НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСВОБОЖДАЮЩИХСЯ ИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ
© Садовникова М. Н., 2007
М. Н. Садовникова — преподаватель
кафедры уголовного права Юридического института ИГУ,
руководитель Фонда «ЮВЕНТА»
Проблемы постпенитенциарной интеграции в общество освобождающихся из мест лишения свободы, обсуждаемые в теории и на практике в течение десятилетий, остаются актуальными и в настоящее
время.
Исполнение такого вида наказания, как лишение свободы, что подчеркивается многими исследователями1, к сожалению, несет в себе и ряд негативных последствий.
Так, вполне категорично, но весьма оправданно выглядит позиция В. Н. Кудрявцева, который отмечает: «...если какое-то исправление лиц, осужденных к лишению свободы, и достигается в рассматриваемых учреждениях (имеются в виду исправительные учреждения), то, во-первых, это происходит не благодаря, а вопреки нахождению их в неволе и, во вторых, это исправление недолговечно, неустойчиво и ненадежно, так как после освобождения возникают совершенно иные обстоятельства, влияющие на сознание и поведение бывшего преступника.»2.
Столь же категорично, но уже с точки зрения не исправления, а ресоциализации о современной уголовно-исполнительной системе отзывается Баранов Ю. В., который отмечает, что она «.выполняет функцию по изменению поведения осужденных, но не в сторону ресоциализации, а в сторону профессионализации преступного поведения, т. е. с точностью до наоборот, своеобразная эффективность со знаком «минус», негативная эффективность.»3. При этом автор, выявляя причины такой ситуации, отмечает, что «.происходит это потому, что в местах лишения свободы настоящего времени наказание реализовано не на лишении свободы, а на предельном ограничении базовых физиологических потребностей осужденных.»4.
Другими авторами вполне обоснованно подчеркивается, что социальная среда мест лишения свободы создает все условия для десоциализации лиц, когда формируется такой стереотип поведения, такие качества, которые не соответствует условиям реальной жизни5, когда «.чтобы нравственно исправить человека, его помещают в педагогически неблагоприятную социальную среду — среду преступников, .чтобы сделать из преступника полноценного члена общества, его подвергают физической и социальной изоляции от общества.»6.
Зубков А. И., отмечая противоречивый характер изоляции в условиях лишения свободы, подчеркивает, что «.с одной стороны, она создает условия, препятствующие продолжению преступной деятельности лица, влиянию на него лиц или групп, способствующих становлению на преступный путь, а также условия для постоянного контроля за поведением, для профилактики употребления алкоголя, наркотиков и т. д. С другой — ведет к нарушению социально-полезных связей, семейных отношений, формирует безразличное отношение к судьбе близких и своей собственной, порождает особые психические пограничные состояния личности — от полной фрустрации до аффективной озлобленности и агрессивности, что намного затрудняет общение, воспитательную работу, приводит к отрицательным результатам»7. О противоре-
чивости процесса перевоспитания в исправительных учреждениях отмечают и другие авторы: «.ряд процессов, происходящих в ИУ, способствует перевоспитанию осужденных, другие же препятствуют ему.»8.
Определенные проблемы, связанные с постпенитенциарной адаптацией, вызывает множество десоциализирующих факторов, сопровождающих осужденного во время отбывания наказания в виде лишения свободы и возникающих непосредственно после освобождения. Собственно десоциализирующие факторы сопровождают освободившегося из мест лишения свободы на протяжении достаточно длительного времени, если не всю жизнь.
Указанные выше обстоятельства обуславливают необходимость поиска новых, более оптимальных моделей исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних, в основе которых должна быть их ресоциализация. Рассмотрение процесса исполнения наказания в виде лишения свободы с точки зрения ресоциализации осужденных, позволяет с несколько иных позиций оценивать результативность применения различных средств исправления осужденных, организации всего воспитательного процесса в воспитательной колонии.
Международные стандарты касаются вопросов потпенитенциарной интеграции освобождающихся. Так, правило 58 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными9, гласит: «Целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является в конечном счете защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытии срока заключения и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечить свое существование»10. И далее в п. 60.2 отмечается, что желательно, чтобы перед завершением срока наказания принимались меры к постепенному возвращению заключенного к жизни в общество. Этой цели можно добиться с учетом особенностей каждого правонарушителя, вводя особый режим для освобождаемых либо в самом заведении, либо в каком-нибудь другом учреждении или же освобождая заключенных на испытательный срок, в течение которого они все же ос-
таются под надзором, при условии, что такой надзор не возлагается на полицейские власти и сочетается с эффективной социальной помощью.
О необходимости оказания содействия освобождаемым лицам правительственными или другими органами и учреждениями, которые должны иметь возможность доступа в пенитенциарные учреждения, отмечается в правиле 81 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.
Международные стандарты, касающиеся обращения с несовершеннолетними, закрепляют нормы, регламентирующие вопросы возвращения несовершеннолетнего в общество после освобождения из мест лишения свободы. Так, в п. 79 Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы11, закрепляется, что «на всех несовершеннолетних должны распространяться мероприятия по оказанию им помощи при возвращении в общество, к семейной жизни, по их обучению или трудоустройству после освобождения. .Компетентные власти должны предоставлять или обеспечивать услуги с целью оказания помощи несовершеннолетним для вовлечения их вновь в жизнь общества. С представителями учреждений, предоставляющих такие услуги, должны проводиться консультации, и они должны иметь доступ к содержащимся в исправительном учреждении несовершеннолетним с целью оказания им помощи в их возвращении в общество»12.
Рекомендации международных стандартов обращения с несовершеннолетними касаются использования промежуточных форм работы с несовершеннолетними осужденными, таких как исправительные учреждения с ослабленным режимом, воспитательные дома, центры дневной подготовки и другие аналогичные им соответствующие формы, которые могут способствовать надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества. В данном случае речь идет о важности опеки после освобождения из исправительного учреждения и особо указывается на необходимость создания сети учреждений промежуточного типа, подчеркивается также необходимость создания разнообразных учреждений и служб, рассчитанных на удовлетворение различных нужд молодых правонарушителей, возвращающихся в общество, и обеспечения руководства и структурной поддержки как важной меры для их успешной реинтегра-
ции в жизнь общества (п. 29.1 «Пекинских
правил»13).
Современное российское уголовно-исполнительное законодательство содержит возможность создания таких промежуточных форм для «успешной реинтеграции в жизнь общества» несовершеннолетних, освобождающихся из мест лишения свободы. Так, ст. 133 УИК РФ предусматривает для осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии в льготных условиях, возможность по постановлению начальника воспитательной колонии проживания в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии.
В настоящее время функционирование таких форм работы с несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы, на практике не реализуется. Это связано, прежде всего, с двумя обстоятельствами. Во-первых, отсутствие готовности сотрудников ВК нести ответственность за осужденных, проживающих в таких общежитиях. Так, опрос сотрудников, в том числе и начальствующего состава ВК, в ходе проводимых международных и общероссийских конфе-ренций14 показал, что из числа опрошенных (всего было опрошено 62 человека) только 5 сотрудников (психологи) считают, что такие общежития должны функционировать. Большинство опрошенных (51 человек) относятся к такой форме отбывания лишения свободы крайне отрицательно, ссылаясь на невозможность контролирования поведения осужденных в таких общежитиях («.они убегут, украдут, убьют, а нам отвечать.»). При этом на вопрос о том, исключают ли они такое поведение освобождаемых из мест лишения свободы (например, по концу срока или условно-досрочно), большинство ответили, что это уже не проблемы сотрудников ВК. Думается, что такая постановка вопроса связана, прежде всего, с тем, что среди рейтингов эффективности работы ВК отсутствует такой рейтинг, как совершение освобождаемым из данного учреждения повторного преступления, и соответственно «.отсутствие заинтересованности у сотрудников, занимающихся осуществлением карательно-воспитательного процесса, в конечном результате своего труда.»15.
В уголовно-исполнительной системе «в настоящее время действует система рейтингов учреждений и управлений УИС, оценивающая их деятельность посредством мно-
жества критериев, большинство из которых для общества никакого практического значения и важности вообще не имеют. Может быть, процесс рейтинга и имел бы смысл, если бы был акцентирован на области социальной реадаптации преступника после отбывания наказания; был бы там, например, такой важный для общества показатель, как “количество лиц, после отбывания наказания повторно совершивших преступле-ния”.»16.
Во-вторых, проблемы, связанные с финансированием таких общежитий, которые должны быть размещены за пределами воспитательной колонии, и должны быть оснащены всеми необходимыми условиями (спальные помещения, помещения для приема пищи, санитарно-гигиенические помещения, помещения для отдыха и т. д.). Необходима организация осужденных, находящихся в данных общежитиях с воспитательной, психолого-педагогической, досуговой точек зрения; их привлечение к труду и т. д. Некоторые сложности представляет процесс их обучения. При этом если организация таких общежитий будет устроена таким образом, что осужденные будут питаться, обучаться, проводить свободное время на территории ВК, а ночное — в общежитии за пределами ВК, думается, что сущностное содержание такой промежуточной формы исполнения наказания потеряет свою актуальность.
Создание таких общежитий для осужденных, отбывающих наказание в льготных условиях в ВК, должно предусматривать решение следующих вопросов:
1) бытовое устройство осужденных, в частности уборка помещений; решение вопроса с питанием осужденных (например, доставка в термосах из столовой ВК, но при этом самостоятельная помывка посуды); пользование банно-прачечными помещениями (или оборудование душевых и стиральной машины в общежитии или пользование банно-прачечным комплексом в ВК);
2) обучение осужденных в различных образовательных учреждениях (среднего, профессионального образования, высшего учебного заведения), расположенных как можно ближе к учреждению; решение вопросов, связанных с проездом осужденных в образовательные учреждения;
3) надзор администрации воспитательной колонии; в соответствии со ст. 83 УИК РФ администрация исправительного учреж-
дения вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных; о применении таких средств администрация обязана уведомлять осужденных;
4) дальнейшее трудоустройство осужденных (если окончание образования предполагается в ближайшее время или если существует возможность одновременного обучения и трудоустройства), социальная помощь (обращение в соответствующие службы), получение необходимых документов (например, медицинский полис, остальные документы должны быть подготовлены инспектором по трудовому и бытовому устройству ВК).
Механизм решения всех перечисленных выше вопросов должен быть отражен, как в нормах Уголовно-исполнительного Кодекса, так и в Правилах внутреннего распорядка ВК. Подробная регламентация вопросов функционирования данных общежитий должна быть отражена в соответствующем Положении.
Ресоциализационный эффект в рамках вышеобозначенной модели определяется следующим:
1) приобретение элементарных социальных навыков — самостоятельное передвижение осужденного по соответствующей местности (он уже знает маршрут передвижения, приобретение проездных документов и иные вопросы, связанные с его адаптацией); приобретение продуктов питания, иных предметов в магазинах и т. д.;
2) ответственность за себя, свои действия, поступки, поведение, последствия этого поведения (надзор за его поведением не может быть при этом определяющим фактором);
3) адаптация в трудовом или образовательном коллективе;
4) приобретение навыков расходования денежных средств (в соответствии с ч. 4 ст. 133 УИК осужденным на льготных условиях отбывания наказания, проживающим за пределами ВК в общежитиях под надзором администрации разрешается пользоваться деньгами и носить гражданскую одежду);
5) общение с родственниками, ближайшим бытовым окружением;
6) знание структур, в которые можно обратиться за оказанием помощи, для защиты
своих прав; навыки обращения в эти структуры (например, органы социальной защиты населения, центр занятости и т. д. в зависимости от ситуации);
7) отсутствие «эффекта возвращения».
В настоящее время эффективно организованная система работы таких общежитий, причем законодательно закрепленная, могла бы стать начальным этапом в организации государственной системы ресоциализации осужденных. Ы
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Хармаев Ю. В. К вопросу о социальной адаптации освобожденных из воспитательной колонии и рецидива преступности несовершеннолетних // Вестник Бурятского университета. Сер. 12. Вып. 2. Улан-Удэ, 2006. С. 202.
2 Кудрявцев В. Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003. С. 194.
3 Баранов Ю. В. Методика и методология ресоциализации осужденных как предпосылка повышения эффективности исполнения наказания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www/auditorium.ru.
4 Баранов Ю. В. Методика и методология ресоциализации осужденных как предпосылка повышения эффективности исполнения наказания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www/auditorium.ru.
5 Курганов С. И., Кравченко А. И. Социология для юристов : учеб. пособие для вузов. М., 2001. С. 111.
6 Курганов С. И., Кравченко А. И. Социология для юристов : учеб. пособие для вузов. М., 2001. С. 110.
7 Исправительная (пенитенциарная) педагогика : учебник для слушателей и курсантов учебных заведений МВД РФ / под общ. ред. А. И. Зубкова, М. П. Сту-ровой. Рязань, 1993. С. 32.
8 Пищелко А. В., Сочивко Д. В. Реадаптация и ресоциализация. М., 2003. С. 116.
9 Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г.) // Несовершеннолетние : сборник международных и российских правовых актов. М., 2006. С. 47.
10 Как заставить стандарты работать : практическое руководство по эффективному применению международных тюремных правил. М., 1998. С. 31.
11 Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (приняты ООН 14 декабря 1990 г.) // Несовершеннолетние : сборник международных и российских правовых актов. М., 2006. С. 79.
12 Там же.
13 Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) // Несовершеннолетние : сборник международных и российских правовых актов. М., 2006. С. 72.
14 Международная конференция «Реинтеграция несовер-
шеннолетних осужденных в общество», г. Орел апрель 2006 г.; международная научно-практическая конференция «Социальное сопровождение несовершеннолетних и молодежи, осужденных без изоляции от общества: основные проблемы и пути их разрешения»,
г. Иркутск, сентябрь 2006 г.; международная научнопрактическая конференция «Опыт работы общественных организаций и госструктур по социальному сопровождению несовершеннолетних осужденных: региональные модели», г. Москва, июнь 2007 г.
15 Авдеев В. Актуальные вопросы лишения свободы несовершеннолетних // Уголовное право. 2001. № 2. С. 3.
16 Скалаух С. Актуальные вопросы реформы УИС. Аналитическая записка. М., 2006. С. 7.