Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ПРОБЛЕМА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
59
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юдакова Софья Павловна

В статье рассматривается значимость воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными. Социальная адаптация данной категории к нормальной жизни на примере воспитательных колоний, зарубежный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Юдакова Софья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF RE-SOCIALIZATION OF MINORS RELEASED FROM CORRECTIONAL INSTITUTIONS

The article examines the importance of educational work with convicted juveniles. Social adaptation of this category to normal life on the example of educational colonies, foreign experience.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_10_105 УДК 343.85

ПРОБЛЕМА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ The problem of resocialization of minors released from correctional institutions

ЮДАКОВА Софья Павловна,

аспирант факультета подготовки научно-педагогических кадров Санкт-Петербургской академии Следственного комитета, руководитель отделения факультета подготовки криминалистов Санкт-Петербургской академии Следственного комитета. 190000, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 96. E-mail: sophiapav@mail.ru;

Yudakova Sofya P.,

Post-graduate student of the faculty of training scientific and pedagogical personnel

of the St. Petersburg Academy of the Investigative Committee,

head of the Department of the Faculty of Training of criminalists

of the St. Petersburg Academy of the Investigative Committee.

96 Moika River Embankment, Saint Petersburg, 190000, Russia.

E-mail: sophiapav@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается значимость воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными. Социальная адаптация данной категории к нормальной жизни на примере воспитательных колоний, зарубежный опыт.

Abstract: The article examines the importance of educational work with convicted juveniles. Social adaptation of this category to normal life on the example of educational colonies, foreign experience.

Ключевые слова: ресоциализация, несовершеннолетние, преступность несовершеннолетних, воспитательная колония, социальная адаптация.

Keywords: re-socialization, juveniles, juvenile delinquency, educational colony, social adaptation.

Дата направления статьи в редакцию: 30.09.2021

Дата публикации: 29.10.2021

В Российской Федерации большое внимание уделяется вопросам реализации социальной поддержки семей с детьми, социальной защиты детей и молодежи, воспитания молодого поколения. Однако остается в тени вопрос оказания помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в т.ч. ресоциализации несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы. В связи со сказанным обращает на себя внимание Распоряжение Правительства Российской Федерации о реализации плана основных мероприятий, проводимых в рамках десятилетия детства, на период до 2027 года (далее - План) [1]. В этом документе (раздел VII «Безопасность детей»), среди прочих обозначены такие задачи, как «сокращение повторной преступности среди несовершеннолетних осужденных, освобожденных из мест лишения свободы; проведение профилактической работы с несовершеннолетними осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, и их родителями». Предполагается, что к 2024 году будет организована работа по оказанию содействия в получении социально-психологической и иной помощи осужденным несовершеннолетним, состоящих в уголовно-исполнительных инспекциях (п.118 Плана). Ожидаемым результатом реализации данного пункта является увеличение до 55% от общего количества осужденных несовершеннолетних, нуждающихся в получении социально-психологической и иной помощи, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. В период с 2021 по 2024 год планируется организация работы по оказанию содействия осужденным несовершеннолетним в восстановлении социально-полезных связей с их родственниками (п. 120 Плана), а именно в 2021 году восстановление таких связей у осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях у не менее 60 %, к 2024 году увеличение до не менее 75 %. Планом предусмотрено в период с 2021 по 2027 год обеспечение возможности участия осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, во всероссийских и региональных конкурсах, конференциях, олимпиадах, проводимых органами исполнительной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства (п. 121 Плана). Согласно документу (п. 111 Плана), в период с 2021 по 2024 годы на основе совершенствования механизмов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая мероприятия по противодействию криминализации подростковой среды ожидается снижение доли несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет, совершивших преступления, кроме того будет увеличена доля несовершеннолетних осужденных, получивших социально-психологическую и иную помощь, при этом в образовательных организациях будет обеспечена организационно-методическая поддержка развития служб медиации (примирения).

Не вызывает сомнений актуальность и необходимость реализации запланированных Правительством РФ мероприятий, однако сегодня в Российской Федерации уровень преступности несовершеннолетних остается достаточно высоким. Опираясь на данные портала правовой статистки Генеральной прокуратуры, можно выявить, что с каждым годом процент преступности возрастает (2018 г.- 1991532, 2019 г.- 202437 (+1,6%), декабрь 2020 г.- 2044221 (+1,0%)) [2].

Как мы понимаем, преступность несовершеннолетних одна из серьезных проблем на пути становления гражданского общества. Одно из направлений решения этой проблемы - ресоциализация несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы.

Исследованию вопросов ресоциализации сегодня ученые уделяют достаточно много внимания, предлагают различные подходы к ее определению.

Так, например, Т. Предов, определяет понятие ресоциализации на пенитенциарном этапе «как целенаправленную, управляемую, нравственно-психологическую подготовку осужденных к лишению свободы, относит ее к профилактической деятельности. Пенитенциарное воздействие на осужденных в местах лишения свободы, по его мнению, имеет криминологический характер и осуществляется с целью предупреждения их преступного поведения в будущем» [3].

По мнению С.В. Шатилова, «социальная адаптация является более широким понятием, чем ресоциализация» [4]. Исходя из этого, И.В. Шмаров и A.M. Яковлев считают, что «социальная адаптация предполагает процесс ресоциализации личности, переход ее в новую социальную среду, восприятие нравов, требований, установок, социальных позиций и системы ценностных ориентации этой среды» [5].

М.Т. Дибиров пишет, что «под социальной адаптацией лиц, освобожденных из исправительного учреждения, понимается сложный процесс, состоящий из стадии нравственной, правовой, психологической и организационной подготовки осужденных в исправительном или воспитательном учреждении к жизни на свободе (исправление) и этапа взаимодействия личности с постоянно меняющейся ближайшей окружающей средой на свободе, включающий восприятие ею нравственных требований, установок, социальных позиций и системы ценностей микросреды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствие с новыми условиями и целями деятельности» [6].

Единого мнения о понятии ресоциализации среди ученых нет, в связи с чем М.Н. Садовников пишет: «отсутствие концептуального теоретического обоснования сущности и содержания ресоциализации несовершеннолетних осужденных, не способствует совершенствованию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, затормаживает процесс реформирования, делает менее эффективной практику реализации мер индивидуальной профилактической работы, снижает роль уголовно-исполнительной политики и ее эффективность в отношении несовершеннолетних, не способствует приближению России к соблюдению международных стандартов» [7].

При этом в нормативных документах, касающихся профилактики правонарушений, под ресоциализацией понимается комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера [8].

Опираясь на зарубежный опыт, можно сказать, что Великобритания является одной из стран, которая впервые основательно заявила о проблеме ресоциализации осужденных, а именно о необходимости полной социальной адаптации данной категории к нормальной жизни. Основой социальной адаптации является разработка социально-образовательных программ, цели которых: совершенствование перспектив, ресоциализация, развитие самоуважения, нравственное воспитание. В Дании созданы специальные хостелы, предназначенные способствовать реинтеграции осужденных в нормальную жизнь общества, под наблюдением социальных работников, педагогов и волонтеров. В Швейцарии вопросами возвращения к нормальной жизни несовершеннолетних осужденных занимается как органы надзора, так и органы социальной защиты. Так органы социальной защиты и попечительства несут ответственность за оказание помощи несовершеннолетним, освободившимся из мест лишения свободы, в обеспечении жильем и трудоустройства. Также не остается без внимания вопрос по оказанию квалифицированной помощи лицам, имеющих психические расстройства и отклонения, страдающим алкогольной или наркотической зависимостью, так как они наиболее подвержены к совершению повторных преступлений [9, с. 37].

Таким образом, для большинства государств ресоциализация несовершеннолетних осужденных является делом особой важности. Не случайно, в России, одной из основных задач достижения цели Стратегии развития воспитания определено «повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество» [10].

Изучение теории и практики работы с несовершеннолетними, позволяет выделить несколько направлений в рамках ресоциализации несовершеннолетних. Одно из них - подготовка к освобождению из воспитательных колоний.

Основные мероприятия, направленные на ресоциализацию осужденных к лишению свободы, в том числе несовершеннолетних, предусмотрены в положениях УИК РФ, закрепляющие права осужденных (ст. 12-15 УИК РФ), права осужденных к лишению свободы (ст. 88-95, 98-101 УИК РФ), их законные интересы (ст. 96, 97, 175 УИК РФ), основные средства исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), в том числе труд, профессиональное образование и профессиональное обучение (ст. 103-106 УИК РФ, ст. 108 УИК РФ), воспитательное воздействие (ст. 109-110 УИК РФ, ст. 112-113 УИК РФ), специальные права и условия отбывания наказания в воспитательных колониях (ст. 133- 135, ст. 139-142 УИК РФ).

В главе 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации содержится комплекс мер, принимаемых администрацией исправительных учреждений, в т.ч. воспитательных колоний (ВК), по подготовке осужденного к освобождению. При этом для успешной ресоциализации несовершеннолетнего осужденного следует придерживаться комплексного подхода, а именно создавать условия для несовершеннолетнего по освоению социальных функций, оказанию социально-психологической помощи, с возможностью проведения индивидуальных методов воспитания и другие мероприятия. В рамках работы с данным возрастным контингентом необходимо в первую очередь учитывать влияние социума на дальнейшую жизнь несовершеннолетнего, освободившегося из исправительного учреждения. Согласно международным нормам, заключенный должен иметь возможность регулярного общения семьей и друзьями [11, правило 61]. Данное право имеется у несовершеннолетнего и в соответствии с нормами россий-

ского законодательства. Исходя из положений Уголовно-исполнительского кодекса, осужденному несовершеннолетнему, в зависимости от условий отбывания наказания (строгие, обычные, облегченные, льготные), разрешается иметь определенное количество свиданий, как краткосрочных, так и длительных. В качестве поощрения предусмотрена возможность проведения выходных и праздничных дней за пределами исправительного учреждения, выхода за территорию ВК в сопровождении родственников, близких лиц, посещение спортивных, культурных мероприятий за пределами ВК. В любом случае, вне зависимости от поведения, степени исправления, условий отбывания наказания, несовершеннолетний не может быть лишён социально-значимых контактов с родственниками и близкими людьми, изолирован от общества и происходящих в нем событий. Администрация исправительного учреждения, применяя ограничения, не ставит своей целью «забрать» у несовершеннолетнего социум, оградить полностью от внешнего мира, а наоборот, способствуют формированию системы жизненных ценностей и мировоззрения.

В связи с подготовкой к освобождению, сотрудники стараются изучить все стороны жизнедеятельности несовершеннолетнего, в т.ч. микроклимат семьи. Негативные взаимоотношения между родителями наносят огромный вред желанию несовершеннолетнего адаптироваться в обществе, его настроению при общении со сверстниками, работоспособности. Подготовка к освобождению несовершеннолетнего осужденного зависит от изменения его взгляда на некоторые жизненные ориентиры - сотрудникам необходимо помочь ему пересмотреть собственную самоорганизацию, повысить уровень личной ответственности и дисциплины. Кроме того, одним из основных факторов на пути к успешной ресоциализации несовершеннолетнего является своевременная психологическая поддержка.

Большое влияние на несовершеннолетнего оказывает соблюдение требований режима в ВК. Согласно Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными ООН, режим содержания в местах принудительного содержания не должен в значительной степени отличаться от жизни на свободе [11, правило 5], при этом подход к каждому осужденному должен быть индивидуальным [11, правило 2].Отечественное законодательство определяет режим содержания в двух аспектах: как режим исполнения и как режим отбывания наказания. В воспитательных колониях режимные требования исполняются в соответствии с УИК РФ, Правилами внутреннего распорядка воспитательных колоний, утвержденных Приказом № 311 Минюста России от 6 октября 2006 года (с изменениями на 29 января 2021 г.). Режим исполнения наказания представляет собой деятельность администрации воспитательной колонии, обеспечивающую личную безопасность осужденных, законность и правопорядок на территории исправительного учреждения, изоляцию и охрану осужденных, организацию и контроль распорядка дня, проведение досмотра территории, осужденных, их личных вещей на предмет наличия у них запрещенных предметов, соответствующие условия отбывания наказания (количество краткосрочных и длительных свиданий, телефонных разговоров, получение посылок, бандеролей и др.). Под режимом отбывания наказания многие ученые (Бадмаев С.А., А. Л. Гройсман, М.Д. Шаргородский и др.) понимают установленные в исправительном учреждении распорядок дня, в частности труда, учебы, отдыха, культурных и спортивных мероприятий, несовершеннолетних, исполнение возложенных правовыми актами на осужденного обязанностей (быть вежливыми с сотрудниками ВК, носить одежду установленного образца и др.). Соблюдение требований режима способствует дисциплинированности несовершеннолетних, повышению ответственности за свои поступки, формированию жизненных взглядов и принципов.

В целом, режим содержания можно определить как совокупность мероприятий, обеспечивающих исполнение наказаний исправительно-трудового характера и применение методов, имеющих своей целью исправление несовершеннолетних осужденных. Одна из основных целей режима - предупреждение совершения преступлений несовершеннолетними.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», несовершеннолетним, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, обеспечиваются условия для получения начального, среднего, или полного среднего образования. Приведенная нами норма, на наш взгляд, свидетельствует о неравнодушном отношении к дальнейшей жизни несовершеннолетних осужденных, возможности подготовить их к жизни за пределами исправительного учреждения.

Особое внимание в вопросе исправления и адаптации к жизни после освобождения несовершеннолетних следует уделить вопросам культурной и спортивной жизни воспитанников в исправительных учреждениях.

Популяризация физической культуры и спорта среди воспитанников является одним из направлений в деятельности исправительных учреждений. С 2014 года в России активно возрождается некогда популярное общественное движение - физкультурно-спортивный комплекс «ГТО», имеющий своей целью побудить у граждан интерес к активному образу жизни и спорту. С 2016 года в некоторых воспитательных учреждениях воспитанники сдавали нормативы в соответствии со своей возрастной ступенью. В 2021 году впервые фестиваль ГТО прошел в Колпин-ской воспитательной колонии (г. Санкт-Петербург) [12].

Помощь в проведении такого мероприятия оказывало Санкт-Петербургское образовательное учреждение СОК «Ижорец». Отметим, что указанное учреждение активно участвует в спортивной жизни воспитательной колонии. На территории спорткомплекса проводятся соревнования по городошному спорту, мини-футболу. Посредством видеоконференцсвязи осужденные участвуют в соревнованиях между воспитательными учреждениями. Кроме того, на территории воспитательной колонии проходила XI всероссийская спартакиада среди несовершеннолетних осужденных. Большая часть соревнований, а также часть спортивных мероприятий, проводится на территории спортивного комплекса, где имеется современная материально-техническая база. Несовершеннолетние не изолированы от общества, они также могут наблюдать современные тенденции развития общества, не лишены возможности заниматься в хороших условиях спортом, участвовать в различных мероприятиях. Спорт помогает несовершеннолетнему справиться с агрессией, неуверенностью в себе. Командные виды спорта учат подростков взаимоответственности, дисциплине, уважению, пониманию. Каждый член команды чувствует свою ответственность за её успехи и проигрыши. Немаловажным является и то, что занятия спортом помогают несовершеннолетнему поверить в себя, раскрыть свой потенциал.

Одним из направлений воспитательной работы является культурно-просветительская деятельность. Регулярно в учреждениях проводятся встречи с известными актерами театра и кино, познавательные игры, воспитанники участвуют в различных акциях (например, «Подари книгу» - Колпинская воспитательная колония), творческих конкурсах, посещают выставки, концерты, спектакли. Администрация учреждений старается создавать для подростков максимально благоприятные условия, с минимальными, насколько это возможно, отличиями от обычной жизни. В учреждениях отмечаются праздники, к которым воспитанники готовятся сами: учат стихотворения и поздравления, ставят спектакли и концерты, принимают участие в торжественных мероприятиях. Подобная деятельность в колониях несет в себе положительные эмоции и впечатления как для участников, так и для зрителей. Непосредственное участие в организации и проведении мероприятий способствует повышению уровня интеллекта и формированию у подростка навыков общения со взрослыми и сверстниками, социальной адаптации.

Большое внимание уделяется и патриотическому воспитанию несовершеннолетних осужденных. В преддверии значимого для нашей страны праздника - Дня Победы в воспитательных колониях состоялись митинги, уроки памяти. Сотрудниками и осужденными Колпинской воспитательной колонии, помимо указанных мероприятий, совместно с общественными организациями была облагорожена территория мемориального комплекса «Синявские высоты». Помимо общественной направленности, работа на мемориале ценна своей патриотической направлен ностью. Каждый гражданин России обязан знать историю своей страны и свято чтить подвиг народа. Воспитанники также участвовали в возложении цветов на Пискаревском мемориальном кладбище в г. Санкт-Петербург. Приобщение к участию в подобных акциях необходимо в целях повышения интереса у подростков. Взаимодействие с общественными и волонтерскими организациями, подростково-молодёжными центрами способствует формированию у несовершеннолетних стремления к правопослушному поведению, кроме того это важно для решения вопросов социальной адаптации воспитанников как в исправительном учреждении, так и за его пределами.

Значимость воспитательной работы сложно переоценить. Подготовка к любому мероприятию подразумевает под собой старательную, длительную и кропотливую работу. Каждый из воспитанников нацелен на результат.

Интересным является проект «Наставники: не рядом, а вместе», применяемый в некоторых воспитательных колониях (Ангарская ВК). Наставниками выступают спортсмены, предприниматели, общественные деятели. У каждого за плечами жизненный опыт и знания, которыми они могут поделиться с ребятами. Наставничество имеет большое значение в системе воспитания несовершеннолетних. Кроме спорта и творчества подростков также могут заинтересовать техника, строительство, моделирование, наука и многое другое. Некоторые наставники могут в дальнейшем оказать помощь в трудоустройстве ребят, в решении бытовых вопросов, поддержать на первоначальных этапах после освобождения. Проведение индивидуальной воспитательной работы с каждым воспитанником позволяет определить сферу деятельности, где каждый осужденный может реализовать свой потенциал, найти интересное для себя дело, что в последствии плодотворно повлияет на исправление несовершеннолетнего преступника.

Приведенные выше примеры работы ВК (Колпинской, Ангарской) не единичны. В исправительных учреждениях вопросам подготовки к освобождению и ресоциализации уделяется много внимания, однако по выходу на свободу несовершеннолетние оказываются, порой, со своими проблемами один на один. На сегодняшний день необходимо поставить вопрос о разработке индивидуальной программы работы с освобождаемым несовершеннолетним, в которую должен входить комплекс мероприятий, направленных на возвращение несовершеннолетнего в общество, предупреждение совершения новых преступлений, психологической поддержки, получение образования, трудовой обустройство и другое.

Библиогра фия:

1. План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года // Правительство России: сайт. URL: http://static.government.ru/media/files/3WkqE4G (дата обращения: 22.09.2021).

2. Показатели преступности России // Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/offenses_char (дата обращения: 22.09.2021).

3. Предов Т. Ресоциализация преступников-рецидивистов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - M., 1978.

4. Шатилов С.В. Освобождение несовершеннолетних из воспитательных колоний и их социальная адаптация: дис. ... канд. юрид. наук. - M., 1997.

5. Шмаров И.В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания (проблема социальной адаптации). - M.: Юрид. лит., 1974.

6. Дибиров M.T. Проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений: дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань, 2006.

7. Садовникова M.K Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Владивосток, 2011.

8. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ // Рос. газ. 28 июня 2016 г. №139

9. Шапарь MA Опыт зарубежных стран в вопросе ресоциализации осужденных в постпенитенциарный период // Вестник Краснодарского университета MВД РФ № 1. 2017. C. 37-40.

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р. Доступ из прав.-инфор. системы «ГАРАНТ»

11. Mинимальные стандартные правила обращения с заключенными. Приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г., (с изм. от 17 декабря 2015 г.). Правило 61. Правило 5. Правило 2. // Организация Объединенных Наций: сайт. URL: https://www.unodc.org/documents/justice-and-prison-reform/Nelson_Mandel (дата обращения: 30.09.2021)

12. УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области: офиц. сайт. URL: https://78.fsin.gov.ru/kolpinskaya-vospitatelnaya-koloniya/novosti-uchrezhdeniya/ (дата обращения: 15.09.2021).

References (transliterated):

1. Plan osnovnyh meropriyatij, provodimyh v ramkah Desyatiletiya detstva, na period do 2027 goda // Pravitel'stvo Rossii: sajt. URL: http://static.government.ru/media/files/3WkqE4G (data obrashcheniya: 22.09.2021).

2. Pokazateli prestupnosti Rossii // Portal pra/o/oi statistiki General'noj Prokuratury Rossijskoj Federacii. URL: h1tp://crimestatru/offenses_char (data obrashcheniya: 22.09.2021).

3. Predov T. Resocializaciya prestupnikov-recidivistov: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 1978.

4. SHatilov S.V. Osvobozhdenie nesovershennoletnih iz vospitatel'nyh kolonij i ih social'naya adaptaciya: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 1997.

5. SHmarov I.V. Preduprezhdenie prestuplenij sredi osvobozhdennyh ot nakazaniya (problema social'noj adaptacii). - M.: YUrid. lit., 1974.

6. Dibirov M.T. Problemy social'noj adaptacii lic, osvobozhdennyh iz ispravitel'nyh uchrezhdenij: dis. ... kand. yurid. nauk. - Ryazan', 2006.

7. Sadovnikova M.N. Resocializaciya nesovershennoletnih osuzhdennyh: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Vladivostok, 2011.

8. Ob osnovah sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 23.06.2016 № 182-FZ // Ros. gaz. 28 iyunya 2016 g. № 139

9. SHapar M.A. Opyt zarubezhnyh stran v voprose resocializacii osuzhdennyh v postpenitenciarnyj period // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD RF № 1. 2017. C. 37-40.

10. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda ot 29 maya 2015 g. № 996-r. Dostup iz prav.-infor. sistemy «GARANT»

11. Minimal'nye standartnye pravila obrashcheniya s zaklyuchennymi. Prinyaty na pervom Kongresse Organizacii Ob"edinennyh Nacij po preduprezhdeniyu prestupnosti i obrashcheniyu s pravonarushitelyami, sostoyavshemsya v ZHeneve v 1955 godu, i odobreny Ekonomicheskim i Social'nym Sovetom v ego rezolyuciyah 663 S (XXIV) ot 31 iyulya 1957 g. i 2076 (LXII) ot 13 maya 1977 g., (s izm. ot 17 dekabrya 2015 g.). Pravilo 61. Pravilo 5. Pravilo 2. // Organizaciya Ob"edinennyh Nacij: sajt. URL: https://www.unodc.org/documents/justice-and-prison-reform/Nelson_Mandel (data obrashcheniya: 30.09.2021)

12. UFSIN Rossii po g. Sankt-Peterburgu i Leningradskoj oblasti: ofic. sajt. URL: https://78.fsin.gov.ru/kolpinskaya-vospitatelnaya-koloniya/novosti-uchrezhdeniya/ (data obrashcheniya: 15.09.2021).

ICS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.