистов свойственен профессиональный мар-гинализм в его разных формах. К одному из структурных элементов профессионального маргинализма ученый относит - экономическую несвободу, которая явно присутствуют у российских педагогов в отличие от их испанских коллег. Экономическое унижение сродни лишения физической свободы по психологическим последствиям своего действия. А несвободный человек не может стать хорошим профессионалом. Профессионализм -это товар (Фромм, 1992), что предполагает честную конкуренцию на рынке труда и соответствующую цену [2]. Если в этой цепочке нет хотя бы одного компонента, она распадается, и профессия неизбежно деградирует [3].

Ко второму структурному элементу профессионального маргинализма можно отнести «Личность, лицо, маска» как модели идентификации (Ермолаева, 2008), вечный вопрос «Быть или казаться» как нельзя применим к сфере профессионального маргинализма. По ответам наших коллег мы можем сделать

вывод о наличии потребностей-имитаций - нарушений в моти-

вационно-потребностной сфере профессионала. Российские педагоги не высказывают, скрывают истинные потребности, реальную направленность личности в профессиональной сфере даже при анонимной диагностике. В ответах наших специалис-

Библиографический список

1. Кузьмина, Н.В. (Головко-Гаршина) Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. - М., 2001.

2. Профессиональная самореализация личности в современном обществе: монография / под науч. ред. Е.В. Федосенко. - СПб., 2009.

3. Акмеология: учебник / под общ. ред. А.А. Деркача. - М., 2002.

4. Психология самореализации профессионала: коллект. монография / под науч. ред. Е.В. Федосенко. - СПб., 2012.

5. Ермолаева, Е.П. Психология социальной реализации профессионала. - М., 2008.

Bibliography

1. Kuzjmina, N.V. (Golovko-Garshina) Akmeologicheskaya teoriya povihsheniya kachestva podgotovki specialistov obrazovaniya. - M., 2001.

2. Professionaljnaya samorealizaciya lichnosti v sovremennom obthestve: monografiya / pod nauch. red. E.V. Fedosenko. - SPb., 2009.

3. Akmeologiya: uchebnik / pod obth. red. A.A. Derkacha. - M., 2002.

4. Psikhologiya samorealizacii professionala: kollekt. monografiya / pod nauch. red. E.V. Fedosenko. - SPb., 2012.

5. Ermolaeva, E.P. Psikhologiya socialjnoyj realizacii professionala. - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 20.06.13

УДК 378

Lisenkova I.Ju. TEACHING TRAINING ISSUES FOR SMALL BUSINESSES IN THE AREA CLOTHING MANUFACTURE. This work deals the current problems of training for small businesses in garment production in order to improve quality of training students in accordance with the requirements of employers to the graduates of the university. Based on a comprehensive analysis of the situation in the market of sewing and repairing clothes St. Petersburg determined A major types of enterprises, identifies the main reasons for the creation of enterprises in the field of repair and clothing, analyzes the main way of attracting customers, analyzed the employment problem of graduates Cove St. Petersburg Universities at a sewing company.

Key words: small business, training, practice-oriented co-frames, college, small business, the market for sewing and repairs that dress, students, employers.

И.Ю. Лисенкова, канд. техн. наук, доц. каф. технологии и конструирования швейных изделий, ФГБОУ ВПО

«Санкт-Петербургский гос. университет сервиса и экономики» (СПбГЭУ), г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

тов ярко прослеживаются потребности-имитации, включающие модель идентификации «профессионал-маска» (Ермолаева 2008), - демонстрация целенаправленно имитируемых мотивов деятельности, при осознании их самой личностью как ложных в угоду социальной среде или запросам общества. Двойная мораль нашего недавнего бытия - яркий пример такой имитации. Имитация потребностей проводится по определенным «правилам игры», принятым в данной социальной среде, хорошо изученным и усвоенным личностью именно как «правила имитации жизни», а не собственно «правила жизни». В стабильных социальных условиях такую имитацию трудно распознать [5].

Таким образом, учитывая самооценку процесса профессиональной самореализации, мы можем условно отметить основные мотивы профессиональной самореализации педагогов России и Испании (рис. 3.).

Таким образом, обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что большинство испанских педагогов выбирают и видят свой процесс профессиональной самореализации как без-низинныую модель, в отличие от российских педагогов, которые рассматривают свой профессиональный путь как систему взлетов и спадов, выбирая макровершинную модель с несколькими пиковыми точками профессиональной самореализации. Причем, в качестве наиболее встречающейся макровершины, пика испанские коллеги выбирают для себя докторскую диссертацию и профессиональное развитие, обучение через всю жизнь, а российские коллеги в качестве такого пика отмечают - высшую профессиональную категорию и административную должность и лишь немногие уважение и память учеников, из высокие знания на долгие годы после окончания учебного заведения (таблица 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.