Научная статья на тему 'Проблема самоактуализации в процессе профессионального воспитания студентов вуза физической культуры'

Проблема самоактуализации в процессе профессионального воспитания студентов вуза физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL SELF-ACTUALIZATION / PROFESSIONAL EDUCATION / SELF-CULTIVATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PERSONAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Яна Владимировна

Рассматривается процесс самоактуализации, его значение в становлении личности, освещается концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу. Анализируется связь данного понятия с профессиональным воспитанием в вузе физической культуры, его целями, задачами и средствами осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of self-actualization in the process of professional education of students of the higher institution of physical culture

The subject matter of the article is the process of self-actualization, its role in personality development; the concept of personality self-actualization by A. Maslow is being discussed. The connection between this notion and professional education in the higher institute of physical culture is analyzed through its aims, objectives and means of implementation.

Текст научной работы на тему «Проблема самоактуализации в процессе профессионального воспитания студентов вуза физической культуры»

УДК 378

Я. В. Кириллова

ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассматривается процесс самоактуализации, его значение в становлении личности, освещается концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу. Анализируется связь данного понятия с профессиональным воспитанием в вузе физической культуры, его целями, задачами и средствами осуществления.

Ключевые слова: самоактуализация личности, профессиональное воспитание, саморазвитие, профессиональное становление, потенциал личности

The subject matter of the article is the process of self-actualization, its role in personality development; the concept of personality self-actualization by A. Maslow is being discussed. The connection between this notion and professional education in the higher institute of physical culture is analyzed through its aims, objectives and means of implementation.

Keywords: personal self-actualization, professional education, self-cultivation, professional development, personal potential

Сегодня в России создается новая система организации воспитательного процесса. Приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной деятельности закреплена в Законе Российской Федерации «Об образовании» (2013), который определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства [10].

Вхождение России в Болонский процесс делает еще более актуальной задачу подготовки будущих конкурентоспособных специалистов, готовых к постоянному повышению профессиональной компетентности, к самообразованию, способных эффективно формировать свой учебный план, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию, траекторию саморазвития, самоактуализации [7, с. 3].

Один из факторов развития личности и общества в целом - реализация человеческого потенциала. Личность, использующая собственное индивидуальное своеобразие и особенности социальной среды, способна к раскрытию внутреннего потенциала, т. е. к самоактуализации.

Самоактуализация личности в учебной деятельности рассматривается как непрерывная актуализация и развитие потенциальных

возможностей, выражающиеся в личностно-профессиональном самоопределении и сопровождающиеся формированием профессиональной идентичности и готовности к будущей профессиональней деятельности [9, с. 10].

Важно отметить, что идея самоактуализации чрезвычайно значима для многих концепций человеческой личности. Потребность в самоактуализации - это основополагающее свойство зрелой личности, источник долголетия человека, в том числе и профессионального. Одной из наиболее известных теорий является концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу. Автор определяет самоактуализацию как полное применение талантов, способностей, потенциалов и т. д.

Предложенная «модель личности, подчеркивая положительные проявления человеческой природы, такие как творчество, альтруизм, любовь, дружба и т. д., служит эталоном в процессе воспитания, формирования личности обучающегося, построения взаимоотношений преподавателя и студента» [5, с. 44].

Как отмечает А. Маслоу, самоактуализация - это также постоянный процесс развития своих потенциальностей. Это означает использование своих способностей и разума и

157

«работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать» [8, с. 48].

По мнению А. Маслоу, К. Роджерса, Г. К. Селевко, Г. А. Цукерман и др., процесс самоактуализации может протекать спонтанно, однако при создании благоприятных условий существует возможность стимулирования, поддержки, сопровождения процесса самоактуализации [7]. Вследствие этого появляется потребность в организации образовательно-воспитательного процесса вуза, способствующего самоактуализации будущих выпускников.

Система воспитания студентов в вузе призвана акцентировать внимание на развитии потребностей личности в достижении успеха, реализации своих целей и самоутверждения, формировать качества личности, обеспечивающие ей включенность в различные сферы жизнедеятельности общества. Главной интегральной целью воспитания можно считать формирование культурной, разносторонне развитой личности студента, жизнеспособной и социально активной в условиях изменяющейся социальной среды. Воспитание студентов в вузе определяется значимыми для них личными и общественными проблемами, опыт решения которых они приобретают на основе получаемого ими профессионального образования [1, с. 54].

Следует указать также на то, что с организацией воспитательной работы в вузе тесно связано такое понятие, как профессиональное воспитание. Представитель современной педагогической школы Н. М. Борытко под профессиональным воспитанием понимает деятельность по управлению процессом профессионально-личностного становления человека, включающую: освоение норм общества и профессии; творческое саморазвитие; профессионально-личностное самоутверждение [3, с. 19].

Цель профессионального воспитания -«...достижение ожидаемых качественных изменений в человеке, осуществляемых под воздействием специально организованных условий и планомерных акций и действий, которые обеспечивают выполнение требований,

предъявляемых к личностно-деловым качествам человека» [6, с. 26].

Концепция профессионального воспитания студентов в системе непрерывного педагогического образования должна предусматривать три аспекта: социальный (идентификация с социокультурным и профессиональным окружением: принятие его ценностей в первую очередь), индивидуальный (выделение себя из среды: самоосуществление, самостановление, самореализация, процессы, которые определяют самоценность человека в жизни и деятельности) и коммуникативный (взаимодействие со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения).

Чтобы быть конкурентоспособным, учебное заведение должно обеспечить высокое качество представляемых образовательных услуг и оптимизировать существующие издержки. Кроме того, качество подготовки кадров сегодня заключается не только в умении анализировать и решать проблемы, но и в умении участвовать в работе команды, гибко перестраиваться в новых ситуациях, в способности совершенствовать технологии собственной деятельности и определять ее стратегию.

Специфика процесса профессионального воспитания определяется профилем конкретного высшего учебного заведения и преподаванием конкретных дисциплин.

Рассмотрим особенности профессионального воспитания в вузе физической культуры. К специфической ценности спорта относится его воспитательная ценность. В этом процессе главной задачей является воспитание такого важного компонента профессиональной воспитанности, как ценностное отношение к физической культуре и здоровому образу жизни.

Формирование системы ценностных ори-ентаций личности студента в процессе физического воспитания следует рассматривать в следующих основных аспектах.

Первый предполагает определенный способ дифференциации личностью различных

158

ценностей по степени их важности и значимости для самой личности. Таким образом, в процессе занятий важно сформировать действительные отношения личности студента к тем ценностям, ради которых и разворачивается физическое воспитание; показать роль и «значение для меня» этих ценностей, расположив их в порядке значимости для личности, желающей преуспеть в профессиональном образовании и реализоваться в дальнейшей профессиональной деятельности. К числу ценностей «для меня», как нам представляется, следует отнести:

- приобретаемые личностью идеалы человека высокой профессиональной культуры, его роль и место в новых социально-экономических реалиях;

- здоровый образ жизни как основу личностного и профессионального становления, трудового долголетия, радостной и счастливой жизни;

- комплекс профессиональных, валеоло-гических знаний, способствующих профессиональному самосовершенствованию, самореализации, достижению творческих вершин в профессиональной деятельности;

- комплекс физических личностных качеств, обеспечивающих мобильность и глубину в овладении профессиональными «тонкостями» и т. д.

Второй аспект ценностных ориентаций личности студента означает нравственно-мировоззренческие, этические, гражданские основания оценок личностью окружающей действительности и нахождения своего места в ней. Поэтому физическое воспитание студента мы рассматриваем как действенное средство социализации личности в деятельности и общении, направленных на усвоение социального опыта, расширение форм обще-

ственной и профессиональной деятельности, становление самосознания в оценке происходящих в обществе явлений, устойчивую готовность к преодолению жизненных трудностей и т. д. [4, с. 70].

Итак, на современном этапе развития человечества в целом речь идет о взаимосвязи и взаимообусловленности материальной, духовной и физической культуры, сориентированной на развитие творческой личности. Приоритетной задачей физического воспитания сегодня является развитие личностного потенциала на основе общественных ценностей.

Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они являются показателем личной зрелости и одновременно условием ее достижения [2, с. 27].

Таким образом, самоактуализация как процесс развития потенциальных возможностей человека является неотъемлемым компонентом профессионального воспитания, залогом успеха процесса обучения в вузе, а также в последующей профессиональной деятельности студентов. Профессиональное воспитание предполагает организацию условий для подготовки будущего выпускника, способного к самореализации в основных сферах жизнедеятельности: познавательной, профессиональной, семейной, духовно-культурной, общественно-политической. Поэтому в процесс профессионального обучения и воспитания необходимо включать работу по развитию самоактуализации студентов. Для эффективного осуществления этой работы важно использовать различные средства и методы, способствующие становлению личностных качеств, повышению уровня социальной зрелости студентов вуза физической культуры.

1. Адамова, Л. Е. Воспитательный процесс в современном вузе / Л. Е. Адамова, Л. М. Абдулова; Донской гос. аграрный ун-т. - Ростов н/Д, 2005. - 204 с.

2. Большакова, О. Н. Особенности развития самоактуализации студентов / О. Н. Большакова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 7. - С. 27-31.

3.Головнева, Е. В. К вопросу о профессиональном воспитании студентов в вузе / Е. В. Головнева, И. В. Сергиенко // Вестн. ВЭГУ. - 2012. - № 5. - С. 18-24.

159

4. Кузьмин, А. М. Гуманистические аспекты воспитания будущего педагога физической культуры: моногр. / А. М. Кузьмин, И. Ю. Сазонов; науч. ред., проф. А. М. Кузьмин. - Челябинск: УралГУФК, 2009. - 206 с.

5. Кустов, Л. М. Изучение уровня самоактуализации студентов пятого курса государственной академии физической культуры / Л. М. Кустов // Проблемы оптимизациии учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры: сб. материалов регион. науч.-метод. конф. / УралГАФК. - Челябинск, 2000. - Вып. 10. - С. 44-46.

6. Курдюков, Б. Ф. Профессиональное воспитание в системе подготовки специалистов по физической культуре / Б. Ф. Курдюков, М. М. Шестаков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 4. - С. 25-28.

7.Лопатин, Е. А. Педагогические аспекты самоактуализации студентов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Лопатин; РГУ. - Рязань, 2008. - 22 с.

8. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу; под ред. Г. А. Балла, А. В. Киричука, Д. А. Леонтьева; пер. с англ. Г. А. Балла, А. П. Попогребского. - М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. - 498 с.

9. Самаль, Е. В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе: автореф. дис. . канд. психол. наук / Е. В. Самаль. - Ярославль, 2008. - 24 с.

10. Федеральный закон РФ об образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 140174^=101493.

Сдано 9.09.2013

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.