профессиональное образование
УДК 159.9+61
Лурье Леонид Израилевич
Доктор педагогических наук, профессор кафедры математического моделирования систем и процессов Пермского национального исследовательского политехнического университета, lourieleonid@gmail.com, Пермь
Денисенкова Нина Ивановна
Аспирант кафедры общей педагогики, истории педагогики и образования Пермского государственного гуманитарно-педагогическогоуниверситета,denisenkova.nina@yandex.ru, Пермь
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
Аннотация: В статье рассматривается модель процесса самоактуализации личности при профессиональной подготовке специалистов сестринского дела. Ее особенностью является выделение уровней самоактуализации и закономерностей саморазвития личности. Описано технологическое обеспечение данного процесса на основе создания учебно-методического комплекса, включающего не только специфические формы учебно-познавательной деятельности, но и культурологические аспекты формирования профессионального и жизненного опыта медицинских сестер.
Ключевые слова: самоактуализирующаяся личность, педагогические условия процесса самоактуализации личности, информационно-образовательная среда, структура, критерии и уровни развития самоактуализирующейся личности.
Lurie Leonid Izrailevich
Doctor ofpedagogical sciences, professor of mathematical modeling .systems and processes department of Perm National Research Polytechnic University, lourieleonid@gmail.com, Perm
Denisenkova Nina Ivanovna
Graduate student of the department of general pedagogy, history of pedagogy and education of Perm State Pedagogical University of Humanities, denisenkova.nina@yandex.ru, Perm
MODELLING OF PERSONAL SELF-ACTUALIZATION PROCESS OF THE SPECIALIST IN NURSE BUSINESS
Abstract: This paper considers a model of personal self-actualization process in the professional training of nurses. It features a definition of self-actualization levels and regularities of self-development. The article describes the technological support of the present process through the creation of educational and methodological complex that includes not only the specific forms of educational activities, but also the cultural aspects of formation of professional and life experience of nurses.
Keywords: self-actualizing personality, pedagogical conditions of self-actualization process, the information and educational environment, structure, criteria and levels of development of personal self-actualizing.
Сфера медицинского обслуживания нуждается в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности при решении профессиональных задач. Медицинская деятельность специалистов часто сопряжена с необходимостью
использовать не только узкопрофессиональные знания, но и способствовать формированию коммуникативная культура для эффективного взаимодействия с субъектами медицинской деятельности.
Традиционно под процессом самоактуа-
лизации понимают «стремление личности к более полному выявлению и развитию своих потенциальных возможностей» [2, с. 27-28]. С точки зрения подготовки специалистов сестринского дела, вопрос самоактуализации исключительно важен, так как отражается на качестве профессиональной деятельности не только самих медицинских сестер, но и целого коллектива медицинского персонала, который отвечает за лечебную практику.
К профессионально-значимым качествам специалиста сестринского дела относят: потребность к саморазвитию и самореализации; высокий уровень знаний, умений и навыков; способность формировать и создавать пространство метапредметной деятельности; коммуникабельность; умение выстраивать отношения с пациентами и их родственниками с целью формирования гуманистической среды лечебного учреждения.
Цель моделирования процессов самоактуализации состоит в поиске механизмов формирования личности медицинской сестры, способной к саморазвитию в условиях своей профессиональной деятельности. Это предполагает решение следующих задач: развитие мотивации к самоактуализации и самосовершенствованию; развитие способностей использования информационно-коммуникативных технологий; развитие навыков организации собственной деятельности; развитие способностей принимать нестандартные решения при критических ситуациях; формирование навыков продуктивного взаимодействия; развитие умений определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.
Все эти задачи требуют осмысления содержания образования с точки зрения его активности, обращенной к стимулированию познавательных процессов обучающихся, возможности его обобщения, смыслообра-зования изучаемого материала, поиска механизмов интеграции теоретического и практического знания, которые вкладываются в профессиональную деятельность. Самоактуализация образовательной деятельности предполагает прохождение через точку бифуркации такого активного насыщения знаниями, когда возникает синергетический импульс, приводящий к новому, обобщенному пониманию реальности. И, на самом деле, самоактуализация это акт нового осознания
и понимания действительности, к которому преподаватель и студент совместно идут в процессе рефлексии и диалога. В результате этого процесса возникают условия, когда уже сам обучающийся способен проводить анализ своих достижений и выдвигать цели, соответствующие ценностям профессиональной деятельности и достигать их.
Моделирование процесса самоактуализации личности специалиста сестринского дела процесс сложный и противоречивый. Моделировать приходиться в виде прогностической модели, все характеристики которой являются ожидаемыми и могут быть результатом эффективного применения технологий для конкретного образовательного пространства. Все условия самоактуализации являются всего лишь необходимыми. Их достаточность, не может быть гарантирована, ни какой логикой рассуждения, поскольку человек проектируя свое будущее, всегда сталкивается с новым, неведомым для него, и эта встреча с новым трансформирует антропологическую границу человека и проводит к возникновению принципиально новых качеств, которые создают обратную связь со всем многообразием факторов, определяющих развитие личности. Самоактуализация личности выступает как процесс педагогического прогнозирования, он предполагает безусловную точность и конкретность системы обучения, действующей в данном образовательном учреждении.
Формирование самоактуализирующейся личности медицинской сестры в учебно-познавательной деятельности связано с такой направленностью обучения, когда в процессе рефлексии многие факторы предметного знания, опыта жизнедеятельности приобретают внутренний актуальный значимый смысл, который вызывает у специалистов потребность к достижению новых результатов своего труда, при глубоком осознании того, что сделано на предшествующих этапах. Самоактуализация ориентирует на совместный труд преподавателей и будущего специалиста по дифференциации целей и ценностей образовательного процесса, выделению главного и второстепенного, определению стратегии и тактики выполнения поставленных задач. В процессе диалога обучающиеся способны формировать элементы новой структуры образования, в
которой будут присутствовать как базисные умения, приобретенные на прошлых этапах обучения, и в то же время будут проектироваться цели и задачи развития личности в выбранном направлении профессионального совершенствования. Фактически самоактуализация личности медицинской сестры есть непрерывный упреждающий процесс осознания образа специалиста в ближайшей и дальней перспективе, который возникает под влиянием профессионального мастерства и жизненного опыта.
Подготовка медицинских сестер должна быть соединена с работой на учебных клинических базах, где в условиях реальной медицинской деятельности они способны включить ресурсы информатизации, которые способствуют развитию самоактуализации личности. Информационные базы могут носить не только справочно-информа-ционный характер, но и обладать ресурсом модельных форм организации деятельности среднего медицинского работника в различных условиях его труда.
Самоактуализация профессиональной подготовки - процесс контекстный, лич-ностно-ориентированный, поскольку мно-
гие факторы в нем имеют индивидуальную специфику и отражают психологические качества личности. Те механизмы самоактуализации, которые срабатывают для одних, для других специалистов могут быть не эффективными. Более того, педагогические методы достижения самоактуализации личности не есть поверхностное целепола-гание организации образования - в нем присутствует скрытая направленность учебного процесса, которая позволяет субъекту решить требуемый круг профессиональных вопросов и перейти на новый уровень понимания профессиональной зрелости специалиста. Самоактуализация и достижение профессиональной зрелости взаимосвязаны. Самоактуализация должна предполагать выделение сущностных сторон учебного процесса, при котором развитие личности будет сопровождаться достижением новых горизонтов понимания профессиональной деятельности и в целом жизненного опыта.
Моделирование процессов самоактуализации личности специалиста сестринского дела в процессе обучения в колледже включает последовательность взаимосвязанных этапов (рис. 1).
Этапы формирования
II II
1. Мотивационно-диагностический
Методы: анкетирование, тестирование, наблюдение
2. Информационно-содержательный
Методы: лекция. рассказ, беседа. дис^ссия, инструктаж, демонстрация
3. Содержательно-преобразующий
Методы: упражнение, ролевые и деловые игры, мини-дис^ссии, анализ проблемных ситуаций, "мозговой штурм", курация пациента, написание истории болезни, обмен опытом
4. Аналитико-оценочный
Методы: рефлексия, самоанализ, самооценка
Уровни выраженности самоактуализации
Рисунок 1 - Контекстная направленность обучения на формирование самоактуализации личности специалиста сестринского дела
Мотивационно-диагностический этап направлен на изучение познавательных потребностей, профессиональных затруднений молодых специалистов сестринского дела, диагностику основных показателей самоактуализации личности, определение уровня развития профессионально значимых качеств медицинской сестры.
Информационно-содержательный этап направлен на обогащение знаний о психолого-физиологических факторах, сопровождающих болезнь пациента, культуры профессионального общения, формирование мотивов профессионально-личностного развития.
Содержательно-преобразующий этап предполагает использование полученных знаний в практической деятельности, формирование конструктивных способов взаимодействия с пациентом и медицинским персоналом, раскрытие творческих способностей в учебно-познавательной и профессиональной деятельности, формирование собственной модели поведения.
Аналитико-оценочный этап предполагает рефлексию полученных знаний, самоанализ и самооценку деятельности.
Модель контекстной направленности обучения на самоактуализацию предполагает создание целой последовательности мотивов образовательной деятельности, в которой присутствует дискурсивный фон, задающийся всей системой метапред-метной деятельности. Общая глобальная идея изучения профессионального модуля - формирование личности специалиста сестринского дела, способной к активным коммуникациям, реализации эффективного сестринского ухода и оказанию медицинской помощи больному в экстремальных условиях. Эта идея должна сопровождать целую совокупность дисциплин и излагаемый контекст должен приводить к этой идее так, чтобы она реализовывалась. Таким образом, развитие самоактуализации личности -это педагогически выверенный механизм использования дискурса и контекста в образовательной деятельности, направленный на максимальную реализацию человеческого потенциала.
На основе положений, определенных в исследованиях авторов И. С. Морозовой [3], А. Ж. Насипова [5], Л. А. Староверкиной [7]
были выделены критерии и уровни развития самоактуализации:
- когнитивный критерий - имеющийся запас теоретических и практических знаний в выбираемой профессиональной области, актуализация знаний при решении практических задач, определенность жизненных планов;
- содержательный критерий - стремление к выявлению знаково- символических обобщений, вытекающих из учебной и воспитательной работы, способствующих раскрытию внутренних задатков, сил и способностей, наличие мотивов внутреннего саморазвития и самосовершенствования, стремление к самообразованию;
- деятельностный критерий - реализация и направленность в профессиональной деятельности, проектирование индивидуальной траектории саморазвития;
На основании критериев были выделены уровни сформированности самоактуализации личности специалиста сестринского дела:
- адаптивный уровень - предполагает освоение новых методов организации медицинского ухода на основе использования современного оборудования и информационных технологий;
- преобразующий уровень - способность к критической оценке организации сестринского дела и постоянное обновление всего фронта работ, связанного с деятельностью медицинской сестры с целью повышения качества обслуживания пациента;
- креативный уровень - творческий подход к выполнению своих служебных обязанностей, сочетающий в себе следование нормативным актам и законодательной базе, и тем инициативам, которые выдвигаются в связи с новыми условиями организации медицинского обслуживания населения.
Моделирование процессов самоактуализации личности при подготовке медицинских сестер оказывается важным не только для профессионального роста, но и для формирования жизненного опыта. Этот опыт основывается на развитии духовной сферы, отражающей отношение человека к окружающей среде, личности как таковой в глобальном мире, познанию человеком самого себя и ресурсов его развития, а так же построению межличностных отношений,
которые выводят медицинского работника из сферы узкопрофессиональной замкнутости и формируют в нем социально активную личность. Фактически это означает, что самоактуализация требует определенности в отношениях специалиста к реальному миру профессиональной деятельности и к самому себе. Эта проблема приобретает мировоззренческий характер и основывается на универсалиях культуры. Вот почему понимание глобальных проблем повышения качества в подготовке медицинских сестер требует рассмотрения всего многообразия фактов медицинского образования, которые складываются как культурный процесс.
Формирование высокого уровня самоактуализации личности специалиста сестринского дела возможно при соблюдении определенных педагогических условий и создание оптимальной информационно-образовательной среды образовательного учреждения (рис. 2).
Информационно-образовательная среда определяется нами «как педагогическая система, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления
образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой, социально значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков»[4, с. 69]. В такой информационно-образовательной среде происходит развитие творческого потенциала личности студента, формируется культура общения, опыт необходимой навигации в потоках информации, складываются условия для сочетания реальности объективного мира и виртуальной реальности, что в своей совокупности создает пространство профессионального опыта.
В процессе обучения для реализации педагогических условий необходимо использовать различные педагогические технологии, адекватные образовательной среде и условиям организации учебной деятельности, такие как проблемное обучение, игровую и интерактивную технологии, метод учебного проекта. В контекст обучения клинической дисциплины вводится проблемная ситуация, которая предполагает осознанное затруднение, вызывающее противоречие между уже полученными знаниями и знаниями необ-
Информационно-образовательная среда
Рисунок 2 - Педагогические условия сформированности самоактуализирующейся личности специалиста сестринского дела
ходимыми для ее решения. Проблемное обучение позволяет обозначить поле проблем, которое для обучающегося создает зону ближайшего развития, выделить из этих проблем наиболее значимые с точки зрения решения выдвигаемых профессиональных задач.
В своих исследованиях Е. В. Самаль определяет «самоактуализацию личности в учебно-профессиональной деятельности не только как внутреннюю активность, но и как деятельность по осознанию и раскрытию собственного потенциала» [6, с. 152]. Процесс самоактуализации личности, организованный с использованием фрагментов профессиональной деятельности, реально как отмечает А. А. Вербицкий «наполняет познавательную деятельность студентов личностным смыслом, обуславливает высокий уровень их активности, познавательной и профессиональной мотивации» [1, с. 73-74]. Такая внутренняя деятельность обеспечивает поступательный и перспективный характер развития субъекта учения, когда последний, используя приобретенный опыт, осуществляет накопление новых знаний, тем самым, детерминируя изменения в самом себе.
Основываясь на детальном анализе феномена самоактуализации, данных эмпирических исследований авторов (Т. Д. Дубо-вицкой, Л. В Цуриковой, П. П. Горностай) мы предположили, что структура самоактуализации личности студента-медика может быть представлена как единство трех компонентов:
мотивационно-потребностный компонент - отражает мотивационную направленность на личностный, профессиональный рост и готовность к успешной профессиональной деятельности;
ценностно-смысловой компонент - представлен значимыми для обучающегося личными и профессиональными ценностями и целями, стремлением достигать и воплощать их в личностно - социальной сфере;
функционально-регулятивный компонент - обеспечивает творческую активность, включает в себя позитивное самоотношение, рефлексию, ответственность, и предполагает направленность развития личности.
Развитие личностных качеств обучающихся зависит от комплекса факторов, кото-
рые могут усиливать или ослаблять их формирование. Например:
1. внутренние личностные факторы проявляются внутренней мотиваций обучающихся по освоению курсов клинических дисциплин, которые позволяют получение специализированной практики по будущей профессии;
2. внешние педагогические факторы - вовлечение специалистов сестринского дела в процесс лечебно-диагностической деятельности врача;
3. внешние социальные факторы основаны на режиме работы медицинского учреждения, в котором имеется дефицит некоторых средств и методов для лечения больных.
Предлагаемая модель процесса развития самоактуализации личности является одним из возможных вариантов решения проблемы самоактуализации в подготовке медицинских сестер. Ее полезностью, с точки зрения дидактики, является то, что она не просто выражает деятельность, а она ориентирована на понимание того, как организуемая деятельность гармонизирует отношение студентов к медицинскому образованию, а так же к медицинской практике. И вот эта гармонизация, достигаемая не усилиями отдельно взятых людей, а в совокупности специалистов разного уровня и квалификации формирует системный подход к подготовке медицинских сестер.
Моделирование процессов самоактуализации личности специалиста сестринского дела, осуществленное в логике гуманитарной педагогики, создает достаточное пространство для свободного маневрирования ресурсными и деятельностными аспектами образовательного влияния на личность. Этим решается важнейшая задача - воспитание социально активной личности медицинской сестры, которая, в силу исторических традиций исполняет роль второстепенного участника лечебного процесса. Важно, чтобы тонус профессиональный деятельности создавал ресурс для личностного роста, эффективного преодоления этапов профессионального взросления, при которых широта горизонтов познания давала основания судить об эффективности практической подготовки специалистов среднего медицинского звена.
Библиографический список
1. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М. ИЦ ПКПС. - 2004. - 84 с.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия. - 2009. - 239 с.
3. Морозова И. С. Структурные компоненты самореализации личности // Вектор науки ТГУ. -2011. - №3 (6). - С. 207-209.
4. Назаров С. А. Педагогическое моделирование личностно-развивающей информационно-образовательной среды вуза // Научная мысль Кавказа. - 2006. Спецвып. № 2. - С. 69-71.
5. Насипов А. Ж. Культура самообразования личности: структура, критерии, показатели
и уровни развития // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. - 2011. - Февраль [Электронный ресурс]. URL: http://www.emissia.org/ offline/2010/1440.htm - Гос. рег. 0421000031. -ISSN 1997-8588. (дата обращения: 16.10.2012).
6. Самаль Е. В. Структурные компоненты самоактуализации как составляющей самосознания личности будущего психолога // Омский научный вестник. - 2012. - №1 (105). - С. 150-154.
7. Староверкина Л. А. Регионально-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся подготовительного отделения университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Волгоград, 1997. - 20 с.