Научная статья на тему 'К вопросу о внешних факторах профессиональной самореализации специалиста образования'

К вопросу о внешних факторах профессиональной самореализации специалиста образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОДУКТИВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА ОБРАЗОВАНИЯ / ФАКТОР / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / PRODUCTIVE PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF SPECIALIST EDUCATION / THE FACTOR OF EXTERNAL FACTORS OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF SPECIALIST EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кухарчик Е. Н., Федосенко Е. В.

В статье описана структура внешних факторов профессиональной самореализации специалиста образования. Приводятся диагностические исследования особенностей влияния внешних факторов на профессиональную самореализацию педагога, по мнению самих специалистов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE EXTERNAL FACTORS OF PROFESSIONAL SELFREALIZATION OF SPECIALIST EDUCATION

The article describes the structure of the external factors of professional self-realization of specialist education. Provides diagnostic study of the influence of external factors on professional self-realization of the teacher, in the opinion of the specialists of education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о внешних факторах профессиональной самореализации специалиста образования»

Сформулируйте на более абстрактном уровне умозаключение, включающее в себя следующие закономерности периодической системы: а) с ростом числа электронов на последнем слое меняются свойства элементов в периоде от металлических до неметаллических; б) металлические свойства элементов растут сверху вниз по подгруппе в связи с увеличением числа электронных слоев и удалением валентных электронов от ядра.

2. Для абстрактного закона диалектики единства и борьбы противоположностей приведите более конкретные закономерности периодической системы.

3. Какими, на ваш взгляд, мыслительными операциями вы пользовались при этом?

С целью создания условий для изменения способов и направленности самоорганизации своей деятельности в соответствии с требованиями ситуации в выпускном классе нами проводилась организационно-деятельностная игра «Квантовые числа». Учащимся задавались определенные ситуации, например:

Библиографический список

1. В вашем мире отсутствуют отрицательные значения магнитного квантового числа.

2. В вашем мире спиновое квантовое число имеет не два, а три значения.

Далее учащимся предлагалось написать электронно-графические формулы их элементов трех первых периодов и ответить на ряд вопросов: а) составьте формулы ваших веществ аналогичные нашей воде, серной кислоте, этиловому спирту; б) какой элемент в вашем мире является элементом жизни и почему; в) приведите примеры проявления «правила перескока», правила Гунда на ваших элементах; г) попробуйте спрогнозировать формы электронных облаков атомов ваших элементов и другие. Поиск ответов на эти вопросы способствует формированию готовности усматривать сущность вещей и явлений, а не действовать по некоторой раз и навсегда установленной норме, т.е. умения перенормирования.

1. Суртаева, Н.Н. Педагогическая рефлексия - необходимый компонент культуры педагога // Педагогическая культурология: методичес-

кие рекомендации для преподавателей учебных заведений. - Тюмень; Тобольск, 1995.

2. Кривых, С.В. Методика приобщения учащихся к методам научного познания как средства формирования рефлексивных умений при

изучении химии в современной школе. - Новокузнецк, 1998.

3. Макареня, А.А. Методология химии: пособ. для учителя / А.А. Макареня, В.Л. Обухов. - М., 1985.

Bibliography

1. Surtaeva, N.N. Pedagogicheskaya refleksiya - neobkhodimihyj komponent kuljturih pedagoga II Pedagogicheskaya kuljturologiya: metodicheskie rekomendacii dlya prepodavateleyj uchebnihkh zavedeniyj. - Tyumenj; Toboljsk, 1995.

2. Krivihkh, S.V. Metodika priobtheniya uchathikhsya k metodam nauchnogo poznaniya kak sredstva formirovaniya refleksivnihkh umeniyj pri izuchenii khimii v sovremennoyj shkole. - Novokuzneck, 1998.

3. Makarenya, A.A. Metodologiya khimii: posob. dlya uchitelya I A.A. Makarenya, V.L. Obukhov. - M., 1985.

Статья поступила в редакцию 21.02.13

УДК 378.12

Kukharchik E.N., Fedosenko E. V TO THE QUESTION OF THE EXTERNAL FACTORS OF PROFESSIONAL SELFREALIZATION OF SPECIALIST EDUCATION. The article describes the structure of the external factors of professional self-realization of specialist education. Provides diagnostic study of the influence of external factors on professional self-realization of the teacher, in the opinion of the specialists of education.

Key words: professional self-realization, productive professional self-realization of specialist education, the factor of external factors of professional self-realization of specialist education.

E.H. Кухарчик, учитель химии Международная школа Гзрценовского университета (МШГУ), г. Санкт-Петербург; Е.В. Федосенко, канд. психол. наук, ст.н.с. ФГНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО, г. Санкт-Петербург, E-mail: efedosenko@yandex.ru

К ВОПРОСУ О ВНЕШНИХ ФАКТОРАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ОБРАЗОВАНИЯ

В статье описана структура внешних факторов профессиональной самореализации специалиста образования. Приводятся диагностические исследования особенностей влияния внешних факторов на профессиональную самореализацию педагога, по мнению самих специалистов образования.

Ключевые слова: профессиональная самореализация, продуктивная профессиональная самореализация специалиста образования, фактор, внешние факторы профессиональной самореализации специалиста образования.

Понятие продуктивной профессиональной самореализации специалиста образования в профессиональной деятельности отражает в большей степени социальный внешний характер профессиональной самореализации. Под продуктивной профессиональной самореализацией мы понимаем такую профессиональную самореализацию, которая, говоря обобщенно, вносит ощутимый вклад в развития социума. Так, например, профессиональная самореализация педагога, главной целью которого на пути к карьерным вершинам является стремление к административной власти и личному материальному благополучию, вряд ли можно назвать продуктивной профессиональной самореализацией, хотя, на первый взгляд, человек реализует свои потенциалы, добивается намеченных целей на выбранном жизненном пути. Однако специалиста, для которого одной из основных целей профессиональной самореализации выступает социальная составляющая, потребность в созидательной деятельности, так называемой «за-

боте о человеке» (по Эриксону), можно считать продуктивным в своей профессиональной самореализации.

Далее необходимо рассмотреть факторы, которые способны оказывать влияние на профессиональную самореализацию специалиста образования, и самооценка рейтинговой значимости этих факторов для специалистов.

Фактор - движущая сила, причина какого-либо процесса, явления: существенное обстоятельство в существенном процессе, явлении. Теоретические разночтения просматриваются не только в концептуальных вопросах, касающихся природы самореализации и механизмов ее осуществления, но и условий и факторов, оказывающих влияние на ее продуктивность. Так, например, в диссертационном исследовании, посвященном проблеме самореализации личности, Л.А. Коростылева [1] отмечает, что РА. Зобов и В.Н. Келасьев выявили две группы факторов, оказывающих влияние на самореализацию:

1) зависящие от человека (ценностные ориентиры, готовность к самостроительству, гибкость мышления, воля и др.);

2) не зависящие от человека (социальная ситуация, уровень жизни, материальная обеспеченность, влияние на человека средств массовой информации, состояние экологической среды).

С точки зрения И.П. Смирнова решающий фактор в реализации человеком самого себя, своего потенциала - не природные задатки человека сами по себе, а сформированные внешней средой личностные качества как продукт образования и воспитания, обучения труду. Е.В. Селезнева подчеркивает, что человек может самореализовываться как уникальная целостная личность только во встрече с другими [3].

По мнению С.Н. Катаева, основным условием самореализации личности является наличие у человека развитого самосознания и рефлексии с актуализированной способностью познавать себя и окружающий мир, реальные и потенциальные способности и возможности, интересы и ценности, перспективы личностного и профессионального роста [2].

В соответствии с задачами нашего исследования был проведен ряд экспериментальных исследований, позволяющих просвети анализ особенностей профессиональной самореализации специалистов образования в соответствии с выделенными критериями самореализации специалиста образования (психологическое здоровье, профессиональная удовлетворенность и научно-методическая компетентность). Эмпирические исследования были разделены на несколько этапов:

Первый этап был посвящен выявлению факторов оказывающих влияние на профессиональную самореализацию специалиста образования как компонентов критерия его профессиональной удовлетворенности.

Второй этап стал анализом социально-психологического портрета современного специалиста образования по показателям критериев профессиональная удовлетворенность и научно-методическая компетентность.

Третий этап был посвящен исследованию психологического здоровья и профессиональной удовлетворенности специалистов образования, и выявил актуальный потенциал профессиональной самореализации будущих специалистов образования.

Таким, образом, мы исследовали внешние факторы, связанные с объективными условиями окружающей среды специалиста.

Внешние факторы, оказывающие влияние на профессиональную самореализацию специалиста, рассматриваются нами на двух уровнях взаимодействия человека с социумом как открытой системы (по Б.Г. Ананьеву): макроуровне и микроуровне.

Макроуровень включает в себя три группы факторов: социально-политические, социально-экономические, социальные. Под социально-политическими факторами мы имеем в виду, как общую мировую политику, так и непосредственно политику нашего государства во всех ее проявлениях. На наш взгляд, нельзя недооценивать значимость социально-политического фактора для самореализации личности в целом, и в профессиональной сфере в особенности. Вспомним хотя бы, с какими трудностями и непреодолимыми препятствиями сталкивался человек в нашей стране, встречаясь с жесткой цензурой, «железным занавесом», формализмом, невозможностью высказывать открыто свою позицию. Подобные ограничения препятствовали развитию науки, способствовали искажению научных фактов, затрудняли самореализацию любого гражданина.

Однако и при достаточно благополучной политической ситуации в стране социально-политический фактор не перестает играть немаловажную роль в профессиональной самореализации любого гражданина, деятельность которого, на первый взгляд, может быть очень далекой от политики.

Влияние на профессиональную самореализацию специалиста образования социально-экономических факторов представляется еще более очевидным, нежели влияние социальнополитических. На данный момент развития нашего государства в условиях финансового кризиса социально-экономические факторы определяют особенности профессиональной самореализации многих специалистов. Недалеки и воспоминания уже пережитого кризиса 1990-х гг., который может быть ярчайшим примером влияния экономических катаклизмов на профессиональную самореализацию человека. Миллионы людей были вынуждены резко сменить свою профессиональную деятельность, не реализовав свой творческий потенциал в выбранной ими профессии. В результате кто-то смог адаптироваться к новым условиям экономического рынка, реализовать себя в другой сфере, задействовав некогда «неактивные» потенциалы своей личности, а кому-то не удалось по ряду объективных и субъективных причин продолжить самореализацию в кардинально изменившихся условиях.

Под социальными факторами мы понимаем общую социальную политику государства со всеми ее составляющими. Качественное здравоохранение, адекватные жилищные условия, несомненно, способствуют продуктивной профессиональной самореализации специалиста.

Микроуровень представлен двумя группами факторов: социально-экономические и социальные.

Под социально-экономическими факторами на микроуровне мы понимаем материальное благосостояние субъекта, уровень заработной платы, общий доход семьи. Все эти составляющие являются одними из ведущих факторов, оказывающих непосредственное влияние на продуктивную самореализацию человека в профессиональной деятельности. Ни для кого не секрет, что материальная составляющая - одна из первостепенных для человека в профессиональной деятельности. Безусловно, неадекватная (по мнению специалиста) оплата его труда во многом тормозит реализацию потенциалов специалиста. Причем происходит это чаще всего не из-за сознательного желания субъекта не задействовать в полной мере свои потенциалы, а из-за вынужденного истощения этих потенциалов по причине вынужденной, но не удовлетворяющей человека деятельности. В педагогической деятельности мы часто сталкиваемся с невозможностью в полной мере заниматься любимой профессией, реализовывать свои творческие потенциалы в связи с необходимостью выполнять чрезмерно большой объем работы (часовой нагрузки) или же дополнительно заниматься тем, что не относится к основной профессии, но приносит материальное удовлетворение.

Немаловажную роль в профессиональной самореализации играет и общий доход семьи специалиста (собственной, родительской). На практике мы достаточно часто сталкиваемся с компенсацией в профессиях с низким материальным уровнем достаточно высоким общим доходом семьи специалиста. По сути, семья дает возможность профессиональной самореализации специалиста. Особенно отчетливо это проявляется в профессиях сферы образования, науки, где возможность добиться адекватного материального вознаграждения за свою деятельность, позволяющего в полной мере развивать свои потенциалы (вспомним иерархическую пирамиду потребностей по А. Мас-лоу), требует длительного времени (большого стажа работы, высокой квалификации и т.п.). В связи с этим в подобных профессиональных сферах остро ощущается нехватка молодых кадров, чем чрезвычайно обеспокоены на сегодняшний момент в нашей стране. Именно в этих сферах нередко встречаются специалисты (особенно молодые специалисты), чьи семьи способствуют их профессиональной самореализации, иными словами, обеспечивают им стабильность социально-экономического фактора, позволяющего в полной мере развивать свои потенциалы в профессиональной деятельности.

Таблица 1

Внешние факторы, влияющие на продуктивную самореализацию в профессиональной деятельности

Внешние факторы Очень значимые

Социальные (взаимоотношения в микросоциуме) 50% 1

Социально-экономические (макроуровень) 44% 2

Социально-экономические (микроуровень) 38% 3

Достаточно значимые

Социальные (макроуровень) 36% 4

Социально-политические 31% 5

Социальные факторы (микроуровень) представляют собой социальное окружение личности. Характер взаимодействия в семье, в трудовом коллективе, референтной группе оказывают первостепенное влияние на личность специалиста, и, безусловно, во многом определяют особенности его профессиональной самореализации.

С целью выявления самооценки рейтинговой значимости для специалиста группы внешних и внутренних (о них будет сказано позднее) факторов профессиональной самореализации под нашим руководством был проведен ряд исследований. Выборку составили 802 специалисты образования.

По результатам методики Е.В. Федосенко «Факторы продуктивной самореализации педагога» [4], было установлено, что первостепенное влияние на продктивную самореализацию педагога в профессиональной деятельности (по мнению самих

Библиографический список

педагогов) оказывают социальные (взаимоотношения в микросоциуме) факторы, социально-экономические (макроуровень) и социально-экономические (микроуровень). Наименее значимым для профессиональной самореализации педагога оказался социально-политический фактор (таблица 1).

Таким образом, в целом результаты исследования вполне предсказуемы и не требуют дополнительных комментариев. Однако наименьшая значимость социально-политического фактора во многом отражает пассивность гражданской позиции специалистов образования; недооценку первостепенности влияния политики государства на политику образования в стране в целом, и, как следствие, на политику их образовательного учреждения, в частности. Мы склонны объяснять подобные результаты недостаточным развитием системного мышления у респондентов.

1. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности. Основные сферы жизнедеятельности: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2001.

2. Кудинов, С.И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности // Наука. Образование. Практика: сб. материалов региональной межвузовской научно-практич. конф. - Уфа, 2007.

3. Селезнева, Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. - М., 2006.

4. Профессиональная самореализация личности в современном обществе: монография / под науч. ред. Е.В. Федосенко. - СПб., 2009.

Bibliography

1. Korostihleva, L.A. Psikhologiya samorealizacii lichnosti. Osnovnihe sferih zhiznedeyateljnosti: dis. ... d-ra psikhol. nauk. - SPb., 2001.

2. Kudinov, S.I. Funkcionaljno-stilevoyj podkhod v issledovanii samorealizacii lichnosti // Nauka. Obrazovanie. Praktika: sb. materialov regionaljnoyj mezhvuzovskoyj nauchno-praktich. konf. - Ufa, 2007.

3. Selezneva, E.V. Akmeologicheskaya kuljtura lichnosti: soderzhanie, zakonomernosti, mekhanizmih razvitiya. - M., 2006.

4. Professionaljnaya samorealizaciya lichnosti v sovremennom obthestve: monografiya / pod nauch. red. E.V. Fedosenko. - SPb., 2009.

Статья поступила в редакцию 26.02.13

УДК 378. 22

Machynska N.I. ORGANIZATION OF VOCATIONAL AND EDUCATIONAL TRAINING IN GRADUATE: PRACTICAL ASPECTS. The article analyzes the forms and methods of teacher education undergraduates, the author offers a description of the individual forms of self-training of students, which includes the formation of practical skills in the organization of various types of academic work.

Key words: Individual work, educational technology, individual task, cooperative learning.

Н.И. Мачинская, канд. пед. наук, доц., проф. каф. педагогики и социальной работы Львовского гос.

университета внутренних дел, г. Львов, E-mail: natalya_im@ukr.net

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ МАГИСТРАТУРЫ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В работе анализируются отдельные формы и методы педагогической подготовки магистрантов, автор предлагает характеристику самостоятельной индивидуальной формы подготовки студентов, которая предусматривает формирования практических умений и навыков в процессе организации различных видов учебной работы.

Ключевые слова: индивидуальная работа, педагогическая технология, индивидуальное задание, кооперативное обучение.

В современных условиях интенсивного социально-экономического развития общества исключительно важное значение приобретает повышение образовательного уровня подготовки высококвалифицированных специалистов для всех отраслей производства, обогащения их интеллектуального и творческого потенциала.

С целью улучшения качества образования студентов высшей школы многие преподаватели применяют в своей деятельности инновационные педагогические технологии организации учебного процесса, надеясь на положительное отношение студенческой молодежи к учебе, развитие у них желание повышать свой умственный потенциал.

Педагогическая технология - это комплексная интегративная система, включающая упорядоченный комплекс операций и действий, его процессуальные аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний, получения профессиональных умений, формирование личностных качеств студентов, определенных целями обучения [1].

Педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

- концептуальность (каждая педагогическая технология должна базироваться на определенной научной концепции, кото-

рая включает философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей);

- системность (педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность);

- управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, использование различных средств и методов с целью коррекции результатов;

- эффективность (современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными с точки зрения полученных результатов и оптимальных затрат, гарантировать достижение определенного стандарта обучения);

- воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в разных однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Любая педагогическая технология должна соотвествовать существующей нормативной базе и основным теоретическим концептам организации учебного процесса. Одним из структур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.